2 . Брак был предметом многих споров у Беспоповщины; за спорами следовали разделения. На совещании Даниловцев положено предпочитать девство браку; а кто хочет вступать в брак, не иначе должен вступать, как по церковному преданию, с благословения совершителя таин; потому пусть ищет священника старых времен 193 . Феодосияне безусловно осудили жену брачную: нет таинств, нет и брака, – говорили; потому запрещали даже крестить детей, а с брачными не хотели ни есть, ни пить. Эта ненависть к браку имела следствием то, что а) явилась секта детоубийц, – людей, которые приняли за правило закапывать в землю живые плоды нечистой своей жизни; б) многие другие, вслед за Федосеевцем Иваном Алексеевым, признали за лучшее вступать в брак уже и потому, что чувствовали гнусность жизни, которую проводили мнимые девственники. Одни стали обращаться за венчанием к священникам православной Церкви; когда же возвращались к своим, налагали на себя епитимии. Другие, устрашаемые ненавистью Федосеевцев ко всему православному, стали полагать, что, если к взаимному согласию брачующихся присоединяется благословение родителей, то остальное, говорили, Бог восполнит, как знает, и – стали жить без брака. Третьи, и уже позже, придумали читать молитвы над вступающими в сожитие 194 . Поскольку же такие союзы, как сознаются и сами брачущиеся, составляют только дело произвола, не освящаются и не утверждаются благословением Божиим: то их так же легко расторгают, как и составляют, – после одной жены берут другую, третью и пятую. Отселе разврат явился в ужасающем виде. Жены брошены мужьями в жертву нищете и пороку; толпы детей без отцов вынуждены с детства кормиться воровством и приучатся всем порокам. Общество более и более наполняется людьми самыми вредными, без веры и нравственности. 3 . Беглый стрелец Филипп, надевший на себя монашеское платье, по смерти настоятеля Даниловского скита надеялся быть полным правителем скита. Вышло не так: избрали Семена Денисова. Филипп оскорбился до крайности, и поднял жалобы на Семена, будто неправильно начальствовавшего. На общем совещании Семен был оправдан. Честолюбие и гордость стрельца еще более тем раздражились. Он громко бранил Поморцев, и ждал случая к расколу. При Имп. Анне комиссия, дознав, что Поморцы не молятся за Царя, требовала, чтобы они молились. Даниловцы согласились, а Феодосияне признали это ересью. Филипп рад был случаю, – он объявил Даниловцев за еретиков, и отделился от них. Подобрав себе человек 50, ушел с ними за 15 верст от скита и завел Филипово согласие. Таким образом а) первою мыслию Филиповцев стало – не молиться за Царя; б) затем они являются суровее всех Поморян на счет икон: чужим не смей кланяться, – осквернишся; и не менее того жестоки к брачущимся; в) особенно же сильно в них желание самоубийства. Кто ни прийди к ним, каждого уговаривают запоститься, или сгореть. Сам Филипп с толпою, приставшею к нему, кончил тем, что сжег себя и своих простяков 195 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Когда же служитель подходил обыкновенным образом, блаженный, слыша приход его, не только прекращал молитву, но молчал, пока тот до трёх раз не совершал молитвы громко. Преподобный Феодосий внушал инокам более всего охранять себя от гордости и любить смирение. Когда идёте, говорил он, имейте руки сложенными на груди; проходя один мимо другого, кланяйтесь друг другу со смирением. Когда делал он обличение братии, слёзы текли из глаз его. Всегда поучал он братию со смирением, тихо, с любовью, без гнева. «Молю вас, братия, говорил он инокам, особенно перед наступлением поста, будем подвизаться в посте и молитве. Попечёмся о спасении душ наших; возвратимся от злобы и от путей греха, каковы любодеяние, татьба, клевета, празднословие, пьянство, объедение, неприязнь к брату. Взыщем Бога рыданием, слезами, пощением, бдением, покорностью, послушанием Не будем возвращаться к прежним грехам, как псы на блевотину... Назвавшись чернецами, должны мы каждый день каяться о своих грехах. Покаяние есть путь, приводящий к царству; оно есть ключ к царству; без него никому нельзя войти в Царство Небесное». Когда слышал, что кто-нибудь видит бесовские мечтания, то, призывая того, расспрашивал, что и как было с ним; потом давал правило ограждать себя крестным знамением и молитвой, не уступать нападениям и не сходить с места своего, так как иначе будет тяжелее. Для укрепления брата в борьбе указывал он и на собственный опыт. «Вот что со мной было однажды, говорил он раз. Я стоял в келье на молитве и пел обычные псалмы. Вдруг предо мной стал чёрный пёс, так что не мог я поклониться. Так как он долго стоял предо мной и мешал мне, то я хотел ударить его и он стал невидим. Тогда объял меня страх и трепет, так что я хотел бежать с того места. Но Господь помог мне; опомнившись от ужаса, я начал прилежно молиться Богу, делать частые земные поклоны и преклонять колена. Тогда страх оставил меня и с того времени я уже не боялся того, что являлось перед глазами моими». Когда нападения духов тьмы, незаметные, или совсем неизвестные людям, живущим рассеянно, но очень ощутительные для проходящих духовную жизнь, становились так сильны, что инок ослабевал от них, Феодосий помогал силой своей молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В то же время пришли казаки к Феодосию Углицкому и защищали свои права на Ивотские сенокосы. Разрешить спор было нелегко, тем более, что и та и другая сторона имела свои основания для притязаний. Кафедральные подданные из села Погребков предъявляли свои права на сенокосы потому, что они им были отданы преосвященным архиепископом Лазарем Барановичем. А казаки Ивотские в данном случае ссылались на письмо прежде бывшего кафедрального наместника» и на лист «войскового разъезда». Тогда святитель, чтобы не обидеть и тех и других, постановил следующее характерное решение: «ради большего удобства и ради мира между поданными нашими и людьми войсковыми (казаками), мы сенокосы делим на-двое: половину казакам отделяем, а половиною повелеваем довольствоваться нашим Погребским подданным». Святитель Феодосий своим благоразумным решением спора удовлетворил как своих кафедральных подданных, так и казаков Ивотских. В епархиальной деятельности св. Феодосия заслуживает внимания еще его защита православия против влияния католичества и униатства и защита Русской народности против Поляков. Деятельность св. Феодосия, как охранителя и защитника православия от происков папизма и унии, не может подлежать сомнению. Правда, что со времени присоединения к России Малороссии православие в последней начинает получать все более и более торжествующее значение, а по отношению к Черниговской епархии оно и ранее было более упрочено, чем в какой-либо из прочих Малороссийских епархий, но все-таки в Малороссии еще было много лиц, тянувших в сторону Польши, и, естественно, борьба в защиту православия продолжалась и требовала весьма энергической и разумной деятельности – особенно со стороны архиепископа. К сожалению, с документальной стороны мы не имеем к настоящему времени достаточных данных для определения в этом направлении деятельности св. Феодосия, но мы знаем, что даже жители Польской заднепровской Малороссии 36 не редко искали у св. подвижника Феодосия и утешения и опоры для себя. Так, в январе 1694 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

2810 Некоторые весьма любопытные сведения итого рода сообщены в неоднократно упомянутой раньше статье проф. Сикорского. Сведения эти особенно интересны и ценны потому, что они собраны лицом нисколько не заинтересованным в вопросе о характере лжеучения Ковалёвских скитников и подходившим к делу, как увидим ниже, совсем с другой стороны и с иными запросами. 2811 В числе рукописей, найденных при производстве следствия по тираспольскому делу, имеется одна (упоминаемая, между прочим, и о. Вижевским на стр. 260), которую считали даже произведением самой Виталии и которая во всяком случае хорошо была ею усвоена. Воззрения, излагаемые в ней (по вопросам эсхатологическим), до того сбивчивы и противоречивы, что на них находили возможным ссылаться в своё подтверждение сторонники обоих вышеизложенных, совершенно различных взглядов по занимающему нас вопросу. Это обстоятельство показывает, как вообще смутно было, по крайней мере – в некоторых своих частях, учение, проповедовавшееся Виталией ранее того, как у неё окончательно сформировалась мысль о самоистреблении. 2812 Свящ. М. Вижевский, цит. ст. в Братск. Слове, сент., стр. 259. Здесь (стр. указ. и след.) приведён и текст одной из таких разрешительных грамот, с пропуском имени лица, которому она выдана. 2814 В следственном деле по словами г. Кальнева, имелось девять таких грамот. Из них четыре представляют простые бланки без всяких имён, в грамоте Виталии стёрто имя её и епископа (Симеона) в остальных сохранилось имя епископа, по стёрты имена тех, кому выданы грамоты. 2816 Видеть в распространении этой статьи какую-нибудь полемическую цель – что и само по себе предположить было бы довольно странно – невозможно уже потому, что „по наведённым справкам, в Тираспольском уезде так называемых странников совсем не имеется“ (Братск. Сл., окт., стр. 388), – следовательно, полемизировать было бы не с кем. 2818 Об устройстве этих помещений см. в нашей статье, напечат. ноябрь в книжке Богосл. Вестн. (стр. 280–281). 2821 Но мнению проф. Сикорского, немаловажное значение в этом отношении имело торжество открытия мощей святителя Феодосия черниговского (9 сент.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По пути на место своего нового служения в Тифлис архиепис­коп ознакомился с нуждами, бытом паствы и пастырей и состоя­нием храмов. В огромной вверенной попечению владыки епархии дела обстояли далеко не благополучно, и, кроме распространив­шегося повсеместно порока пьянства, на Кавказе нашли себе приют множество сект, процветало язычество и своекорыстный национализм. Прибыв в Тифлис, архиепископ Владимир открыл во многих церквях города внебогослужебные религиозно-нравственные чте­ния. Для лучшей организации задуманного дела владыка сам посе­щал приходские храмы, служил в них акафисты и слушал пропо­ведников. Особое внимание архиепископ обращал на произнесение про­поведей за богослужением. Сам являясь ревностным проповедни­ком, он к проповедничеству призывал и духовенство города. Владыка прилагал много усилий, чтобы поднять религиозно-нравственный уровень среди бедноты, где часто царило грубое не­вежество. Стараниями святителя в одном из беднейших районов города, Колючей Балке, был основан молитвенный дом во имя святителя Феодосия Черниговского и стали совершаться богослу­жения. Благодаря этому, многие из здешних жителей перестали проводить время в притонах, сократилось и количество увесели­тельных заведений. В помещении Тифлисской церковноприход­ской школы по воскресным и праздничным дням стали прово­диться занятия для детей, населяющих этот район, не имеющих возможности посещать учебные заведения. Эти занятия посещали около сорока детей. Кроме общеобразовательных предметов, де­вочек здесь обучали рукоделию. Благодаря усилиям архиепископа, раскольники, сектанты, монофизиты, католики и лютеране стали отдавать своих детей в православные церковноприходские школы. В церковноприход­ских школах и школах грамоты во время управления экзархатом архиепископа Владимира, кроме православных детей, обучалось 115 детей сектантов и раскольников, 80 – армяно-григориан, 13 – евреев, 32 лютеранина, 16 католиков и 7 мусульман. Владыка придавал большое значение в воспитании народа церковноприходским школам. Во время пребывания его на Кав­казе его трудами было открыто более трехсот церковноприходских школ и устроена духовная семинария в Кутаиси. Он сам посещал эти школы, наблюдал за уровнем преподавания в них, проверял знания детей. Освящая новооткрытую церковноприходскую школу в селе Дигоми, владыка после освящения здания школы об­ратился к присутствовавшим со словом, в котором разъяснил, что существенное различие между церковноприходскими и «граж­данскими» школами не во внешней, а во внутренней их организа­ции, в их содержании. «В церковноприходских школах, – сказал владыка, – народное воспитание сообщается и воспринимается среди религиозной атмосферы, питается и оживотворяется последнею...»

http://fond.ru/kalendar/89/vladimir/

По пути на место своего нового служения в Тифлис архиепископ ознакомился с нуждами, бытом паствы и пастырей и состоянием храмов. В огромной, вверенной попечению владыки епархии дела обстояли далеко не благополучно: кроме распространившегося повсеместно порока пьянства, на Кавказе нашли себе приют множество сект, процветало язычество и своекорыстный национализм. Прибыв в Тифлис, архиепископ Владимир открыл во многих церквях города внебогослужебные религиозно-нравственные чтения. Для лучшей организации задуманного дела владыка сам посещал приходские храмы, служил в них акафисты и слушал проповедников. Особое внимание архиепископ обращал на произнесение проповедей за богослужением. Сам являясь ревностным проповедником, он к проповедничеству призывал и духовенство города. Владыка прилагал много усилий, чтобы поднять религиозно-нравственный уровень среди бедноты, где часто царило грубое невежество. Стараниями святителя в одном из беднейших районов города, Колючей Балке, был основан молитвенный дом во имя святителя Феодосия Черниговского и стали совершаться богослужения. Благодаря этому, многие из здешних жителей перестали проводить время в притонах, сократилось и количество увеселительных заведений. В помещении Тифлисской церковноприходской школы по воскресным и праздничным дням стали проводиться занятия для детей, населяющих этот район и не имеющих возможности посещать учебные заведения. Эти занятия посещали около сорока детей. Кроме общеобразовательных предметов, девочек здесь обучали рукоделию. Благодаря усилиям архиепископа, раскольники, сектанты, монофизиты, католики и лютеране стали отдавать своих детей в православные церковноприходские школы. В церковноприходских школах и школах грамоты во время управления им экзархатом, кроме православных детей, обучалось 115 детей сектантов и раскольников, 80 – армяно-григориан, 13 – евреев, 32 лютеранина, 16 католиков и 7 мусульман. Владыка придавал большое значение в воспитании народа церковноприходским школам. Во время пребывания на Кавказе его трудами было открыто более трехсот церковноприходских школ и устроена духовная семинария в Кутаиси. Он сам посещал эти школы, наблюдал за уровнем преподавания в них, проверял знания детей. Освящая новооткрытую церковноприходскую школу в селе Дигоми, владыка после освящения здания школы обратился к присутствовавшим со словом, в котором разъяснил, что существенное различие между церковноприходскими и «гражданскими» школами не во внешней, а во внутренней их организации, в их содержании. «В церковноприходских школах, – сказал владыка, – народное воспитание сообщается и воспринимается среди религиозной атмосферы, питается и оживотворяется последнею...» 20

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Воззри на нас милостивно, и к земли приверженныя возведи к высоте небесней: испроси предстательством твоим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением Креста  воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обидимым заступление, бедствующым помощь и от бед свобождение, грешным же всем от грехов отвращение и спасение. Не посрами нас, с верою к тебе притекающих: приими моления наша и вознеси я пред лице Господне, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждах наших помощь: укрепи наше молодушие и утверди нас в вере, да вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими прияти сподобимся. Еще же споспеши нам иго Христово во благодушии и терпении и радости духовней понести, присно же молитися нас научи, да непорочни сохранимся в пришествие Господа нашего Иисуса Христа, Емуже ты радостно по трудех и подвизех ныне предстоиши, прославляя со всеми святыми в Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Сентемвриа 9 февруариа 5. Молитвы святителю Феодосию, архиепископу Черниговскому Молитва 1 О связщенное главо, крепкий наш молитвенниче и заступниче, святителю Феодосие! Услыши нас, с верою призывающих тя и усердно припадающих к раце честных и многоцелебных мощей твоих [или ко святей иконе твоей]. Поминай нас у престола Вседержителева и не престай моляся о нас ко Христу Богу: тебе бо дадеся благодать молитися за ны. Испроси предстательством твоим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, пастырем ея силу ревностно подвизатися о спасении людей, благочестивейшему же государю нашему, императору Николаю Александровичу, благопоспешение во устроении царства его, и всему царствующему дому милость Божию и долгоденствие. Умоли Небеснаго Отца и всем нам подати дар коемуждо благопотребен, веру истинную, надежду твердую и любовь неоскудевающую, градов наших утверждение, мipa умирение, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменников сохранение, юным и младенцем благое в вере возрастание, старым и немощным утешение и подкрепление, болящым исцеление, сиротам и вдовицам милость и заступление, заблуждшым исправление, бедствующым благовременную помощь, и всех управи в мире и покаянии непостыдно скончати житие свое и Царствия Небеснаго наследники быти, идеже ты ныне водворяешися со Ангелы и всеми святыми, прославляя Бога в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-chi...

Пораженные чудом Елия и муж ее, преисполненные благодарностию и верою в Спасителя, немедленно приняли св. крещение; и с ними вместе обратились к вере Христовой и родственники их, и другие близкие – в числе 64-х человек. И многие другие исцеления и чудеса сотворил св. Порфирий, которыми побеждал сердца язычников, но это вместе с тем еще более раздражало против него начальствующие лица в языческом городе; они стали притеснять христиан, устраняли их от общественных должностей, обременяли налогами. Тогда св. Порфирий, хотя и руководился всегда духом кротости и любви, но не в состоянии быв терпеть торжества враждебных язычников над неповинными христианами, решился приступить к более сильным мерам против преследований язычников. С этою целию он сам отправился в Кесарию к своему митрополиту Иоанну и уговорил его вместе с ним ехать в Константинополь. Прибыв в столицу, они явились к патриарху Иоанну Златоустом у, были им представлены царедворду Аманцию, набожному человеку; он участливо принял их и представил царице. Попросив благословения святителей, выслушав их просьбу, государыня обещала им ходатайствовать за них перед императором Аркадием, но Аркадий снова побоялся возмутить язычников предписанием полного уничтожения их капищ. Императрица передала святителям отказ Аркадия, но обещала не отступаться от своего содействия в пользу им священного дела. – Потрудись, государыня, ради Христа, – просили ее святители, – и Господь за труд твой дарует тебе сына, который воцарится перед твоими глазами и поживет много лет во всяком благополучии... Императрица ожидала в то время разрещения от бремени; имея трех дочерей, она сильно желала иметь теперь сына... И вот, через несколько времени, по молитве святителей, у нее действительно родился сын. Радость родителей была беспредельна. При совершении над ним таинства св. крещения, во время шествия с младенцем, император Аркадий, по выражению летописца, шел «с лицом более сияющим, нежели бывшая на нем царская порфира». Приписывая исполнение заветного желания своего молитвам святителей, благодарная императрица была вполне расположена содействовать удовлетворению их справедливой просьбы, но зная, что император затрудняется по политическим соображениям раздражать язычников насилующими их свободу в деле веры постановлениями, она не решила просить его прямо о том, на что могла ожидать отказа, но достигла успеха ловким косвенным образом: она поручила святителям приготовить письменное прошение не только о том, чтобы повелено было разрушить идольские капища, но и о даровании христианам различных преимуществ и об обеспечении поддержания очень бедных храмов города Газы, и в самый день крещения царственного младенца, названного Феодосием, признанного соправителем императору, царица иоручила передать это прошение сановнику, несшему новокрещенного. Сановнику же она повелела прошение это положить на ручки младенца и громогласно провозгласить: «Его Величество приказывает исполнить все, о чем здесь просят».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В начале настоящего столетия мощи его почивали в деревянной раке; пещера где они покоились всегда открывалась желающим, и каждую пятницу правилась в ней панихида. При архиепископе Павле стали чаще заявлять о благодатных знамениях от мощей святителя Феодосия и потому вход в пещеру стал открыт каждый день и панихиды совершались почти непрерывно. Мощи Святителя в саккосе и омофоре почивали на том же месте, где они поставлены были по его кончине. В 1824 году усердием черниговского купца Горбунова, бывшего раскольника, получившего исцеление от болезни по молитве к святителю Феодосию, принявшим православие в благодарность за своё исцеление устроен медный посеребрённый гроб. Это был уже третий гроб. Что касается первых двух гробов святителя, то о них в летописях Черниговского кафедрального собора сохранилось следующее предание. Первый гроб, в котором почивал святитель до 14 Февраля 1775 года, был кипарисный и до наших дней не сохранился, так как он по переложении из него мощей святителя в другой гроб был роздан по частям народу. Другой же гроб, деревянный, окрашенный, находится ныне в соборной ризнице. Существует предание, что и архиерейская мантия святителя была роздана по частям благочестивым его почитателям. К гробнице святителя ежегодно стекаются тысячи богомольцев из разных мест нашего отечества получить помощь и исцеление, и святитель Божий, подражая Спасителю мира, Его же всемогущею силою всем помогал, всех успокаивал. Свыше семидесяти исцелений было записано в книгу, а сколько их не записано! Свидетелями чудесных исцелений, совершавшихся при гробе Святителя от разных болезней, были: мужчины, женщины, взрослые, дети, духовные, дворяне, военные, купцы, мещане, казаки и крестьяне, православные, раскольники, католики и лютеране, при том многие из больных, получившие исцеление, были такие, которым доктора уже назначили время смерти. Замечательны не только сами исцеления, но и слова его, сказанные в видениях тем, кому он благодетельствовал. Мы видели, что он явился без просьбы своему преемнику преосвященному Иоанну, и в самый разгар болезни напомнив ему о долге служения, сказал: «служи завтра и будешь здоров». И слова эти немедленно оправдались самим делом к радости очевидцев. «Приведи ко мне твое семейство», сказал он бывшему ключарю черниговского собора протоиерею Дмитрию Стефановскому в начале продолжительной и трудной болезни его дочери, но, пораженный скорбью, отец находил невозможным исполнить предваряющие слова святителя, и только спустя три с половиною года, когда истощены были уже все усилия человеческие к уврачеванию больной, «её привезли» и на руках «внесли» ко гробу Святителя, и она мгновенно получила там дивное исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Приказ этот раздать, по экземпляру на человека, всем нижним чинам христианских исповеданий Черноморской флотской дивизии. Февраля 24 дня 1901. Вице-адмирал Гильтебрандт Старообрядческое дело 13-го апреля особым присутствием Киевской судебной палаты слушалось дело старообрядца Василия Мельникова, обвинявшегося по 181 ст. ул. о нак. Дело это уже разбиралось в стародубском окружном суде. Обстоятельства дела таковы: 30-го марта 1897 года, при обыске в квартире Мельникова, найдены были четыре экземпляра газеты «Слово Правды», издаваемой в Румынии, в гор. Браиле, старообрядческим братством. Газета эта посвящена защите старообрядчества, и во главе её стоит брат обвиняемого, Федор Мельников. Задержанные издания переданы были на рассмотрение духовной власти, которая признала, что в статьях этой газеты содержится порицание православной веры, например, в статьях по поводу обретения нетленных мощей святителя черниговского Феодосия. При производстве дознания задержаны были письма на имя Василия Мельникова, в которых старообрядцы различных местностей Пермской и Вятской губерний просили им выслать «Слово Правды», прилагая при письмах подписную плату. При переписке некоторые из старообрядцев употребляли особые знаки, которые, однако, были дешифрированы, благодаря ключу, неизвестно кем доставленному прокуратуре при анонимном письме. Как выяснилось затем, на «Слово Правды» существовала тайная подписка, причем объявления о ней рассылались в закрытых конвертах в разные местности России. На основании вердикта присяжных заседателей, Мельников был приговорен к ссылке в менее отдаленные места Сибири. На приговор этот Мельников подал в Сенат кассационную жалобу, в которой доказывал, что к деянию его не применима 181 ст. Ул. о наказ. В статьях «Слова Правды», по мнению кассатора, нет поношения православия (?), а есть только критика церковных порядков и установлений, вполне допускаемая и в цензурной печати (?). Кассатор доказывает это сравнением инкриминируемых статей с сочинениями известного русского канониста проф. Суворова и со статьями, которые были помещены в «Русском Труде». Кроме того, для применения ст. 181 Ул. о наказ. необходимо, по мнению кассатора, намерение произвести соблазн и колебание веры. Такое намерение может существовать только в том случае, когда порицание православия производится в присутствии православных и имеет в виду поколебать уважение православных к Церкви. А так как «Слово Правды» распространялось среди старообрядцев, то в деянии Мельникова нет признака ст. 181 Ул. о наказ., и его можно привлекать только по 1022 ст. Ул. о наказ., т. е. за ввоз в Россию книг без рассмотрения цензуры. Во всяком же случае, по мнению кассатора, дело это, по точному смыслу ст. 1213 3 уст. уголовн. судопр., подлежит рассмотрению судебной палаты, а не окружного суда с участием присяжных заседателей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010