16. Анастасий Братановский (Романенко) хирот. 20 дек. 1797 из архим. Новоспасских; 15 сент. 1801 пожалован в архиепископа; 20 дек. 1805 перев. в Астрахань. 17. Варлаам Шишацкий 20 дек. 1805 перев. из епарх. Волынской; 23 мар. 1808 пожалован в архиепископа; 1 мая 1813 лишён сана, † в сент. 1821. 18. Даниил Наттон-Михайловский (Мирдамский) 6 июля 1813 перев. из Волыни, а 9 мар. 1816 пожалован в архиепископа; † 31 мая 1821. 19. Иоасаф Сретонский 7 июля 1721 перев. из Смоленска; † 1 мар. 1327. 20. Павел Павлов (Морев) 19 мар. 1827 перев. из Вятки, а 7 авг. 1831 – в Тобольск. 21. Гавриил Городков 26 авг. 1831 перев. из Калуги; 30 апр. 1833 велено именоваться «Могилевский и Мстиславский»; 25 дек. 1833 пожалован в архиепископа; 18 июля 1837 перев. в Рязань. 22. Смарагд Крыжановский 15 июня 1837 перев. из Полоцка, а 6 апр. 1840 перев. в Харьков. 23. Исидор Никольский , епископ, 19 апр. 1840 перев. из Полоцка; с 5 апр. 1841 архиепископ; 12 нояб. 1844 сделан экзархом Грузии (архиепископ Карталинский). С 1 мар. 1858 митрополит Киевский. 24. Анатолий Мартыновский , из викариев Волынских, перев. 22 нояб. 1844; 19 апр. 1853 возведён в архиепископа; 17 июля 1860 уволен, по прошению. Живёт (1868) в Горбовецком мнтре Кишинёвской епархии. 25. Евсевий Орлинский , архиепископ, 29 авг. 1860 перев. из Иркутска; до ныне (1872). Полоцкая епархия упом., по летописям, в начале XII века; соединена с Могилевской в 1661 г. I. Епископы Полоцкие 1. Мина хирот. 13 дек. 1105; † 20 июня 1116. 2. Козма хирот. 1143 (Ипат., 19); упом. с 1147 и 56 (Ипат., 80). 3. Дионисий † 1182 (Ипат., 127). 4. Николай , с 1182 (Ипат., 126, 127). 5. Владимир , 1218. 6. Алексий , 1231. 7. Симеон , 1274. (См. Тверскую епархию). Иаков . (В Лифляндских актах). 8. Григорий , 1331. 9. Феодосий хирот. 1392; упом. до 15 нояб. 1415. 10. Симеон , около 1450. 11. Каллист , 1458. II. Епископы Полоцкие и Витебские 12. Лука , 1495–1503, дек. 26. 13. Евфимий Окушкович , 1509; архиепископ Полоцкий и Витебский 5 июля 1511 (Акт. Зап. Рос., II, 67, 68).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

17 декабря 1950 года Старайтесь жить по воле Божией Слово на Евангелие от Луки, гл. 19, стихи 12–28 Чрезвычайно важная притча Христова о рабах, получивших десять мин, может показаться странной и не совсем понятной. Каков ее смысл? Господь говорит здесь обо всех христианах и нехристианах, которые будут жить на земле после Его Вознесения на небо и до Его Второго Пришествия на Страшный Суд. Это Он под видом некоторого знатного человека ушел в дальнюю страну, к Отцу Своему, чтобы получить Царство, власть над всем миром, а потом возвратиться, когда настанет время. Уходя в эту страну, Он призвал достойных – тех, кто уверовал в Него,– и дал им Дары Святого Духа, каждому свой дар. Полученное они должны были употребить так, чтобы умножить благодать, стать совершенными, чистыми перед Богом. Но граждане ненавидели Его и отправили вслед посольство, сказав: «Не хотим чтобы Он царствовал над нами» ( Лк. 19:14 ) Это кто такие? Да те, кто не признает Христа, кто не уверовал в Него. Они не хотели и до сих пор не хотят, чтобы Он царствовал, не желают подчиняться Его святому закону, ставят своих по духу царей. Куда же они отправляют посольство? Конечно, не к Богу, а к дьяволу ,– у него просить защиты и помощи. Апостол Лука повествует далее, что «когда» господин «возвратился, получив Царство», то «велел призвать рабов, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел. Пришел первый и сказал: «Господин, мина Твоя принесла десять мин». И сказал ему: «Хорошо, добрый раб, за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов». Пришел второй и сказал: «Господин, мина твоя принесла пять мин». Сказал и этому: «И ты будь над пятью городами " " ( Лк. 19:16–19 ). Когда придет на землю Господь наш Иисус Христос во второй раз, то у всех христиан, получивших во Святом Крещении благодать Святого Духа, Он потребует отчета в том, как были употреблены эти дары. Спросит, были ли мы нерадивыми, презирали их или же старались всеми силами нашей души приумножить их, стремились очистить сердца наши, вложить в них святые заповеди Христовы и творить их. И придут одни и скажут, что прилагали все силы, чтобы умножить дары Святого Духа, и что одна мина принесла им десять мин. Это святые праведники, достигшие великого совершенства перед Богом, им принадлежат все радости вечной жизни. Те же, кому мина принесла пять мин, – это люди, тоже усердно работавшие Богу, творившие Божию волю. Но они не были так сильны духом, как первые. Их похвалит Господь: «Так как вы по мере ваших сил трудились, то получите и вы вечную награду».

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Притча о минах сходна с приведенной у евангелиста Матфея ( Мф.25:14–30 ) притчей о талантах. Евангелист Лука поводом к произнесению этой притчи указывает то обстоятельство, что Господне возвещение о спасении дома Закхея (стих 9) слышали ученики Христа и, вероятно, бывшие у Закхея гости, которые поняли это возвещение в том смысле, что скоро Христос откроет Царство Божие для всех (Господь находился всего в 150 стадиях от Иерусалима). Понятно, что царство, которого они все ожидали, было внешнее, политическое. Чтобы рассеять такое ожидание, Господь и сказал нижеследующую притчу. Лк.19:12 .  Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться; Очень может быть, что когда Господь говорил о человеке, хлопотавшем о получении себе царской власти, то имел в виду иудейского царя Архелая, который через путешествие в Рим добился своего утверждения в царском достоинстве, несмотря на протесты его подданных (Иосиф Флавий, «Иудейские древности», XVII, 11, 1). Так и Христос, прежде чем получить славное царство, должен будет уйти в «дальнюю страну» – на небо, к Отцу Своему, и потом уже явиться на земле во славе Своей. Впрочем, такое сравнение нет необходимости делать, так как главная мысль в притче не эта, а мысль об осуждении лукавых рабов (стихи 26–27). Лк.19:13 .  призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь. Человек призвал десять своих собственных ( αυτο) рабов, от которых мог ожидать, что они будут соблюдать Его интересы (ср. Мф.25:14 ). «Мин». Мина еврейская равнялась ста сиклям, – т.е. 80 рублям 23 . Аттическая мина равнялась ста драхмам – если это была мина серебряная, т.е. 20 рублям 24 . Но мина золотая равнялась 1 250 рублям 25 . В Евангелии от Матфея счет ведется более крупный – на таланты, но там человек раздает все свое имение, чего не сказано здесь о человеке, отправлявшемся искать себе царство. «Употребляйте их в оборот», т.е. заведите на них торговлю.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

16. И пришел первый, и сказал: " Господин мой, твоя мина принесла десять мин " . 17. И тот сказал ему: " Похвально, ты хороший слуга; за то, что ты в малом деле показал себя верным, прими под начало десять городов! " 18. И пришел второй, и сказал: " Твоя мина, господин мой, принесла пять мин " . 19. Сказал царь и этому: " Прими под начало пять городов " . 20. И пришел еще один, и сказал: " Господин мой, вот твоя мина! Я держал ее, завернув в платок, 21. потому что боялся тебя: человек ты грозный, берешь, чего не клал, и пожинаешь, чего не сеял " . 22. Тот говорит ему: " Своими же устами изрек ты себе приговор, негодный слуга! Ты знал, что человек я грозный, беру, чего не клал, и пожинаю, чего не сеял. 23. Так что же ты не отдал серебра моего в рост, чтобы я по возвращении получил его с прибытком? " 24. И сказал он своим приспешникам: " Заберите у него мину и отдайте тому, у кого десять мин! " 25. И сказали они ему: " Господин наш, у него уже десять мин " . 26.  " Говорю вам, что всякому, у кого есть, будет дано, а у того, у кого нет, отнимется и то, что у него есть. 27. Что же до этих моих недругов, которые не пожелали, чтобы я сделался над ними царем, приведите их сюда и предайте казни на моих глазах " ».   28. И, рассказав это, Он пошел дальше, поднимаясь к Иерусалиму. 29. И вот, когда приблизился Он к Вифагии и Вифании, у склона той горы, что зовется Масличной, послал Он двоих из числа учеников 30. и сказал им: «Ступайте в селение напротив, и у входа вы найдете осленка на привязи, на которого еще никто из людей не садился; отвяжите его и приведите сюда. 31. И если кто спросит вас: " Почему вы его отвязываете? "  — отвечайте так: " Потому что он нужен Господу! " » 32. Те, кто были посланы, пошли и нашли все, как Он сказал им. 33. Α когда они отвязывали осленка, его хозяева сказали: «Что это вы отвязываете осленка?» 34. Но они сказали: «Он нужен Господу!» 35. И привели они его к Иисусу; и накинув на осленка свои одежды, усадили Иисуса. 36. И когда ехал Он, люди устилали дорогу своими одеждами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Богатство не мешало и не мешает ему в деле спасения; половина ли имения сохранится у него или все, это для него было безразлично, лишь бы заглаждены были его неправды. И Господь одобряет сию жертву богатого мытаря. Днесь спасение дому сему бысть, говорит Господь, зане и сей сын Авраамль есть. Прииде бо Сын Человеческий взысками и спасти погибшаго. Так взыскан и спасен погибавший сын Авраама! Притча о господине, отправившемся в путь для приятия царства, и о розданных им минах ( Лк. 19:11–28 ) Так как Иисус Христос был близко Иерусалима, то и полагали, что Он объявит Себя Царем и давно ожидаемое Царствие Божие откроется. По этому случаю Он сказал притчу: “Один человек высокого рода отправился в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и потом возвратиться. Призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: «Употребляйте их в оборот до моего возвращения». Между тем граждане его ненавидели его и послали вслед за ним посольство объявить: «Мы не хотим, чтобы он царствовал над нами». Несмотря на это, он получил царство. И когда возвратился, то велел позвать к себе тех рабов, которым давал деньги, чтобы узнать, кто что приобрел. Пришел первый и сказал: «Государь! Мина твоя принесла десять мин». И сказал ему: «Хорошо, добрый слуга, за то, что ты оказался верным в малом, будь начальником над десятью городами». Пришел второй и сказал: «Государь! Мина твоя приобрела пять мин». Сказал также и ему: «И ты будь над пятью городами». Пришел еще один и сказал: «Господин! Вот мина твоя, которую я сберегал, завернув в платок. Потому что я боялся тебя, зная, что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял». На это говорит ему: «Твоими же словами я произведу над тобою суд, злой раб! Знал ты, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял, – почему же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, возвратившись, мог получить его с прибылью?» И предстоящим приказал: «Возьмите от него мину и дайте тому, у кого десять мин». Ему сказали: «Государь! У него уже десять мин». На это он отвечал: «Я вам сказываю, всякому у кого есть (потому что есть усердие и способность), дано будет, а у того, у которого нет (ни усердия, ни способности), отберут и то, что у него есть. А между тем врагов моих, именно которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте перед мною! " ” У иудейского историка Иосифа Флавия есть сказание, что по смерти Ирода сын и наследник его Архелай отправлялся к императору Августу в Рим, чтобы от него получить утверждение в царском достоинстве, и что от граждан Иерусалима послано было к Августу пятьдесят человек просить, чтобы он не назначал над ними Архелая царем. Значит, Иисус Христос под видом притчи рассказал действительное событие, случившееся в Его младенчество.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

«И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрёл. Пришёл первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин. И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов. Пришёл второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин. Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.» Как мы уже сказали, возвращение господина, уже в царском сане, означает Второе Пришествие Христа. Но из всех живших до этого времени праведников ни один до Второго Пришествия не дожил. Но, однако, они получили свои награды. Для них пришествием Господним была их смерть, когда они предстали перед Господом, дав отчёт о своих делах на предварительном, частном суде. Полную награду праведники получат после Страшного Суда, но отчасти они получают блаженство уже и после своей смерти. Награды им бывают разные, каждому по достоинству: кто проявил большую ревность к богоугождению, кто оказался более верным исполнителем Божиих заповедей, тот получает и большую награду. Что означают упоминаемые десять и пять городов, принятые ими в управление, знает только Господь и они сами. Мы же знаем только то, что, по слову Христа «в доме Отца Моего обителей много» ( Ин. 14: 2 ). Но и здесь, в этом мире, святые и праведные получают многие награды. Им вручаются благодатные дары – таланты; им даётся вкушать духовные наслаждения во время молитвы. «Пришёл третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берёшь, чего не клал, и жнёшь, чего не сеял». Третий раб тоже получил мину и ему было дано понять, что единственная истинная цель человеческой жизни состоит в служении Богу и спасении души. И он не забыл эту истину и сохранил её в своей памяти. Такое значение имеют и слова «хранил, завернув в платок». Кстати, в греческом тексте Евангелия стоит слово «сударион», которое означает не просто платок, а платок, который в древности носили на голове, а на востоке и по сей день носят.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех... чтобы узнать, кто что приобрел. Когда Христос придет вторично судить людей, когда, так сказать, возвратится к нам, то возвратится Царем Небесным и потребует от нас, рабов Своих, отчет в употреблении дарованных нам благ; и мы должны будем объявить, кто из нас и что именно приобрел, то есть какие добрые дела совершил, что может представить в оправдание своей жизни. Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин... Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин. Похвалил господин рабов тех и дал им в награду управление городами: первому десятью, второму пятью. Предстанет пред Судьей-Христом первый раб и скажет: «Господи! Твое благодатное учение, Твое указание мне пути к Царству Небесному принесло мне большую пользу: я воспользовался им, я полюбил ближних, как самого себя, я облегчал их страдания, я помогал им в нужде, я душу свою положил за них». Придет второй раб и тоже представит в оправдание своей жизни совершенные им добрые дела; придет множество подобных им рабов, и все за свою верность Царю получат награды. Но придут и такие, которым нечем оправдаться, которые беспутно прожили жизнь свою. Господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял. Люди, погрязшие в пороках, редко сознают свою вину. В своей неудачно сложившейся жизни, в своем нравственном падении, в своих гнусных поступках они готовы обвинять всех, даже Бога, но только не себя. «Виноват ли я, — говорит подобный человек, — если Бог не дал мне силы воли противостоять соблазнам? Виноват ли я, если соблазны преследуют меня на каждом шагу? Если среда, в которой я живу, заела меня? Да и когда мне было думать о ближних, если я сам почти всегда нуждался, не всегда имея возможность удовлетворить свои разнообразные потребности, с каждым днем возрастающие? Христовы заповеди я знал; я хранил Его учение и ждал, что обстоятельства мои поправятся, и что я буду иметь возможность подумать и о ближних; не виноват же я, что это время не наступило?»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

И тот слез скорее и радостно принял Его. И, когда все увидели сие, то шептались, говоря, что Он зашел к человеку грешному. Закхей же, встав, сказал Господу: «Се, половину добра моего, Господи, раздам я нищим и, если кого в чем обманул, верну вчетверо». Рек ему Иисус: «Ныне настало спасение дому сему, ибо и он – сын Авраамов. Сын же человеческий пришел искать и спасать погибшее». Слышавшим сие вдобавок сказал Он притчу, ибо был недалеко от Иерусалима, и они ожидали, что тотчас будет явлено Царство Божие. Посему сказал Он: «Один благородный человек уходил в землю далекую, чтобы принять царскую власть и вернуться. Созвав же десять рабов своих, дал он им десять мин и рек им: «Ведите дела, пока я не вернусь». Сограждане же его ненавидели его и послали вслед ему посольство, говоря: «Не хотим сего царем над нами». И было так, что вернулся он, приняв царскую власть. И приказал он позвать рабов, коим дал деньги, чтобы узнать, сколько кто из них нажил, ведя дела. И первый пришел, говоря: «Господин, мина твоя приобрела десять мин». И рек он ему: «Хорошо, добрый раб, поскольку в малом ты был верен, будешь властвовать над десятью городами». И другой пришел, говоря: «Господин, мина твоя сделала пять мин». И сему рек он: «И ты будешь над пятью городами». И другой пришел, говоря: «Господин, вот мина твоя, кою завернул я в платок, ибо боялся тебя, ведь ты человек суровый: берешь, что не клал, и жнешь, что не сеял». И сказал он ему: «Из уст твоих сужу я тебя, негодный раб. Ты знал, что я человек суровый, берущий, что не клал, и жнущий, что не сеял. И почему не отдал ты деньги мои в рост, чтобы я, придя, получил их вместе с прибытком?» И сказал он стоявшим рядом: «Заберите у него мину и дайте тому, у кого десять мин». И сказали ему: «Господин, у него и так десять мин». «Говорю же вам, что всякому имеющему дастся, и он будет избыточествовать. У не имеющего же отнимется и то, что он имеет. Что же до врагов моих, кои не хотели меня царем над собой, приведите их сюда и убейте предо мной». И, сказав сие, Он пошел в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Призвав же десять рабов своих — у Матфея их трое; дал им десять мин — сравнительно скромная сумма (одна мина равнялась 100 драхмам), несопоставимая с целым состоянием в 8 талантов, о котором говорится у Матфея. Мина твоя принесла десять мин — прибыль в 1000% может показаться фантастической современному [западному — Реф.] читателю, однако в экономических предприятиях на Востоке, особенно в древности, прибыли и риски таких масштабов возможны. Вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок — заимствование из лат. sudarium, шейный платок или шарф, который прикрывал затылок от солнца. Зарывание денег в землю (Мф 25:25) было, несомненно, более надежным способом их хранения. Ты человек жестокий, точнее ‘строгий, требовательный’ ( aЩsmhrTj); кроме того, господин склонен забирать себе прибыль, не трудясь: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял. Раб, очевидно, опасается, что не получит никакой прибыли от своих трудов, так как она достанется господину. Твоими устами буду судить тебя — то есть даже если раб прав в своей характеристике господина, он все равно заслуживает осуждения по причине, которая тут же указана: для чего же ты не отдал серебра моего в оборот — не отягощая себя трудом, раб мог получить требуемую прибыль, вложив деньги в чужое предприятие, а именно в ‘ме­няль­ный стол; банк’. В таком случае прибыль была бы получена, хотя и меньшая, чем у других рабов. Если же раб чернит господина, ложно приписывая ему хищничество, он тем более подлежит осуждению. Дайте имеющему десять мин — очевидно, хозяин не забрал у первого раба его прибыли, но оставил ее в качестве награды. Странным выглядит то, что человек, получивший в награду десять городов, награждается вдобавок столь малой суммой денег; может быть, имеется в виду не награда, а перенесение ответственности на более достойного. Не исключено, что правы Нестле 125 и Блэк 126 , которые предполагали, что в источнике Луки арамейское слово kak“rin ‘таланты’ (как в Мф 25:15–18) было смешано с похожим по звучанию k“rakin ‘города’. Господин! у него есть десять мин — реакция в духе законников, которое исходили из идеи строгого соответствия заслуги и награды и испытывали замешательство при виде незаслуженных благодеяний.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

Фл.). В отношении к Иисусу Христу это обстоятельство имеет следующий смысл: иудейский народ отверг Иисуса Христа, своего Мессию, но напрасно. Он остался Царем и Судиею их и всего мира, Который потребует отчета от Своих рабов и накажет всех тех, которые отвергли Его, не уверовали в Него (Мих.). «Кто эти послы, говорит св. Василий Вел., как не виновники смерти Спасителя, думавшие, что крестом пресекут царствование Его над миром?» Здесь также разумеются и все люди, слушающие проповедь Христова учения, но не принимающие его, не верующие в Господа. Лк.19:15 . И бысть егдá возвратися приим цáрство, речé пригласити рабы тыя, имже дадé сребрó, да увесть, каковý кýплю сýть сотворили. (И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.) Под возвращением царя и требованием отчета от рабов разумеется суд Господа над людьми. У еванг. Матфея сказано, что царь возвратился по Долгом времени. Этим указывается на большую или меньшую продолжительность нашей жизни, и в частности на то, что второе пришествие Христово будет не так скоро, как предполагали было Апостолы ( Мф.24:3 ). Да увесть, какову куплю суть сотворили (чтобы узнать, кто что приобрел), т. е. Царь Господь потребует отчета в том, как употреблены данные от Него нам дары, чтобы сообразно с тем наградить или наказать нас. Лк.19:16 . Прииде же пéрвый, глагóля: гóсподи, мнáс твоя придела дéсять мнáс. Лк.19:17 . И речé емý: блáго, рáбе дóбрый: яко о мáле верен был еси, бýди область имея над десятию градóв. Лк.19:18 . И прииде вторый, глагóля: гóсподи, мнáс твоя сотвори пять мнáс. Лк.19:19 . Речé же и томý: и ты бýди над пятию градóв. (Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин. И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов. Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин. Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.) Мнас (мина) твоя придела (принесла) десять или пять (18 ст.) мнас.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010