Учитель ваш не даст ли дидрахмы (только около 40 копеек), – то ни у Христа Учителя, ни у учеников Его не оказалось подобной ничтожной суммы!.. ( Мф.17:24–27 ) А между тем о Христе и чудесах Его шел слух по всей Сирии 4801 ; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями, и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. И следовало за Ним множество народа из Галилеи, и десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана» ( Мф.4:25 ; Лк.6:17 ; Мк.3:7–8 ). И среди этого множества всякого народа из разных отдаленных местностей находилось много бедных, нуждающихся не только в пище, а даже и в одежде… Так вот по всему этому-то многие благочестивые жены, которые исцелены были Христом от тяжких болезней и имели достатки от своих имущественных средств, сопутствуя своему Благодетелю в хождении Его с проповедью Евангелия, «служили Ему имением своим» ( Лк.8:3 ), то есть, в случаях нужды, уплачивая расходы по насущным потребностям бедных, сопутствовавшим их Спасителю и, по указанию Его, оказывали необходимые пособия нуждающимся в материальной помощи. Из таких благодарных жен Евангелист Лука называет Марию Магдалину первою ( Лк.8:2 ), потому что она первая подала другим пример такого признательного служения делу Богочеловека, или же она преимуществовала пред всеми прочими усердием в этом святом деле. А бескорыстное, ревностное их служение Христу Спасителю в то время, когда «Он не имел, где головы преклонить», и от большинства людей видел холодность, удивление или вражду, – было отрадно Господу Иисусу, много утешало Его среди постоянных трудов и частых оскорблений. Особенно замечательна при этом была чрезвычайная стойкость и необыкновенное мужество, с которыми относилась святая Мария Магдалина к своему Избавителю. И, несмотря на всякие препятствия и страшные опасности, даже в тяжкие дни и часы жестоких страданий Христа, Мария Магдалина явила себя мужественнее и преданнее Апостолов до того, что, когда почти все и Апостолы, несмотря на обещания свои умереть с Господом, побеждены были страхом от врагов Господних, «бежали» ( Мф.26:56 ) и скрылись, – Мария Магдалина любовью победила страх и непоколебимостью своего участия к Страдавшему старалась смягчить тернистый путь, каким Он шел для спасения мира. Жестокие страдания Спасителя, распятого на кресте 4802 , усугубляли вызывающие наглые глумления иудейских первосвященников, книжников и старейшин, которые, не довольствуясь исполнением их гнусного мщения, находясь близ креста Распятого Христа, насмешливо высказывали бессовестные и дерзкие упреки Невинному Страдальцу, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Детские вопросы . [Подборка наиболее характерных вопросов, которые задают дети преподавателю «Основ православной культуры». Их надо знать, чтобы заранее подумать о том, как отвечать детям]. Фото Геннадия Комарова//Фома. – Спецвыпуск. 2014/ОПК. – С.19. – (раздел « ОПК: как преподавать »). 5 типичных ошибок учителя ОПК . Подготовил Виталий Каплан . Фото www.lori.ru //Фома. – Спецвыпуск. 2014/ОПК. – С.20-21. – (раздел « ОПК: как преподавать »). Ваша находка для уроков ОПК . [Ответы преподавателей модуля ОПК и связанных с Православием спецкурсов на вопрос о том, как им удается сделать свои уроки интересными]. Подготовила Дарья Баринова . Фото Юлии Маковейчук//Фома. – Спецвыпуск. 2014/ОПК. – С.22-27. – (раздел « ОПК: как преподавать »). О своем опыте рассказывают: Александр Аношкин , учитель ГБОУ СОШ 1241 г. Москвы. Говорим о реальной жизни . – С.22-23; Дарья Пантюхина , учитель русского языка и литературы, руководитель элективного курса «Православие и русская литература» МБОУ СОШ 6 г. Кузнецка Пензенской области, лауреат конкурса «Серафимовский учитель». Обсуждаем литературу . – С.23; Ольга Гришанина , преподаватель воскресной школы храма святой равноапостольной Марии Магдалины г. Саратова, заместитель директора ГУ культуры «Саратовский государственный музей боевой славы», победитель конкурса «Серафимовский учитель». Читаем, смотрим, рисуем, ездим . – С.23-24; Наталья Лычагова , заведующая библиотекой, учитель ОРКСЭ МБОУ 6 г. Богородска Нижегородской области, призер конкурса «Серафимовский учитель». Сделали карту урока . – С.24; Екатерина Грузкова , педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ 2 пос. Суходол Сергиевского муниципального района Самарской области, лауреат конкурса «Серафимовский учитель». Опираемся на православные праздники . – С.24-25; Ольга Серова , учитель истории МБОУ СОШ 187 Советского района г. Нижнего Новгорода, методист Городского ресурсного центра духовно-нравственного воспитания и гражданского образования им св. равноапостольных Кирилла и Мефодия, победитель конкурса «Серафимовский учитель». Показываем мультфильмы . – С.25, 27;

http://foma.ru/bibliografiya-foma-spetsv...

Митрополит Волоколамский Иларион принял участие в круглом столе «Российский учитель — 2030: формирование личности и подготовка профессионала» 1 октября 2020 г. 10:58 30 сентября 2020 года в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол, посвященный теме «Российский учитель — 2030: формирование личности и подготовка профессионала». Мероприятие прошло в рамках взаимодействия Научно-образовательной теологической ассоциации (НОТА) и МИА «Россия сегодня». Участниками круглого стола стали: заместитель министра просвещения Российской Федерации Виктор Басюк; председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия , президент Научно-образовательной теологической ассоциации митрополит Волоколамский Иларион ; ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков; ректор Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена Сергей Богданов; ректор Уральского государственного педагогического университета Светлана Минюрова; ректор Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева Марина Антонова; ректор Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского Михаил Груздев. В начале встречи прозвучало приветственное слово заместителя министра просвещения В.С. Басюка. Обращаясь к участникам круглого стола, митрополит Волоколамский Иларион указал на две основных задачи, которые стоят перед современным педагогом. Первая из них — постоянно повышать квалификацию, получать необходимые для преподавания своего предмета компетенции. «Но не менее важно не просто наличие некой суммы знаний, а способность передать эти знания таким образом, чтобы они были усвоены учениками, более того, чтобы ученикам было интересно слушать и заниматься тем предметом, который педагог преподает», — продолжил иерарх, подчеркнув, что даже самую трудную для восприятия дисциплину можно преподавать таким образом, чтобы заинтересовать ею слушателей.

http://patriarchia.ru/db/text/5698282.ht...

Чтения состоялись в формате мастерских. Ведущими стали социальные партнеры школы 552 - члены молодежного клуба Спасо-Преображенского храма поселка Тярлево и других приходов Пушкинского благочиния, начальник Царскосельской скаутской дружины " Лицейский сад " , педагоги школ района. Одна из мастерских на тему " Нравственные ценности в современном киноискусстве: взгляд современного молодого поколения " , познакомила ребят с молодежным кинофестивалем " Пленка " , его задачами. Ведущие мастерской клирик Спасо-Преображенского храма в Тярлево иерей Александр Покрамович и эксперты молодежного кинофестиваля " Пленка " после знакомства с короткометражными фильмами фестиваля и рассказа о задачах и алгоритме создания видеоролика предложили ребятам разработать сценарий ролика на заданный формат и представить его всей группе.  Мастерскую " Герой нашего времени " (на основе фильмов международного благотворительного кинофестиваля " Лучезарный Ангел " ) провел  клирик храма равноапостольной Марии Магдалины Павловска и и  учитель школы 638 иерей Дионисий Левыкин . На примере фильмов " Гоша " и " Яблоня " были обсуждены проблемы взросления и воспитания качеств отцовства у поколений послевоенного времени и современных молодых людей. Третья мастерская имела практическую значимость. На примере мультфильма " Рождество " ребята познакомились со смыслом этого праздника, затем им были показаны дидактические приемы проведения праздника для учащихся школы или в семейном кругу. Участники мастерской могли сами стать участниками разыгрываемых событий. О традициях вертепных представлений с возможностью стать кукловодами рассказала Наталья Мухина, учитель школы 552.  О ценностях и смыслах, идее и формах организации праздника учащимися психолого-педагогических классов рассказала Светлана Тимченко, учитель школы 552. Наталья Соколова, руководитель Царскосельской скаутской дружины " Лицейский сад " , поделилась технологиями проведения обучающего Рождественского спектакля посредством вертепных фигурок, сделанных своими руками. 

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Хвала Тебе! Твое названье Не смею я произносить. – Но до последнего дыханья Дерзаю я Тебя хвалить. Хвала Тебе за неба своды. За горы, лес, поля и воды, За утро, юность и весну. Хвала за каждое мгновенье И мук и радостей земных, Хвала за смерть – и воскресенье В Твоих обителях святых. 90 Восторженность Рачинского, однако, не переступала границ его личности и не становилась экзальтацией сектантского «гуру»: преподавание в его школе велось на строго христианских началах. Учебные предметы в его учебном заведении не были построены по принципу: «Знаний и только знаний!», – а заключались в разумных рамках православной церковности. Впрочем, и предметов сугубо церковных было немного – библейская история, катехизис, литургика и церковное пение. Однако любой учитель, по мнению Рачинского, помимо профессиональных обязанностей, как член церкви, должен еще стать и катехизатором, восприемником. Главной идеей и целью педагогической деятельности учителя, считал Сергей Александрович, должно быть оглашение юных христиан, руководство их для Царствия Небесного. «Учитель в русской сельской школе не есть ремесло, – говорил он, – но призвание, низшая степень того призвания, которое необходимо, чтобы сделаться хорошим священником. [Но] благо той школе, которая обладает законоучителем (– священником)! Она не умрет, какие бы ее не постигли внешние и внутренние невзгоды. Она пустит и глубокие корни, и широкие ветви». Священник в школе – не только учитель, но и пастырь и духовник. И это сугубое его положение связано с тем, что в таинстве священства «в числе других даров Духа Святого сообщается (ему) и благодать наставления в вере». 91 Сугубый дар священника, по мнению Рачинского, может вокруг священника сплотить всю корпорацию учителей, потому что «хороший священник – душа школы, [а] школа – якорь спасения для священника». 92 Анализируя школьные проблемы второй половины XIXb., Сергей Александрович пишет, что «задача школы типа шестидесятых годов, – “сделать из ребенка человека“ – абсолютно непонятна родителям наших (татевских.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Св. Златоуст в беседах на Апостольское послание к Галатам, главу первую говорит не только к пастырям духовным, но и в мирским властям: «если учитель кротко обращается с учениками, когда нужна строгость к ним, то он не учитель, а губитель и враг их». Поэтому всякое телесное наказание, употребляемое с намерением исправления, а не для удовлетворения мщения и злобной страсти, не нарушает христианского смирения. Вспомните, что было при великом князе равноапостольном Владимире. Когда, по принятии св. крещения, стал он оказывать народу своему одни чрезвычайные милости, оставив строгость, то последовало от этого в народе большое смятение, так что людям добрым житья не стало от злых. Это побудило св. князя Владимира восстановить строгость законов. Когда врач отрезывает у человека гниющую руку или ногу, он не губит его, а восстановляет его здоровье, так надобно рассуждать и о наказании виновных». По окончании такой беседы дворяне вышли от о. Феодора с разрешением своих недоумений и с миром в душах» (Оптин. жизн. 1847 г.) (стр. 27–29). 42. «Однажды о. Феодору необходимо было, по монастырским нуждам своим, поехать в Москву, где и пробыл он месяца два. В это время приходили к нему усердствующие всякого звания люди, ради совета и пользы душевной, а благородные господа почти каждый день приглашали его к себе кушать, присылая за ним своих лошадей. У одного господина случилось о. Феодору таким образом встретиться и кушать вместе с другими настоятелями и игуменами московских монастырей. Зашел между ним и разговор о монашеских одеждах. Вероятно старец, как пустынник, одет был скудно, и тем невольно как бы укорял московских отцов, одетых не по пустыннически. Московские отцы говорили, что им, в столичном городе, нельзя носить одежды из простой и дешевой материи, и спрашивали у о. Феодора мнения его об этом. Отец Феодор сказал им: «могли бы вы, святые отцы, иметь благословное себе оправдание, если бы при пострижении, пред св. Евангелием, давали свои обеты о претерпении нищеты по другим каким правилам, но как чин пострижения один и обеты одни, то немного требуется толкования; по страстям же толковать и послаблять себе, это в свое время послужит в осуждение таковым себе потакателям.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

Сейчас у нас говорят, что сложно проповедовать, люди не хотят слышать Слово Божье. Но тогда было гораздо сложнее, потому что люди во многих селениях уже не были православными даже по названию. Они были совершенно не религиозными, не церковными, потому что уже несколько десятилетий у них не было священника, не было учителя, и церкви разрушались. Поэтому было тяжело. Но нестяжание, трудолюбие, самопожертвование и, конечно, несомненный дар Космы Этолийского постепенно привлекли внимание слушателей. Кроме того, Косма никогда не останавливался в домах знати, был очень воздержан в еде, все его имущество состояло из рясы и переносной кафедры. Как он говорил: «У меня только один мешок». Он называл рясу мешком. Он проповедовал вечером, чтобы людям было комфортно, когда они возвратились с сельскохозяйственных работ, а днем под палящим солнцем перебирался в следующий населенный пункт. Он был тонким психологом, как сейчас бы сказали. Он знал, как найти подход к людям, никогда не превозносился, никогда не называл себя учителем и говорил с людьми на равных. Например, так: «Недостоин я, братья, учить и советовать вам». И люди постепенно начинают к нему тянуться, и в течение двух-трех лет молва о нем распространяется по всем Балканам. Все Балканы становятся его аудиторией, но он стремился к большему. Как он говорил: «Ах, если бы, братия мои, я был в силах взойти на небо, чтобы воззвать великим гласом и возвестить всему миру, что един Христос наш есть Сын и Слово Божие, и Бог Истинный, и Источник всей Жизни! О, как бы я желал это сделать! Но раз я не в силах сотворить великое, то делаю малое: перехожу с места на место и учу братьев моих по силе своей – не как учитель, но как брат, ибо у нас только один Учитель – наш Христос». Можно сказать, что проповедь Космы Этолийского – это первый успешный опыт глобальной проповеди в период Османского владычества. Были примеры, когда люди успешно проповедовали в рамках родной территории, своей области, в которой они родились, основывали одну, две школы, преподавали. Но примеров, чтобы люди проповедовали среди разных народов, чтобы они проходили сотни километров и везде их встречали, ждали, сотни тысячи людей выходили навстречу, – таких примеров больше не было. Это, наверное, один из примеров наиболее успешной проповеди и миссионерской деятельности в истории Православной Церкви.

http://pravmir.ru/ravnoapostolnyiy-kosma...

Псковская земля. Здесь – истоки и корни нашего государства. Эта земля была пограничным рубежом России. На своем веку она повидала врагов со всей Европы, но всякий раз благодаря мужеству своих жителей выходила победителем. Во время Ливонской войны Псков выдержал полугодовую осаду огромной армии профессиональных наемников. Эта победа спасла от иноземной оккупации всю Северо-Западную Русь. " Се повести временных лет откуда есть пошла Русская земля " – такими словами начинается древнейшая из дошедших до нас русских летописей XII века. В ней рассказывается о призвании на Русь трех братьев-варягов. Один из них, Рюрик, стал княжить в Новгороде, другой – Синеус – в Белозере, а третий – Трувор – в Изборске, на земле кривичей. Произошло это в 862 году. Именно так согласно преданию на севере России возникли первые очаги нашей государственности. Об этих легендарных временах напоминают древнее городище и знаменитый Труворов крест высотой более двух метров, вырубленный из цельной известняковой плиты. Его размеры породили легенду о том, что поставлен он был на могиле самого Трувора, скончавшегося в 864 году. Среди тех, кто верил в эту легенду, была и российская императрица Екатерина II. Позже археологи установили, что крест был создан жителями Изборска в XIV или XV веке. Предположительно, чтобы увековечить место, откуда началась история их города. Двинувшись на юг, Рюриковичи объединят под своей властью славянские племена на огромной территории от Балтийского до Черного морей. Созданное ими государство русские историки XIX века назовут Киевской Русью. Согласно " Повести временных лет " из псковской земли на киевский престол взойдет Святая Равноапостольная княгиня Ольга. Она станет первым правителем Руси, принявшим христианство, и положит начало каменному градостроительству. Учитель истории псковского лицея Илья Казанцев искренне влюблен в свой город и его памятники. " Псков для меня – это все-таки начало нашей русской истории, это та старина, которую можно потрогать руками. Не каждый город России может похвастаться тем, что учитель и его ученики могут выйти на улицу и потрогать руками свою историю " , – говорит Илья Казанцев.

http://pravoslavie.ru/137547.html

Ко дню юбилея, 30 июня 1910 г., Санкт-Петербургская Духовная академия в адресе, присланном в Токио, писала: «Благо­говейно преклоняясь перед дивным величием Вашего 50-летнего уже священнослужения, начавшегося в академическом хра­ме Двенадцати Апостолов в самый годовой день священной их памя­ти, С.-Петербургская духовная академия приносит Вашему Высокопре­освященству, своему избраннейшему из избранных студентов и своему в течение двадцати уже лет почетному члену, радостное приветст­вие, испрашивая себе у Вас, истинный святитель Христов, молитвы и благословения на новую, открывающуюся пред нею жизнь” 35 . В речи губернатора Токио звучал подлинный голос Японии, может быть, никогда не обращавшийся так к иностранцу. Он говорил о бывших военных и гражданских смутах и о той ненависти к иностранцам, которая еще существовала во время приезда Святите­ля в Японию: «Когда приехал маститый учитель Николай, считавший своим призванием распространение учения Божия в нашей стра­не, то, несмотря на то, что он находился среди таких грозящих опас­ностью обстоятельств, претерпевая всевозмож­ные неудобства, лишения, бедствия и страдания, он спокойно и невоз­мутимо с преизбыточной теплотою сердца, обращаясь к народу, усерд­но учил и тщательно увещевал и, стараясь положить основания пра­вославного христианства в нашей стране, наконец достиг того, что приобрел множество усердных христиан, каких видим ныне. Между тем и судьба нашего государства постепенно развивается, и мы ви­дим нынешний прогресс. Мне кажется, что те заслуги, какие оказал нашему государству маститый учитель Николай, не ограничиваются успехами одного только миссионерства, но также заключаются в том, что он содействовал цивилизации в нашей стране… даже те, ко­торые некогда направляли на иностранцев сверкающие ненавистью глаза, теперь обращаются с ними с радостью, приветливостью и бла­гоговением, и я, удостоившись счастья присутствовать на этом ак­те, почтительнейше приношу хвалу заслугам, оказанным маститым учи­телем Николаем как для мира и гуманности, так и для нашего госу­дарства, и вместе с тем молю Бога, чтобы Он ниспослал неисчислимые лета и блага на главу маститого учителя” 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Ко дню юбилея, 30 июня 1910 г., Санкт-Петербургская Духовная академия в адресе, присланном в Токио, писала: “Благо­говейно преклоняясь перед дивным величием Вашего 50-летнего уже священнослужения, начавшегося в академическом хра­ме Двенадцати Апостолов в самый годовой день священной их памя­ти, С.-Петербургская духовная академия приносит Вашему Высокопре­освященству, своему избраннейшему из избранных студентов и своему в течение двадцати уже лет почетному члену, радостное приветст­вие, испрашивая себе у Вас, истинный святитель Христов, молитвы и благословения на новую, открывающуюся пред нею жизнь” 35 . В речи губернатора Токио звучал подлинный голос Японии, может быть, никогда не обращавшийся так к иностранцу. Он говорил о бывших военных и гражданских смутах и о той ненависти к иностранцам, которая еще существовала во время приезда Святите­ля в Японию: “Когда приехал маститый учитель Николай, считавший своим призванием распространение учения Божия в нашей стра­не, то, несмотря на то, что он находился среди таких грозящих опас­ностью обстоятельств, претерпевая всевозмож­ные неудобства, лишения, бедствия и страдания, он спокойно и невоз­мутимо с преизбыточной теплотою сердца, обращаясь к народу, усерд­но учил и тщательно увещевал и, стараясь положить основания пра­вославного христианства в нашей стране, наконец достиг того, что приобрел множество усердных христиан, каких видим ныне. Между тем и судьба нашего государства постепенно развивается, и мы ви­дим нынешний прогресс. Мне кажется, что те заслуги, какие оказал нашему государству маститый учитель Николай, не ограничиваются успехами одного только миссионерства, но также заключаются в том, что он содействовал цивилизации в нашей стране… даже те, ко­торые некогда направляли на иностранцев сверкающие ненавистью глаза, теперь обращаются с ними с радостью, приветливостью и бла­гоговением, и я, удостоившись счастья присутствовать на этом ак­те, почтительнейше приношу хвалу заслугам, оказанным маститым учи­телем Николаем как для мира и гуманности, так и для нашего госу­дарства, и вместе с тем молю Бога, чтобы Он ниспослал неисчислимые лета и блага на главу маститого учителя” 36 .

http://pravmir.ru/missionerskiy-podvig-s...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010