Святой Даниил отказался от такого образа жизни и от таких действий. Он никогда первым ни на кого не нападал, и даже когда на него нападали, делал все для того, чтобы примириться. С точки зрения тогдашних средневековых нравов он совершал невероятные шаги самоуничижения. Но именно эти шаги и привели к тому, что, будучи князем, он стал святым. Но святость это не синоним слабости, и прекрасным примером тому является отец святого благоверного князя Данииласвятой благоверный и великий князь Александр Невский. Он тоже был человеком любвеобильным, добрым, мягким, но когда нужно было — он обнажал меч и защищал свой народ. То же самое произошло и в жизни святого князя Даниила. Когда Рязанский князь, желая расширить свои владения за счет Москвы, решил захватить Московское княжество, святой благоверный князь Даниил обнажил свой меч и защитил Москву, да так, что наголову был разбит завоеватель. А что дальше? Обычно победитель въезжал в столицу завоевателя, пленял людей, опустошал казну и присоединял земли. Святой князь Даниил ничего этого не сделал, и Рязанское княжество, потеряв возможность нападать на Московское, мирно продолжало свое бытие. Жизнь святого Даниила являет нам удивительный пример того, как святость может реализовываться на любом уровне человеческой жизни, на любых должностях, при любой власти или безвластии. Святым может стать каждый человек — и правитель, и военачальник, и простой солдат, и светский человек, будь то ученый, представитель власти, учитель в школе, нянечка в больнице или сторож на кладбище — любой человек может стать святым. И никакие внешние обстоятельства не могут ему помешать, если он сам себе не мешает. А святость — это есть осуществление Божиего закона в своей жизни. Это не отказ от преодоления неправды, человеческой злобы, агрессии, это не синоним слабости. Это выражение огромной внутренней духовной силы, которая помогает достигать в том числе успеха в земной жизни, потому что перед святым человеком не только открываются сердца людей, но и многие двери, закрытые для людей злых.

http://patriarchia.ru/db/text/4836677.ht...

В этот период происходит борьба за первенство между Москвой и Тверью. И нельзя не видеть в обращении святителя Петра к Москве Промысла Божьего об этом граде, которому скоро суждено будет стать новой духовной и политической столицей Руси. В то же самое время Сарайским епископам приходилось нередко бывать в русских городах, в том числе и в Москве. Для размещения епископа и его многочисленной свиты в столице Московского княжества Сарайскому архиерею необходимо было иметь свое подворье. В далеком прошлом в народе ходило «Сказание о зачатии царствующего града Москвы и Крутицкой епископии», где говорилось о местности Крутицы, на которой святой князь Даниил Московский первоначально решил поставить свой двор. Но отшельник, живший на том месте, отговорил князя от этого, предсказав, что на Крутицах будут храм и монастырь, что впоследствии и сбылось. В то время пришел из Греции в Москву епископ Варлаам и с собою принес, на посвящение церквам, многие части нетленных тел угодников Божиих. Великий князь Даниил повелел ему освятить в 1272 году церковь во имя святых Апостолов Петра и Павла на горах у Москвы реки. Горы по крутости мест он нарек Крутицкими, а Варлаама владыкою Крутицким. И, вероятно, по смерти епископа Варлаама, святой Даниил Московский, осознавая духовное и государственное значение Сарской и Подонской епархии, подарил место на Крутицах епископам Сарайским. Так возник Крутицкий монастырь, известный как Крутицкое подворье Сарской и Подонской епархии. Здесь епископы Сарайские останавливались при посещении Всероссийских Митрополитов и Великих князей Московских. Неудивительно, что подворье возникло именно на Крутицах – близ водной (река Москва) и сухопутной (Николо-Угрешская дорога) магистралей. Направляясь в Орду, Московские князья часто начинали путь по Николо-Угрешской дороге. Последующие русские князья также не забывали Крутицкое подворье своими милостями. Получивший в 1354 году ярлык на великое княжение Иоанн Иоаннович (Красный) в своей духовной грамоте завещал значительный вклад «к Святой Богородице на Крутицах, себе в память». Святой благоверный князь Димитрий Донской повторил подобное распоряжение в своей духовной грамоте 1371 года. Существует предположение о том, что Великий князь Иоанн II являлся даже ктитором подворья и основателем Успенского храма на Крутицах.

http://pravoslavie.ru/38349.html

Материалы: серебро с позолотой, штамповка, холодная эмаль. Размер знака ордена: 63х63х8 мм. Крепление: булавка. III степень. Знак ордена. Знак ордена аналогичен знаку ордена II степени, но выполнен из серебра. Материалы: серебро, штамповка, холодная эмаль. Размер знака ордена: 63х63х8 мм. Крепление: булавка. ОРДЕН СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ ДАНИИЛА МОСКОВСКОГО Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 28 декабря 1988 года. Святой благоверный князь Даниил прославляется Русской Православной Церковью как мудрый правитель, миротворец и устроитель Земли Русской. Статут ордена святого благоверного князя Даниила Московского. 1. Орденом святого благоверного князя Даниила Московского награждаются как духовные, так и светские лица, много потрудившиеся для возрождения духовной жизни России. 2. Орден имеет три степени. При награждении орденом первой степени глав Церквей и глав государств вручаются знак ордена, подвеска ордена, лента и грамота. Во всех остальных случаях при награждении вручаются знак ордена и грамота. 3. Орден носится первым на левой стороне груди. Описание ордена святого благоверного князя Даниила Московского. I степень. Знак ордена. Знак ордена представляет собой позолоченный четырехконечный крест с расширяющимися концами и вогнутыми внешними сторонами. Внешние углы креста каплевидные. В центре креста – овальный медальон с позолоченным рельефным изображением святого на белом эмалевом фоне. Овал с образом обрамлен двумя лавровыми ветвями, покрытыми темно-синей эмалью. Лавровые ветви соединяются лентой, на которой римской цифрой указывается степень ордена – I. На ветвях креста располагается позолоченная стилизованная надпись: на верхней – БЛГВ, на правой – КНЗЬ, на левой – ДAHIUЛЪ, на нижней – МОСК (Благоверный князь Даниил Московский). Между ветвями креста располагаются четыре ажурные короны с красной эмалевой выпушкой. Каждая корона украшена стразом и увенчана крестом. В оглавии знака – позолоченный трилистник. Материалы: мельхиор с позолотой, литье, чеканка, стразы, холодная эмаль.

http://religare.ru/2_97142.html

Наконец, в годы правления Ивана Грозного, сына Василия III, на могиле князя Даниила чудесно исцелился умирающий. Тогда царь повелел установить ежегодный крестный ход к захоронению св. Даниила и служить о нем панихиды. И главное, он восстановил древний Даниловский монастырь в Замоскворечье, повелев выстроить и освятить новый соборный храм во имя Семи Вселенских Соборов, стены и братские кельи - и заселить обновленный монастырь иноками. Более того, Даниловский монастырь, прежде подчиненный кремлевскому Спасо-Преображенскому собору, отныне вновь стал самостоятельным. Есть версия, что новый монастырь был выстроен не точно на том месте, где стоял прежний, с Данииловской соборной церковью, а в пятистах метрах севернее от него. Ученые полагали, что на месте Данииловской церкви, устроенной благоверным князем, потом выстроили ныне существующую церковь Воскресения Словущего в Даниловской слободе. В 1555-1560 г.г. в Даниловском монастыре был выстроен соборный храм во имя Семи Вселенских Соборов Святых Отец, освященный в мае 1561 года митрополитом Макарием в присутствии Ивана Грозного и его семьи. Царь подарил в новоустроенную обитель Владимирскую икону Божией Матери, письма царского иконописца, на которой в клеймах были портретные изображения самого Иоанна Грозного, его старшего сына царевича Иоанна и митрополита Московского Макария. Монастырская стена, построенная по велению Ивана Грозного, превратила обитель в боевую крепость. В 1606 году князь Скопин-Шуйский провел здесь удачную военную операцию - собрал сюда все полки, а потом вывел и неожиданно окружил неприятеля. В Смутное время поляки сильно разорили Даниловский монастырь, и он выжил в немалой степени благодаря щедрым вкладам, которые дарили ему все цари с Иоанна Грозного в память о своем предке. Святой благоверный князь Даниил Московский По преданию, в 1652 году св. князь Даниил явился во сне царю Алексею Михайловичу - его повелением 30 августа того же года патриарх Никон с собором епископов в присутствии царя вскрыл гробницу князя, и были обретены нетленными его святые мощи. Много народа исцелилось от них в то время. Святые мощи князя Даниила были торжественно перенесены в соборный храм монастыря и упокоены в деревянной гробнице у правого клироса. Тогда же благоверный московский князь был причислен к лику святых, а празднование ему установлено дважды в год - в марте в память о его кончине и в августе (12 сентября по новому стилю) - в день обретения его св. мощей.

http://pravoslavie.ru/103.html

У первого сына Даниила Александровича, Юрия, характер был не такой мягкий, как у Ивана. Князь это знал и поэтому, оставляя сыновьям Москву в нераздельное владение, завещал им слушаться старшего и не допускать ненавистной розни, несмотря ни на что. Господь даровал святому князю скорую и безболезненную кончину. Буквально за день до смерти он почувствовал ее приближение, поспешил в любимый монастырь, где принял от рук настоятеля архимандрита Иоанна великую схиму. 17 марта 1303 года князь мирно отошел ко Господу. Вся Москва оплакивала своего кормильца и защитника, ибо по свидетельству летописи не было в городе ни одного человека, который бы не переживал эту потерю как потерю родного отца. По смиренному завещанию его похоронили как простого монаха, без почестей, на братском кладбище основанной им обители. Не прошло и 30 лет со времени преставления благоверного князя, как Данилов монастырь был переведен в Кремль, церковь превращена в приходскую, кладбище стало мирским, а могилу самого Даниила забыли. Примерно через 200 лет некий благочестивый юноша из окружения Ивана Третьего, проезжая мимо этого опустевшего уголка, увидел необычного старца, невесть откуда взявшегося у него на пути. «Не бойся меня, — сказал странник. — Я христианин и хозяин сего места. Имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божьей я положен здесь». С тех пор все московские князья стали почитать своего замечательного предка и обращаться за его молитвенной помощью во всех делах городского правления. Во времена Ивана Грозного при гробе преподобного Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возобновил и украсил древний Данилов монастырь. Ежегодно митрополит со Священным Собором стали совершать крестный ход к месту погребения благоверного князя, служить там панихиды и почитать великого князя Даниила Александровича, покровителя Москвы. Программа подготовлена: Студия «Неофит» Московского Данилова монастыря по заказу телеканала «Культура», 2002 год. Расшифровка: Правмир Читайте также:

http://pravmir.ru/svyatoj-daniil-moskovs...

Архив Пн Главное наше восхождение — от земли на Небо 11 сентября 2017 г. 17:42 12 сентября отмечает день тезоименитства митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил , постриженный в монашество с именем Даниил — в честь преподобного Даниила Московского — в 1985 году в Троице-Сергиевой лавре . Человек, призванный Богом к монашеству, должен стремиться подражать своему небесному покровителю, и в данном случае можно провести такую параллель: получив в княжение маленькое незначительное Московское княжество, святой благоверный князь Даниил Московский был этим доволен и все свои силы направил на то, чтобы дать мощный импульс духовному и материальному развитию «бедной деревушки». Он, четвертый сын святого благоверного князя Александра Невского, заложил основы возвышения Московского княжества и основал одну из первых на Москве обителей, впоследствии названной Московским Даниловым монастырем. Наш современник, владыка Даниил возглавил вначале одну дальнюю кафедру Русской Православной Церкви — Южно-Сахалинскую , затем стал главой тоже дальней, окраинной митрополии — Архангельской . Но, по сердечному убеждению архипастыря, с окраины начинается Россия. И митрополит Даниил старается, чтобы под его духовным руководством развивалась и крепла приходская и монашеская жизнь на Русском Севере, который в одном из интервью он назвал местом притяжения человеческих сердец, где уцелели островки подлинного Духа Божия. Корреспондент портала «Монастырский вестник» побеседовала с владыкой в преддверии дня его тезоименитства.  Путь к «собственности покаявшихся»  — Владыка, в предыдущем своем интервью «Монастырскому вестнику» — «Святитель Игнатий (Брянчанинов) открыл мне путь к монашескому житию» — Вы поведали, какой переворот произошел в Вашей душе после знакомства с творениями «учителя покаяния», как называют выдающегося богослова, духовного писателя, проповедника, подвижника XIX века. И нашу очередную беседу хочется начать с мысли святителя Игнатия, писавшего, что «от лица покаяния бежит всякий грех» и именно оно отличает «избранников Божиих от сынов мира». Скажите, встречались на Вашем пути люди с непрестанным покаянием? 

http://patriarchia.ru/db/text/5008137.ht...

2 О угодниче Божий, святый благоверный княже Данииле, сада Христова благовонный цвете, неба церковнаго кроткая звездо, земли нашея небесный уме, града Москвы и державы нашея мудрый здателю. Теплый к Богу молитвенниче, скорый в помощи, милостивый в нуждах, к тебе припадаем и тебе молимся: буди предстатель наш пред Престолом Божией славы неусыпный. Собери нас друг ко другу, да печали ближняго своего кийждо любовию нелицемерною приобщается. Онебеси ум наш, да, иго тяжкое земных попечений отвергше, бремя легкое Христова Евангелия возлюбим. Открый очи наши, да узрим нетленную красоту Господню и да не отчуждени будем жизни Божией. Тихость Духа Божия да соблюдет сердце наше. Весна покаяния да украсит дела наша. Княже милостивый и щедрый, сохрани страну нашу, град твой и зде молящихся тебе от всякия напасти, от враг видимых и невидимых, от губительства и глада, от междоусобныя распри и внезапныя смерти. Отверзи нам двери милосердия Божия и избави нас от всякаго зла. Под крепкий покров благостыни твоея прибегающе, молим: буди нам тихое пристанище в скорбех. Остени нас молитвами твоими. Соблюди нас от падений греховных и заблуждений, да сердцем сокрушенным, духом смиренным в печали и радости выну зовем: Господи, предстательством преподобнаго Твоего помилуй нас. Аминь. Святой благоверный князь Московский Даниил Святой благоверный князь Московский Даниил был младшим сыном святого благоверного великого князя Владимирского Александра Ярославича Невского († 1263; память 23 ноября и 30 августа) и первенцем его второй супруги праведной княгини Вассы. Родился святой Даниил в 1261 году во Владимире-на-Клязьме, получив при крещении имя в честь преподобного Даниила Столпника, память которого совершается 11 декабря. Впоследствии этот факт получил своеобразную символическую интерпретацию. Дело в том, что 11 декабря – самый короткий (7 часов 1 минута) для Москвы световой день, после которого ночь становится короче, а день прибывает. Это обстоятельство воспринималось как предзнаменование того, что со дней благоверного князя Даниила Москва и Русь начнут возвышаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

3. Орден имеет три степени, при награждении вручается знак ордена и грамота. 4. Орден носится на левой стороне груди, и при наличии других орденов Русской Православной Церкви располагается вслед за орденом святого благоверного великого князя Димитрия Донского. Описание ордена преподобного Андрея Рублева. I степень Знак ордена I степени представляет собою золоченый четырехконечный крест, покрытый эмалью синего цвета. В центре креста, в овале покрытым голубой эмалью, золоченное рельефное изображение преподобного Андрея Рублева, держащего в руках образ Спаса Нерукотворного. Икона выполнена методом штамповки и ее окаймляет поясок бирюзовой эмали с надписью: «К БОЖЕСТВЕННОЙ КРАСОТЕ УСТРЕМЛЯЯСЯ». Между ветвями креста расположены позолоченные лучи, исходящие от центра. Мельхиор с позолотой, штамповка, холодная эмаль. Размер знака ордена: 53х56х3 мм Крепление: булавка. II степень Знак ордена II степени аналогичен знаку ордена I степени, но выполнен без позолоты. Мельхиор, штамповка, холодная эмаль. Размер знака ордена: 53х56х3 мм Крепление: булавка. III степень Знак ордена III степени аналогичен знаку ордена II степени, но выполнен без лучей исходящих от центра креста. Мельхиор, штамповка, холодная эмаль. Размер знака ордена: 53х56х3 мм Крепление: булавка. 5. Положения о медалях Русской Православной Церкви и их описания. Медаль святого благоверного князя Даниила Московского. Медаль учреждена определением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 28 декабря 1988 года, в ознаменование 1000-летия Крещения Руси. Положение о медали святого благоверного князя Даниила Московского. 1. Медалью святого благоверного князя Даниила Московского награждаются как духовные, так и светские лица, внесшие вклад в духовное возрождение общества. 2. Медаль имеет одну степень, при награждении вручается медаль и грамота. 3. Медаль носится на левой стороне груди ниже церковных орденов. Описание медали святого благоверного князя Даниила Московского. Медаль имеет форму диска, в центре которого расположено рельефное поясное изображение Святого. По низу диска пущены рельефные лавровые ветви, соединенные внизу широкой лентой с крестом. По верхней части медали размещена надпись на церковнославянском языке: «СВ. БЛАГОВ. КН. ДAHIUЛЪ МОСКОВСКИЙ» («Святой благоверный князь Даниил Московский») На оборотной стороне медали размещается надпись на церковнославянском языке: «ЗА ТРУДЫ ВО СЛАВУ СВЯТОЙ ЦЕРКВИ». Над надписью помещен восьмиконечный крест, а внизу – малый четырехконечный.

http://sedmitza.ru/lib/text/429637/

Когда в преклонные годы благоверный князь Феодор пожелал завершить свой жизненный путь принятием ангельского образа в Ярославском Спасо-Преображенском монастыре, он поразил горожан добровольным принесением покаяния перед всем миром. При совершении таинства князя, по его просьбе, вынесли на монастырский двор, куда сошлось уже множество ярославцев. «И исповедался князь пред всем народом, если согрешил пред кем или нелюбие держал на кого. И кто пред ним согрешил и враждовал на него – всех благословил и простил и во всем вину на себя принял пред Богом и людьми». В чем мог каяться князь? Возможно, снова припомнил он события, случившиеся за четыре года до этого? Тогда, в 1295 году, Феодор Ростиславич едва не стал участником братоубийственной схватки. Тогда на поле Юрьева Толчища сходились как враги родные братья – сыновья благоверного князя Александра Невского: великий князь Андрей Александрович и князь Даниил Московский, поддерживаемый тем, кому надлежало принять впоследствии мученический венец за исповедание Православия, – князем Михаилом Тверским. Феодор Смоленский же выступил тогда на стороне князя Андрея. «Блаженны миротворцы» Даниил Александрович и Михаил Тверской выступали в этом случае как незаслуженно обиженные. Для князя Даниила это был один из самых драматичных эпизодов его жизни. Два года тому назад брат его нарушил заповедь христианского братства – не возгнушался союза с татарами и в 1293 году с «Дюденевой ратью» подверг разорению Муром, Суздаль, Димитров, Коломну, Можайск и Тверь. Силы оказались неравными, не устояла и Москва. Князю Даниилу пришлось впустить противников в город, чтобы избежать полного его уничтожения. И вот теперь возмездие со стороны князя Даниила было бы оправдано в глазах русских людей. Решение спорных вопросов с помощью оружия было в те времена делом обычным, и многие современники князя, не задумываясь, простерли бы руку на неприятельские полки. Но чем, даже при столь явной неправоте князя Андрея Александровича, мог быть изглажен перед Богом грех братоубийства? Сражения удалось избежать, и на Владимирском съезде князей епископ Владимирский Симеон и епископ Сарайский Измаил сумели привести стороны к миру.

http://pravoslavie.ru/39438.html

4) Планка ордена может носиться на повседневной одежде и располагается в таких случаях на левой стороне груди. При наличии других орденов Русской Православной Церкви планка ордена благоверного князя Даниила Московского 3 степени располагается согласно перечню орденов, указанному в статье 3.3.2. 4.9.6. Орденом благоверного князя Даниила Московского награждаются священнослужители и миряне за труды на благо Святой Церкви, в том числе за храмостроительство. 4.10. Положение о медали ордена благоверного князя Даниила Московского 4.10.1. Медаль учреждена определением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 28 декабря 1988 года в ознаменование 1000-летия Крещения Руси. 4.10.2. Медаль ордена представляет собой золотистый четырехконечный крест с расширяющимися концами и вогнутыми внешними сторонами, покрытый белой эмалью. В центре креста – круглый золотистый медальон с рельефным поясным изображением святого, держащего в руках символическую церковь . Медальон с образом обрамлен двумя широкими золотистыми лавровыми ветвями. Лавровые ветви у основания соединены небольшой четырехгранной металлической пластиной. Крест с медальоном положен на другой медальон, большего диаметра, покрытый синей эмалью и окантованный выпуклым рантом. Между ветвями креста расположена стилизованная золотистая надпись: БЛ?ГВ (Благоверный) КН?ЗЬ (князь) ДАНИИЛ? (Даниил) МОСК (Московский). На оборотной стороне медали располагается номер, зарегистрированный в Наградной комиссии. Медаль при помощи кольца соединяется с колодкой, которая имеет форму трапеции. Лента в колодке шелковая муаровая, золотистого цвета, с широкими красными полосами по краям и тонкой каймой золотистого цвета. Материалы: латунь, никель, золочение, холодная эмаль. Размеры медали: высота 40 мм, ширина 40 мм. На оборотной стороне колодки – приспособление для крепления. 4.10.3. Медаль ордена благоверного князя Даниила Московского носится на левой стороне груди и располагается среди прочих медалей согласно перечню медалей, указанному в статье 3.4.2.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010