Липинишской – 4; 37–37, через Витебск в Москву или Смоленск. Гайнажской – 5; 74, Москва, артилерийский склад. Буртенкской – 5; 94, часть в селе Горбуновка Сызранского уезда Симбирской губернии. Граверской – 5; 19– 10, Витебск, Полоцкая духовная консистория... ЛГИА. Ф. 7469. Оп. 1. No 252. Л. 1–2. Из списка синода от 13 апреля 1927 г. латвийских церквей, имущество которых в 1915 году эвакуировано в Россию. (Название церкви, куда имущество эвакуировано или где по сведениям теперь находится). Духовной Консистории, Училищного совета и Алексеевского монастыря, Архиерейского дома, Рижского кафедрального собора, Рижской Благовещенской церкви, Рижской Троице-Задвинской церкви, Рижской Михаило-Архангельской, Рижской Иоанно- Предтечинской, Рижской Покровской, Рижской Вознесенской, Рижской всехсвятской, Рижской Александро-Невской, Рижской Преображенской, Рижского женского монастыря – г. Новгород. Митавского собора – г. Смоленск. Скрудалинской церкви – г. Москва. Ново-Спасский монастырь. Сисегальской церкви – Тверь. Женское епархиальное училище. Тальсенской – Псков. Ново-Вознесенская церковь (по неофициальным сведениям переведены в Новгород в десятинный монастырь). Режицкого собора – г. Витебск. Петро-Павловская церковь , а часть в Москву. Эйхенангернской церкви – г. Новгород. Свято- Духовский монастырь. Саусенской церкви – г. Ленинград. Чрезвычайная комиссия. Мариенбургской церкви – г. Тамбов. Женский монастырь. Малупской церкви – г. Тамбов. Женский монастырь. Липинишской церкви – г. Витебск. Полоцкая духовная консистория. Лемзальской церкви – г. Новгород. Свято-Духовский монастырь... ЛГИА. Ф. 7469. Оп. 1. No 251. Л. 1. 1918 год 22 октября. Из протокола No 19 заседания Рижского временного Епархиального Совета. Пункт 11. «Заслушано предложение Его Преосвященства на имя Совета от 821 октября 1918 г. за No 838 следующего содержания: «Епархия переживает историческое время. Необходимо озаботиться, чтобы события последнего времени нашли точное и живое изображение на память грядущим поколениям. Предлагая Совету предписать причтам, за ответственность благочинных, сделать следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Как настоятель Свято-Духовского монастыря о. Архимандрит Платон много и с полным успехом потрудился над устройством означенного монастыря и обратил на себя благосклонное внимание незабвенного в истории русской церкви Архипастыря митрополита Иосифа Семашко . Последний представил настоятеля Свято-Духовского монастыря, как достойнейшего кандидата на возведение его в сан епископа Ковенского, викария Литовской епархии. Представление это было утверждено и о. Архимандрит Платон в Вильно же рукоположен был митрополитом Семашко в сан епископа в 1842 или 43 году. В совершении рукоположения принимал участие, вместе с другими, Преосвященный Филарет епископ Рижский, викарий Псковский. По переводе Преосвященного Филарета из Риги в Харьков, на его место назначен был викарий Литовский – Преосвященный Платон; это было в ноябре 1848 года, я в это время уже находился в Риге. Преосвященный Платон желал увидеться со своим предшественником в Риге и писал о том Преосвященному Филарету, но последнему не заблагорассудилось дожидаться в Риге Преосвященного Платона и 30 ноября он отправился к —111— месту нового назначения. Сколько помню, 7-го декабря встречен был в Рижском Петропавловском соборе новый Рижский Архипастырь всем рижским духовенством: при встрече его был и я, бывший ещё тогда светским лицом. После долгого времени я Владыку не узнал: он мне казался и выше ростом, и полнее, чем каким я видел его в Костроме. При представлении ему в покоях его, он объявил мне и моему товарищу, что Преосвященный Филарет писал ему о нас и просил его принять нас под своё покровительство. „Это мой долг, прибавил Архипастырь, заботиться как о моей пастве, так особенно о моих сослуживцах “. Вскоре по приезде в Ригу, Преосвященный Платон был вызван в Петербург для личных разъяснений ему состояния и дел Рижского викариатства. Состояние православия в это время, в Остзейском крае было самое незавидное; все усилия Преосвященного Филарета к благоустроению Рижского викариатства встречали самое упорное сопротивление со стороны ревнителей лютеранства, на стороне которых стоял тогда и сам светлейший князь Суворов – генерал-губернатор Остзейского края. По его, конечно, настоянию удалён был из Риги и Преосвященный Филарет. Последний представлен был, как непокойный муж, озлобляющий против себя немцев и поддерживающий вражду между православными и лютеранами. Преосвященному Платону даны были инструкции, которые указывали ему смягчать враждебные отношения между лютеранами и православными и особенно не подавать повода генерал-губернатору быть недовольным его действиями.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В день памяти Николая Чудотворца митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил Никольский придел Свято-Духовского храма в подмосковном селе Шкинь 20 декабря 2016 г. 15:29 19 декабря 2016 года, в день памяти святителя Николая Чудотворца, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил великое освящение Никольского придела Свято-Духовского храма села Шкинь Коломенского района и Божественную литургию в новоосвященном приделе. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный церквей города Коломны и Коломенского округа Московской областной епархии епископ Луховицкий Петр , епархиальный древлехранитель, настоятель Гуслицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря игумен Серафим (Голованов), настоятель Михаило-Архангельского храма города Коломны протоиерей Георгий Муравлев, настоятель Свято-Духовского храма села Шкинь священник Иоанн Новиков и насельник Богородицерождественского Бобренева монастыря иеромонах Макарий (Белов). За богослужением молились первый заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, председатель Попечительского совета по восстановлению Свято-Духовского храма села Шкинь Н.П. Овсиенко, глава Коломенского района А.В. Ваулин, игумения Ново-Голутвина женского монастыря г. Коломны Ксения (Зайцева), члены Попечительского совета по восстановлению Свято-Духовского храма. Богослужебные песнопения исполнял хор Коломенской духовной семинарии под управлением диакона Николая Глухова. После сугубой ектении владыка митрополит вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Андрей Чистяков был рукоположен во диакона. По окончании богослужения с приветственным словом к архипастырю обратился епископ Петр: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка! Для нас сегодня волнительный день, большой праздник в честь святителя и Чудотворца Николая. Вы вчера уже освятили храм в честь святителя Николая, а сегодня — еще один. Это сугубая благодать Чудотворца, которого Вы почитаете и любите с детства. Сегодня он здесь творит чудо, потому что никто и не верил, владыка, что такое возможно. Место это было забыто людьми, так что даже священники боялись сюда ехать. Но сегодня это чудо совершается прямо на наших глазах.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Святейший Синод, это представление канцелярии обер-прокурора заслушав 3 июля 1868 года, приказал: «С возвращением рукописей “Служба Святым мученикам Виленским Антонию, Иоанну и Евстафию” и “Акафист святым мученикам Виленским Антонию, Иоанну и Евстафию” дать знать преосвященному Митрополиту Литовскому указом, что означенный акафист и равно и рукопись службы Святым мученикам Виленским (последняя в исправленном виде) могут быть напечатаны для церковного употребления”. Пропустил 20 июля. После дело о службе святым Виленским мученикам возбудил Синодальный член, преосвященный Иосиф (Семашко) , митрополит Литовский и Виленский, как это в своем представлении он и говорит: «Ко мне неоднократно, – пишет маститый иерарх, – поступали заявления желания, как от духовных, так и светских лиц иметь особенную службу Виленским мученикам святым Антонию, Иоанну и Евстафию, почивающим в пещерной церкви Виленского первоклассного Свято-Духовского монастыря. Заявления сии сопровождались иногда и представлением составленной, более или менее полной службы сим святым и указанием на местное предание о существовании такой службы в древнее время православия в западном крае России. Уступая благочестивому желанию, а паче для вящего прославления Бога, дивного во святых Своих, я образовал 19 апреля 1867 года комиссию под председательством Викария Литовской епархии преосвященного Александра (Добрынина) из членов – ректора Литовской семинарии архимандрита Иосифа (Дроздова), наместника Свято-Духовского монастыря архимандрита Иоанна и кафедрального протоиерея Виктора Гомолицкого – и предложил ей рассмотреть все представленные мне службы сказанным святым и сообразить, не покажется ли возможным избрать одну из них, или составить особую из всех их и представить к одобрению Святейшего Синода» ... «Ныне, – продолжает митрополит Литовский, – Комиссия представила мне составленную ею службу и акафист святым мученикам Виленским Антонию, Иоанну и Евстафию, празднуемым церковью 14 апреля, и при сем пояснила, что в этом составлении она придерживалась, во-первых, списка из рукописи трефология Московской синодальной библиотеки за N° 317 XVI века и 316 XVI века и, во-вторых, старообрядского списка из минеи месяц апрель, изданной в Москве в лето от сотворения мира 7154 (1646 г.) в 4-е лето патриаршества кир Иосифа Патриарха Московского и всея России.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Из собора тело торжественно было перенесено в Свято-Духовский монастырь, где, по отправлении литии, было сказано последнее прощальное приветствие почившему его викарием, епископом Иосифом, и затем гроб был вынесен в пещерную церковь и благочестно опущен в каменной пещере, где почивали мощи Св. трех Виленских мучеников. На том месте, где поставлен гроб, положена чугунная доска с надписью: «Помяни Господи во царствии Твоем раба Твоего, святителя Иосифа. Святые Виленские мученики, Антоние, Иоанне и Евстафие, молите Бога о мне». «1850 г.» Год этот обозначен потому, что доска была приготовлена митрополитом еще в 1850 году. При перенесении тела покойного митрополита из собора в Свято-Духовский монастырь, особенно было умилительно видеть вокруг его гроба собравшуюся со всех сторон края семью его сподвижников, особенно преосвященных Антония и Михаила, как старейших и непосредственных его помощников в совершенном им великом деле. Присутствие этих исторических лиц вокруг исторического гроба оживило в памяти многих из присутствующих историческое событие 1839 года. Так почил о Господе великий подвижник православия – митрополит Иосиф. Так был сдвинут рукою смерти со свещника Литовской церкви ее ярко горевший светильник. Глава IV. Наружный вид преосв. Иосифа, его характер и частная жизнь Закаленный с детства покойный митрополит почти всю свою жизнь до 60 лет не подвергался болезням. Это значительно способствовало его и напряженной деятельности и его, можно сказать, усиленному и непрестанному труду. Особенно велика была его деятельность, при подготовлении воссоединения униатов с православной церковью. Кроме большой официальной переписки, у него была в то время еще большая, конфиденциальная, со своими викариями. В отсутствии своем из епархии он исписывал им на скорую руку целые листы наставлений и указаний по разнородным текущим делам и обстоятельствам. Все черновые, а иногда и беловые бумаги, он переписывал сам, вследствие их важности. Вследствие сего у него в 60-х годах его жизни открылось дрожание трех пальцев, которыми держится перо, и доктора приписывали это, именно, усиленной его деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Согласно преданию, Свято-Духов монастырь был основан при Свято-Духовской православной церкви, построенной витебским князем Ольгердом в первой половине XIV века на холме (Духовская гора) при слиянии Гапеева, Дуная и безымянного ручьёв. Основание монастыря чаще всего приписывают второй жене Ольгерда Иулиании (Ульяне) Тверской во второй половине XIV века. При этом существует мнение, что монастырь основан в первой половине XIV века первой супругой Ольгерда - Марией Витебской, а Иулиания была второй попечительницей обители. Незадолго до кончины в 1392 году Иулиания Александровна приняла схиму в монастыре под именем Мария (Марфа) и после смерти была похоронена в нём. Историк М. О. Без-Корнилович в середине XIX века писал, что в монастырском архиве хранился документ о погребении Иулиании в обители, но «куда девался документ неизвестно». Между тем, в Московском летописном своде конца XV века говорится, что Иулиания в монашеском чину была наречена именем Марина, а после смерти весной 1392 г. погребена в Киево-Печерской лавре. Церковь Святого Духа упоминается в привилее 1503 года, данном жителям Витебской земли польским королём и великим князем литовским Александром Ягеллончиком: «Штож нам в домы церковный, в дом Божий светое Богородицы, и в дом Божий Светого Духа, и теж в дом Божий Благовещенья Пречистое и в иные церькви не вступатися». В инвентаре города 1552 года в числе главных храмов города Духовская церковь не упоминается, из чего можно сделать вывод, что она не существовала или была в запустении. Но в Инвентаре 1618 года церковь названа в числе каменных. После принятия Брестской унии 1596 года православие в Витебске подверглось гнёту, однако, не сразу. Произошло это с вступлением униатского епископа Иосафата Кунцевича в должность Полоцкого архиепископа в 1618 году, когда православные храмы города были закрыты. С убийством Кунцевича православными горожанами положение православия в городе ещё более усугубилось. 14 и 18 марта 1635 года польский король Владислав IV выдал два привилея: униатам и православным. Несмотря на общий примиряющий характер документов, в привилее данном униатам говорилось, что «в Витебске, Полоцке и Новогрудке неуниты никогда не должны иметь ни одной церкви». 30 октября 1632 года в «Пунктах успокоения граждан Короны и Великого княжества Литовского русского народа религии греческой» упоминалась пустая церковь Св. Духа «в поле» в Витебске.

http://sobory.ru/article/?object=11825

С декабря 1993 г. Ионафан – правящий архиерей новообразованной Глуховской (ныне Конотопской) епархии (Украина, Сумская обл.). Вернул Церкви знаменитую Глинскую пустынь и стал ее священноархимандритом. В 1994 г. возведен в сан архиепископа. С августа 1995 г. – управляющий Сумской епархией УПЦ. Восстановил Сумское пастырско-богословское училище. Открыл при Сумской кафедре первый официальный сайт УПЦ «Православие в Украине» (в тесном сотрудничестве со священником Сумской епархии Георгием Коваленко). В апреле 1999 г. Св. Синодом УПЦ архиепископ Ионафан назначен на Херсонскую кафедру. Совместно с ректоратом Херсонского государственного университета проводил в его стенах международные научные чтения по церковно-исторической тематике. Организовал в Херсонской епархии проведение ежегодного летнего православного детского лагеря «Божья пчёлка» и встречи православной и евангелическо-лютеранской молодежи в Аугсбурге (Германия) и в Херсоне. В Хилдесхайме (Германия) принимал участие в организации трудовых лагерей католической и православной молодежи. Отправлял на лечение в Италию (епархия Падуя) херсонских детей, больных лейкемией, посещал детские дома, тюрьмы и хосписы Херсонской области. В 2004–2006 гг. в херсонском кафедральном Свято-Духовском соборе практиковал служение т. н. миссионерских литургий, с гласным чтением евхаристических молитв на русском или украинском языках, с кратким пояснением обрядов литургии. Совершал литургию св. апостола Иакова, а Великим постом – литургию Преждеосвященных Даров, согласно указанию Типикона, в вечернее время. Основные темы миссионерской проповеди – святоотеческое учение о Церкви и Евхаристии в духе литургического богословия прот. Николая Афанасьева . В октябре 2006 г. архиепископ Ионафан обратился с открытым письмом к Президенту Украины В. А. Ющенко с требованием отказа от вмешательства во внутреннюю жизнь УПЦ и прекращения государственной политики насильственного отторжения УПЦ от Московского Патриархата, с протестом против антиканонических попыток создания т. н. национальной поместной автокефальной Украинской Церкви. (Принято собранием духовенства Херсонской епархии УПЦ в Свято-Духовском соборе Спасо-Преображенского монастыря г. Херсона 7.10.06. Дата публикации: 10 октября 2006 г. http://www.patriarchia.ru/db/text/52 465.html). Территориальной общиной г. Херсона удостоен памятного знака «За заслуги перед Херсоном». Удостоен почетной грамоты херсонского отделения Союза композиторов Украины.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

379 Этот храм принадлежал прежде Базилианам, которые имели тут же свой монастырь и именно, – в здании, занимаемом теперь Духовною Семинариею. Указом Императора Павла 1, от 18 Июля 1799 г., повелено было обратить Успенскую церковь в Православный собор. Построен же был этот храм вместо бывшей Успенской же (иначе Пречистенской) Церкви, при которой было совершено, в 1623 году 12 Ноября, убийство, известного своею ревностью о папизме, униатского Архиепископа Иосафата Кунцевича. 380 Это был сам высокопр. Василий Архиеп. Полотский и Витебский, который, читая мою рукопись, предложил мне поместить эти его слова; это самое сказано и им самим в его Записках, завещанных Казанской Дух. Академии и изданных в Православном Собеседнике 1886–1887 г. 381 Это были члены-братчики приходской Петропавловской церкви, которые, как известно, имели свои братчинские свечи, возжигаемые ими за литургиею; эти свечи, естественно, употреблены был или и при настоящем торжественно-церковном празднестве. Авт. 382 По личной справке оказалось, что эта икона находится в самой церкви Петропавловской и стоит на самом жертвеннике. Вероятно, по памяти об Епископе Исидоре, как бывшем Епархиальном Архиерее, икона эта называется благословлённою им, хотя надписи на ней никакой не имеется. Авт. 383 Марков монастырь, по разряду первоклассный, носит название Свято-Троицкаго, так как и главный храм в нём во имя Св. Троицы; храмовый же праздник до днесь бывает в этом монастыре на второй день праздника Троицы, – в Духов день; – от этого Монастырь более всего известен под именованием – Свято-Духовский, или по простонародному – Духовский. Авт. 385 По городу Полоцку, как самому древнейшему и бывшему столицею Князей Полоцких, – из рода которых известна Святая Ефросиния Княжна Полоцкая, и самая Епархия называлась тогда Полотскою, хотя резиденция Православного Епископа находилась в городе Витебске. 386 Самый Указ Св. Синода был препровождён при отношении Обер-Прокурора от 30-го Апреля за а отношение по Высочайшему повелению за Указ Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

В 1654 г. по инициативе Патриарха Никона грамотой царя Алексея Михайловича с. Боровичи и мон-рь с земельными владениями были приписаны к валдайскому в честь Иверской иконы Божией Матери мон-рю . Мощи св. Иакова по указу Патриарха были перенесены в собор Валдайской обители, в Святодуховской ц. Б. м. оставили ковчег с ребром святого. Опись Б. м. 1658 г. упоминает 3 обветшавших деревянных храма: соборы в честь Сошествия Св. Духа с шатровым завершением и Покровский, ц. во имя св. Иакова Боровичского над зап. вратами, а также деревянные колокольню, 2 кельи и хлебню. При участии Патриарха Никона в Боровичах, на левом берегу Мсты, был основан Новодухов мон-рь, в 1664 г. там заложили каменный храм. Часть деревянных построек, в т. ч. надвратный храм из Б. м., перенесли во вновь устроенную обитель. После низложения Патриарха Никона строительные работы в Новодуховом мон-ре прекратились. В 1673 г. недостроенную каменную церковь разобрали, кирпич использовали при возведении в 1674-1676 гг. каменного храма в честь Сошествия Св. Духа в Б. м. В строительстве участвовали каменщики из Валдайского мон-ря, оттуда же в новый собор перевезли убранство для алтаря, подаренное кн. Ф. Мстиславским. Из Новодухова мон-ря в Б. м. перенесли деревянные строения, в т. ч. ц. во имя Иакова Боровичского. В 1712 г. Валдайский и Боровичский мон-ри с вотчинами были приписаны к Александро-Невскому мон-рю, в 1730 г. Б. м. вновь значился приписным к получившему самостоятельность Валдайскому мон-рю. После пожара 1732 г. и наводнения 1743 г. в Б. м. были построены новая деревянная ограда с башнями, к востоку от собора -деревянные св. врата с ц. Иакова Боровичского. В описи 1765 г. упоминается также каменная колокольня при соборе Св. Духа. Вместо деревянной, сгоревшей в 1778 г. была построена каменная надвратная церковь с колокольней (1792). Рака с частицей мощей св. прав. Иакова Боровичского в Свято-Духовском соборе. Фотография. 2002 г. Рака с частицей мощей св. прав. Иакова Боровичского в Свято-Духовском соборе. Фотография. 2002 г.

http://pravenc.ru/text/153209.html

В 1960 г. была произведена расчистка терракотового фриза, поздняя четырехскатная кровля заменена позакомарным покрытием, раскрыта звонница. В Духовской церкви находится надгробие митрополита Московского Платона (Левшина; † 1812 г.). Возле южной стены покоятся святые мощи преподобного Антония (Медведева; † 1877 г.), наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, у северной стены почивают святые мощи преподобного Максима Грека († 1556). С южной стороны храма были похоронены святители Московские Филарет (Дроздов; † 1867 г.; мощи обретены в 1994 г.; перенесены в храм Христа Спасителя в Москве в 2004 г.) и Иннокентий (Вениаминов; † 1879 г.; мощи обретены в 1994 г.; почивают в Успенском соборе). В 2013-2015 г.г. проведены работы по реставрации фасадов, кирпичной кладки, белокаменных элементов, терракотового пояса, воссозданию оконных заполнений, реставрации главки с крестом, крылец, устройству белокаменных полов, реставрации настенной живописи и живописи фасадов. Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru В 1476 году напротив Троицкого собора псковские мастера возвели Свято-Духовскую церковь " иже по колоколы " . Псковичи были приглашены в Москву для строительства Успенского собора в Московском кремле, они тогда считались наиболее опытными мастерами в возведении больших храмов. Духовская церковь повторяет формы и пропорции монастырского Троицкого собора, но ниже его на 1 метр. Очевидно, таково было условие монастыря - соблюдать субординацию. Но благодаря стройным пропорциям и расположению ближе к вершине холма, Духовская церковь выглядит всё-таки выше своего мощного соседа. Троицкий собор сложили из блоков белого камня, прошло 50 лет - поменялась строительная практика, и Духовскую церковь возводят уже из кирпича. Правда, псковичи, привычные к известняку, использовали формы, привычные им по работе с мягкой псковской плитой. Круглые столбы и арки звонницы кажутся вырезанными из камня, хотя сложены из кирпича. Орнаментальный пояс, стягивающий стены Духовской церкви, выполнены из терракотовых балясин, окаймлённых поливных изразцов.

http://sobory.ru/article/?object=06565

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010