Хотя о изображении Самого Истинного Бога эти Заповеди ничего не говорят. Когда пришло время и на землю пришёл Сын Божий, воплотившийся от Пресвятой Богородицы в человеческое тело, люди впервые смогли увидеть, а впоследствии и изобразить Бога в Его, доступном человеческому восприятию, Образе. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». ( Иоан. 1:18 ) Когда апостол Филипп попросил Господа Иисуса Христа: «Господи, покажи нам Отца», – Христос ответил: «Сколько времени Я с вами и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца» ( Иоан. 14:8-9 ). Священное Писание в Книге Бытия говорит: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» ( Бытие 1:27 ). И вот, в этом Божьем образе, некогда дарованном при сотворении человеку. Бог, в лице Сына Своего, впервые явил Себя людям. Более того, Господь наш Иисус Христос Сам благословил создание Его изображений, даровав людям первые Свои образы – иконы. Священное Предание донесло до нас историю о том, как правивший во время земной жизни Господа Иисуса Христа в сирийском городе Эдесса царь Авгарь был тяжко болен проказой. Услышав, что в Палестине находится великий «пророк и чудотворец» Иисус, который учит о Царствии Божьем и исцеляет любые болезни, Авгарь уверовал в Него и послал своего придворного живописца Ананию, чтобы тот передал Иисусу письмо Авгаря с просьбой об исцелении и нарисовал портрет Иисуса. Когда живописец прибыл к Господу Иисусу Христу, то не смог рисовать Его портрет «по причине сияющего блеска лица Его». Тогда Господь взял у художника кусок ткани и приложил к Своему Божественному Лицу, отчего на ткани, силою Благодати, напечатлелся Его Божественный Образ. Получив этот Святой Образ – первую, Самим Господом сотворённую икону, Авгарь с верою приложился к нему и за веру свою, по милости Божьей, получил исцеление. Впоследствии, когда в Эдессу пришёл проповедывать Евангелие апостол от 70-ти святой Фаддей, сам Авгарь и все жители Эдессы приняли Крещение и стали христианами.

http://azbyka.ru/katehizacija/vocerkovle...

В-третьих, сколь много видов изображений? XVIII. Виды же икон суть [следующие]: пер­вый образ есть, конечно, естественный. Ибо от­носительно всякой вещи прежде всего необходимо, чтобы она была согласною с условием и по­рядком своей природы 50 , и [только] затем необхо­димо быть тому, что совершается искусством и подражанием. Например, прежде всего необходи­мо, чтобы существовал согласно с условием и по­рядком своей природы человек, которого бы по­том искусство выражало и изображало через под­ражание. Поэтому первый – естественный и во всем сходный образ невидимого Бога – Сын От­ца, являющий в Себе Отца. Ибо «Бога не видел никто никогда» ( Ин.1:18 ). И опять: «Это не то, чтобы кто видел Отца» ( Ин.6:46 ). А что Сын – образ Отца, говорит Апостол: «Который есть об­раз Бога невидимого» ( Кол.1:15 ). И к евреям: " Сей есть сияние славы и образ ипостаси Его» ( Евр.1:3 ). И что Он показывает в Себе Отца, [об этом] го­ворит Господь: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца» ( Ин.14:9 ) – [говорит именно] после того, как Филипп сказал в Евангелии от Иоанна: «по­кажи нам Отца, и довольно для нас» ( Ин.14:8 ). Сын – естественный образ Отца, совершенно рав­ный, во всех отношениях подобный Отцу, кроме того, что не нерожден и не Отец. Ибо Отец – нерожденный Родитель; Сын же – рожден и не Отец; и Дух Святой – образ Сына. «Никто не мо­жет назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор.12:3 ). И так через Святого Духа мы узнаем Христа, Сына Божия и Бога, и в Сыне созерцаем Отца. Ибо слово по природе – вест­ник ума; дух же – обнаружитель слова. Подоб­ный же и совершенно равный образ Сына – Святой Дух, в одном только отношении имея разли­чие [с Ним]: в том, что Он исходит. Ибо Сын хотя рожден, но не исходит. И каждого отца естественный образ – сын. И это первый род изо­бражения: естественный. XIX. Второй род изображения: находящееся в Боге представление о том, что от Него имеет быть, то есть предвечный Его совет, всегда оста­ющийся неизменным. Ибо Божество – неизмен­но и безначален Его совет, вследствие чего то, что Им постановлено, происходит в предопределенное Им время так, как Оно предвечно оп­ределило. Ибо изображения и образцы того, что имеет от Него быть, суть представление о каж­дом из этих предметов; и они у святого Диони­сия называются предопределениями. Ибо на со­вете Его то, что Им предопределено, и то, что имело в будущем ненарушимо случиться, было прежде своего бытия наделяемо признаками и об­разами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго. ( Деян. 8:14–17 ) В таинстве Миропомазания каждый человек входит в благодатное общение и, соответственно, освящение Святым Духом — третьей Ипостасью Триединого Бога. Животворящее воздействие Святого Духа в мире началось с момента начала бытия мира ( Быт. 1:2 ) и будет совершаться в течение всей его истории ( Откр. 22:17 ). Однако только на пятидесятый день после Христова Воскресения Дух Святой — Утешитель, как Его назвал Спаситель ( Ин. 14:16 ), впервые сошел явно на учеников в виде огненных языков ( Деян. 2:1–4 ). Тогда каждый из них получил знаменательные духовные дары соответственно своим возможностям и предназначению. После Пятидесятницы ученики Христовы, ставши апостолами (посланниками) и получивши различные дары Единой благодати Святого Духа, стали распространять по всей земле благодать истинной веры и жизни, потрудившись каждый в свою меру в благовестии и создании церковных общин. По этой причине Церковь именует одних из них первоверховными, других — евангелистами, иных — апостолами от двенадцати, а прочих — от семидесяти, тем самым указывая не на различие апостольского достоинства (так как все они — посланники и благовестители), а на различие дарованной им власти. Например, апостол Филипп, один из семи диаконов, но не из двенадцати, призывает в Самарию апостолов Петра и Иоанна для того, чтобы они «придя, помолились о них [самарянах], чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» ( Деян. 8:15–17 ). Таким образом, ясно, что апостол Филипп мог благовествовать и крестить во имя Господа Иисуса Христа, но не «не сообщал крещаемым Духа, так как не имел такой власти» .

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», – так начинали свою проповедь как Иоанн Креститель ( Мф. 3, 2 ; ср. Мк. 6, 12 ), так и Спаситель Иисус Христос ( Мф. 4, 17 ). «И весь народ, – сказано об Иисусе Христе, – слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым» ( Лк. 7, 29 ), сущность же последнего составляла покаяние, которое здесь само собой подразумевается. Требованием исповедания грехов заключил свою проповедь в день Пятидесятницы апостол Петр, когда велегласно взывал к своим слушателям: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, – и получите дар Святого Духа» ( Деян. 2, 38 ; ср. Деян. 3, 19–20 ). Отсюда справедливо полагать, что в апостольской проповеди требование покаяния от желавших сделаться христианами как условие спасения находилось в непосредственной связи с крещением их. Затем, на некоторую связь между христианским и Иоанновым крещением указывает требование исповедания веры в Иисуса Христа с тем важным различием, что пред совершением Иоаннова крещения покаяния требовалась вера в грядущего Мессию, а в христианском крещении требуется вера в пришедшего Мессию Иисуса – Сына Божия и сознательное усвоение Его учения. Так, евнух царицы эфиопской, по изъяснении ему апостолом Филиппом тайн Царства Божия, произнес исповедание пред самым своим крещением: «Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий» ( Деян. 8, 37 ). Далее. Между крещением Иоанновым и христианским можно находить близкое соотношение и по материи и по форме. Предтеча приходивших к нему иудеев крестил водой, которая была символом законного очищения. Христианское крещение одинаково совершается водой, которая, однако, не есть только символ, но и самое средство благодатного возрождения и очищения от всякого греха, при чем на крещаемого нисходит Дух Святой. Что касается формы, в какой совершалось самое христианское крещение водой, то, имея в виду замечание святых евангелистов о том, что Иисус Христос по крещении «вышел из воды» реки Иордана ( Мф. 3, 16 ), также повествование Дееписателя о том, что евнух эфиоплянин и апостол Филипп «сошли оба в воду … и [Филипп] крестил его» ( Деян. 8, 36–38 ), должны признать, что христианское крещение, как и Иоанново, несомненно совершалось чрез погружение в воду.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Таким путем он достиг того, что иные из женщин вышли замуж, другие поступили в монастырь, а иные, оставшись в мире, стали кормиться трудом. Святому пришлось вынести много насмешек и укоризн, так как он просил женщин никому не говорить о своем поведении. За несколько дней до кончины он затворился в своей келье и мирно предал дух свой Богу в молитвенном положении. Начались чудотворения от его мощей. В руках его нашли записку с такими словами: «Никого не осуждайте прежде времени, доколе не придет Сам праведный Судия Господь». Тогда все узнали о его святой жизни, и осуждавшие со слезами каялись в своем грехе против него. Св. Виталий жил в VII веке. Апостол Нафанаил иначе называется Варфоломей, т. е. сын (вар значит сын) Фоломея. Он был из числа 12 апостолов. Когда ап. Филипп привел его к Иисусу Христу, то Христос сказал о нем окружающим: «Вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства!» – «Почему же Ты знаешь меня?» – с удивлением спросил тогда Нафанаил Господа, «Я видел тебя еще прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею», – сказал Господь. Что было там с Нафанаилом, неизвестно, вероятно, что-нибудь тайное и необыкновенное, так что он тотчас же уверовал во Христа и воскликнула: «Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев!» Нафанаилу, по брошенному жребию, пришлось проповедовать вместе с Филиппом в восточных странах. После смерти Филиппа, он проповедовал в Индии и Армении. В Индии перевел на туземный язык Евангелие св. Матфея. В Армении исцелил царскую дочь. Царь послал Нафанаилу за это множество подарков, но он отослал все подарки обратно царю, сказав: «Я не ищу этих вещей, а ищу душ человеческих». Тогда крестился царь со всем семейством, множеством вельмож и народа. В городе Албане, ныне Баку, идольские жрецы возбудили против Нафанаила народ, и его распяли. С радостью перенося страдания за Христа Спасителя, св. апостол с креста поучал народ. Тогда мучители содрали с него кожу и отсекли голову. Мощи св. Нафанаила в Риме. Об апостолах Луке и Клименте будет сказано 18 октября и 25 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

В–третьих, сколь много видов изображений? XVIII. Buды же икон суть [следующие]: первый образ есть, конечно, естественный. Ибо относительно всякой вещи прежде всего необходимо, чтобы она была согласною с условием и порядком своей природы[  ], и [только] затем необходимо быть тому, что совершается искусством и подражанием. Например, прежде всего необходимо, чтобы существовал согласно с условием и порядком своей природы человек, которого бы потом искусство выражало и изображало через подражание. Поэтому первый — естественный и во всем сходный образ невидимого Бога — Сын Отца, являющий в Себе Отца. Ибо Бога не видел никто никогда (Ин 1:18). И опять: Это не то, чтобы кто видел Отца (Ин 6:46). А что Сын — образ Отца, говорит Апостол: Который есть образ Бога невидимого (Кол 1:15). И к евреям: Сей есть сияние славы и ипостаси Его (Евр 1:3), И что Он в Себе Отца, [об этом] говорит Господь: Столько времени Я с вами и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца (Ин 14:9) — [говорит именно] после того, как Филипп сказал в Евангелии от Иоанна: по кажи нам Отца, и довольно для нас (Ин 14:8), Сын — естественный образ Отца, совершенно равный, во всех отношениях подобный Отцу, кроме того, что не нерожден и не Отец, Ибо Отец — нерожденный Родитель; Сын же — рожден и не Отец; и Дух Святой — образ Сына. Никто не может назватьИисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор 12:3), И так Святого Духа мы узнаем Христа, Сына и и в Сыне созерцаем Отца, Ибо по природе — вестник ума; дух же — обнаружитель слова. Подобный же и совершенно равный образ Сына — Святой Дух, в одном только отношении имея различие [с Ним]: в том, что Он исходит. Ибо Сын хотя рожден , но не исходит . И каждого отца естественный образ — сын. И это первый род изображения: естественный. XIX. Bmopoй род изображения: находящееся в Боге представление о том, что от Него имеет быть, то есть предвечный Его совет, всегда остающийся неизменным. Ибо Божество — неизменно и безначален Его совет, вследствие чего то, что Им постановлено, происходит в предопределенное Им время так, как Оно предвечно определило. Ибо изображения и образцы того, что имеет от Него быть, суть представление о каждом из этих предметов; и они у святого Дионисия называются предопределениями. Ибо на совете Его то, что Им предопределено, и то, что имело в будущем ненарушимо случиться, было прежде своего бытия наделяемо признаками и образами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Деян 6:8–15; 7:1–5, 47–60 Понедельник 3 седмицы после Пасхи. Деяния святых Апостолов, зачало 18 В те дни Филипп, придя в город Самарийский, проповедовал им Христа. Толпы народа единодушно внимали тому, что говорил Филипп, слыша и видя знамения, которые он творил. Ибо многие из одержимых духами нечистыми, которые выходили с громким воплем, и многие расслабленные и хромые были исцелены. И была великая радость в том городе. Муж некий, по имени Симон, был уже раньше в городе, занимаясь волшебством и изумляя народ Самарийский, выдавая себя за какого-то великого. Ему внимали все от мала до велика, говоря: “Это – сила Божия, называемая Великой”. А внимали ему, потому что он долгое время изумлял их волшебством. Но когда поверили Филиппу, благовествующему о Царстве Божием и об имени Иисуса Христа, то были крещены и мужчины, и женщины. А Симон и сам уверовал и, приняв крещение, не отходил от Филиппа, и видя, что совершаются знамения и силы великие, изумлялся. Услышав же, что Самария приняла слово Божие, находившиеся в Иерусалиме Апостолы послали к ним Петра и Иоанна, которые пришли и помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он еще не сходил ни на кого из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда они возлагали руки на них, и те принимали Духа Святого. Деян 8:5–17 Вторник 3 седмицы после Пасхи. Деяния святых Апостолов, зачало 19 В те дни Симон, увидев, что чрез возложение рук Апостолов подаётся Дух Святой, принес им деньги, говоря: “Дайте и мне власть эту, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого”. Но Петр сказал ему: “Серебро твоё с тобою да будет в погибель, потому что ты помыслил дар Божий приобрести за деньги. Нет тебе в этом части, ни жребия. Ибо сердце твоё не право пред Богом. Итак покайся в этом зле твоем и помолись Господу, может быть, будет отпущен тебе умысел сердца твоего: ибо вижу, что ты – в горькой желчи и в узах неправды”. Симон же сказал в ответ: “Помолитесь вы за меня Господу, чтобы не постигло меня ничто из сказанного вами”. Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, пошли обратно в Иерусалим и во многих селениях Самарянских благовествовали.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

Если обобщить смысл этих конкретных указаний, он сводится к необходимости преодолеть свой эгоизм, увидеть рядом с собой тех, кто нуждается в помощи, поддержке, защите и послужить им, чем только можем, то есть к тому, что мы называем деятельной любовью к ближнему. И хотя наше крещение иное, чем Иоанново, в этом плане у нас всё так же: без покаяния оно не имеет никакого смысла. Когда на апостолов в день Пятидесятницы сошел Дух Святой, и они вышли на первую свою проповедь, говоря о Воскресении Христовом, люди, слушавшие их, умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и полу€чите дар Святого Духа (Деян. 2, 37–38). Разумеется, эти слова обращены не только к тем, кто тогда стоял рядом с Петром и другими апостолами, но и к каждому услышавшему Благую Весть о жизни, смерти и Воскресении Иисуса Христа. Как тогда, так и теперь очень важно, чтобы в сердце своем человек пережил покаяние, чтобы пересмотрел свою прошедшую жизнь в свете Евангелия, безжалостно осудил в себе то, о чем стыдно и вспоминать, принял твердое решение строить свою жизнь по заповедям Божиим. Разумеется, это едва ли возможно, если человек даже не знаком с Евангелием.   КРЕЩЕНИЕ И ВЕРА В книге «Деяния святых апостолов» рассказывается, как апостол Филипп встретил по пути эфиопского вельможу и долго беседовал с ним о Христе. Когда они, продолжая путь, приехали к воде, эфиоплянин сказал: Вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно (Деян. 8, 36–37). Так мы подошли к тому, что отличает наше крещение от того, которым крестил приходящих к нему Иоанн Креститель. И там, и здесь необходимо покаяние. Это – общее. И там, и здесь – вера. Но приходившие к Иоанну верили в грядущего Спасителя. Так же веровали их отцы и деды. Веровали и ждали. Мы же веруем в Того, Кто уже пришел, в Того, Кто, будучи вечно Богом Сыном, воплотившись от Девы Марии и Духа Святого, стал Сыном Человеческим, жил как Человек среди людей, умер за наши грехи на Кресте и воскрес из мертвых; Кто, пребывая на Небесах одесную Отца, не оставляет и нас, пообещав Своим ученикам: Я с вами во все дни до скончания века (Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

...Поэтому первый-естественный и во всем сходный образ невидимого Бога-Сын Отца, являющий в Себе Отца. Ибо " Бога не видел никто никогда " (Ин. 1, 18). И опять: " Это не то, чтобы кто видел Отца (Ин. 6, 46). А что Сын-образ Отца, говорит апостол: " Который есть образ Бога невидимого " (Кол. 1, 15), и в Послании к Евреям: " Сей, будучи сияние славы и образ Ипостаси Его " (Евр. 1, 3). И что Он показывает в Себе Отца, об этом говорит Господь: " столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца " (Ин. 14, 9), говорит именно после того, как Филипп сказал: " покажи нам Отца, и довольно для нас " (Ин. 14, 8). Сын-естественный образ Отца, совершенно равный, во всех отношениях подобный Отцу, кроме того, что не нерожден и не Отец... Второй род изображения-находящееся в Боге представление о том, что от Него имеет быть, то есть Его Предвечный Совет, всегда остающийся неизменным. Ибо Божество-неизменно, и безначален Его Совет, вследствие чего то, что Им постановлено, происходит в предопре деленное Им время так, как Оно предвечно определило. Ибо изображения и образцы того, что имеет от Него быть, суть представление о каждом из этих предметов, и они у святого Дионисия называются предопределениями. Ибо на Совете Его то, что Им предопределено, и то, что должно в будущем ненарушимо случиться, было прежде своего бытия наделяемо признаками и образами. Третий род изображения есть происшедший от Бога через подражание, то есть человек. Ибо тот, кто сотворен, не может быть одной и той же природы с Несозданным, но есть образ через подражание и подобие. Ибо как Отец, Который есть Ум, и Сын, Который есть Слово, и Святой Дух суть Один Бог, так и ум, и слово, и дух суть один человек. Подобие проявляется также и в том, что человек одарен свободной волей и владеет способностью управлять. Ибо Бог сказал: " сотворим человека по образу Нашему и по подобию " ; и тотчас присоединил: " и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными " (Быт. 1, 26). И опять: " и владычествуйте над рыбами морскими... и над птицами небесными... и над всею землею " (Быт. 1, 28).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Превращение воды в вино . Именно это Христово чудо евангелист Иоанн приводит как первое. Свершилось оно на браке в Кане Галилейской. Влияние этого чуда на всех Христовых учеников была весьма немалым, что видно из последнего стиха: Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его ( Ин.2:11 ). Если некнижные Христовы последователи дотоле как–то и колебались и сомневались в вере в Иисуса как Сына Божия и Мессию, [то сие] поразительное чудо, свершившееся на их глазах в Кане, полностью утвердило их в вере. Творец всякого создания явил здесь Себя и Претворителем, обратив одну сущность в другую. Здесь следует отметить, что, собственно, претворение было как первым, так и последним чудом Иисуса. В Кане претворил Он воду в вино, а на Тайной вечери – вино в Свою Кровь. Лицезрение на далеком расстоянии. Тот же евангелист, называющий превращение воды в вино в Кане первым чудом Иисуса, по сути дела описывает и еще одно – предваряющее – чудо. Это способность наблюдать за событиями в отдаленных местах, обнаружившаяся в связи с Нафанаилом. Когда апостол Филипп привел Нафанаила к Иисусу, Господь сказал ему: Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя ( Ин.1:48 ). Это чудо свидетельствует о том, что для Христовых очей пространство не является препятствием. У Него было четыре вида проницательности: внутренняя (ведал Он людские помыслы), пространственная (зрение событий в дальних пределах), временная (предвидение событий, которые произойдут в отдаленные сроки) и вечная (созерцал Он небесные вечные истины, не подвластные времени и пространству). Изумленный и сильно устрашенный проницательностью Иисуса, Нафанаил воскликнул: Раввй! Ты – Сын Божий! Ты – Царь Израилев. А Иисус на это ответил ему: Ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницеею; увидишь больше сего ( Ин.1:49,50 ). Исцеление на расстоянии. Как второе чудо Иисуса в Галилее святой Иоанн приводит исцеление сына капернаумского царедворца ( Ин.4:46–54 ). Иисус сказал ему, еще не входя к нему в дом: Пойди, сын твой здоров ( Ин.4:50 ). И чудо свершилось и так сильно подействовало на царедворца, что уверовал сам и весь дом его ( Ин.4:53 ). Кроме того, было похожее чудо исцеления слуги капернаумского сотника. Этот сотник, будучи язычником, считал себя недостойным принять Господа Иисуса в своем доме. Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой… – просил он передать Иисусу, – но скажи слово, и выздровеет слуга мой ( Лк.7:6,7 ). Иисус, удивленный столь крепкой верой язычника, попрекнул ею маловерных иудейских старейшин, а самому сотнику сказал: Иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час ( Мф.8:13 ). Все эти исцеления Иисус совершил на расстоянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010