16 Мая. Поучение о том, как будут восприниматься идолопоклонники Так осрамил себя дом Израилев: они, цари их, князья их, и священники их, и пророки их, – говоря дереву: «ты мой отец», и камню: «ты родил меня»; ибо они оборотили ко Мне спину, а не лице; а во время бедствия своего будут говорить: «встань и спаси нас!» ( Иер.2:26–27 ) Воистину, братья, осрамятся все те, кто не видит дальше дерева и камня, и кто в безумии своем говорит: человек весь из растительного и минерального состава и с ним происходит то же, что с растениями и минералами. Повернутые спиной к Творцу, они не могут видеть ничего, кроме твари, и, забывая Творца, тварь объявляют Творцом. Природа, говорят, человека создала и родила, поэтому человек меньше природы, ниже природы, он слуга природы, раб на цепи природы, мертвец во гробу природы. Осрамятся те, кто так говорит, когда настанет бедствие, и будут говорить: Встань и спаси нас! Зачем говорить Богу: «Встань»? Как будто Бог лежит! Не лежит Бог, а стоит – стоит и ждет, чтобы помочь каждому, кто с верой и смирением ждет помощи от Него. Но те, что целовались с деревом и камнем, уповая на свою силу, Его повалили в жизни своей, и удалили из жизни своей. Поэтому, когда настает бедствие, кричат Ему: «Встань!» А Господь кроток, встает и идет на помощь каждому раскаявшемуся. Пусть грешник покается истинно и, отбросив грешную свою любовь, пусть обратит любовь к Богу – и тогда Бог ему поможет. Пусть только он повернется спиной к мертвому дереву и камню, а лицом к Богу Живому – и Бог его избавит. Потому что Всемогущий не злопамятен и не мстителен. Он создал людей не для смерти, а для жизни. О, братья, не следует искать помощи у беспомощных, а жизни у безжизненных. Давайте повернемся лицом к Живому Создателю нашему, Который дал нам лицо, светлее лица любой иной земной твари. Давайте вернемся от западного неверного пути к восточному пути, ибо на этом пути спасение. Только давайте поспешим, пока наш последний день на земле не утонул во мраке запада. О, Господи Вознесшийся, вознеси разум наш на небеса. Очисти его от мрака и облегчи его от земли, Светоносный Создателю наш. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

18 Апреля. Поучение об исполнении пророчества ... Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление ( Пс.15:10 ) Это слова вдохновенного тайновидца, слова светлые, пророческие. Это Давид говорит о Христе Господе, о душе Его и о теле Его, то есть о том, что в Нем человеческое. Что эти слова Давида относятся к Христу Воскресшему, засвидетельствовал апостол Петр в своей первой речи, сразу после схождения Духа Святого ( Деян.2:27 ). Ибо он говорит: Давид и умер, и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Следовательно, эти слова не могут относиться к Давиду, даже если он говорит это как бы от себя и о себе, а относятся они к какому-то потомку Давида по плоти. Плоть Давида истлела, как истлела и плоть иных его потомков. Христос же – его потомок по плоти, Который не оказался в Аду и плоть Которого не изведала тления. Предвидевший (Давид) говорит о Воскресении Христовом. Воистину, блистательное пророчество! Воистину, чудесное провидчество! Но сколь непонятными и неразумными должны были казаться эти слова иудейским толкователям Псалмов до Воскресения Господа! Когда была снята печать с гробовой плиты, была снята печать и со многих довольно темных и непонятных пророчеств. Христос воскрес, и тайна стала явью. Гробовая плита снята не только с Его Святого Тела, но и с многочисленных слов и видений пророческих. Христос Воскрес – и пророческие слова воскресли. Сойдя в Ад, Господь вывел души праведных отцов и пророков на свет небесный, а Своим Воскресением вынес их слова и видения на свет разума и истины. Христос Воскрес – и все доброе, праведное и истинное до и после Воскресного утра воскресло. О Воскресший Господи, причисли и нас к воскресшим обитателям Царства Твоего Бессмертного! Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

19 Июня. Поучение о сохранении сердца Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни ( Притч.4:23 ) В сердце воля, в сердце любовь, в сердце разум – в сердце образ Пресвятой Троицы Божией. Сердце – это дом Отца, жертвенник Сына и мастерская Духа Святого. Бог сердца хочет: сын, дай Мне сердце! О, брат мой, больше всего хранимого храни сердце твое! Пусть горы перевернутся, пусть моря высохнут, пусть тебя друзья покинут, пусть от тебя уйдет богатство, пусть твое тело черви сточат, пусть мир обрушит на тебя все издевательства, которые существуют, ты не бойся, храни только сердце свое, храни его и прилепи его к Господу, подай его Господу. Из сердца проистекает жизнь; но откуда жизнь в сердце, если в нем не пребывает дыхание Хозяина и Источника Жизни – Бога? Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое ( Мф.12:35 ). Это слова Господа, Который наполняет сокровищницу сердца твоего богатством Своим. Что такое добрый человек? Это доброе сокровище сердца. Что такое злой человек? Это злое сокровище сердца. Из сердца (злого человека) исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления ( Мф.15:19 ); из доброго сердца исходят мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание ( Гал.5:22–23 ). Видишь, каким огромным складом является сердце человеческое? Видишь, сколько всего может вместиться в сердце человеческое? О, брат, Сам Бог Дух Святой, когда благоизволит, может вместиться в сердце человеческое. И не только может, но и хочет. Только Он ждет, чтобы ты подготовил сердце для Него. И чтобы обратил его в храм, потому что Бог Дух Святой только в храме обитает. Как змея хранит голову, так и ты, сын мой, храни сердце свое. Больше всего хранимого храни, сын мой, сердце твое! Потому что в него входит и из него исходит жизнь, которая от Живого Бога. Господи Жизнедавче, помоги нам сохранить сердце свое – для Тебя, для Тебя, Господи! Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

19 Января. Поучение о таинственной Божественной Троичности Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном ( 1Ин.5:7–8 ) Когда читаем Священное Писание , мы должны внимательно относиться к каждому слову. Читающий бегло, например, не заметит разницы, которую Евангелист отмечает между Троичностью небесной и троичностью земной. О небесной Троичности он говорит: и Сии три суть едино, о земной же: и сии три об одном. А между быть едино и быть об одном – огромная разница. Отец, Сын и Дух Святый суть едино, тогда как дух, и вода, и кровь только об одном, а не едино. Ведь и враги могут быть в одном, однако не едино. Все люди на земле в одном, но не едино. Вода и кровь составляют тело, а дух есть дух. Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти ( Гал.5:17 ); они, значит, не едино, хотя и в одном. И когда человек умирает, общность разрывается и прекращается: кровь и вода идут в одну сторону, а дух – в другую. Тогда как лишь Божественная Троичность на небесах не только в одном, но и едино. Но есть и троичность на внутреннем небе человеческом, которое должно быть не общностью, а единством, чтобы человек имел блаженство и на этом, и на том свете. Это единство ума, сердца и воли. Пока эта троичность находится лишь в общности, до тех пор человек в противоборстве с самим собой и с небесной Троицей. Когда же эта троичность станет единством, когда ни одно из составляющих не господствует и не рабствует, тогда человек наполняется единым миром, который превыше всякого ума ( Флп.4:7 ), всякого слова, всякого объяснения, всякого страха и всякой скорби. Тогда малое небо в человеке начинает походить на великое небо Божие; и образ, и подобие Божии становятся тогда выразительными в человеке. Господи Триединый, помоги нам быть подобными хотя бы на тех, которые подобны Тебе. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

1) как Бог в начале сотворил небо и землю; 2) как земля была без вида и обустройства; 3) как Дух Божий носился [в серб, букв.: воздвизался. – Пер.] над водою . Проповедь об основании и краеугольном камне Быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем. Еф. 2:20 Основание Апостолов и пророков – это, братья, жизнь и труды Апостолов и пророков. Это Ветхий и Новый Завет. Кто соединяет Апостолов и пророков? Христос Господь. Без Него ни пророк не понял бы апостола, ни апостол пророка. Христос же – это исполнение пророков и свидетельство Апостолов. Таким образом, Он краеугольный камень, связывающий пророков с Апостолами и держащий их воедино, как и вообще краеугольные камни стягивают стены воедино. И весь Ветхий и Новый Завет объединяются в Нем, обретают в Нем свой смысл, обращаются вокруг Него, вдохновляются Им, поддерживаются Им – Господом Иисусом Христом. Где бы могли сойтись и уразуметь друг друга язычники и иудеи, если не в Иисусе Христе, Господе? Нигде, кроме как в Нем. В Нем и через Него сплачиваются они в единого Нового Человека, в единое бессмертное тело, в единую Святую и Соборную Церковь . И тело, и душа сочетаваются в высшем, святом дружестве только посредством Господа Иисуса. Связь души и тела была враждебной вплоть до Его пришествия во плоти, и вражда сия способствовала погибели души. Христос примирил и освятил и душу, и тело. Так стал Он краеугольным камнем всякого бессмертного и богоугодного строения, будь то отдельный человек, или семья, или народ, или весь человеческий род, или настоящее, или прошлое, или будущее, или ветхозаветное, или новозаветное. Он – главная опора (в серб, букв.: скала. – Пер.) в любом сооружении, подобно тому как Он глава в теле Божией Церкви. О Господи Иисусе Христе, краеугольный камень спасения нашего, помилуй и спаси нас. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 14 ноября 1. Св. апостол Филипп . Родом из Вифсаиды близ Галилейского озера, как и Петр и Андрей. С малых лет наученный Священному Писанию , Филипп немедля откликнулся на призыв Господа Иисуса и пошел за Ним ( Ин. 1:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

1. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа . На третий год Своей проповеди на земле Господь Иисус Христос всё чаще говорил Своим ученикам о Своих близких страданиях, а вместе с тем – и о славе Своей после страданий на кресте. Дабы Его предлежащие страдания совсем не обескуражили Его учеников и дабы не отпали они от Него, Он, Премудрый, захотел прежде Своих страданий явить им отчасти Свою Божественную славу. Посему, взяв с Собой Петра, Иакова и Иоанна, взошел он с ними ночью на гору Фавор и преобразился там перед ними. И просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет [ Мф. 17:2 ; в серб.: как снег (ср.: Мк. 9:3 ). – Пер.]. И явились подле Него Моисей и Илия, великие ветхозаветные пророки. Видя сие, ученики изумились. И сказал Петр: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии ( Мф. 17:4 ). Но пока еще Петр говорил, Моисей и Илия удалились, а Господа и учеников осенило светлое облако, и из облака раздался голос: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте ( Мф. 17:5 ). Услышав сей голос, ученики как мертвые пали ниц на землю и оставались так лежать в страхе [и трепете], пока Господь не подошел к ним и не сказал: Встаньте и не бойтесь ( Мф. 17:7 ). Почему Господь взял с Собой только троих учеников, а не всех? Потому что Иуда не был достоин видеть Божественную славу Учителя, Которого намеревался предать; а его одного Господь не хотел оставить под горой, чтобы предатель тем самым не оправдывал своего отступничества. Почему преобразился Он на горе, а не на равнине? Дабы научить нас двум добродетелям: трудолюбию и богомыслию. Ибо восшествие на высоту требует усилий, а сама гора отображает высоту наших мыслей, то есть богомыслие. Почему преобразился Он ночью? Потому что ночь более, чем день, подходит для молитвы и богомыслия, заслоняя мраком всю земную красоту и отверзая великолепие звездного неба. Почему явились Моисей и Илия? Дабы не оставить камня на камне от иудейского заблуждения о том, что Христос – якобы некий из пророков: Илия, Иеремия или кто-то еще. И потому являет Он Себя Царем над пророками, а Моисей и Илия обнаруживают себя Его рабами. Дотоле Господь неоднократно показывал ученикам Свою Божественную силу, а на Фаворе явил Он им Свое Божественное естество. Это созерцание Его Божества и слышание небесного свидетельства о Нем как о Сыне Божием должно было во дни Господних страданий послужить Его ученикам к укреплению непоколебимой веры в Него и в Его окончательную победу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

1 Января. Поучение о Самуиле О сем дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошение мое, чего я просила у Него; и отдаю его Господу на все дни жизни его, служить Господу ( 1Цар.1:27–28 ) У Бога испрошенным и Богу посвященным был Самуил, пророк и вождь народа израильского. Блаженная Анна, бездетная мать его, слезами и жертвами испросила его у Бога. И его, единственного сына, наибольшее благо свое, отдала с самого детства на служение Господу. Мудрая мать считает своих детей не своими, а Божиими. Божии они и когда их Бог дает, и когда их Бог забирает, но более всего они Божии, когда их мать сама Богу посвящает. Божий дар возвращается Богу как ответный дар. Ибо мы ничего своего не имеем, чтобы дать Богу, а только то, что от Него получаем. И жил отрок Самуил при храме среди испорченных сыновей священника Илия, однако не испортился. И Господь не пожелал являться грешным старикам, а явился этому чистому ребенку... Ибо Самуил исполнял волю Божию и не позволил, чтобы осталось хоть одно из слов Его неисполнившимся ( 1Цар.3:19 ). И был Самуил судиею народу израильскому от юности до старости, и не сделал ничего плохого ни Богу, ни людям. И Бог дал ему силу, и он пророчествовал и творил чудеса; всех врагов Бога и врагов народа он победил, и двух царей помазал – Саула и Давида. А когда состарился, то созвал народ и спросил, учинил ли когда-либо над кем-то насилие или взял ли от кого что. А народ единогласно ответил: ты не обижал нас, и насилия над нами не чинил, и не притеснял нас, и не взял ничего из чьей-то руки ( 1Цар.12:4 ). Вот такой человек был тот, кто Богом дарован и Богу в ответный дар принесен и кто возрастал с благословением Божиим и благословением материнским. Пусть же матери используют пример Анны блаженной; пусть судьи и вожди народные используют пример Самуила праведного. О Господи Святый и Пресвятый, Благий и Преблагий, отвори души наши, чтобы мы видели святость и благость Твою, да чтобы раскаялись в злых делах своих. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

21 Апреля. Поучение о воскресении мертвых Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? ( 1Кор.15:35 ) Апостол Павел заранее знает о сомнениях, которые неверующие будут выражать по поводу воскресения из мертвых, и заранее отвергает их. Как воскреснут мертвые? – спрашивают и сегодня неверующие, которые не видят чудес воскресения в природе ни телесным зрением, ни тем более духовным. Безрассудный! – продолжает апостол, – то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. Пока семя в земле не умрет, не прорастает злак, то есть нечто совсем отличающееся от семени. Но неверующий смотрит своими глазами и не видит, а продолжает спрашивать: «Как это может воскреснуть мертвый человек?» Как? Так, как Христос Воскрес. Он сошел мертвый во гроб, а восстал Живой. Воскресение из смерти показывает и природа; но убедительнее природы показывает Воскресший Господь. Чтобы нам было легче верить и надеяться – верить в Воскресение вообще и надеяться на собственное наше воскресение, Он Сам Воскрес из гроба, воскресив перед этим Лазаря Четверодневного, сына Наинской вдовы и дочь Иаирову. «Но в каком теле восстанут мертвые?» – спрашивают неверующие. В таком, в каком Бог пожелает. У Бога имеется бесчисленное множество видов тел. Однако апостол делит все тела на две группы: земные и небесные. В небесные тела, следовательно, облекаются те, кто умер в земном теле: нетленным заменится тленное, бессмертным заменится смертное, прекрасным заменится безобразное. Однако и в небесном теле человек узнает себя и других вокруг себя так же, как узнает себя и когда одет в нищенские лохмотья, и когда облачен в царскую порфиру. Господи Пребогатый, не предай нас вечному тлению, но как царских сынов облачи нас в одеяния бессмертные. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

23 . Богу легко спасти и покарать. Но Он всегда охотнее спасает, нежели карает. Впрочем, и когда карает, то Его цель – не наказание ради наказания, а предостережение ради спасения. Когда эфиопский царь с миллионом воинов и тремястами боевыми колесницами вторгся в Иудею, так воззвал ко Господу иудейский царь Аса: Господи! не в Твоей ли силе помочь сильному или бессильному? помоги же нам, Господи Боже наш: ибо мы на Тебя уповаем… И поразил Господь Ефиоплян пред лицем Асы… так что у них никого не осталось в живых ( 2Пар.14:11–13 ). Большинство не в числе, а в Господе. И одиночка с Господом всегда в большинстве. 24 . Об избавлении от грозного и гораздо более сильного врага так молился праведный царь Иосафат: Боже наш! Ты суди их. Ибо нет в нас силы против множества сего великого, пришедшего на нас, и мы не знаем, что делать, но к Тебе очи наши! Тогда пришло слово от Господа через некоего Иозиила… левита из сынов Асафовых, который сказал: Не бойтесь и не ужасайтесь множества сего великого, ибо не ваша война, а Божия ( 2Пар.20:12,14,15 ); и вместо того чтобы сражаться, войско Иосафата принялось воспевать хвалебные песни во славу Божию. И возмутились враги между собой и перебили друг друга, так что в живых [среди них] не осталось никого. На войне Бог не только помогает тем, кто искренне верит и прославляет Его в молитвах с сокрушенным сердцем, но и Сам ратует – легко и паче чаяния поражая любого неприятеля. 25 . Многие удивляются, почему так много войн внесено в Священное Писание , словно это некая военная история. Не следует тут ничему дивиться. Ведь даже мир на земле – это своего рода ратование и противоборство добра со злом. А во время войны многие возвращаются к Богу, начинают веровать, каяться и молиться. Без войн многие в условиях мира погубили бы свою душу. И еще: на фронте наиболее отчетливо проявляется Божие всемогущество и людское ничтожество. Посему Бог в Священном Писании постоянно именуется Господом сил (Господом Саваофом) ( Ис.6:3 ). Божие чудеса в периоды войн многочисленнее и очевиднее для людей, чем во времена мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

24 Мая. Поучение о неодолимости воли Божией И подумал я: не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и –не мог ( Иер.20:9 ) Если кто-то еще сомневается, что Бог говорил устами пророков, пусть почитает эту исповедь великого пророка Иеремии и больше не сомневается. Пророк признается, что решил более не говорить во имя Господне. Почему? Потому что мало кто обращал внимание на слова его, а если кто-то и обращал внимание, пророк терпел поношения и насмешки каждодневные. Но когда он решил молчать, действительно ли замолчал? Нет, не смог: истомился, удерживая его, и – не смог. С неодолимой силой Дух Божий заставлял его говорить, и он должен был говорить. Следовательно, от пророка не зависит, хочет ли он говорить и что ему говорить: это зависит от Духа Божия Всемогущего. А пророк – лишь избранное орудие Духа Божия Всемогущего. Так написано все Священное Писание – не по воле человека, а по воле Бога, и не по уму человеческому, а по уму Божию. То, как ощущается слово Божие, когда оно входит в пророка от Духа Божия, рассказывает великий Иеремия, исходя из своего собственного опыта: было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих. Вот что означает вдохновение от Духа Божия Всемогущего. Под таким неодолимым внутренним давлением – как под давлением огня, заключенного в костях – писали святые Божие люди. И многие из них восклицали: я истомился, удерживая его, и – не могу! Кто воспротивится Духу Божию без наказания и погибели? Кто сможет Его превозмочь, если Он захочет что-то сказать или сделать? О, братья мои, неодолимо действие Бога Духа Святого! О, Душе Божий Всемогущий, направь нас неодолимо на путь спасения. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010