День 31-й < июля 1847 г. > . Сегодня Святейший Синод, во исполнение объявленной ему обер-прокурором высочайшей воли, определил: 1. отправить в Иерусалим того же архимандрита Порфирия, который уже употреблен был для собрания сведений о состоянии Православной Церкви на Востоке, с тем чтобы он находился в Иерусалиме не в качестве русского настоятеля, но в качестве русского поклонника, снабженного дозволением и формальною рекомендациею от русского духовного начальства; 2. вместе с тем отправить так же в качестве поклонников одного иеромонаха и двух молодых людей, окончивших курс наук в средних или высших духовных учебных заведениях, которые имели бы познания в языках греческом и одном из новейших и отличались благонравием; 3. предписать (Новгородскому и Петербургскому) митрополиту Антонию снабдить архимандрита Порфирия рекомендательным письмом к Патриарху Иерусалимскому, в котором было бы изъяснено, что сей архимандрит, посетив восточные святыни, пожелал туда возвратиться и пробыть при Гробе Господнем несколько лет, на что Святейший Всероссийский Синод с удовольствием благословил его и воспользовался сим случаем, дабы отпустить с ним иеромонаха и двух набожных и любознательных духовных юношей, разделяющих сие богоугодное желание; вследствие чего архимандрит и его спутники рекомендуются покровительству Патриарха и Святогробской братии с просьбою облегчить временное их жительство в Иерусалиме, допускать их к совершению в Св. Гробе богослужения и вообще принять их сообразно тем чувствам взаимной любви, доверия и братства, какие всегда существовали между Российской и всеми Восточными Церквями; 4. предоставить митрополиту снабдить архимандрита Порфирия святым антиминсом, об изготовлении же необходимой для него ризницы и церковной утвари поручить хозяйственному управлению при Св. Синоде представить надлежащее соображение; 5. для определения круга действий сего архимандрита в Палестине соответственно цели его назначения дать ему, на основании Высочайше утвержденной записки, инструкцию; 6. на содержание архимандрита Порфирия и отправляемых с ним лиц, равно как и на потребности, сопряженные с их пребыванием в Иерусалиме, назначить семь тысяч рублей серебром в год, а на путевые издержки единовременно четыре тысячи пятьсот семьдесят восемь рублей, тридцать пять копеек серебром по особым расписаниям на счет духовного ведомства, именно же половину суммы на содержание, т. е. 3500 руб. сер., на счет типографского капитала, а половину суммы на путевые издержки, т. е. 2289 руб. сер., на счет суммы, определенной росписью государственных расходов для экстраординарных расходов по духовному ведомству, из количества 20000 руб. сер., об отпуске же другой половины из государственного казначейства предоставить Его Сиятельству г. обер-прокурору Св. Синода отнестись к г. государственному канцлеру по иностранным делам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Земли производится в церквах кружечный сбор, а в Хозяйственном Управлении при Св. Синоде принимаются пожертвования на нужды православия в Палестине. Наконец, не следует забывать, что патриархия получает доходы с многочисленных домов, принадлежащих ей в Иерусалиме, с монастырских келий, отдаваемых в наём или пожизненное владение православным поклонникам, с собственной типографии в Иерусалиме, от имущества умерших святогробских монахов и т. п. Из всех указанных источников патриархия получает громадные деньги, которые и расходуются ею на разнообразные нужды иерусалимского престола, как-то: на содержание патриарха, святогробского братства, патриаршей канцелярии и драгоманов, на пособие митрополитам и монастырям, на содержание метохов и служащих в имениях, на жалованье приходскому духовенству, выдачу пособий и милостыни бедным православным и больным, на содержание школ, больниц и на подарки турецким властям. В результате расходы патриархии иногда бывают больше её доходов, в бюджете её иногда образуется дефицит, вызывающий жалобы иерусалимских греков на бедность и нужду. Число епархий иерусалимского престола в течение XIX века было неодинаково. Так, в 1888 году их было тринадцать, за исключением патриаршей епархии, в 1879 – десять, а в конце века – пятнадцать, а именно: митрополии – петроаравийская, птолемаидская, филаделфийская, назаретская, тивериадская и вифлеемская, архиепископии – лиддская, севастийская, фаворская, иорданская, кириакопольская, пеллская, иерапольская, диокесарийская и неапольская. Впрочем, не все упомянутые кафедры бывают постоянно заняты, а с другой стороны, некоторые из них имеют титулярное значение. В первой половине XIX века епархиальные архиереи, за незначительным исключением, жили при патриархии и лишь изредка посещали свои паствы, как свидетельствует епископ Порфирий Успенский 56 . Причиной этого была крайняя бедность палестинских епархий, которые были совершенно не в состоянии содержать своего архиерея и его небольшой штат. Не получая от епархии никакого материального обеспечения, иерусалимские владыки кормились от патриархии и Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Прокопий занимал пост драгомана Иерусалимской патриархии и патриаршего наместника, постоянно был в гуще церковно-политической жизни. В условиях многолетнего отсутствия патриарха драгоман был одним из тех, кто возглавлял православную общину в Палестине и в этом качестве неоднократно подвергался репрессиям османских властей после начала Греческого восстания. Перу Прокопия Назианзина принадлежит поэма о пожаре храма Св. Гроба в 1808 г. и хроника «Попираемый Иерусалим», составленная в значительной степени по материалам «Истории» Досифея. Новаторским моментом у Прокопия была композиция летописи. Она начиналась с перечня иерусалимских патриархов до начала XIX в. Далее шло поочередное изложение борьбы за Св. места с католиками и армянами (с 1517 г. до второго десятилетия XIX в., при этом козням армян было уделено втрое больше места, чем проискам католиков). В заключение прилагался перевод 32 указов мусульманских властителей, начиная от легендарного ахтинамэ (указа) халифа Омара, о привилегиях православной церкви в Палестине (особенно полно были представлены фирманы Махмуда II). Судя по всему, сочинение Прокопия преследовало такие же прагматические цели, как и труд Парфения Афинянина, а именно, обогатить читателей-святогробцев опытом борьбы с «еретиками», дать им аргументы в спорах о принадлежности Св. мест. Если о событиях, происходивших до конца XVII века, Прокопий не сказал много нового, то XVIII столетие описано им полнее, чем у Максима Симского, и независимо от него. Автор, в частности, явно пользовался повествованием Парфения Афинянина. Изложение материала у Прокопия местами весьма эмоционально, тем более что он был непосредственным участником событий первых двух десятилетий XIX в. Иные сцены изображены им с позиции очевидца: «Хаджи-Халиль-эфенди, бросив на нас сердитый и свирепый взор и тряся головою и желая напугать нас, сказал так: вы хотите уничтожить повеление и приговор царя? На это мы ответили: Мы рабы и холопы на много лет здравствующего царя и не можем помышлять о подобной нелепости» 2108 Уже после смерти Прокопия библиотекарь и секретарь Святогробского братства Анфим Анхиальский († после 1851 г.) дописал продолжение хроники.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Во времена владычества мамелюков в Палестине православные " патриархи и епископы избирались здесь из туземных арабов. " Эти последние из опасения, чтобы греки, отличавшиеся всегда особенной юркостью, не завладели исключительно св. местами, воспользовались тем неблагоприятным положением, в котором находились греки перед падением и вскоре после падения Константинополя, поставили правилом, чтобы никто из греков не был посвящаем не только в патриархи, но и в епископы в Палестине. Действительно ли существовало такое строгое правило, неизвестно. Потому что приведенное известие проистекает из греческих источников, а греки имеют основание искажать истину в видах самооправдания в их собственном панэллинизме. Во всяком случае это известие свидетельствует, что было время, когда высшая иерархия в Палестине состояла из туземцев-арабов: это просто объясняется и тем обстоятельством, что мамелюки, вероятно, неблагосклонно смотрели на греков, которые напоминали им о враждебной исламу Византийской империи. Да, наконец, что может быть естественнее того явления, что у арабов была своя, а не чуждая им высшая иерархия? Но это столь естественное явление в течение изученного нами периода истории сменилось противоестественным: не только патриарх в Палестине (о чем мы уже говорили), но и вся высшая иерархия из арабской превратилась в греческую! Теперь спрашивается: как же это случилось? О первом же патриархе из греков, Германе, рассказывают, что он начал постепенно посвящать епископов в патриархате из греков; а так как его правление продолжалось долго, то со смертью последнего члена Иерусалимского синода из арабов, он постановил правило, чтобы и впредь не смели посвящать в местные епископы никого из арабов. Но если Герман и постановил такое правило, что весьма вероятно, то эллинизация высшего духовенства приведена к концу много позднее, в правление патриарха Паисия (с 1645 г.). О нем, Паисии, сообщают, что он назначал монахов в Иерусалиме исключительно из греков, отстранив совершенно местных чад Иерусалимской церкви, и таким образом создал неслыханную дотоле в Церкви систему ксенократии. В их руках находилось управление патриаршим престолом, из них избираются и рукополагаются архиереи, они же входят в состав синода. Этот патриарх создал так называемое греческое Святогробское братство. Паисий, как видим, упрочил и расширил план Германа и окончательно провел в практику принцип ксенократии. С тех пор и по настоящее время вся высшая иерархия в патриархате избирается из греков. Поставление новых архиереев долгое время оставалось или в руках патриарха, проживавшего в Константинополе, или же его наместника, который был облечен от него всяким полномочием по управлению патриархией. Что же касается Иерусалимского синода, то он был безгласен — и делал только то, что ему прикажут. Так продолжалось до времени, когда патриарх снова возвратился на жительство в Иерусалим; с этих пор патриарх волей-неволей стал совещаться с синодом, и значение последнего возросло.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

Здесь грязь страшная, дети сидят на старых овечьих шкурах, у кого таковые есть, а другие просто на полу. У некоторых детей есть Псалтирь или Октоих, но у большинства ничего нет. Учитель, житель этого же села, получал жалованье от патриарха по 60 пиастров в месяц и столько же собирал с учеников.    Духовных школ, назначенных быть рассадниками скольконибудь образованных пастырей Церкви, до последнего времени в Антиохийском патриархате не существовало. И лишь в 1885 г. возникло здесь Духовное училище; оно основано в Бейруте по личному почину и на собственные средства местным митрополитом Гавриилом (арабом). Еще при жизни патриарха Иерофея (1850—1885) духовенство и народ антиохийский неоднократно пытались склонить своего патриарха к учреждению хоть при одном из пяти немалодоходных (патриарших) ставропигиальных монастырей Духовной семинарии или Духовного училища для образования и подготовления местных священнослужителей, но несмотря на тогдашние значительные доходы Антиохийской патриархии из преклоненных румынских и бессарабских имений и на громадную сумму 75 тыс. турецких лир (около 750 тыс. руб.), которую получил патриарх Иерофей от турецкого правительства как вознаграждение за убытки, причиненные Антиохийской патриархии и православным храмам в Дамаске резней христиан магометанами в 1860 г., он, однако, постоянно отклонял под разными предлогами (и часто под предлогом скудных доходов своей патриархии!) указанное всеобщее желание своей паствы. Преемник его Герасим, желая задобрить антиохийскую паству, недовольную тем, что он вышел из чужаков, членов Святогробского братства, поднял с первого же года своего патриаршества дело об учреждении Духовной школы при патриархии в Дамаске; и с этой целью он не замедлил обратиться за помощью к разным учреждениям и благотворителям, местным и чужеземным. На собранные деньги был отремонтирован смежный с патриархией домик, и на этом дело остановилось. Одним из главных обещаний его преемника, Антиохийского патриарха Спиридона, было немедленное открытие вышеуказанной Духовной школы в Дамаске, но обещание это так и осталось обещанием.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

" В современном ее виде сугубая ектенья не до конца свою эту функцию исполняет, ибо на ней отразилась общая по отношению к богослужению тенденция фиксировать его. Так, например, за каждой Литургией мы молимся в одном из прошений ее - " о священниках, священномонахах и всем во Христе братстве нашем " . Прошение это пришло и укоренилось в Литургии из Иерусалима, есть местное прошение о членах Иерусалимского Святогробского Братства. Вполне уместное в Иерусалиме, оно непонятно для подавляющего большинства верующих в других местах. Но даже и при этой " фиксации " сугубая ектенья остается в какой-то мере - открытой: в нее и сейчас вставляются особые прошения - о болящих, путешествующих, празднующих то или иное семейное событие и т. д. Практику эту нужно объяснять и углублять. Ибо потому-то и отделились от Литургии, от общего дела, частные панихиды, молебны и стали частными требами, что ослабла в самом церковном сознании сопряженность общего и личного, что перестали мы саму Литургию воспринимать как одновременно космическое таинство спасения мipa и приношение Богу - " скорбей людей, плененных воздыханий, страданий убогих, нужд путешествующих, немощных скорбей, старых немощей, рыданий младенцев, обетов дев, молитв вдов и умиления сирот... " За " прилежным молением " произносится ектенья об оглашенных, читается относящаяся к ней молитва и совершается " отпуст " оглашенных. Оглашенными (по-гречески " катихумены " ) назывались в древности христиане, готовившиеся к крещению, которое в то время совершалось не как теперь - в любой день и притом как частная треба, - а в пасхальную ночь. Оглашение, то есть подготовка к крещению, как мы уже знаем, длилась иногда довольно долго - год или два, и состояла как в обучении новообращенных истинам веры, так и в постепенном введении их в литургическую жизнь Церкви. Потом, постепенно, институт оглашенных исчез, ибо крещение стало преимущественно совершаться над детьми, и теперешние молитвы об оглашенных звучат некоторым анахронизмом, и, что еще серьезнее, номинализмом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1909...

—180— в Иерусалиме, а также об изыскании источников, откуда бы можно было взять сумму, потребную на отправление сей миссии, на ежегодное содержание её, на устройство для неё ризницы и на прочие расходы. Так началось дело, – добавляет к сей выписке из официальных актов сам автор „Книги бытия“ – об учреждении оной миссии, по поводу моей записки о необходимости и пользе этого учреждения, представленной нашему посланнику Титову в Константинополе 6 января 1845 года“ 1652 . Но это дело, вследствие разного рода проволочек, тянулось очень долго, и только уже 31 июля того же 1847 года Святейший Синод, во исполнение объявленной ему обер-прокурором Высочайшей воли, определил: 1. Отправить в Иерусалим того же архимандрита Порфирия, который уже употреблён был для собрания сведений о состоянии православной Церкви на востоке, с тем, чтобы он находился в Иерусалиме не в качестве русского настоятеля, но в качестве русского поклонника, снабжённого дозволением и формальной рекомендацией от русского духовного начальства; 2. вместе с тем отправить, так же в качестве поклонников, одного иеромонаха и двух молодых людей, окончивших курс наук в средних или высших духовных учебных заведениях, которые имели бы познания в языках греческом и одном из новейших и отличались благонравием; 3. предписать (Новгородскому и Петербургскому) митрополиту Антонию снабдить архимандрита Порфирия рекомендательным письмом к патриарху Иерусалимскому, в котором было бы изъяснено, что сей архимандрит, посетив восточные святыни, пожелал туда возвратиться и пробыть при св. Гробе несколько лет, на что Святейший Всероссийский Синод с удовольствием благословил его и воспользовался сим случаем, дабы отпустить с ним иеромонаха и двух набожных и любознательных юношей, разделяющих сие богоугодное желание; вследствие чего архимандрит и его спутники рекомендуются покровительству патриарха и святогробской бра- —181— тии с просьбой облегчить временное их жительство в Иерусалиме, допускать их к совершению в св. Гробе богослужения и вообще принять их сообразно тем чувствам взаимной любви, доверия и братства, какие всегда существовали между Российской и всеми восточными церквами; 4.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С другой стороны, начальник Духовной Миссии оставлен без средств, без всякой поддержки и поставлен в такое зависимое положение, что все свои рапорты принужден присылать не иначе, как через консула. Все это произвело путаницу в отношениях и было причиной той борьбы, которая к крайнему соблазну православных и злорадству иноверных длится в Иерусалиме почти 20 лет. При таком ненормальном положении дел, где каждая безделица становится предлогом к трению, вздувается в вопрос, понятно, что мир будет лишь временным между нашими обоими представителями, и я думаю, что был в праве назвать его не более как временным перемирием, вызванным обоюдной боязнью за свои места. Между тем такая бесполезная трата энергии и сил нигде не представляется столь вредной, как в Святой земле, где соединенных единодушных усилий едва достаточно, чтоб поддерживать наше погибающее в оной влияние. На Ближнем Востоке наше коммерческое влияние не в состоянии бороться с английским, наше политическое – сильно подорвано Берлинским конгрессом, доказавшим, что Россия без позволения Европы действовать не может. Неужели нам самим наложить на себя руки и отказаться от последнего, религиозного влияния. В докладе моем 558 я подробно изложил угрожающее положение, занятое латинством и протестантством, возвращаться к ним не стану, но не могу не указать на безотрадное, и если быть плохим христианином, то скорее можно было бы сказать отчаянное положение Иерусалимского патриархата. Низложение покойного Кирилла имело растлевающее влияние на Святогробское братство 559 . До этого патриарх был действительным пастырем, назначавшим даже себе преемника. Низложение Кирилла указало братству на возможность делать и разделывать патриархов и посредством слабых патриархов заведовать всеми делами. Отсюда каждый послушник мечтает о патриаршем месте, я уже не говорю об архиереях и архимандритах, каждый интригует в свою голову, и так как для интриг необходимы деньги, то каждый позволенными и непозволенными путями старается их нажить, и главным средством для этого служат наши поклонники.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Вторая частица вынимается за здравие Царя или Короля и всего царствующего Дома. Иерусалимская практика тут несколько отличается, а именно тем, что на первую частицу священник говорит: " Помяни, Господи, Отца и Патриарха нашего " . На вторую частицу: " Помяни, Господи, братий наших архиереев, иереев, иеромонахов, иеродиаконов, монахов, монахинь, яже призвал еси " и т.д. Это объясняется тем, что в Палестине игуменом всех монастырей считается Иерусалимский Патриарх, а все архиереи и иереи и монахи входят в Святогробское братство, почему они и именуются " братиями нашими " . После поминовения этих " агиотафитов " иерей вынимает еще частицы со словами: " Помяни, Господи, всех благочестивых православных христиан, поклонников, эпитропов и паломников святого и живоносного Гроба и прости им всякое прегрешение вольное же и невольное " . Вместе с этим священник поминает и знаемых своих и родных живых, а прежде всех их того архиерея, который его рукополагал, если он, разумеется, еще жив. В противном случае он его поминает среди имен усопших на пятой просфоре. Тут же происходит и чтение записок о здравии или поминаний. Из пятой просфоры священник вынимает сначала одну общую частицу за упокой со словами: " О памяти и оставлении грехов святейших Патриархов, православных и благочестивых Царей и благочестивых Цариц, блаженных создателей святого храма (или святыя обители сия) сего " , — а потом, при поминании имен усопших, на каждое имя вынимает по одной частице, со словами " помяни, Господи " . Технически это производится, по русской практике, именно выниманием маленькой частички, а у греков — выструживанием копием по одной из сторон просфоры. Вторая практика предпочтительнее потому, что при большом количестве имен выструженные частицы не занимают столько места на дискосе, тогда как при вынимании их может быть столько, что они покроют всю поверхность дискоса и даже закроют сам Агнец. Иерусалимская формула заупокойного поминовения имен опять-таки более пространна, чем наша и венецианская.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

Постепенно нарастала напряженность в отношениях И. с арабской паствой. 20 июля 2002 г. И. уволил арабского архим. Феодосия (Ханну Аталлу) с должности проповедника Патриархии за антиизраильские высказывания. Обострение отношений с арм. Патриархом Иерусалима Торгомом II было вызвано его требованием участвовать в церемонии по случаю снисхождения благодатного огня в Великую субботу на равных с православным Патриархом, что спровоцировало столкновения накануне Пасхи 2004 и 2005 гг. В нояб. 2004 г. финансовый советник Патриархата Н. Пападимас скрылся с церковной кассой. В этом же месяце И. обратился за финансовой помощью к Правительству Греции. В нач. 2005 г. в греч. СМИ появились заявления о том, что избрание И. Патриархом было связано с закулисными махинациями и кампанией по очернению его конкурентов. И. были предъявлены обвинения в использовании для своего избрания услуг дельца А. Вавилиса, впосл. приговоренного к тюремному заключению за торговлю наркотиками. Вавилис утверждал, что он так и не получил обещанные ему за продвижение кандидатуры И. 400 тыс. долларов. Однако в греч. газ. «Элефтеротипия» были опубликованы счета, на к-рые из Иерусалимской Патриархии ему перечислялись значительные суммы. Кризис в Иерусалимском Патриархате начался в сер. марта 2005 г. в связи с оглаской сведений о незаконных сделках И. с церковной собственностью. Два отеля у Яффских ворот в старой части Иерусалима и земельные участки, на к-рых они расположены, были тайно переданы в долгосрочную аренду (99 лет с автоматическим возобновлением) группе радикально настроенных евр. предпринимателей. И. отрицал свое участие в этой сделке, обвинив своего представителя Н. Пападимаса в превышении полномочий при подписании за него бумаг. Недовольство араб. паствы привело к массовым выступлениям верующих против И. в дни Страстной недели. Архиереи Иерусалимской Церкви (кроме 2 чел.) отказались принимать участие в богослужениях с И. начиная с Недели ваий. 6 мая 2005 г. И. пытался созвать Синод, однако большинство его членов отказались участвовать в заседании под его председательством. 7 мая Синод Иерусалимской Православной Церкви (ИПЦ) собрался уже без участия И. В результате обсуждения И. был отстранен от исполнения своих обязанностей (12 членов из 18 проголосовали за низложение И.); для управления текущими делами Патриархии была образована комиссия из 3 чел. И. обвинялся в «безответственном распоряжении собственностью Патриархата», «разрушении синодальной системы церковного управления», расхищении церковных средств, невыплате жалованья духовенству и работникам Патриархии, а также в неэтичном поведении по отношению к членам Святогробского братства, вызванном психическим нездоровьем патриарха (Ορθοδοξα. 2005. Τ. 2. Σ. 267-268). Иордания и Палестинская автономия поддержали решение иерархов ИПЦ о смещении И. Патриарх и его сторонники были выдворены из здания Патриархии.

http://pravenc.ru/text/673995.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010