В договорах о передаче религиозной организации в пользование надгробных памятников предусматривается невозможность перемещения, изменения внешнего вида переданных объектов. В связи с многочисленными последними заявлениями директора музея городской скульптуры В.Н Тимофеева, тиражируемыми СМИ, о том, что музей " выбрасывают " на улицу, бесценные надгробные памятники усыпальницы " пострадают " или " станут недоступными " для посетителей, а епархия и лавра не готовы идти на переговоры, считаем необходимым подчеркнуть следующее. Все последние годы музей не готов был рассматривать хоть какие-то компромиссные варианты использования храма, в связи с нежеланием признавать церковь-усыпальницу, имеющую историко-культурную ценность, одновременно духовной ценностью и культовым сооружением. Напротив, табличка с надписью " пантеон " на здании Благовещенской церкви и ограда вокруг нее, отделяющая здание Благовещенской от всех остальных зданий лаврского каре, появились уже после возрождения в Лавре монастырской жизни. При этом долгие годы после официальной передачи монастыря Санкт-Петербургской епархии братия обители ждала переезда из занимаемых зданий станции переливания крови, предприятия " Прометей " и других учреждений, проявляя при этом большое терпение и понимание. За последние годы монастырь провел огромный объем восстановительных работ в лаврских зданиях, относящихся к памятникам федерального значения, переданных ему в пользование в разоренном, порой аварийном состоянии. Проделана огромная работа по возрождению старейшей обители Санкт-Петербурга, которая после торжественного празднования своего 300-летия оценивается как один из главных духовных центров страны. Труды по восстановлению лавры подтверждают состоятельность монастыря в деле восстановления и сохранения культурного и исторического наследия. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра неразрывно связана с историей России и ее культурой, искусственное противопоставление культуры и Церкви, свидетельствует о желании пренебречь нашей общей историей. Главный монастырь Санкт-Петербургской епархии – Александро-Невская лавра выражает надежду, что Благовещенской церкви будет возвращено её первоначальное историческое и богослужебное назначение, и она, как и прежде, станет местом молитвы, в том числе по всем погребенным в этой церкви. РЕКЛАМА

http://religare.ru/2_107096_1_21.html

При храме имеется баптистерий, в котором совершается Крещение с полным троекратным погружением. В нижнем храме, посвященном преподобному Иоанну Рыльскому, имеется баптистерий. На первом этаже храма имеется баптистерий, который украшен мозаиками из классических материалов. Таинство Крещения в монастыре совершается: Для принятия Таинства Крещения (и взрослых, и детей) обязательна предварительная беседа со священником об основах православной веры. Для крещения детей необходимо присутствие хотя бы одного из крестных, который должен быть православным христианином и также прийти вместе с обоими родителями на беседу со священником об основах православной веры. Огласительные беседы перед Крещением проводятся по субботам в 12.30 в храме преп. Иоанна Рыльского. В двунадесятые и престольные праздники, а также на первой седмице Великого поста, на Страстной и Светлой седмицах Таинство Крещения не совершается. Монастыри [ править править код ] Все монастыри Санкт-Петербурга Свято-Троицкая Александро-Невская лавра [ править править код ] Свято-Троицкая Александро-Невская лавра Монастырь основан в 1710 г. Адрес: Санкт-Петербург, набережная Монастырки, 1 (ст. метро «Площадь Александра Невского»). Храмы Свято-Троицкой Александро-Невской лавры: Святыни: Богослужение в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре: С понедельника по субботу Литургия в 7:00 и в 10:00; 17:00 — всенощное бдение. В воскресенье Литургия в 9:00, совершается по очереди в храмах Никольском и прп. Серафима Вырицкого. Подробнее... Иоанновский монастырь [ править править код ] Монастырь основан в 1900 г. святым праведным Иоанном Кронштадтским. Адрес: Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, д. 45 (ст. метро «Петроградская»). Храмы Воскресенского Новодевичьего монастыря: Святыни: Богослужение в Иоанновском монастыре: Начало всенощного бдения ежедневно в 17:00. Начало Литургии по будням в 8:30, по воскресениям — в 9:00, исповедь с 8:15. Ежедневно по окончании Литургии в храме-усыпальнице совершаются молебны. В 16:00 во вторник и среду — в храме-усыпальнице молебен с акафистом прав. Иоанну Кронштадтскому.

http://azbyka.ru/palomnik/Санкт-Петербур...

3.3.2. Епархиальные монастыри. Находятся под каноническим управлением епархиального архиерея. 3.3.3. Монастыри, приписные к ставропигиальным монастырям. Находятся в каноническом управлении Патриарха. Создаются при ставропигиальных монастырях, отличающихся особым благочинием и благоустроенной хозяйственной деятельностью. Ответственность за управление приписным монастырем несет наместник ставропигиального монастыря. Игумен приписного монастыря подчиняется Патриарху и наместнику ставропигиального монастыря и руководствуется их распоряжениями. 3.4. Лавры Ряду крупнейших монастырей, имевших особое значение в утверждении Православия на Руси и, как правило, отличавшихся обширностью территории или большим числом насельников, был присвоен статус Лавры. Первым таким монастырем стала Киево-Печерская Лавра. Впоследствии этот статус получили Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Александро-Невская Лавра, Почаевская Лавра и Успенская Святогорская Лавра. В настоящее время присвоение такого статуса является прерогативой Священного Синода. Лаврами могут именоваться как ставропигиальные, так и епархиальные монастыри. 3.5. Иерархическое руководство монастырем 3.5.1. Святейший Патриарх и Священный Синод. В соответствии с Уставом Русской Православной Церкви Священный Синод под председательством Святейшего Патриарха " осуществляет общее наблюдение за монашеской жизнью " . Полномочия Священного Синода в области управления монастырями определяются Уставом Русской Православной Церкви. Органом исполнительной власти Святейшего Патриарха и Священного Синода в вопросах, касающихся монастырей и монашества, является Синодальный отдел по монастырям и монашеству. Основной задачей Отдела является содействие монастырям Русской Православной Церкви в устроении монашеской жизни. Полномочия Синодального отдела по монастырям и монашеству определяются его уставом, а также указаниями Святейшего Патриарха и Священного Синода. 3.5.2. Епархиальный архиерей. В соответствии с правилами Вселенских и Поместных Соборов монастыри находятся в ведении епархиального архиерея, который, по определению Устава Русской Православной Церкви, " имеет высшее начальственное наблюдение за входящими в его епархию монастырями " , на основе канонической, административной и финансовой подотчетности. Конкретные права и обязанности епархиального архиерея в области управления монастырями определяются Уставом Русской Православной Церкви, гражданскими и внутренними уставами монастырей.

http://mitropolia.spb.ru/docs/polozhenie...

При входе императора схимник пал перед Распятием и в то же время, обратясь к своему высокому гостю, сказал: " Государь, молись " ». За перегородкой в келье «на столе стоял чёрный гроб, в котором лежала схима, свечи и всё, готовое к погребению. " Смотри, — сказал схимник, — вот постель моя и не моя только, а постель всех нас: в ней все мы, Государь, ляжем и будем спать долго " ». В разговоре с Государем схимник также сказал: «Ты Государь наш и должен бдеть над нравами. Ты сын Православныя Церкви и должен любить и охранять её. Так хошет Господь Бог наш». « " Многие длинные и красноречивые речи слышал я, но ни одна не понравилась мне, как слова сего старца " , — сказал потом Государь сопровождавшему его митрополиту Серафиму». Как знать, может быть, встреча со старцем Алексием повлияла на последующие события. Ведь живо мнение, что в Таганроге Император не умер, а отрёкся от мира и прожил остаток жизни в сибирских скитах под именем старца Фёдора Кузьмича. Монахи Александро-Невской лавры занимались миссионерской деятельностью среди языческих народов. После возвращения из Китая здесь некоторое время жил о. Иоакинф (Бичурин), бывший в 1807-1820 гг. начальником русской духовной миссии в Пекине. Здесь он готовил к изданию свои труды, имевшие огромное значение в деле становления мировой синологии. О. Иоакинф (умер в 1852 г.) похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Подвиг миссионерского служения в Америке нёс монах о. Гедеон, трудившийся в 1804-1807 гг. в составе православной миссии на острове Кадьяк, и многие другие. Александро-Невская лавра была резиденцией столичной духовной власти и местом частых паломничеств Царской Фамилии. Здесь нередко совершались торжественные Богослужения в присутствии Августейших особ, и поэтому все монастырские строения и храмы отличались пышностью и великолепием. Монастырские кладбища были самыми привилегированными в Петербурге. Каменное строительство в монастыре началось ещё при Петре I. Автором «Генерального плана строения» Александро-Невского монастыря был итальянский архитектор Доменико Трезини.

http://elitsy.ru/holy/1998/

Финал IV Конкурса изобразительных искусств «300 летию Александ­ро-Невской лавры посвящается...» и международного фестиваля ­современной православной ­духовной песни «Невские купола». Духовно-просветительский центр «Святодуховский». Александро-Невская лавра, Колонный зал Духовского корп. 25 ноября. Выставка работ лауреатов I, II, III и IV конкурсов изобразительных искусств «300 летию Александро-Невской лавры посвящается...» Концертно-выставочный зал «Смольный собор» (пл. Растрелли, 1). 30 ноября. Справка Формирование архитектурного ансамбля Александро-Невской лавры Каменный городок Невского монастыря — один из первых и самых крупных петербургских ансамблей XVIII столетия. Начало ему было положено одновременно с зарождением Санкт-Петербурга. Сам факт посвящения новой обители памяти прославленного полководца и дипломата, легендарного государственного деятеля придавал молодой российской столице исключительное значение. В феврале 1713 года императорским указом Петр I распорядился начать строительство. Уже в марте на левом берегу Черной речки (ныне р. Монастырка) было готово первое здание — деревянная Благовещенская церковь, где 25 марта (ст. стиль) отслужили первую Божественную литургию. От этой даты и начинается официальное летоисчисление Александро-Невской лавры. Автором составленного в 1715 году и утвержденного Петром I проекта, определившего на многие десятилетия главную идею развития монастыря, стал архитектор Доменико Трезини. Каменное строительство началось в 1717 году под руководством Александра Меншикова, с середины 1718 года практическое руководство стройкой взял на себя зодчий Христофор Конрат, а с начала 1720 года — его коллега Теодор Швертфегер. В присутствии Петра I 30 августа 1724 года состоялась торжественная церемония освящения верхней церкви во имя Александра Невского, где в тот же день установили перевезенную из Владимира гробницу с мощами святого благоверного князя. В нижней, Благовещенской, церкви, по престолу которой ныне принято именовать весь этот храм, погребены родственники императора Петра I, Александр Суворов, Михаил Милорадович, Александр Безбородко и другие государственные деятели, дипломаты и полководцы XVIII — первой трети XIX века. Свято-Троицкий собор возведен архитектором Иваном Старовым в 1790 е годы. Тогда же архитектурный ансамбль Александро-Невской лавры оформился окончательно.

http://e-vestnik.ru/analytics/aleksandro...

Отдельно стоявший в соборе мощевик приспособили под крышку для раки. 15 ноября 1922 года их увезли из Лавры и на следующий день отправили в Москву в Наркомюст. Мощи после долгих мытарств оказались в музее религии и атеизма, расположившимся в Казанском Соборе. (См. так же Православные святые места Российской Федерации). Частица мощей преподбномученика архидиакона Стефана доступна для поклонения в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре, в Санкт-Петербурге. На крышке раки с мощами святого Александра Невского находится семьдесят девять мощей святых. Известно, что до революционного переворота мощи князя хранились в драгоценной серебряной раке, изготовленной по указу Екатерины II. 13 января 1918 года Наркомат государственного призрения издал распоряжение о реквизиции жилых помещений Лавры и покоев митрополита для своих нужд. Бумага была подписана Александрой Коллонтай. Результатом этого стало трагическое столкновение, завершившееся кровопролитием — был смертельно ранен священномученик протоиерей Петр Скипетров. Весной и осенью 1919 года Наркомат юстиции дважды безуспешно пытался провести вскрытие раки с мощами святого Александра Невского. Масштабное изъятие церковных ценностей из лаврских храмов произошло весной 1922 года в рамках всероссийской кампании. 12 мая было проведено вскрытие серебряной раки с мощами святого князя Александра во время ее изъятия. Раку разобрали на части и вывезли в Зимний дворец. Сами мощи духовенство тогда отстояло — ларец с ними после осмотра был помещен в алтаре Троицкого собора. В это время на средства эконома Лавры взамен серебряной была изготовлена деревянная рака для мощей. Отдельно стоявший в соборе мощевик приспособили под крышку для раки. 15 ноября 1922 года их увезли из Лавры и на следующий день отправили в Москву в Наркомюст. Мощи после долгих мытарств оказались в музее религии и атеизма, расположившимся в Казанском Соборе. (См. так же Православные святые места Российской Федерации). Частица святых мощей великомученика Димитрия Солунского доступна для поклонения в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре, в Санкт-Петербурге.

http://elitsy.ru/holy/temple/7141/

3-4 ноября 2009 г. в Лавре и других местах Петербурга прошел Первый всероссийский ратный праздник «Сим победиши», посвященный Дню народного единства. В ходе его проведения был учрежден ежегодный форум «Александровский стяг», получивший название в честь св. Александра Невского, полководца Александра Суворова и императора Александра III. С 10 по 13 августа 2011 г. цветоводы Санкт-Петербурга и обители провели на ее территории выставку «Цветы северной столицы», при этом участники передали насельникам для украшения Лавры к 300-летию многолетники - пионы, флоксы, хосты, лилейники, выращенные на своих участках. При Лавре существуют две воскресные школы - детская и взрослая. В 2011 г. детская воскресная школа стала одним из организаторов и участников театрально-музыкального фестиваля «Ангельские лики», проходившего в центре «Святодуховский». С 2000 г. в обители периодически проводятся методические занятия для педагогов. До декабря 2000 г. Лавра выполняла и функцию учредителя православной гимназии св. кн. Александра Невского. Осуществляли насельники обители и другие образовательные программы, например, в начале 2000 г. приняли слушателей Богословских курсов в Финляндии и провели с ними 25 занятий по богословию, церковной музыке, иконописи и др. В конце 1997 г. при Лавре была создана школа церковных гидов (ныне курсы церковных экскурсоводов). Только за первые семь лет курсы закончили более 300 человек, выпускникам выдается лицензия на право проведения экскурсий по Лавре. Школа церковных гидов возникла при Паломнической службе обители, начало создания которой было положено в марте 1997 г. 11 апреля 2001 г. была получена лицензия, позволившая вести международную туристическую деятельность. Сегодня Паломническая служба располагает всеми возможностями для организации экскурсий, концертов духовной му­зыки, церковных трапез, а также обеспечивает транспортное обслу­живание паломников и туристов. В 2006 г., несмотря на то, что она сама находится в процессе восстановления, Александро-Невская Лавра взяла на себя окормление прихода храма св. кн. Александра Невского - памятника Российскому императорскому и белому флоту в г. Бизерте (Тунис) и начала работу по его реставрации. Исторически сложилось так, что с первых лет своего существования обитель была тесно связана с российским флотом. С возрождением Лавры, как действующего монастыря эта связь начала возобновляться, и в обитель за духовным окормлением стали обращаться многие представители морской общественности, среди них: Санкт-Петербургское морское собрание, фонд содействия флоту «Отечество», организация «Церковь и флот» памяти св. прав. воина Федора Ушакова.

http://ruskline.ru/special_opinion/kultu...

Эти записи на многое открыли мне глаза. Я стал трезвее, прежде все представлялось в розовом свете. Но это знание лишь укрепило в вере и правде. Стал яснее Промысл Божий о человеке, о Церкви Своей. Все живет по слову Господню: Созижду Церковь мою и врата адовы не одолеют ее. А от правды жизни что закрываться? Всяк человек есть ложь. Кем бы он ни назывался и кем бы ни был. Все мы наследники адамова греха, да еще свои добавляем. + + + Когда бы я ни пришел на могилку Владыки, там всегда множество людей. Разве что поздней ночью удавалось бывать там в одиночестве. Это о многом говорит, ведь прошли годы, а люди идут и идут к Владыке. Он очень много рукоположил людей в диаконы и во иереи, это был огромный всплеск. Прежде трудно было рукоположиться, а в те годы положение стало меняться. Благодаря этому наша епархия обрела в своих рядах множество удивительных людей. Игумен Пахомий (Трегулов), настоятель Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря Протоиерей Владимир Фоменко Человек сильного духа Мне довелось видеть на Санкт-Петербургской кафедре митрополита Пимена, будущего Патриарха, митрополита Никодима, митрополита Антония, митрополита Алексия, нынешнего Святейшего Патриарха, митрополита Иоанна, а также ныне здравствующего митрополита Владимира. Все они – прекрасные, замечательные, великие и достойные люди. Великолепно образованные, молитвенные. И эта преемственность продолжается. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), возглавлявший нашу кафедру с 1990 по 1995 гг., положил много сил по возрождению богослужебной жизни в нашем городе. При ним была открыта Александро-Невская Лавра, где возобновилась монашеская жизнь, начал издаваться просветительский журнал «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости». По благословению владыки Иоанна в 1993 году стала выходить первая городская православная газета «Православный Санкт-Петербург» (редактор А.Г.Раков). В те годы открывались храмы, благотворительные богадельни, началась активная церковная жизнь. Это была сильная, мощная личность, несмотря на внешнюю физическую немощь. Человек сильного духа. Хотя ножки его слабенько двигались, и голос был несильный, но человеком он был очень принципиальным, крепко православным и консервативным. Всех он призывал строго держаться Православия, ибо считал, что «нет другого нам корабля».

http://pravoslavie.ru/42470.html

На крышке раки с мощами святого Александра Невского находится семьдесят девять мощей святых. Известно, что до революционного переворота мощи князя хранились в драгоценной серебряной раке, изготовленной по указу Екатерины II. 13 января 1918 года Наркомат государственного призрения издал распоряжение о реквизиции жилых помещений Лавры и покоев митрополита для своих нужд. Бумага была подписана Александрой Коллонтай. Результатом этого стало трагическое столкновение, завершившееся кровопролитием — был смертельно ранен священномученик протоиерей Петр Скипетров. Весной и осенью 1919 года Наркомат юстиции дважды безуспешно пытался провести вскрытие раки с мощами святого Александра Невского. Масштабное изъятие церковных ценностей из лаврских храмов произошло весной 1922 года в рамках всероссийской кампании. 12 мая было проведено вскрытие серебряной раки с мощами святого князя Александра во время ее изъятия. Раку разобрали на части и вывезли в Зимний дворец. Сами мощи духовенство тогда отстояло — ларец с ними после осмотра был помещен в алтаре Троицкого собора. В это время на средства эконома Лавры взамен серебряной была изготовлена деревянная рака для мощей. Отдельно стоявший в соборе мощевик приспособили под крышку для раки. 15 ноября 1922 года их увезли из Лавры и на следующий день отправили в Москву в Наркомюст. Мощи после долгих мытарств оказались в музее религии и атеизма, расположившимся в Казанском Соборе. (См. так же Православные святые места Российской Федерации). Частица святых мощей апостола от 70-ти Тита доступна для поклонения в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре, в Санкт-Петербурге. На крышке раки с мощами святого Александра Невского находится семьдесят девять мощей святых. Известно, что до революционного переворота мощи князя хранились в драгоценной серебряной раке, изготовленной по указу Екатерины II. 13 января 1918 года Наркомат государственного призрения издал распоряжение о реквизиции жилых помещений Лавры и покоев митрополита для своих нужд. Бумага была подписана Александрой Коллонтай.

http://elitsy.ru/holy/temple/7141/

В монастыре духовным наставником инока Варлаама был схимонах Досифей, известный своей духовной жизнью. Впоследствии Варлаам был игуменом Спасо-Елеазарова монастыря Псковской епархии, затем архимандритом Новоторжского Борисоглебского монастыря Тверской епархии, а 5 октября 1768 г. был рукоположён во епископа Тобольского и Сибирского. Архиепископ Варлаам снискал большую любовь и уважение тобольской паствы своей подвижнической жизнью, благотворительностью и заботой о мирянах и о духовенстве. При нём впервые тобольские семинаристы были посланы в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. В Александро-Невском монастыре начинал свой монашеский подвиг знаменитый старец Феодор Ушаков. Он происходил из старинного дворянского рода Ушаковых. В молодости служил в Петербурге в Преображенском полку. Молодого офицера ожидала блестящая карьера, но Божий Промысл распорядился иначе. Однажды он стал свидетелем внезапной смерти своего приятеля. Этот трагический случай заставил его увидеть всю тщетность мирской жизни и непрочность земного благополучия. Иоанн решил удалиться от мира и бежал на берега Северной Двины в пустынные северные леса, где провёл три года в посте и молитве. С соизволения Елизаветы Петровны в 1747 г. он был пострижен в Александро-Невском монастыре с именем Феодор. Здесь он вёл строгую подвижническую жизнь и вскоре стал известен в столице своей праведностью. Многие из петербургских жителей всех слоёв общества стали обращаться к о. Феодору за духовными наставлениями. Десять лет провёл о. Феодор в Александро-Невском монастыре, а в 1757 г. перебрался в Саровскую пустынь, трудился для восстановления Санаксарского монастыря и Арзамасской Алексеевской женской общины. В начале XIX в. в Александро-Невской лавре жил старец схимонах Алексий. К нему приезжал император Александр I перед своей поездкой в Таганрог. Н. К. Шильдер пишет: «Когда дверь кельи отворилась, мрачная картина представилась глазам Государя: пол и все стены до половины были обиты чёрным сукном; с левой стороны у стены виднелось большое Распятие с предстоящими Богоматерью и евангелистом Иоанном; у другой стены кельи находилась чёрная, длинная деревянная скамейка; лампада, горевшая перед иконами, тускло освещала печальное жилище схимника.

http://elitsy.ru/holy/1998/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010