Письмо 162. Преподавателю Владимиру В., о словах из Евангелия от Марка Народное движение к Богу коснулось и Вас. И Вы начали читать Евангелие, но встречаются непонятные Вам слова. Вы приводите место, где Спаситель говорит о/внешних/:/вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах/ 331 . Ученики Его должны понимать тайны небесные непосредственно и воспринимать их как реальность, без образов и символов, а/тем внешним все бывает в притчах/, в указаниях на природные явления и в сравнениях, ибо/своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют/ 332 . Как это возможно? А так: разве не видели они Христа лицом к лицу, а Его Самого не видели? Поэтому, рассказывая в притчах о сеятеле, о царе, о хозяине, о милостивом самарянине и далее, Он говорил им о Себе. Так исполнилось пророчество великого пророка Исаии евреям:/И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите/( Ис. 6, 9 ); эти же слова повторяют три евангелиста: Матфей (См.: Мф. 13, 14 ), Марк (См.: Мк. 4, 12 ) и Иоанн (см.: Ин. 12, 40 ). Богодухновенный Иоанн Златоуст толкует так: «Они сами были причиной тому, что не разумели, заградив свой слух, ослепив зрение и окаменив сердца. А сделали это, говорит Господь, чтобы не обратиться и чтобы Я не исцелил их 333 . Говорит им это намеренно, чтобы их привлечь, показать им, что, если обратятся, Он исцелит их. Если бы Он не хотел спасти их, Он бы молчал, а не учил их в притчах»./Да не обратятся/– этими словами Господь выразил не Свое, а их желание. Как если бы мать посмотрела на свое непослушное, перепачканное грязью дитя и сокрушенно сказала: он испачкался, чтобы не подойти поцеловать меня! Иоанн Златоуст пишет: «ослепив зрение и окаменив сердца». Что ослепило их глаза и окаменило сердца? Кто? Грех или Бог? Грех по природе своей лишает видения Бога, Бог по Своей чистоте и святости не открывается нечистому зрению, пока оно не очистится. Ибо сказано:/блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят/ 334 . Мир Вам и радость от Господа. Читать далее Источник: Миссионерские письма/Святитель Николай Сербский; пер. с серб. С.А. Луганской. - М. : Изд-во Моск. Подворья Свято-Троиц. Сергиевой лавры, 2005 (ОАО Тип. Новости). – 486 с. ISBN 5-7789-0157-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Но я, встав от сна, изумился, а никому ничего не сказал. Немного спустя, когда я был в своей келье и стал писать ирмосы: Преукрашенная божественной славой, – вдруг ко мне вошёл тот же святитель и милостиво сказал мне: «Почему же ты не поведал того, что сказано было тебе от Пресвятой Богородицы через меня, Её служителя?» и сам исчез. Я от страха упал на землю, прославил Бога, но сказать о видении побоялся, чтобы не вышло смятения в народе, и из опасения, что мне не поверят. Через несколько дней, во время моего сна в келье, святитель опять явился мне и сказал уже со гневом: «Почему же ты не сказал повеленного тебе? Из-за твоего пренебрежения гнев Божий грядёт на град ваш за грехи ваши. Хлеб ваш гниёт, а вода топит, встань скорее и поведай архимандриту, воеводе и всему народу; если не скажешь, то вскоре лишишься жизни. Если горожане послушаются, то милость Божия будет на граде вашем и его окрестностях; если же не послушают, то тяжко будет граду вашему: скот ваш изомрёт, от дождей вода разнесёт дома ваши, и все вы исчезнете, как черви, а образ Богоматери прославится в другом месте». Но и об этом третьем явлении я не сказал никому, и вот 6 июля, когда после вечернего пения я, придя в келью, лёг спать, заснул я лёгким сном и слышу в монастыре чудный звон в два колокола и пение необычайных голосов: Возвеличим Тя, Пренепорочную Матерь Бога нашего. Один из поющих сказал мне: «За то, что ты не сказал повеленного тебе, завтра же будешь наказан пред всем народом». И вот когда на утрене я начал читать о явлении чудотворного образа Богоматери в Казани, увидел, что являвшийся мне прежде святитель идёт с паперти и благословляет народ на обе стороны: придя в трапезу, также благословляя людей, подошёл ко мне и сказал: «Ты читаешь это и почему не веришь сам? Тот образ был в земле, а этот стоит в паперти лицом к стене: почему же ты не поведал о нём?» И он, погрозив мне рукой, сказал: «Будь отныне дряхл до тех пор, пока совершится божественное дело». Сказав сие, он стал невидим, а я от страха пал на землю и вот уже теперь повествую вам». Народ, узнав о чудных явлениях, со слезами прославлял милость Пресвятой Богородицы, и все с усердием с крестным ходом отнесли икону на место, где указано было строить церковь , и церковь была построена в три дня и на четвёртый освящена. До построения церкви, замечает повествователь, были дожди проливные и вода прибывала в речках, как бы в весеннее время, а когда начали строить церковь , стало вёдро; хлебы и овощи с того времени поправились.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Святитель Ис идор Пелусиот ( 115, 634 ). «Иисус сказал ему: «ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» ( Лк. 19, 9–10 ). Обрати внимание: прежде, чем Закхей сотворил дела Авраамовы, (Христос) называл его Закхеем. Когда же совершил дела патриарха, отложив неправду и проявив любовь к нищим, тогда сказал: «и он сын Авраама». Святитель Иоанн Златоуст ( 116, 318 ). Добрыми делами, происходящими от чистого сердца и нелицемерной веры, человек уподобляется Богу, как образ прообразу – святой, любящий, истинный, щедрый, милостивый, благой, кроткий, долготерпеливый... И христианин, когда уподобляется Ему добродетелями, свидетельствует об имеющемся в нем образе Божием, в котором и состоит душевная красота и доброта ( 104, 589 ). Когда тело или его члены страдают, сострадает и голова: так, когда христиане страдают, сострадает им и Христос... Добро или благодеяние делается христианину, это вменяет Себе Христос. Об этом и говорит Христос: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф. 25, 40 ). И дальше: «Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» ( Мф. 25, 45 ) ( 104, 590–591 ). От сердца произойдут добрые дела, когда будет доброе сердце, а без доброго сердца добрых дел не может быть, как и из гнилого источника не может не течь гнилая вода. Исправь сердце и волю твою, – и будешь добр, будешь истинный христианин, будешь новое творение. Всякий от воли и сердца добр или зол. Когда сердце и воля добры, то и человек добр; когда сердце и воля злы, то и человек зол ( 104, 591 ). Истинно добрые дела происходят от Бога. Или проще сказать, христиане Богом пробуждаются к творению добрых дел, силу и крепость получают от Бога, содействием Его благодати трудятся. Так свидетельствует Божие слово: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» ( Флп. 2, 13 ) и «без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15, 5 ). Святитель Тихон Задонский ( 104, 593 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Все люди, кто и каковы бы они ни были, нуждаются не только в божественном снисхождении и милосердии, но и в людском, не только в Божией помощи, но и человеческой, так как нет человека, который все сам мог бы сделать для себя и во всех случаях своей жизни обойтись без сторонней помощи. Кто может избежать на тернистом пути своей жизни болезней, бед, несчастий, когда так нужны сочувствие, сострадание, утешение? А общий основной закон людской жизни: И якоже хощете да творят вам человецы, и вы творите им такожде ( Лк.6:31 ). «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». В нюже меру мерите, возмерится вам ( Мф.7:2 ). «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». Дайте, и дастся вам: меру добру, наткану и потрясну и преливающуся дадят на лоно ваше: тою бо мерою, еюже мерите, возмерится вам ( Лк.6:38 ). «Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам». Следовательно, на помощь людей, на людское сочувствие вправе рассчитывать только люди, сами оказывающие помощь ближним, милостивые к ним. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Хочешь получить милость? Оказывай милосердие сам. Хочешь быть любимым? Люби сам» (Святой Иоанн Златоуст, т. V, стр. 38). Но еще в бесконечно большей мере люди нуждаются в милости к себе со стороны Бога: в помощи Его во всех обстоятельствах своей жизни, каждый день, даже каждый час ее, в снисхождении пред судом правды Божией. Стать же достойным милости Божией, по слову Божию, можно только через милосердие в отношении к ближним. Доброхотна бо дателя любит Бог ( 2Кор.9:7 ), И наоборот. Суд бо без милости не сотворшему милости ( Иак.2:1 ) Это относится прежде всего к нашей теперешней земной жизни, в которой милость Божия изливается именно на милостивых. По словам святителя Иоанна Златоуста: «Милостыня и грехи очищает» (Святой Иоанн Златоуст, т. VII, 523); «Хотя бы милостивый был виновен в бесчисленных согрешениях, – милостыня венчает его и провозглашает победителем: дадите, сказано, милостыню, и вся чиста будут» (Святой Иоанн Златоуст, т. VII, стр. 541).

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

Возлюбленные о Господе братья и сестры! По грехам нашим все мы давно заслужили тяжкое наказание. Но Бог любит нас, грешных и неразумных чад Своих, и терпит наши согрешения. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Если бы Бог ежедневно подвергал нас наказанию за наши преступления, то человеческий род уже не существовал бы». Господь, призывая к вере, к познанию Божественной истины, к наследованию блаженной вечности в Царствии Небесном, милостиво ждет нашего обращения, малого, но пламенного, от всего сердца, молитвенного воздыхания, пусть одной лишь, но горячей и искренней покаянной слезы! На суде Божием, который сотворит Господь во втором Своем пришествии, каждый получит заслуженное. О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец, – свидетельствует Святое Евангелие ( Мк.13:32 ). Никто не ведает временных сроков нашего окончательного ответа перед Господом. Отсюда столь дерзновенны и ложны утешения: мол, это еще не скоро, поживем, погрешим, покаяться-то всегда успеем. Только вот сподобимся ли успеть? Нам так легко успокаивать себя мыслью о Божией милости и долготерпении. Но вспомните, как апостол Петр писал: Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долго-терпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию ( 2 Пет.3:9 ). Именно покаянием Бог врачует наши уязвленные грехом души. Нам кажется, что это мы приносим покаяние Господу, а на самом деле – Он дарует покаяние нам. Всякий, кто просит о помощи и заступлении, особенно в таком важном деле как покаяние, обязательно получает от Бога святые блага. Потому что, как говорит Святитель Иоанн Златоуст : «Никогда Бог не отвергает искреннего раскаяния, но даже если бы кто дошел до самой крайней порочности, а потом решил опять возвратиться на путь добродетели, и того Он принимает, и приближает к Себе, и делает все, чтобы привести его в прежнее (и даже лучшее) состояние». Будем же всегда помнить о том, что покаяние помогает нам в достижении Царства Небесного, потому что восстанавливает падшую душу, очищает ее от скверны греха и поднимает в беспредельную небесную высоту. Сподобимся же утреневать ко храму святому, дабы Жизнодавец Господь, по неизреченной любви Своей, всегда держал для нас открытыми двери покаяния . Аминь. Другие проповеди

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Молитва о ниспослании Духа Святого. Величайший дар, который человек может получить от Троичного Бога, – это Дух Святой. Приявший Духа получил всё. Бог же подает Духа Своего тем, кто просит об этом у Него. Какой из вас отец, – сказал Иисус, – когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?.. Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него ( Лк.11:11.13 ). Подготовка к молитве. Сказал Господь: И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши ( Мк.11:25 ). Это соответствует общему и существенному евангельскому правилу: «Делайте – и вам будут делать. Давайте – и дастся вам. Прощайте – и простится вам (и прощены будете) ( Лк.6:28,37 ). Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» ( Мф.7:2 ). Святитель Иоанн Милостивый не захотел причаститься на Литургии, пока перво-наперво не испросил прощения у одного брата, имевшего нечто против него. Апостолы и святые отцы хорошо понимали Иисусову науку молитвы. Посему и сами не переставали молиться, и людям верующим заповедали: Непрестанно молитесь ( 1Фес.5:17 ). Молитва о больных. Апостол Иаков пишет: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего (в серб.:... поможет болящему. – Пер.) ( Иак.5:14–15 ). Молитва о здравии. Тот же апостол, святой Иаков, заповедует: Молитесь друг за друга, чтоб исцелиться: много может усиленная (в серб.: непрестанная. – Пер.) молитва праведного ( Иак.5:16 ). Пророк Илия молитвой затворил небо, так что не было дождя три года и шесть месяцев ( Иак.5:17 ). И апостол Иоанн пишет Гаию: Молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем (в серб.: Молюсь Богу, чтобы во всем тебе было хорошо и чтобы был ты здоров. – Пер.) ( 3Ин.2 ). Молитва друг за друга (см.: Кол.1:3,9; 4:3 ; 1Фес.5:25 ; Рим.15:13 ; 2Кор.1:11 ; Флп.1:4 ; Флм.4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Вы лишились имущества Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! ( Иов. 1:21 ). Расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее. ( Евр. 10:34 ). Всякая вещь говорит: «Не люби меня – уйду от тебя». Схимонах Зосима (XVII-XIX вв.). Страсть сребролюбия обнаруживается тем, если кто принимает с радостью, а отдает с печалью. Чей ум привязан к какой-либо земной вещи, тот не любит Бога. Преподобный Максим Исповедник († 662). Мы должны хранить имущества так, как будто оно у нас чужое. О чем скорбишь ты? О том, что потерял имущество? Но представь тех, которые не имеют даже насущного хлеба, и ты тотчас получишь утешение. И при каждом бедствии не печалься о том, что случилось, а благодари за то, что не случилось. Ты владел имуществом и лишился его? Не плачь о потере, а благодари за то время, в которое пользовался им. Вспомни, что ты наг вышел из утробы матери своей, наг и пойдешь отсюда. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Истинно милостив не тот, кто произвольно раздает излишнее, но кто охотно уступает необходимое похитителям. Пресвитер Илия Екдик. Чтобы избежать греха, вернее и лучше ни на кого не думать, а полагать, что это испытание и искушение послано тебе за какой-нибудь грех. Подобные искушения посылаются за непристойные мысли о ближних. В утешение свое помышляй, что пропавшая сумма вменится тебе выше милостыни и благотворения. Когда человек делает какое-либо благотворение и милость, то невольно, незаметно окрадается тщеславием, при пропаже же какой-либо суммы тщеславию места нисколько нет. Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891). Из-за преходящего, материального, не пренебрегай вечным, духовным, и не теряй любви и мира с ближними ради материальных потрат, убытков и лишений. Не бойся, не малодушествуй, не раздражайся, когда тебя лишают денег, пищи, питья, сладостей, одежды, жилища, даже самого тела; бойся, когда враг лишает душу твою веры, упования, любви к Богу и ближнему, когда он всевает в твое сердце ненависть, вражду, пристрастие к земным вещам, гордость и прочие грехи. Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить людей ( Мф. 10:28 ). Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908). Пропало состояние, но ты не пропал… Богатство не родилось вместе с тобою. На жизненном пути твоем оно прилепилось к тебе; при конце жизни оно должно отлепиться от всякого. Но оно отошло от тебя ранее конца твоей жизни, и тебя это удручает. Многим это дало величайшее счастье, так как, лишившись гнилого земного богатства, они еще имели достаточно времени обогатить душу свою Богом. Для тех, которые сбрасывают богатства вместе с телом, может быть и поздно, и все для них потеряно... Святитель Николай Сербский (Велимирович) (1881–1956). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

То же говорит и священномученик Ириней Лионский : «...чтобы устранить от Отца власть карать и судить, почитая ее недостойною Бога, и думая, что они придумали Бога без гнева и благого, (еретики) говорили, что один (бог. – Авт.) судит, а другой спасает, неразумно отнимая у того и другого разум и правосудие... (Еретик. – Авт.), разделяя Бога на двух, называя одного благим, а другого – судящим, в том и другом уничтожает Бога. Ибо судящий, если вместе не благ, не есть Бог , потому что не Бог тот, у кого нет благости; и добрый, если не имеет судебной силы, не будет, как и первый, Бог, будучи лишен качества Бога... Платон оказывается гораздо благочестивее этих (еретиков), ибо он Одного и Того же Бога признавал и правосудным и благим...» 97 . Эти слова имеют подтверждение в Священном Писании. Бог есть любовь: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут ( Мф. 5, 7 ), но Он же и правосуден: Ибо суд без милости не оказавшему милости… ( Иак.2:13 ). Некоторые святые отцы писали о милосердии Божием, превосходящем все наши грехи, например, преподобный Исаак Сирин (см. Приложение). Но и апостол Иаков пишет: милость превозносится над судом ( Иак.2:13 ). Однако это не помешало ему написать: Ибо суд без милости не оказавшему милости… ( Иак.2:13 ). Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Если бы Он действовал только по правосудию, то все погибло бы; а если бы только по человеколюбию, то многие сделались бы еще более беспечными. Поэтому, для спасения людей Он разнообразит Свои действия, совершая тем и другим их исправление» 98 . У некоторых еще возникает вопрос: «Наказывает ли Бог вообще?» Может быть, человек сам себя наказывает, преступая заповеди Божии? Например, мама говорит: «Не прикасайся языком к металлической ручке на морозе!» Не послушался, прикоснулся и прилип. Или мама говорит: «Не ходи туда!» Не послушался, пошел, упал в яму и сломал ногу. В определенной степени это так. Но вот что пишет по этому поводу святитель Иоанн Златоуст : «Но в чем, скажешь, Его человеколюбие, если Он судит по правде?.. Если ты представишь, что мы грешим каждый день, то особенно увидишь, как неизреченно величие Его человеколюбия… Он долготерпит для того, чтобы привести тебя в покаяние; а если ты от этого врачевства не получишь никакой пользы, то Он и пошлет наказание» 99 . Действительно, в отличие от примера с языком, моментально прилипшим к дверной ручке на морозе, Господь часто долго терпит и ждет исправления человека. Тем не менее, во время Потопа люди не сами пробили небо, и оттуда хлынула вода. То же можно сказать и о сожжении Содома и Гоморры. Или вот еще примеры из Священного Писания: В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской ( Исх. 12, 29 ). Говорит Господь: Увы, народ грешный... Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? ( Ис. 1, 4–5 ). Я накажу вас за злые деяния ваши, говорит Господь ( Иер. 23, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

«Хочешь ли знать, сколь великое зло – говорить срамное и постыдное? – вопрошает святитель Иоанн Златоуст. – Лучше извергать гнилость изо рта, нежели сквернословие…» В советские времена жила в нашем городе одна пожилая женщина – веселая, общительная, любила помогать соседям, и в общем все о ней отзывались хорошо. Одна беда – она была матерщинницей. Но материлась она, как все это отмечали, беззлобно, шутя, и поэтому иной раз даже посмеивались над ее манерой «поговорить». В церковь она не ходила, но в Бога, говорят, верила, и поэтому, когда умерла, её отпели, а друг её внука – православный христианин – начал о ней регулярно молиться, подавать записочки в храме. Так прошло много лет, и вот однажды он видит сон. Приходит он к этой женщине домой, в её однокомнатную квартиру, и ужасается: вся квартира – стены, потолок, пол – в копоти. Какие-то люди пытаются квартиру отмыть, и совсем маленький кусочек пола уже оттёрли – он сверкает на фоне сплошной черноты. Женщина эта стоит в углу. Увидела она этого человека, разрыдалась, бросилась ему на шею и благодарит, благодарит… Проснулся он – ничего понять не может. В тот же день рассказал о сне своему духовному отцу, и батюшка, подробно расспросив его о земной жизни этой женщины, сказал, что сон духовный, и страдает она за грех сквернословия. «Молись, - сказал он ему. – Господь милостив!» Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Егда кто матерными словами ругается, тогда у Престола Господня Мати Божия данный Ею молитвенный покров от человека отнимает и Сама отступает, и который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает, понеже мать свою ругает и горько ее оскорбляет. С тем человеком не подобает нам ясти и пити, аще не отстанет от онаго матерного слова». Вспомним и другие слова святителя: «Который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает». А если всю жизнь матерится? Получается, сам жизнь свою проклял? Даже среди неверующих людей широко известны вот эти удивительные слова апостола Иоанна о родившемся Иисусе: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1, 1). Кто-то из подвижников утверждал, что матерные слова – это возведение страшной хулы на Богородицу Деву, Которая зачала Бога-Слово от Духа Святага. А значит это хула на Святой Дух. Напомню, что говорит Спаситель: «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.12,31-32)!

http://pravoslavie.ru/37678.html

Милостыня есть дар Богу. Кто желает, чтобы дар его был принят Богом, тот должен жертвовать по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог ( 2Кор.9:7 ). Некоторые удерживаются от раздаяния милостыни бедным, от участия в общественной благотворительности, отговариваясь тем, что опасаются сами обеднеть от раздаяния щедрой милостыни. Апостол, как бы предупреждая таковые отговорки, говорит: напрасны ваши опасения, ибо Бог силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело ( 2Кор.9:8 ). Люди не потому беднеют, что подают щедрую милостыню, а потому, что скупятся подать даже малое для нуждающихся и в то же время слишком щедры бывают для себя, для удовлетворения своих прихотей. Как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век ( 2Кор.9:9 ). Апостол вводит свидетеля в истину сказанного – пророческое изречение о том, что раздающий милостыню щедрой рукой никогда не оскудеет ( Пс.111:9 ). Если и оскудеют средства для временной жизни роскошной, то никогда не оскудеет его правда, праведность. Господь, по непостижимым путям Своим, иногда не воздает здесь награду за раздаяние милостыни. Милостынедавцы могут иногда и сами нуждаться в людской помощи, но это не означает того, что Бог забыл милостынедавца, ибо у Него уготовано для милостивых помилование и воздаяние: милостивые помилованы будут ( Мф.5:7 ), правда их будет пребывать вечно: в вечности они будут с праведниками. Итак, не будем скупы – напротив, будем расточать имущество щедрой рукой. «Разве не видишь, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – сколько другие раздают комедиантам и распутным женщинам? Ты подай Христу хотя половину того, сколько другие раздают комедиантам и распутным женщинам. Ты подай Христу хотя вполовину того, что они дают плясунам, подай хотя столько алчущему, сколько они из тщеславия дают представляющим на зрелищах. Они множеством золота украшают тело распутных, а ты и в простую одежду не хочешь облечь плоть Христову, даже видя, что она обнажена. На пустое расточаешь охотно, а когда нужно облачить чью бедность, ты считаешь себя беднее всех». Такое наставление святого отца не менее прилично и для нашего времени, как и для современного ему общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010