Святой Дух вразумлял пророка Даниила, и Он же прохладил огонь вавилонской печи для трех праведных отроков, так что «в средине печи был как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не прикоснулся к ним, и не повредил им, и не смутил их» (Дан. 3: 50). Святой Дух во Христе Святой Дух являл Свою силу, Свои дары. Но Ветхий Завет – лишь путь к обетованному. Пророчество Иоиля: «излию от Духа Моего на всякую плоть» (Иоил. 2: 28) предполагало будущее время. Восстановление человека как храма Духа Святого стало возможно лишь с рождением на земле Того, храм тела Которого разрушили и в три дня Он воздвиг его (см.: Ин. 2: 18–22). Рай как Царство Святого Духа отверзся, когда явился Тот, Кто наконец-то сказал: «Ныне же будешь со Мною в Раю» (Лк. 23: 43). Пришел Святой святых, Чистейший самых чистых, и нам даровано освящение сокровенных глубин нашего сердца. Не полки филистимлян или аммонитян теперь ниспровергаются, ибо то всё были победы временные и земные. Теперь казалось бы непобедимые легионы злых духов в панике покидают одержимых людей, едва рядом появляется Он, «исполненный Духа Святого» (Лк. 4: 1). О Нем сказал Предтеча Иоанн: «Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: “на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым”. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1: 32–34). Святой Дух пребывал с Ним как с Сыном Божиим изначала. И тайна Боговоплощения совершилась под Его священным покровом. Где вершится Божия Тайна, там всегда действует Дух Святой. И потому Воплощение Сына Божия совершилось при Его сокровенном участии. Потому и архангел Гавриил возвестил Пречистой Деве: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1: 35). Святой Дух есть Дух Святыни. С Рождением Христа в мир пришла подлинная Святость – от Святости неразрывен Дух Святой. В Ветхом Завете отдельные люди принимали от Духа те или иные дары, принимали как временное служение. В Новом Завете действует Тот, Кто раздает дары Духа Святого как силу, возрождающую к вечности.

http://pravoslavie.ru/131649.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Как торжественно Церковь совершает память святого Иоанна Предтечи! Не того Предтечи, который шел впереди Христа, проповедуя многолюдным толпам о славе Спасителя, но Предтечи, заключенного в темницу, в которую входит воин, чтобы исполнить приказ Ирода. Вот человек, который должен умереть из-за чьего-то прелюбодеяния. И какой человек! Тот, кого Христос ставит выше всех других. Церковь преподает нам сразу же несколько уроков. Невозможно быть верным Христу, не храня внимательно ясного отношения к злу, которое есть в человеке. Святой Иоанн Предтеча обличает зло, с которым для него невозможно примириться. Вот первый урок. Там, где зло в человеке и в мире, — неизбежны страдания. В святом Иоанне мы видим в предельной степени то, что возвестил Христос Своим ученикам: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое, а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15, 19). И еще; «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16, 33). Это значит — вы будете гонимы. Вам создадут такие условия, что вы будете задыхаться, как бы от недостатка воздуха. Но мы дерзаем говорить: «Блаженны изгнанные за правду». Среди стольких несчастий и страданий мира кто может легко дышать? Может быть лучше убежать в пустыню, чем видеть все эти ужасы и грехи? Святой Иоанн Предтеча не просто имел скорбь, он, глас вопиющего в пустыне, предпочел молчание смерти всякому другому молчанию. Святые мученики всех времен говорят нам: «Мы плачем, оттого что вы не плачете». В памяти встает также молитва Христа, когда Он в полном одиночестве молился на горе Елеонской, совсем рядом с Гефсиманией. Второй урок заключается в том, что определенность и ясность веры не могут противоречить истине и правде. Необходимо зло называть злом, грязь — грязью. Мы знаем, что происходит в сегодняшнем мире, и какая утрата ясности угрожает Церкви. Мы должны хранить себя от идолов, о которых говорит апостол Иоанн Богослов. Это одна из самых серьезных задач, стоящих перед совестью каждого пастыря. Ибо мы живем в мире, где есть зло, — и тот, кто совершает его. Есть грех и есть грешники. И есть как бы некое противостояние между правдой и милосердием. Но сравнение с врачом, кажется, все проясняет. Врач старается исцелить больного, и у него нет другой цели. Церковь называет таинство покаяния «духовным врачеством». Благодатью Христовой священник исцеляет грешника от его греха, не вынося грешнику приговора, ни тем более показывая сочувствия греху. Он постоянно спрашивает себя: то что я говорю, то что я делаю — помогает ли исцелить такого-то человека от такой-то болезни? Вот золотое правило: необходимы определенность и ясность, но определенность и ясность спасателя. По благодати Спасителя.

http://moral.ru/уроки-святого-иоанна-пре...

а пищею его были акриды и дикий мед. Некоторые говорят, что «акриды» – это трава, которая называется и мелагрой, другие же разумеют под ними орехи или дикие ягоды. Дикий мед – мед, который приготовляется дикими пчелами и который находят в деревьях, равно и между камнями. Мф.3:5 .   Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему Мф.3:6 .   и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Хотя и крестились, но крещение Иоанна не имело отпущения грехов, Иоанн проповедовал только одно покаяние и вел к оставлению грехов, то есть вел к крещению Христа, от Которого – отпущение грехов. Мф.3:7 .   Увидев же Иоанн многих фарисеев Фарисей в переводе значит «отдельный», так как и по своей жизни, и по своим знаниям они отличались от других. и саддукеев, Саддукеи не верили ни в воскресение, ни в ангелов, ни в духа. «Саддукеи» в переводе значит «праведные», ибо «седек» – праведность. Они сами называли себя праведными или назывались так по ересеначальнику их Садоку. идущих к нему креститься, сказал им: Фарисеи и саддукеи шли к крещению не с правым намерением, как прочие. Поэтому Предтеча и порицает их. Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Предтеча строго говорит к ним, зная их строптивость, но, тем не менее, и похваляет их, говоря: «кто внушил вам?». Он удивляется, как случилось, что этот злой род покаялся. Порождением ехидны он называет их потому, что, как ехидны прогрызают ложесна и таким образом рождаются, так и они убивали отцов своих, то есть учителей и пророков. «От будущего гнева», – говорит о геенне. Мф.3:8 .   сотворите же достойный плод покаяния Видишь, что говорит, что не должно только избегать зла, но должно приносить и плоды добродетели. Ибо сказано: «уклонись от зла и сотвори благо» ( Пс. 33, 15 ). Мф.3:9 .   и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», Им служило к погибели то, что они полагались на свое благородное происхождение. Ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Под камнями разумеются язычники, из которых многие уверовали. Кроме того, Иоанн говорит и так просто, что Бог и от камней может создать детей Аврааму. Ибо и ложесна Сарры по бесплодию были камнем, однако она родила. Когда же воздвиг Господь чад Аврааму от камней? В то время, когда распяли Его и многие, увидев рассевшиеся камни, уверовали.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Поэтому святые отцы Церкви крещение Иоанново называют «не совершенно духовным», предначинательным актом, предуготовительным к крещению Христову, только приводящим крещаемых к покаянию для того, чтобы они уверовали в Мессию. Иоанн призывал иудеев покаянием во грехах предуготовить себя к тому освобождению от греха, которое имел даровать им пострадавший за грехи Сын Божий. О таком значении своего крещения сам Предтеча пред своими слушателями засвидетельствовал, сказавши, что он пришел крестить только водой, для того чтобы предвозвестить Израилю об имевшем вскоре за ним явиться Мессии, Который будет совершать крещение высшее ( Ин. 1, 26–34 ). «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» ( Мф. 3, 11 ). В этих многозначащих словах святого Иоанна существенно определяется общий характер и значение его крещения в отношении [к крещению] Христову или христианскому, как будет видно из последующего рассмотрения. Характеризуя крещение Предтечи Христова, святой апостол Павел так говорил некоторым его ученикам: «Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса» ( Деян. 19, 4 ). По словам блаженного Иеронима , «те, которые получали крещение от Иоанна, крещаемы были во имя Господа Иисуса, Который имел прийти после него». Подобно этому говорит святой Амвросий: «Иоанн крестил в отпущение грехов, но не в свое имя, а во имя Христа». В этих свидетельствах имеется косвенное указание на то, что Предтеча Мессии совершал свое крещение с произнесением определенной формулы: «Крещаю тебя во имя Грядущего» или «Я крещаю тебя и привожу к вере (посвящаю) во Христа, имеющего прийти» 1 . Так в крещении Иоанновом материя – вода уже начинает оглашаться таким голосом, который возвещал о Слове, имевшем сообщить этой материи силу, между тем иудейские омовения и очищения не имели формы и слов, способных уяснить цель, обозначить их силу и действия, и это составляло отличительную для крещения Предтечи черту и вместе превосходство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Светильник горящий и светящий Слово на Рождество честнаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Иеромонах Игнатий (Шестаков)      Скачать (MP3 файл. Продолжительность 5:45 мин. Размер 2.8 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня мы собрались почтить радостное событие рождения пророка и Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Святой Иоанн всю свою жизнь без остатка отдал тому, чтобы приготовить людей к встрече с Божественным Светом, с Господом нашим Иисусом Христом. О нем Иоанн Богослов говорит, что он не был Светом, но был провозвестником этого Света (см. Ин. 1, 8), готовил людей призывом к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие!» (см. Мф. 4, 17) Это то условие покаяния, которое обязательно для того, чтобы встретиться с Божественным Светом и выйти из тьмы служения диаволу и греху. И сегодня, мы движимые именно этим желанием, собрались здесь все вместе, чтобы порадоваться рождению пророка и Предтечи Господня Иоанна. Но очень часто мы, христиане по имени, совсем не соответствуем по своему духу и по жизни этому великому призванию учеников Христовых. Господь, разговаривая с иудеями в Иерусалиме, говорит им о том, что когда пришел Иоанн Предтеча и проповедовал в пустыне о покаянии (мы помним, что иудеи, и фарисеи, и учителя иудейские тоже приходили к нему и спрашивали, кто Он такой, и вот, Спаситель, уже когда был убит Иоанн Предтеча, напоминает им об этом), «он был светильник горящий и светящий, а вы хотели малое время порадоваться при свете его» (Ин. 5, 35). Эти слова звучат обличением для иудеев и фарисеев, но и для нас тоже. Очень часто и люди очень грешные, служащие диавольским страстям, любят присутствие около себя людей святых. Вспомните, царь Ирод, убийца Иоанна Предтечи, тоже слушал его и по-своему любил. Слушал его советы и даже поступал по этим советам. Так часто мы очень любим присутствие около себя какой-то святыни и святых людей, но сами живем как иудеи и фарисеи и способны на поступки, на которые способен был и царь Ирод, своеобразно почитавший Предтечу, боявшийся его. А почему так происходит? Потому что мы, назвав себя учениками Христовыми, не принимаем закон Божественной любви. Апостол Павел сегодня говорит: «Так поступайте , зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» (Рим. 13, 11–12). Оружием света является для нас оружие любви к ближнему.

http://pravoslavie.ru/95115.html

3. Аспид (или ехидна), ядовитая змея есть символ диавола и всех тех, что творят волю его. Иоанн Предтеча называл фарисеев и саддукеев порождения ехиднины. Наконец, Господь открыто обвинил властителей иудейских: «ваш отец диавол» ( Ин.8:44 ). Из этого ясно, что аспид (ехидна) означает диавола, а порождения ехиднины символизируют детей диавола. 4. Агнец (ягненок), овцы и волки. Агнец есть символ Христа. «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира!» – воскликнул Иоанн Предтеча, заметив Иисуса. И тайновидец Иоанн Богослов видел на престоле славы небесной Христа в образе ягненка. Овцы обозначают верных последователей Христа, а волки – неверующих и язычников. «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною» ( Ин.10:27 ). «Я посылаю вас, как овец, среди волков» ( Мф.10:16 ). Очевидно, здесь речь идет не о волках и овцах, но о людях. 5. Псы и свиньи – это символ упорствующих безбожников, твердолобых и закоренелых, причем, псы обозначают развратников, а свиньи чревоугодников. Поэтому и говорил Спаситель: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими» ( Мф.7:6 ). 6. Наседка и цыплята. Как курица-наседка заботливо собирает цыплят своих, и кормит их, и согревает, так и Спаситель собирает верующих под Свое крыло. Христос хотел собрать вокруг Себя сынов израильских, любовью согреть и вскормить, но они отвергли Его. Следовательно, в этом смысле «наседка» обозначает Христа, а «цыплята» – символ Его правоверных последователей. 7. Конь – это символ верного слуги. Дионисий Ареопагит писал, что символ «конь» означает послушание. Апостолы сравниваются с быстроногими рысаками в том смысле, что они верно служили Господу Богу и быстро понесли Благую Весть по всему свету. 8. Человек, лев, вол и орел – четверка символических существ. Пророк Иезекиль и святой Иоанн Богослов наблюдали в своих видениях, как эти существа стоят у престола Всевышнего. Согласно пророкам, они символизируют четыре основных добродетели: мудрость, храбрость, правдивость и целомудрие. «Человек» – это мудрость, «лев» – храбрость, это ясно. «Вол» символизирует правду потому, что этих животных всегда приносили в жертву ради искупления грехов против истины. «Орел в полете» означает целомудрие потому, что он достигает поднебесных высот, а там повсюду чистота духа, целомудрие. Кроме того, эти же четыре символических существа олицетворяют различные духовные Силы, что день и ночь воспевают у престола Господа: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!  Глава 7. Познание истины (продолжение)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Когда родился на земле Спаситель, Сын Божий, Иисус Христос, тогда Ангелы явились на небе и воспевали: Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение! ( Лк.2:14 ). А один Ангел сошел на землю и возвестил пастухам, что в городе Вифлееме родился Христос Господь и положен в пещере, в яслях 86 . Пастухи пошли и нашли Христа Спасителя, поклонились Ему и возвестили людям, что они видели и слышали. Рождество Христово празднуется 25 декабря (7 января). Сретение В сороковой день по рождении Младенца Христа Пресвятая Богородица принесла Его по закону в храм. По устроению Божию туда же пришел в это время праведный старец Симеон. Духом Божиим Симеону было открыто, что он не умрет дотоле, пока не увидит Христа Господня. Симеон узнал Христа, взял Его из рук Пречистой Богородицы на руки свои, назвал Его Владыкой и возвестил, что Он устроит спасение людей, будет светом для язычников и славой для израильского народа. Сретение Господне празднуется 2 (15) февраля. Двенадцатилетний Божественный Отрок Иисус Христос, будучи двенадцатилетним Отроком, приходил в Иерусалим и там, в храме, сидя среди учителей и старцев, слушал их, спрашивал и отвечал им, и все слышавшие удивлялись Его разуму и ответам Его, ибо хотя Он был по летам Своим и отроком, но мудрость Божия действовала в Нем и показывала, что в этом Отроке от рождения был разум не человеческий, а Божественный. Крещение Когда Иисус Христос был тридцати лет, пришел к Иоанну Предтече креститься от него. Иоанн Предтеча в это время учил и крестил людей. Узнав в пришедшем к нему Иисусе Христе обещанного всем Спасителя, Иоанн Предтеча отказывался крестить Его, говоря: Мне надобно креститься от Тебя ( Мф.3:14 ). Но Иисус Христос сказал, чтобы Иоанн не противился, а крестил бы Его. Иоанн послушал Сына Божия, как раб Владыку и крестил Его. Когда Иисус Христос выходил из воды, то разверзлись небеса и послышался голос с неба: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мк.1:11 ), а Дух Святой в виде голубя сходил на пречистую главу Господа. Христос крестился не ради очищения скверны, как прочие люди, ибо в Нем не было скверны никакой, но чтобы нас очистить от скверны греховной, освятить Своей пречистой плотью водное естество для нашего крещения. Крещение Христово празднуется 6 (19) января. Сорокадневный пост и искушение

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Но одно переживание и осознание вины бесплодно и бессмысленно; оно превращается в непрерывное – как белка в колесе – верчение в неистовом круге психологии и психоанализа. Когда нет реального освобождения от греха, такое покаяние становится равнодушным психологическим обычаем или переживанием разъедающего уныния. Покаяние и Царство Небесное Для того чтобы освободить человека от вины и греха и дать живые силы для подлинно чистой жизни, воплощается в мире сем Христос. Еще прежде Него среди израильского народа появляется великий пророк и Предтеча Господень Иоанн, который крестил, то есть омывал от душевной нечистоты в реке Иордане приходящих к нему людей. Будучи первым в новой эре проповедником покаяния, Иоанн взывает: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». И когда Сам Христос выходит на проповедь , Он, прежде всего, произносит те же слова, которые произнес прежде Предтеча: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Покаяние, которое проповедовал Иоанн Креститель, и само его крещение стало очень значимым в нравственной истории мира. Но и оно оказывается недостаточным, помимо превосходящей реальности Царства Небесного. Это понимает и сам Креститель, указывая на разницу между собой и Христом: «Я крещу вас в воде в покаяние; но Идущий за мной сильнее меня; я недостоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом, Святым и огнем. (Мат.3,4). О необходимости восполнения Иоаннова (человеческого) крещения свидетельствует эпизод из книги деяний апостольских, в котором рассказывается, как апостол Павел в Ефесе нашел некоторых учеников Христа и сказал им: «Приняли ли вы Духа Святого, уверовав?» Они же сказали ему: «Мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой». Он сказал им: «во что вы крестились?» Они отвечали: «В Иоанново крещение». Павел сказал: «Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса». Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса Христа ( Деян. 19,2–4 ). «Приблизилось Царство Небесное» – означает, что явился на земле и начал свое дело Спаситель мира и Царь этого Небесного Царства, иного мира, мира незаходящего света, абсолютного блага, любви и чистоты; мира чистоты совершенной, куда ничто нечистое не может войти и соединиться с ним. Поэтому необходимо очищение всякой земной человеческой реальности, имеющей стремление к небесному миру.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. (Мк. 1:4, 5) Слово похвальное на зачатие св. Иоанна Предтечи. XVI в. РГБ Призыв Матери-Церкви сотворить достойный плод покаяния (Мф. 3:8) особенно ясно звучит в богослужении Святой Четыредесятницы и подготовительных к Великому посту недель. Есть у этого призыва к покаянию и иконографические парафразы; о некоторых из них рассказывается в нашей заметке. Покаяние… Наверное, для новоначального христианина нет задачи более насущной — и более сложной. В системе ценностей секуляризованного мира такого понятия попросту нет: даже если речь заходит о раскаянии в совершенных проступках, а то и преступлениях, то чаще всего это — сожаление о содеянном, а иногда — не столько о самом содеянном, сколько о том, что совершенный проступок стал достоянием гласности. Между тем в церковном понимании слово покаяние, по-гречески «metanoia», дословно означает «перемена ума», «перемена образа мыслей». Евангелие арпакос 1693 г. БАН Святой праведный Иоанн Кронштадтский называл покаяние «великим даром благости Божией человеку-грешнику, ибо через него человек, безмерно удалившийся от Бога, вновь вступает в блаженный союз с Ним. Человек, конечно, не мог бы так приблизиться к Богу, если бы Сам Бог не приблизился к нам». Почувствовать, понять это приближение к нам Бога помогают и богослужебные тексты, и священные изображения, не только иллюстрирующие, но и дополняющие тексты. Прозвучавший два тысячелетия назад в пустыне Иудейской, а затем и на берегах Иордана призыв Иоанна Предтечи покаяться, ибо приблизилось царство небесное (Мф. 3:1–2), звучит и сегодня и означает призыв к перемене всего внутреннего состояния человека, призыв к совершенно новому образу жизни, к обновленному восприятию себя и окружающего мира, к перемене и преображению души и сердца, чувств и мыслей (митрополит Амфилохий Радович). К этому преображению, шаг за шагом возводя по лествице Великого поста, наставляет Церковь своих чад. За три недели до начала Великого поста начинают звучать дивные тропари великопостные:

http://pravoslavie.ru/38123.html

Закрыть Усекновение главы пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Память 11 сентября 10.09.2022 567 Время на чтение 4 минуты Святой Иоанн Креститель, день усекновения честные главы коего мы ныне празднуем, еще при жизни своей заслужил общую любовь и уважение, так, что даже царь Ирод боялся его, зная, что он муж праведный и святой, и многое делал, слушаясь его (Мк. 6, 20). Хоть сам Ирод и уважал Иоанна, но жена брата его - Иродиада, с ним незаконно жившая, давно гневалась на праведника за то, что он обличал порочную жизнь ее, незаконную ее связь с Иродом: ибо Иоанн говорил Ироду, не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада давно желала смерти Иоанна, но не было случая, чтобы умертвить его. Наконец случай к этому представился: Ирод в день своего рождения устроил пир для своих вельмож, и когда пировали они, вдруг выходит дочь той нечестивой женщины и нецеломудренною пляскою своей старается угодить Ироду. Ирод, уже упившийся вином и потерявший здравый смысл, в награду за богомерзкую ее пляску с клятвою обещается дать все, чего бы она ни попросила, хотя бы половину царства. Чего ж она просит? Наученная своей нечестивою матерью, она говорит: хочу, чтобы ты мне дал главу Иоанна Крестителя. И Ирод, не помыслив, что лучше было бы остаться лжецом, нежели осудить невинного ради необдуманного обещания и безумной клятвы, дает приказ принести главу Иоаннову на пир. Посланный отсек ему голову в темнице, принес ее на блюде и отдал девице, а девица отдала ее матери своей. Итак, пир пьяных людей закончился смертью великого праведника! Размышление об этом злодеянии невольно приводит на мысль, что и всякий пир, где преобладает пьянство, не обходится без печальных последствий. И сколько безумных дел совершается в разгорячении, которое производится пированием, в опьянении, которое происходит от вина! Примеры этого являются нам и в Священном Писании, и в окружающей нас жизни. Здесь и дорогое время попусту убивают, и здоровье губят, имение расточают, подвергают себя и семейство свое нищете, и душу свою безобразят различной скверной.

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/10/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010