— Братия! идите и расскажите всё о великих делах Божиих. Воины после этого возвратились, прославляя Бога. В этот же день преставление преподобной Евфросинии, в мире Евдокии, великой княгини Московской, в 1407 году. Память 8 июля Страдание святого великомученика Прокопия Святой город Иерусалим возрастил славного великомученика Прокопия, который своими родителями был назван не Прокопием, а Неанием; имя же Прокопия святой получил после, от Самого Христа Господа, при крещении, как будет видно из последующего. Также и Иерусалим в то время именовался нечестивыми язычниками не Иерусалимом, а Элией. По разрушении Иерусалима Титом сыном Веспасиана когда прошло довольно много лет, римский император Адриан которому при рождении было дано имя Элий, пожелав снова воздвигнуть город на месте разрушенного Иерусалима, наименовал его своим именем — Элия и воспретил эту Элию называть Иерусалимом. Он был весьма враждебен христианству и покушался не только истребить с земли пресвятое имя Христово, но хотел, чтобы предано было совершенному забвению и то самое место, где пострадал Христос. Поэтому он и назвал Иерусалим Элией. В том городе жил некоторый славный муж, сенаторского рода, по имени Христофор. Он был сам христианином, но супруга его, Феодосия, пребывала в язычестве. От них-то и родился Неаний, по рождении коего Христофор в скором времени отошел ко Господу. Феодосия, оставшись вдовою, воспитала отрока в языческой вере и научила его служить идолам, так как сама была усердною служительницей демонов. Отрок отличался быстрою сообразительностью и, будучи отдан матерью еллинским учителям, скоро прошел все светские науки. Когда он достиг юношеского возраста и уже стал переходить в возраст мужеский, мать захотела отдать его царю на военную службу. В это время нечестивый римский император Диоклитиан прибыл в Антиохию Сирийскую, при реке Оронте. Феодосия, узнав об этом, пришла с сыном своим в Антиохию и отдала его на царскую службу. Император, видя юношу красивого собою и высокого роста и кроме того узнавши о полученном им образовании, весьма полюбил его и повелел ему пребывать в своих царских палатах около себя, вместе с другими, ему подобными. Потом император в скором времени сделал его воеводою и послал его с войском в египетский город Александрию чтобы там гнать, мучить и избивать христиан, а имения их отбирать в царскую казну. Неаний же сказал императору:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Действующим собор был до конца 1929 г. После закрытия здание использовалось для размещения спецпоселенцев и (до 1976 г.) под склад. С 1970 г. по настоящее время в Благовещенской церкви размещается Центральная городская библиотека, где с 2003 г. проходят межрегиональные Прокопьевские чтения. Собор используется Великоустюгским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником. В летнее время для посетителей открыт доступ на соборную колокольню, откуда открывается вид на историческую часть. Адрес: Вологодская область, Великий Устюг, Советский просп., д.62 (Соборное Дворище) Официальный сайт: http://ustyug-museum.ru/objekts/uspensky.html Храм великомученицы Варвары (Череповец) [ править править код ] Камень в основание храма был заложен 27 мая 2016 года. Сруб двухэтажной деревянной церкви собирали архангельские мастера в традициях русского православного зодчества. Чин малого освящения состоялся 10 октября 2017 года. 16 июня 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил деревянный храм святой великомученицы Варвары, покровительницы горняков. Храм находится на территории Азотного комплекса череповецкого химического кластера компании «ФосАгро». Адрес: Вологодская область, город Череповец, Северное шоссе, д. 75. Храм Вознесения Господня (Великий Устюг) [ править править код ] Церковь Вознесения на Торгу – древнейшая из сохранившихся великоустюжских церквей. Храм построен по заказу устюжского купца Никифора Ревякина в 1648-1649 годах, «у торгу, на площади». Раньше на этом месте стояли две деревянные церкви, но они сгорели во время большого пожара в начале 1649 года. Многие устюжские церкви строились «парами», холодная церковь рядом с теплой. Храм Вознесения на Торгу не стал исключением: к первоначальному холодному храму с колокольней позже пристроили двухэтажную теплую церковь. К концу 1670-х годов церковь обрела тот архитектурный облик, который по большей части сохранился до наших дней. Храм с апреля 2009 совмещает действующую церковь и Музей древнерусского искусства.

http://azbyka.ru/palomnik/Вологодская_об...

Слева от царских врат: образ Знамения Божией Матери с венцом и ризой серебряными; образ архидьякона Лаврентия; образ Иоанна Предтечи и апостола Иакова Алфеева; образ Преподобных Антония и Феодосия Киевопечерских с житием и чудесами древний греческого письма, украшенный серебром. Второй ярус: по центру Отечество в виде Святой Троицы, а по сторонам на шести деках двунадесятые праздники. Третий ярус: по центру Вседержатель на престоле, а по сторонам на шести деках двенадцать Апостолов. Четвертый ярус: по центру Коронование Божией Матери. А по сторонам на шести деках пророки. Пятый ярус: резное Распятие Христово с предстоящими и в четырех клеймах страсти Христовы. Теплый храм во имя Великомученика Георгия. Имел две главы, украшенные золочеными крестами. В храме имелся придел во имя Бориса и Глеба, трапезная и паперть с южной стороны которой - ризничная, а с северной - сторожка. Стены и свод алтаря и церкви Георгия Победоносца были расписаны: в алтаре Ветхозаветными событиями, а в церкви - страданиями и чудесами Георгия Победоносца и Покровом Божией Матери. Предалтарный иконостас, крашенный, с золочеными карнизами и резьбой. Царские врата резные. С правой стороны от царских врат: образ Вседержателя с венцом и ризой серебряными; образ Праведного Симеона Богоприимца; образ Великомученика Георгия со Спасителем и Ангелом в облаках, украшенный ризой и венцами серебряными; образ Преподобных Антония и Феодосия Киевопечерских. С левой стороны от царских врат: образ Божией Матери Страстная, украшенный серебром; образ Праведной Анны Пророчицы; образ Трех Святителей Вселенских: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста с медной ризой; образ Святителя Николая Мирликийского чудотворца с медной ризой. Над царскими вратами Воскресение Христово. Трапеза. Отделена от церкви каменной стеной с тремя решетчатыми дверьми. Трапезный иконостас в два яруса. Первый ярус: образ Спасителя с предстоящими Божией Матерью, Иоанном Предтечей, Архангелами Михаилом и Гавриилом с пятью серебряными венцами; образ Димитрия митрополита Московского; образ Божией Матери Питательницы с двумя серебряными венцами и жемчужным возглавием; образ Божией Матери всех Скорбящих Радости с серебряными венцами; образ Воскресения Христова с двунадесятыми праздниками; образ Прокопия и Иоанна Устюжских чудотворцев.

http://sobory.ru/article/?object=06418

Трошигино. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь на кладбище Андомского погоста Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Вознесения Господня Год постройки:Между 1902 и 1903. Адрес: Вологодская обл., Вытегорский р-н, с. Трошигино Координаты: 61.2383, 36.6449 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Последняя Троицкая Андомская церковь построена в 1811 году на средства вытегорского купца Кузьмы Голашевского, иконостас устроен на средства санкт-петербургских купцов Стефана Мамонтова и Николая Выпуклова. Церковь каменная четырнадцатиглавая в одной связи с колокольней, пятипрестольная. Иконы писал местный житель Прокопий Иванович Вашкалов. В холодном храме престолы освящены в честь Святой Троицы (в середине), во имя святителя Николая Чудотворца (справа), великомученика Георгия Победоносца (слева). В теплом храме престолы освящены во имя святителя Василия Великого и в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1902 году построена деревянная церковь на кладбище, освящена в честь Вознесения Господня. Иконостас устроен на средства псковского купца Ивана Теплова. Колокола пожертвовал андомский крестьянин Ефим Тимохин. В 1914 году освящена приписная Михаило-Архангельская церковь (бывшая часовня). В 1916 году приписные деревянные часовни находились в деревнях на правом берегу Самины: 1. Никулина (Лядины) - Рождества Пресвятой Богородицы, 2. Димина (Кашеварская) - Сошествия Святого Духа, 3. Гуляева (Брызгалова), при впадении Самины в Андому - Воздвижения Креста Господня, на Ноздручье: 1. Ноздручей - святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, 2. Березова Гора, при впадении ручья в Андому - Покрова Пресвятой Богородицы, на правом берегу Андомы: 1. Антоновская (Наволок), через реку от Андомского погоста - преподобного Нила Столобенского, 2. Лядины Кондрахины - Введения во храм Пресвятой Богородицы, 3. Ребова - великомученика Димитрия Солунского, на левом берегу Андомы: 1. Климовская - Преображения Господня, 2. Симакова (Верховье) - Успения Пресвятой Богородицы, 3. Михалева - святителя Николая Мирликийского.

http://sobory.ru/article/?object=04930

15 См. Акты Археограф. Коммиссии т. 1, стр. 545. Остальные сведения о сношениях русской Афонский обители с Россиею взяты нами преимущественно из книги: Сношения России с Востоком по делам церковным. Две части. Спб. д 1858 и 1860 гг. 16 Смотр «Пелгримация или Путешественник честного иеромонаха Ипполита Вишенского во св. град Иерусалим». Москва, 1817 года. 18 В настоящее время Православным Палестинским обществом издается выпусками по подлинной рукописи полное сочинение Барского под заглавием: «Странствования Василья Григоровича Барскаго по св. местам Востока с 1723 по 1747 гг. 19 Эти и подобные тому подробности касательно старца Саввы переданы здесь очевидцем – учеником его, престарелым ученым архимандр. Прокопием, тоже переселившимся уже в жизнь нестареющуюся (в 1848 г. 14 августа). 20 Кроме этого дивного исцеления князя Каллимаха, пребывание старца Саввы в Константинополе ознаменовано было еще и другими многими чудесами от св. страстотерпца Пантелеймона. Слава об этих чудесах угодника Божия далеко распространилась на Востоке и, по возвращении старца на Афон, заставила многих снова обратиться с просьбою к нему привезти в Царь-град св. мощи Великомученика. Игумен Савва, уважая искреннее усердие христиан Константинопольских, привез туда с Афона св. главу угодника Божия, служил по желанию усердствующих, молебны с водоосвящением, окроплял св. водою молившихся и искавших какой-либо помощи у святого, давая пить им эту воду, и чудеса от св. мощей многоцелебника умножались с каждым днем, так что у старца, наконец, не доставало сил исполнять требования всех тех, кои желали принять в свои дома св. мощи великого угодника. Но Христов Страстотерпец, как безмездный врач, обильно награждал усердствующих – и тех, которые молились, и тех, кои желали только молиться при его св. мощах, помогая каждому в его нуждах. Чудодейственною его силою, больные, одержимые разного рода недугами, исцелялись, слепые прозирали, прокаженные очищались, бесы изгонялись. Слава о таковых чудесах все более и более распространялась в народе, и игумену монастыря Русика, Савве, начала даже угрожать опасность лишиться жизни от врагов веры христианской – турок, которые не могли сносить сего торжества православия, как явного обличения их зловерия. Но заступлением св. покровителя и чудотворца Пантелеймона, маститый старец дивно был сохранен от злобной мстительности изуверов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В параклисе Успения Божией Матери – местная икона Её чудотворная и называется Акафистной. Кроме животворящего древа Креста Господня, в Зографе следующий святыни: глава препод. Матроны Хийской и две части ног её; челюсть преподобномуч. Стефана Нового; часть мощей св. великомуч. Георгия и кровь его; части мощей св. Архидиакона Стефана; священномуч. Игнатия Богоносца , Антипы и Харалампия; св. мучен.: Никиты, Нестора, Варлаама, Кирика; св. великомуч. Феодора Стратилата; преподобного Феодосия Великого; св. великомуч. Прокопия и Меркурия; св. Апостола Андрея Первозванного; св. Авксентия; св. Апостола и Евангелиста Матвея; св. великомуч. Иакова Персянина; св. Евтихия, патриарха Цареградского; св. бессребреников Космы и Дамиана; св. Кира и Иоанна; св. Пантелеимона и Трифона; св. Петра и Афанасия, патриархов Александрийских; священномуч. Климента; св. Ферапонта и других. За исключением собора и параклиса Успения, находятся здесь параклисы: 1) Преображения Господня; 2) св. Архангелов ; 3) Рождества св. Предтечи Иоанна; 4) св. Димитрия Солунского; 5) Благовещения Богородицы; 6) св. Николая Мирликийского; 7) Покрова Божией Матери; 8) св. Спиридона Тримифийского и 9) препод. Космы Зографского на хорах. В соборном Зографском храме три чудотворные иконы св. великомученика Победоносца Георгия. В алтаре собора есть еще чудотворная икона Божией Матери, называемой Услышательницы. На запад от Зографа, за потоком, в виду монастыря, живописно расположена келия с церковью св. великомученика Георгия. Там была принята зографцами икона св. Победоносца Георгия. В Зографе чествуются препод. Косма и 26 старцев, пострадавших в башне монастырской, за исповедание православия. 6. Хиландар (киновия) Последний из монастырей на западной оконечности Святой Горы и первый при въезде на нее со стороны Македонии – Хиландар; от Эсфигмена находится на расстоянии трёх четвертей часа ходу 5 . Соборный храм посвящен в честь Введения во храм Божией Матери. Здесь в соборе, над игуменским местом, стоит икона Божией Матери Троеручницы; она принадлежала церковному песнописцу св. Иоанну Дамаскину и теперь носить название Настоятельницы обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1524 году при великом князе Василии Ивановиче, когда иго татарское было уже свергнуто и окраины Руси успокоились от их набегов, авнежский крестьянин Гавриил вырубил себе в лесу подсеку для посева хлеба на том самом месте, где за 132 года до этого находился монастырь. Однако огонь не брал сухой лес и хворост, а потому пришлось Гавриилу оставить это предприятие и передать подсеку другому крестьянину — Федору, который и поселился тут в оставленной Гавриилом избе. На том месте, которое не мог выжечь Гавриил, Федору каждую ночь стали казаться огни. Полагая, что тут лежит клад, Федор ночью, тайно от своих домашних, отправился добывать клад. Раскопав землю в том месте, где светился огонек, он к удивлению и ужасу своему вместо ожидаемого клада нашел совершенно целые два гроба. Крестясь и творя молитву от страха, Федор поспешил снова закидать их землей. Когда он вернулся домой и лег спать, во сне ему явился старец — среднего роста с русыми волосами, широкой окладистой бородой, одетый в священнические ризы. Старец велел Федору в первые три воскресные дня сходить к трем ближайшим церквам, объявить священникам и народу, чтобы на том месте, где он нашел гробы, построена была церковь святого великомученика Георгия. Такая церковь построена была в 1560 году. В рукописном житии преподобных описано 35 чудес. По возобновлении Авнежский монастырь состоял сперва за Махрицким монастырем и управлялся посылаемыми оттуда игуменами, а в 1612 году был приписан к Троицкой лавре. В 1756 году вместо обветшавшей деревянной церкви над мощами преподобных построена была каменная с престолами — во имя Святой Троицы и великомученика Георгия, где под благолепной ракой почивали мощи преподобных под спудом. В 1764 году Троицкий Авнежский монастырь был упразднен, а церковь обращена в приходскую. Святитель Стефан, епископ Великопермский День преставления: 26 апреля/9 мая Однажды праведный Прокопий Устюжский поклонился в ноги трехлетней девочке Марии и при этом воскликнул: «Вот идет мать великого Стефана, епископа и учителя Пермского». Странными и несбыточными показались тогда слова святого Прокопия устюжанам, но их удивляло не то, как мог знать юродивый, что у девицы младенца будет сын епископом, и уж совсем несбыточным казалось, что зыряне примут веру христианскую.

http://patriarchia.ru/db/text/258358.htm...

Наконец, в Пасхальную Пятницу 23 Апреля Святой военачальник Георгий молитвенным обращением ко Господу Иисусу Христу разрушил капище с идолами на главной площади Никомидии. Он вновь был подвергнут истязаниям, но, видя это, открыто признали себя христианками супруга Императора Диоклетиана Царица Александра вместе со своей дочерью Царевной Валерией. Царица Александра, припав к ногам великомученика, при всем народе, пред разъяренным супругом объявила о своем исповедании. Обезумевший от гнева Диоклетиан приказал казнить ее вместе со Святым Георгием. В мученических актах Святого Георгия Победоносца есть сведения о том, что Святая Царица Александра предала душу Господу по дороге на казнь. Однако, по другим свидетельствам, тогда она чудесным образом избежала смерти, чтобы вместе с дочерью Царевной Валерией еще послужить Господу исповедническими подвигами. Спустя некоторое время Император Максимин, язычник, домогался руки рано овдовевшей Валерии, но, получив отказ, сослал мать и дочь в Сирию. Лишь в 313 году после его смерти они прибыли в Никомидию, надеясь на милость нового Императора Восточной части Римской Империи Ликиния - соправителя Святого Равноапостольного Константина. Но коварный кесарь Ликиний не пощадил их: Царица Александра с дочерью были обезглавлены, а тела их брошены в море. Однако память Святой Царицы-Мученицы Александры Святая Церковь отмечает именно 23 Апреля в день первого открытого исповедания Христа, в день казни Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Возможно, подвиг Великомученика Георгия стал примером для Святого Воина и Великомученика Прокопия, который был сыном римского сенатора Христофора (тайного христианина). Сам Прокопий первоначально исповедовал язычество и участвовал в гонениях на христиан, но, уверовав во Христа, принял мученическую кончину 8 июля 303 года - спустя чуть более двух месяцев после смертного подвига преторианца Георгия. Примерно через три года пострадал Святой Великомученик и Воин Феодор Тирон, а 8 февраля 319 года от соправителя Святого Царя Константина - Императора Ликиния пострадал Святой Великомученик и Воин Феодор Стратилат. Все это небесные покровители христолюбивого воинства Российского.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Наконец, в Пасхальную пятницу 23 апреля военачальник Георгий молитвенным обращением ко Господу Иисусу Христу разрушил капище с идолами на главной площади Никомидии. Он вновь был подвергнут истязаниям, но, видя это, открыто признали себя христианками супруга императора Диоклетиана царица Александра вместе со своей дочерью царевной Валерией. Царица, припав к ногам великомученика, при всем народе, пред супругом объявила о исповедании. Обезумевший от гнева Диоклетиан приказал казнить вместе со Святым Георгием. В мученических актах Святого Георгия Победоносца есть сведения о том, что святая царица Александра предала душу Господу по дороге на казнь. Однако, по другим свидетельствам, тогда она чудесным образом избежала смерти, чтобы вместе с дочерью царевной Валерией послужить Господу исповедническими подвигами. Спустя некоторое время император Максимин, язычник, домогался руки рано овдовевшей Валерии, но, получив отказ, сослал мать и дочь в Сирию. Лишь в 313 году, после его смерти, они прибыли в Никомидию, надеясь на милость нового императора Восточной части Римской империи Ликиния - соправителя святого равноапостольного Константина. Но коварный кесарь Ликиний не пощадил их: царица Александра с дочерью были обезглавлены, а тела их брошены в море. Однако память святой царицы-мученицы Александры Святая Церковь отмечает именно 23 апреля, в день первого открытого исповедания Христа, в день казни Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Возможно, подвиг Великомученика Георгия стал примером для святого воина и великомученика Прокопия, который был сыном римского сенатора Христофора (тайного христианина). Сам Прокопий первоначально исповедовал язычество и участвовал в гонениях на христиан, но, уверовав во Христа, принял мученическую кончину 8 июля 303 года - спустя чуть более двух месяцев после смертного подвига преторианца Георгия. Примерно через три года пострадал святой великомученик и воин Феодор Тирон, а 8 февраля 319 года от соправителя царя Константина - императора Ликиния пострадал святой великомученик и воин Феодор Стратилат. это небесные покровители христолюбивого воинства Российского.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Сохранилось описание внутреннего убранства Троицкого храма. " Иконостас деревянный, выкрашен голубой краской, резьба на иконостасе и на колоннах позолоченная " , - читаем мы в историческом документе. Он содержит детальное описание икон и храмовой утвари, собранной стараниями священнослужителей и заботливых прихожан. " Святой Антиминс на престоле священнодейстован Преосвященнейшим Моисеем - епископом Саратовским и Царицынским в 1831 году " . Здесь же мы находим описание шести колоколов на колокольне: самый большой весил около 800 кг, самый маленький - 10 кг. В 1846 году был выполнен и утверждён Саратовской строительной комиссией проект реконструкции и расширения храма. В 1850 году работы были закончены, а в следующем году - освящены два новых придела: южный во имя святой великомученицы Екатерины и северный в честь Казанской иконы Божией Матери. Церковь стала трёхпрестольной, тёплой. Всё церковное имущество для придела великомученицы Екатерины пожертвовала саратовская мещанка Екатерина Колосова. Казанский придел был благоукрашен усердием государственного крестьянина Ивана Комаря. В летописи уже трёхпридельной церкви за 1855 год появилась запись: " Церковь каменная, с таковою же колокольнею и оградою, теплая, вместительностью две тысячи человек " . В 1899 году к каменной сторожке были приделаны помещения для церковно-приходской женской школы, для канцелярии Отделения Самарского Епархиального училищного Совета и для склада свеч епархиального свечного завода. С момента освящения причт Свято-Троицкого храма состоял из двух священников, диакона, трёх дьячков и пономаря. В новой церкви служили священники Николай Пластов, Прокопий Пулькин, диакон Пётр Риданов, пономарь Косьма Иванович Севрягин. На содержание причта от казны выделялось жалованье 285 рублей 18 копеек. Сдача принадлежащей храму земли в аренду давала возможность причту зарабатывать дополнительные средства. Ещё одним источником дохода была торговля в лавке на Покровской (Базарной) площади, которая приносила 12 рублей серебром в год.

http://sobory.ru/article/?object=11362

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010