Архив Пн В Объединенном диссертационном совете по теологии состоялась защита диссертации епископа Скопинского и Шацкого Питирима 20 апреля 2022 г. 15:49 18 апреля 2022 года в актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) состоялось очередное заседание Объединенного диссертационного совета по научной специальности «Теология», созданного на базе ОЦАД, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета . По благословению ректора ОЦАД митрополита Волоколамского Илариона заседание возглавил заместитель председателя диссертационного совета профессор, доктор исторических наук А.Ю. Андреев. В ходе заседания состоялась защита кандидатской диссертации епископа Скопинского и Шацкого Питирима на тему «Гомилетическое наследие святителя Феофана, Затворника Вышенского». Научный руководитель диссертации — игумен Серапион (Митько), доктор теологии, профессор ОЦАД, заместитель директора Высшей школы юриспруденции и администрирования Высшей школы экономики. Официальными оппонентами выступили Р.М. Рупова, доктор философских наук, доцент кафедры библеистики Московской духовной академии, и протоиерей Павел Хондзинский, кандидат теологии, декан богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. В качестве ведущей организации выступил Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук. Цель диссертации епископа Питирима заключалась в изучении проповедей святителя Феофана, представляющих собой феномен в истории отечественной духовной словесности. Масштабность, богатство материала потребовали от автора диссертации обращения к таким структурообразующим аспектам исследования, как анализ эволюции гомилетического творчества святителя Феофана в разработке проповеднических приемов и расширении идейно-тематического содержания, определение художественного своеобразия проповедей в разные периоды служения, а также значения и места проповедей во всей жанровой системе духовно-богословского литературного наследия святителя Феофана.

http://patriarchia.ru/db/text/5918861.ht...

Состоялся семинар экспертной группы «Соотношение науки и веры» комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богословия Москва, 26 марта 2010 г. 25 марта 2010 года в Институте философии Российской академии наук прошел научный семинар экспертной группы «Соотношение науки и веры» комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богословия. Соведущими семинара стали секретарь комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богословия протоиерей Владимир Шмалий и куратор экспертной группы «Соотношение науки и веры», преподаватель философского факультета Государственного университета гуманитарных наук А.М. Малер. В ходе заседания участники обсудили три вопроса: «Вера как способ познания», «Религиозная вера с точки зрения науки» и «Наука с точки зрения религиозной веры». На семинаре прозвучали выступления представителей духовных школ, православных и светских учебных заведений, в том числе научных институтов Российской академии наук. Участники дискуссии обсудили пути диалога между Церковью и наукой. В ходе заседания была обнаружена высокая степень взаимопонимания между богословской и научно-философской средой. В список участников заседания вошли: секретарь ученого совета Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Кирилл Копейкин, заведующий кафедрой философии религии и религиозных аспектов Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктор философских наук В.Н. Катасонов, заместитель декана Миссионерского факультета ПСТГУ, доктор физико-математических наук А.Б. Ефимов, заведующий кафедрой богословских дисциплин и литургики Свято-Филаретовского института, магистр богословия Д.М. Гзгзян, директор Института философии РАН академик А.А. Гусейнов, научный руководитель Института философии РАН академик В.С. Степин, директор Института антропологии и этнологии РАН академик В.А. Тишков, заведующий сектором философии религии Института философии РАН и кафедрой метафизики и сравнительной теологии Государственного академического университета гуманитарных наук, доктор философских наук В.К. Шохин, заведующий кафедрой онтологии, логики и теории познания Государственного университета — Высшей школы экономики, доктор философских наук В.Н. Порус, заведующий отделом науки и техники Института философии РАН, доктор философских наук В.И. Аршинов; ведущий научный сотрудник Института философии РАН, доктор философских наук Г.Д. Левин, ассистент кафедры онтологии и теории познания факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов, кандидат философских наук И.В. Дуденкова, доцент кафедры культурологии Харьковского государственного университета, кандидат философских наук А.С. Филоненко.

http://pravoslavie.ru/34673.html

Arhiva La Moscova a fost inaugurat expoziia de fotografie „Viaa de zi cu zi. Preotul în oraele mici” 17 aprilie 2019 15:44 16 апреля 2019 года в Москве в Историко-культурном и просветительском центре Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета «Соборная палата» открылась выставка «Жизнь жительствует. Священник в малых городах». На фотовыставке представлено около 70 работ фотографа Сергея Пронина и исследовательские материалы ученых, сотрудников Лаборатории «Социология религии» ПСТГУ. Фотовыставка включает три тематические зоны, посвященные разным аспектам служения священнослужителей в малых городах: «Партнерский приход», «Жизнь не для себя», «Священник везде». Цель выставки — обратить внимание общества на роль священника в организации жизни малого города. «На фоне общей подавленности, оттока населения, неустроенности жизни в российской глубинке, священник оказывается тем человеком, который может собрать вокруг себя конструктивные силы поселка, вдохнуть в него новую жизнь, как духовную, так и общественную. По долгу своего служения священник оказывается везде: в школах, больницах, на официальных мероприятиях, в домах своих прихожан. Проживая свою жизнь не для себя, а для других, он оживляет все окружающее», — подчеркнула куратор выставки Эльга Канаева. По ее словам, исследования, проведенные в ПСТГУ, показали, что лучше всего это удается священникам, которые заботятся об устройстве сплоченной общины, поддерживают инициативы прихожан и приветствуют самоорганизацию, а не замыкают все задачи на себе. На церемонии открытия выступили сотрудники лаборатории и Православного Свято-Тихоновского богословского института. Проректор ПСТБИ и руководитель лаборатории протоиерей Николай Емельянов сообщил о направлениях исследований, проводимых в научном центре «Социология религии», и о том, почему эти исследования важны для подготовки будущих священников. Кроме этого, отец Николай рассказал о цивилизационном сдвиге, который совершило христианство, о его последствиях и дальнейшем участии в нем христиан. С приветственным словом также выступили научный сотрудник лаборатории Татьяна Крихтова, заведующий практическим отделом ПСТБИ чтец Кирилл Алексин, священник из малого города Нижегородской области протоиерей Арсений Ерзаулов и автор фотопроекта Сергей Пронин. Фотограф поделился впечатлениями об участии в работе исследователей и рассказал о том, как родилась и трансформировалась идея выставки, как за унылой серостью будней в малом городе ему удалось увидеть действительную жизнь. Выставка открыта для свободного посещения до 16 мая по предварительной регистрации . Пресс-служба ПСТГУ /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5414938...

поиск:   разделы   рассылка Алексей Беглов Церковная история в контексте социальной истории советского периода Источник:  Богослов. ру Портал Богослов.Ру публикует авторизованную расшифровку доклада и последовавшей за тем дискуссии научного сотрудника Института всеобщей истории РАН, к.и.н. А.Л. Беглова на состоявшемся 30 октября 2008 г. научно-методологическом семинаре Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета " Богословие в системе научного знания: традиции – современность – перспективы " . В семинаре принимали участие студенты и преподаватели ПСТГУ, Московского государственного университета, сотрудники других академических учреждений. Вел заседание доцент кафедры патрологии ПСТГУ П.Б. Михайлов. Алексей Львович Беглов: Прежде всего, я хочу поблагодарить организаторов семинара за внимание к предложенной сегодня теме и за приглашение выступить в стенах Свято-Тихоновского университета. Темой моего выступления – или лучше обозначить его жанр как рассуждение вслух – будут опыты и перспективы применения новейших методов и достижений социальной истории применительно к истории Русской Православной Церкви и непосредственно к истории Русской Церкви ХХ века. В литературе и в околоисторической публицистике существует достаточно давнее, хотя и условное, различение " истории декретов " и " истории народов " . Взаимодействие этих двух традиций в написании истории в ХХ веке давало интересные результаты. Можно остановиться только на нескольких примерах того, как в течение ХХ века различные исследования экономической, социальной, общественной жизни эллинистического мира и Римской империи добавляли нечто существенно новое в наши представления об истории ранней Церкви или о библейской истории. Здесь приятно отметить заслуги наших соотечественников, в частности, М.И. Ростовцева и И.И. Биккермана, а также – известного и здравствующего сегодня американского историка Питера Брауна. Их исследования в свое время внесли достаточно серьезные коррективы в историю христианской Церкви и позднеантичного мира. Так, Биккерман предложил взгляд на события, о которых повествует книга Маккавеев, как на конфликт внутри еврейского общества (между традиционной и ренегатской его частью), а не " внешний " конфликт – между евреями и эллинами, как это воспринималось ранее. Книги Ростовцева показали место торгового " среднего " класса в общественной, религиозной, политической жизни городов Востока Римской империи и Италии, место среднего класса в христианской общине, и как следствие – расширили наше знание об экономическом и общественном весе христиан в империи во II-III вв. Питер Браун позднее продемонстрировал механизм " социализации " христианства в западном Средиземноморье через систему патроната в IV-VI вв. Что было условием для этого изменения нашего исторического знания, которое совершалось в их трудах?

http://religare.ru/2_63180.html

Л. Кравец, руководитель Церковно-научного центра " Православная энциклопедия " и другие светские и церковные ученые. Со стороны Католической Церкви в конференции принимает участие профессор Роберт Тафт (Орден иезуитов, Папский Восточный институт в Риме). Участники конференции представят результаты своих исследований в области учения о Таинствах — сакраментологии. Богословие церковных Таинств будет рассмотрено как в исторической перспективе (в библейском, патрологическом, литургическом, каноническом аспектах), так и с точки зрения его изложения в системе догматического учения. Особое внимание будет уделено церковно-практическим вопросам, касающимся совершения Таинств. Запланирована работа секции, которая посвящена различным священнодействиям, не являющимся Таинствами в строгом смысле этого термина. В ходе подготовки к конференции состоялась серия научно-богословских семинаров, посвященных отдельным Таинствам. Семинары проводились на базе учебных заведений Русской Православной Церкви (Московская духовная академия, Санкт-Петербургская духовная академия, Минская духовная академия, Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Нижегородская духовная семинария, Тобольская духовная семинария). По итогам работы семинаров подготовлен сборник докладов, который будут представлен в качестве рабочего материала на конференции. В конференции принимают участие как отечественные, так и зарубежные ученые, специализирующиеся в различных областях научно-богословского знания (таких как библеистика, патрология, историческая литургика, каноническое право, догматическое и сравнительное богословие). На конференцию собрались более 100 ученых из крупнейших научных центров мира: университетов Оксфорда, Йеля, Парижа, Вены, Кембриджа, Милана, Сиены, Неаполя; из Папских Восточного института и Университета св. Ансельма; Свято-Сергиевского Богословского института в Париже; Свято-Владимирской семинарии (США). В программе – выступления представителей Константинопольской, Сербской, Элладской, Американской, Украинской, Православных Церквей, а также Нехалкидонитских Церквей, католических ученых, специалистов, принадлежащих к Англиканской и Лютеранской церквам. На конференции выступят преподаватели и сотрудники Московской и Санкт-Петербургской духовных школ; Православного Свято-Тихоновского университета; региональных духовных школ, а также Церковно-научного центра «Православная энциклопедия»; Издательского совета, ОВЦС МП и ряда академических институтов России.

http://pravoslavie.ru/24827.html

В ПСТГУ пройдет XVII Ежегодная богословская конференция 6 января 2007 г. 11:49 22-24 января 2007 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II пройдет зимняя сессия XVII Ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета . Данное научное мероприятие объединяет творческие усилия богословов, преподавателей и сотрудников духовных учебных заведений Русской Православной Церкви и других Православных Церквей, а также многих представителей гуманитарных наук академических институтов, университетов, музеев, архивов, библиотек, специалистов по церковному искусству. Главной целью и главным результатом конференции является достижение богословского и научного единства в осмыслении истин веры. В рамках конференции будет работать ряд секций: «История Русской Православная Церкви в ХХ века»; «Основные вехи 700-летних российско-грузинских государственно-церковных отношений»; «История Русской Церкви синодального периода»; «История миссий»; «Практическая миссиология»; «Культурология»; «Религиоведение. Проблемы религиоведения в современной России»; «Германская филология»; «Романская филология»; «Теория и история языка»; «Литературоведение, фольклор, текстология»; «История и литература Христианского Востока»; «Классическая филология»; «История и история педагогики»; «Духовно-нравственные ценности в российском образовании»; «Секция церковных художеств»; «Церковное пение». Планируется провести ряд круглых столов, посвященных актуальным проблемам современной гуманитарной науки и образования. Пленарное заседание, которое пройдет 22 января 2007 г. в конференц-зале 1-го гуманитарного корпуса МГУ, будет посвящено проблемам влияния Православия на культуру. Программу конференции можно найти на сайте www.pstgu.ru . За дополнительной информацией обращаться по адресу: Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23-Б, тел (495) 951-17-42, e-mail: nauka@pstbi.ru Тел.: 650-1178, 8-901-518-6066. E-mail: pressa@pstgu.ru . Патриархия.ru/ Пресс-служба Свято-Тихоновского университета Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/179019.htm...

поиск:   разделы   рассылка Дмитрий Ребров Прот. Владимир Воробьев: низкий уровень преподавателей ОПК вызывает нарекания Источник:  Нескучный сад В связи с низким уровнем богословской подготовки учителей, опыт преподавания ОПК в школах вызывает негативные отзывы, – об этом в рамках круглого стола " Теологическое образование в универсуме современной России " , прошедшего 21 декабря в помещении пресс-центра РИА Новости, журналистам сообщил протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского Университета – ведущего церковного вуза осуществляющего подготовку светских специалистов в области православного богословия. По мнению отца Владимира, низкий уровень преподавателей связан с тем, что в процессе подготовки педагогических кадров для этого предмета не используются возможности столичных и провинциальбных кафедр теологии. Сегодня система обучения учителей ОПК выглядит следующим образом: преподавателей на местах готовят специальные " тьюторы " , прошедшие 72-часовой курс подготовки в Институте повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в Москве. Как сообщают сотрудники Свято-Тихоновского Университета, из этих 72 часов православию в учебном плане отведены всего два часа, чего явно недостаточно. В то же время, около десяти лет в России существуют кафедры теологии, которые готовят качественных специалистов в области христианского богословия. Сегодня они действуют практически во всех регионах, однако большинство из подготовленных ими специалистов остается невостребованными. " Большинство кафедр влачат жалкое существование и пребывают на грани закрытия, –объясняет отец Владимир. – В первую очередь это связано с недостатком финансирования. Их выпускники не используются для преподавания ОПК, а ведь вводить такой предмет без кадров – это создавать лишнюю проблему " . " Выпускники не работают теологами, потому что просто не существует такой специальности " , – рассказывает отец Владимир. По его мнению, проблема трудоустройства выпускников многочисленных провинциальных теологических кафедр остается нерешенной. Несмотря на то, что учебные планы и стандарты по теологии были утверждены еще в начале 2000-х, до сих пор такой специальности как " теолог " не существует ни в списке рабочих профессий, ни в научной номенклатуре ВАК.

http://religare.ru/2_98781.html

ВПС – Вестник пастырского семинара/Православный Свято-Тихоновский богословский институт. М., 1996. 1, 2. ВРЗЕПЭ – Вестник Русского Западно-Европейского патриаршего Экзархата. Париж, 1947 ». 2; 1950–1989. 1–117. 1950. 1, 2/3, 4, 5; 1951. 6, 7/8; 1952. 9–12; 1953. 13–16; 1954. 17, 19, 20; 1955. 1957. 25–28; 1959. 1960. 33/34, 35, 36; 1961. 37, 38/39, 40; 1963. 41, 42/43, 44; 1964. 45, 46/47, 48; 1965. 49–52; 1966. 53, 54/55, 56; 1967. 57–60; 1968. 61, 62/63, 64; 1969. 65–68; 1970. 69, 70/71, 72; 1971. 73/74, 75/76; 1972. 77, 78/79, 80; 1973. 81/82, 83/84; 1974. 85/88; 1975. 89/90, 91/92; 1976. 93/96; 1978. 97/100; 1979. 101/104; 1980/1981. 105/108; 109/112; 1983. 113; 114; 1987. 115; 1988. 116; 1989. 117. ДМ – Духовный мир: Сб. работ учащихся Московских духовных школ/МДА. Сергиев Посад, 1994–1997. 1–4. ЕжБК ПСТБИ – Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института: Материалы/ПСТБИ. М., 1996–2000. 1996: [Доклады за] 1992–1996 гг.; 1997: [Доклады за] 1997 г.; 1998: [Доклады за] 1998 г.; 1999: [Доклады за] 1999 г.; 2000: [Доклады за] 2000 г. ИВ – Исторический вестник: Журнал/Юбил. комис. РПЦ. М.; Воронеж, 1999–2000. 1–11. 1999. 1, 2, 3/4; 2000. 1(5), 2(6), 3/4(7/8), 5/6(9/10). Спец. вып.: Материалы междунар. конф. «Христианство на пороге нового тысячелетия» М., 20–22 июня 2000 г. Ч. 1; Спец. вып.: Материалы междунар. конф. «Христианство на пороге нового тысячелетия» М., 20–22 июня 2000 г. Ч. 2. ИХМ – Искусство христианского мира: Сб. ст./Православный Свято-Тихоновский богословский институт. М., 1997–2000. Вып. 1–4. 1996. Вып. 1; 1998. Вып. 2; 1999. Вып. 3; 2000. Вып. 4. МБ – Мир Библии: Иллюстр. альманах/Российское Библейское общество; Библейско-богословский институт св. апостола Андрея. М., 1993–2000. Вып. 1–7. 1993. Вып. 1; 1994. Вып. 2; 1995. Вып. 3; 1997. Вып. 4; 1998. Вып. 5; 1999. Вып. 6; 2000. Вып. 7. ППр – Путь Православия: Журнал/Московский Патриархат, Отдел религиозного образования и катехизации. М., 1993–1996/1997. 1–5. 1993. 1, 2; 1994. 3; 1995. 4; 1996/1997. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чрезвычайно ценно также обильное использование богослужебных текстов, молитв, песнопений. Литургическое предание должно рассматриваться наравне с богословскими трудами Святых Отцов как первичный источник православного боговедения. Нелегко представить современному читателю духовные сокровища Православия, не вдаваясь в суконный язык учебников, но эту задачу отец Иларион выполнил с полным успехом. От всей души желаю широкого распространения «Таинству веры» и плодотворного богословского и духовного творчества его автору. Протопресвитер Борис БОБРИНСКИЙ , ректор Свято-Сергиевского Православного богословского института в Париже Предисловие автора ко второму изданию Эта книга была написана «на одном дыхании» – в течение Великого поста 1992 года. В своем первоначальном виде она представляла собой подборку материалов для лекций по догматическому богословию, не предназначенных для печати. Книга увидела свет в 1996 г. по инициативе группы студентов Свято-Тихоновского православного богословского института. Вскоре появились английский и французский переводы. Отдавая русский текст в руки переводчиков, автор всякий раз вносил в него изменения, сокращения и уточнения. Так появилось на свет настоящее, второе издание. Книга не является систематическим изложением догматического богословия Православной Церкви. Жанр книги может быть определен как личный комментарий автора, православного священника, к догматам Православной Церкви. Поэтому книга скорее ставит вопросы, чем дает ответы. Так как книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся учением Православной Церкви в его историческом развитии и в его отношении к современным проблемам, автор считал необходимым дать читателям возможность услышать живой голос учителей Церкви и некоторых ее ведущих богословов, и потому приводил буквально их высказывания относительно основных догматов вероучения. Догмат – слово греческое; оно означает непреложную истину, принимаемую на веру и общеобязательную для христиан (от греч. dogma – «закон», «правило», «постановление») 1 . Догматы богооткровенны, потому что они основаны на Священном Писании , хотя окончательно сформулированы в позднейшую эпоху. Они являются достоянием всей Церкви как выработанные ее соборным разумом. В отличие от догматов, ереси (от греч. hairesis – букв. «выбор», «изъятие») представляют собой богословские мнения, противопоставленные церковному учению, как бы изъятые из его контекста. Все догматы были сформулированы в ответ на возникавшие ереси. В свою очередь, и ереси рождались из недоумений по основным пунктам вероучения. Многовековая история христианства наполнена постоянной борьбой с ересями: в этой борьбе крепло сознание Церкви, оттачивались формулировки, развивалось богословское мышление. Система православного догматического богословия – итог всей двухтысячелетней истории христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

— Я считаю, что задача каждого — заниматься своим делом. Моей задачей было защищать диссертацию. Чтобы следить за соблюдением формальных норм было достаточное количество людей, в том числе и представители ВАКа. Поэтому я этим вопросом даже не интересовался. Но что бы ни решил ВАК, деятельность моих оппонентов не станет от этого менее нравственно нечистоплотной, а их некомпетентность в области теологии менее вопиющей. — На Ваш взгляд, насколько реальны перспективы теологии в России? Она продолжит развиваться как внутрицерковная дисциплина, или может стать вполне светской, как в Европе? — Сейчас в поле ВАКовской теологии у нас присутствуют три конфессии: православные, мусульмане и иудеи. Все три в один голос выступают за то, чтобы теология была конфессиональной. И вообще, что такое светская теология? С моей точки зрения, это даже не вполне теология. Это может стать какой-то разновидностью религиоведения, не более того. — Ожидать ли нам бума диссертаций по теологии, в том числе в ПСТГУ, или люди продолжат защищать церковные диссертации по богословию? — Я думаю, будет и то, и то. Павел Владимирович Хондзинский родился в 1956 г. в поселке Ильинское Московской области. В 1982 г. окончил Петербургскую государственную консерваторию по классу фортепиано. Занимался исполнительской деятельностью и преподавал в Государственном музыкальном училище имени Гнесиных. В 1995 г. рукоположен в сан диакона, в 1996 г. — в сан священника. В 1999 г. окончил Православный Свято-Тихоновский богословский институт, с 2000 года — преподаватель его богословского факультета. В 2007-2010 гг. — заведующий кафедрой пастырского и нравственного богословия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. В 2010 г. защитил диссертацию на соискание степени кандидата богословия по теме «Разрешение экклесиологических проблем русского богословия XVIII — начала XIX вв. в трудах святителя Филарета, митрополита Московского», в том же году назначен заведующим кафедрой практического богословия. В 2011 г. возведен в сан протоиерея. В 2012-2016 гг. — заместитель декана богословского факультета ПСТГУ по воспитательной работе. В 2015 г. защитил диссертацию «Русское вне-академическое богословие XIX в.: генезис и проблематика» на соискание степени доктора богословия. С 2016 г. — декан богословского факультета ПСТГУ. В 2017 г. защитил первую в России диссертацию на соискание признанной государством степени кандидата теологии по теме «Разрешение проблем русского богословия XVIII века в синтезе святителя Филарета, митрополита Московского».

http://patriarchia.ru/db/text/5005569.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010