На вопрос Христа: «Вы за кого почитаете Меня? " ( Мф. 16, 15 ), – апостол Петр ответил: «Ты Христос, Сын Бога живаго» ( Мф. 16, 16 ). Ответив так, Апостол не просто признает духовно-нравственное сыновство Христа по отношению к Отцу, но объявляет о бесконечно большем – о исповедании Божества Христова, ибо не собственным разумением пришел к этому Апостол, но ему было открыто Самим Отцом небесным ( Мф. 16, 17 ). На этой вере – вере в Бога Сына Спасителя Господь обещает основать Церковь , которая со дня Пятидесятницы победоносно шествует по вселенной. Эту веру после воскресения выразил апостол Фома, когда, увидев явившегося Спасителя, воскликнул: «Господь мой и Бог мой» ( Ин. 20, 28 ). Евангелист Иоанн также достаточно ясно высказывается о Божестве Христа: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( Ин. 1, 1 ). В начале (т.е. когда еще ничего не было – мира видимого и невидимого) Слово уже существовало у Бога. Более этого, это Слово Само было Богом – «Все через Него начало быть, и без Него ничего не начало быть, что начало быть» ( Ин. 1, 3 ). Так утверждается мысль о том, что всякое творение имеет начало, и это начало бытия осуществляется только через Слово – Вторую Ипостась Святой Троицы. Этим окончательно устраняется всякая возможность почитать Слово тварным посредником между Богом и творением. Именно «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его, и славу, как Единородного от Отца ( Ин. 1, 14 ). Отсюда следует, что мы и прочие места Писания, где говорится об Иисусе Христе как о Единородном от Отца, должны понимать в смысле Единородного Отцу по сущности. Для спасения рода человеческого Сын Божий явился в мир и родился от жены ( Гал. 4, 5 ). В послании к Римлянам апостол Павел пишет, что обетования принадлежат отцам израильским и от них «Христос по плоти, сущий над всеми Бог» ( Рим. 9, 5 ). Антитринитаристы, оспаривающие троичную сущность Бога, выступая против Божественности Иисуса Христа, часто ссылаются на следующий стих Иоанна Богослова: «Я живу Отцем» ( Ин. 6, 57 ), а значит, Спаситель не может быть единовечным Отцу. Приводят и другой текст из того же Евангелия: «Ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» ( Ин. 5, 26 ). Между тем сказанное означает, что посредством Духа Святого эту жизнь Отец дал своему Предвечному Сыну в земном воплощении.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

Расслабленный, которого исцелил Спаситель, был болен тридцать восемь лет. Он надеялся на то, что его опустят в купель при возмущении воды и он исцелится. Эней же, как видно, ни на что не надеялся, уже привык к своему положению и постоянно находился в постели. «Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос» (ст. 34). Этими словами расслабленный, или парализованный, был восставлен. Даже если бы здоровый человек восемь лет лежал без движения, то мышцы его пришли бы в такое состояние, что он был бы почти не способен двигаться. А тут парализованный вдруг совершенно исцелился и поднялся с постели. В Синодальном и церковнославянском переводе есть одна неточность: может быть, и несущественный момент, но, тем не менее, очень интересный. Слова апостола Петра переведены так: «Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей» (ст. 34). А в переводе епископа Кассиана (Безобразова) говорится: «Встань и перестели себе постель». Может быть, апостол Петр оказался свидетелем беспомощности Энея и пожалел его: он настолько слаб, что даже не может сделать такую мелочь, как самому себе поправить постель. В одной детали содержится намек на целое событие. Восстановленная подробность заставляет нас представить себе все остальное. Апостол Петр зашел, увидел этого беспомощного человека, за которым ухаживают, и сказал ему: «Встань и сам себе постель постели». Тот встал и, уже не нуждаясь в посторонней помощи, сделал все необходимое для себя. «И он тотчас встал. И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу» (ст. 34–35). Мы видим, что апостол Петр творил много великих чудес — даже его тень исцеляла людей. В то время он был своего рода великим чудотворцем, слава о нем распространялась по всей Иудее. Это был тот самый апостол Петр, который совсем недавно трижды отрекся от Господа Иисуса Христа; один из тех, которые проявили малодушие, бежали и, уже по Воскресении Спасителя, некоторое время от страха сидели взаперти. Мы помним, что апостолу Фоме Спаситель явился, войдя через запертые двери. Почему двери были заперты? Потому что все боялись: боялись и апостолы, которым уже явился воскресший Спаситель, боялся и апостол Фома, в то время еще неверующий. Все были в страхе. Когда же на них сошел Дух Святой, после того как они стали свидетелями Воскресения Спасителя, они были уже настолько бесстрашны, что даже после заключения в темницу и унизительного наказания, палочного битья, смело проповедовали и продолжали творить чудеса. Этим великим делом они гораздо более убедительно, чем какими бы то ни было словесными доводами, доказывали истину Воскресения Христова.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Народы Сибири ждут веры (+ ФОТО) Сейчас коренные народы Сибири все более и более отождествляют себя с шаманизмом, и некоторые с буддизмом…. — о вере в Сибири рассказ бывшего протестанта, священника Игоря Зырянова 23 июня, 2011 Сейчас коренные народы Сибири все более и более отождествляют себя с шаманизмом, и некоторые с буддизмом…. — о вере в Сибири рассказ бывшего протестанта, священника Игоря Зырянова Блаженны не видевшие и уверовавшие! Вера и неверие – два подхода к жизни, два подхода к духовным реалиям. Святой апостол Фома сомневался, и Господь явил ему милость — дал возможность вложить персты в раны Спасителя. «Если не увижу — не поверю». Иногда, чтобы верить, нужно что-то видеть. Христос сказал пришедшим к Нему от Иоанна Крестителя с вопросом: «Ты ли Христос?» — придите и посмотрите. Наша жизнь должна быть отражением нашей веры. Не может укрыться город, стоящий на вершине горы, и то, что в сердце человека, то будет и на устах его. Немногим ниже описания событий со святым апостолом Фомой Иоанн Богослов пишет замечательные слова: « Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его ». Как святой апостол, многие народы пришли ко Христу — и, вложив свои персты в Его раны, уверовали. Народы соприкасались с Его Телом — с Церковью — и становились христианами. Меня восхищает, что в XIX веке такие подвижники благовестия как святитель Иннокентий, митрополит Московский , святитель Макарий Алтайский и многие другие пронесли весть о Христе через всю Сибирь и Дальний Восток. Коренные народы услышали весть о Христе и приняли ее. Конечно, было много труда и трудностей. Один только факт перевода Евангелия на язык того или иного народа говорит о невероятном труде. В бурятском поселке, где я живу, под названием Баяндай, что значит Богатая Долина, был храм, который разрушила советская власть, и там служили 2 священника из бурятского народа. Их труд был таков, что к 1930 году в Баяндаевской веси некрещеными оставались только 10% бурят.

http://pravmir.ru/korennye-narody-sibiri...

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй  (т. е. Который всюду присутствует и всё наполняет), Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, душы наша . Эта молитва о ниспослании Святого Духа показывает, что Дух уже присутствует в человеке, давая ему возможность взывать к Отцу. В этом и заключается тайна человеческой природы, что он тогда наиболее подлинно является человеком, когда в нём обитает Святой Дух. Обращаться к Богу «Отче наш» возможно только в Духе; называть Иисуса Христа «Господом» возможно только в Духе; – любая молитва возможна только в Духе. Слова псалмов, молитв святых, литургическое богослужение Церкви – всё есть «дыхание Духа Святого». Даже когда люди не знают, как молиться или о чём просить, Святой Дух в это время молится в них, чтобы у них было всё, в чём они нуждаются, и чтобы исполнилась воля Божья. Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших, ибо мы не знаем, о нём молиться, как должно, но сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией. ( Рим.8:26–27 ) Итак, молитва в Духе, также как и молитва о Духе, направлена на «стяжание Духа», чтобы человек благодатью Божьей сделался бы святым. Это – главное таинство духовной жизни. Ибо, как сказал бл. Августин, человек, ищущий Господа, уже найден Им. В своём первом Послании к коринфянам апостол Павел говорит об особом виде молитвы в Духе. Это – духовный дар «говорения языками». Обладающий им, славит Бога на языке, непонятном ему. Согласно апостолу, который сам обладал этим даром, такая молитва в Духе не приносит пользы человеку, если она не будет изъяснена «или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением». Он говорит, что она не должна быть творима в церкви, если никто не способен её истолковать, и что ревнующие о «дарах духовных» должны стараться «обогатиться ими к назиданию Церкви» и не должны быть «дети умом», но быть «по уму… совершеннолетними». И что все должны стремиться пророчествовать, то есть изрекать Слово Божье чётко и ясно, чтобы сторонние наблюдатели провозгласили бы, что они не «беснуются» и что «истинно с ними Бог». И, наконец, апостол говорит, что всё должно быть «благопристойно и чинно» ( 1Кор.14:40 ). Богомыслие

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Сотник, стоявший при кресте и видевший все происшедшее, свидетельствует: истинно Человек Сей был Сын Божий! (Мк. XV, 39). Наконец, сами бесы кричат, свидетельствуя против воли:  оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин?.. Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий (Мк. I, 24). Таковы отзывы врагов Спасителя и лиц посторонних. Послушаем, что говорят друзья. Вот свидетельство Иоанна Крестителя:  видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. I, 29). Свидетельство апостола Иоанна Богослова:  всякий, имеющий... надежду на Него, очищает себя так, как Он чист. И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха (1 Ин. III, 3. 5). Свидетельство апостола Петра:  Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились (1 Пет. II, 22. 24). Свидетельство апостола Павла:  Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес (Евр. VII, 26). Свидетельство апостола Фомы:  Господь мой и Бог мой! - говорит он, осязав руки и ребра Спасителя (Ин. XX, 28). Кроме того, мы имеем свидетельство небожителей. Архистратиг Гавриил, возвещая пречистой Деве о рождении Иисуса Христа, говорит:  Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего (Лк. I, 32). При самом рождении ангел, явившийся пастухам, возвещает:  я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк. II, 10-11). Наконец, Сам Бог Отец свидетельствует о Иисусе Христе при Его крещении: Ты Сын Мой возлюбленныый, в Котором Мое благоволение (Мк. I, 11). Все эти свидетельства так ясны, так убедительны, что не оставляют никакого сомнения в божественной личности Спасителя. О ком из людей можно сказать, что он безгрешен? Даже лучшие из учеников Христовых имели недостатки, и ни об одном из них мы не можем утверждать, что он не сделал никакого греха. Апостол Иоанн проявляет нетерпимость (Мк. IX, 38), честолюбие (Мк. X, 37), раздражительность (Лк. IX, 54); апостол Петр — самомнение (Мк. XIV, 29), неустойчивость (Мк. XIV, 68, 70, 71), маловерие (Мф. XIV, 31); апостол Фома — неверие (Ин. XX, 25); апостол Павел в сознании своей греховности называет себя " извергом " , недостойным назваться апостолом, потому что гнал Церковь Божию (1 Кор. XV, 8-9).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

В те времена, когда жил апостол Иоанн, остров Патмос, как и вся Греция, подчинялся Риму. Римские императоры ссылали на Патмос неугодных им людей. Так же поступил и император Домициан с Иоанном: успешная проповедь апостола о Христе не могла понравиться римскому кесарю, провозгласившему «господином и богом» самого себя. Есть, правда, некоторые доводы в пользу версии, что ссылка Иоанна на Патмос относилась к более ранней эпохе – времени правления Нерона (ее выдвигал, в частности, блаженный Феофилакт Болгарский). Нерон, известный гонитель христиан, стоял во главе Римской империи в 54-68 годах. В это время Иерусалим еще не был разрушен и храм был цел – они будут стерты с лица земли только в 70 году будущим императором Титом. И в Откровении как раз есть строки, заставляющие предположить, что Иерусалимский храм в момент написания книги еще не был уничтожен, что язычникам еще только предстояло осадить его: «И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца» (Откр. 11: 1,2). Миниатюра из «Великолепного часослова герцога Беррийского» Кроме того, упомянутое в Откровении имя антихриста – три шестерки – часто расшифровывают как «Нерон кесарь»: именно такое число, 666, получается, если сложить буквы этого имени, написанные по-еврейски и переведенные в числа… А, с другой стороны, из Откровения ясно, что с момента создания в разных городах Малой Азии христианских церквей прошло уже немало времени: каждая из церквей уже имеет свою сложившуюся историю, а некоторые из тамошних христиан уже успели охладеть к вере, за что их и упрекает автор книги. Поэтому чаще считается, что святой Иоанн Богослов написал Откровение все же в последние годы правления в Риме императора Домициана, то есть уже много позже разрушения Иерусалима. Именно такой точки зрения придерживается святой Ириней Лионский, один из самых ранних отцов Церкви, упоминающих о книге Откровения. Так все-таки Откровение – или Апокалипсис?

http://foma.ru/zagadki-apokalipsisa.html

Всё Богом сотворённое: небеса, земля, растения, животные и сам человек – «добро зело» (т. е. совершенно, без изъяна) и предназначено жить Божественным «дыханием жизни», приобщаясь Его нетварному бытию ( Быт.1:30, 2:7 ). В православном христианстве не существует дуализма, что «дух» и «небеса» – добро, а «материя» и «земля» – зло. Бог любит всё Своё творение вечной любовью.Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – всё воинство их. Он собрал, будто груды, морские воды; положил бездны в хранилищах. Да боится Господа вся земля, да трепещут перед Ним все, живущие во вселенной. Ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось. ( Пс.32 ) Бог Отец сотворил мир Своим Божественным Словом – «Он сказал, – и сделалось», – и Своим Божественным Духом, Который «носился над водою» ( Быт.1:2 ). Уже здесь мы видим отражение образа Святой Троицы, потом в совершенстве явленного в Новом Завете, когда Слово Божье стало плотью и когда Дух Святой сошёл на учеников Христовых в день Пятидесятницы. Бог Отец всегда пребывает в сотворённом Им мире и Его всеприсутствие является одним из Божественных свойств. Поэтому в начале всякого богослужения православные молятся Святому Духу: Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняли (т. е. всюду находящийся и все наполняющий), Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякие скверны, и спаси, Блаже, души наша.Даже и слова молитвы «Отче наш, сущий на небесах…» подтверждают вездесущность Бога: ибо где бы не находился человек – на лице земли, в море или в воздухе – небеса окружают его присутствием Божьим, которое обнимает всех своей заботой и защитой. Как апостол Павел провозгласил афинянам, что независимо от того, замечаем мы это или нет, «Он… недалеко от каждого из нас, ибо мы Им живём и движемся и существуем» ( Деян.17:27–29 ). Именно это всеприсутствие Божье в творении и наше собственное присутствие в Нём и для Него так прекрасно воспето в 138-м псалме:Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря: и там рука Твоя поведёт меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: «может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью». Но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла как день; как тьма, так и свет. …Видимым же всем и невидимым…

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Да, пожертвования всегда были основным источником средств, благодаря которому земная Церковь существовала и совершала свое дело спасения людей. Этот принцип был сформирован в раннехристианской Церкви и получил свое окончательное оформление в последующие века церковной истории. Еще апостол Павел, обходя с проповедью Малую Азию, регулярно собирал среди тамошних христиан средства для помощи Иерусалимской Церкви. Его послания наполнены призывами помогать терпящим нужду Церквям, и он даже ввел правило, как организовывать пожертвования: При сборе же для святых Святыми в первые десятилетия существования Церкви называли друг друга сами христиане. Подразумевалась не столько действительная святость их жизни (хотя часто это были люди святой жизни), сколько их принадлежность к святой Христовой Церкви. — Прим. ред.  поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду. Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим  (1 Кор 16:1–3). Книга Деяния святых апостолов рисует вдохновляющую картину ранней Церкви: это было множество уверовавших  во Христа, у которых было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду  (Деян 4:32, 34–35). Все были друг другу как братья, каждый служил другим, как умел, и все вместе заботились о слабейших — вдовицах, больных и т. д. С тех пор в жизни Церкви ничего принципиально не изменилось. Может быть, сегодня меньше ощущается тот поразительный дух братства, который существовал в Иерусалимской общине . Но забота Церкви о нищих, больных, бездомных, людях в тяжелых жизненных обстоятельствах и сегодня невероятно широка и по своему социальному эффекту сравнима с результатами работы государственных служб.

http://foma.ru/pochemu-v-cerkvi-berut-de...

И здесь библейское учение очень ясно нам говорит, что каждый из нас распял Христа, потому что все мы грешники. Все мы без исключения. Мы не можем обвинить во всем Адама, в этом смысле мы все составляем Адама. Святой Симеон Новый Богослов сказал, что мы хуже, чем Адам. Он был создан из земли, ничего о себе не знал, у него была жена, и какая-то хитрая змея сказала ему что-то, и он все испортил. Святой Иреней говорит, что мы должны пожалеть его, не судить его. Но они оба, и Св. Иреней и Св. Симеон, говорят: мы, христиане, утверждаем, что мы все знаем, и как мы себя ведем? Что мы делаем? Они говорили, что мы в тысячу раз виноватей! На протяжении всего Великого Поста читается Послание к Евреям, которое, кстати, является новозаветным посланием … Бывает люди спрашивают: «Отец, какую хорошую книгу прочитать во время Великого Поста?» Послание к Евреям – это очень хорошая книга для чтения во время Великого Поста. Прочитайте ее хотя бы трижды, потому как все, о чем я сейчас говорю, есть в этой книге. Не нужно больше приносить в жертву овец, волов, коров, кровь и так далее; Господь отдает свою собственную Кровь, которая стоит Ему жизни, в полной и совершенной любви к Богу и к каждому последнему грешнику, то есть к каждому когда-либо жившему человеку, повинному в Его распятии. Но распятие нас спасает. Почему? Потому что Он любит нас, Бог есть Любовь , Любовь – это исполнение закона. В этом и есть смысл слов «Он заплатил цену выкупа». Когда говорится, что Он «заплатил цену выкупа» на кресте, речь идет не о цене наказания, а о цене любви. Апостол Павел пишет: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви». В молитве Господней, которой Иисус учил своих учеников, говорится: «И остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим». Другими словами: «Прости нас за то, что мы не любим Тебя, так же, как и мы, подражая Христу и вместе с ним, прощаем тех, кто убивает нас». Если ты христианин, ты не убиваешь людей; если ты христианин, убивают тебя. Тебя убивают, а ты прощаешь человека, который тебя убивает. Таково Евангельское учение.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/pon...

Итак, Иоанн Богослов видит Христа, восседающего во славе Бога Отца, и видит на Нем победные знаки страстей (страданий): след заклания и следы пролитой за нас крови. Христос имеет «семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю» ( Откр. 5:6 ). Рога – власть, сила, а глаза – совершеннейшая премудрость, то есть Господь обладает полнотой сил и знаний. Семь духов, посланных на землю, – это семь даров Святого Духа, как об этом и было сказано в Книге пророка Захарии: «Те семь, – это очи Господа, которые объемлют взором всю землю?» ( Зах. 4:10 ). Христос знает все Духом Своим, исходящим от Отца и в Нем почивающим. Почему о семи духах сказано «посланных во всю землю» ( Откр. 5:6 )? Потому что после распятия и Воскресения Христа Дух Святой сошел на людей. И если бы Христос не был распят, если бы Агнец не был заклан за нас, то мы остались бы в грехах наших. Как сказал святой IV века Викторин Петавский: «Мессия, Лев побеждающий, вольно стал Агнцем страдающим». Христос идет на страдания, как лев, чтобы сразиться с диаволом и страдает, чтобы внедриться в глубины смерти и искупить нас от грехов наших кровью Своею. Выражение «как бы закланный» показывает, что Он умер и воскрес. Христос воскресает с прободенными ребрами 49 и ранами от гвоздей, но Он живой, поэтому и говорится «как бы». Раны и тело Его – реальны, а Он жив. Это удивительный парадокс. И апостол Фома не поверил, что Он жив, до тех пор, пока пальцы свои не вложил в раны Христа. «Как бы закланный», потому что смерть Христа реальна, но Он уже не подвластен ей. О принесении в жертву непорочного Агнца было предсказано ветхозаветными пророками: «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» ( Ис. 53, 7 ). Образ Агнца Божиего восходит еще к пророку Исаии, однако этот образ появляется в Писании и раньше: во время еврейской Пасхи народ Божий спасся кровью ягненка, которой были помазаны косяки. Поэтому и в христианских храмах и домах стоит крест, являющийся символом победы Христа над смертью .

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010