Очевиден вывод: будущему священнику не только для служения, но в первую очередь для старта в служении к опыту святых отцов и выдающихся православных пастырей необходимы дополнительные инструменты, чтобы для начала разобраться и помочь себе как минимум, а потом уже другим. Эти инструменты может дать в том числе психология. И не на уровне двухчасового факультатива в полугодие, а по возможности основы этой науки и практика, чтобы в том числе и с ее помощью, суметь «перевязать раны» себе и по необходимости оказать помощь своим товарищам по служению, которые остаются порой внутренне незащищенными и почему-то не вылеченными «святоотеческим опытом и посредством божественной благодати». Теперь вернемся к утверждению отца Вадима в его первоначальной статье, открывшей дискуссию: «Уверен, что мы не получим адекватно подготовленных священников». Возникает недоумение – а как же упование на Волю Божию, где же Промысел Божий? Святитель Филарет Дроздов только через несколько лет (!) позволил себе оценить значение духовно-учебной реформы 1808-1814 гг., в которой он непосредственно участвовал, ибо успешность ее определяется плодами во времени . Необходимость расширения курса психологии и ряда других добавленных предметов магистратуры (в этой статье не затрагиваемых) жизненно назрела, и если сейчас не принимать мер и оставаться в иллюзии, что в пастырстве все хорошо, то расцерковление людей будет уже необратимо, а что бывает после этого, мы хорошо знаем из уроков истории. Поэтому придется набраться решимости и сделать это. Как сказал известный французский писатель: «Чтобы открыть новые части света, нужно иметь смелость потерять из виду старые берега». Надеемся, что у отца Вадима и его единомышленников достаточно мудрости и добросердечия, дабы не поспособствовать «аборту», а позволить родиться еще не рожденному «ребенку» и судить его по плодам во времени . Вспомним замечательные слова Гамалиила: «И ныне говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деян. 5:38).

http://pravoslavie.ru/132239.html

3 . Не приемли имене Господа Бога твоего всуе. 4 . Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый суббота Господу Богу твоему. 5 . Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли. 6 . Не убий. 7 . Не прелюбы сотвори. 8 . Не укради. 9 . Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна. 10 . Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего ( Исх.20:2–17 ). Сии заповеди написаны были на двух скрижалях, или досках каменных, и положены в Кивот Завета, сделанный из драгоценного дерева и обитый золотом, а кивот сей положен был в Скинии, или подвижном храме Божием. В Скинии находился также Алтарь для курения фимиама, светильник и трапеза для предложения хлебов. Пред Скиниею был устроен жертвенник, на котором учреждено было приносить различные жертвы. Для служения в Скинии были избраны – первосвященник, священники и левиты, из племени Левия сына Иаковлева. Бог требовал повиновения своему закону и в то же время вновь обнадеживал евреев тем, что даст им землю Ханаанскую, обещанную Аврааму. Он также возобновил им обещание о Спасителе мира, под именем великого Пророка, Которого Моисей был только прообразованием. Моисей написал Закон Божий и обетования Божия в первых Священных книгах. Странствование в пустыне и вход в землю обетованную Евреи шли в землю Ханаанскую чрез пустыню Аравийскую. Чтобы они лучше могли утвердиться в вере в Бога, Он сотворил для них во время сего странствования многие чудеса. Ангел Божий шел пред ними, днем в облаке, а ночью в столпе огненном, и показывал им путь. Как у них не стало хлеба, то Бог питал их манною, которая по утрам сходила с неба. Однажды, когда они не находили воды, кроме горькой, Бог повелел Моисею положить в оную некоторое дерево, и она сделалась годной к употреблению. В другое время, когда они совсем не находили воды, Моисей, по повелению Божию, ударил посохом в каменную гору, и из нее потекла вода в таком множестве, что ее довольно было для шестисот тысяч евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Есть так называемый Лицевой Свод, включающий в себя библейское «Восьмикнижие» в очень древних иллюстрациях (XVI века). И там иллюстрируется, что когда Господь разговаривает с Адамом и Евой в раю, мы видим изображение Сына Божьего, Господа нашего Иисуса Христа («Ангела Лица Божия»). И во всех ответственных случаях, когда Господь собеседует с кем-либо, мы видим изображение Сына Божьего, Господа Иисуса Христа. Почему? Потому что второе лицо Святой Троицы – это Божественный Логос (Бого-Слово). Еще не было Боговоплощения, но Дух Христов, Божественный Логос, общался с людьми Почему Он называется Ангел Лица Божия? Потому что сказано в Евангелии от Иоанна: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1, 18). То есть в действительности кто выводил народ Божий из Израиля? Опять-таки Божественный Логос (Бог) вел их, второе лицо Святой Троицы. Поэтому и сказано в Новом Завете : Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках (Евр. 1, 1); и еще : исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них (в ветхозаветных пророках – О.С.) Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу (1 Пет. 1, 11). Еще не было Боговоплощения, но Дух Христов, Божественный Логос, общался с людьми. И вот Авраам говорит, что Елиезер не должен бояться: Господь пошлет ангела Своего пред ним, и он возьмет жену его сыну. если же не захочет женщина идти с тобою [в землю сию], ты будешь свободен от сей клятвы моей; только сына моего не возвращай туда (Быт. 24, 8). Авраам сам убежал из этого Ура Халдейского, он спасся из этой огненной печи. Святитель Филарет (Дроздов) пишет: «То есть не соглашайся на брачный договор, в котором будет сие условие. Авраам чуждается иноплеменных, но еще более чуждается отечества, потому что взят из него Богом» . – И мы должны трепетать того греховного «отечества», из которого вывел вас Господь рукою крепкою [и мышцею высокою] и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского (Втор. 7, 8). – Спас от дьявола-фараона и от соблазна «темных земель» Моава. Как мы и ранее вспоминали, что возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9, 62).

http://pravoslavie.ru/110108.html

Следует отметить, что существование нравственного закона у святителя иногда преобретает ярко выраженную космологическую окраску. Так, святой владыка напоминает, что сербский народ назвал Млечный Путь – Кумовой соломой. Святитель объясняет это так. В одном селе кум у кума украл солому. И хотя вора никто не схватил, по пути солома из охапки просыпалась и оставляла след. Это событие простой народ воздвиг на космическую высоту, сравнив огромное количество звезд с рассыпанной соломой. Но святитель в этой «народной догматике» 66 видит то, как простой народ понимает нравственный закон. Этот закон существует независимо от людей, и именно благодаря ему все тайное когда-нибудь станет явным, как грех кума 67 . Заметим, что учение о логосе, вложенном в естество твари, находится и в трудах других святых отцов. Так, преподобный Антоний Великий учит: «Как на листе в природе созданий читаю всегда Господне слово» 68 . «Бог от вечности видит и находит сообразыми с Своею премудростью и благостью Свои творения» 69 , – пишет святитель Филарет (Дроздов) . Это же учение можно встретить и в трудах святителей Григория Нисского 70 и Василия Великого . Последний, в частности, объясняя слова из 18 Псалма: «Небеса проповедуют славу Божию, о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их» ( Пс.18,2–5 ), говорит, что «небеса» и вся тварь «проповедуют славу Божию» тем, что следуют законам, установленным Творцом 71 . Интересно, что тема Логоса и логосов звучит и в трудах сербских богословов, которых можно назвать продолжателями духовного делания святителя Николая Сербского . Так, преподобный Иустин (Попович) учит: «Каждое живое существо неразрывно связано с первоисточником жизни, со Словом Божиим» 72 . В силу этого «каждая тварь, как логосное творение, непрестанно пишет Евангелие Слова – Господа Иисуса Христа. Его пишет каждый цветок, каждая травинка, кыждый мотылек, каждая птичка, а тем более человек – существо богоподобное, сообразное Христу» 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Это преимущество – видеть и слышать телесно и духовно Спасителя, и исповедать Его Христом и Сыном Божиим, даровано только ученикам Его. Что касается до нас, то мы видим Спасителя мира только очами духовными, но, между тем, гораздо яснее, нежели ветхозаветные праведники. Нам не нужно сожалеть, что мы не живём во времена апостолов; потому что в те времена гораздо труднее было признать Сыном Божиим и Самим Богом Того, Кто любил скрываться в народе и под смиренным кровом древоделя, нежели веровать в Него теперь вместе со всею вселенною, вместе с верою осмнадцати веков. Между тем, мы должны прилагать к себе слова Иисуса Христа: «блажени очи видящии, яже видите» ( Лук. 10, 23 ), потому что счастие христиан в том состоит, что они видят и слышат то, чего не видали и не слыхали столь многие языческие народы, не имеющие никакого понятия о религии Иисуса Христа, без которой нельзя спастись; и вместо того, чтобы запутывать свой разум в отыскании причин, почему Бог одних оставил во мраке заблуждения, а других извёл из него, постараемся лучше возбудить в себе чувства справедливой благодарности к Богу за то, что Он удостоил нас Своих даров, и помыслить об обязанностях, которые возлагает на нас то великое благодеяние, что мы призваны к вере. Иисус Христос в доме Марфы и Марии ( Лук. 10, 38–42 ) Марфа и Мария, сёстры Лазаря, жили со своим братом в Вифании, селении, находившемся близ Иерусалима. Божественный Спаситель неоднократно удостаивал Своего присутствия это семейство добродетельное и очень почтенное в той стране. Однажды Иисус Христос пришёл в Вифанию. Марфа приняла Его в дом свой. Тогда Мария, сестра её, сидя у ног Божественного Учителя, слушала слово Его. Между тем Марфа много заботилась об угощении, и, подойдя, сказала: Господи! Или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом: а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у ней. Назидательные размышления «Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе» ( Пс. 132,1 ), писал святый пророк Давид.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Есть искушения, в которых побуждения к вере и надежде, по-видимому, совершенно скрываются для души; в своем смятении, она спрашивает, где Господь: но никогда Господь не бывает так близок к ней, как в сии самые минуты и ни мало не медлит явить Себя ей. Душа в подобных испытаниях должна прибегать к Петру и Иоанну, т.е. к какому-нибудь мудрому и просвещённому руководителю, который бы снова вдохнул веру в неё и привёл туда, где она опять должна найти Иисуса Христа. Служители Церкви суть видимые Ангелы, коих Бог даровал нам, чтобы осушать наши слёзы и утешать наше внутреннее беспокойство. С доверенностью пойдём к ним; благодать соединена с их словами, и часто даже при одном нашем рассказе о наших страданиях, сделанном перед ними, возникает в нашей душе благодать утешения. Иисус, по Своей любви всегда готовый прощать, даже оставившим Его ученикам даёт имя братьев. Впрочем, душам любящим, которые остаются верными Ему до могилы, Он является прежде, чем другим. Они-то получают первые утешения. Умеряйте вашу радость, как бы она свята и законна ни была, из опасения, чтобы она не увлекла вас к некоторому легкомыслию. Равным образом и то, чтобы слишком тревожиться и впадать в крайнюю печаль, когда Бог лишает нас на время сладости Своих утешений, есть малодушие и недостаток упования на благость Господа, Который и в сие время не меньше свидетельствует Свою любовь и благоволение к нам, как и тогда, когда дарует нам утешения, потому что Он отнимает их только для того, чтобы побудить нас быть осторожнее и внимательнее к себе, и чтобы заставить нас воздавать Ему честь и славу, которые подобают Ему. Эта смена радости и печали гораздо полезнее для нас, чем то постоянное спокойствие, которого бы мы желали. Достоинство души не в том состоит, чтобы иметь более божественных утешений, но в том, чтобы покоряться воле Божией, утверждаться в искреннем смирении и более наполняться любовью к Богу и ближнему. Ученики шедшие в Еммаус ( Лук. 24 ) В самый день воскресения Спасителя, двое из учеников Его шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят (около десяти вёрст с половиною) от Иерусалима, называемое Эммаус, и разговаривали между собой о всех сих приключениях. И когда они разговаривали и рассуждали между собой, и сам Иисус, подойдя, пошёл с ними. Но очи их были удержаны, и они не узнали Его. Он сказал им: что это за происшествие, о котором вы идучи рассуждаете между собой, и от чего печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели ты один, будучи в Иерусалиме, не знаешь о случившемся в нём в сии дни? И сказал им: о чём?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Иисус Христос не отказывается от пиршества, которое было приготовлено единственно для Него. Истинное благочестие не отвергает некоторых невинных приличий, принятых в свете, но оно умеет освящать их употребление и находить в них предмет для добродетели. Мы имеем здесь перед глазами образец трапезы христианской; присутствие Иисуса Христа научает нас вкушать пищу перед очами Бога, Которого благодеющая Десница даёт нам её каждый день; дух любви, изображённый в лице Марфы, умеренность и самоумерщвление – представленные в лице Лазаря... Мы знаем, что Господь присутствует на наших алтарях, чтобы принимать наши обеты и поклонение в наших больницах, в темницах, в убежище бедного и несчастного, чтобы принимать там помощь и утешение; но приходим ли к Нему туда? Ах! Эта самая наша холодность и нерасположение к посещению сих мест должна наложить молчание на наше тщеславие и самолюбие; и между тем нет страсти, которая изобретала бы больше красот для прикрытия себя, как скупость и гордость. Торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим ( Матф.21 ) Божественный Спаситель, пробыв нескользко времени в Вифании у Лазаря, Им воскрешённого, предпринял обратный путь в Иерусалим. Когда Господь и ученики Его приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Масличной; тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: подите в селение, которое прямо пред вами; и тотчас найдите ослицу, привязанную и с нею ослёнка; отвязав, приведите ко Мне. И ежели кто скажет, что-нибудь вам, ответствуйте, что они надобны Господу; и тотчас отпустят их. Сие всё было, да исполнится реченное пророком, который говорит: скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроток, сидя на осле младом, рождённом от подъяремныя. ( Зах. 9,9 ). Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус, привели ослицу и ослёнка, покрыли их одеждами своими, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали одежды свои по дороге: а иные резали ветви с деревьев и бросали по дороге. Народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал, говоря: Осанна Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних! И когда вступил Он в Иерусалим, весь город пришел в волнение, говоря: кто это? Народ же говорил: это Иисус, Пророк, из Назарета Галилейского. Назидательные размышления

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Увы! Сколько людей, которые видят сучец в глазу брата своего, не примечая бревна в своих очах! Сколько есть таких, кои при всех своих разговорах, только для того отверзают уста свои, чтобы порицать поступки такого-то, разбирать поведение такой-то, но как скоро они умолкли бы, когда сказали бы им: кто из вас без греха, пусть первый бросит камень! Даже если бы человек и не был виновен в пороке, им порицаемом, то пред очами Божиими достаточно и того, что он не вполне невинен, чтобы привлечь на него то же осуждение, какому подверглись фарисеи; ибо они были свободны от порока прелюбодеяния, в котором обвиняли женщину, приведённую ими ко Христу; но их сердце было омрачено завистью и ненавистью, какую они питали к Нему. Если бы, прежде осуждения других, мы испытывали самих себя, то и к другим оказывали бы ту же снисходительность, в какой имеем нужду для нас самих; мы бы не осуждали, дабы не быть осуждёнными: были бы смиреннее при виде недостатков ближнего, ибо узнали бы, что от них не свободен никто, и что ежеминутно можно впадать в проступки несравненно значительнейшие. Блудный сын У одного человека было два сына. Младший из них сказал отцу своему: отец мой! Дай мне часть имения, которая должна мне достаться. И отец разделил им своё имение. Через несколько дней младший сын, собравши всё, отправился в дальнюю сторону, и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стороне, и он начал нуждаться. Тогда он пошёл и пристал к одному из жителей этой стороны; а тот послал его на свои поля пасти свиней: там он рад был наполнить чрево своё кормом, который ели свиньи, но и того никто не давал ему. Наконец, пришедши в себя, он сказал: сколько наемников в доме отца моего с избытком довольствуются хлебом, а я мру с голоду! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: родитель! Согрешил я против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим: прими меня, как одного из наемников твоих. Встал и пошёл к отцу своему. И когда ещё он был далеко, отец увидел его и сжалился над ним, и, побежав, бросился к нему на шею, и целовал его.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Некоторые учёные толкователи думают, что Св. Пётр, поражённый могуществом нашего Господа, и видя свою лодку, готовую потонуть, побоялся, чтобы Бог не попустил ему погибнуть за то, что такой грешник, как он, осмелился войти в одну лодку с Иисусом Христом, и не могши уйти сам, просил Господа удалиться. Но большая часть учителей думают, и это вероятнее, что сии слова Петра показывают глубокое уважение к Божественному Учителю и святой ужас при виде столь великого чуда. Так, справедливо, что глубокое смирение обыкновенно бывает следствием необыкновенных успехов людей истинно Апостольских. Они смотрят на себя только как на слабые орудия, приписывают Богу всю славу дел; и через то становятся избранными сосудами, способными к исполнению самых обширных намерений. Как скоро Иисус Христос объявил Петру и его сотрудникам, что Он избрал их для служения Евангельского, тотчас Он заставляет их оставить всё и следовать за Ним; ибо для того, чтобы успешнее приводить людей к Богу, и внушать им любовь к благам небесным, должно не только ничего не иметь, но и не быть привязанным ни к чему на земле. Жизнь христианина, и ещё более жизнь священника, – это жизнь самоотвержения, ожидающая награды только на небе и утешающаяся мыслию о надеждах бессмертных среди напастей, посеваемых духом злобы под ногами добродетельного человека. Исцеление в день субботний ( Ин. 5:2–40, 46, 47 ) По исцелении сына одного царедворца в Капернауме, Иисус пришёл в Иерусалим на праздник иудейский: есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды. Ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду; и кто первый входил в оную по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был некоторый человек, находившийся в болезни в тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего, и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: (хочу) Господи, но человека не имею, который бы опустил меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Искушение Иисуса Христа в Пустыне . ( Матф. 4 ; Марк.1 ; Лк. 4 ) Приняв крещение от Иоанна Крестителя, Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен Духом в пустыню, для искушения от диавола. И постившись сорок дней и сорок ночей, живши со зверями, напоследок взалкал. Он показал в Себе эту человеческую немощь, дабы дать диаволу смелость искусить Его; диавол, действительно, принял это алкание за удобный случай или соблазнить Иисуса, или, по крайней мере, открыть кто Он. Тогда приступил к Нему искуситель и сказал: если ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Но Он сказал в ответ: в Писании сказано: не хлебом единым живёт человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих ( Втор.8, 3 ). Потом берёт Его диавол во святой град и поставляет Его на кровле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо в Писании сказано: Ангелам своим заповесть о Тебе (сохранить Тебя), и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею ( Псал. 90, 11–12 ). Иисус сказал ему: в Писании сказано также: не искушай Господа Бога твоего ( Втор. 6, 16 ). Опять берёт Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства и славу их; и говорит Ему: всё сие дам Тебе, ежели падши поклонишися мне. Тогда говорит ему Иисус: отойди от Меня сатана; ибо в Писании сказано: Господу Богу твоему покланяйся и служи Ему единому ( Втор. 6, 13 ). После сих искушений диавол скрылся до времени страданий Иисуса Христа, когда он мучениями искушал Того, Кого не мог победить ни чувственностью, ни властолюбием, ни тщеславием. Тогда пришли к Иисусу Ангелы и служили Ему. Назидательные размышления Неверующие, которые иногда принимают на себя вид благочестивой ревности, соблазняются тем, что Спаситель попустил диаволу искушать Его; это значит, говорят они, в своей притворной ревности, дать врагу спасения власть, оскорбительную для достоинства Сына Божия. Отцы Церкви давно уже на эти возражения, подновляемые ныне, ответствовали так: Спасителю мира так же приличествовало быть искушаемым, как и быть облечённым немощами человеческого естества, или терпеть поругания от иудеев и быть распяту ими.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010