За глухим забором уже отданная епархии эта церковь и теперь, Богослужения не проводятся. «Недалеко от Маркуц находится самая возвышенная местность в окрестностях г. Вильно... любимое место прогулок Императора Александра I» (16). В Маркучяй, как называют теперь этот пригород, на ул. Субачяус 124, рядом с домом музеем Пушкина, на пригорке, с 1905 года стоит маленькая каменная и очень изящная домовая церовь, освященная во имя святой великомученицы Варвары. В этом храме когда-то был маленький иконостас, престол и проводились службы. Здесь в 1935 г. отпевали Варвару Пушкину, супругу млачшего сына Александра Сергеевича,Григория Пушкина(1835–1905) не успевшего увидеть воплощенный замысел – домовую церковь . Варвара Алексеевеа много сделала для сохранения в усадьбе реликвий, связанных с именем Поэта, прадеда которого, африканца Ганнибала, окрестил в Пятницкой церкви нашего города в 1705 году Петр Великий. На старом православном Свято-Евфросиниевском кладбище, храм во имя св.Преподобной Евфросинии Полоцкой, сооружен в 1838 году Виленским купцом, церковным старостой Тихоном Фроловичем Зайцевым. В 1866 году , на средства бывшего городского генерал-губернатора Степана Федоровича Панютина(1822–1885), в нем устроен иконостас (14). В начале ХХ века стараниями священника Александра Карасева церковь приняла современный облик. В 1914 году освещена вторая «кладбищенская зимняя церковь », в честь святителя Тихона Задонского , небесного покровителя храмоустроителя Тихона Фроловича, на том месте , где с 1839 года находится его усыпальница. До обретения Литвой независимости, с 1960 года в пещерной церкви был склад и каменнотесная мастерская. В июле 1997 Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил литию у входа в этот храм.(15) Стараниями прихода св.Преподобной Евфросинии Полоцкой, сохранена и часовня памятник-мемориал покровителя русского воиства св. Георгия Победоносца поставленная в 1865 году, на месте захоронения русских солдат, погибших в 1863 году во время военных действий в пределах Северо-Западного края. Когда-то у часовни «...была ажурная чугунная дверь с бронзовыми украшениями, помещялась большая икона св. Великомученника Георгия Победоносца в массивном киоте, и теплилась неугосимая лампадка», но уже в 1904 году констатировалось, что «лампады в данное время нет и сама часовня требует ремонта» (14).

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Во время крестного хода в процессии следовали королева эллинов, великий князь Константин Константинович, великая княгиня Елизавета Феодоровна. Раку внесли в монастырский собор, а на следующий день — в Спасский храм, основанный самой преподобной. Воспоминания современников сохранили для нас память об одном из первых чудесных исцелений, совершенных после перенесения мощей преподобной в Полоцк. В Спасском монастыре жила монахиня, страдавшая тяжелым заболеванием желудка. Врач лишился всякой надежды снасти больную; тело ее было в пролежнях, а боль ослабляли наркотиками. Сестры, выполняя желание больной, привели ее в храм и подняли на помост, где она приложилась к открытым мощам преподобной Евфросинии. После этого монахиня почувствовала такой прилив сил, что смогла подняться и идти без посторонней помощи. Наутро доктор встретил больную во дворе безо всяких заметных признаков недуга. Но недолго пробыла в своей обители преподобная. Согласно постановлению «народного комиссариата юстиции РСФСР» 13 мая 1922 года рака с мощами преподобной Евфросинии была вскрыта. В заключении «врачебно-научной» экспертизы указывалось, что «труп мумифицировался вследствие благоприятных почвенных условий». При вскрытии мощей нашли записку иерея Клавдия, в которой было написано: «...Мы не дерзали никогда раскрывать святое тело преподобной матери нашей Евфросинии, только тогда, когда свидетельствовали ея». После вскрытия мощи отправили на атеистическую выставку в Москву, а оттуда — в Витебск, где их держали в качестве экспоната местного краеведческого музея. Драгоценная рака была реквизирована вместе с другими ценностями обители. Во время немецкой оккупации верующие перенесли нетленные останки преподобной в Свято— Покровскую церковь Витебска, а 23 октября 1943 года мощи возвратились в Полоцкий Спасо—Евфросиниевский собор. Один из участников этого события вспоминает: «Поздним вечером из Витебска в Полоцк пришел вагон с мощами святой Евфросинии. Несмотря на комендантский час, когда жителям запрещалось выходить на улицу, комендант разрешил двум священникам и четырем мирянам... проводить мощи с железнодорожной станции в собор Святой Софии. Уже была ночь, когда мы с трудом возложили стародавний дубовый гроб — колоду на устланную коврами повозку. Впереди и позади нас шло по двое немецких солдат, которые то ли следили за нами, чтобы мы не совершили какой-либо диверсии, то ли охраняли нас от встречных немцев. Мы шли за повозкой и пели стихиру: «Веселися, монастырь Спасов, и светло ликуй земля Полоцкая».

http://pravicon.com/info-2284

Евфросиниевская трапезная церковь В 1833 г. жители Полоцка впервые обратились в Синод с просьбой о перенесении мощей преподобной Евфросиньи в обитель, основанныю ею. И только в 1910 году мощи святой вернулись в родную обитель. Но не долго пробыла в своей обители преподобная. В 1928 г. монастырь закрыт и разорен. Мощи прп. Евфросинии и драгоценный крест были изъяты. Богослужения в Спасо-Евфросниевском храме возобновились в 1943 г. во время оккупации. С разрешения немецких властей верующим удалось вернуть в Полоцк святые мощи прп. Евфросинии, находившиеся в Витебском музее. Но драгоценный крест бесследно исчез. В 1960 г. монастырь был вновь закрыт. Часть сестер была переведена в Жировицкий монастырь, а часть осталась в городе. Полоцкие монахини не оставляли мощей прп. Евфросинии и своего храма. 6 июля 1989 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возрождение Спасо-Евфросиниевского женского монастыря. И всего за несколько лет обитель, трудами священноначалия, сестер и множества почитателей Преподобной, преобразилась. Звонница В 1997 году в канун праздника Воздвижения Креста Господня в Спасский монастырь был торжественно привезен воздвизальный Крест, воссозданный по образцу древнего Евфросиниевского Креста, утерянного в годы Великой Отечественной войны. А год спустя Преосвященным Феодосием, епископом Полоцким и Глубокским, была обретена еще одна монастырская святыня - вериги преподобной Евфросинии. Помещенные в гроб, в котором нетленные мощи святой перевозили из Киева в Полоцк, вериги находятся ныне в Кресто-Воздвиженском соборе. В архитектурный комплекс монастыря входят Спасо-Преображенский храм (1152-61 гг.), Свято-Крестовоздвиженский собор (1893-97 гг.), ворота-звонница (1882 г.) с жилым монастырским корпусом, жилые, производственные и подсобные помещения. В центре монастырского комплекса находится Спасо-Преображенский храм - «жемчужина» полоцкой школы зодчества. Построена она в середине XII в. выдающимся полоцким зодчим Иоанном. Спасо-Преображенский собор - уникальный. В нем почти полностью остались первозданные росписи XII в. - от пола до самого купола. Разумеется, они в разной степени сохранности, есть потери, но в целом предстаёт единый живописный ансамбль внутреннего убранства храма.

http://sobory.ru/article/?object=00287

После того как мощи преподобной перенесли в Киево-Печерскую лавру, жители Полоцка не оставляли надежды вернуть их в родной город. С 1580 года Спасский монастырь находился в ведении католического ордена иезуитов, затем пиаров 1 . Когда в 1832 году Спасо-Преображенский храм обители был возвращен православным, начались ходатайства о перенесении святыни в родной край; они продолжались 77 лет. Святейший Синод не давал разрешения на перенесение мощей главным образом из-за господствовавшего тогда в Полоцке иноверия. В 1870 году в Киево-Печерской лавре от мощей святой была отделена частица среднего перста правой руки и принесена в Витебск, где хранилась в ковчеге до весны 1871 года, после чего была передана в Полоцкий монастырь. И наконец, в 1909 году царь-страстотерпец император Николай II подписал резолюцию о возвращении мощей преподобной в Полоцк. Из Киева святыню перевозили по Днепру на пароходе 737 км, а затем несли на руках от Орши до Полоцка через Витебск 201 км. Эти памятные события вошли в историю как Свято-Евфросиниевские торжества, которые длились целый месяц. В местах остановок мощи преподобной встречали крестным ходом под звон колоколов. Люди в благоговении вставали на колени, держа в руках зажженные свечи. Храмы не могли вместить всех, желавших поклониться святым мощам, и часто службы проходили под открытым небом. В перенесении мощей участвовали члены императорской фамилии: греческая королева Ольга Константиновна 2 , великий князь Константин Константинович и будущая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна. Сохранились телеграммы, передающие дух тех событий, которыми обменялись жители Киева и Полоцка. Осознавая величие переживаемого момента, киевляне пожелали присоединиться к ликованию Полоцкого края и через городского голову приветствовали Полоцк следующей телеграммой: «Древний город Киев, бывший более семисот лет хранителем святыни, ныне объединился со всею Северо-­Западною Русью в высоком чувстве духовного ликования о знаменательном торжестве перенесения святых мощей преподобной Евфросинии, Промыслом Божиим направленных в Полоцкий удел, дабы многих привести ко спасению. Да процветет же под покровом святыни древний православный Полоцк, и да возродится вновь бывшая славная Полоцкая земля». В ответ на это полоцкий городской голова также прислал телеграмму: «Мать городов русских — Киев. В знаменательный день отправления на родину покровительницы земли Полоцкой, святой княжны Евфросинии, Полоцк, в лице городской думы, приносит тебе глубокую сыновнюю благодарность за сохранение святыни его в века тяжелого для него испытания и молит Бога, да укрепит Он тебя на бесконечные века как источник духа, нравственного света, каковым был ты доныне. Молитва эта всей земли Полоцкой будет переходить заветом из рода в род, из века в век за твое величие и процветание, колыбель Православия Киев». Благодаря этим торжествам почитание преподобной Евфросинии вышло далеко за пределы Полоцкой епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/6088038.ht...

Известен следующий анекдотический факт, действительно имевший место. Однажды В. С. Беер приходит ко всенощному бдению в субботу в Троицкий монастырский храм и спрашивает у уставщицы-монахини: «Матушка София! Какой сегодня у нас глас?» – Восьмой, – отвечает она. – Скажите, какое совпадение! В Духовом монастыре тоже восьмой глас. При В. С. Беере слава семинарского хора совсем поблекла. Очень плохо и нестройно исполняли даже гласовое пение, не говоря уже о партесном. Следующий после епископа Антония ректор семинарии протоиерей Николай Тучемский не знал действительного положения вещей и, по-видимому, сам был не очень музыкальным, ибо мирился с плохим пением. Я же первую половину учебного года не был в семинарии и приехал только в конце января. Ректор не знал, что я считаюсь помощником регента хора. И вот в связи с хором у меня с ним произошел любопытный казус. Дело было после Пасхи во время экзаменов в первом богословском классе. Я уже был диаконом. В субботу на всенощном бдении я получил распоряжение ректора завтра служить литургию в Знаменской церкви в помощь больному настоятелю протоиерею Александру Сосновскому. Вдруг во время канона о. ректор получает записку от инспектора семинарии Льва Александровича Белявского с просьбой выделить часть семинарского хора на завтра в кладбищенскую Ефросиниевскую церковь пропеть архиерейскую службу. Владыка Феодосий почему-то не хотел дома в Свято-Духовом монастыре служить государственный молебен и решил ехать в Евфросиниевскую церковь – там по новому стилю как раз был престольный праздник. Л. А. Белявский числился псаломщиком этой церкви (за занимаемую при церкви квартиру), хора же там не было. Отец ректор вызвал из хора в алтарь поочередно трех моих товарищей, лучших певцов: Имшенника, Каминского и Комара, предлагая им завтра с частью семинарского хора провести литургию в Евфросиниевской церкви. Они все категорически отказались. Кого же я пошлю, – чуть ли не с плачем сказал он (такова была его манера говорить). О. Евстафия Баслыка, – ответили они ему.

http://pravoslavie.ru/30044.html

Новый период в истории Спасо-Евфросиниевского монастыря начался в Великую Отечественную войну. По разрешению оккупационных властей в 1943 году обитель стала восстанавливаться (после своего закрытия в 1925 г.). Благодаря усиленным ходатайствам полоцких монахинь мощи преподобной Евфросинии были возвращены из Витебской Свято-Покровской церкви в монастырь. Раку с мощами угодницы Божией установили в Спасо-Преображенском храме слева от алтаря. В 1946–1947 годах под руководством Е. Ащепкова был сделан обмер храма, не внесший серьезных изменений в реконструкцию, предложенную исследователями ранее. Однако обследование сохранившихся под современной крышей частей древней кладки позволило бы изучить храм гораздо более детально. Поэтому в 1976 году были вновь проведены исследование и обмер верхних частей здания, а также заложен шурф у его северо-восточного угла. Полученные данные помогли по-новому понять значение архитектурных форм Спасской церкви и приблизиться к документальной реконструкции ее первоначального облика. После закрытия монастыря в 1960 году Спасо-Преображенский храм был единственным действующим в Полоцке и находился в распоряжении приходской общины. Святые мощи небесной покровительницы земли Полоцкой, к великому утешению верующих, и после закрытия обители на протяжении всех последующих лет оставались в Спасском храме. По воспоминаниям местных жителей, в дни особо чтимых праздников – на Пасху, Рождество, Крещение – в древний храм Спаса приходило столько людей, что многим из них приходилось молиться на паперти, а также близ церкви на соборной площади. Прихожане общины сохранили несколько небольших колоколов, в которые звонили сестры еще до закрытия монастыря. Поскольку в годы лихолетья власти запретили совершать колокольный звон, один из колоколов был установлен на хорах Спасского храма, и звон стал совершаться внутри церкви. Когда начала восстанавливаться обитель, сохранившиеся колокола повесили в одной из башен Кресто-Воздвиженского собора, а в 1992 году колокола переместили во вновь построенную колокольню, находящуюся над святыми вратами.

http://sobory.ru/article/?object=04904

— На протяжении ХХ века мощи преподобной еще не раз «путешествовали»: во время Первой мировой войны, затем при советской власти. — В 1915 году, во время Первой мировой вой­ны, насельницы Полоцкого монастыря были эвакуированы в Ростовский Авраамиев монастырь, куда были перевезены мощи преподобной и церковные ценности. И только в 1921 году сестры смогли вернуться в родной Полоцк. За эти годы в Ростове погибла или была изъята безбожными властями значительная часть монастырского имущества, утрачены монастырский архив и библиотека. Милостью Божией мощи преподобной уцелели, и вернувшиеся в Полоцк сестры перевезли их с собой. В 1922 году советскими властями была изъята серебряная рака, изготовленная для святых мощей в 1910 году, а мощи доставлены в Витебский музей. В 1925 году напрестольный крест-ковчег, изготовленный по благословению игумении Евфросинии, был передан в Полоцкий финотдел. Эта величайшая святыня находилась в музеях Минска, затем Могилева и в 1941 году в начале войны бесследно исчезла. В 1925 году монастырь был закрыт. Некоторые сестры остались жить в Полоцке у знакомых и родственников, а остальные переехали на отведенный им участок земли из-под вырубленного леса, где организовали сельскохозяйственную артель «Пеньки». В 1943 году монастырь был открыт, а мощи переданы из Витебска в Полоцкую обитель, где находятся до сего дня. В 1961 году монастырь опять закрыли, а монахини были отправлены в Жировичский Свято-Успенский монастырь. Спасо-Преображенский храм, где пребывали мощи преподобной Евфросинии, был передан на попечение приходской общины и долгие годы являлся единственным действующим в Полоцке и его окрестностях. Монахини, которые остались жить в Полоцке и Полоцком районе, продолжали ухаживать за святыней, пели и читали во время богослужений. — В 1990 году началось возрождение Спасо-­Евфросиниевского монастыря, в котором вы принимали непосредственное участие. — В 1985 году старостой Спасо-Преображенского прихода стала Татьяна Никодимовна Храповицкая, впоследствии монахиня Таисия, которая в то время работала инженером на заводе «Измеритель» в Новополоцке. Будучи старостой, Татьяна Никодимовна стала добиваться открытия монастыря. Однако планы властей были иными: они решили сделать на территории обители туристический комплекс. Крестовоздвиженский собор должен был стать планетарием, Спасо-Преображенский храм — музеем, а сестринские корпуса — гостиницей для туристов. Тогда Татьяна Никодимовна поехала в Москву, чтобы добиться разрешения на открытие монастыря, но получила ответ, что легче открыть десять приходов в Полоцкой епархии, чем один монастырь. Тем не менее верующие не оставляли своих усилий, и 6 июля 1989 года последовало определение Священного Синода Русской Православной Церкви о возрождении Спасо-Евфросиниевского женского монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/6088038.ht...

Завершился Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Кирилла в Белоруссию Москва, 29 сентября 2009 г. 25-28 сентября 2009 года состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Белорусский экзархат, сообщает пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси . Днем 25 сентября Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в национальный аэропорт «Минск-2». После краткой пресс-конференции Святейший Патриарх Кирилл проследовал в минский Свято-Духов кафедральный собор. Затем в резиденции Президента Республики Беларусь состоялась встреча Его Святейшества с А.Г. Лукашенко. Святейший Патриарх Кирилл и Президент Республики Беларусь посетили строящийся храм-памятник в честь Всех святых в Минске, а также выставку, посвященную истории строительства храма. Вечером этого дня во Дворце Республики состоялся торжественный акт в честь Первосвятительского визита Его Святейшества в Беларусь. Утром 26 сентября Святейший Патриарх Кирилл посетил Минское епархиальное управление, после чего в Институте теологии имени святых Мефодия и Кирилла Белорусского государственного университета Предстоятель Русской Православной Церкви был удостоен степени доктора богословия honoris causa. Святейший Владыка поделился своими размышлениями о значении богословской науки для современного общества с руководством, преподавателями и учащимися Института теологии. Затем Святейший Патриарх Кирилл возложил цветы к монументу Победы в Минске, посетил Дом милосердия с храмом в честь праведного Иова Многострадального в белорусской столице. Вечером этого дня Предстоятель Русской Церкви прибыл в Полоцк, где совершил утреню с чином Воздвижения Креста Господня в Полоцком Спасо-Евфросиниевском женском монастыре. 27 сентября, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском соборе Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря. Затем Святейший Владыка посетил Спасо-Преображенский храм обители, где осмотрел уникальные фрески XII века.

http://pravoslavie.ru/32088.html

4 июня, накануне дня памяти преподобной Евфросинии, мощи святой были торжественно перенесены из Киево-Печерской Лавры в Полоцкую обитель. Мощи угодницы Божией внесли в Кресто-Воздвиженский собор, где было отслужено всенощное бдение. На следующий день, по окончании Божественной Литургии, мощи святой перенесли из собора в древнюю Спасо-Преображенскую церковь. С 1913 года в монастыре было введено перенесение мощей преподобной Евфросинии из Спасского храма в Кресто-Воздвиженский собор. Мощи преподобной находились в соборе до осени, а затем, в первое воскресенье после праздника Покрова Божией Матери, их возвращали в древнюю церковь. В современный период жизни обители, с 1994 года, накануне дня памяти преподобной Евфросинии в Кресто-Воздвиженский собор из Спасо-Преображенского храма переносили мощи угодницы Божией, а в день праздника, 5 июня, после богослужения крестным ходом их возвращали обратно. Это совершалось до 2006 года. С 27 декабря 2006 года в связи с начавшимися реставрационными работами в Спасской церкви Кресто-Воздвиженский собор стал местом постоянного пребывания святых мощей. 29 мая 2007 года из Бреста была привезена серебряная рака для мощей преподобной (изготовлена художником-ювелиром Н.П. Кузьмичом), в которую и были переложены мощи угодницы Божией из прежней, дубовой раки. 17 августа 2009 года в соборе над мощами преподобной Евфросинии была установлена деревянная сень. (Изготовлена минским резчиком М.М. Юревичем и расписана художниками-иконописцами Минского Свято-Елисаветинского монастыря.) В XX веке Кресто-Воздвиженский собор сильно пострадал. В 1920-е годы храм был поврежден снарядами и пустовал, поскольку иконы были изъяты при эвакуации 1915 года. В церковно-ризничной описи монастыря за 1922 год говорится о том, что собору «требуется капитальный ремонт, т. к. крыши, стены и окна повреждены снаружи» (ГАВО, ф. 1821, оп. 1, д. 133, л. 6). В годы Великой Отечественной войны в одном из монастырских корпусов располагалось немецкое командование, поэтому часть территории обители, включая Кресто-Воздвиженский собор, была обнесена колючей проволокой, за которой содержались русские военнопленные.

http://sobory.ru/article/?object=04903

С 1905 года священником монастырских церквей и заведующим школы стал сам А.С. Вераксин. В 1906 году начали работы по внутреннему ремонту большого храма. А.С. Вераксин, как член Государственной Думы, выезжал в 1907 году в Санкт-Петербург и выхлопотал в Святейшем Синоде 12 тысяч рублей на ремонт. Летом 1908 года из Вильни был вызван позолотчик, который кроме иконостаса позолотил еще и капители на всех колоннах и немало карнизов. Летом 1909 года наружный ремонт церкви еще продолжался. Храм восстанавливался по чертежам проектировщика и с сохранением настенных рисунков во всей их точности. А игуменья Сергия, своею заботой по восстановлению обители в Березвечье, совершила настоящий подвиг. Монастырь просуществовал только до начала Первой мировой войны (1914 год). В 1919 году монастырская церковь перешла к католикам и была освещена как костел во имя святых апостолов Петра и Павла. В 1920-1939 годах здесь располагался полк польских пограничных войск. С 1939 по 1941 год в монастыре находились застенки НКВД, в которых содержалось около 2 тысяч политзаключенных. В сентябре 1941 года здесь же фашисты устроили лагерь массового уничтожения советских военнопленных, так называемый шталаг Он просуществовал до июля 1944 года. Костел, поврежденный во Вторую мировую войну, в 1970 году был взорван. Женский монастырь в честь Архистратига Божия Михаила возрождён постановлением Синода Беларуской Православной Церкви от 12 августа 2004 года. В обитель были переведены из Спасо-Евфросиниевского монастыря семь сестер во главе с игуменией Анфисой (Шевердяевой). На начало 2010 года в монастыре подвизалось 15 насельниц, богослужения проходят в церкви в честь Святого Тихона Задонского. Разрабатываются планы строительства новой церкви честь Архистратига Божия Михаила, просторных монастырских корпусов. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время монастырь действующий. В монастырском храме богослужения совершаются каждый день. Возрастает число насельниц обители. Совершенствуются формы социального служения.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Михайлов...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010