Но, когда призрак увидел издали приближающегося Зосиму, он начал быстро убегать вглубь пустыни. А Зосима, позабыв о своей старости, не помышляя уже и о трудах пути, усиливался настигнуть бегущее. Он догонял, оно убегало. Но быстрее был бег Зосимы, и вскоре он приблизился к бегущему. Когда же Зосима подбежал настолько, что можно было расслышать голос, начал он кричать, поднимая вопль со слезами: – «Что ты убегаешь от старца грешника? Раб Бога истинного, подожди меня, кто бы ты ни был, заклинаю тебя Богом, ради Которого живешь в этой пустыне. Подожди меня немощного и недостойного, заклинаю надеждой твоей на воздаяние за труд твой. Остановись и подари мне старцу молитву и благословение ради Господа, не презирающего никого». Так говорил Зосима со слезами, и бежали они оба в местности, похожей на русло высохшего потока. Но сдается мне, что никогда там не было потока (откуда в той земле быть потоку?), но такой вид имела там земля от природы. Когда достигли они этого места, бежавшее существо спустилось вниз и поднялось на другой берег оврага, а Зосима, утомленный и уже не в силах бежать, остановился на этой стороне, усилив свои слезы и рыдания, которые могли быть уже слышны вблизи. Тогда бегущее подало голос: – «Авва Зосима, прости мне, ради Бога, не могу я обернуться и показаться тебе лицом. Женщина я, и нагая, как видишь, с непокровенным стыдом своего тела. Но, если желаешь исполнить одну мольбу грешной жены, брось мне одежду твою, чтобы я могла прикрыть ей женскую немощь и, повернувшись к тебе, получить твое благословение». Тут ужас и исступление нашли на Зосиму, по его словам, когда он услышал, что она назвала его по имени, Зосимой. Но, будучи мужем острого ума и мудрым в делах божественных, уразумел он, что не назвала бы она его по имени, не видев раньше никогда и не слыхав о нем, если бы не была озарена даром прозорливости. Тотчас исполнил он повеленное, и, сняв с себя ветхую и разодранную мантию, бросил ей, отвернувшись, она же, взяв ее прикрыла отчасти наготу тела, обернулась к Зосиме и сказала:

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

Она же ему: «Поверь мне, авва, семнадцать лет я провела в этой пустыне, борясь с дикими зверями – безумными желаниями. Только соберусь вкусить пищи, тоскую о мясе, о рыбе, которых много в Египте. Тоскую о вине, столь мною любимом. Много пила я вина, пока жила в мире. Здесь же не имела даже воды, страшно горя от жажды и изнемогая. Вселялось в меня безумное желание разгульных песен, сильно смущавшее меня и внушавшее петь песни демонов, которым я научилась когда-то. Но тотчас со слезами я била себя в грудь и напоминала себе об обете, который дала, уходя в пустыню. Возвращалась мысленно к иконе Богородицы, принявшей меня, и к Ней взывала, умоляя отогнать помыслы, одолевавшие несчастную мою душу. Когда же наплачусь вдоволь, колотя себя в грудь изо всей силы, вижу свет, озаряющий меня отовсюду. И, наконец, за треволнением наступала длительная тишина. А о помыслах, снова толкавших меня на блуд, как рассказать тебе, авва? Огонь загорался в несчастном сердце моем и всю меня сжигал и будил жажду объятий. Как только находил этот помысл, я бросалась на землю и орошала ее слезами, словно видела перед собой Поручительницу, явившуюся ослушнице и грозящую карой за преступление. И до тех пор не вставала с земли (случалось лежать там и день и ночь), пока не озарит меня тот сладостный свет и не прогонит помыслы, обуревающие меня. Но всегда я устремляла очи разума к моей Поручительнице, прося помощи утопающей в волнах пустыни. И помощницей Ее имела и восприемницей покаяния. И так прожила я семнадцать лет среди тысячи опасностей. С того времени и поныне Заступница моя во всем мне помогает и словно за руку ведет меня». Спросил ее Зосима: – «Неужели ты не нуждалась в пище и одежде?» – Она отвечала: «Окончив те хлебы, про которые я говорила, семнадцать лет питалась я растениями и всем, что можно найти в пустыне. Одежда же, в которой я переправилась через Иордан, вся порвалась и износилась. Много я страдала от холода, много и от летнего зноя: то солнце меня пекло, то стыла я, дрожа от стужи, и часто, упав на землю, лежала без дыхания и движения. Со многими напастями и страшными искушениями я боролась. Но с тех пор и до ныне сила Божия многообразными путями охраняла мою грешную душу и смиренное тело. Когда помышляю о том, от каких зол избавил меня Господь, имею пищу нетленную, надежду на спасение. Питаюсь я и покрываюсь словом Бога, Владыки всяческих. Ибо не одним хлебом жив будет человек и, не имея одежды, облекутся в камень все, снявшие с себя покровы греха».

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

См. также: Житие преподобной Марии Египетской Галатея Казакова Житие преподобной Марии Египетской «Тайну цареву скрывать хорошо, дела же Божии открывать славно» ( Тов.12:7 ). Так сказал ангел Товии, после чудесного исцеления от слепоты очей, после всех опасностей, через которые он провел и от которых избавил его своим благочестием. Не сохранить тайны царя – дело опасное и страшное. Умолчать же о чудных делах Божиих – опасно для души. Посему и я, движимый страхом умолчать о божественном и вспоминая о наказании, обещанному рабу, который, взяв от господина талант, зарыл его в землю и данное для работы скрыл бесплодно, – не умолчу о священной повести дошедшей до нас. Никто да не усомнится поверить мне, писавшему о слышанном, и не думает, что я сочиняю басни, пораженный величием чудес. Избави меня Бог солгать и подделать рассказ, в котором поминается имя Его. Мыслить же низменно и недостойно величия воплощенного Бога Слова и не верить сказанному здесь – по моему, неразумно. Если же найдутся такие читатели сего повествования, которые, пораженные чудесностью слова, не пожелают верить ему, да будет к ним милостив Господь; ибо они, помышляя о немощи человеческой природы, считают невероятными чудеса, повествуемые о людях. Но приступлю к повести моей, о делах явленных в нашем поколении, как поведал ее мне благочестивый муж, с детства научившийся божественному слову и делу. Пусть не ссылаются в оправдание неверия, что невозможно в нашем поколении совершиться таким чудесам. Ибо благодать Отца, текущая через роды в роды по душам святых, творит друзей Божиих и пророков, как об этом учит Соломон. Но время начать сию священную повесть. Жил человек в палестинских монастырях, славный жизнью и даром слова, с младенческих пелен воспитанный в иноческих подвигах и добродетелях. Имя старцу было Зосима. Да не подумает кто-либо, судя по имени, что я называю того Зосиму, который некогда был обличен в неправославии. То был совсем другой Зосима, и между ними большое различие, хотя оба носили одинаковое имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

Вы недавно слышали, что он возвещает, именно: В месяц шестый послан бысть Ангел Гавриил от Бога во град Галилейский, емуже имя Назарет, к Деве обрученной мужеви, емуже имя Иосиф, из дому Давидова: и имя Деве, Мариам ( Лук. 1, 26–27 ). Ты слышишь, что Бог его послал, и все же ты хочешь не верить вещи? – О, не не веруй Божиему велению, но лучше благочестивейшим образом веруй в то, что все, что Бог пожелал бы сделать, Он весьма силен исполнить это. И от кого иного мог быть послан Ангел, как, конечно, только от Бога, создавшаго его и приведшаго из небытия в бытие, как сотворившаго и все ангельское естество? Итак, если мы сознаем, что это – Бог, Кто его послал, и возвещается, что посланный был Ангел, то как же может быть не истиной то, что он возвещает? Пусть все чудятся сему и никто да не не верует boзbeщehiю, сознавая могущество Божие, как по-истине всемогущее и всесильное. 17 . Что же посланный блаженнейший Ангел говорит Неискусомужной Деве? Или каким образом возвещает Ей явление таких великих благих возвещений? И что порождает, посредством Нее, сие таковое великое Божие дело? Он говорит Ей: Радуйся Благодатная, Господь с Тобою ( Лук. 1, 28 ). Вестник радости начинает свою речь к Ней с радости. Ибо он знает и ведает, что всем людям, и в равной мере и всей твари, его возвещение будет источником радости и прекращением великой печали, потому что он знает, что на основании сей Божией тайны весь мир озарится; знает, что мрак заблуждения разсеется; знает, что жало смерти притупится; знает, что сила тления истлеет; знаеть, что адова победа будет отнята от него; знает, что погибший человек, который с древних пор стал рабом тех вещей, вследствие которых лишился райскаго наслаждения и был изгнан из тамошняго блаженнаго жительства, будет спасен. И поэтому он ставит радость в виде предисловия к своим благим возвещениям, посему начинает свои слова с радости, и посему, радость предшествует сим благим возвещениям, что радость имеет быть всем верным вследствие грядущих событий. Потому что он знает, что Божественныя возвещения следует начать со слов приносящих радость, ведая результат своих благих возвещений, и то, что его слова, имеющия сбыться, принесут всемирную радость.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

10 . Итак, вы, как чада света и питомцы и порождения божественнаго светолития, выслушайте наши светлыя и светозарныя благия возвещения. Потому что в силу их, вы уже озарены и богомудрая тайна их уже возсияла в ваших озаренных душах. Вы прияли ее чистым сердцем и стали чадами Божиими, с верою и радостью приняв Сына Божияго и познав Его, как единаго нашего Спасителя. Евангелист говорит: Елицы прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его: иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася ( Иоан. 1, 12–13 ). Итак, вы, как светлейшия чада Божия, выслушайте и светлейшия благия возвещения, проистекающия от Бога, в силу которых вы стали чадами Божиими по благодати 21 и, отвергнув земное неблагородство, возъимели небесное благородство и, отложив в сторону человеческое происхождение, восприяли рождение от Бога. Итак, выслушайте священныя благовествования, вы, которые, на основании совершенной веры в них, удостоились божественнаго посвящения. Какия же это наши благия возвещения и какую можно ожидать от них пользу? С вниманием слушайте нашу речь, ибо мы говорим самое надлежащее, как Сам Он, ныне вам благовествующий, чрез нас вам дарует. 11 . Итак, Бог , в начале создав вселенную из ничего, все, что существует после Него и Им приведено в бытие, видимое и невидимое, чувственное (материальное) и духовное, небесное и земное, – затем творит по образу Своему человека, сделав его из словесной (разумной) души и тела. Он его установил как образ и подобие Своей прекрасности ( τς οκεας γαθτητος), даровав ему жить по свободной воле и обитать в божественном Раю; и, прекрасно создав его, Он поставил ему божественную и спасительную заповедь, сделав это для того, чтобы вследствие того, что он носит в себе образ Божий, он не надмился бы, а. с другой стороны, дабы вследствие того, что он создан по подобию Божию, он безразсудно не возомнил бы, что и по природе своей он является богом. Но он, прияв от Бога, создавшаго его, таковые великие дары, ибо от Него он был поставлен быть царем над земной тварью; в то же время, конечно, как и вся тварь, находясь под царствующим и начальствующим над ним Богом 22 , не оказался на высоте величия полученных им дарований; но поспешает захватить тождество и равенство с Богом; и тварный человек возжелал стать богом, и дурнейшим образом возмечтав, по обольщению змия, завладеть божественными и возвышенными сверх-сущими вещами, оказался унесенным в смерть и истление; и люто пал тот, кто желал похитить для себя Божие достоинство. И это было в высшей степени справедливо, так, чтобы желавший возвыситься, был смирен крайним смирением. Потому что всяк возносяйся, смирится ( Лк. 14, 11 ), как пытающийся похитить себе то, что Бог не даровал ему. Никтоже сам себе приемлет честь, как сказал великий апостол, но званный от Бога (дающаго ее) ( Евр. 5, 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

Вследствие этого, произошло смешение обоих царств. В помощь к первому пришел «живой дух», который образовал видимый мир. В нем разлита световая материя, как душа, называемая также Сыном Божиим. Дальнейшее развитие имеет своею задачей освободить, выделить из материи попавший в нее свет и перенести постепенно освобождаемыя части на солнце и луну. Если вся световая материя олицетворяется в Сыне Божием, то при указанном процессе он раздвояется: онь, заключенный в материю, есть Иисусь Страждущий, а поскольку части света освобождаются и переносятся на солнце, он есть Иисус Нестраждущий. Иисусу в Его работе помогает Св. Дух, живущий в эфире, в то время, как злые духи, демоны, всячески препятствуют ему. Человек – образ смешеннаго мира; в нем две души – световая и злая душа. Царь мрака собрал большую часть находившагося у него света и заключил его в Адаме. Затем он создал ему из ила Еву в намерении пленить Адама чрез страсть, раздробить обитающую в нем световую натуру и сделать чрез такое ослабление невозможным его освобождение. Цель, повидимому, достиглась: свет мировой души индивидуализировался в потомстве и заключался в многочисленныя темницы (тела), таким образом сила его к возвышению слабела. Уже первое супружество (оплодотворение) было первым грехом. Но люди все-таки не погибли Преступление заповеди – не вкушать от указаннаго Древа Жизни, исходило от благого Бога. Человек грешит, но собственно не он, а господствующее над ним его тело, – это тюрьма с злою душею. Его греховность есть результат слабости, и поэтому, ему достаточно покаяния, чтобы получить прощение. Чрез саму себя не может освободиться плененная световая душа. Царствующий на солнце Христос, это светлая душа, не оскверненная материей. «Иисус Нестраждущий» сходит к людям, введенным в заблуждение чрез язычество и иудейство. Он воспринял только видимое тело, страдания переносил только кажущияся. Он учил, как люди должны постепенно освобождаться от материи и как они возвратятся в свое Небесное Отечество. Но уже Его апостолы не поняли надлежащим образом Его учение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

47 . И нераздельное и неразрывное соединение двух естеств – Божественнаго и человеческаго – происходящее в Воплощении Слова, как не доходит до ума такого рода безумцев и совер-шенно исключает их из числа питомцев Благочестия (а таковыми являются Нестории 44 и Павлы 45 и Феодоры 46 и единомышленники их богоборческаго изступления) 47 , так и желающих смешать естества (Божественное и человеческое в Богочеловеке) и пытающихся сделать единое естество из двух естеств, оно отстраняет от собрания благочестивых. Потому что, как ни Слово, воплощаясь, воплотилось – согласно их безумию – изменив Свою (Божественную) природу обращением ея в плотскую, так ни плоть, сочетанную с умом и душею, которую прияло от Девы, Сей Богородицы, Оно изменило в Свое Божественное естество и обратило ея в Божественное существо; но пребыло Оно неизменным и выше всякаго превращения и свободным от какого-либо смешения, и облачилось в плоть нам единосущную, и ради нас стало воистину Человеком. Пребыла же и плоть (приятая Им от Богородицы) неизменной и без какого-либо изменения и смещения (с Божественной природой Слова) и соответствующей Слову для сочетания с нею, и соединенной с Ним согласно нераздельной ипостаси, и имеющей единосущее с нами и сохраняющей в отношении всего относящагося к естеству и существу и бытию неизменное подобие с нами, не терпящей же никакого разделения со словом или допускающей разсечения или разлучения (с Ним); но являясь собственной и личной плотью Самаго Слова и сходясь для соединения с Ним в одну ипостась, она является находящейся и пребывающей в своих границах естества (человеческаго); являющей, действительно, различие с Ним в отношении Его Божественнаго естества, различия же с Ним в отношении Лица не знающей, но истинно соделывающейся с Ним во едину и единственную ипостась и Ея единственной и в то-же время составленной, потому что Она не простая и не несоставленная 48 , но не составляющей с Ним одну составленную природу являющей; потому что такое превратное суждение является началом смешения и служит основанием для еретических утверждений, говорящих об оном изменении, происходящем на основании превращения одной из двух природ во Христе в другую: Божественной – в человеческую или, наоборот, человеческой – в Божественную.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

32 . Но Дева и Всенепорочная и Превосходящая всякую тварь, приявшая Бога в Своем чреве, – услышав о Божественном зачатии и узнав о чудесном чревоношении и получив благовестие относительно поразительнаго рождества, чудясь реченному Ей и зная женское естество и сравнивая с зачатием, происходящим у женщин по естественным законам, и принимая во ум роды, бывающие у них, как никогда не бывающие без схождения с мужем, и в то же время видя Себя неприкосновенной и не вкусившей такого общения даже и в Своих мыслях, говорит Архангелу Гавриилу, возвещающему Ей таковыя величия, таковыя великия дела Божия открывающему и возвещающему Ей благия возвещения радости: Како будет сие, идеже мужа не знаю? Как Мне поверить твоим речам, говорящим о том, что является выше человеческаго естества? Я видела множество женщин, которыя родили детей, и ни одну из них не знала, которая родила бы без сожития с мужем. И какь это произойдеть со Мною без стечения естественных законов? И как Я буду Матерью Сына, Мужчины, когда Я отнюдь не имею прикосновения к мужчинам? Может быть, ты считаешь, о, Ангеле, что поскольку Я обручена мужу по Моисееву закону, то Я увидела и брачное ложе, на основании котораго происходят и зачатия и чревоношения и роды? Но Я никоим образом не имела брачных сношений с Моим обручником и хранителем. Так, как же ты Мне возвещаешь зачатие и рождение и, конечно, последующее воскормление имеющаго родиться от Меня Сына? 33 . Но ужели тебе не известно, о, служителю Благих возвещений, превышающих естество, что Мария не разделяла трапезу с мужчинами и не имела никакого общения и не вела бесед с юношами? Познай светлость Моего девства и не говори Мне о неискусомужном зачатии. Познай величие Моей непорочности, и не говори Мне о не-невестном чревоношении. Познай безупречность Моего целомудрия, и не вещай Мне о рождении, сущем помимо естественных законов. Познай неприкосновенную Мою чистоту, и не взывай Мне о невероятном кормлении девственной грудью. Ужели тебе не известно, что почти с самаго Моего рождения, Я была воспитана во Святая Святых, где мужчина не находится, куда никто из мужей не входит, куда никто из мужескаго пола не вступил ногой? Познай почтенный образ Моей жизни, и не убеждай Меня к плотскому образу мышления. Познай непорочность Моего поведения, и не подозревай во Мне обычая свойственнаго матерям.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

13 . Но создавший и приведший его раньше из небытия в бытие, увидев его в таком (бедственном) положении, сжалился над ним и, сжалившись, помиловал его; и, помиловав, милосердствует о нем; и, умилосердившись, как человеколюбец, – потому что Он благ и человеколюбец, – по Своему божественному милосердию побуждается к тому, чтобы спасти его, призвать его в первичную его славу и достоинство, и исполняет Свой древний и вместе с этим человеколюбивый замысел (план), который с древних пор Онь человеколюбиво замыслил. Потому что Он, как Создатель, не снес того, чтобы видеть Свое творение гибнущим и погибающим в земле и истлении. 14 . И что это за план, который Бог замыслил для спасения и искупления людей? – Да возвестит это чудесный Исаия, который, предсказывая и безсеменное зачатие Бога, и предвещая девственное рождение Его, воспевая Богу благодарственную песнь за исполнение сего божественнаго замысла, воскликнул: Господи Боже мой, прославлю Тя, воспою имя Твое, яко сотворил еси чудная дела, совет древний истинный: да будет. Яко положил еси грады твердыя в персть, еже пасти основаниям их, нечестивых град да не созиждется во век. Сего ради благословят Тя людие нищие, и гради человеков обидимых возблагословят Тя. Был еси всякому граду смиренному помощник, и изнемогающим за оскудение покров, от человек злых избавиши их ( Ис. 15, 1–4 ). Вот, это и являются, братие, Божественныя благия возвещения; это мы вам и благовествуем сегодня, но уже не как имеющее сбыться в будущем, но как уже божественным образом сбывшееся и спасшее человека от осудительнаго приговора и возведшее его в первобытную его славу, и блаженство, и сотворившаго его, как это и было прежде, другом Божиим. 15 . Каким же образом осуществляется Богом наше спасение, или, каким образом совершается наше воззвание? Внимательно и вдумчиво слушайте (потому что это принадлежит мудрости и премудрости, и превосходит всякую человеческую мудрость 24 , вникая в Божественный замысел и в достоинство Божественнаго возвещения. Создавший в начале человека и по образу Своему сотворивший его, не иначе судит спасти человека и искупить Свой образ, как только так, чтобы Самому стать по естеству человеком и, облекшись в плоть, Свой образ соделать Своей одеждой.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

Напротив, это я, созерцая Тебя, испытываю волнение и исполняюсь страхом и трепетом; напротив, это – я изумляюсь Твоему величию и бываю одержим великой боязнью; я страшусь величию Твоей благодати; я поражаюсь Твоему сиянию. Я есмь раб Божий и служитель; Ты же – Матерь Божия, Матерь моего Владыки и Творца; Ты – и Родительница и Кормительница Своею девственною грудью Того, Кто всякой плоти дает пищу во благовременнии ( Пс. 144, 15 ). Я – слуга Божий и ответственный исполнитель Его воли; Ты же Самого Бога имеешь плотию обитающаго в Твоем чреве и как Жениха, происходящаго от Тебя и всем уделяющаго радость и всем дарующаго божественное озарение. Потому что в Тебе, о, Дево, Бог – как бы на некоем чистейшем и сияющем небе – положи селение Свое ( Пс. 18, 5 ); и от Тебя яко Жених от чертога Своего исходит; и, подражая течению исполина, пройдет в жизни путь, имеющий быть спасительным для всех живущих, и простирающийся от одного края небес до другого, и исполняющий вселенную божественною теплотою и вместе с этим и озарением живительнаго света 29 . 27 . На этом основании я снова приношу Тебе этот блаженный призыв к радости: Радуйся, Благодатная, Господь сь Тобою. Я пришел, принося людям радость, а не – губительный ужас: я являюсь служителем радости, а не – слугою печали; я – посланник радости, а не – возвеститель скорби. Зачем же Ты страшишься меня, кто, напротив, сам полон благоговейнаго страха пред Тобою? Почему испытываешь нерешительность перед тем, кто сам робко взирает на Твое достоинство? Зачем чувствуешь боязнь перед мною, кто благоговеет пред Твоим сиянием? Я являюсь рабом и малейшим служителем Твоего Чада и Порождения. Он меня, не бывшаго в бытии, сотворил; Сам послал меня из небесной области к Тебе для того, чтобы объявить Тебе Его приносящее радость Пришествие; я возвещаю Тебе Его неописуемое зачатие; сообщаю Тебе Его несказуемое воплощение; сказую Тебе Его рождество, сущий источник всякой радости. 28 . И посему я говорю Тебе, Всепетая Дево: Не бойся, Мариам, обрете бо благодать от Бога. Ты обрела благодать, каковую не обрела еще ни одна женщина из всех женщин в совокупности; Ты обрела благодать, каковую еще никто не ведал; Ты обрела благодать, каковую еще никто не воспринимал.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010