Еще он замечает: “Недоста­точно ведь еще ходить по плоти, но должно ходить по духу, потому что для нашего спасения нужно не только уклоняться от зла, но и делать добро. А это будет, если мы душу предадим духу, а плоть убедим познавать свое положение. Таким образом мы и ее сделаем духовною, равно как, если станем предаваться беспечности, сделаем душу плотскою”. См.: Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого Архиепископа Константинопольского Избранные творения. Беседы на Послание к Римлянам. М., 1994. С. 646–647. 95 Ср. толкование: “Он указывает на несравненное различие и превосходство духовных вод пред чувственными и земными в словах: всяк пияй от воды сея вжаждется паки, а наполнившийся, говорит, Моими водами уже не окажется подверженным жажде, но будет иметь в себе самом источник, могущий воспитывать к жизни вечной Должно знать опять, что водой здесь Спаситель называет благодать Святаго Духа, которой если кто соделается причастником, то будет иметь уже в себе самом постоянный источник Божественных научений, так что уже не будет ему нужды в наставлении от других, но сам будет в состоянии наставлять тех, у коих появится жажда Божественного и небесного учения, — каковы были в настоящей жизни и еще теперь живут на земле святые пророки, апостолы и наследники их служения”. — Творения святителя Кирилла Архиепископа Александрийского. Книга 2. М., 2001. С. 633–634. 96 Можно привести одно замечание Златоустого отца: «Но заметь мудрость Христа, как Он мало-помалу возводит жену Он не просто говорит: “Я дам тебе воду”; но сперва показывает недостаточность воды Иакова, а потом уже возвышает значение Своей воды, желая из свойств самих даров показать расстояние и разность между лицами дарующими и Свое превосходство пред Иаковом». — Иже во святых отца нашего Иоанна Архиепископа Константина града Златоустого Избранные творения. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. Кн. 1. М., 1993. С. 206. 97 Ср. толкование: “Вода живая — это Евангелие Царства Божия, проповедь, учение Мессии; кто слушает его, у того жажда духа прекращается: ибо слышание и принятие сего учения порождает веру во Христа, как Искупителя мира (Рим 10:14); эта вера и есть источник воды живой, неиссякаемой, текущей в жизнь вечную, ибо плоды таковой веры — вечная жизнь, вечное блаженство, удовлетворение всех истинных потребностей души навсегда в вечность дух человека не удовлетворяется ничем временным на пути своей жизни, привязывается к тому, другому, — все в конце концов оказывается суета; жажда чего-то мучит человека.

http://pravmir.ru/oglasheniya/

Но тогда же открылось не для одного Иоанна, что Севериан, Гевальский епископ, оставленный им в столице для управления делами; старался возбудить против него общее неудовольствие и происками вошел в милость у двора; с согласия императора, по Церковному суду, за беспорядки выгнали Севериана из столицы. Но императрица Евдоксия приняла живое участие в Севериане и стараюсь примирить с ним Златоустого. Златоустый с своей стороны искренно примирился 1070 ; а Севериан остался в душе тем же для Златоустого, чем был и прежде. Между тем жалобы на Эфесского епископа и особенно жалобы на его поборы производили худое впечатление и в Константинополе. Св. пастырь, предлагая константинопольской пастве толкование на послание к Филиппийцам, со всею любовью старался уврачевать язву, нанесенную пастве его эфесскими событиями. «Того, чтò надлежало бы делать по произволу как свободным, не делают. Не о всех говорю, а о тех, которые отказываются от пожертвований. Многие из здешних ниже иудеев». И сказав, как много иудеи жертвовали для своих священников, продолжал: «Те, которые строят домы, покупают поля, думают о себе, что ничего не имеют: а если священник оденется в одежду несколько светлую, или не терпит недостатка в пище, или имеет слугу, чтобы непринуждену быть заниматься неприличными вещами, считают это за богатство!.. Справедлив ли, ложно ли, говорят об них (о священниках), вы все делаете себе вред, что поносите их» 1071 . В марте 401 г. св. пастырю надлежало принять участие в деле св. Порфирия Газского: тот прибыл с просьбою о закрытии идольских храмов в Газе и обратился к Златоусту; св. пастырь говорил: «я не могу говорить теперь с императором: его вооружила на меня императрица из-за того, что обличил ее за наследие, похищенное ею». Последнее дело состояло в том, что Евдоксия, заставив умереть в ссылке вельможу Феогноста, не довольствовалась тем; она завладела его имениями и хотела отнять последнюю собственность у вдовы и детей. Вдова обратилась к отцу, так все называли Златоустого, и особенно бедняки; он еще прежде принял вдову и детей в дом бедных.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

480 «Слово на Евангелие от Луки», гл. 1. 481 Послание к Kлeдoh.I в “Творениях святых отцов”, том IV, стр. 197. 482 Послание к Евстафию и Амвросию. «Творения», том III, стр. 660. 483 Наегет Fab IV, с. 12.“Творения», том IV, стр. 245. Несмотря на богословские разногласия и даже впоследствии анафематствование Нестория, их личные отношения оставались дружескими. Следовательно, данный труд блаж.Феодорита нельзя упрекнуть в предвзятости или подтасовке. 484 Епископ Иоанн наиболее болезненно переживал еретическое уклонение своего друга и искренне всячески старался отвратить Нестория от погибельного пути. 485 Aqud. Harduin.Act. Concil. Том I, часть I, стр. 1329. 486 П.И. Рогозин. цит. изд. стр. 66. 487 Проповедь на книгу Иова. У Пасквале Вилари, цит. изд. том II, стр. 250. 488 Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого архиепископа константинопольского избранные творения. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. Изд. М. 1993 г. Том. II. Беседа LXXXV. стр. 576. 489 Творения святителя Игнатия. T.III-IV. стр. 416. 490 Августин. «О Деве», IV. 491 Ambros de instit. virgin с. 6. 492 Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого архиепископа константинопольского избранные творения. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. Изд. М. 1993 г. Том. II. Из творений отнесённых в издании Миня к разряду “Spuria”. Беседа “против еретиков, и о святой Богородице”. стр. 911. 493 Там же. стр. 912. 494 Иеромонах Иоанн (Максимович) . О догмате «непорочного зачатия» Пресвятой Богородицы. В книге «Папство и его борьба с Православием». М.1993 г. стр. 51. Эта же статья есть в книге «Православное почитание Божией Матери» СПб. 1992г. 495 Архиеп. Иоанн (Максимович).Цит. изд. стр. 55. 496 П.И. Рогозин. цит. изд. стр. 58. 497 П.И. Рогозин. цит. изд. стр. 58. 498 Невидимая брань старца Никодима Святогорца . М. изд. 2е 1892 г. стр. 59. 499 Творения святаго Исидора Пелусиота . Ч.1. М. 1859 г. стр. 39. 500 Мощи – останки умершего. Будь то тело, скелет с кожей или же просто кости. Во всех православных требниках «мощами» называется труп покойника.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

В-третьих, в будущей жизни животные (тварь) так или иначе будут восстановлены из состояния смертности и тления. В-четвертых, эта тварь будет участвовать вместе с человеком в вечных благах, хотя и не в той степени, что человек. Из всего этого следует важная мысль: животные – часть творения Божьего, которая в свое время (до грехопадения) была совершенной и вновь станет совершенной в будущей жизни. И именно поэтому тварь, после Самого Бога и ближнего, также достойна совершенной христианской любви и бережного отношения со стороны человека; такая любовь, духовно совершенствуя человека, станет одним из залогов его спасения. Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа константинопольского, в русском переводе. Беседы на книгу Бытие. СПб., 1998. Т. 4. Кн. 1. С. 78. Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа константинопольского, в русском переводе. Беседы на книгу Бытие. СПб., 1998. Т. 4. Кн. 1. С. 104. Толкование Посланий св. апостола Павла. По трудам свт. Феофана Затворника. С. Петербург, 1912. Русский хронограф. 2002. С. 366-367. Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого, архиепископа константинопольского, избранные творения. Беседы на Послание к Римлянам. Издательский отдел Московского Патриархата, Изд-во «Посад», 1994, С. 665-666. Апостол с толкованием блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. Одигитрия, Православное братство «Смоленской иконы Божией Матери», Смоленск, 2006. – С. 394-395. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. Общ-во любителей православной литературы. Изд-во им. Святителя Льва, папы Римского. Москва, 2009, С. 80. Преподобный Антоний Великий. Полное собрание творений. Краматорск, Изд-во «Тираж-51», 2013. - С. 182-183 Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. Общ-во любителей православной литературы. Изд-во им. Святителя Льва, папы Римского. Москва, 2009, С. 69-70. Комментарии ( 4): Андрей Кудрявцев, прот. 23 сентября 2017г. 09:55 Павел Вальдемарович , благодарю за интересную статью по глубоко интересующей меня теме. Если будет интересно, на затронутых Вами вопросах я остановился несколько подробнее. См.:

http://bogoslov.ru/article/5516091

Matth. II, PG 13, 832. 58 См., например, Евсевий Кесарийский. Hist. Eccl., III.4.7; Святитель Афанасий Великий. De incarn., 33 (О вочеловечении Бога Слова, рус. пер.: Святитель Афанасий Великий. Творения. Т. 1. М., 1994); Epist. Festal. 39 (Праздничные послания, Там же, Т. 3); Святитель Василий Великий. Regulae morales, 26 (Нравст­венные правила, рус. пер.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Т. 2. СПб., 1911); Святитель Григорий Нисский. Contra Eunomium (Против Евномия), III.5.8. 59 Слово II (рус. пер.: Святитель Григорий Богослов. Собрание творений. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994). 60 Беседы на Шестоднев (рус. пер.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Т. 1. СПб., 1911). 69 Беседы на книгу Бытия (рус. пер.: Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского избранные творения. М., 1993). 72 Беседы на Евангелие от Иоанна (рус. пер.: Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого… избранные творения). 83 Толкование на пророка Захарию. В другом месте Иероним говорит, что Святой Дух диктовал (dictavit) через апостола Павла (per Apostolum) содержание Послания к Римлянам (Epist. 120.10), однако здесь слово dictare скорее имеет значение “повторять” или “наставлять”. 85 Те же противопоставления “слов” (verba), “речей” (sermones), “букв” (litterae), “последовательности слов” (ordo verborum) и “смысла” (sensus, intelligentia) см. в Epist. 65.11; 106.29. 86 Пролог к Толкованию на пророка Наума. Ср. In Isaiam, prol. (Пролог к Толкованию на пророка Исайю), PL 24, 19–20; Epist. 41. 90 Enarrationes in Psalmos, LXII.1 (Беседы на Псалмы); Qaestiones in Heptateuchum, VII.49 (Вопросы на Семикнижие), PL 34, 815; De consensu Euang., I.35.54; ср. Святитель Григорий Великий. Moralia in Job, praef., 1–2 (Нравственные толкования на книгу Иова, предисловие), PL 75, 515–517. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей.

http://pravmir.ru/uchenie-o-bogoduhnoven...

Какую же патрологию мы находим в церковном календаре? Трое святых именуются Церковью Богословами, кому-то она дала имя Великий, другой именуется Чудотворец, один назван Учителем, а другой – Вселенским Учителем; другие получили имена Богоносец, Златоуст. Кому-то имя дано в зависимости от географического места проживания или епископского служения: Нисский, Римский, Неокесарийский, и т. д., а кому-то в зависимости от характера его церковного служения: Сладкопевец, Монах, Подвижник, Столпник. Даже «молчание» церковного календаря является для патролога ценнейшим свидетельством. Так, например, Месяцеслов «молчит» об Оригене и Клименте Александрийском ; это очень ценная методологическая подсказка для всех тех, кто изучает богословие александрийской школы. Далее, кого-то из Святых Отцов Церковь прославляет один раз в году, а кому-то составлено несколько служб. Например, празднование св. Иоанна Златоустог о Восточная Церковь совершает четырежды в году: 27 января (перенесение мощей), 30 января (Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого , Григория Богослова , и Иоанна Златоустог о), 14 сентября (преставление Иоанна Златоустого ), 13 ноября (день памяти святителя св. Иоанна, архиепископа Константинопольского) – феномен беспрецедентный! Наш Типикон разделяет все праздники по богослужебной торжественности на пять разрядов; всё это тоже сообщает важные сведения для всякого, кто хочет ответить на вопрос о том, как Православная Церковь осознала и оценила значимость того или иного Святого Отца. Необходимо только сделать соответствующие научные выводы и попытаться ясно и внятно ответить на вопросы: «Почему?». Почему св. Симеон именуется «Новым Богословом», в чём же новизна? В чём заключается величие таких Отцов, как св. Василий и св. Афанасий? Учёные западного типа будет искать ответ на эти вопросы в самых лучших критических изданиях; но где гарантия того, что такие исследователи правильно поймут идеи патристического автора? Такая методология и является главным источником сбоев и ошибок. Православные учёные, так сказать, византийского типа, обратятся прежде к церковном службам. Богослужение и только оно сообщает нам уникальную «модель понимания» того или иного Отца Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ch...

86 Благовещенский женский монастырь основан в г. Уфе в 1838 г. (община с 1826 г.). После Октябрьской революции обитель была закрыта. В постсоветское время монастырь был возрожден и переведен в г. Стерлитамак. 87 То есть нас Господь не наказывает, как бы надлежало по Его правде и по нашим грехам, а милует и прощает. – Авт. 89 Подворье Русской Православной Церкви во имя Трех святителей – Василия Великого , Иоанна Златоустог о и Григория Богослова – в Париже было основано в 1930 г. Это было сложное время, когда управляющий русскими православными приходами в Западной Европе митрополит Евлогий (Георгиевский) (см. о нем прим. 61), значительная часть духовенства и прихожан-эмигрантов перешли под юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Подворье было создано во многом благодаря усилиям митрополита Вениамина (Федченкова) , в то время епископа, который остался верен Московскому Патриархату. Трехсвятительское подворье было устроено в арендованном помещении гаража: храм (в подвале), монашеские келии, трапезная. Храм во имя Василия Великого , Иоанна Златоустог о и Григория Богослова освятили в 1931 г. В 1960-х гг. на этом месте был построен новый дом. Храм сейчас находится на первом этаже. Трехсвятительское подворье было и остается поныне духовным центром Русской Православной Церкви в Западной Европе. В настоящее время храм является кафедральным собором Корсунской епархии Московского Патриархата (объединяет приходы и монастыри на территории Италии, Испании, Португалии, Франции и Швейцарии). В соответствии с установлениями епископа Вениамина, в храме до сих пор ежедневно совершается полный круг богослужений. 90 Свт. Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, исповедник († 1925); память чтится 25 марта/7 апреля и 26 сентября/9 октября. 91 Митрополит Евлогий (в миру – Василий Семенович Георгиевский; 1868–1946) происходил из семьи сельского священника Тульской губернии. Окончил Московскую Духовную Академию. В 1895 г. пострижен в монашество архимандритом Антонием (Храповицким) , в том же году рукоположен во иеромонахи. Был инспектором Владимирской духовной семинарии, затем в сане архимандрита ректором Холмской духовной семинарии. В 1903 г. хиротонисан во епископа Люблинского. С 1914 г. – архиепископ Волынский и Житомирский. В 1918 г., находясь на Украине, арестовывался. В 1920 г. владыке вместе с некоторыми другими православными архиереями пришлось эмигрировать. Управлял русскими православными приходами в Западной Европе. С 1930 г. – митрополит. В 1931 г. перешел под юрисдикцию Константинопольского Патриархата. За год до смерти воссоединился с Московским Патриархатом.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Златоуста, и это духовное торжество людей всех званий и состояний, полов и возрастов православно-христианского народа, – населения столицы с царицей во главе при деятельном сочувствии государя? Как сие понимать надлежит! На эти вопросы, хотя не прямо, отвечает нам современный историк. Слава Св. Иоанна Златоустог о, Антиохийского пресвитера – проповедника, прошла далеко за пределы Антиохийской церкви, и Константинополь знал его прежде, чем он явился здесь архиепископом этой столицы. «Был в Антиохии, что при Оронте, некто пресвитер, по имени Иоанн; сын родителей благородных, прекрасный по жизни, сильный словом и убеждением» 932 , – говорит Созомен, начиная свой рассказ о правилах, образе жизни, обращении, мудрости и вступлении на кафедру Великого Иоанна Златоустог о. «Сильною убедительностью цвело слово Иоанна; он побеждал им даже тех, которые сами, подобно ему, могли говорить и убеждать», – прибавляет летописец 933 . Этим то восторгал он и народ, особенно когда распространялся в обличении согрешающих, с дерзновением негодовал на оскорбителей церкви, либо на обидчика, так, как бы сам терпел обиду. И так, сделавшись знаменитым между знающими чрез свои опыты, а между незнающими чрез молву, и по всей Римской империи прославившись словами и делами, он был признан достойным епископства над Константинопольскою церковью» 934 . Летописцы обыкновенно тогда пишут о славе лиц, отличавшихся какими-либо достоинствами слова или деятельности, когда эти лица делаются при жизни ли своей или после смерти лицами историческими, то есть, потом уже вспоминается прошлая жизнь и деятельность их и изыскиваются случаи и обстоятельства, подходящие к настоящему высокому положению данного лица, так что можно думать: не достигни человек этого положения, и его достоинства и его заслуги на низшей ступени деятельности остались бы в неизвестности. Но рассказ Созомена о Св. Иоанне Златоусте мы можем принять с полной уверенностью в его достоверности, потому что его подтверждает сам святой Златоуст, свидетельствуя о чрезвычайном расположении к нему народа Константинопольского на самых первых порах его святительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

И взем частицу из просфоры (внизу печати) полагает ее одесную Хлеба (Агнца), близ среды его, глаголя: «Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенны одеянна, преукрашенна». И прием третию просфору и, вынимая из нее частицу, глаголет: 1) «Честного славного пророка предтечи и крестителя Иоанна». И изъятую из просфоры первую частицу полагает о левую сторону Святого Хлеба, творя той начало первого чина. 2) «Святых славных пророков, Моисея» и проч. И взем частицу вторую, полагает ее доле первые благочинно. 3) «Святых славных и всехвальных апостол Петра и Павла и прочих всех святых апостолов». И так полагает третью частицу доле вторые, заканчивая первый чин. И затем глаголет: 4) «Иже о святых отец наших святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого» и проч. И взем четвертую частицу и полагает ее близ первые частицы, творя ею начало второго (среднего) ряда. Продолжая далее, глаголет: 5) «Святого апостола первомученика Стефана» и проч. Изъемлет пятую частицу и полагает ее доле первые в среднем ряде. И паки глаголет: 6) «Преподобных и Богоносных отец наших» и проч. И взем шестую частицу полагает ее доле вторые в среднем ряде, и глаголет: 7) «Святых и чудотворцев бессребреников, Космы и Дамиана», и проч. И взем седьмую частицу полагает ее верху, — творя ею начало третьего ряда. И глаголет: 8) «Святых и праведных Богоотец, Иоакима и Анну (и святого, имя рек, его-же есть день), и всех святых, их-же молитвами посети ны Боже». И полагает осьмую частицу доле первые в третьем ряде. И паки, глаголет: 9) «Иже во святых отца нашего Иоанна архиепископа Константинопольского Златоустого». (Если поется Литургия его). Если же поется Василия Великого Литургия, то того поминает, вынимая 9ю частицу. Итак взем девятую частицу, полагает ее в конце третьего чина (ряда) во исполнение (Метод, стр. 13). Девятичинная просфора обычно усвояется диакону, но нет оснований считать оную каким-то «материальным доходом» диакона особо (Ц.В., 1900 г., «Правилами церковными девятичинной просфоре, сравнительно с остальными просфорами, никакого особого значения не усваивается» (Ц.В., 1905 г.,

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

Тленное есть тело, и мертвенное есть тело; тело остается, потому что облекается: исчезают же смертность и тленность, когда оно облечется в бессмертие и нетление. Посему не сомневайся, как тело будет жить бесконечно, когда слышишь, что оно будет нетленно”. — Святого отца нашего Иоанна, Архиепископа Константинопольского, Златоустого, Беседы на Первое Послание святого апостола Павла к Коринфянам. Ч. II. СПб., 1858. С. 406. Подразумевается устройство шатра, большой палатки, шалаша и т. д. См. Деян 9:34. О силе и чудодейственности крестного знамения см. высказывание святителя Иоанна Златоуста. — Иже во святых отца нашего Иоанна Архиепископа Константина града Златоустого Избранные творения. Толкование на святого Матфея Евангелиста. Кн. 2. С. 559. Соответствует 22 ноября. Проблема впадения в грехи после таинства крещения была достаточно насущной в древней Церкви. Судя по “Пастырю Ермы”, среди древних христиан существовало течение “строгих”, считавших, что после этого таинства никакой грех недопустим, ибо даже искренним покаянием христианину нельзя добиться у Бога прощения грехов. Сам автор “Пастыря” придерживался более мягкой и “домостроительной” точки зрения на сей счет. См. Сидоров А. И . Курс патрологии. Возникновение церковной письменности. М., 1996. С. 126–127. Слова преподобного Феодора отражают общецерковный взгляд на эту проблему. Важно, что он подчеркивает верность “апостольской вере”, то есть Православию. Согласно толкованию Евфимия Зигабена, “истканное из козьих волосьев вретище было знаком покаяния, смирения и злострадания”. — Толковая Псалтырь Евфимия Зигабена (греческого философа и монаха). М., 1993. С. 174. “Дабы не подать повода к распрям всех уравнивает святым лобзанием потому что святое лобзание все умиротворяет и уравнивает”. — Блаженного Феофилакта Архиепископа Болгарского Толкование на Послание святого Апостола Павла. С. 102. Это место подтверждает тот общеизвестный факт, что, хотя преподобный Антоний и не знал лично преподобного Пахомия, между ним и пахомиевскими иноками существовали тесные и самые теплые отношения.

http://pravmir.ru/poslanie-ob-obraze-zhi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010