РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА ВЛАДИМИРА января 2003 Празднуемое сегодня Рождество в человеческой плоти второй Ипостаси Пресвятой Троицы - Сына Божия от Пречистой Девы Марии, апостол Павел называет тайной благочестия. На совете Пресвятой Троицы еще до создания мира принято решение об искупительном снисхождении на землю Сына Божия. Зритель неизреченных откровений святой апостол Иоанн Богослов в Апокалипсисе говорит об Агнце, закланном от сложения мира (13, 8). " Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан народах, принят верою в мире, вознесся во славе " (I Тим. 3, 16) Празднуемое сегодня Рождество в человеческой плоти второй Ипостаси Пресвятой Троицы - Сына Божия от Пречистой Девы Марии, апостол Павел называет тайной благочестия. На совете Пресвятой Троицы еще до создания мира принято решение об искупительном снисхождении на землю Сына Божия. Зритель неизреченных откровений святой апостол Иоанн Богослов в Апокалипсисе говорит об Агнце, закланном от сложения мира (13, 8). В течении многих веков этот Совет превечный оставался для всего творения тайной и не просто тайной, а великой благочестия тайной. Ни небесные силы, ни ангелы, ни люди не знали этой тайны до тех пор, пока она не была раскрыта людям. Святой апостол Павел открыл нам завесу этой тайны в послании к Ефесянам: " Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия - благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем, в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него " (Ефес. 3, 8-12). Ангелы Божии узнали об этой тайне только тогда, когда один из них был послан в Вифлеем возвестить пастухам о рождении Спасителя. И для укрепления веры людей " внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение " (Лук. 2, 10-14). Тайна благочестия была действительно настолько великой и радостной, что благодарный христианский мир уже 2000 лет, не умолкая, ежедневно в храмах воспевает удивительный Ангельский гимн: " Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение! "

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=173...

Скачать epub pdf День рождения Церкви Праздник Святой Троицы, называемый еще Пятидесятницей, посвящен сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после воскресения Христова. Сошествием Святого Духа утверждается в мире христианская вера и начинает свое бытие Церковь Христова. В праздник Пятидесятницы Церковь подводит своих чад к порогу своей благодатной жизни и призывает их обновить и укрепить в себе дары Духа Святого, полученные ими в таинстве Крещения. Без благодати Божией невозможна духовная жизнь. Эта таинственная сила обновляет и преображает весь внутренний мир христианина. Все самое возвышенное и ценное, что только каждый может желать, – подает ему Дух Святой. Вот почему праздник Святой Троицы так торжественно и радостно встречается православными христианами. Событие сошествия Святого Духа Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано Евангелистом Лукой в начальных главах его книги “Деяний святых апостолов”. Богу угодно было сделать это событие поворотным пунктом в мировой истории. Пятидесятница – т.е. пятидесятый день после праздника Пасхи – был одним из трех великих ветхозаветных праздников. Этот праздник отмечал принятие Синайского законодательства при пророке Моисее, когда за полторы тысячи лет до Рождества Христова у подножья Синайской горы еврейский народ, освобожденный из Египта, вступил в союз с Богом. Евреи обещались Богу в послушании, а Господь обещал им Свое благоволение. По времени года праздник Пятидесятницы совпадал с окончанием жатвы и поэтому встречался с особенной радостью. Многие евреи, рассеянные по разным странам обширной Римской империи, старались к этому празднику прибыть в Иерусалим. Родившись в других странах, многие из них уже с трудом понимали свой родной еврейский язык, однако старались соблюдать свои национально-религиозные обычаи и хоть изредка паломничать в Иерусалим. Сошествие Святого Духа не было неожиданным событием для апостолов. Еще за несколько столетий до рождения Спасителя Господь Бог начал готовить людей ко дню их духовного возрождения и предсказывал устами пророков: «Вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и ...изолью от Духа Моего на всякую плоть …Изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее… и вы радостно будете почерпать воду из источников спасения… И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце из плоти. Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» ( Иез.36:26–27 ; Иоил.2:28 ; Ис.12:3, 44:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Этот случай показывает, как страшно молиться Богу, не зная, угодно ли Ему то, о чем ты просишь. Поэтому, прежде чем дерзновенно взывать к Богу и требовать, чтобы по Его обетованию наша просьба была исполнена, мы должны вспомнить о следующих словах Спасителя: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». То есть наше прошение должно быть во имя Господа Иисуса Христа, мы должны просить не ради своей земной корысти, но ради имени Божия, и только тогда можем молиться с дерзновением, ожидая выполнения просимого. Вот с какой ответственностью мы должны подходить к нашей молитве и как внимательно мы должны относиться к ближним. Аминь. 3 июня 1996 года О необходимости искреннего исповедания Господа нашего Иисуса Христа Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня второй день праздника Пресвятой Троицы, который называется Днем Святого Духа. В православной церковной традиции на второй день праздника принято вспоминать тех лиц, благодаря которым совершилось то или иное знаменательное событие. Например, на второй день Крещения празднуется Собор Иоанна Крестителя, на второй день Благовещения — Собор Архангела Гавриила. На второй день великого праздника Троицы мы вспоминаем Божественное Лицо Пресвятой ТроицыСвятого Духа, благодаря Которому, собственно, и произошло великое освящение начатка Церкви (в лице апостолов и ближайших учеников Спасителя), а затем и всего народа Божия, всех призванных в лоно Православной Церкви. Святой Дух сошел на апостолов в виде огненных языков, принес им великую благодать и открыл тайну Пресвятой Троицы. Именно благодаря этому наитию Святого Духа людям открылось, Кто есть Бог, каково бытие Бо-жие, — не только то, что Бог существует, но и то, каков Он и как Он существует. В сегодняшнем евангельском чтении говорится о том, что мы не должны презирать никого из наших ближних, даже если он кажется нам самым ничтожным человеком, потому что его не презирает Бог. «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Перед Вознесением всего лишь один день предпразднества; пред Троицей и совсем нет его. Может быть, и потому, что самое событие – сошествие Святого Духа – было неожиданный, как гром, как ворвавшаяся с шумом буря?! И другие события были тоже неожиданны и непостижимы учениками. И нужно было в богослужении дать это почувствовать: прорыв небес, внезапность сошествия Святого Духа. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильнаго ветра… И исполнились… Духа Святаго, – говорит слово Божие ( Деян. 2:2–4 ). По всем этим причинам и нет предпразднества, кроме только пения ирмосов Троицы, которые начинают петься за катавасиею с Вознесения: «Божественным покровен…» Закончилось чтение Деяний и Евангелия от Иоанна В связи с окончанием праздника Вознесения закончилось и чтение Евангелия от Иоанна и Деяний как раз накануне Святой Троицы (в поминальную субботу). Почему? Евангелие говорило о Христе Спасителе. Он теперь вознесся. И потому нужно кончить читать именно о Нем. Поэтому и «Воскресение Христово видевше…» не будет петься на всенощной Троицы, хотя она под воскресенье. Господь именно уходит. Ушел. А чтение Деяний почему закончилось? Послушаем. Деяния апостольские, собственно, не закончены обычным концом. Все четыре Евангелия и Послания заканчиваются словом «аминь». И по содержанию они закончены: Евангелия – Вознесением Господа Иисуса Христа; Послания – подписью апостола Павла. Между тем Деяния точно обрываются. Апостол Павел, говорится в конце их, жил в гостинице, особо с воином, стерегущим его ( Деян. 28:23, 16 ) и свободно проповедовал о Христе. И жил так целых два года на своем иждивении и принимая всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением и невозбранно ( Деян. 28:30–31 ). И конец. И слова «аминь» нет. И о конце апостола Павла не говорится. Да и не в апостоле Павле, собственно, предмет Деяний. А в чем же? В распространении новой жизни во имя Христа, но через Святого Духа. Завоевание мира под ноги Господа Иисуса Христа. Началась жизнь Христианской Церкви. Только началась. А закончится она Апокалипсисом. Там и будет дважды поставлен «аминь» ( Апок. 22:20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Итак, будем всем сердцем своим веровать во святую, единосущную, животворящую и нераздельную Троицу и твердо исповедовать ее. Следующий пример такого исповедания да научит нас тому. Святой Мелетий был поставлен архиепископом Антиохии в то время, когда большая часть жителей и самого духовенства этого города были заражены арианской ересью и отвергали Святую Троицу. Сожалея о заблуждении последователей столь гибельного учения, святой Мелетий в один праздник, по окончании богослужения, при многочисленном стечении народа, взошел на кафедру и начал проповедовать учение о Святой Троице. Еретики были поражены этой проповедью, и один из них, наиболее дерзкий, осмелился даже воспрепятствовать произнесению ее, и, подойдя к святому проповеднику, зажал ему уста. Но святой Мелетий простер к народу руку свою и, потрясая ею, громче языка проповедовал святую Троицу. Он показывал три перста, изображая Божественные лица; потом, пригнув два перста, одним показывал в трех лицах единое Божество. Тогда еретик, оставив уста, схватил архиепископа за руку, а святой Мелетий начал прославлять устами святую Троицу в Единице и Единицу в Троице. Борьба эта продолжалась несколько времени. Наконец другие еретики напали на святого исповедника и с ругательством выгнали из церкви. – Так святой Мелетий решился лучше принять бесчестие и лишиться места, чем отречься от исповедания Святой Троицы. Так же точно, повторяем, должны исповедовать изложенное выше учение о таинстве Святой Троицы и мы. Известна ли была в Ветхом Завете та истина, что единый по существу Бог троичен в лицах? Как в первый раз была раскрыта эта истина в Новом Завете? Каково взаимное отношение лиц Пресвятой Троицы? 16. Сотворение мира Ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший всё есть Бог. Евр.3:4 . Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое. Евр.11:3 . Достоин Ты, Господи, приять славу и честь, и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено. Откр.4:11 . Бог наш на небесах [и на земле]; творит все, что хочет. Пс.113:11 . Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано. Кол.1:16 . – Рим.1:19 ; Притч.3:19 ; Иер.10:12 ; Сир.39:26 . Небо – небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим. Пс.113:24 . Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. Пс.18:2 –4.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

И наоборот: когда есть единство духовное и сердечное, то люди выучиваются непонятной понятливости и понимают один другого. Будем же помнить, что Господь в соединение всех призвал, и будем согласно славить Пресвятого Духа. Аминь. Праздник Св. Троицы В дни Святой Троицы 1927 г. торжественные богослужения в Русской Церкви в Белграде совершил владыка митрополит Антоний. Владыка произнес глубоко назида-тельные проповеди – на первый день о догмате Пресвятой Троицы, а на второй об Исаакиевском соборе в Петрограде. Как известно, владыка в своих творениях раскрыл нравственное значение догмата Пресвятой Троицы, ясно показав, что без этого догмата невозможна ни христианская любовь, ни христианская жизнь, ни само христианство. В весьма простых и ясных выражениях владыка изложил сущность своих глубоких мыслей в отношении изъяснения этого важнейшего догмата христианства. На другой день владыка говорил “о 1001 несчастье России” – превращении большевиками Исаакиевского собора в Петрограде в музей. Сведения, касающиеся построения этого собора, его символического значения, особенного его почитания Петроградскими жителями, о самом Исаакие Далматском, в честь которого собор сооружен – почти неизвестные слушателям, – были трогательно изложены владыкой, посещавшим этот собор с самых юных лет. 4. Недели после Пятидесятницы Неделя Всех Святых ( Мф.10:32-33, 37-38; 19:27-30 ). “Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали, и видели во мне, сия исполняйте; и Бог мира будет с вами” ( Флп.4:8 ). Так говорит Апостол Павел и мы с благодарной любовью обращаемся к нему и ко всем святым, в которых мы видели и от которых научились тому, что только есть добродетель и похвала. С горячей, благодарной любовью мы взираем на них: они -“божественные угли,” горящие огнем Господней любви, они – сеятели “честное проповедание православно сеющие” и от них “прозябло божественным земледелием и благодатью” все что честно, праведно, пречисто и прелюбезно – “аще кая добродетель и аще кая похвала” – на земле.

http://azbyka.ru/propovedi/mysli-mitropo...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 4 июня 2023: День Святой Троицы – Пятидесятница 9 мин., 12.06.2019 Содержание Троица, или Пятидесятница, — это день рождения Церкви. На Троицу все православные храмы убраны изумрудной зеленью — травами, ветками берез и цветами. В этот день христиане вспоминают сошествие Святого Духа на апостолов, которое произошло спустя пятьдесят дней после Воскресения Христова. Мы расскажем о событиях, традициях и смысле Пятидесятницы. Что такое Пятидесятница День Святой Троицы — это один из двунадесятых праздников, 12-ти главнейших после Пасхи праздников в Православии. Его также называют Троица, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа. В этот день мы вспоминаем евангельское событие — сошествие Святого Духа на апостолов. На пятидесятый день после Пасхи апостолы собрались в Сионской горнице в Иерусалиме, где накануне ареста и Распятия Христос совершил Тайную Вечерю. И тут, как мы читаем в Новом Завете, «… внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать » (Деян 2:2-4). После сошествия Святого Духа апостолы стали говорить на самых разных наречиях, и люди, окружающие их, удивлялись: как простые галилеяне могут знать столько языков? Ведь для каждого из слушателей проповедь Христа Воскресшего звучала на его родном языке. Сошествие Святого Духа и многоязычная проповедь апостолов стали днем рождения Церкви — сообщества верных Христу, объединенных Таинствами в Единое Тело Христово. Происхождение названия «Пятидесятница» «Троица» и «Пятидесятница» — два названия одного христианского праздника. Слово «Пятидесятница» имеет чисто хронологическое значение, т. е. «на пятидесятый день». Двойное название — свидетельство того, что у праздника есть ветхозаветные истоки. В Израиле Ветхого Завета Пятидесятница была праздником урожая. В этот день иудеи приносили Богу жертву — плоды первого урожая. Потом, в течение веков, значение праздника менялось. Он стал восприниматься как день рождения Ветхозаветной Церкви — на Пятидесятницу вспоминали Завет, который Господь заключил с Моисеем и всем израильским народом приблизительно через пятьдесят дней после исхода евреев из Египта, т. е. иудейской Пасхи. Эти события происходили во второй половине XIII в. до н. э.

http://foma.ru/23-iyunya-2013-den-svyato...

В пятидесятый день, в воскресение седьмой недели празднуется день Святой Троицы и Сошествие Святого Духа на апостолов, этот день также называется праздником Пятидесятницы. Понедельник после дня Святой Троицы - день Святого Духа. В первое воскресение после Пятидесятницы совершается память Всех святых. С понедельника второй недели после Пятидесятницы начинается Петровский пост. В Русской православной церкви во второе воскресение совершается память Всех святых, в земле Российской просиявших. Богослужения Пятидесятницы, дня Св. Духа и дня Всех святых содержатся в Цветной триоди. ПЯТИДЕСЯТНИЦА - праздник православной церкви, принадлежит к двунадесятым. Празднуется в пятидесятый день после праздника Пасхи (в воскресенье). Иначе называется Днем Святой Троицы. Праздник Пятидесятницы посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов: на пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа (и на десятый день после Вознесения), когда апостолы собрались вместе " внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать " (Деян. 2; 24; см. также далее). РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ - святой, который много способствовал распространению христианства в к.л. области или стране. Напр. - св. равноапостольный князь Владимир. РАДОНИЦА - в Русской православной церкви день особого всецерковного поминовения умерших, которое совершается во вторник второй недели после Пасхи. РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА - 1. Тайносовершительная молитва исповеди. При чтении разрешительной молитвы священник или архиерей данной ему властью (см. Мф. 18, 18) отпускает кающемуся исповеданные грехи. 2. Молитва, читаемая священником или архиереем в конце отпевания. В ней он просит Бога разрешить умершего от соделанных при жизни грехов. В Русской православной церкви по древней традиции в руку умершему влагается лист с текстом разрешительной молитвы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Есть еще и другое толкование тайны Святой Троицы. Бог – это Любовь . Любовь никогда не бывает одинока. Любовь всегда связывает одного с другим. Мы чувствуем это в счастливой семейной любви. Любящая семья чувствует свое единство. А если вообразить себе самую совершенную любовь, которая гораздо выше, сильнее и чище, чем может быть любовь человеческая, это поможет нам понять единство Святой Троицы. Три Лица – Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой – в Своей совершенной любви – Единый Бог. Но иногда дети спрашивают дальше: «А откуда люди узнали про Святую Троицу? Кто это придумал?». Самое первое упоминание о Боге как о Святой Троице мы находим в ветхозаветном повествовании о сотворении мира. В первых трех стихах Священного Писания (в книге Бытие) говорится: « В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и ДУХ БОЖИЙ носился над водою. И СКАЗАЛ БОГ: да будет свет. И стал свет ». В этих словах говорится о Боге Творце, о Духе Его и о Слове Его, которым Он обратился к миру. В христианском богословии Иисус Христос называется «Слово», по–гречески – «Логос». И в Новом Завете, в Евангелии от Иоанна, которое читается за Литургией в пасхальную ночь, сказано: « В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь… » Как Бог явил людям тайну Святой Троицы, рассказано в Новом Завете, и явлена эта тайна была так, что люди могли воспринять ее, ощутить ее. О крещении Иисуса Христа рассказано так: « И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение » ( Мк. 1:9–11 ). Праздник в память Крещения Иисуса Христа так и называется – Богоявление. Иисус Христос постоянно говорил о Боге как о Своем Отце и называл Себя Его Сыном. Говорил Он ученикам и о Духе Святом. В Евангелии от Иоанна, в повествовании о Тайной Вечери, приведены слова Христа: « Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне » ( Ин. 15:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Развивая тему ипостасных свойств Святой Троицы, император Лев подчеркивает, что природа Духа Святого также коренится в Отце. Это, в свою очередь, предполагает, что Его исхождение возможно из природы Отца. После определения ипостасных свойств Святой Троицы автор снова обращается к теме единства их природы и действия: «едина сила, едино существо, едино Божество...». Представляется несомненной взаимосвязь, этой богословской формулировки со словами апостола Павла: «невидимая бо его, от создания мира твореньми помышляема, видима суть, и присносущная сила его и Божество ( τε διος ατο δναμις κα θειτης) (Рим.1:20)». Но в данном случае необходимо указать, что автор стихиры император Лев не был автором определения: «едина сила, едино существо, едино Божество». Здесь мы имеем дело с фактически прямым заимствованием фразы из Панариона святителя Епифания Кипрского: «едино есть Божество, едина слава, единосущна есть Троица и ничем не различается в своей славе, Троица полна есть, и едино Божество, едина сила, едина сущность, что нет в ней ни слияния, ни подчинения (τι μα στν θετης, μα δοξολογα, μοοσιος οσα τρις κα οδν διαλλττουσα τς δας δξης, τρις τελεα οσα κα μα θετης, μα δναμις, μα οσα, οτε συναλοιφ τις οσα οτε ποβεβηκυα)» . В целом можно отметить сильное влияние текста святителя Епифания на первую часть стихиры императора Льва Мудрого. И далее автор, призывая к поклонению Святой Троице, обращается к самому известному тринитарному славословию: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный». Дополненное описаниями действий Лиц Святой Троицы, это славословие становится своего рода троичным Символом Веры. «Святый Боже, вся содеявый Сыном, содейством Святаго Духа». Бог Отец создает весь невидимый ангельский мир и видимый материальный Своим Божественным Словом (Логосом): «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть…» (Ин. 1, 1-2). При творении мира действует и оживотворяющая сила Духа Святого: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт.1,1-2). Так, Отец своим божественным Логосом при содействии Духа творит мироздание , .

http://bogoslov.ru/article/5117156

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010