Свв. мученики пострадали в г. Никомидии в 303 году. Мученики: Инна, Пинна и Римма происходили из Скифии и были учениками апостола Андрея. Сделавшись сами христианами, они обратили ко Христу многих язычников. Когда узнал об этом князь, то принуждал мучеников отречься от Христа и за отказ приказал погубить их. Стояла зима, и святых привязали к сваям, вбитым в реке Дунае, где они и замерзли. (В некоторых месяцесловах сии святые называются не мучениками, а мученицами. Но это неверно. См. месяцеслов Сергия.) 21-е число Преподобный Максим исповедник жил в VII веке. Получив высокое образование, он служил у императора Ираклия советником. В его время появилась так называемая монофелитская ересь. Монофелиты, с греческого, единовольники. Они учили, что в И. Христе только одна воля божеская, а не две: божеская и человеческая, как учит православная Церковь . Против этой ереси был IV Вселенский Собор. Св. Максим оставил службу при дворе, постригся в иноки и сделался игуменом. В сане игумена он явился ревностным защитником православия в борьбе с ересью: и словом и писанием убеждал верующих не принимать еретического учения. Отправившись в Рим, убедил папу Мартина собрать собор против ереси. Император Констанс, державшийся ереси, счел такой поступок Максима за возмущение и его вместе с Мартином сослал в ссылку в Херсонес, где св. папа умер (память его 14 апреля). Святому же Максиму пришлось еще много пострадать. Посредством разных истязаний все хотели вынудить его принять ересь. Наконец отрезали ему язык и отсекли правую руку, чтобы лишить его возможности защищать истину словом и делом, и изуродованного заключили в темницу. Здесь св. поборник православия томился три года. Перед смертью Господь утешил его Своим явлением. Скончался св. Максим в 622 году. Мученик Неофит пострадал за Христа, будучи шестнадцати лет. Когда учился он, то раздавал бедным своим товарищам почти всю пищу, которую приносил в училище из родительского дома. Мало этого, приводил их к себе в дом и просил родителей помочь им.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Христиане стояли в отдалении и на их лицах видно было выражение страха и печали, которая не смела проявиться ни вздохом, ни слезою. Когда всё было готово, палач стал снимать верхнее платье с патриарха и шарить в карманах. Патриарх сохранял своё всегдашнее спокойствие; перед позорной смертью взгляд его выражал благость христианина, прощающего своим врагам. Он только один раз взглянул на патриаршие здание, на ворота, под которыми народ проходил всегда с благоговением и которые теперь обратились в виселицу. Лицо его смутилось. Но когда палач развязал его руки, он перекрестился, кротко просил его подождать несколько минут, стал на колени лицом к патриаршей церкви и совершил свою последнюю земную молитву. Он боялся бросить последней прощальный взор пастыря осиротелому стаду, послать благословение мученика к немногим христианам, свидетелям его смерти: этим он мог подать повод к обвинению их в участии в воображаемых его преступлениях. Через минуту палач проворно, как зверь, соскочил с подмостков, сбил их, и мученик висел на воздухе 4 . Одновременно с казнью патриарха Григория в Константинополе были совершены и другие убийства. Содержавшиеся в тюрьме члены священного константинопольского синода, митрополиты – ефесский Дионисий, никомидийский Афанасий и анхиальский Евгений, а также восемь других духовных сановных лиц были сперва подвергнуты различным мучениям, с целью принудить их к отречению от веры, а затем повешены. В мае месяце в Константинополе были казнены митрополиты: созопольский Паисий, мириофитский Неофит, ганский Герасим и сто сорок три человека различного звания, а в июне, по повелению султана, были убиты митрополиты: деркский, терновский, феодосиопольский и другие. Даже вновь избранный вселенский патриарх Евгений подвергался оскорблениям и насилию и проводил тревожную и скорбную жизнь. 2 мая в патриархию ворвались янычары, волочили кир Евгения по зданию и били его, вырывали по одному волосу из бороды, требуя денег, и оставили едва живого. В то же время султан издал повеление разрушить в Константинополе все христианские храмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Предвратие убо церковное есть апокалипсом иконописное, отонюду же посреде стены западной суть главныя врата вводящия в первую паперть, ещё и инныя два меньшия по странам от юга и севера; при северных же вратах на стене, противу врат монастырских зрящей, есть изображенный Деисус, именуемый гречески Триморф, еже есть образ триличен, си есть Христос посреде, в десную Богородица, а ошуюю Предтеча, все мерою большею живописанны; о иконе убо Христовой повествуется: яко некоему мужу, или иконописцу хотящу вседушно ведати, какой был образом и мерою Христос Сын Божий, егда с человеки поживе, и бысть ему откровение глаголя: да идет в Афонскую гору в Иверский монастырь, и образ правостоящь на стене, изображен при вратех северных первой паперти, есть во всем подобен Самому живому Христу. – Но довольну прострох беседу о славном храме Успения Пресвятыя Богородицы, подобает же мне сотворити повесть и о иных меньших боголепных храмех, аще и не всех подробно, но о неких знаменитых и достохвальных, раздельно и особено с многим иждивением и красотою от знаменитых человек созданных; всех бо тамо малых параклисовых, или храмов раздельно зданных и внутрь инных зданий сокровенно присовокупленных, кроме великой церкви суть осмьнадесять, их же имена суть сия: святитель Христов Николай, Собор Святых Архангел, иже суть присовокуплены, якоже рех, к стенам великаго храма, Богородица Вратница, Святый Предтеча Иоан, Введение Пресвятыя Богородицы, святый Евстафий, святый Первомученник Архимандрид Стефан, святый Константин и Елена, Преображение Господа нашего Иисуса Христа, святый Иоан Богослов, все святые, святый великомученик Георгий, святые безсребренники Козьма и Дамиан, Воздвижение Частнаго Креста, святитель Христов Спиридон, святый Дионисий Ареопагитск ий, святый мученик Неофит, иже во Святых Отец наш Модест; яже аще и вся лепота суть иконами и неугасимыми кандилами, якоже и в Лавре имуть, обаче да не тяжестен буду чтущему и слышащему, оставити вся, о привратнем Богородичнем храме, ради достойных зрения и слышания в оном обретающихся вещей, не могу предати молчанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Но вот беда, что не могу терпеть этого ужасного мучения; болезнь ужасно мучительная.» Я сказал ему: «Что ж, это-то и хорошо, и ты чрез это будешь истинный мученик, ведь ты сам же пожелал и просил у Бога и Божией Матери мученичества и страдания.» «Ах, батюшка, да я не знал, что так будет больно и люто», – отвечал Гавриил. – «Когда начнут сдирать с меня кожу, тогда сделается мне до того больно и невыносимо, что я теряю терпение и кричу изо всей моей силы, и так делают со мной каждый день.» «Кто же сдирает с тебя кожу?» – спросил я с удивлением. «Да доктор», – отвечал он. Я, обратясь к доктору, спросил его: «Как это вы делаете?» «Да у него кожи нет», – отвечал доктор, – «все дело в том, что обвязки и простыни присыхают к струпьям, и когда нужно переменить их хотя раз в сутки, тогда они легко не отстают, а отдираются с усилием.» На это я заметил доктору, что таким образом можно больного из терпения вывести и довести до ропота, а лучше всего отдать это на его волю. Тогда Гавриил попросил, чтобы не мучили его более отдиранием струпьев от тела, да и другим чем не беспокоили бы его. С того времени он стал спокойнее, лежал все время на одной спине, приобщался каждый день, быстро ослабевал. Многие из братии посещали его: в день кончины его, 27 июня, поутру, я посетил Гавриила; хотя он по виду казался очень худ, но разговаривал ясно и бодро; а за час до смерти отец Макарий, духовник, пришел к Гавриилу; увидев его, Гавриил сказал: «А мне стало тяжело, может быть, я умру скоро, прочитайте мне отходную.» Отец Макарий прочитал ему отходную и, благословив его, сказал ему: «Ты, отец Гавриил, аще обрящешь милость у Бога, тогда помяни и меня пред Ним.» Он отвечал: «Я вас прошу, батюшка, вы молитесь обо мне, и если я обрящу дерзновение у Бога, тогда помяну и вас.» Сказвши это, он мирно испустил дух. Схимонах Неофит О. Неофит, родом русский, отслужив Царю земному, вступил в ряды победоносного воинства Царя Небесного и доблестно совершил предназначенное ему свыше поприще духовной жизни; сначала он несколько лет находился в С.-Петербурге служителем при Казанском соборе, потом пожелал отправиться на Восток, и, прибыв на св.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

Л. 243 об. Мес. того же в 22 день, мучение св. мученица Анастасия. Нач. В дни Диоклитиана царя с настольникома его Валерием игемоном перьвое беяше прогонение християном в Римлянах. Л. 247. Мес. того же в 23, мучение св. мученик 10, иже в Крите. Нач. Бог , иже над всеми и всех, иже и всяческая миру и числом устроил. Январь. 755 Л. 252. Месяца генваря в 2 день, деание св. Селивестра, епископа римьска при Константине цесари Римсте. Нач. Намь же убо образописець Евсевий якоже бе церковные пиша иконы. Л. 277. Мес. того же в 3 день, мучение св. Гордиа. Нач. Закон естьственный – пчеламь не вздвизатися от сотов, донелиже царь их полетить. Л. 287. Мес. того же в 5, мучение св. Феопемта и Феоны. Нач. В первое лето гонениа, Диовлитиан царь створи себе кумиря. Л. 296 об. Мес. того же в 8 день, житие преподобныа Домникы. Нач. Хощу братие, вамь сказати житье доброволно. Л. 308 об. Мес. того же в 9 день, св. Мамы. епископа мелетийского, похвала св. мученину Нолиекту. Нач. Иже на труды бранные и на ратные доблести написующеся. Л. 320. Мес. того же в 10 день, житье св. отца нашего Григория нисского . Нач. Добра убо мне и полезна предлежащих повесть. Л. 352. В тот же день, житие преподобного отца нашего Маркиана. Нач. Блогословен Бог и Отец Господа нашего Ис. Христа, иже даром св. Духа его в кыйждо род явив человеколюбие. Л. 367 об. Мес. того же в 13 день, мучение св. мученик Ермила и Стратоника. Нач. Ликинию царьствующу и неистове творящю на Христовы угодникы . Л. 375. Мес. того же в 15, житье и жизнь преподобного отца нашего Павла единого иже в пустыни. Нач. Во многыих многажды взискание оно, от кого первое пустыни житиа начать быти. Л. 382 об. Мес. того же в 16 день, Иоана архиепископа Коньстянтина града Златоустого слово на ноклонение честьных вериг св. Петра. Нач. В оно время взложи руце царь Ирод, озлобити хотя неныа нже от церкве. Л. 393. Мес. того же в 21, мучение св. Неофита. Нач. Неофит некто Божий рабь Господа нашего 1с. Христа, от рода Христьяньска. Л. 400. Мес. того же в 22 день, мучение св. Тимофеа, ученику бывшю св. апостола Павла. Нач. Вемы многы многоповестникы мужя.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Слава, преподобнаго, глас 6: Преподобне отче,/во всю землю изыде вещание исправлений твоих./Тем на Небесех обрел еси мзду трудов твоих,/демонския погубил еси полки/и Ангельския достигл еси чины,/ ихже житию без порока поревновал еси,/дерзновение имея ко Христу Богу,/мир испроси душам нашим. И ныне, Богородичен. Аще среда или пяток, Крестобогородичен. Подобен: Всю отложивше: Агнца Своего/Агница нескверная древле и Непорочная Владычица/на Древе Крестнем яко узре,/матерски восклицаше/и, дивяшися, вопияше:/Чадо сладчайшее,/что зрение сие, новое и преславное?/Како сонм безблагодатный/судищу Пилатову предаде Тя/и осуждает на смерть Жизнь всяческих?/Но воспеваю Твое неизреченное,/Слове, снизхождение. На стиховне Октоиха. Слава, глас 8: Монахов множества,/наставника тя почитаем, отче наш Максиме:/твоею бо стезею воистинну право ходити познахом./Блажен еси, Христу работав,/и вражию обличил еси силу,/Ангелов собеседниче, преподобных сопричастниче и праведных,/с нимиже молися Господеви/помиловатися душам нашим. И ныне, Богородичен или Крестобогородичен. Подобен: О, преславнаго чудесе! Что зримое видение,/еже Моими очесы видится,/о Владыко!/Содержай всю тварь,/на Древо воздвижен быв,/и умираеши, всем Даяй жизнь? -/Богородица, плачущи, глаголаше,/егда узре на Кресте возносима/из Нея неизреченно возсиявшаго/Бога и Человека. Тропарь , глас 8: Православия наставниче,/благочестия учителю и чистоты,/вселенныя светильниче,/монашествующих Богодухновенное удобрение,/Максиме премудре,/ученьми твоими вся просветил еси,/цевнице духовная,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Другий тропарь, мученика, глас 4: Мученик Твой, Господи, Неофит/во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/имеяй бо крепость Твою,/мучителей низложи,/сокруши и демонов немощныя дерзости./Того молитвами/спаси души наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Стефан – (казанский) мрт. 24, (комельский) июня 12. Тит – авг. 28. Тихон – (луховский) июня 26, (медынский) июня 16, (соколовский) в первое воскресенье после 29 июня. Трифон – (вятский) окт. 8, (печенгский) дек. 15. Филипп – нбр. 14. Харитана – окт. 5. Харитон – снт. 28. Ярополк – нбр. 22. Феодор – (новгородский) янв. 19, (острожский) авг. 28, (печерский) авг. 28, (суздальский) июня 8. Феоктист – дек. 23 и янв. 23. Феофил – (новгородский) авг. 28, (омучский) окт. 21, (печерский) снт. 28 (сн. 179 стр.). Ферапонт – дек. 12 и мая 27. III. Указатель имен грузинских святых Або – янв. 8. Авив – нбр. 29. Антоний – янв. 19. Арчил – июня 21. Бидзин – снт. 18. Гавриил – июля 12. Георгий – июня 27 и нбр. 10. Гоброн – нбр. 17. Григорий – окт. 5. Давид III – (царь) янв. 26, (преподобный) мая 7 л в четв. по Вознесении, (мученик) мая 18, (князь) окт. 2. Додо – в среду по Вознесении. Евстафий – июля 29. Евфимий – мая 13. Зенон – мая 7. Иларион – нбр. 19. Исаак – снт. 16. Исе – дек. 2. Исидор – мая 7. Иоанн – мая 7, июля 12. Иосиф – снт. 15 и 16. Кетевань – снт. 13. Константин – окт. 2 и нбр. 10. Луарсаб – июня 21. Михаил – мая 7. Неофит – окт. 28. Пирр – мая 7. Ражден – авг. 34. Стефан – мая 7. Сухий – апр. 15. Тамара – мая 1 и в нед. Мироносиц. Таричан – мая 18. Шалва – снт. 18. Шио – мая 9 и в четв. Сырной нед. Шушаника – авг. 28. Элизбар – снт. 18. Фаддей – мая 7. Пр.-мучч. Гареджийские – во вторн. Пасхи. Чудесный столп и хитон Господень – 1 окт. Отдел церковно-практический (Канонические, церковно-уставные и церковно-гражданские постановления, распоряжения местных Епархиальных Начальств, разъяснения, мнения, заметки и советы редакций духовных журналов и частных лиц по вопросам церковной практики). Примечание Так как указанные постановления имеют общеобязательное значение в пределах всей православной Российской Церкви, а распоряжения местных Епархиальных Начальств обязательны только в пределах той епархии, где они изданы, и те же распоряжения для других епархий, равно как разъяснения, мнения и советы редакции и частных лиц по вопросам пастырской практики, могут к имеют лишь некоторое руководительное значение для уразумения точного смысла общеобязательных постановлений и способа их применения к тем или другим частным случаям, – то для различения значимости помещенных в этом отделе сведений необходимо обращать внимание на поставленные в тексте цитаты, откуда заимствованы эти сведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

- Я послан, сказал он, от Спасителя сохранить твой одр непорочным. Услышав это, мать его пала мертвою от ужаса. Тотчас стало известно по всему городу Никее, что Флоренция, жена Феодора, умерла внезапно. Немедленно собралось в дом умершей множество народа, - мужчины и женщины, соседи и знакомые, и все недоумевали, что случилось с нею, что она умерла неожиданно. Феодор, муж ее, находился в это время на поле. Его тотчас известили о внезапной смерти жены его. - Разодрав на себе одежды от скорби, он поспешил домой, рыдая. Неофит, встретив его у ворот, сказал: - Зачем ты скорбишь, отец? Не умерла мать моя, а крепко уснула. Затем, вошедши с отцом в дом, он взял за руку мать и сказал: - Встань, мать моя; ты заснула крепко. Она, вставши как бы от сна, обняла своего сына и лобызала его с любовью. Видя это, все собравшиеся в дом прославили Бога. Флоренция же рассказала по порядку своему мужу все, что было с нею в сонном видении и наяву. Тогда же стало известно и то чудо, что Неофит изводил из камня воду. Все немало дивились этому, а многие из язычников, бывших там, слыша обо всем этом и дивясь благодати Божьей, обитавшей в чистом и непорочном отроке Неофите, уверовали в Господа нашего Иисуса Христа. Между тем голубь всегда являлся к одру святого и, сидя на одре, говорил человеческим голосом. Однажды он сказал святому: - Выйди, Неофит, из дома отца твоего, и иди вслед за мною. Святой отрок встал, простился с родителями своими и пошел за голубем. Голубь, доведши его до горы Олимпа2, к одной расселине в камне, влетел в находившуюся там пещеру. Неофит, вошедши вслед за ним, нашел там огромного льва и сказал ему: - Выйди отсюда и поищи себе другую пещеру, потому что жить здесь мне повелел Господь. Услышав это, лев облизал языком прах от ног его и ушел. Святой остался жить в львиной пещере и был питаем Ангелом. По истечении одного года, Святой, по повелению Божий, пошел опять в город Никею к родителям своим, близким уже к кончине, и, дав им последнее целование, предпослал их к Богу, а сам, раздав нищим оставшееся после них имущество, снова возвратился на гору Олимп, в свое прежнее местопребывание. Там он оставался все время до исполнения пятнадцатилетнего возраста, подобно Ангелу, прославляя Бога и получая пищу от руки Ангела.

http://pravicon.com/info-3009

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Неофит Никейский, мч. - житие Страдание святого мученика Неофита В городе вифинском Никее1 жил муж, по имени Феодул, имевший супругу Флоренцию. Оба они были богобоязненные христиане и благоговейно соблюдали заповеди Божьи. У них родился сын, которого они назвали Неофитом. Просветив его святым крещением, они воспитывали его по-христиански. По мере того, как отрок возрастал годами и разумом и, приближаясь к десятилетнему возрасту, начал учиться в школе, в него вселилась благодать Божья, из уст младенцев хвалу Христу совершающая (ср. Пс. 8:3; Мф.21:16.), ибо Святой " дух дышит, где хочет " (Иоан.3:8): отрок стал чудотворцем. У него был такой обычай: когда дети были отпускаемы из училища по домам своим, блаженный отрок Неофит брал с собою домой беднейших детей, своих сверстников, и разделял между ними ту пищу, которую получал от родителей своих на обед, - а сам оставался голодным. Затем он шел к восточным воротам города, начертывал там своим перстом крест и, поклоняясь ему, молился Христу Богу, распятому за нас на кресте. Сотоварищи же его, насытившись от обеда его, приходили к нему, в то время, как он молился у восточных ворот. Там был в стене камень. Ударяя в этот камень рукою, блаженный Неофит изводил для своих сотоварищей воду, как из источника, - и они пили. Это делал Святой отрок во все дни, питал своих сверстников обедом и чудесно напаяя водою, изводимою из камня. При этом он запрещал им говорить кому-либо об этом и они не рассказывали. Таким образом, никто не знал в этом году о чудотворениях его, ни даже родители его, а только те беднейшие отроки. На следующий год матери Неофита Флоренции, исполненной особенной любви к Богу, было открыто Богом в сонном видении, что сын ее изводит воду из камня, подобно Моисею, и напаяет жаждущих отроков. Она же, восстав от сна, молилась Богу, чтобы Он открыл ей в подробностях все о сыне ее Неофите. И вот прилетел с небесной высоты белый голубь, блистающий несказанным светом. Сев на постели Неофита, голубь обратился к нему с человеческою речью:

http://pravicon.com/info-3009

19 августа Русская Православная Церковь празднует Преображение Господне – одно из самых таинственных новозаветных событий. Предлагаем вниманию читателей фильм кинокомпании «Неофит» о Преображении Господнем и местах Святой земли. 19 августа Русская Православная Церковь празднует Преображение Господне – одно из самых таинственных новозаветных событий. «После того, как Христос Спаситель открыл ученикам тайну Своих будущих страданий, Он взял троих из них: Петра, Иакова и Иоанна, – и взошел вместе с ними на гору Фавор помолиться. Во время молитвы Христос преобразился перед ними, и ученики увидели беседующих с Ним ветхозаветных праведников – Моисея и Илию, которые олицетворяют Закон и служение пророков. Лицо Спасителя и одежды сделались белыми, блистающими, как снег. И затем вершину горы осенило облако, и ученики слышали из облака глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17. 1-8) Предлагаем вниманию читателей фильм кинокомпании «Неофит» о Преображении Господнем и местах Святой земли. Увидев Христа во славе, Его ученики пали ниц в благоговейном страхе. Апостол же Петр сказал Спасителю: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии», — не зная, что говорил» (Лк. 9. 33). Эти слова Петр произнес, будучи озарен нетленным светом Божества. В них – стремление приобщить весь мир к свету Преображения, к радости этого чуда. В этих словах – пророчество о грядущей миссии Церкви в мире, ибо сделать кущи, значит создать на земле обитель, дом для святыни, сделать так, чтобы все алчущие и жаждущие Божией правды могли приходить к этой святыне; чтобы нетварный свет Преображения разлился по всей вселенной; чтобы вся земная действительность стала белой, как снег, просияла, как просияли на горе ризы Спасителя. В часы уныния, сомнений свидетельство трех апостолов о Преображении должно было укрепить в вере остальных учеников». Праздник Преображения отмечается Восточной Церковью с IV века. В календарь Западной Церкви он был введен папой Каликстом III в 1457 году.

http://pravmir.ru/prazdnik-preobrazheniy...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010