Митрополит Волоколамский Иларион посетил Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне 16 апреля 2013 г. 09:16 13 апреля 2013 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион во главе паломнической группы Русской Православной Церкви прибыл на Святую Гору Афон. В составе группы: заместитель председателя ОВЦС игумен Филарет (Булеков) , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, секретарь приходов Московского Патриархата в Италии иеромонах Антоний (Севрюк) , помощник председателя ОВЦС иеродиакон Иоанн (Копейкин), сотрудник ОВЦС А.Г. Чуряков, православные миряне И.И. Саввиди, Р.Н. Чайковский, Л.М. Севастьянов и М.У. Паркер. Паломничество началось с посещения обители Новая Фиваида, находящейся в ведении Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. Некогда в Новой Фиваиде подвизалось до 400 русских святогорцев. Вследствие драматических событий ХХ века обитель опустела. В настоящее время началось ее восстановление. Гости поклонились святыням Новой Фиваиды, среди которых — икона преподобного Исаака Сирина с частицей его честных мощей, осмотрели храмы и корпуса, ознакомились с ходом восстановительных работ. Затем митрополит Иларион и сопровождающие его лица прибыли в Свято-Пантелеимонов монастырь. После торжественной встречи по афонскому обычаю во вратах обители, гости прошествовали в собор, где поклонились честной главе святого великомученика и целителя Пантелеимона и другим святыням обители. Митрополит Иларион обратился к братии с приветственным словом. В тот же день председатель ОВЦС и сопровождающие его лица посетили скит Свято-Пантелеимонова монастыря Старый Русик, в котором в настоящее время ведутся масштабные реставрационные работы. Вернувшись в Свято-Пантелеимонов монастырь, паломники молились за малой вечерней в соборном храме. После уставной трапезы владыка Иларион проследовал в храм на воскресное dcehoщhoe бдение, во время которого возглавил полиелей. 14 апреля, в неделю четвертую Великого поста, митрополит Иларион совершил Божественную литургию в соборном храме. Ему сослужили викарий Киевской митрополии епископ Бородянский Варсонофий , игумен обители архимандрит Иеремия, братия монастыря и члены паломнической группы в священном сане. На уставной трапезе председатель ОВЦС обратился к братии со словом назидания . После краткого отдыха паломническая группа Русской Православной Церкви, тепло простившись с братией, отбыла в Иверский монастырь. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2911546.ht...

Новые храмы и монастыри В минувшем году в нашей Церкви появился 21 новый монастырь, – 10 мужских и 11 женских. Священный Синод благословить открыть обители во Владимирской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Псковской, Рязанской, Самарской, Ставропольской епархиях, а также в Башкирии, Бурятии, Дагестане, Карелии, на Камчатке и в Молдавии. Наиболее важным, пожалуй, является воссоздание Успенской Саровской пустыни, где подвизался знаменитый на весь православный мир русский святой – преподобный Серафим Саровский. Возрожденная пустынь будет находиться в самом центре закрытого города ядерщиков Сарова, храм обители построен на месте кельи преподобного. При обители создан также скит, где будут испытываться желающие поступить в Успенскую пустынь послушники. Кроме того, открылись следующие обители: Николо-Радовицкий и Николо-Берлюковский мужские монастыри (Московская епархия); Казанский женский монастырь в г. Рязани; Мужской монастырь во имя великомученика и целителя Пантелеимона в г. Петропавловске-Камчатском; Ильинская Водлозерская пустынь близ деревни Куганаволок (Республика Карелия); Крестовоздвиженский женский монастырь в г. Кизляр (Республика Дагестан); Марфо-Мариинский женский монастырь в с. Ира Кумертаусского р-на (Республика Башкирия); Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь в с. Троицкое (Республика Бурятия); Георгиевский женский монастырь в Предгорном районе (Ставропольская епархия); Александровский мужской монастырь в г. Суздале (Владимирская епархия); мужской монастырь в честь Всех святых, в земле Сибирской просиявших, в г. Черепанове (Новосибирская епархия); Никольский мужской монастырь в р. п. Саргатка и Серафимовский женский монастырь в с. Татьяновке (Омская епархия); Симанский Спасо-Казанский женский монастырь в г. Острове и Свято-Троицкий Творожковский женский монастырь в с. Финева Гора (Псковская епархия); Покровский женский монастырь в с. Лукино (Нижегородская епархия); Богородичный Казанский мужской монастырь в с. Винновка (Самарская епархия);

http://pravoslavie.ru/700.html

С середины 1920-х гг. греческое правительство предприняло ряд энергичных действий по эллинизации Афона. Светские власти чинили всевозможные препятствия приезду послушников, иноков и паломников в славянские монастыри. Правительство Греции дало своим заграничным представительствам негласные указания – не пропускать на Афон никого, кто желал бы остаться там навсегда и принять монашество. Одним из средств подрыва славянских монастырей стало введенное в 1938 г. запрещение вывоза со Святой Горы богослужебных книг и церковных предметов нового времени, имевших только рыночную ценность. Эти книги были результатом миссионерской издательской деятельности русских обителей Афона и служили делу религиозного просвещения славянских народов 35 . Свято-Пантелеимоновский монастырь неоднократно протестовал против попрания своих прав «Новым канонизмом» и фактического запрещения въезда на Святую Гору новых иноков – негреков. Однако обращения в Кинот, к Константинопольскому Патриарху, греческому правительству и в 1931 г. – даже в Лигу Наций не дали никаких результатов 36 . Архиепископ Виталий (Максименко) в докладе Епархиальному съезду русской Северо-Американской епархии от 19 марта 1935 г. так охарактеризовал сложившуюся на Святой Горе ситуацию: «Еще тяжелее [чем в Бессарабии] положение на Афоне, попавшем под Греческую власть. Там в русские монастыри никого не пускают и ждут, пока перемрут старые русские монахи, чтобы завладеть русскими монастырями и их ценностями» 37 . В первой половине 1920-х гг. в афонские обители еще смогло поступить некоторое количество русских эмигрантов, но в дальнейшем их приезд был запрещен. Последним пополнением русских обителей Святой Горы были монахи из входивших тогда в состав Чехословакии Закарпатья и Пряшевской Руси. В 1922–1928 гг. оттуда приехал только в Свято-Пантелеимоновский монастырь 21 инок, однако затем греческое правительство перестало выдавать визы и карпатороссам. Следует упомянуть, что с августа 1920 г. по 19 мая 1922 г. в скиту Новая Фиваида Свято-Пантелеимоновского монастыря проживал епископ Екатеринославский и Новомосковский Гермоген (Максимов), часто служивший в храмах разных монастырей Святой Горы. Владыка имел теплые личные отношения с настоятелями многих афонских обителей: Свято-Пантелеимоновского монастыря – архимандритом Мисаилом, Свято-Андреевского скита – архимандритом Митрофаном, Свято-Ильинского скита – архимандритом Иоанном, скита Новая Фиваида – иеросхимонахом Ионой, сербского монастыря Хиландар – архимандритом Митрофаном и болгарского монастыря Зограф – архимандритом Владимиром 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего, иеродиакона Пантелеимона, прости ему грехи его, вольные и невольные, и в Царствии Твоем с праведными сопричти! Иеродиакон Пантелеимон (в миру Шустов Денис Геннадьевич) родился 6 июня 1978 года в городе Алма-Ате, говорится в некрологе написанном в Московской Духовной Академии . В 1992 году стал насельником Благовещенского монастыря города Мурома. В этом же году был направлен в Свято-Троице-Никольский монастырь города Гороховца. 9 июля 1996 года был пострижен в иночество с именем Пантилеимон в честь великомученика и целителя Пантелеимона. 19 декабря следующего года рукоположен в сан иеродиакона. С 1998 по 2002 обучался на заочном отделении Владимирской духовной семинарии. Затем был зачислен на 2 курс Московской духовной семинарии, которую закончил весной 2006 года. По окончании семинарии поступил в Московскую духовную академию на церковно-практическое отделение. В конце ноября 2006 года отправился на обучение в Грецию для полного освоения древнегреческого и новогреческого языка и изучения греческих рукописей, с целью написания кандидатской диссертации по исторической литургике. Иеродиакон Пантелеимон посление годы был одной из ключевых фигур среди сотрудников студенческого журнала «Встреча». Обладая вдумчивым умом и крепкой памятью, о. Пантелеимон всегда являлся источником творческого вдохновения для однокашников и коллег. Став служителем престола Господня, он досконально изучил православное богослужение и со свойственной ему отзывчивостью помогал вновь рукоположенным диаконам постигать тайны литургического богообщения. _____________ Вспоминает друг и коллега о. Пантелеимона Николай Солодов: Со своей матерью он много путешествовал. Они продали квартиру и уехали. Сибирь, Костромская область… Это были не просто скитальчество, но и духовные поиски. Мать приняла монашество. И с 14 лет о. Пантелеимон жил в монастыре: Муром, Гороховец, Зосимова пустынь. В 17 лет принимает постриг и он, а в 18 он уже иеродиакон. Несколько лет он жил в Георгиевском скиту в 20 км от Гороховца — настоящая пустыня: лес, озера, 2-3 человека братии, а иногда и в одиночку. Потом уже в Зосимовой пустыни заочно закончил Владимирскую семинарию. Поступил в Московскую. Учился легко, быстро и живо схватывая новую информацию.

http://pravmir.ru/ierodiakon-panteleimon...

23 нояб. 1941 г. в Жировицком монастыре состоялась хиротония архим. Филофея (Нарко) во епископа Слуцкого, викария митрополичьей М. е. 30 нояб. 1941 г. митр. Пантелеимон и еп. Филофей прибыли в Минск, к-рый стал резиденцией митрополита. В первую очередь архиереи занялись ремонтом минских храмов. Для этого были организованы церковные комитеты, деятельность к-рых взял под свою опеку еп. Филофей. 3-9 марта 1942 г. в Минске под председательством митр. Пантелеимона состоялся Собор епископов, в к-ром участвовали Брестский еп. Венедикт (Бобковский) и еп. Филофей (Нарко). С правом совещательного голоса на Соборе присутствовал архим. Афанасий (Мартос) , 8 марта 1942 г. рукоположенный во епископа Витебского и Полоцкого. По решению Собора Гродненская епархия (территория к-рой вошла в состав Вост. Пруссии) была объявлена автономной. Туда был назначен еп. Венедикт (Бобковский) с титулом «Белостокский и Гродненский». В Вост. Белоруссии были учреждены епархии с центрами в Минске, Могилёве, Новогрудке, Смоленске и Витебске. Их границы совпадали с границами оккупационных административно-территориальных округов (гауптбецирков). Правящим архиереем М. е. стал митр. Пантелеимон с титулом «архиепископ Минский, митрополит всея Беларуси». Ему было также поручено управление Жировицким мон-рем с добавлением к титулу «священноархимандрит Жировицкой Свято-Успенской обители». Еп. Филофей был определен на Могилёвскую и Мстиславскую кафедру, но в Могилёв выехать он не смог. На заседании Собора 9 марта 1942 г. был принят Устав Белорусской Православной Церкви; заместителем митрополита избрали еп. Филофея (Нарко). Собор завершился избранием членов Синода Белорусской Церкви, в к-рый вошли митр. Пантелеимон, архиеп. Венедикт, епископы Филофей и Афанасий. Вскоре после завершения работы Собора митр. Пантелеимон был отстранен нем. властями от управления М. е., он передал свои полномочия еп. Филофею, оставив за собой заведование общими вопросами. Увольнение стало следствием позиции митр. Пантелеимона, согласившегося на провозглашение автокефалии Белорусской Церкви только при условии ее одобрения со стороны митр. Сергия (Страгородского) и предстоятелей др. Поместных Православных Церквей. 2 июня 1942 г. митр. Пантелеимон был заключен в Ляданский Благовещенский монастырь, в кон. дек. 1942 г. перевезен в г. Вилейка.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

После долгой бюрократической войны с советскими и греческими властями первые русские монахи (всего 6 человек) смогли приехать из Москвы на Святую Гору Афон для постоянного проживания там только в 1966 году. Руссик к этому времени был доведён до крайнего обезлюживания, опустошения и разрухи. Даже получив такое «пополнение», четыре года спустя настоятель Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря игумен Илиан писал: «Всего нас осталось 14 человек…» [xxxii]. Кривошеин Василий, монах. [Проект] Положение Афона, 1941 г., стр 1, Архив Русской Эмиграции, далее АРЭ. Брюссель. Idem. лист 2. Послание королю Александру от февраля 1924 г. АРЭ, Брюссель. [iv] Послание королю Александру от 2 июля 1929 г. АРЭ, Брюссель. [v] Послание Патриарху Димитрию от 2 июля 1929 г. АРЭ, Боюссель. [vi] Краткие сведения о Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне, июль 1929 г. АРЭ, Брюссель. [vii] Idem. [viii] Idem. [ix] Кривошеин Василий, монах. [Проект] Положение Афона, 1941 г., стр. 2, АРЭ, Брюссель. [x] Вопросы Священного Кинота русскому Свято-Пантелеимонову монастырю, 1922 г. стр.1-3, АРЭ. Брюссель. [xi] Письмо Игумена Монастыря Святого Пантелеимона Архимандрита Мисаила в Кинот от 19 июля 1931 года за 82. [xii] Вопросы Священного Кинота русскому Свято-Пантелеимонову монастырю, 1922 г. стр.1-3, АРЭ. Брюссель. [xiii] Протокол заседания Собора Русского Монастыря Святого Пантелеимона 14 июня 1931 года, стр. 19-20, АРЭ, Брюссель. [xiv] Idem. стр. 22-25. [xv] Описание насильственного возвращения в Русский Монастырь Святого Пантелеимона изгнанного из него рясофорного послушника Паисия Ипсиланта 30.07.1931 г., АРЭ. Брюссель. [xvi] Послание Архимандрита Мисаила Вселенскому Патриарху Фотию от 8 августа 1931 года АРЭ, Брюссель. [xvii] Послание Архиепископа Константинопольского Фотия в Русский на Афоне Монастырь от 17 августа 1931 года, перевод, АРЭ. Брюссель. [xviii] Письмо Архимандрита Мисаила Святейшему Вселенскому Патриарху Фотию от 22 августа 1931, 104, АРЭ. Брюссель. [xix] Idem. [xx] Кривошеин Василий, монах.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=1&iid=17...

Икона святого великомученика Пантелеимона, написанная ко дню коронации Николая II, вернется в Ново-Афонский монастырь 18 мая 2009 г. 12:47 Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона с житием, принадлежавшая обители святого апостола Симона Кананита в Новом Афоне (Абхазия) и утраченная в советские годы, в понедельник 18 мая вернется в абхазский монастырь. Как сообщила РИА «Новости» пресс-служба депутата Госдумы РФ, члена Комитета по международным делам Ивана Саввиди, организовавшего возвращение святыни, в 13.00 от новоафонского храма Покрова Пресвятой Богородицы начнется крестный ход к монастырю Симона Кананита. Икона доставлена в Новый Афон из Ростова-на-Дону на минувшей неделе. В торжественной церемонии передачи иконы монастырю примут участие председатель Госдумы РФ Борис Грызлов , президент Абхазии Сергей Багапш, управляющий Сухумо-Абхазской епархией священник Виссарион Аплиаа (Абхазия находится на канонической территории Грузинской Православной Церкви ), другие представители духовенства, паломники. Образ был написан в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне (Греция) ко дню коронации Николая II и передан в дар Ново-Афонской обители святого Симона Кананита в 1896 году (русский монастырь на территории Абхазии, названный Новым Афоном, был построен в XIX веке в связи с угрозой выселения русских иноков с греческого Афона). После Октябрьской революции 1917 года икона была утрачена из монастыря, здание которого в советские годы использовалось в качестве общежития. Возможно, святыню собирались вывезти за границу — на ней остались следы распилов. После выхода в эфир на телеканале «Спас» 14 июля 2008 года программы «Русский час. Итоги», затрагивавшей тему восстановления православных святынь, в приемную депутата Саввиди, который принимал участие в программе, поступил звонок. Звонившие рассказали о возможном местонахождении утраченной много лет назад реликвии (конфиденциальность информации сохраняется по просьбе источника). На тыльной стороне иконы была обнаружена надпись: «Икона сия писана и освящена на Святой горе Афонской в Русском святого великомученика и целителя Пантелеимона монастыре, от коего и послана в благословение Христолюбивым жителям в благодатную помощь, покров и заступление всем с верою и усердием прибывающим ко святому Пантелеимону и умильномолящимся перед честным Его образом». Экспертная комиссия Аукционного дома «Гелос» (Москва) установила подлинность иконы. Иван Саввиди выступил с предложением возвратить икону в новоафонскую обитель, которой она была некогда подарена. Переговоры с правительством Абхазии и служителями Сухумо-Абхазской епархии увенчались успехом. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/646930.htm...

С середины 1920-х гг. греческое правительство предприняло ряд энергичных действий по эллинизации Афона. Светские власти чинили всевозможные препятствия приезду послушников, иноков и паломников в славянские монастыри. Правительство Греции дало своим заграничным представительствам неглас­ные указания - не пропускать на Афон никого, кто желал бы остаться там навсегда и принять Свято-Пантелеимоновский монастырь неоднократно протестовал против попрания своих прав «Новым канонизмом» и фактического запрещения въезда на Святую Гору новых иноков - негреков. Однако обращения в Кинот, к Константинопольскому Патриарху, греческому правительству и в 1931 г. - даже в Лигу Наций не дали никаких Естественно, что правительство Советского Союза в период жестоких антирелигиозных гонений 1920-х – 1930-х гг. не предпринимало никаких шагов для защиты интересов Русской Православной Церкви на Афоне. В первой половине 1920-х гг. в афонские обители еще смогли поступить некоторое количество русских эмигрантов, но в дальнейшем их приезд был запрещен. Последним пополнением русских обителей Святой Горы были монахи из входивших тогда в состав Чехословакии Закарпатья и Пряшевской Руси. В 1922-1928 гг. оттуда приехал только в Свято-Пантелеимоновский монастырь 21 инок, однако затем греческое правительство перестало выдавать визы и карпатороссам. Следует упомянуть, что с августа 1920 г. по 19 мая 1922 г. в скиту Новая Фиваида Свято-Пантелеимоновского монастыря проживал епископ Екатеринославский и Новомосковский Гермоген (Максимов), часто служивший в храмах разных монастырей Святой В этот же период некоторое время проживал на Афоне (в 1920, 1921 и 1924 гг.) и будущий Первоиерарх Русской Православной Церкви за границей митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий). В середине 1920-х гг. на Святую Гору приехали и остались там более чем на 20 лет два молодых русских эмигранта, внесших значительный вклад, как в историю Афона, так и Русской Православной Церкви в целом. Первым из них был учившийся в Парижском Свято-Сергиевском богословском институте художник и иконописец Сергей Семенович Сахаров. 18 марта 1927 г. С.С. Сахаров принял монашеский постриг с именем Софроний в русском Свято-Пантелеимоновском монастыре. О первых годах пребывания на Афоне он вспоминал, как о «самых блаженных». 30 апреля 1930 г. монах Софроний был рукоположен известным сербским святителем епископом Охридским Николаем (Велимировичем).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=6&iid=919

В Свято-Андреевском скиту торжественное собрание во главе с Патриархом Афинагором заседало в трапезной. Но участники этого собрания не пригласили настоятеля скита – престарелого архимандрита Михаила. Это было символично, русское монашество оказалось как бы «за бортом афонского корабля». Во второй половине 1960-х гг. число русских святогорцев продолжало уменьшаться. Огромный урон Свято-Пантелеимоновскому монастырю наносили пожары. Наиболее опустошительным был пожар 23 октября 1968 г., когда выгорела вся восточная часть монастыря с шестью параклисами, сгорели гостиницы и келлии. На выгоревшей земле чудом осталась жива маслина, посаженная некогда от ростка дерева, выросшего на месте кончины св. вмч. Пантелеимона 150 . В 1968 г. скончался настоятель Свято-Андреевского скита архимандрит Михаил, избирать нового игумена скита не представляло смысла, так как братство состояло всего из нескольких человек. Наконец, в 1971 г. закончилась русская история скита: умер последний его насельник из России – отец Сампсон. Однако, по некоторым данным, уже после смерти архимандрита Михаила последний монах скита сдал ключи в кириархический Ватопедский монастырь и поселился в Свято-Пантелеимоновском монастыре, который также пережил большой пожар – в 1968 г. 151 . Правда, после смерти о. Сампсона в Свято-Андреевский скит был назначен один из прибывших из СССР монахов, но он не справился с управлением скитом, и в 1972 г. «греки объявили Андреевский принадлежащим Ватопедскому монастырю». По воспоминаниям схиигумена Илия (Ноздрева), бывшего в то время насельником Свято-Пантелеимоновского монастыря, русские монахи делали попытки вернуть скит. По инициативе иеромонаха Ипполита (Халина) было составлено прошение в Ватопедский монастырь. В 1982 г. руководство этой обители ответило русским монахам: «Хорошо, мы не против, только дайте человек десять для поселения в скиту. Если хотя бы столько будет насельников – занимайте скит». Однако тогда в Свято-Пантелеимоновском монастыре проживало лишь около 30 насельников, поэтому, когда отец Ипполит обратился к настоятелю обители – архимандриту Иеремии (Алехину), тот не предпринял никаких попыток решить судьбу скита.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

СЛУШАЛИ: 6. Прошение Преосвященного Епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия об утверждении игумена Александра (Лукина) наместником Благовещенского мужского монастыря г. Нижнего Новгорода. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить игумена Александра (Лукина) наместником Благовещенского мужского монастыря г. Нижнего Новгорода. СЛУШАЛИ: 7. Рапорт Преосвященного Епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия об утверждении монахини Никоны (Желяковой) настоятельницей Николаевского Георгиевского женского монастыря села Абабково Павловского района Нижегородской области. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить монахиню Никону (Желякову) настоятельницей Николаевского Георгиевского женского монастыря села Абабково Павловского района Нижегородской области с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: 8. Рапорт Преосвященного Епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия об утверждении монахини Антонии (Мироновой) настоятельницей Иверского женского монастыря города Выкса Нижегородской области. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить монахиню Антонию (Миронову) настоятельницей Иверского женского монастыря города Выкса Нижегородской области с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: 9. Прошение Преосвященного Архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона о преобразовании Свято-Покровского прихода с. Верхнемакеевка Кашарского района Ростовской области в Свято-Покровский мужской монастырь и об утверждении игумена Алипия (Филина) наместником обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование Свято-Покровского прихода села Верхнемакеевка Кашарского района Ростовской области в Свято-Покровский мужской монастырь. 2. Утвердить игумена Алипия (Филина) наместником Свято-Покровского мужского монастыря села Верхнемакеевка Кашарского района Ростовской области. СЛУШАЛИ: 10. Прошение Преосвященного Епископа Саратовского и Вольского Лонгина об утверждении иеромонаха Никона (Полякова) наместником Свято-Никольского мужского монастыря г. Саратова. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить иеромонаха Никона (Полякова) наместником Свято-Никольского мужского монастыря г. Саратова.

http://sedmitza.ru/lib/text/429529/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010