Господь назвал всех вас Своими детьми, повелел обращаться к Нему, как к своему родному и любящему нас Отцу, и Он никогда не оставит в любой нужде Свое дитя без Отеческой ласки, как не оставлял Своих пророков, апостолов, мучеников и всех Своих верных Ему детей. Утешайтесь, дорогие мои, и ободряйтесь на своем жизненном пути верой и надеждой! ЖМП 12 за 1952 г. Милосердие (свт. Николай Чудотворец) Слово, сказанное в день святителя Николая в Черкизовской Ильинской церкви г. Москвы Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Мф.5:7 . Какую великую награду обещает Господь . Иисус Христос милостивым? О какой святой добродетели говорит Спаситель в этих словах? Эта добродетель любви и милосердия во всей красоте и силе олицетворяется, дорогие мои, в том, кого мы сегодня своим верующим, благоговейным сердцем прославляем: в лице “питателя сирот”, утешителя скорбящих, предстателя и молитвенника обо всех, ищущих помощи Божией и милостей Божиих, — святителя и чудотворца Николая. В славе своей любви он сияет на небе церковном, и свет этой славы покрывает всю землю. Добродетель милосердия — высшая в ряду других. Кто исполняет заповедь Христову о любви и милосердии, тот исполняет весь христианский закон. Это не наше, человеческое, рассуждение. Это — учение слова Божия. Говорит святой апостол Павел: “Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. “…” И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы” ( 1Кор.13:1, 3 ). И какие чудные плоды приносит эта святейшая и величайшая добродетель, завещанная нам нашим Господом Спасителем! В течение всей своей земной жизни мы обращаемся ко Господу с просьбами и мольбами о прощении наших грехов. Мы хотим искупать наши согрешения, какие оплакиваем при раскаянии в них. Слово Божие указывает нам милостынями искупать свои грехи (см.: Дан.4:24 ; Прем.10:12 ; Ис.1:17-18 ). Видите, мои дорогие, делами милостыни, добродетелью милосердия, плодами любви мы можем искупить свои грехопадения, в которых каемся перед лицом нашего Небесного Отца. Какое это утешение для нашего грешного сердца!

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Интересно, что Иоанн Воин – святой, о котором крайне мало что известно. Но откуда такая способность помогать? Именно реальная, активная помощь, как у святителя Николая Чудотворца? В чем состоял тот самый подвиг святого Иоанна Воина, который привлек к нему столь обильную благодать?.. Мы этого не знаем. Но, может, один ключик к разгадке… Про Святителя Николая известно, что он при жизни очень любил людей. Не аскетическими, не иными подвигами он прославился, хотя это тоже изобильно было, но готовностью душу свою положить за людей. И про святого Иоанна доподлинно известно, что он принимал странников и убогих, на свои деньги лечил их, был им великим помощником и даже после смерти завещал похоронить его на безымянном кладбище для бродяг. Поистине, во всем разделить их жизнь, и даже смерть.   Традиционная икона святого мученика Иоанна Воина Икона св. Иоанна Воина из Дальних пещер Киево-Печерской Лавры. Удивительно, но на этом редком образе мы видим святого Иоанна в преклонных летах Не в этой ли любви секрет их духовного могущества? Не об этом ли говорит пророк: «С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом Небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея?.. О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» ( Мих. 6, 6-8 ). Нам, живущим в миру 1 , хорошо бы об этом почаще вспоминать. Рассказ прихожанки: — Дочка Дашенька, трех с половиной лет. Родители взяли ее на Всенощное бдение. Малышка устала и стала себя плохо вести. Мама провела работу: «Будешь плохо себя вести, больше на службу не возьмем…». Даша, в слезах, обещала больше так не делать. На следующее утро между мамой и дочерью состоялся такой диалог: «Мам, а я больше не буду себя плохо вести в храме, я буду молиться». – «Хорошо, милая, а о чем ты будешь молиться?» Подумав: «Чтобы поскорее домой пойти!»

http://azbyka.ru/parkhomenko/iz-dnevnika...

Чего нам не достаёт, чего ещё не имеем мы, попросим с верою у Господа. Итак, да будет с вами Воскресший Господь наш Иисус Христос утешением и радостью во вся дни живота вашего. Призываю на вас милость Божию и благословение. Недостойный Серафим Милость Божия буди с вами! Приветствую вас с праздником Святителя и Чудотворца Николая. Молитвенным заступлением и предстательством Святителя Николая да сохранит Господь вас и приумножит всякое благо и милость Свою. Вместе с приумножением внешних благ желаю вам и духовного возрастания и по Апостольскому слову, будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосердны, дружелюбны. Не воздавайте злом за зло, напротив, благословляйте, зная, что Вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. Этот Апостольский завет христианам да будет и моим пожеланием всем вам. Всегда помнящий вас на молитве, искренний благожелатель вашего спасения. Недостойный Серафим Милость Божия буди с вами! Мир вам и спасение от Господа. Многие о многом спрашивают, а ответ для всех один. Некий Великий старец рече: «Дети мои возлюбленные! Приветствую вас о Господе и молю Его сохранить Вас от всякого зла и дать Вам терпение, как Иову, благодать, как Иосифу, кротость, как Моисею, и мужество во брани, как Иисусу Навину; обладание помыслами, как Судиям, покорение врагов, как царям Давиду и Соломону, владение землёю, как израильтянам. И в примирение Его с вами, да подаст Он вам прощение грехов и здоровье телесное как расслабленному, да спасет он Вас от волнения, как Петра, да покроет Вас от всякого зла, как чад Своих искренних, и даст Вам прошение сердца Вашего к пользе душевной и телесной о жизни Его и Пречистой Матери Его. Аминь. За всё и всех преискренне благодарю о Христе Иисусе Господе, Который да благословит всех вас и помилует по великой Своей милости. Аминь». Глинская пустынь На день Сергия Радонежского Милость Божия буди с вами! Поздравляю всех вас с Крестопоклонной неделей и желаю всем вам провести остальное поприще поста в духе смирения, кротости и терпения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

23 октября 1914 года Николай Ярушевич был пострижен в монашество ректором академии епископом Анастасием (Александровым) - иерархом, оказавшим большое влияние на духовное развитие будущего митрополита. 24 октября Ярушевич уже рукоположен во иеродиакона, а 25-го - в сан иеромонаха. Вскоре он выехал на фронт - началась Первая мировая война. Ярушевич служил духовником-проповедником в санитарном поезде, а с ноября 1914-го - священником лейб-гвардии Финляндского полка. На фронте отец Николай тяжело заболел: у него развился ревматизм с осложнением на сердце. Впоследствии болезнь сказалась роковым образом... Ярушевич, отозванный с боевых позиций, возвратился к научно-педагогической работе в академии. С 19 августа 1915 года преподавал в Санкт-Петербургской духовной семинарии литургику, гомилетику, практическое руководство для пастырей, церковную археологию и немецкий язык. В декабре 1916 года он был назначен священником церкви Святителя и чудотворца Николая при Николаевской детской больнице. Грянула Октябрьская революция. О судьбах верующих людей нашей страны в целом и Николая Ярушевича в частности можно сказать словами Нового Завета: «Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (Откр., 2:13). Возможно ли было сохранить веру в Бога под игом воинствующего атеизма? Кому-то покажется, что нет. Но не зря великие философские русские умы считали русский народ «богоносцем», единственно сохранившим полноту сердечного постижения Христа. Именно на Русской земле сбылось предрекание Спасителя: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф.,7:18). История Русской церкви в ХХ веке ещё раз подтверждает эти слова. Несмотря на то что Троцкий и его последователи со знанием дела лепили из Церкви образ врага и сделали всё для её уничтожения, врата ада не одолели её. Невзирая на тревожные годы, Ярушевич не оставлял научных занятий: в 1917 году он защитил диссертацию «Церковный суд в России до издания Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 г.», став магистром богословия и удостоившись Макарьевской премии. Следом Ярушевич подготовил докторскую диссертацию на тему «О бессмертии души», но не успел её защитить. Рукопись погибла во время блокады Ленинг рада.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

7 Апреля. Поучение о всемогуществе слова Божиего Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово ( Лк.1:37 ) И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. Пока Бог не сказал, света не было. Да и не было никого знавшего, что такое свет, пока Бог не сказал и пока свет не возник. Точно также: когда Бог сказал, тогда возникли вода и суша, и свод звездный, и растения, и животные, а в конце и человек. Пока Бог не сказал, не было ничего из всего этого; и не было никого, кроме Бога, кто бы знал, что все это может существовать. Силой слова Своего Бог сотворил все, что сотворено на земле и на небе. Что Бог ни захочет, чтобы оно было, и скажет, чтобы оно было, это должно быть, и не может не быть, потому что слово Божие необоримо и созидательно. Сотворение света – великое чудо слова Божиего. Создав всю тварь, Бог опять-таки словом Своим установил порядок и способ существования всех тварей, поведения и отношения твари к твари. И эти порядок и способ, установленные Богом, – великое чудо слова Божиего. Между тем, есть порядок в существовании твари для нас, людей, видимый и постижимый, а есть порядок невидимый и непостижимый. В соответствии с этим невидимым и непостижимым порядком и способом существования, которые составляют тайну в Святой Троице, происходили и происходят такие явления, которые люди называют особыми чудесами. Одно из таких явлений – непорочное зачатие Господа Иисуса Христа в утробе Пресвятой Девы Марии. Это кажется несуразицей в видимом и постижимом порядке и способе существования, но это вовсе не так для невидимого и непостижимого порядка и способа. Это рождение воистину является великим чудом – пожалуй, наибольшим чудом, которое нам, смертным, открыто. Но и весь сотворенный мир – это чудо, и весь видимый и постижимый порядок и способ существования – это чудо; и каждое из этих чудес создано словом Божиим, то есть таким же образом, как и Господь был зачат в девичьей утробе. И то, и другое совершено силой слова Божиего. Поэтому дивный Гавриил и отвечал Пречистой на ее вопрос, который является вопросом для всех поколений: Как будет это?, отвечал ей: Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. О Господи Боже, Создателю наш, Бессмертный и Постоянный Чудотворче, вразуми наш разум, чтобы он более не сомневался, а верил, и вразуми наш язык, чтобы он более не спрашивал, а прославлял Тебя. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Ангелы обещались подождать, а святые Косма и Дамиан пошли ко всесильному Царю Христу Богу и умолили Его о приложении лет жизни преподобному Феодору, и скоро возвратились, имея посреди себя юношу, подобного ангелам, но гораздо светлейшего их. Этот юноша сказал ангелам: «оставьте Феодора в живых: о нем умолен общий всех Владыка и Царь славы». И тотчас святые ангелы с пресветлым тем юношею отошли на небо, а святые бессребреники Косма и Дамиан сказали Феодору: «встань, брат, и внимай себе и стаду своему, ибо благий и милостивый Владыка наш принял наши молитвы о тебе». Преподобный встал с одра, а святые бессребренники стали невидимы. (Чет. Мин. 22 апр.). Наконец, кто из нас не знает и не чтит св. Николая чудотворца, нашего усердного молитвенника и превеликого в бедах заступника? Сколько раз являлся он к просящим у него помощи то в сонном видении, то наяву. Вот, например, был какой случай. Один греческий воевода, по имени Петр, попал однажды в плен к сарацинам и заключен был в темницу. Здесь он роптал не столько на горькую участь свою, сколько на самого себя. «Был со мною, – говорил он, – подобный случай, и я просил св. Николая избавить меня от врагов, обещаясь принять в Риме иночество. Он исполнил мою просьбу: избавил меня от плена, а я, неблагодарный, забыл свое обещание, – и вот за это страдаю здесь. Но, угодниче Христов! Спаси меня, и я непременно исполню свое обещание». Святитель Николай явился ему во сне и сказал: «я услышал твою молитву, но Бог еще отлагает твое избавление. Впрочем, ты не унывай и не переставай молиться: толцыте, сказано, и отверзется вам». Спустя несколько временя, угодник Божий опять является ему и говорит: «я молил о тебе Бога, но не знаю, как Он благоволит. Впрочем, я укажу тебе достойнейшего молитвенника, это – Симеон Богоприимец. Проси его безпрестанно: он силен пред Богом и вместе с Пресвятою Богородицею и св. Иоанном Крестителем стоит ближе всех к престолу Божию». Наконец, он является ему уже наяву, и не один, а с праведным Симеоном, и оба говорят: «мужайся, Петр, и призывай Господа в скорби».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Великий угодник Божий прожил много лет в городе Мирах, сияя Божественною добротою, по слову Писания: «Как утренняя звезда среди облаков, как луна полная во днях, как солнце, сияющее над храмом Всевышнего, и как радуга, сияющая в величественных облаках, как цвет роз в весенние дни, как лилии при источниках вод, как ветвь ливана в летние дни» ( Сир. 50:6–8 ). Достигнув глубокой старости, святитель отдал долг человеческой природе и, после непродолжительной телесной болезни, добре скончал временное житие. С радостью и псалмопением он перешел в вечную блаженную жизнь, в сопровождении святых Ангелов и встреченный ликами святых. На его погребение собрались епископы Ликийской страны со всем клиром и иноками и бесчисленное множество народа из всех городов. Честное тело святителя с честью было положено в соборной церкви Мирской митрополии в шестой день декабря месяца 8182 . От святых мощей угодника Божия совершалось множество чудес. Ибо его мощи источали благовонное и целебное миро, которым помазывались больные и получали исцеление. По этой причине к его гробу притекали люди со всех концов земли, ища исцеления своим болезням и получая его. Ибо тем святым миром исцелялись не только телесные недуги, но и душевные, и были прогоняемы духи лукавые. Ибо святитель не только при своей жизни, но и по своем преставлении вооружался на бесов и побеждал их, как побеждает и ныне. Некоторые богобоязненные мужи, жившие при устье реки Танаиса, слыша о мироточивых и целебных мощах святителя Христова Николая, почивающих в Мирах Ликийских, задумали плыть туда морем на поклонение мощам. Но лукавый бес, некогда изгнанный святителем Николаем из капища Артемиды, видя, что корабль готовится плыть к сему великому отцу, и гневаясь на святителя за разрушение капища и за свое изгнание, замыслил воспрепятствовать этим мужам совершить намеченный путь и тем лишить их святыни. Он обратился в женщину, несущую сосуд, наполненный елеем, и сказал им: – Я желала бы принести сей сосуд ко гробу святителя, но очень боюсь морского путешествия, ибо опасно для слабой и страдающей болезнью желудка женщины плыть по морю. Посему умоляю вас, возьмите сей сосуд, принесите его ко гробу святого и вылейте елей в лампаду.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня мы празднуем память Святителя Николая Мирликийского, Чудотворца. Этот святой жил в IV веке, однако приобрел такую славу, которая, может быть, превосходит славу более древних великих святых и даже апостолов. В любые времена человек имеет возможность стяжать благодать не меньшую, чем та, какую приобрели великие святые, потому что одно дело — это избранничество на служение, например пророческое или апостольское, а иное — благодать, которая может быть дарована каждому христианину. Святитель Николаи стяжал благодать, возможно, такую же, какую имели величайшие святые — апостолы и пророки. Конечно, мы вправе только догадываться об этом, поскольку и сам апостол Павел сказал, что о духовном никто не может судить (см. 1 Кор.2:15), и, как люди малодуховные, мы не имеем подлинного разума, чтобы рассуждать, что составляло внутреннюю жизнь людей, духовно преуспевших, чем они жили. Евангелие, которое читается в день памяти Святителя Николая, — это отрывок из Нагорной проповеди в изложении апостола Луки. «Стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тир-ских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись» (ст. 17–18). Множество людей следовало за Спасителем, желая послушать Его проповедь или получить от Него исцеление. Были там и жители приморских — Тирских и Сидонских — мест, населенных в основном язычниками. И люди, как коротко говорится в Евангелии, «исцелялись», то есть получали желаемое. Господь явил им Свою силу — силу Всемогущего Бога, всегда пребывающего в полноте Своего могущества. Но Его Божеское совершенство, конечно, никогда не умалялось и не могло увеличиваться — в противном случае пришлось бы сделать вывод о том, что полнота совершенства не всегда присутствовала в Господе, ведь если совершенство увеличивается, значит, раньше оно не было совершенством. Являя перед народом Свою Божественную силу, Господь желал именно таким образом, чудесами, привлечь людей к самому важному — к исполнению Своих заповедей, жизни по закону духовному, а не по правилам человеческого здравого смысла.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Гордость и самомнение обличаются в Евангелие в притче о мытаре и фарисее ( Лк.18:9-14 ). Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, другой мытарь — сборщик пошлин. Фарисей принялся молиться так: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!». Далее Христос заключает, что мытарь пошел в свой дом оправданным более, чем фарисей. Хотя, возможно, грехи мытаря были серьезней, чем у фарисея. «Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий возвысится» ( Лк.18:14 ). Чтобы не увлечься тщеславными побуждениями, добрые дела рекомендуется совершать втайне и не ждать их признания и оценки окружающими. В некоторых европейских странах существует обычай на день памяти святого Николая, незадолго до праздника Рождества Христова, дарить друг другу подарки, причем делать это скрытно, как будто, пока все спят, Санта–Клаус сам кладет их в чулок или ботинок. Эта бытовая традиция связана с эпизодом из жития святителя Николая Чудотворца. Желая помочь бедному семейству, он ночами незаметно под покровом тьмы три раза подряд бросал им в окно по мешочку с золотом. Такой способ милостыни святой избрал потому, что хотел избежать благодарности, которая могла бы привести к тщеславию. «Пусть левая рука твоя не знает о том, что делает правая» ( Мф.6:3 ). Эти слова Христа призывают сразу же забывать сделанное кому-то добро, чтобы не превозноситься из-за него. Такое поведение всегда считалось идеальным для христиан, подвижники воспринимали праведное дело как пропащее, если о нем узнавали другие. В один из суровых восточных монастырей к преподобному Иосифу, великому постнику и подвижнику, пришел однажды некий священник со свитой. Монастыри часто посещаются паломниками, которые ищут у старцев-иноков уроков и наставлений. Евагрию хотелось лично увидеть подлинную монашескую жизнь, которую он мог бы взять в качестве примера для подражания. Путники были приняты очень радушно. Но каково же было разочарование Евагрия, когда в образе монастырской жизни он не увидел и тени строгого подвижничества. Богослужения были непродолжительными, рукоделия легкими, а трапеза совсем не говорила о постничестве. Стол был прост, но питателен и разнообразен: подали овощи, фрукты, даже вино.

http://azbyka.ru/katehizacija/desyat-zap...

Дарования молитв и помощи у святых различны, но действует чрез них один и тот же Св. Дух, раздавая им эти дарования, как Ему Самому угодно: «Дары различны, учит ап. Павел, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному дары чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному. разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно“ ( 1Кор. 12: 4–11 ). Словом, «каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе“ ( 1Кор. 7: 7 ). 15) Сектант: Святые – все монахи, а из простого народа их нет; очевидно, монахи сами возводят себя в святые. Объяснение православного: Не правда! Святые есть со всех сословий и состояний: есть цари и царицы – свв. Константин и Елена (21 мая), есть князья – свв. Владимир (15 июля), Александр Невский (30 авг.), есть воины – св. Георгий Победоносец (23 апр.), св. Иоанн Воин (30 июля), есть крестьяне – св. Иоанн Устюжский (28 мая), есть огородники – св. мученик Конон (5 марта), есть пастухи – муч. Власий (3 февр.) и т. п. Утверждать, что святые бывают только из монахов, могут только те, кто никогда не читал житий святых, или кто говорит это злонамеренно, «по дерзости своей“ ( Втор. 18: 22 ). Что касается причисления кого-либо из угодивших Богу к лику святых, то это зависит не от людей, а от Бога, Который при жизни и после смерти угодников Сам прославляет их великими чудесами и указывает ими Своей Церкви, кого Он избрал в число «друзей“ Своих, кого Он удостоил быть «первенцами Церкви, написанными на небесах“, и постоянными ходатаями за нас на небе пред престолом Божиим. 16) Сектант: Правоспавные особенно чтут св. Николая, а ведь он был человек жестокий, ибо известно, что он ударил Ария в лице. Объяснение православного: О необыкновенной доброте и «образе кротости“ св. Николая, о его помощи бедным и заступничестве пред сильными мира за слабых и невинно угнетенных знает весь христианский мир. Удар Арию нанесен был св. Николаем за дерзкую хулу еретика на Сына Божия. Вследсгвие ревности по Боге св. Николай не выдержал себя и ударил богохульника, за что и был лишен епископства, пока после покаяния святителя Сам Христос и Богоматерь не восстановили его в епископском достоинстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010