Повеление это выражено подробно в главе 4-й Книги Чисел ( Числ. 4,5–20 ) приблизительно в таких словах: Аарон и сыны его, войдя в скинию, первую снимут завесу, осеняющую ее, и покроют ею ковчег откровения (Ковчег Завета, или Святое Святых), и обовьют его покрывалом из кож синего цвета, а сверх накинут покров из голубой шерсти и укрепят ковчег на шестах носильных (см.: 5–6). Следуют затем наставления об укупорке стола предложения хлебов и, наконец, золотого жертвенника с его принадлежностями: И очистят жертвенник от пепла и накроют его одеждою пурпуровою; и положат на него все сосуды его, которые употребляются для служения... и вложат их в одежду пурпуровую, и покроют их покрывалом из кож синих, и возложат на носилки (там же: 4, 13–14). Все это законоположение было установлено, как полагают, по той причине, чтобы прочие из народа по одному любопытству не искали случая увидеть самые священные предметы прежде их покрытия под той угрозой, что человек непосвященный, их увидевший, тем более коснувшийся священной вещи, должен умереть. Таким образом, носящие священные принадлежности скинии ни одной из них не видели, а только чувствовали на плечах своих их тяжесть, потому что все было сокрыто багряным покровом от очей носящих. Подобно этому каждый, кто только совершенно предал себя в волю Божию, охотно избегает исследования недоведомых причин Провидения и Премудрости Божией; он не будет спрашивать, зачем Бог допустил то, повелел другое, запретил третье. Тягость такого ограничения нашего любопытства должен каждый из нас нести охотно; довольно для нас быть уверенными, что носимое нами бремя, обвитое синим, голубым или багряным покрывалом, то есть сокровенное в пучине непостижимой воли Божией для нас спасительно.  6  Так должен думать всякий, желающий искренно предать себя Богу; обо всем им потерянном из имевшегося у него он рассуждает так: «Бог дал мне, Бог и взял», то есть он при этом обращает взор свой не к похитителю – человеку, но попустившему это Богу, возвращающему Свое, наперед Им же данное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Подобно Руфи желает говорить Богу и человек, горячо любящий Его всем сердцем и всей душой своей, и не может говорить иначе. Пророк Илия пред тем, как Господу было угодно чудным образом вознести его на небо, сказал Елисею на пути из Галгала: останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль. Елисей отвечал на это: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя ( 4Цар. 2,2 ). И этот ответ повторил он три раза своему господину, неразлучный с ним спутник, желающий пребывать с ним всегда. Вот еще пример согласия, или единения воли человеческой с Божественной волей. Когда Иорам, царь Израильский, желая наказать отложившегося от него царя Моавитского, приглашал к себе на помощь Иосафата, царя Иудейского, и послал к нему спросить: пойдешь ли со мной на войну против Моава? – Иосафат отвечал: пойду; как ты, так и я, как твой народ, так и мой народ; как твои кони, так и мои кони ( 4Цар. 3, 7 ). Так и мы, братия, всеми силами души нашей соединимся с Богом в каждом нашем деле, как Руфь с Ноеминью, Илия с Елисеем, Иорам с Иосафатом; скажем Ему с несомненной верой, неизменной любовью и твердой на Него надеждой: «Воля Твоя, о Боже мой, моя воля, сердце Твое – мое сердце, я весь нахожусь, о Боже, под Твоим милостивым и праведным благоволением, исповедую Твою милость и правосудие надо мною!»  Такое единение своей воли с Божественной волей да храним во всех своих делах и поступках: по службе, над подчиненными нам, во всех своих трудах и занятиях, в потерях, в болезнях и в час самой смерти своей, имея твердую надежду на искупительную жертву Христову за грехи наши; да видим, братья христиане, великую Божию милость к нам и уготованное Им для нас вечное блаженство. Предадим себя совершенно в волю Божию, не имея на устах ничего, кроме слов: «Да будет воля Твоя обо мне, милосердный и праведный Боже – Искупитель мой!»  Как все добродетели и благодеяния Христовы яснейшим и величественнейшим образом обнаружились в страданиях Его, то же сказать должно и о качестве последней смиренно-усердной молитвы Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Подобным образом и каждый сопротивляющийся Божией воле будет поруган и осмеян; ему скажут с насмешкой: «Вот меч твоей же работы! И ты своим мечом себя самого убиваешь, то есть своей непокорностью Богу».  Почему же человеческая воля так склонна к сопротивлению Божественной воле? Причину этому приводит Кесарий: диавол имеет у себя двух служителей, даже более лютых, чем он сам, возбуждающих нашу волю, это плоть и мир: плоть похотствует, диавол распаляет наши вожделения, а чтобы они не угасали, мир прикрывает их своими обычными нравами и приличиями. От плоти происходят многие грехопадения; мир представляет многоразличные безнравственные забавы и увеселения по действию и коварству злого духа. И вот все готово для обольщения нашей воли и пожеланий: как некогда открыл Господь пророку Иеремии, говоря: походите по улицам Иерусалима, и посмотрите, и разведайте (о том, что там творят): О, Господи! очи Твои не к истине ли обращены? Ты поражаешь их (т.е. беззаконников), а они не чувствуют боли; Ты истребляешь их, а они не хотят принять вразумления; лица свои сделали они крепче камня, не хотят обра- титься ( Иер 5,1,3 ); Они солгали на Господа и сказали: «нет Его, и беда не придет на нас, и мы не увидим ни меча, ни голода...» (там же, 12). Сыновья их собирают дрова, а отцы зажигают их; жены окропляют тучные жертвы для приношений царице небесной, то есть луне, и приносят жертвы чуждым богам, а Меня на гнев подвигают. В этом все участвуют: оба родителя и дети друг другу помогают взаимно. Кому же сии хлебы приготовляются? Небесной царице, ибо солнце – царь неба; воля человеческая весьма подобна луне: она постоянно изменяется; этой-то царице устраиваются жертвенные приношения. Плоть, как возлюбленная дочь, подает дрова – свои вожделения; отец гордости – диавол поджигает дрова; суета мирская приготовляет тесто, разнообразно украшенное, – ласками, красноречием, пышностью убранства и сладострастия. Из всего этого составляются обильные дары; таким способом приносятся приятные жертвы, но не Богу, а своей воле.  4 

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Подошедши к нему, она рассматривала великолепие зданий и расположение оного, и с благовейным дерзновением сказала своему наставнику: «Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!» ( Мк.13, 1 ) АНГЕЛ. Ты благовременно обратила свое внимание на этот святой храм, который напоминает об устроении в душе Богу невидимого храма. Ибо ношением креста совершается и то, что душа человеческая, как некое святое селение, освящается для престола Божия. Удивляясь этому, Ставрофила воззвала: «я ли в себе и из себя возмогу создать храм Богу? Какая эта тайна?» АНГЕЛ. Ты сама пребываешь в прекрасной храмине, сооруженной для тебя Богом. Это я говорю о плоти твоей, которая так привольно и стройно сотворена и украшена, чтобы душа твоя в ней пребывала с отрадой и утешениями. Но и для тела твоего Бог сотворил обширнейший и великолепный храм, сей видимый мир, в котором ты живешь. Итак если Бог Сам сотворил для тебя такое обширное вместилище для временного твоего пребывания, то справедливо ли будет, если ты откажешься быть храмом для Вечного Бога? И потому, не давай сна «очима, и веждома дремания, дóндеже обрящешь место Господеви, селение Богу Иаковлю» ( Пс.131, 4, 5 ). СТАВРОФИЛА. Но где же находится достойное место для сего созидания, и кто может быть строителем его? Ибо «Всевышний не в рукотворенных храмах живет» ( Деян.7, 48 ). Какой созижду храм Тому, Который глаголет: «Не наполняю ли Я небо и землю?» (Иерем. 23, 24). АНГЕЛ. А разве ты не читала, что Господь сказал в Евангелии о том, кто соблюдает заповеди Его? – «(Я и Отец Мой) придем к нему и обитель у него сотворим» ( Иоан. 14, 23 ). Итак, тебе известно, где должно устроить храм Богу. Бог нигде не вмещается, как только в душе, возданной по образу Его. И потому потщись украсить чертог души твоей, «ибо Господь благоволит к тебе, и земля твоя сочетается» ( Ис.62, 4 ). «Ликуй от радости, дщерь Сиона» ( Зах. 9, 9 ), воцарится в тебе Господь твой. Ставрофила, удивленная сим, воззвала: «И откуда это мне», что пришло величество «Господа моего ко мне» ( Лук. 1, 43 )? Какая благость Божия! Какое благоволение! Какая слава для души, что Господь всяческих, не имеющий ни в чем нужды, повелевает уготовлять в ней для Себя храм!»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Подумай: нетрудно быть мужественным, когда жизнь соответствует нашим желаниям; и кормчий не покажет искусства в управлении кораблем плывя в тихую погоду и при благоприятном ветре. Для испытания доблести сердца необходимо, чтобы случилось нечто противное его влечению. Вся наша жизнь переполнена бедами и многоразличными испытаниями, и редко когда приходится прожить спокойно, и то недолго. Если принимаешь бедствия с озлоблением – чувствуешь величайшую тяжесть; если же – с благодушием, то будешь иметь приятное утешение. Плачь, сколько хочешь, однако ж выпьешь до дна чашу огорчений, которую поднесет тебе Небесный Врач не без пользы для тебя. Если ты добр – поймешь, что скорбь послана тебе для покаяния в твоем падении; а если ты злобен, то скорбь будет служить вместо каторги. Не повторяй слов Саула, сказанных им Самуилу: тяжело мне очень; Филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня ( 1Цар 28,15 ). Не отступал бы от тебя, о царю, если бы сам ты первый не отступил от Него. Каждый помни это: никого Бог не оставляет ни в каком злоключении, кроме тех случаев, когда мы первые оставим Бога. Если бы Саул имел хоть немного мудрости, то сказал бы ко Господу слова Маврикия кесаря: «Господи, накажи лучше здесь меня, нежели там» (в будущей жизни). Так, христианин, не прибегай в бедах, притеснениях и печалях своих к волхвам, врагам Божиим, не унывай в надежде, уповай же на Бога, прибегай за помощью к Божией Матери, к ногам распятого Господа нашего Иисуса Христа, к Ангелам Его и к друзьям Его – святым. У них твое прибежище и твоя защита. Здесь утешай себя словами Давида и Иова: Аз же всегда возуповаю на тя, и приложу на всяку похвалу Твою ( Пс 70,14 ); Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться; я желал бы только отстоять пути мои пред лицем Его! ( Иов 13,15 ). Многие из нас сильно заблуждаются, что обращаются прежде к человеческой, а не к Божией помощи, и не оставляют этого заблуждения, пока, потрудившись долгое время напрасно, без успеха, и не вспомнят о Боге. А потому всякая помощь, которой ищут превратным порядком сначала у людей, чем у Бога, часто бывает бесплодной по Божиему распоряжению для вразумления несмысленных искателей. 

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Позволь спросить тебя, возлюбленный брат христианин, оглашающий весьма часто небо и землю своими скорбными жалобами. Скажи мне: что тебя столько оскорбляет – воля ли, умысел оскорбителя, или только его власть, возможность осуществить умысел, или и то и другое? Ты отвечаешь: «Меня оскорбляет и то и другое вместе». В ответ на это скажу тебе, что ни воля злонамеренная, ни приведение оной в исполнение (власть) не могут нанести тебе оскорбление: злое намерение (воля) без власти ничтожно, и никакого вреда тебе не делает, а приведение намерения в исполнение зависит от попущения, т.е. от воли Божией, которая справедлива и свята. Тебе известно, что всякая власть от Бога ( Рим 13:1 ), – зачем же ты печалишься и жалуешься на оскорбителя за то, что он сделал тебе не другое что, как только попущенное ему Богом? Иначе, без Божия попущения, он не мог бы тебя оскорбить. Скажешь: «Противник мой нанес мне величайшую обиду» – «Скажи: какую? – ибо за грехи твои тебя наказывает Бог, или учит тебя терпению, или умножает твою награду за невинное оскорбление тебя – и ты считаешь себя обиженным»? – «Этого лукавого человека, – скажешь, – и его злобную волю я ненавижу». – «Но ты всегда обращаешь свое внимание на деяния других людей, а я тебе советую лучше обратить взор свой к Богу и к своей совести. Воля человеческая, хотя она и зла и нечестива, что же она могла тебе сделать? в чем её успех? Ты не столько сожалеешь о том, что хотел тебе вредить твой противник, сколько о том, что он повредил и что мог повредить! От кого же это произошло, и почему он мог тебе вредить? не по власти ли и воле Божией? а если по власти и воле Божией, – то всегда по судьбам праведным, достохвальным и святым. Следовательно, ты или умолкни или обрати свои жалобы к Божественному попущению, – и твердо запечатлей в душе своей, что никогда Бог не попустит, чтобы чужая злая воля могла причинить тебе какое бы то ни было зло, которое не послужило бы тебе в пользу, если только ты сам себе не повредишь. Наставление бл. Августина

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Покорным Богу обещано: Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, – через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли чрез огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя ( Ис 43, 2 ). Воззовешь? и ответит: «Вот – Я!» «Я буду ему, – говорит Господь, – вокруг стеной огненной и в славу ему посреди его!» Сообразующийся с Божественной волей ум человеческий делается как бы Престолом Божиим, на котором восседает Бог как Царь царей; и такого человека никто не дерзнет коснуться без Божия благоволения или попущения. Удачно об этом выразился блаженный Амвросий: «Для нерадивых Господь спит, а для праведных Он бодрствует». И это не потому, будто бы Он первых предал забвению: Он их только наставляет, обличает, возбуждает, бьет; но потому, чтобы ясным образом, многоразличными знамениями явить Свою помощь, Свое Провидение о Своих избранниках. Иаков, когда был спрошен Исавом при встрече с ним: кто это у тебя? – отвечал брату: это дети, которых Бог даровал рабу твоему (Быт зз, 5). Этими кроткими словами вразумил Исава (говорит святой Златоуст): сколь великое было у Бога Провидение и попечение о нем (Иакове). Бог имеет попечение о добрых людях, как о друзьях и детях Своих, о нечестивых же, – как о взятых в плен и о рабах. И если Бог, как бы по принуждению, ради беззаконий наших, изменяет законы самой природы на худшее, то опять тысячекратно восстановляет их на лучшее ради молитв праведников и ради нашего покаяния.  Это дивное Божие Провидение, предызображенное лествицею, которую видел во сне Иаков: она была утверждена на земле и верхним концом достигала до неба, – есть истинное свойство Божие, управляющее вселенной. Все, что делается на небе и на земле, от века видит Бог явственно и отчетливо; ибо Премудрость Божия быстро распространяется от одного конца до другого и все устрояет на пользу ( Прем 8,1 ); Все вообще создал Живущий во веки; Господь один праведен ( Сир 18,1 ), Который все устрояет, о всех имеет попечение. Промысл Твой, Отец, управляет кораблем, ибо Ты дал и путь в море и безопасную стезю в волнах ( Прем 14,3 ), и многие другие места Священного Писания свидетельствуют о Провидении Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Потому один богодухновенный отец 183 обыкновенно говорил: «Не будет человек иметь покоя в своем сердце, пока не уединится от всего, говоря: “Я и Бог только одни в целом мире”» 184 ; а блаженный Августин восклицал: «О Боже мой! Ты имеешь о всяком человеке столько старательности (тщания), как бы об одном только человеке заботился: так и о всех, как о каждом» 185 ; святой же Григорий сказал: «Так Бог печется о каждом, как всех вообще имеет в виду, и так же обо всех промышляет, как бы только об одном» 186 . Так о тебе, читатель, печется и имеет Провидение Бог, как бы Он ни о чем другом не заботится. Многочисленность народа, о котором печется Бог, не смущает Божия Провидения, не отягощает: для Него попечение об одном человеке таково же, как и о бесчисленных тысячах людей. Как прежде о Ное с семейством его или об одном Адаме в раю, так и теперь обо всех Бог имеет равное попечение и Промысл.  К этому своему Хранителю и надежному Попечителю пусть каждый взывает: Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему ( Песн 2, 16 ). Я почитаю Бога и храню все Его повеления так, как бы ничего другого не было в мире, о чем бы я мог заботиться и помышлять; и взаимно мое спасение находится в Божием попечении и хранении до такой степени тщательном, как будто бы кроме меня одного не было в мире ничего другого, о чем бы можно было заботиться Богу: Он весь принадлежит мне, а я – Ему. Он Господь, управляющий мной, а я – покорный раб, готовый исполнять все повеления своего Господа; ибо Он постановил: «Помышляй ты обо Мне, Я же буду взаимно о тебе беспрестанно промышлять (заботиться о твоих потребностях), забудь ты самого себя, всегда же помни только обо Мне, так и Я буду помнить обещание Мое и иметь о тебе всегдашнее попечение». Истинно, Бог в милости и щедротах – всеобъемлющ: Он Провидением Своим охраняет и спасает также всех вообще, как и каждого порознь: На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых ( Притч 15, 3 ); пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его (там же, 5,21).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Поэтому блаженный апостол Павел, желая, чтобы его последователи постепенно восходили на такую высоту богопознания, пишет им: не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном ( Кол 1, 9 ). Он не довольствуется тем, чтобы его ученики только знали волю Божию, но желает, чтобы они достигли высших степеней этого познания, всей полноты его; он хочет со всем усердием, чтобы они глубже вникали в дела и распоряжения Божии: святой Павел хорошо знал, что если бы он умолил Бога об этом благе для учеников своих, то они без затруднения успели бы во всякой добродетели.  . Блажен еси, и добро тебе будет! ( Пс 127,2 ) Кто достиг этого блаженства, то есть совершенной сообразности поступков своих с Божией волей, кто все, что ни случается с ним, безропотно принимает как бы от руки Господней, тот представляет собой образ истинного блаженства еще в этом мире, в настоящей временной жизни. О, блажен ты, человек, и добро тебе; ты наслаждаешься и будешь наслаждаться такой радостью, таким весельем, которые едва ли кому известны из людей мира сего, не отвергшихся от самолюбия и от своеволия. Означенное блаженство предоставлено для избранных, соединяемых с Богом искренним самоотвержением и истинной, деятельной лю- бовью к Богу и ближним: блажен еси, и добро тебе будет. Всем известно изречение святого Павла: Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей ( Рим 14,17–18 ). Как в жизни небесной нет никаких катастроф (внезапного ощущения счастья или лишения его), нет ни одного вчера или сегодня, непохожих друг на друга; но есть там постоянное и всегда единое, себе подобное течение вечной сладости небесной, которая неизменна, всеобъемлюща и всецела. Как сказано в псалме (89,5): тысяща лет пред очима Твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимо иде. Подобным образом и удостоившиеся милости Божией совершенно подчинившие собственную волю Божественной воле неизменны в своем духе; случается ли им что-либо печальное, возмущающее душу, они благоразумным рассуждением успокаивают себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Поэтому истинно преданный Богу во всяком событии с ним повторяет слова Христовы: ей, Отче, совершилось это потому, что таково было Твое благоволение ( Мф. 11,26 ). При этом, любезный читатель, вникни обстоятельно в смысл и значение этого премудрого и таинственного Божественного изречения. Отец Небесный в древности сказал Сыну Своему через пророка Исаию: Я... поставлю Тебя в завет для народа (израильского), во свет для язычников ( Ис. 42,6 ). Как бы так говорил: «Для Меня недостаточно, чтобы Ты привел ко Мне остаток верных Мне израильтян; Я хочу, чтобы Ты и не знающих обо Мне язычников просветил и обратил ко Мне». Это изречение Отца Небесного предшествовало Рождеству Христову от Пречистой Девы Марии за восемьсот лет и было принято Сыном, имеющим по Божественному Существу одно желание с Отцом. Принято охотно, с готовностью смиренной человеческой Своей воли для исполнения потом, как повествует о сем евангелист Матфей: В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли...( ( Мф. 11, 25 ). Кому отвечал, когда не было ни от кого предложено Ему вопроса? Отвечал Он Отцу Небесному в духе Своего всегдашнего единения с Ним. После того как на самом деле исполнил волю Своего Отца, благовестив народу и в особенности Своим ученикам тайну искупления рода человеческого через Свою евангельскую проповедь , с какой радостью и в каком восторге прославляет Он при этом святейшую волю Отца Небесного, говоря: Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам (то есть ученикам Своим, подобным младенцам по духовной простоте и сердечной их чистоте); ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение ( Мф. 11,26 ). Все исполню, Отче, что ни повелишь Мне.  Подобно тому как Отец Небесный за столько лет до рождения Сына во плоти говорил с Ним через пророка Исаию, так точно говорит Он с каждым из нас прежде веков: ибо Он всех нас распределил по времени и пространству, заранее с совершенной точностью зная о каждом из нас, когда и где кто именно должен родиться, когда умрет, и для каждого приготовил верную помощь для спасения его и блаженства, сообразуя эту помощь с характером и духовнонравственными свойствами каждой личности; ибо Бог предвидит всю жизнь каждого из нас во всей ее совокупности настоящего, прошедшего и будущего времени, в полном ее движении, со всеми ее обстоятельствами в каждое время, как если бы жизнь каждого совершалась на Его Божией длани, пред Его глазами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010