Аминь. Святаго благовернаго князя Феодора Ярославича Владимирскаго († 30 сентября 1246) Тропарь, глас 8: В жизни сей утвердися верою,/в заповедех Господних пребываше непреклонен,/благоугодих Тому, яко благочестив самодержец/Емуже подобяся о врученных ти христоименитых людех,/душу свою положити потщався,/в землю идяше всезлую и безбожную/ и тамо, пред нечестивым мучителем Христа дерзновенно исповедав,/мученический венец прият,/темже, премудре Феодоре Ярославиче,/Избавителя моли избавити от бед отечество твое и люди,/да тя вси непрестанно почитаем. Кондак, глас 3: Ревностию Божественною разжегся,/оплевав царство и славу тлеющую,/изволи за Христа умрети,/нежели кроме Христа жити,/нечестивых закону не подчинился/ и сего ради за Христову веру венчався,/кровию прият венец нетленный,/Феодоре Ярославиче. Собор Владимирских святых Собор святых, в земле Владимирской просиявших, установлен в 1982 году, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери – 23 июня/6 июля. Собор Владимирских святых. Святители: митрополиты: Максим († 1305), Алексий († 1378), Иона († 1461), Иларион († 1707), архиепископы: Дионисий († 1385), Арсений († 1627), епископы: Феодор († 1023), Симон († пол. XII в.), Иоанн († 1214), Симон († 1226), Серапион († 1275), Феодор († 1286), Василий Рязанский († 1295), Кирилл Ростовский († 1384), Софроний († 1654), Митрофан Воронежский († 1703). Благоверные князья: Глеб († 1015), Константин († 1129), Михаил и Феодор (XII) Муромские, Борис Туровский († ок. 1160), Изяслав († 1165), Мстислав † 1172), Андрей Боголюбский († 1174), Глеб († 1174), Михаил († 1176), Петр Муромский († 1228), Георгий († 1238), Василько Ростовский († 1238), Всеволод, Мстислав, Владимир, Димитрий († 1238), Феодор († 1246), Святослав († 1253), Александр Невский († 1263), Димитрий († 1269), Димитрий († 1294), Феодор Стародубский († 1330). Благоверные княгини: Ирина († ок. 1129), Феврония († 1228), Агафия, Феодора, Мария и Христина († 1238), Евдокия (XIV).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Суздальские свв. - житие группа святых Русской православной церкви, чья жизнь была связана с территорией нынешней Владимиро-Суздальскиой епархией, а также название праздника в их честь. Совершается 23 июня по старому стилю, что приходится на 6 июля по новому стилю. Праздник установлен в 1982 году по благословению Патриарха Пимена в день празднования Владимирской иконы Божией Матери. Святители Митрополиты: Максим Киевский (+1305) Алексий (Бяконт) (+1378) Иона Московский (+1461) Иларион Суздальский (+1707) Архиепископы: Дионисий Суздальский (+1385) Арсений Элассонский (+1627) Епископы: Феодор Ростовский (+1023) Симон Печерский (+первая пол. XII в.) Иоанн Ростовский (+1214) Симон Печерский (+1226) Серапион Владимирский (+1275) Феодор Ростовский (+1286) Василий Рязанский (+1295) Кирилл Ростовский (+1384) Софроний Суздальский (+1654) Митрофан Воронежский (+1703). Благоверные Князья: Глеб Муромский (+1015), Константин Муромский (+1129), Михаил и Феодор Му­ром­ские (XII в.) Борис Туровский (+ок. 1160) Изяслав Андреевич (+1165) Мстислав Изяславич (+1172) Андрей Боголюбский (+1174) Глеб Владимирский (+1174) Михаил Владимирский (+1176) Петр Муром­ский (+1228) Георгий Всеволодович (+1238) Василько Ростовский (+1238) Всеволод Георгиевич Владимирский Мстислав Георгиевич Владимир Владимирский Димитрий Владимирский (+1238) Феодор Ярославич Владимирский (+1246) Святослав Всеволодович (+1253) Александр Невский (+1263) Димитрий Владимирский (+1269) Димитрий Александрович (+1294) Феодор Стародубский (+1330). Княгини: Ирина Муромская (+ок. 1129) Феврония Муромская († 1228) Агафия, Феодора, Мария и Христина (+1238) Евдокия Владимирская (XIV в.). Преподобные Никита Переяславский (+1186) Илия Муромец Печерский (+ок. 1188) Пахомий архимандрит и Феодосий (+1237) Даниил Успенский (+1238) Михаил, верижник Вязниковский (+1333) Сергий Радонежский (+1392) Роман Киржачский (+1392) Пахомий Нерехтский (+1384) Евфимий Суздальский (+1404)

http://pravicon.com/info-3459

Наведенные чернью на золотых дробницах Святые, тезоименитые семейству Годунова: Борис и Глеб, Феодор Стратилат, Феодор Анкирский, Ирина, Мария и Ксения доказывают, что такое украшение на храмовую икону устроено Годуновым. Рядом с нею символический образ Неопалимыя купины, Московскаго письма, в Греческом пошибе, конца XVII столетия, отличающися от икон подобнаго содержания тем, что у Богоматери, соединяющей небо с землею, на лоне изображение града Царя великаго; одною рукой Владычица мира, ограждение Царей и град Царя Небеснаго, держит Предвечнаго Младенца, а другою – погрудное изображение Царя в венце и лествицу: потом Св. Иоанн Предтеча, несущий в руках чашу с Предвечным Младенцем, далее благоверные Князья Борис и Глеб, писанные на золоте в конце XVI столетия, наконец образ Владимирския Божия Матери. Пред алтарным иконостасом на налоях лежатъ 1) комнатные Царевнины св. иконы, между коими особенно замечательны искуством и древностью письма: семилистовая, Владимирския Божия Матери в золотом сканном окладе с финифтью, жемчугом и драгоценными камнями; шестилистовая Св. Предтечи Иоанна и пр. и 2)Пятнадцать серебряных ковчегов и четырнадцать крестов с частями мощей, между коими: рука св. Мученицы Федосии, соименной Царевне Феодосии Алексеевне и ковчег с частицами мощей Св. Иоанна Златоустаг о, Филиппа Митрополита, св. Феодора Трона, Евфимия великаго и Преподобнаго Сергия; на обратной стороне сего ковчега вырезано: «1700 года месяца Октоврия в 8 день построен сий ковчег в дом Пресвятыя Богородицы в Новодевичий в похвалу и честь единому в Троице славимому Богу тщанием неложным обещанием инокини Царевны Сусанны (Софии) Алексеевны. Весу 1 ф. 3 зол.; возобновлен сей ковчег тщанием в бытность Настоятельницы Игуменьи Палладии Дуровой, в 1781 году, месяца Декабря 1 дня». Престол каменный, покрыт серебряной чеканною одеждой, устроенною, как значится в надписи на ней, Алексеем, Праскевиею, Елисаветою и Афанасием Ахлебаевыми. Над престолом пятиярусная, осмигранная, столярной работы с резьбою деревянная сень, увенчанная главою с крестом и утвержденная на четырех столпах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Услышав эти слова, Джиджум-Асим приказал связать исповедника и отвести в темницу. Но ни пытки, ни уговоры, ни обещания не могли сделать благоверного царя Арчила вероотступником. 20 марта 744 года святой царь Арчил был предан мученической смерти через усечение. Тело мученика тайно вывезли грузины-христиане в местечко Эрцо и погребли в Кахетии, в Ноткорской церкви, построенной самим благоверным царем. Июнь 23 Собор Владимирских святых Святители: митрополиты: Максим († 1305), Алексий († 1378), Иона († 1461), Иларион († 1707); архиепископы: Дионисий († 1385), Арсений († 1627); епископы: Феодор († 1023), Симон († первая пол. XII b.), Иоанн († 1214), Симон († 1226), Серапион († 1275), Феодор († 1286), Василий Рязанский († 1295), Кирилл Ростовский († 1384), Софроний († 1654), Мирофан Воронежский († 1703). Благоверные князья: Глеб († 1015), Константин († 1129), Михаил и Феодор Муромские (XII b.), Борис Туровский († ок. 1160), Изяслав († 1165), Мстислав († 1172), Андрей Боголюбский († 1174), Глеб († 1174), Михаил († 1176), Петр Муромский († 1228), Георгий († 1238), Василько Ростовский († 1238), Всеволод, Мстислав, Владимир, Димитрий († 1238), Федор († 1246), Святослав († 1253), Александр Невский († 1263), Димитрий († 1269), Димитрий († 1294), Феодор Стародубский († 1330). Благоверные княгини: Ирина († ок. 1129), Феврония († 1228), Агафия, Феодора, Мария и Христина († 1238), Евдокия (XIV b.). Преподобные: Никита Переяславский († 1186), Илия Муромец Печерский († ок. 1188), Пахомий архимандрит и Феодосий († 1237), Даниил Успенский († 1238), Михаил-верижник Вязниковский († 1333), Сергий Радонежский († 1392), Роман Киржачский († 1392), Пахомий Нерехтский († 1384), Евфимий Суздальский († 1404), Стефан Махрищский († 1406), Никон Радонежский († 1426), Косма Яхромский († 1492), Иов, архимандрит Владимирский (XV b.), Аркадий Вязниковский († 1592), Прохор и Вассиан Ястребские († 1592), Дионисий Переяславский († 1645), Лукиан Александровский († 1654), Корнилий Александровский († 1681), Зосима Александровский († ок. 1713).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Кирил служио молебан на месту мученичке смрти благоверног кнеза Глеба      Увече, 29. августа 2015., после посете Владимирском манастиру у Сичевском Смоленске области на извору Кирил допутовао у Смоленск. Код на у западном делу Смоленска, где по кнез Глеб, син равноапостолног кнеза Владимира, Поглавар РПЦ читао молебан Светим страстотерпцима Борису и Глебу. Саслуживао му Митрополит смоленски и рославски Исидор и свештенство Смоленске Певао хор Успенског катедралног храма града Смоленска (диригент Флорова), као и хор студената Смоленског духовног училишта. присуствовао и в.д. губернатора Смоленске области А.В. Островски, градоначелник Смоленска Е.А. Павлов, професори и духовници Смоленске духовне и Смоленског духовног училишта, чланови смоленског Кадетског корпуса, представници политичких и духовних Као дар храму светима Борису и Глебу у Смоленску поглавар Руске Цркве предао икону Матере „Радост свих док су верницима биле иконице Св. равноапостолног кнеза Владимира са благословом. Сутрадан 30. августа одслужио Св. у Успенском катедралном храму града Смоленска. Извор: Pravoslavie.ru 31 августа 2015 г. Комментарии Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/81766.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Бориса и Глеба» найдены статьи: БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) ГРОДНЕНСКИЙ КОЛОЖСКИЙ ВО ИМЯ МУЧЕНИКОВ БОРИСА И ГЛЕБА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в г. Гродно на ул. Мостовой ДМИТРОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ БОРИСА И ГЛЕБА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Московской епархии), в г. Дмитрове Московской обл. КИДЕКШИНСКИЙ (КИДЕКШСКИЙ) ВО ИМЯ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ БОРИСА И ГЛЕБА И ПЕРВОМУЧЕНИКА СТЕФАНА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в с. Кидекша Опольского стана Суздальского у. (впосл. Владимирской губ.) МУРОМСКИЙ ВО ИМЯ БЛАГОВЕРНЫХ КНЯЗЕЙ БОРИСА И ГЛЕБА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Муромской епархии Владимирской митрополии НОВОТОРЖСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ БОРИСА И ГЛЕБА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тверской епархии Тверской митрополии), расположен в Торжке Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Бориса и Глеба ...

Дева родила Сына, и у грудей Ее пребывает Младенец, Мирровый Пучок, Возлюбленный Сын Ее. Он – благоухание Ее, любовь Ее и украшение. Он – аромат груди Ее. Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня (2:6). Именно так и изобразил святой евангелист Лука Младенца, умильно прильнувшего к Матери, на образе, получившем в России название Владимирской иконы Божией Матери (тип иконы «Умиление»), Левая рука Младенца – под головою Матери, а правая обнимает Ее. Припали друг к другу в умиленной любви Мать и Сын. Всемогущий Творец младенчествует, а творение Его Ему же материнствует! О, тайна неизреченная! Питающая всякую тварь, от творения Своего питается. Пречистая Матерь Его – Млекопитательница. Говорит Пречистая: Я сошла в ореховый сад девства посмотреть на зелень долины, поглядеть, распустилась ли истинная виноградная лоза, расцвели ли гранатовые яблоки? Я пришла в Вифлеем родити Сына и тамо дам сосца моя тебе (6:11). Идущая в Вифлеем, зовет Слово родиться от Нее. Носящая во чреве желает уже видеть Его, прижать к груди Своей, зовет Его: Приди, возлюбленный мой, выйдем в поле (мира сего), побудем в селах (Вифлеема, Назарета); поутру (после рождественской ночи) пойдем в виноградники, посмотрим, распустилась ли виноградная лоза, распустились ли почки, расцвели ли гранатовые яблоки; там я окажу ласки мои (материнские) тебе . Тамо дам тебе сосца моя (7:12–13). Там напитаю Тебя, Питателя твари, молоком Моим. «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» ( Лк. 11:27 ). И стал Сын Божий Сыном Человеческим, Сыном Девы. И стала дочь человеческая Матерью Божией, Богоматерью. А икона Млекопитательницы стоит и ныне перед многими – многими матерями, питающими молоком чад своих. К Ней, к Млекопитательнице, обращены их взоры и мольбы. Под сенью Млекопитательницы вырастают христианские дети. Симеоново пронаречение Когда святые праведные Иосиф и Мария принесли Младенца своего в Иерусалимский храм, то «благословил их Симеон и сказал Марии, матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу...» ( Лк. 2:34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Пр.13:5–9, 22:1–2, 16 или Иер.17:11 ) или нагорная проповедь Иисуса Христа. Не сии ли суть, ихже ублажая, Христос Господь братиями нарицает? – Братьями своими Христос называл своих учеников и последователей, см. Мф.12:49–50 : «И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мой брат, и сестра, и матерь». Не сии ли продают елей, имже во сретение Владычне возжигается светилник? – Возникновение обычая возжигать светильник (свечи) в праздник Сретения Господня (на 40-й день после Рождества) связывают со словами Симеона Богоприимца: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» ( Лк.2:29–32 ). «Гряди, Творче и Владыко, яко да с горящими светильники чистоты изыдем на сретение Твое» (Акафист Сретению Господню, икос 11). ..мамоною неправды... – Лк.16:9 . 167 ...якоже в Житии святыя благоверныя великия княгини Анны, супруги святаго, написано обретохом. – Макарий ссылается на запрещенное в его время Житие благоверной княгини Анны Кашинской (см. вступ. статью). 169 Между же тем умре ордынский царь ...по согласию с турками прием... – В 1313 г. после смерти хана Тохты во главе Орды стал хан Узбек, первый ордынский хан, принявший мусульманство. Сарацины – один из народов, живших на территории Аравии. Первоначально сарацинами называли кочующие разбойничьи племена, в Средние века христианские писатели называли сарацинами арабов, а впоследствии – мусульман. 170 ...Кончину царевну, сестру свою, даде в жену... – Сестру хана Узбека, ставшую женой Юрия Даниловича Московского, звали Кончака. 177 ...великий князь Михаил... прииде во отечество свое... – В действительности, в это время великие владимирские князья, как правило, не жили во Владимире, а, имея титул великого владимирского князя, оставались в своем княжестве. Так, Михаилу не нужно было уходить из Владимира, поскольку, будучи великим князем Владимирским, он жил в Твери.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Патрахель бархот рытой черчатой по белой земле, обложена тафтою лазоревою; у ней десять пугвиц серебряных глатких; у ней же десять кистей шелковых розной шелк; ердань киндяшная лимонная.   (Л. 21 об.) Да в казенной полатке лежит паликадило медное о двунатцети шанданех, у него кисть шелковая, у него ж чепь железная. В той же казенной полатке блюдо белое медное. Испорчено. Лошка серебряная кутейная. Чаша водосвятная медная. Шесть потсвешников медных водосвятных. Да в казне жь сосуды церковные праздничные: дискос, и потир, и звезда серебряные; на дискосе, и на потире, и на звезде Спасов образ золочен. Да на дискосном блюде (Л. 22) покровец тафта таусинная, а на нем шит Спасов образ шелком белым, венец шит золотом, по сторонам обложен дорогами черчатыми, по углом евангилисты шиты шелком и золотом, а слова шиты белым шелком. На потире покровец, вышит по черчатой тафте Распятие Господне белым шелком, венцы шиты золотом, обложен тафтою таусинною, по углом шиты херувими. Третей покров, а на нем вышит крест по черчатой камке серебром, а по концам по темно-синей тафте шито золотом и серебром травы. (Л. 22 об.) Воздух, а на нем вышит Спасов образ по черчатой камъке золотом и серебром. Плащаница, а на ней вышит Спасов образ, что выносят в Великую суботу в Погребение, шита золотом, и серебром, и шелки; венцы у Спасова образа, и у Пречистые Богородицы, и у святых обложены серебром сканным; летопись на плащанице шита в ысподи серебром по черчатой камке, обложена кругом участъком золотным, подложена киндяком черчатым. Деветь покровцов сосудов камка (Л. 23) червчатая, опушены камкою зеленою мелкотравною; повседневные. Покров надгробной благоверныя великия княгини Марии, во иноцех Марфы, да благоверные великие княгини Анны камка черчата, крест на покрове миткалинной; и тот покров ветх. Покров надгробной благоверные великие княгини Вассы камка зеленая; на нем крест миткалинной. Две срачицы налойные выбойка турская, на них кресты киндяшные лазоревы. (Л. 23 об.) Покров благоверные великие княгини Евдокеи камка гвоздичная, крест на нем миткалинной.

http://sedmitza.ru/lib/text/10239024/

Рассматривавший рукопись архимандрит Иосиф донес комитету, что «акафист изложен благоприлично и согласно с церковной службой святым Феодору и Иоанну, Суздальским чудотворцам, напечатанной в 1870 году». Синод от 29 июля/6 августа 1881 года за 1580 постановил: «Разрешить акафист святителям Феодору и Иоанну Суздальским к напечатанию, но не иначе, как согласно со сделанными в той рукописи комитетом исправлениями и в ограниченном количестве экземпляров для местного употребления во Владимирской епархии» 220 . 11 августа 1881 года за 3164 был послан из Святейшего Синода указ Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету. 67 Акафист св. князю Михаилу Тверскому 22 июня 1881 года в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет мещанином г. Твери Иваном Васильевичем Долговым был представлен акафист св. князю Михаилу Тверскому. Архимандрит Иероним 7 августа доносил Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету: «Так как из прошения мещанина Долгова, при котором представлен акафист, не видно ни того, не имелся ли доселе и не имеется ли теперь в употреблении акафист св. благоверному и великому князю Михаилу Тверскому, ни того, существует ли действительная нужда в таком акафисте, то я полагал бы предварительно испросить об этом сведений от тверского епархиального начальства». В соответствии с этим духовно-цензурный комитет потребовал от Долгова, чтобы он испросил от тверского епархиального начальства официальный отзыв о том: а) существует ли действительная нужда в новом акафисте св. благоверному князю Михаилу и б) нет ли препятствий со стороны епархиального начальства к дозволению автору издать оный в том виде, в каком он представлен. На эти вопросы Тверская духовная консистория 15 октября 1881 года ответила, что она препровождала акафист протоиерею кафедрального собора Первухину, который дал отзыв: «1) Акафист св. благоверному великому князю Михаилу Тверскому составлен удовлетворительно как по содержанию, вполне согласному с историей, так и по изложению, вразумительному для читателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010