17:19), предтеча Господа – Иоанн ( Мк. 1:6 ). Постились жители Ниневии и спасены были от гнева Божия ( Иона 3:5–10 ). В Ветхом Завете пост считался необходимым спутником усердной молитвы, способным расположить Бога к милости и исполнению прошений, с какими к Нему обращаются постящиеся. Святой Василий Великий говорит: «Уважь седину поста, ибо он современ человечеству». Господь предсказал, что христиане будут поститься после Его вознесения на небо. Когда ученики Иоанновы требовали, чтобы Апостолы постились, то Спаситель сказал: «Можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» ( Лк. 5:34–35 ). Вся земная жизнь Иисуса Христа от первых и до последних дней была непрерывным постом. Его пищею являлся простой хлеб и рыба. Спаситель постился 40 дней и 40 ночей, постом и молитвою победил врага рода человеческого диавола. Иисус Христос не только Сам постился, но и всем последователям дал прямой и ясный закон о посте, отличный от закона фарисейского. Господь сказал ученикам Своим: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры...» ( Мф. 6:16–18 ). Вместе с тем Спаситель указал и относительную пользу поста совокупно с молитвою: «Сей же род, сказал Он ученикам Своим, недоумевающим, почему не могли изгнать духа нечистого, изгонится только молитвою и постом» ( Мф. 17:21 ). Апостолы, твердо помня заповедь – предсказание Христово о посте в словах: «Когда отнимется Жених, тогда будут поститься» ( Мф. 9, 15 ; Мк. 2:20 ), постились, о чем говорит книга Деяний. По примеру Апостолов издревле соблюдались христианские посты: Великий пост , Петровский, Успенский и Рождественский посты, а также еженедельные в Среду и Пятницу; древнейший по своему происхождению это Великий пост или святая четыредесятница. Этот Пост освящен Самим Спасителем и установлен Церковью по Его примеру. Ведет свое начало от времен апостольских. В 69 апостольском праиле уже указывается на этот пост, когда говорится: аще кто епископ, или пресвитер не постится во святую четыредесятницу пред Святою Пасхою, или в Среду и Пяток, да будет извержен».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

27 января. Призыв к покаянию уже начался с праздника Крещения Господня, а перед этим праздником Иоанн Креститель призывал к покаянию: «Покайтесь, приблизилось Царствие Небесное!» Говорю и я всем: «Покайтесь». Как каяться? Господь укажет. Зачем крестился Иисус Христос? Чтобы показать всем Свое смирение. Господь принял крещение, и каждый человек должен быть крещен. Вот третья неделя по Просвещении. Евангелие на литургии передает нам о том, что однажды Иисус Христос вошел в город Иерихон; в этом городе был начальник мытарей Закхей; он был богат, ему хотелось видеть Иисуса, но так как за Иисусом Христом ходило много народа, то Закхей влез на смоковницу, чтобы увидеть Его. Когда же Иисус Христос пришел к нему в дом, то он сказал: «Половину имения моего раздам нищим, а если кого чем обидел, заплачу вчетверо». Вот нам великий пример для подражания; о, если бы и через наши сердца не проходило корыстолюбие и счеты! Еще следующая неделя по Просвещении. Воскресное Евангелие этой недели передает нам, что два человека вошли в храм помолиться. Один был гордый, надменный, богатый, он хвалился, что живет не так, как другие, что он и постится, и дает милостыню не так, как вошедший с ним мытарь. Но он и Бога обманывал, и себя обманывал. Другой же был грешник, но он проливал слезы и выказывал искреннее раскаяние. И что же! Лукавый богомолец был осужден, грешник же оправдан. Затем идет следующая неделя. Читается Евангелие о том, как недостойный сын не захотел жить с отцом и матерью, взял свою часть наследства, прожил в чужой стране, вернулся назад к отцу и просился быть хотя одним из его наемников. Это был блудный сын. Может быть, и вы блудные дети, а может быть, и я был такой же блудный сын, но да не помянет Господь старое. А там неделя мясопустная, покойников поминают, чтобы мы постоянно помнили, что мы земля и прах; а там сыропустная неделя и святая Четыредесятница. А после будем приготовляться и к великому празднику, но об этом, Бог даст, после поговорим. Аминь. 30 января. В прошлый раз я вам изложил краткое содержание каждой из последующих недель до святой Четыредесятницы, нынче же вы услышите проповедь о наступающем дне.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

2. Когда возвещено было дому Давидову и сказано: вот Арам вступил в союз с Ефремом, тогда сердце его и сердце народа его поколебалось, как древа в лесу колеблются от ветра. 3. И сказал Господь Исаии: ступай ты и сын твой Шеар-Иашув на встречу Ахазу, к водопроводу верхнего пруда, на дорогу, к белильничьему полю. 4. И скажи ему: не тревожься, будь спокоен, не страшись, и сердце твое не должно унывать при виде огарков этих дымящихся головней, разгоравшихся в пылу гнева Резина и Сирийцев и сына Ремалиина. 5. Хотя и умышляют против тебя зло, Арам, Ефремляне и сын Ремалиин, и говорят: 6. Нападем на Иудею, возьмем в плен, разделим по себе и поставим в ней Царем сына Тавеилова 123 . 7. Но Господь Иегова говорит так: не состоится этот совет. 8. Но главою Сирии останется Дамаск, а главою Дамаска Резин 124 , и чрез шестьдесят пять лет Ефрем приведен будет в такой упадок, что перестанет быть больше народом. 9. Подобным образом Самария останется главою Ефрема и сын Ремалиин главою Самарии. Но вы не поверите, доколе не будете вполне удостоверены. 10. И продолжал Иегова чрез Пророка говорить с Ахазом, и сказал: 11. Проси себе знамения у Иеговы Бога твоего, здесь ли будешь просить знамение внизу, или там в высоте (небес). 12. И сказал Ахаз: не стану просить и не буду искушать Иегову. 13. На это сказал Пророк: послушайте же, дом Давидов: не довольно ли вам того, что вы отягощаете людей; вы отягощаете еще и Бога моего? 14. Итак Сам Господь даст вам знамение». Паремья содержит две части: в 1-й Пророк успокаивает Царя Ахаза в страх от нападения двух Царей, Сирского и Израильского, удостоверяя в безуспешности вооружения их. Во 2-й, обличая Ахаза в неверии, предлагает ему просить у Господа знамение, для удостоверения своего в предсказании. Историческое объяснение обстоятельств Паремьи Два Царя, Сирский Резин и Израильский Факей, предпринимают вместе войну против Ахаза и поход на Иудею, которая недавнею победою Резина и Факея сильно была потрясена и ослаблена 125 . Ахаз, не надеясь противостать совокупной силе Царей, составил в мыслях план нанять для вспоможения войска Ассирийские.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

—377— нуждая себя к исполнению заповедей Христовых, понуждая себя на пост, молитву и добрые дела. В этот вечер мы собрались по традиции в нашем святом храме так же, как и многие столетия назад в древней Церкви православные христиане собирались накануне Святой Четыредесятницы, чтобы испросить друг у друга прощения. Прежде чем вступить на великопостное поприще, на поприще особо напряженного духовного делания, нам надлежит простить друг друга, примириться друг с другом, ничего не держать на душе против других. Нам надлежит испросить прощение у своих духовных наставников и руководителей, близких и родных, товарищей, однокурсников, сослуживцев. В Евангелии от Матфея, которое читалось сегодня утром за Божественной Литургией, мы слышали: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар свой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом своим...» 844 . Итак, прощение ближнего является непременным и необходимым условием для того, чтобы мы принесли Богу жертву хвалы, жертву от начатков всего, что мы имеем, принесли чистый дар, состоящий из молитвы и прочих внешних и внутренних подвигов. Прощение ближних позволяет нам достойно вступить на поприще поста, на протяжении которого мы призваны приготовить и принести Богу этот дар. А в другом месте у того же евангелиста сказано: «Если вы прощаете согрешения ближним, то Отец ваш Небесный простит вам согрешения ваши. И если вы не прощаете согрешений ближних, то и Отец ваш Небесный не простит ваших согрешений» 845 . Таким образом, в прямой зависимости от того, прощаем ли мы согрешения нашим ближним, стоит прощение наших собственных грехов. Прощение ближнего не означает нашего собственного не- —378— медленного прощения, но позволяет нам вступить на путь покаяния и плача, путь очищения пред очами строгого, и в то же время милостивого Судии. Прощение ближних позволяет нам принести достойный «плод покаяния» 846 в уготованное для нас Великим постом «время покаяния». Каждый из нас обязан всегда и особенно в предстоящие святые дни поста стремиться к обретению нелицемерного покаяния и прощения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

5. И я сказал: горе мне, погиб я! Я и сам нечист устами и живу среди нечистого устами народа, и я видел Царя – Господа – Саваофа моими очами. 6. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, держа в руке своей раскаленный камень, который он взял клещами с жертвенника. 7. Поднес оный к устам моим и сказал: вот этим прикосновением к устам твоим отымается вся неправда и очищается грех твой. 8. Тогда я услышал голос Господа, Который говорил: кого Мне послать? И кто бы у Нас пошел? Я сказал: вот я, пошли меня. 9. И сказал Он: поди и скажи народу сему: что они будут слушать и не будут понимать, будут смотреть и не будут разуметь. 10. Покажи этому народу, что он умом глуп, ушами глух, глазами туп; от того он глазами не видит, ушами не слышит, сердцем не разумеет, от того он не обращается и не исцелевает. 11. Я сказал: на долго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города; так что не будет в них жителей, и домы, так что никто не будет в них жить, и доколе эта земля не будет пуста, как пустыня. 12. Господь вышлет из нее людей, так что вся земля обратится в пустыню». Паремья содержит две части: в 1-й содержится величественное видение, в котором Пророк зрит Бога, сидящего на престоле, окруженного предстоящими Серафимами, и, пораженный величием славы Господа, в чувстве своего не достоинства, страшится за самую жизнь свою ( Ис.6:1–4 ). Во 2-й призвание Пророка к должности пророческой 106 . Очищенный, от Серафима, прикосновением горящего угля к устам, Пророк изъявляет готовность на исполнение посланничества по воле Божией, и получает повеление идти и обличить ослепление Иудеев, которое навлечет на них великое бедствие ( Ис.6:5–12 ). Пророк, которому предстоял подвиг иметь тяжкое дело с греховною слепотой и ожесточением Иудеев, дабы обратить их внимание, привести их в чувство и расположить внимать его пророческим вещаниям, показывает, что он вступил в эту должность по особенному призванию от Бога, явившегося ему во всем величии, и освятившего его в провозвестника воли Своей. Величественное видение Бога, сидящего на высоком престоле, окруженного Серафимами 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

9. Чтобы не предать здоровья своего другим и твоей жизни немилосердному. 10. Чтобы посторонние не поели трудов твоих и твое трудовое стяжание не перешло в чужой дом. 11. И ты будешь раскаиваться в последствии, когда истощатся силы твои и изнурится тело твое. 12. И скажешь: почему я ненавидел наставление, и сердце мое отвергало учение? 13. Почему я не слушал голоса учителей моих, и к наставникам моим не приклонял ухо моего? 14. Только, только что я не подверг себя всякому поношению в людском обществе и в собрании начальствующих. 15. Пей воду из своего источника, и почерпай питье из своего кладенца». Притча состоит из наставления, со всею отеческою заботливостью внушаемого от наставника юноше – хранить целомудрие, не увлекаться обольщением чужой жены, как бы ни привлекательна была лесть; для сего представляет пагубные последствия, какие влечет за собою обольщение чужой жены. Во 1-х таковая сама стремясь в преисподнюю, туда же низводит и обольщаемых ею; во 2-х от пристрастия к чужой жене можно лишиться имения и здоровья, сделаться людским посмешищем и потерять честь в общественном мнении. Заключается наставление тем, чтобы пить воду из своего источника, жить в супружестве и наслаждаться законным удовольствием. Паремья 101 на 6-м ч. Среды 2-й Н. П. Исаии 5:16–25 16. Иегова Господь воинств возвысится в суде и Бог святый явит святость свою правотой. 17. Тогда на пажитях их будут пастись овцы везде, куда ни погонят их, и эти плодоносные поля, пришедши в запустение, достанутся в добычу чуждым. 18. Горе тем, которые наказания за беззакония, как бы вервями, и гнев Божий за неправды, как бы колесничными гужами влекут на себя. 19. Которые говорят: пусть скорее и поспешнее приводить (Иегова) в действие угрожение свое, дабы мы могли видеть исполнение, пусть придет и откроется грозный совет Святаго Израилева, дабы мы увидели оный. 20. Горе тем, которые худое называют хорошим, а хорошее худым; которые обращают тьму в свет, и свет во тьму; которые переменяют горькое в сладкое, и сладкое в горькое.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

   «... В тот же день, в третью неделю Постов мы празднуем поклонение честному и животворящему Кресту, — вот по какой причине: во время сорокадневного поста мы как бы распинаем себя... и испытываем некоторую горечь, печаль и уныние, — нам предлагается Животворящий крест, освежающий и ободряющий нас; напоминая нам страдания Христа, он укрепляет и утешает нас... мы подобны тем, которые проходят долгим и трудным путем; утомленные, они видят прекрасное дерево и садятся отдохнуть в тени его листвы; немного отдохнувши, как будто обновленные, они продолжают свой путь; так и теперь, в постное время, среди прискорбного пути подвига, святые Отцы водрузили Живоносный Крест, подающий прохладу и освежающий нас, для того, чтобы мы могли мужественно и легко окончить остающийся путь... Или возьмем другой пример: когда приходит царь, то перед ним сперва появляются его знамена и скипетр, а затем и сам царь идет, радуясь и веселясь о победе, и с ним вместе веселятся и его подчиненные; так же и Господь наш Иисус Христос, который хочет показать свою победу над смертью и явиться во славе дня Воскресения, посылает впереди себя свой скипетр и царское знамя — Животворящий Крест, — наполняющий нас радостью и приготовляющий, насколько это нам возможно, встретить Самого Царя и восхвалить Его победу... Все это на неделе среди святой Четыредесятницы, т. к. святая Четыредесятница подобна горькому источнику проливаемых слез сокрушения, постного подвига и уныния... Но Христос утешает нас, как странствующих по пустыне, до тех пор, когда Он приведет нас к духовному Иерусалиму своим Воскресением... потому что Крест называется и есть Древо Жизни, которое было посажено посреди рая; поэтому и святые Отцы водрузили его среди святого Великого Поста, напоминая одновременно блаженство Адама и то как он его лишился, напоминая также, что вкушая от этого Древа мы больше не умираем, но оживляемся...» Итак, укрепленные и ободренные, мы вступаем во вторую половину Великого Поста. Еще одна неделя — и в четвертое воскресенье мы слышим: «... Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и по убиении в третий день воскреснет» (Мк.9:31). Теперь главное ударение, которое ставилось до сих пор на наше раскаяние и подвиг, переносится на события, произошедшие «нас ради человек и нашего ради спасения».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2630...

   Притча Недели 28-й о званных на ужин (Лк. 14:16-24) повторяет притчу соответственного раздела евангелиста Матфея о званных на брачный пир и еще сильнее повествует о милосердии Божием к Своему падшему созданию: «Господин! – говорит посланный по улицам и переулкам города собирать нищих, увечных, хромых и слепых, – исполнено, как приказал ты, и еще есть место». Господин сказал рабу: «Пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой» (Лк. 14:22-23). Приказание пойти и убедить, чтобы наполнился дом Его возлежащими, показывает очам нашей веры широко открытые объятия Отца Небесного, Его безмерное милосердие к кающемуся грешнику. Этот мотив особенно подчеркивается в зачалах Недель 27-й, 29-й, 30-й, 31-й и 32-й, где повествуется об исцелении скорченной женщины (Лк. 13:10-17), слепого при дороге (Лк. 18:35-43), десяти прокаженных (Лк. 17:12-19), о богатом юноше (Лк. 18:18-27) и о посещении дома Закхея мытаря (Лк. 19:1-10): «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10). Так постепенно Святая Церковь внутренне приближает верующих к Святой Великой Четыредесятнице, к повествованию о Страшном суде Божием, к покаянию и молитве, промыслительно пробуждает, ободряет человека и утверждает его на стези спасения.    За четыре недели до Великого поста Святая Церковь начинает приготовлять верующих к покаянию. Первый призыв к нему мы слышим в Неделю о Закхее: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10), – возвещает нам в этот день евангельское чтение. Многоразличными, порой непостижимыми и неожиданными действиями взыскует Господь грешных, дабы спасти их. Казалось бы, простое любопытство побудило Закхея влезть на смоковницу, чтобы увидеть мимоидущего Иисуса. Но в действительности душа его уже давно тяготилась сознанием своей нечистоты и неправды, и сердцеведец Христос, увидев его на смоковнице, сказал: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Слов этих было достаточно, чтобы возбудить в Закхее внутреннюю готовность следовать за Спасителем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

– „Люби ближнего, как самого себя, – сказал ангел, – такова заповедь Господа. Старайся прощать другим их недостатки – и ты будешь счастлив на земле и прощен на том свете». Человек исполнил повеление ангела, и весь мир, все люди стали казаться ему лучше и добрее. Теперь, глядя на других, он старался отыскивать в них только хорошие стороны и чрез это сам делался лучше и счастливее». Будем и мы смотреть на себя в те волшебные очки, а на других в простые стекла. Нам заповедано любить ближнего, а не подыскиваться под их недостатки. Довольно с нас и наших собственных. Дверь языка. Брат пришел к Авве Пимену на второй неделе Четыредесятницы; открыл ему свои помыслы, и, получив утешение, сказал ему: едва было я не оставил намерения – быть здесь сегодня. – Почему же? спросил его старец. – Я думал, отвечал брат, что мне не отворят дверей по причине Четыредесятницы. Авва Пимен сказал ему: мы учились запирать не деревянную дверь, а более дверь языка. Клевета. „Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего». ( Пс. 14:1–3 ). К сожалению, клевета принадлежит к порокам наиболее распространенным и к наиболее вредным для счастья честных людей. Можно без преувеличения сказать, что иной раз прямое убийство человека следует признать менее жестоким преступлением, чем распространение клеветы, которая, разростаясь мало-по-малу все шире и шире, кончает тем, что навсегда убивает нашу честь и счастье. Если в убийстве, похоти и краже мы усматриваем свойства тигра и обезьяны, то клевета приравнивает человека, по словам священного писания, к диаволу. Спаситель сказал клевещущим фарисеям, которые называли Его обманщиком: „Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» ( Ин. 8:44 ). Да, великое зло порождает клевета! Семена ея, обильно разбрасываемые ежедневно, безконечно плодородны. Им, как семенам крапивы, не нужно вспаханной почвы. Как и все дурное, они распространяются необыкновенно быстро. Сперва слабый жужжащий звук, скользящий над землею, как ласточка перед бурей, журча и шепча и распространяя свой яд по мере своего движения. Но вот ветерок подхватывает его. И он проскальзывает в ваше ухо. Зло сделано: оно пускает корни... и растет все больше и больше. И вдруг вы видите, едва ли зная каким образом это произошло, что оно, подобно громадному зверю, приподымает свою голову, шипя и надуваясь, и, на ваших глазах, становится чудовищным. Клевета может уничтожить даже самую крепкую дружбу. И все это так вкрадчиво совершает она, что мы даже не в силах и подметить. А сколько погибло семейств, которые служили образцом для многих!

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

     Вторая причина установления Святой Четыредесятницы заключается в том, чтобы все христиане почитали этот пост и он являлся бы для них общим и всенародным прибежищем покаяния. Если и на всякий день покаяние необходимо, то еще более оно потребно в то время, когда воспоминаем Христа, страдавшего за наши грехи. Время покаяния будет для нас благоприятно, когда мы вступим на поприще поста по той же причине, по какой Иисус Христос вступил на подвиг страдания, и за что Христос умер, за то и мы должны умерщвлять и распинать плоть свою.      Третья причина состоит в том, чтобы каждый христианин святым постом предочистил и приуготовил себя к достойному вкушению Пасхи, т.е. к надлежащему приобщению Тела И Крови Христовых, лишение которых в те дни, когда Святая Церковь поет: " Христос - наша Пасха " , будет делом не христианским.      Четвертая причина заключается в том, чтобы исполнились на нас слова Христовы: Когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься (Мф. 9, 15). Но что означает отнятие Жениха, как не страдание и смерть Христа? Когда по Вознесении Господнем отнят был Жених - Христос, лишение это не исполнило учеников Его такою скорбью, какая была при Его смерти. Посему исполнение вышеупомянутых слов Христовых особенно относится ко времени воспоминания о страданиях Господа и смерти Его.      Пятая причина состоит в том, что сорокадневный пост и есть та самая десятина, десятая часть года, которая приносится в жертву Богу, как о сем назидательно богомудрствуют святые отцы Церкви: святитель Василий Великий, авва Дорофей, преподобный Кассиан Римлянин, блаженный Симеон Фессалонитский и другие. 2. О четырех постах, совершаемых в течение года Матерь наша. Святая Церковь Христова, установила для нас, чад своих, четыре поста, дабы мы неизменно соблюдали оные в продолжение каждого года. Вот основание сего.      Первое основание. У пророка Захарии мы находим: И было ко мне слово Господа Саваофа: так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца, и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир (Зах. 8, 18-19).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2132...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010