Состоялось очередное заседание Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, затворника Вышенского 18 февраля 2011 г. 18:17 16 февраля 2011 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви состоялось заседание Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, затворника Вышенского. Заседание возглавил председатель Научно-редакционного совета, председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент . В мероприятии приняли участие: На заседании присутствовали эксперты Совета и почетные гости: С приветственным словом к участникам заседания обратился митрополит Калужский и Боровский Климент, который рассказал о достигнутых за прошедшие месяцы результатах работы над изданием. По его словам, одним из главных достижений стала подготовка текстов I и II томов серии первого издания — в восстановленной авторской редакции святителя Феофана. Митрополит Климент подробно остановился на описании структуры этих томов, подчеркнув при этом важность тщательного научного подхода к публикации творений святителя, без искажений и адаптаций, с сохранением языкового строя, являющегося для него характерным. Также митрополит Климент зачитал информационное письмо заместителя министра иностранных дел РФ В.Г. Титова, в котором содержится развернутое сообщение о начале архивных разысканий по теме «Святитель Феофан Затворник и его духовное наследие», проводящихся сотрудниками Полномочного представительства Российской Федерации в Турецкой Республике в архиве Константинопольского Патриархата и Государственном Османском архиве Турции. Выступление заместителя председателя Научно-редакционного совета игумена Евфимия (Моисеева) было посвящено целому ряду вопросов: оценке итогов прошедшей 26 января 2011 года конференции XIX Международных Рождественских образовательных чтений, посвященной святителю Феофану Затворнику и его духовному наследию; итогам работы Научно-редакционного совета в январе-феврале 2011 года; ходу работы над подготовкой научного издания Полного собрания творений святителя Феофана Затворника в рабочих группах Совета; формированию группы богословского комментария к полному собранию творений святителя; изложению концепции специального сайта, посвященного этому изданию.

http://patriarchia.ru/db/text/1412059.ht...

По-видимому скромную должность занял иеромонах Феофан, будучи назначен ректором Киевософийских училищ, 2 сравнительно со своими товарищами – Михаилом (Монастыревым) и Макарием (Булгаковым) , – но и на этой должности показал себя человеком, обещающим многое, тем более, что он находился под руководством преосвящ. Иеремии, и на это новое училище обращал особенное внимание киевский митр. Филарет, как видно это из его письма из СПБ. к Иеремии, викарию своему: «О ректоре Софийского училища (Феофане), вероятно, уже получено предписание. Покорнейше прошу вас особенно обратить внимание на сие новое училище и о всех нуждах его мне сообщать ваши мысли». И преосв. Иеремия, знавший и полюбивший о. Феофана еще с академии, не оставлял его своим отеческим руководством в первом опыте его самостоятельной деятельности и на поприще учебно-воспитательном, административном, хозяйственном. Советы его несомненно весьма важны, ибо Иеремия до поступления в Киевскую академию, некоторое время сам служил в Лив. дух. училище учителем и имел в этом деле практическую опытность. – Иером. Феофан, как ректор училища, постоянно в нем находился и весьма часто бывал в классах, направляя обучение детей к умственному развитию, причем более обращал внимание на понимание, чем на приобретение познаний одною памятью. С другой стороны, рекомендовал учителям прибегать чаще, насколько возможно, к наглядности, в чем сам первый показывал пример, образцово преподавал латинский язык, который, нужно заметить, знал в совершенстве. Живя на покое, преосвящ. Феофан говорил, что в дорогу для справок он всегда брал латинскую библию небольшого формата. О знании греческого языка и говорить нечего, и тогда иеромонах Феофан имел обширныя познания. Положительно известно, что Феофан хорошо понимал математическия науки и занимался естественными науками, потому основательно знал арифметику и географию и свободно мог чертить географическия карты. Таким образом, новый начальник был хороший руководитель учебного дела в училище и тем приносил большую пользу и учителям и воспитанникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Воодушевленный ревностию о спасении пасомых, епископ Феофан побуждал приходских священников проповедывать слово Божие, но особенно старался расположить к сему будущих пастырей Церкви. Нередко посещая семинарию, владыка внушал воспитанникам с любовью и старанием заниматься изучением слова Божия и творений св. отцов, в Тамбовских Еп. Ведомостях поместил свое исследование: как составить проповедь , в котором с особенною тщательностию раскрыл вопрос об источниках проповедывания, в числе коих первое место должны занимать слово Божие, писания св. мужей и Богослужебныя книги. Что касается до образования семинарских юношей, то преосвященный Феофан был того мнения, что христианское воспитание должно занимать самое видное место, для чего воспитанникам семинарии и училищ нужно дать монастырскую обстановку и даже носить подрясники. Хотя при практическом применении представляются трудности и неудобства, но владыка искренне держался этого воззрения, по крайней мере, своего племянника, обучавшагося у него в доме училищным предметам, водил в подрясниках и скуфье. Вообще Феофан прилагал большое попечение о развитии религиозности и церковности в духовных заведениях, о чем немало заботится духовное начальство в наши дни. Но этим не ограничивалась просветительная деятельность пастыря Тамбовской Церкви. Епископ Феофан в туж пору, как последовало предложение Св. Синода об издании в епархиях Русской Церкви местного органа, стал издавать Тамб. Епарх. Ведомости, сам составил программу и дал вид более литературного, чем оффициального журнала. Кроме того, в Ведомостях он принимал самое деятельное участие и на первых порах большую часть статей составлял сам, возбуждал и подведомых священников к самодеятельности, почему наряду со статьями преподавателей семинарии, при которой издавались Епарх. Вндомости, встречается много статей и священников градских и сельских церквей. Таким образом, трудились все, начиная с епископа и кончая священниками, находящимися в отдаленных от Тамбова весях. Так и должно быть по самой идее местного органа, и нельзя не видеть в этом мудрости и благоразумия руководителя, каким являлся епископ Феофан. Чтобы определить вполне заслуги пастыря с этой стороны, посмотрим на содержание Тамб. Епарх. Ведомостей, ибо мы имели возможность читать их за все время епископства Феофана в Тамбове.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Перед тем как начать изложение данной темы, Вышенский затворник рассуждает о возможности наблюдения за душой. С одной стороны, человек, который находится во власти греха, не может осуществлять постоянное наблюдение за своей душой и тем самым не улавливает её деятельность. Но, с другой стороны, как говорит святитель Феофан, «кто Божественной благодатью воцарен внутри себя, тот держит своё внутреннее в своей власти, а потому видит, куда что направляется». 398 Поэтому тот, кто стяжает благодать Святого Духа, может совершенствоваться в своём самопознании. При этом важно понимать, что постороннему человеку невозможно осуществить познание чужой души. Вышенский затворник прямо говорит, что «это сделать практически невозможно». 399 Таким образом, от каждого человека зависит то, насколько глубоко он сможет познать свою душу. 400 Стоит отметить, что благодатное соединение с Богом не уничтожает самостоятельность души 3. Хотя она и при касается неким особым образом к Богу и проникается Его силой, но от этого не перестаёт быть душою, т. е. «существом разумно свободным, подобно тому, как раскалённое железо или уголь, проникаясь огнём, не перестают быть железом и углём». 401 Душа, находящаяся между телом и духом 402 – как высшей части души человека, есть действительная, живая, духовная сила. 403 Под духом святитель Феофан понимает ту высшую силу души, которую вдунул Бог в лицо человека при его сотворении. 404 Из земли вышла душа всех земных существ и душа человека, схожая в низших своих проявлениях с душой животных, возвышена духом «над всякою не человеческою душою». 405 Поэтому внутри себя мы замечаем то, что есть у животных, и то, что свойственно душе человека, а высшей степени духу. 406 Кроме этого, дух несравненно выше души человека, 407 её качеств и свойств. Если душа направлена на устройство временного, земного быта, её чувства и состояния держатся на видимом, то высшие области это предмет духа, который может передавать душе знания о небесном. 408 Также дух это орган богообщения, «это сила Бога сознающая, Бога ищущая и Богом живущая».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Итак, святитель Феофан Затворник осуждает не само богатство, а неразумную привязанность к нему: «Обладание житейскими благами, их приобретение и хранение неизбежны в жизни сей. Не против сего и говорит Господь, а против пристрастия к сим благам, против неустанной заботы только о том, как бы побольше нажить и поутешнее пожить здесь… Владей всем и управляй, но как чужим, на время тебе вверенным для благоупотребления, по намерению дарователя, с предлежащею в том отчетностью. Чрез это окажешься ты не менее «сынов века» (Лк. 16, 8) мудрым; чрез это стяжешь себе друзей вечных и вечные кровы; чрез это докажешь ты верность в малом, ненадежном, преходящим, чужом и удостоишься получить великое, истинно свое; чрез это только засвидетельствуешь, что ты работаешь Богу, а не мамоне» . Анализируя проблему духовно-нравственного воспитания по трудам Феофана Затворника, Анна Хохлова подмечает, что для святителя фундаментальной категорией, определяющей состояние человека, является понятие духа . При этом важнейшими проявлениями духа , по Феофану, является страх Божий, совесть и «жажда Бога» . В сочинении «Разрешение недоумений при чтении притчи о неправедном приставнике…» Вышенский затворник обращается к слову дух 17 раз. Он пишет о «силе духа покаянного» у Закхея, о благодатном духе у «рожденных свыше» (2 Кор. 1, 22, 5:5, Еф. 1, 14) и, напротив, о том, что «сыны века сего» живут без Бога и духа (Еф. 2:12), действуют в духе хитрости как преданные « духу мира». «Жизнь в духе» святитель Феофан приравнивает жизни по заповедям Божиим . Единство терминологии показывает, что в различных сочинениях святитель Феофан преследует одну и ту же цель: пользуясь излюбленным им экзегетическим методом, истолковывая тексты из Св. Писания словами святых отцов, он стремится произвести на свет актуальные для своей эпохи духовно-нравственные выводы. Толкование Феофана Затворника на притчу о неверном управителе (Лк. 16:1-13) оказало и продолжает оказывать влияние на русскую православную экзегетическую традицию . Сравнивая толкование святителя с иностранными комментариями ХХ века, можно заметить, что Феофан (Говоров), как и Клайн Снодграсс, в первую очередь обращает внимание на место притчи в контексте Евангелия от Луки. Он критически относится к аллегорическому методу и предостерегает своих коллег от попытки выйти за границы евангельского текста, пытаться приписывать тексту то, о чем он не говорит. Но в отличие от Снодграсса и других иностранных экзегетов, святителя интересует не столько восстановление деталей, связанных с культурным контекстом жизни евреев в I веке, сколько применение в жизни той ключевой идеи, вокруг которой строится притчевый рассказ.

http://bogoslov.ru/article/6177836

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава третья. Преподавательская деятельность. Принятие монашества В биографии Владыки Феофана, составленной Архиепископом Аверкием (Высокопреосвященный Феофан, Архиепископ Полтавский и Переяславский. К столетию со дня рождения: 1872–1972гг. Джорданвилль, 1974г.), есть некоторая неточность. Там указывается, что Архиепископ Феофан родился 1-го января 1872 года. Эта дата ошибочна. Да и сам биограф не уверен в ней. В другой работе Архиепископ Аверкий указывает иной год рождения Архиепископа Феофана, а именно, 1873 год. Но и обе эти даты ошибочны. В данном случае несомненной нужно считать ту дату, которую сообщает сам Архиепископ Феофан. А это прежде всего свидетельство официального документа, нансеновского паспорта, по которому он жил за границей. В его нансеновском паспорте, выданном в Софии, стояла дата рождения: 31 декабря 1874 года (по старому стилю). Переехав во Францию и переменив нансеновский паспорт на новый, выданный в Париже, Архиепископ Феофан снова указывает прежнюю дату своего рождения. Эту же дату подтверждает и мэрия Лимерэ-Амбуаз (Франция), где похоронен Архиепископ Феофан. Кроме того, на его гранитном надгробии стоят годы его жизни: 1874–1940. Помимо этого, сам Архиепископ как-то упоминал, что он окончил духовную семинарию в семнадцать (неполных) лет, перешагнув через три класса, о чем было уже сказано прежде. Как известно, он поступил в С.-Петербургскую Духовную Академию в 1891 году, а окончил ее в 1895, на двадцать первом году жизни. Так Владыка Архиепископ и говорил: «В год моего окончания Академии, в возрасте двадцати одного года (в это время ему было 20 лет и 8 месяцев), я начал преподавать в той же самой Академии... » В 1896 году Василий Димитриевич назначается доцентом С.-Петербургской Духовной Академии по кафедре библейской истории и принимает монашество с именем Феофан, в честь преподобного отца нашего Феофана Исповедника , Епископа Сигрианского, и в благоговейную память Преосвященного Феофана, затворника Вышенского . В том же году он полагается в сан иеродиакона и иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Согласно взглядам крупнейшего представителя западной патристики, предопределенные, в силу всемогущего Божественного желания, уже не могут лишиться спасения: «в системе блаженного Августина… предопределенные ко спасению могут совращаться с пути и проводить дурную жизнь, но благодать может всегда направить их на путь спасения. Они не могут погибнуть: рано или поздно, но благодать приведет их ко спасению» . Бог не только желает нам спасения, но и спасает Святитель Феофан, Затворник Вышенский Теме предопределения Божия посвящали свои труды многие выдающиеся мыслители христианского времени, затрагивает эту тему и святитель Феофан (Говоров), излагая суть предмета согласно учению Восточной Церкви. Причиной падения ангелов и первозданных людей было не лишающее свободы предвечное предопределение, но злоупотребление произволением, которым одарены эти создания. Тем не менее, и ангелы, и люди после падения оставлены в бытии и не выводятся из цепи творения по действию благодати, определенному от века, поясняет Вышенский Затворник: «Сия благодать вошла в планы миробытия. Ангелы пали и оставлены в падении, по крайнему упорству их во зле и Богопротивлении. Если бы все они пали, выпало бы звено это из цепи творения и система миробытия расстроилась бы. Но как не все пали, а часть, то звено их осталось и гармония мира пребывала нерушимою. Человек создан один с женою, чтоб народить все количество лиц, имевших составлять человеческое звено в системе миробытия. Когда он пал, звено это выпало и мир терял свой строй. Как звено это необходимо в строе мира, то надлежало, или предав смерти, как определено, падших, создать новых родоначальников, или этим доставить надежный способ восстановления в первый чин. Поелику падение совершилось не вследствие, скажем так, неудачности первого творения, а потому, что тварная свобода, особенно же свобода духа, физически соединенного с телом, совмещала в себе возможность падения, то, начав повторять творение, пришлось бы, может быть, повторять его без конца.

http://pravoslavie.ru/92031.html

Святитель Феофан не только стал самым плодовитым духовным писателем своего времени, но и помогал другим авторам советами, необходимыми книгами, редактурой, а порой даже изданием их текстов за свой счет. «Прочитав все статьи снова, возвращу их Вам и денег пришлю 300р. Печатайте. Кто-нибудь из кавалеров пусть держит редакцию и корректуру. л. 92–95 об]. Важной сферой деятельности Вышенского Затворника, подробно представленной в данном томе «Летописи», были миссионерские его труды. Прежде, в бытность преподавателем и администратором духовных школ, а затем епархиальным архиереем, он прилагал немало усилий для обличения старообрядческих и сектантских заблуждений. Но и оставив архиерейскую кафедру, епископ Феофан не мог безучастно наблюдать распространение в России лжеучений. В письмах из Выши он много писал на эту тему, разъясняя своим адресатам особенности той или иной секты, давал практические советы: каким образом беседовать с ее адептами 3 , к кому из высшего духовенства необходимо обратиться для пресечения душевредной проповеди административными мерами 4 . Так, сообщая о собрании пашковцев в столице, он поручал Н.В. Елагину : «Потрудитесь доложить о сем Владыке… скажите только, что это сведение петербургского происхождения от очевидца достоверного. … Извольте все сие выполнить по имя Господа. Но обо мне ни гу-гу» c. 123–125]. Видя, что мало кто пишет против ложных мудрований, он не только сам брался за перо, но нередко и своих корреспондентов поручал защищать православное вероучение c. 24–25]. Святителя беспокоили давно известные ему по архиерейскому служению уклонения в ереси и сектантство. «Около нас молоканство» л. 814–815; c. 644], – сообщал он в одном из писем – достоверных сведений из периодических изданий и устных сообщений своих единомышленников. Узнав, например, что в Санкт-Петербурге набирает популярность протестантское учение, он просил проживавших там Бурачков выяснить, чему учит главный его проповедник 5 . Когда в начале 1880-х со своей проповедью выступил граф Л.Н. Толстой, святитель также стремился детально узнать его учение: «Передайте мою усердную просьбу, чтобы он достал и прислал этого же Толстого критику, или обследование догматов церкви» c. 177; c. 133–134]. Поясняя, зачем ему нужны высказывания лжеучителей, он указывал, что успешное обличение уклонений от православия требует от миссионеров «писать, кладя в основу слова еретика, будет прямо в глаз» c. 407; c. 128–129].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Стилистическая правка текста обусловлена изменением смысловых единиц и затекстовой действительностью. Общее начало, но разные способы выражения своей мысли. Типографский текст стилистически нейтрален, уменьшен по объему, отсутствует в типографском варианте причастный оборот «явленной во пришествии Спасителя во плоти». Присутствует вводная конструкция со значением ссылки говорящего на источник. В типографском тексте присутствует причастный оборот и обособленное вводное слово со значением логического завершения высказывания. В рукописном варианте святитель Феофан использует вводную конструкцию «наша взаимная любовь зачинается под действием уверенности в любови Божией», – подобная вводная конструкция характеризует отношение к способу выражения мысли и являющегося связующим звеном с предыдущим абзацем. Тем самым святитель Феофан показывает, что без веры в Бога и без доверия к Богу невозможно возрастить в своей душе подлинную любовь к людям. Также святитель Феофан использует обособленное определение «явленной в пришествии Спасителя во плоти», тем самым делая акцент на сотериологии, показывая, что подлинная Любовь есть Бог, ставший человеком и принявший крестную смерть. Далее рассуждения святителя Феофана переходят в контекст того, что без подлинной веры в пришествие Спасителя во плоти и без веры в Бога подлинной любви не существует. «Уверенности же сей...». Данное предложение не имеет завершающего знака, но интонация риторического восклицания присутствует, хотя сам святитель Феофан оставил предложение незавершенным, с точки зрения знаков препинания. Риторический вопрос «Он посла Себе Иисуса Христа». Возможно, святитель Феофан предполагал иную конструкцию предложения, но данный вариант текста остался именно таким. Употребление риторических вопросов или восклицаний допускает условность в случаях контекстного употребления, оставляя возможным замену завершающих знаков препинания. Иными словами, в типографском варианте одно сложноподчиненное предложение заменяет три простых предложения в рукописи. Но осложнено вводными конструкциями и обособленным определением. Святитель Феофан в конце предложения делает логический вывод, поясняющий простыми словами смысл содержания как рукописного, так и типографского текста: «не все равно, как хочешь верь». Поясняя, завершая собственную мысль для читателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Св. Синод возлагал большия надежды на него, как знатока Востока и человека миролюбивого, способного содействовать прекращению распри мирным путем, этого желал и Государь Император Александр II, который смущался враждою двух единоверных народов. Таковое миролюбивое стремление разделяли и многие из высших представителей нашего правительства и высших иерархов нашей Церкви; в числе их находился и Иннокентий, архиепископ Херсонский. Когда архимандрит Феофан проезжал чрез Одессу к месту своего нового назначения, Иннокентий, во время свидания с ним, просил его, своего бывшего ученика, собрать и доставить точныя сведения о положении, в каком находился греко-болгарский вопрос, и вообще о состоянии православной Церкви на Востоке. Ответом на эту просьбу является письмо архимандрита Феофана к архиепископу Иннокентию от 9-го марта 1857 г. 7 Оно представляет весьма обстоятельный и подробный доклад, разделяющийся на две половины. В первой половине архимандрит Феофан говорит о движении, происходившем тогда среди болгар, и об отношениях между болгарами и греками, а во второй – о состоянии Восточной Православной Церкви, главным образом Константинопольского патриархата. Мы указываем на это письмо Феофана потому, что оно характеризует деятельность его в Константинополе; но мы не станем подробно излагать содержание его, ибо эта распря давно кончилась в пользу болгар и в настоящее время составляет достояние истории. Скажем только, что архимандрит Феофан первый сообщил нашему духовному начальству верныя сведения о ней, и его письмо имел под руками в числе документов. Макарий, в то время архиепископ Литовский, которому Св. Синодом поручено было дать суждение о болгарском расколе. Известно, Макарий, как и Феофан и А. В. Рачинский, высказался за справедливость и законность требований болгар: это и было ответом Русской Церкви Константинопольской. Таким образом, Феофан, живя в Константинополе и наблюдая непосредственно зарождающуюся распрю болгар с греками, сочувственно относился к первым, но этим он отдал только долг правде.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010