Вышла книга А. Волошун «Блаженны милостивые. Благотворительная деятельность святой Великой княгини Елизаветы Федоровны» 9 марта, 2011. Редакция " Правмира " В книге сделана попытка систематизировать источники, освещающие многогранную благотворительную деятельность Великой княгини Елизаветы Федоровны. Ответы на многие вопросы были получены в российских архивах. Многие документы до недавнего времени были засекречены В издательстве «Дар» вышла книга постоянного автора портала «Правмир» Аполлинарии Волошун «Блаженны милостивые. Благотворительная деятельность святой Великой княгини Елизаветы Федоровны». «На первый взгляд может показаться, что сказано и написано о святой преподобномученице Великой княгине Елизавете много — книги, статьи, сборники, альбомы, брошюры. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что почти все издания приводят одни и те же давно известные факты. Благодаря проведенному исследованию удалось добыть новые, ранее не известные сведения и, как кусочки мозаики, собрать их в единую картину», — читаем мы в предисловии новой книги Аполлинарии Волошун. «Здесь сделана попытка систематизировать источники, освещающие многогранную благотворительную деятельность Великой княгини Елизаветы Федоровны. Ответы на многие вопросы были получены в российских архивах. Многие документы до недавнего времени были засекречены». Аполлинария Волошун — писатель, религиовед. Родилась в 1980 году, окончила Миссионерский факультет Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Исследователь и автор биографии святой Великой княгини Елизаветы Федоровны, аспирант Тверского Государственного Университета Кафедры Отечественной истории. Основатель литературного портала «ЛитАкадемия», администратор студенческого форума ПСТГУ, активный участник блогосферы. Автору удалось открыть новое в, казалось бы, хорошо известном. Книга позволяет окунуться в атмосферу начала XX века, открыть для себя дивной образ Великой княгини Елизаветы Федоровны, а также узнать о благотворительном движении в России, в котором княгиня принимала активнейшее участие.

http://pravmir.ru/vyshla-kniga-appolinar...

К этому же времени, то есть к VII веку, исследователи относят появление первых житийных повествований о мученице Февронии . При этом, в частности, Ж. Бедьян считает, что изначально Мученичество было написано на сирийском языке, которое лишь позже было переведено на греческий, а затем на латинский языки . Однако существует противоположное мнение - о зависимости сирийской версии от греческой. Как бы то ни было, Житие или, по крайней мере, история мученичества Февронии на греческом языке в какой-то из редакций была известна Феофану Начертанному (скончался около 850 года), который составил где-то в первой половине IX века канон утрени в честь святой мученицы. Феофан в своем каноне приводит ряд фактов, свидетельствующих о существовании в его время либо Мученических актов, либо, как уже указано, одной или нескольких редакций Жития. Так, кроме само собой разумеющегося многократного упоминания о страданиях и мученической кончине святой Февронии, автор канона, хотя и вскользь, но вполне определенно говорит о ее аскетических подвигах (в пространном Житии говорится о ее сугубом постничестве и чрезвычайно изолированной жизни в монастыре ) и тщательном изучении Священного Писания , осмысливаемых как своего рода приуготовительный этап перед мученичеством. Также приводится ряд подробностей, встречающихся в распространенной версии Жития, дошедшей до нас. В частности, в третьем тропаре третьей песни, в первом тропаре четвертой песни и в еще нескольких местах говорится о рассечении тела мученицы; в последнем из указанных тропарей указывается также на пытку огнем, которой была подвергнута святая. Кроме того, в разбираемом литургическом тексте приводятся и некоторые другие подробности мучений и даже имена людей (что бывает довольно редко в канонах), фигурирующих в Житии: вырывание во время пыток зубов , указание на духовную наставницу Февронии по имени Вриения, упоминаются посланники императора по имени Селин и Лисимах . Все это несомненно говорит в пользу того, что Феофан пользовался если не таким же, то очень сходным с сохранившимся до нашего времени пространным Житием святой мученицы Февронии, хотя, понятно, остается неясным, в какой мере оно было похоже или отличалось в отношении объема текста и степени его литературной обработки.

http://bogoslov.ru/article/937588

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото (фрагмент): Владимир Ештокин/Журнал " Фома " Стартует видеопроект о святой Елизавете Федоровне, участником которого может стать любой желающий 1 мин., 26.10.2020 Марфо-Мариинская обитель милосердия представляет видеопроект «Елизавета Федоровна в моей жизни», принять участие в котором может любой желающий. В рамках проекта его участники впервые в формате видео-интервью расскажут непридуманные истории из своей жизни, связанные с личностью преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны , сообщает пресс-служба обители. Участница видеопроекта – настоятельница Марфо-Мариинской обители игумения Елисавета (Позднякова) «Новый проект – возможность рассказать общественности о том, как почитают Великую княгиню сегодня. Какое значение она играет в жизни современных людей, какие ее замыслы остаются актуальными», – отметили в обители. 1 ноября, в день рождения святой Елизаветы Федоровны, на официальном УоиТиве-канале Марфо-Мариинской обители милосердия будут представлены первые два выпуска, героями которых стали настоятельница обители игумения Елисавета, а также писательница и телеведущая Дарья Донцова. Участница видеопроекта – писательница Дарья Донцова В создании проекта принимает участие главный режиссер дирекции общественно-политического вещания Первого канала Юлия Ермолина, выпустившая в 2018 году документальный фильм «Елизавета Федоровна. Осталась лишь одна молитва».  Марфо-Мариинская обитель приглашает всех желающих принять участие в проекте. Свои истории можно присылать через официальные страницы обители в соцсетях, или на почту пресс-службы  ekaterina.z@mmom.ru . Читайте также: О святой Елизавете Федоровне и памяти о ней сегодня  читайте здесь Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/startuet-videoproekt-o-sv...

Все упование мое на Тя возлагаю,/Мати Божия,/сохрани мя под кровом Твоим. НА ЛИТУРГИИ СЛУЖБА ВСЯ МУЧЕНИЦЕ. Святая преподобномученица Параскева пострадала за веру в Христа в царствование римского императора Антонина Пия (138–161). Она родилась в Риме и была единственной дочерью благочестивых христиан. Ее родители Агафон и Полития были бездетны, но усердной молитвой испросили у Бога ребенка. Родившуюся девочку назвали Параскевой (дословно – пятница), так как она родилась в пятницу. Мать научила святую Параскеву молиться и с усердием и любовью посещать храм Божий. Христианское воспитание принесло свои плоды: святая Параскева с юности полюбила чтение Священного Писания, была кроткой и смиренной, исполненной пламенной любви ко Христу Спасителю. После кончины родителей святая Параскева, стремясь к духовному совершенству, раздала имущество бедным, приняла иноческое пострижение и, подражая святым апостолам, стала ходить по городам и селениям, проповедуя слово Божие. Многих язычников обратила святая Параскева к истинной вере. Видя успех ее проповеди, иудеи оклеветали святую перед императором Антонином Пием. Он приказал привести к себе святую Параскеву и пытался убедить ее отречься от Христа. Но ни угрозы, ни уговоры не поколебали веру святой. Тогда ее подвергли пыткам: надели на голову раскаленный шлем и бросили в медный котел, наполненный кипящим маслом и смолой. Однако святая мученица осталась невредимой. Император, желая проверить, горячо ли содержимое котла, приказал святой Параскеве брызнуть на него из котла. Святая исполнила повеление, и смола, попавшая на лицо императору, выжгла ему глаза. Раскаявшись, Антонин стал просить у святой мученицы прощения, и она исцелила его. Видя силу молитвы святой, император и многие из его слуг приняли святое Крещение. Отпущенная на свободу, святая Параскева вновь отправилась по разным городам с проповедью христианского учения. В одном городе, где правителем был некто Асклипий, святую схватили и вновь предали суду. Убедившись, что она не отречется от Христа, мучители бросили ее в пещеру, где жил змей и куда бросали приговоренных к смерти преступников. Святая Параскева крестным знамением поразила змея и осталась невредимой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святый преподобномучениче Христофоре, моли Бога о нас! Святой Авраамий Болгарский 237 Из Арабского халифата VIII-IX веков перенесемся в другую эпоху и другой край мусульманского мира – там, где он соприкасался с православной Русью XIII-XVI столетий, и поговорим о делах, свидетелями которых были уже наши предки. Неспокойным соседом Древней Руси была Волжская Булгария, государство народов Среднего Поволжья и Прикамья, сформировавшееся в X веке, официальной религией которой являлся ислам. Волжская Булгария находилась на торговых путях, связывающих Европу с Востоком, что придавало ей особое значение торговой державы – она активно торговала с Арабским халифатом, Византией, Русью. Ее города превратились в крупные торговые и ремесленные центры, булгары славились как купцы. Об одном из них и пойдет речь. Этот богатый и знатный купец жил в конце XII – начале XIII века в столице Волжской Булгарии – Болгаре Великом – и отличался необычайным милосердием. «Имеяше имение много, нищия питаше, алчущия и жаждущия напаяше, нагия одеваше, больныя посещаше и вся скудныя всякими потребы удовляше» – так свидетельствует о его образе жизни летопись. Казалось бы, занятие торговлей, как сугубо мирское дело, не предрасполагает к духовным исканиям, а хорошее материальное положение надежно охраняет от всего, что может пошатнуть его устои. Тем не менее за милостыни сего мусульманина Господь просветил его светом истинной веры. Самостоятельно разочаровавшись в исламе, он просит своих друзей – русских купцов крестить его, и те выполняют его просьбу. Так наш святой становится христианином и получает новое имя, с которым и записан он на страницах книги жизни, – Авраамий. По Крещении святой ради аскетических подвигов надевает на себя железные вериги. Он не только лично исповедует, он, как подчеркнуто в житии, проповедует христианство своим соплеменникам. В отличие от святого Ахмеда и святого Абу, Авраамий не проходит периода тайного христианства, что является свидетельством силы его духа и пламенной искренности его обращения. Он не оставляет своей профессии, но использует ее для проповеди Слова Божия и подаяния милостыни бедным. Душа его, горевшая любовью к Богу и к ближнему, не могла спокойно видеть духовную гибель соплеменников, и как-то раз он прямо на городской базарной площади стал призывать их обратиться к истинному Богу – Христу, разоблачая и опровергая обманы магометанского лжеверия.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Пророчества Космы Этолийского о современном человечестве Святой равноапостольный преподобномученик Косма Этолийский Эти пророчества касаются материальной и духовной жизни современного человека: его интересов, быта, образования – и имеют для нас особый интерес и значение. Святой Косма Этолийский своим пророческим взглядом видел, с какими глобальными проблемами столкнется современное общество. Многие из них сейчас только зарождаются и, вероятно, со временем будут приобретать еще больший размах. Быть может, говоря о финансовом кризисе, непереносимых налогах, невозможности получить правдивую информацию и крахе образовательной системы, святой имел в виду какие-то события будущего. Однако уже сегодня в нашей повседневной жизни мы вполне можем увидеть исполнение пророчеств Космы Этолийского. 1. «Придет время, и вы ничего не станете узнавать». Современные средства массовой информации стараются формировать общественное мнение: они подают только выгодные им факты, дозируют информацию, порой пользуются непроверенными и даже заведомо вымышленными данными. Когда говорят об отсутствии гласности, имеют в виду, прежде всего, тоталитарные страны. Однако и в демократических государствах ситуация не лучше: действительно, много ли знают современные американцы или европейцы о войне в Южной Осетии? Газеты, журналы, радио- и телепередачи все больше и больше походят одна на другую: их содержание, редакционные комментарии все менее и менее разнообразны. В практику прессы вошло применение «консервативных» передовиц, которые готовятся в центральном агентстве и продаются газетам как расфасованный товар. СМИ поддерживают точку зрения и защищают интересы крупных компаний и государственных структур, от которых находятся в финансовой зависимости. Место серьезных изданий стала занимать журнальная беллетристика, специализирующаяся, как правило, на сексуальных темах и сплетнях, и журналы-дайджесты, трактующие по своему вкусу огромное количество информации и «облегчающие» читателю задачу не только получения, но и осмысления сведений о происходящих событиях, что, в конечном счете, отнимает желание и способность самостоятельно мыслить .

http://pravoslavie.ru/28179.html

4.32.4.               Планка медали представляет собой прямоугольную металлическую пластину, обтянутую муаровой лентой зеленого цвета, на которой слева - двухцветная красно-белая полоса по образцу источников на архиерейской мантии. Размеры планки медали: ширина 24 мм, высота 13 мм. На обратной стороне имеется приспособление для крепления. 4.32.5.               Медаль " Патриаршая благодарность " носится на левой стороне груди и располагается среди прочих медалей согласно перечню медалей, указанному в статье 3.4.2. 4.32.6.               Медалью " Патриаршая благодарность " награждаются клирики и миряне в благословение за усердные труды на благо Святой Церкви. 4.33.  Положение о медали преподобномученицы Елизаветы Феодоровны 4.33.1.               Медаль преподобномученицы Елизаветы Феодоровны учреждена указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода У-01/11 от 11 февраля 2016 года. 4.33.2.               Медаль преподобномученицы Елизаветы Феодоровны имеет одну степень. 1)      Медаль имеет форму круга золотистого цвета с узким выпуклым рантом по краю, в центре медали - рельефное изображение преподобномученицы Елизаветы Феодоровны. Изображение поясное, правая рука святой поднята до груди, в левой руке - символический храм. По сторонам, на уровне плеч, - стилизованная надпись: у правого плеча - ПРПДБНОМЧНЦА, у левого - ÊЛICABETA. Над изображением святой по окружности расположена надпись: ЗА ЖЕРТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ И ДЕЛА МИЛОСЕРДИЯ. На оборотной стороне медали расположена рельефная монограмма " ПЕ " (Преподобномученица Елисавета), по обеим сторонам от которой находятся рельефные изображения двух лавровых венков. Под монограммой располагается номер медали, зарегистрированный в Наградной комиссии. Медаль при помощи кольца соединяется с колодкой. Колодка имеет форму трапеции, внизу которой располагается бант. Лента в колодке шелковая муаровая, белого цвета, с двумя узкими полосами оливкового цвета по обеим сторонам. Материалы: латунь, никель, золочение. Диаметр медали: 35 мм. На оборотной стороне колодки - приспособление для крепления.

http://mitropolia.spb.ru/docs/polozhenie...

Глава 3. Богомыслие Призвание монаха есть путь за Спасителем, шествие за апостолами Жизнь Святой Горы и человеческое общество Предисловие В одной из монашеских книг говорится, что если инок осмелится рассуждать о вещах, которых он не пережил сам, то его начнут преследовать демоны мщения 238 . Однако я надеюсь, что сегодня этого не произойдет, потому что вы все своим присутствием, жаждой познания и любовью воспрепятствуете им преследовать меня словами: «Ты сказал о том, во что не верить или чего не понимаешь». В другой книге по этому поводу сказано то же самое, а именно: если кто-либо утолит духовными словесами жажду души и они не войдут в ее глубь, то с этого момента человек будет вечно испытывать жажду, но уже никогда не сможет ее утолить 239 . Он будет подобен тому, кто нарисовал картину, на которой изобразил себя пьющим воду. Своими словами он насытится, как водой, выпитой с живописного холста. Введение Я думаю, что Богу и Владычице Богородице приятно и угодно, когда говорят о Святой Горе. Но рассказчик должен быть ангелом или равным ангелу. Так как быть мне, раз уж я приглашен? Я ваш покорный слуга, и поэтому вынужден рассказывать о Святой Горе, о которой преславное глаголашася ( Пс. 86:3 ); ее возвышенности, низины, пещеры, почвы – все Господь для нас приспособил, мы все это использовали в качестве основания для обустройства монашеского жития, а Дева Мария коснулась каймою Своих духоносных одежд. Все там приукрашено вековыми подвигами, испещрено потоками слез, пропитано кровью преподобномучеников, обогащено честными мощами; все блистает от лучей Божественной колесницы, переносящей вверх и вниз Бога. Он благоволил избрать Афон местом Своего обитания, благословляя и воспитывая тысящи гобзующих ( Пс. 67:18 ) иноков. Никто не может сосчитать ни достижений, ни даже имен святогорских отцов, уже не говоря о том, чтобы запечатлеть ведомое одному лишь Богу описание их жизни, целью которой было – стяжать Царствие Божие. Несмотря на это, святогорская жизнь, столь таинственная и сокровенная в кладовых келий и сердец, в богослужебных собраниях, в то же время так близка каждому и открыта для всякого человека – будь он духовным лицом или бездомным бродягой, проходящим мимо. Ибо Святая Гора живет словно единое возлюбленное Богом творение в нежных объятиях мира, который привязан к Афону, оберегает его и время от времени подпитывает новыми монахами.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

– Какие цели вы перед собой ставите? – Мы стремимся привлечь внимание детей и подростков к истории России и родного края, Русской Православной Церкви, к ее духовным ценностям и подвижникам, занимаемся популяризацией литературы духовно-нравственного содержания, развития литературного и художественного творчества детей, пытаемся не только сохранять, но и развивать традиции благотворительности и служения идеалам добра, рассказывая ребятам о святой преподобномученице Великой княгине Елизавете Федоровне и о других святых как примере для подражания. Ну, и главная цель – это почитание святой преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны. – Как проходит подготовка к чтениям? – Читатели детских библиотек, школьники и студенты средних специальных и высших учебных заведений Смоленска и Смоленской области участвуют в конкурсе в трех номинациях: художественно-изобразительное творчество (рисунки, поделки, макеты и др.), литературное творчество (сочинения, эссе, стихи и т.д.), научно-исследовательская работа. Некоторые участники чтений писали доклады, рефераты, исследования на темы " жизнь и деятельность Великой княгини Елизаветы Фёдоровны " , " Святые земли Российской " , " Подвижники милосердия " , " История храмов и монастырей родного края " . Другие нашли себя в литературном творчестве: писали сочинения, эссе, стихи на темы " Образ Великой княгини Елизаветы Фёдоровны " . " Мой любимый святой " , " Примеры милосердия сегодня " . Третьи занимались в " Театре православной книги " (исполняли литературные и музыкальные произведения, инсценировки, пьесы на тему " Дела милосердия – путь к спасению " . Хотя в центре внимания детей всегда находится образ Великой княгини Елизаветы Федоровны, тематика чтений постоянно расширяется. Многие доклады посвящены вопросам милосердия, доброты, нравственной чистоты, а также святым, подвиги которых на ниве доброделания не оставили детей равнодушными, – святителям Николаю чудотворцу и Николаю Японскому, преподобному Авраамию Смоленскому, блаженной Матроне Московской и другим. На пятых Елизаветинских чтениях прошла презентация сборника " Белый ангел России " , включающего наиболее интересные детские выступления и творческие работы по итогам I-IV Елизаветинских чтений. С самых первых чтений ежегодно рассказывает о них на своих страницах наш любимый детский журнал " Сказочный мир " . Главный редактор Галина Безрученкова не раз жертвовала сотни журналов не только на наши благотворительные акции, но и на акции, проходившие в Москве и других городах. В день проведения чтений библиотека по традиции представляет книжно-иллюстративную выставку " Белый ангел России " и выставку детского художественного творчества.

http://religare.ru/2_102757.html

Замечательно то, что больная везде и всюду чувствовала присутствие святой воды и всячески избегала ее. Мать же, призывая на помощь Бога, никогда не теряла надежды на уврачевание дочери святой водой. Через некоторое время больная стала намного тише и к Причащению Святых Христовых Таин подходила уже спокойнее, и даже со слезами. Через год она тихо, как истинная христианка, скончалась. Благодать Великой Агиасмы 43 Господи, не помяни греха юности моей! «В 1881 году, – рассказывал один уважаемый московский протоиерей, – в первых числах января я был приглашен на одну квартиру близ храма Христа Спасителя отслужить молебен. Во время служения молебна со мной рядом стояла старушка, которая в продолжение всего молебна горячо молилась и непрестанно вполголоса повторяла: “Господи, не помяни греха юности моей!” По окончании молебна хозяин дома пригласил старушку подойти ко мне и отрекомендовал: это его дорогая мать. Затем я был приглашен вкусить хлеба-соли. Во время обеда почтенную старушку посадили рядом со мной, и я имел возможность расспросить ее о причине того, почему она повторяет часто одну и ту же фразу: “Господи, не помяни греха юности моей!” Она, глубоко вздохнув, ответила: “Если вас интересует, я расскажу вам об этом подробно. Родилась я от благочестивых православных родителей, которые были богаты. Но не судил мне Господь унаследовать ни их благочестия, ни богатства, потому что родители мои умерли в годы моей молодости. А опекуном мне назначили родного моего дядю, человека, не тем будь помянут, страшно жадного. Он все имение, принадлежащее мне, сумел сделать своей собственностью, а меня, семнадцатилетнюю, хотел выдать замуж за своего крепостного крестьянина. Я была беспомощна, и все бы совершилось по желанию дяди, если бы только не пришла ко мне помощь Божия по молитве моих благочестивых родителей. В это время из Петербурга приехал гвардейский офицер, имение которого было рядом с имением моих родителей. В храме Божием он случайно увидел меня. Мы друг другу понравились, и он, зная, что я дочь богатых родителей, познакомился с моей родной бабушкой. Тогда я жила у нее, и она, как заядлая староверка, и меня заразила своим раскольническим настроением. Потому я, официально числившаяся православной, в глубине души была врагом Православия. Бабушка воспользовалась расположением ко мне будущего моего мужа и, выдавая меня за него замуж, постаралась взять с него клятвенное обещание, чтобы он меня не принуждал быть православной. Он обещал и, по своему благородству, после вступления со мной в брак никогда ни словом не напомнил мне, что мы с ним разной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/troits...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010