Во сне ему явился мученик Трифон на белом коне и с соколом в руках и сказал, что сокол пропавший сидит недалеко отсюда, на сосне по направлению к востоку… Так и было… И вот вместо наказания царь наградил сокольничего. А тот построил часовню и небольшую церковь на месте сонного видения, которая и послужила основой известного храма мученика Трифона в Напрудном 8 . С тех пор на фресках и иконах русских храмов стали чаще всего изображать святого мученика Трифона сидящим на белом коне и с соколом на вытянутой правой руке. Во время чумы в Москве (в 1771 году) у этого села Напрудное устроили так называемое «чумное кладбище», а все ветхие деревянные дома, бывшие поблизости, сожгли. Церковь святого мученика Трифона, таким образом, осталась бесприходной. Возник вопрос об ее упразднении. Но вот в 1800 году от Черногорского митрополита Петра Негоша приехал в Москву архимандрит Стефан Вукотич. «Узнав о его прибытии в Москву, серебряных дел мастер Трифон Добряков предложил на свой счет соорудить ковчег для святых мощей мученика Трифона, находящихся в Черногории в Баке Которской. Черногорский митрополит Петр … собственноручным письмом благодарил Трифона Добрякова за сделанное им пожертвование и при этом в благословение прислал ему три частицы св. мощей от мученической главы св. Трифона. В 1812 г. Трифон Добряков поднес свою драгоценную святыню императору Александру I, а по окончании войны, она, в 1819 г., была торжественно внесена в Трифоновскую церковь и ...вложена в икону св. Трифона. В 1890 г. церковь во имя св. муч. Трифона вновь перестроена и возведена новая колокольня 9 . 1 Приводим изложение этого документа по «Полному месяцеслову Востока» архиепископа Сергия. Изд. 2. Владимир, 1901. С. 48–49. 2 В некоторых святцах имя это стоит 10 ноября, когда римляне и чтят память святого мученика Трифона. 3 Очень глубоко и лаконично этот ответ мучеников выражен в акафисте святому Трифону: «Судьбы же несть у нас… Зане бо веруем яко вся Промыслом Божиим бывают». Здесь в словах мученика определяется христианское понимание Промысла Божия, которое противопоставлено античному пониманию рока – судьбы, как вершителя человеческой жизни. 4 В акафисте мученику о его ходатайстве говорится: «Прежде усекновения моливыйся о всяком, иже воспоминати тя и в память твою святыя жертвы приносити будет, да услышит его Господь и всякое приношение его исполнит» (икос111), или: «Аще кто в какой-либо нужде, печали или болезни душевней или телесней призывати начнет святое имя твое, той да избавлен будет от всякого прилога злого» (из Молитвы святому мученику Трифону).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

После пламенного коленопреклонного моления святой предал душу Богу. Воины обезглавили уже умершего святого. Это произошло в 250 году от Рождества Христова. Житие приводит последние слова мученика перед кончиной: «Господи... приими в мире душу мою, всех же, кто меня, раба Твоего, вспоминать будет и в память мою Святые Жертвы принесут Тебе, услышь с высоты святыни Твоей... подавая им изобильная и нетленная дарования, ибо Ты Един Благ и Щедрый Податель во веки веков. Аминь». Местные христиане хотели предать тело мученика Трифона земле. Однако святой, явившись во сне одному благочестивому мужу, повелел похоронить его в родной Кампсаде. С принятием христианства на Руси святой мученик Трифон стал пользоваться особой любовью. И эта народная любовь в Отечестве нашем вызвана, прежде всего, его богоугодной жизнью, преисполненной непрестанным служением больным и страждущим, которое продолжилось и после блаженной кончины святого. И ныне Россия с неизменной любовью чтит мученика Трифона, молится ему. Неспроста в нашей стране столько «трифоновских» храмов и улиц, деревень и сел, названных именем этого святого. Именем святого русские люди часто называли и называют своих сыновей. Одним из таковых был некто Трифон, по фамилии Патрикеев, ответственный у Иоанна Грозного за соколиную охоту. Существует предание, получившее название «Чудо мученика Трифона о соколе». В нем повествуется, что во время царской охоты – вероятно, в Сокольниках, где обычно устраивали соколиную охоту! – улетел любимый государем сокол. Алексей Константинович Толстой Предание имеет несколько вариантов: это и официальная версия, подтвержденная историческими фактами, и народная легенда, вошедшая в песни, баллады и романы. Так, в XIX веке А. К. Толстой включил легенду о сокольнике Трифоне в свой роман «Князь Серебряный». Писателю приглянулась легенда о простолюдине, избавленном мучеником Трифоном от жестокой казни. Но вернемся к преданию, к одной из его версий. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу, угрожая в противном случае смертной казнью. Сокольник Трифон объехал все окрестности, но безуспешно.

http://ruskline.ru/opp/2020/02/14/svyato...

Многие современные проповедники говорят, что такое утилитарное отношение к святым – отголоски нашего языческого прошлого. Но мне видится еще и другое. В язычестве было не совсем так. Было множество богов, каждый из которых отвечал за свое поле человеческой деятельности. Сразу вспоминается «Золотой теленок»: «Нас было 50 детей лейтенанта Шмидта и мы поделили весь Союз…». Также и в языческом пантеоне – конкуренции между богами нет. Артемида – покровительница охоты, Афродита – любви, Эскулап – медицины и так далее. Языческий ум понимал, что если заболел – нужно обратиться с просьбой к существу высшему. Но какому-нибудь римлянину I века до Рождества Христова и в голову не могло прийти, что, если заболела нога, нужно молиться одному богу, если горло – другому, желудок – третьему. Так было оттого, что в то время практически не было разделений докторов на узкие специальности. Лекарь – был лекарем для всего тела. Таким же суперлекарем для всего тела был бог Эскулап. Но в наше время медицина развилась необычайно. Мы не можем себе представить, чтобы гинеколог лечил зубы или хирург – грипп. Мы всегда ищем конкретного специалиста в узкой области. И переносим эти же отношения на мир духовный. Поэтому нас уже не удовлетворяет тот факт, что есть общепризнанные «безмездные врачи и целители», к которым Церковь обращается, скажем, во время соборования. Раздробленный грехом ум начинает выискивать в житии каждого святого то, за что бы ему зацепиться. И начинается: при зубной боли – молись мученику Трифону , праведному Симеону Верхотурскому – при глазных болезнях, преподобному Серафиму Саровскому – при заболеваниях ног и тому подобное. Прямо небесная поликлиника какая-то! Кабинет 20 – стоматолог мученик Трифон, кабинет 21 – окулист праведный Симеон Верхотурский … Да простят меня святые угодники! Я совершенно не против того, чтобы молиться при нестерпимой зубной боли мученику Трифону, но меня занимает вопрос: а если поменять таблички на кабинетах, действовать не будет? Скажем, преподобный Серафим не может, что ли, помочь при зубной боли? А Симеон Верхотурский? Как любят писать в некоторых современных молитвословах: «Святому (имярек) дана благодать исцелять то-то и то-то». Почему мученик Трифон помогает при зубной боли? Конечно, не потому, что во время казни святой молился, как написано в молитвослове, чтобы ему была дана благодать целить болезни зубов (кстати, ни в одном его житии я этих слов так и не нашел). Он помогает потому, что он – СВЯТОЙ и может ходатайствовать пред Престолом Всевышнего за нас. Но точно также может ходатайствовать и Николай Чудотворец, и Иоанн Предтеча, и другие. Мученик Трифон помогает при зубной боли, ибо слышит наши молитвы и милосердует о нас. Так же он бы помог и при путешествии, и при отыскании потерянного… Когда мы «загоняем» святых в рамки некоей «специализации», мы унижаем благодать, данную им. Все наши святыесвятые «широкого профиля».

http://pravoslavie.ru/64969.html

Икос: Священное пиршественное собрание/всем любящим праздновать предлагается в сей день,/предпразднства образы носящее:/рождество от Девы Господа сорокодневного, в трепет повергающее,/и старца досточтимого объятия,/и почитаемого страстотерпца память/– ведь ради Самого Христа скончался он победоносно,/как непобедимый. Песнь 7 Ирмос: Из Иудеи пришедшие юноши/в Вавилоне некогда/верою в Троицу попрали пламя печи, воспевая:/«Боже отцов наших, благословен Ты!» Припев: Святой мученик Трифон, моли Бога о нас. Венценосцем ты ликуешь/вместе с сонмами мучеников в веселии,/ибо победив обольщение словом истины, воспеваешь радостно:/«Боже отцов наших, благословен Ты!» Слава: Владыка всего мipa/Своими страданиями венчает мученика/и водворяет его в селениях небесных,/взывающего и возглашающего:/«Боже отцов наших, благословен Ты!» И ныне: Юного Младенца нося, Всенепорочная,/– прежде всех веков существующего Бога,/от Тебя воплощенного,/не прекращай молить о спасении поющих:/«Боже отцов наших, благословен Ты!» Песнь 8 Ирмос: Семикратно печь/Халдейский властитель/для чтущих Бога в неистовстве разжег;/но силой высшею спасенными их увидев,/к Творцу и Избавителю взывал:/«Отроки благословляйте, священники воспевайте,/люди превозносите во все века!» Припев: Святой мученик Трифон, моли Бога о нас. Даже до отсечения главы и опаления,/даже до пролития крови,/даже и до смертной кончины ты подвизался,/против греха сопротивляясь, мученик Христов;/ныне же, жизнь, во Христе сокровенную, стяжав, взываешь:/«Священники, благословляйте, люди, превозносите во все века!» На земле ты боролся,/против лукавого и богоборного обмана,/с сражался нечестивыми, жестоко принуждавшими;/на небесах же, Трифон, наслаждаешься, венец нося,/и со Ангелами (ликуешь), воспевая:/«Отроки благословляйте, священники воспевайте,/люди, превозносите Господа во веки!» Слава: Изобличил ты тиранов безбожие, всемудрый,/и демонское богоборчество потоками твоей крови угасил;/о Боге, Едином в Троице, достойно и чисто возвещая/и че ствуя Его, взывал:/«Отроки, благословляйте, священники, воспевайте,/люди, превозносите во все века!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Святому мученику Трифону за эти века молились тысячи людей, и сейчас многим известна его помощь. Мы можем со скепсисом относиться к спискам святых, помогающих в разных жизненных нуждах, но я знаю немало примеров, да и в моей жизни они тоже есть, когда мученик Трифон решал тот самый жилищный вопрос, который, как сказал писатель, испортил многих наших соотечественников; помогал в поиске работы, а также в других нуждах – как святой, как светлый ясный юноша, дивный пример угодника Божия. Таким образом, речь идет не о заполнении пустого дня – происходит вытеснение своего, родного, духовного, исконного; предательство своего доброго в угоду не поймешь чего. – 14 февраля Католическая Церковь празднует память раннехристианских святых Валентина Интерамнского и Валентина Римского, из скудных сведений о них известно, что это святые мученики, пострадавшие за веру. Откуда же взялась легенда о покровительстве влюбленным и, собственно, Валентинов день? – Католическая Церковь в лице своих иерархов неоднократно свидетельствовала, что не имеет никакого отношения к этому культу. Никогда в традициях западной католической церкви не было и не могло быть присвоения святому Валентину – епископу одного из итальянских городов и святому мученику – странной роли покровителя романтической влюбленности, а уж тем более беспорядочных сексуальных отношений. Святой мученик Трифон, икона      Можно за что-то другое критиковать наших братьев-католиков, но подобного рода эксплуатацией собственного святого они никогда не занимались. Никаких своеобычных обрядов в связи с этим у католиков нет. У них есть другие непривычные для нас традиции, связанные, скажем, с Франциском Ассизским, молитвами за животных. К этим обычаям можно по-разному относиться, но никакого, повторю, условно говоря, чина освящения Валентина у католиков не существует. Православная церковь также празднует память упомянутых святых, но в другой день. Что касается происхождения праздника влюбленных, то в учебниках по маркетингу так называемый День святого Валентина (а лучше о нем говорить без слова «святой») приводится как один из первых примеров успеха коммерческой рекламы. На Западе существовала большая пауза между распродажами – рождественскими и пасхальными и предпасхальными, и идея этого праздника была раскручена исключительно ради стимуляции торговли. Так зачем же слепо руководствоваться коммерческим культом и идеей распродаж в нашей жизни? Поощрять уже китайских производителей и торговые сети в их погоне за коммерческой выгодой?

http://pravoslavie.ru/110718.html

     День памяти Святого мученика Трифона – 14 февраля – совпадает с так называемым днем святого Валентина (всех влюбленных). О маркетинговых технологиях, противостоящих православной традиции, размышляет профессор Московской духовной академии, первый заместитель председателя Учебного комитета при Священном Синоде РПЦ, настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве митрофорный протоиерей Максим Козлов. – Отец Максим, сегодня даже в детских садах делают «валентинки». В чем, по вашему мнению, причина популярности этого «праздника»? – В советском прошлом было и нечто разумное, в частности, противостояние низкопоклонству перед Западом, которое в данном случае было бы уместно. В праздновании Валентинова дня нет ничего ни национального, ни религиозного, ни даже просто разумного. В Русской Православной Церкви этот день весьма и весьма насыщен: с одной стороны – канун праздника Сретения Господня, который, если говорить о новациях, объявлен еще и Днем православной молодежи. Но главное, 14 февраля – это день памяти святого мученика Трифона, очень почитаемого церковными людьми, по крайней мере в Москве. Я хорошо помню конец 70-х – 80-е гг. прошлого века, когда в этот день храм Знамения на Рижской, где находится чудотворная икона святого мученика Трифона, был местом паломничества всей православной Москвы – он не вмещал всех, кто собирался на богослужение. В этот день, как правило, литургию совершал приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Но и помимо 14 февраля, дважды в неделю, в храме служился молебен с акафистом мученику Трифону. На этом богослужении всегда было множество людей, приезжавших со своими нуждами. Они совершали если не подвиг, то определенное усилие – добирались со всех концов Москвы, отрывались от работы – с теплой верой в этого святого. Святой мученик Трифон      Причины такого почитания понятны: мученик Трифон воспринимается Русской Православной Церковью (начиная с чудесного явления сокольнику Трифону) как святой, помогающий в чрезвычайных жизненных обстоятельствах, когда уже нет никакой рациональной надежды на выход. Подобные чудеса эпохи царя Иоанна Грозного находили живой отклик в душе русского народа. В этой связи можно вспомнить и преподобномученика Корнилия Псково-Печерского, почитание которого тоже весьма распространилось в то время, и, конечно, святителя Филиппа.

http://pravoslavie.ru/110718.html

Через некоторое время Аквилин еще раз применил угрозы и уговоры, а затем, видя безуспешность своих усилий, подверг мученика новым истязаниям. Тело святого Трифона терзали железными крючьями, обжигали раны огнем, вбили в ноги железные гвозди и водили по городу. А когда мученика заставили идти вслед за конем, на котором епарх отправился на охоту, святой Трифон пел следующие стихи из псалмов пророка Давида: Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя... Стопы моя направи, Господи, по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие ( Пс. 16:5; 118:133 ). Повторял он часто и слова первомученика святого архидиакона Стефана: Господи, не вмени им греха сего ( Деян. 7:60 ). Господь укреплял Своего избранника, и он мужественно переносил все пытки. Во время мучений перед святым предстал Ангел с драгоценным венцом в руках. Увидев это, мучители испугались, но Аквилин еще более ожесточился. На следующий день он продолжил пытки, после которых приговорил мученика Трифона к усечению мечом. Перед смертью святой благодарил Бога, укреплявшего его в страданиях. Древнее Житие передает такие слова святого мученика к Богу: «...Приими в мире душу мою, всех же, иже мя, раба Твоего, воспоминати будут, и в память мою Святыя Жертвы принесут Тебе, услыши с высоты Святыни Твоея, и призри на них от Святаго Жилища Твоего, подая им изобильная и нетленная дарования, яко Един еси Благ и Щедрый Податель во веки веков». Святой отошел ко Господу прежде, чем была отсечена его честная глава. Тело мученика христиане хотели предать земле в городе Никее – месте его страданий. Но святой Трифон в видении велел перенести его тело на родину, в селение Кампсаду. Воля святого мученика была исполнена. Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем – в Рим. Большим почитанием пользуется святой мученик Трифон в Русской Православной Церкви. Существует предание, что при царе Иоанне Грозном (1533–1584) во время охоты улетел любимый царский кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу и пригрозил смертью за неисполнение приказа. Сокольник Трифон объехал окрестные леса, но безуспешно. На третий день, утомленный долгими поисками, он прилег отдохнуть, усердно попросив помощи у своего покровителя – святого мученика Трифона. Во сне он увидел юношу на белом коне, державшего на руке царского кречета. Этот юноша произнес: «Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься». Проснувшись, сокольник увидел неподалеку на сосне кречета, которого искал. Он тут же отвез его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Мученик Трифон – скорый помощник во всяких бедах и нуждах: он избавляет от внезапных бед и скорбей, исцеляет телесные и душевные недуги, защищает от нечистых духов, помогает обрести жилье и работу, найти пропавшие или украденные вещи, в налаживании отношений с близкими, усмирении обидчиков и недоброжелателей. Старец Иоанн (Крестьянкин) Старец Иоанн (Крестьянкин) благословлял своих духовных чад, испытывавших затруднения в поиске работы, молиться святому мученику Трифону. Они отправлялись к иконе святого в Знаменский храм с молитвенной просьбой о помощи и получали просимое. …Вновь и вновь и я приезжаю в Знаменский храм помолиться небесному покровителю нашей семьи. Молюсь и о упокоении бабушки Анны Васильевны Головкиной (1895, Москва – 1981, Москва), которая приезжала сюда в трагические 1930-е годы: всю семью, имевшую отнюдь не пролетарские корни, вымолила, спасла близких от арестов, ссылок, расстрелов; молюсь и о упокоении моих родителей. В конце ноября 1948 года мой отец Алексей Владимирович Головкин (1918, Москва – 1992, Ашхабад), известный в СССР историк-архивист, получил назначение в Ашхабад, разрушенный катастрофическим землетрясением, практически сметенный с лица земли в трагическую октябрьскую ночь, для спасения архивного фонда Туркменской ССР. И бабушка благословила тогда его маленьким деревянным образочком мученика Трифона. Такие изготавливали в иконописных мастерских до революции, и благочестивые русские люди всегда имели их при себе. В Москве у отца остались мать, больной брат, вернувшаяся с фронта сестра, квартира, которая сохранялась за ним на время двухлетней командировки. Но эта «командировка» затянулась на всю жизнь. Недаром, видимо, шутили московские друзья: «Попьешь ашхабадской воды, женишься на среднеазиатской девушке – останешься там!» Свадьба отца и мамы – известного ученого-языковеда Евгении Николаевны Ершовой (1924, Ташкент – 2017, Ашхабад) – состоялась 10 сентября 1949 года, когда Ашхабад еще лежал в развалинах. Родители познакомились в Ашхабадском педагогическом институте, где преподавали на историческом и филологическом факультетах. Маме, дочери коренного москвича из старой интеллигенции, которого судьба забросила в Среднюю Азию за четверть века до этого, приятно было встретить земляка. Туркмения стала малой родиной для меня и двух моих братьев. А мученик Трифон покровительствовал нашей семье и здесь.

http://ruskline.ru/opp/2020/02/14/svyato...

Если и можно кого бояться христианину, так это злых духов; но и они, без попущения Божия, не могут причинить ему и малейшего вреда. При том же и в нашей власти удалить от себя злых духов. Нам даны Богом надежные средства против диавола: это – молитва, пост и добродетельная жизнь. Ведь бесы имеют власть над людьми неверующими и порочными. Святой мученик Трифон (память его празднуется 1 февраля) в юном возрасте врачевал болезни и изгонял бесов. Римский император Гордиан, из дочери которого св. мученик изгнал беса, пожелал своими очами увидеть изгнанного беса. Св. Трифон повелел бесу, и все увидели его в виде черного пса с огненными глазами. Св. мученик спросил беса: «кто тебя послал в отроковицу?» Бес отвечал: «отец, начальник всякой злобы, сидящий во аде – «Кто тебе дал власть такую?» – спросил св. Трифон. Бес отвечал: «мы не имеем власти над теми, которые знают Бога и веруют в единородного Сына Божия, только, по попущению Божию, наносим им легкие искушения; а полную власть мы имеем над теми, которые не веруют в Бога, ходят в своих похотях и угодная нам творят; угодные же нам дела суть: идолопоклонство, хула, прелюбодеяние, зависть, убийство, гордость и пр. Эти люди опутываются грехами, как сетями; они – друзья наши, и одна их с нами участь ждет». Итак, если хочешь, христианин, не бояться злых духов, то проводи богоугодную и благочестивую жизнь. Что касается боязни покойников, то этот страх также неоснователен. Наша вера учит, что души отшедших от нас отцов и братий находят себе упокоение в местах, назначенных им от Бога, и вовсе не бродят по кладбищам или прежним жилищам. Правда, умершие люди живут особенною жизнью на том свете и могут, но воле Божией, являться к нам, грешным, на землю. Но что же страшного в том, если к нам явятся во сне наши близкие родные? Кроме отрады и утешения подобные явления ничего не доставят нам. Много примеров тому, как являлись не только святые, но и грешные люди живущим на земле для вразумления их и уверения в будущей жизни, и эти явления не возбуждали в людях такого суеверного страха, какой чувствуют многие из нас от каких-то мнимых привидений на кладбищах.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

— Впрочем, — вдруг пошел он на попятную, — не слушай меня! Мне самому цыганка нагадала когда-то, что я стану священником! — Тебе — священником? — засмеялась она. Засмеялась и я. Засмеялся и мой муж. Настолько это было странно, невероятно, невозможно. И теперь Анна, сама ставшая одной из сестер православного сестричества милосердия, напомнила нам об этом. — Да — да, — сказал она, когда мы уже подъезжали к храму, где должно было состояться отпевание, — вы сами рассказывали мне про цыганку! Ну что — вспомнили? — И она, хлопнув дверью, вышла из машины. «Да какая разница, — подумала я. — Говорила это ему цыганка или не говорила, а мой муж тогда все это придумал сам. Значит, какое-то тайное знание подсказало ему — невозможное, и он произнес: «Я стану священником!». И ведь слово — сбылось! Действительно же — он им стал. Трифонмученик О чудесной помощи Трифонамученика я слышала много историй. Но кое-что могла бы рассказать о ней и сама. Икона с частичкой его чудотворных мощей была у нас в храме Знамения Божией Матери, у метро Рижская, куда мы ходили с детьми много лет, пока не переехали на другой конец Москвы, и перед которой неизменно молились. Вообще мученик Трифон — греческий святой. Он прославился тем, что излечивал людей, изгонял бесов, совершал множество чудес и претерпел за свое исповедничество страшные мучения и смерть. В России же он стал особо почитаемым после того, как спас некоего Трифона, сокольничего царя Ивана Грозного. Сокольничий упустил любимого царского сокола и никак не мог его найти, за что ему грозил царский гнев и лютая смерть. И вот ему явился его святойТрифон, на плече которого сидел тот самый царский сокол… В акафисте мученику Трифону есть его слова о том, чтобы люди обращались к нему в своих скорбях и болезнях, и он тут же придет на помощь. И действительно, он сразу откликается на человеческую мольбу. Обычно ему молятся в случаях болезней, прося исцелений, часто просят его и том, чтобы он помог одинокому человеку найти себе добрую жену, а девице или одинокой женщине послал хорошего мужа. Но не уничижает он и тех, кто обращается к нему с земными проблемами.

http://azbyka.ru/fiction/nebesnyj-ogon-i...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010