О, колика чудес твоих сила! О, колика назидательна жития твоего светлость! Како земная вся оставив, на небеси несказанным блаженством наслаждаешися. Не забуди нас в твоих святых молитвах, дивный Святителю. О, великий Сибирский Святителю Иоанне, Митрополите Тобольский: грешных нашу молитву приими и Отечество твое в мире сохрани, земная блага не отыми от нас и управи путь наш к Царствию Небесному. Богородичен: О, Пресвятая Дева! При своей жизни Святитель Иоанн усердно своя изливаше молитвы пред чудотворным Твоим образом: ныне же на небеси созерцает славу Твою и слышит молитвы Твоя о всем мире. Со Святителем Тобольским молися, Пренепорочная, о стране Сибирстей и управи путь наш к Небесному Царствию. Светилен. Святитель Тобольский и молитвенник всея страны Сибирския днесь Церковию прославляется, яко мудрый управитель церковный, яко милосердия образ, яко Святителей украшение. Дважды. Слава и ныне. Седьмосветлый Тя свещник, огнь богоразумия носящь, Отроковице, пророк древле провиде светящь во тьме неведения бедствующим. Тем же вопием Ти, Всенепорочная: со Святителем Иоанном молися даровати нам свет разума, духа премудрости и просвещение очесем сердца нашего к познанию Единаго Бога нашего. На хвалитех, глас 8. Поставим стихов 4. О, преславнаго чудесе! Во граде Тобольстем нетленными мощами Святитель Иоанн Господом прославляется: Святая Церковь в лице Святых его именует: вернии благоговейно честным мощам его поклоняются, скорбящии и болящии утешение получают и вси единодушно ко Святителю взывают: О, Сибирския страны покровителю, сохрани страну сию и град твой от всякия нужды и печали. О, преславнаго чудесе! Двоица Сибирских Святителей – великий Иннокентий и богомудрый Софроний – чрез новаго чудотворца и Святителя Иоанна троицею становится во славу Святыя, Единосущныя, Неделимыя и Животворящия Троицы. О, коль велика Твоя к нам милость, в Троице хвалимый Боже! Приими молитвы трех Сибирских Святителей и подаждь их духовным чадам в добрых делех утверждение во славу пресвятаго Твоего имене.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

2. Казань, Волоколамский монастырь, Вологодский край. 3. Творения Преподобного Максима Грека, Жития Казанских Святителей, Житие Преподобного Геннадия Костромского и др. учеников Преподобного Корнилия Комельского, Житие Святителя Филиппа Московского (сочинения князя Курбского, там же о Святом Гурии Казанском и Максиме Греке). 3 поколение: 1. Святой священномученик Дорофей, Святой Иринарх Ростовский, Блаженные Ростовские и Московские, Преподобный Трифон Вятский, Святитель Гермоген Московский, Патриарх Иеремия II Kohcmahmuhonoльckuй, Святая Иулиания Лазаревская. 2. Северная Россия (Вятка), Ростов, Москва. 3. Житие Преподобного Трифона Вятского; «Цветник» священномученика Дорофея, Жития Иулиании Лазаревской, Иринарха Ростовского и др. Творения Патриарха Иеремии Константинопольского (переписка с лютеранами).   XVII ВЕК 1 поколение: 1. Преподобный Дионисий Радонежский, Святитель Гермоген Московский, Преподобный Иринарх Ростовский, Преподобный Иов Почаевский, Никодим Хозьюгорский. 2. Московский край, Ростов, Северная Россия. 3. Житие Преподобного Дионисия Радонежского (написано Симоном Азарьиным); Творения Святителя Гермогена, Житие Преподобного Иринарха Ростовского, «Алфавит Духовный»; Житие Преподобного Иова Почаевского и Никодима Хозьюгорского. 2 поколение: 1. Блаженный Иларион Суздальский; Преподобномученик Афанасий Брестский; Преподобный Макарий Овручский (Лазарь Баранович и его сподвижники). 2. Флорищева Пустынь, Украина (Чернигов). 3. Житие Преподобного Илариона Суздальского. «Диаруш» Преподобного Афанасия Брестского — Житие и описание его кончины. Житие Преподобного Макария Овручского. 3 поколение: 1. Святитель Димитрий Ростовский, Святитель Феодосий Черниговский, Святитель Иоанн Тобольский, Досифей Иерусалимский, Блаженный Иларион Суздальский. 2. Украина (Киев, Чернигов). 3. Житие и творения Святителя Димитрия Ростовского и других указанных Святых и писателей.   XVIII ВЕК 1 поколение: 1. Старец Иоанн Саровский, Святитель Иоанн, Митрополит Тобольский, Старец Иов Соловецкий, Преподобный Акакий Афонский, Святитель Димитрий Ростовский.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

К началу XVIII века Свято-Троицкий (Преображенский) монастырь был в ветхом состоянии. Особо возлюбив эту обитель, митрополит Филофей решил привести ее в благоустройство и великолепие. Поскольку ссыльных людей в Тюмени было немного, особенно каменщиков (6 человек, 4 из которых занимались строительством Благовещенского собора), то к строительству церкви вскоре стали привлекать местных жителей. Указом от 12 июня 1709 года император Петр повелел отпустить из Тобольской казны на строительство церкви тысячу рублей, кроме листового железа на крышу. Теперь, когда Петром I была пожалована тысяча рублей, стало возможным использовать труд наемных рабочих. Постарался помочь митрополиту губернатор князь Гагарин, который распорядился отправить строить монастырь нескольких каменщиков и кирпичников из Верхотурья и Соли Камской. По распоряжению губернатора строительство обеспечивалось также кузнецами и плотниками. На седьмом году пребывания в Сибири святитель Филофей тяжко заболел. В 1709 году митрополит Филофей принимает схиму с именем Феодора и удаляется на покой в Свято-Троицкий монастырь. До прибытия 14 августа 1711 года митрополита Тобольского Иоанна (Максимовича) управлял епархией из монастыря. Схимонах Феодор остается в обители, и строительство собора идет теперь под его непосредственным руководством. 9 декабря 1714 года вышел указ Петра I, запрещавший повсеместно в городах, кроме Санкт-Петербурга, каменное строительство. Но в Тюменской обители строительство продолжалось. В процессе строительства собора названия Престолов, их расположение претерпевали некоторые изменения, но центральная часть, Троицкая, осталась такой, какой задумал ее святитель Филофей. В 1715 году собор был построен, и схимонах Феодор просил у правящего архиерея, святителя Иоанна, благословенной грамоты на его освящение. Вскоре эта грамота была получена: «Великий господин преосвященнейший Иоанн, Божиею милостию митрополит Тобольский и всея Сибири преосвященному архиерею, схимонаху Феодору радоватися о Господе. В нынешнем 115 году в июня в 3 день нажелание преосвященства вашего мы великий господин позволяем в Тюмени при Спасове монастыре, новопостроенную каменную церковь во имя Пресвятыя и Живоначальныя Троицы посланным от нас освященным антиминсом посвятить паствы вашея архимандриту или игумену, из которой обители преосвященство ваше призвать изволит, с прочими града Тюмени с протопопы и со священники соборне, по приданию святыя апостольския восточныя Церкви малым освящением. И по сей нашей благословенной архиерейской грамоте, преосвященству вашему о посвящении тоя церкве по вышеписанному велеть исполняти невозбранно. К сей благословенной грамоте великий господин преосвященнейший Иоанн митрополит Тобольский и всея Сибири велел печать свою приложить».

http://sobory.ru/article/?object=05565

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и Сибирский (+ 1716) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 10 июня в день преставления и в тот же день вместе с Собором Сибирских святых Святитель Иоанн Тобольский родился в городе Нежине Черниговской губернии, в дворянской семье Максимовичей. Образование он получил в Киевской академии, где малороссийские дворяне и священнослужители воспитывали своих сыновей, и по окончании курса остался в ней профессором. Постриг он принял в Киево-Печерской лавре и был назначен проповедником. В 1695 г. архиепископ Черниговский Феодосий (память его 5 февр.), предчувствуя приближающуюся свою кончину, вызвал его в Чернигов и назначил архимандритом Елецкого монастыря, так как он желал видеть его своим заместителем. В следующем же году святитель Феодосий скончался, и святитель Иоанн вступил на Черниговскую кафедру. Но вскоре он опасно заболел горячкой. В самый разгар болезни явился ему святитель Феодосий и сказал: «Служи завтра — и будешь здоров!» К изумлению окружающих, больной архиепископ велел отслужить в покоях своих вечерню и прочитать для него правило, а наутро приготовить все для его служения в соборе. И на другой день совершенно здоровый святитель совершил Божественную литургию. В благодарность своему исцелителю архиепископ Иоанн устроил над гробом святителя Феодосия пещеру, поместил над входом его изображение, а под ним написал составленную им ему «Похвалу» в стихах. В Чернигове святитель Иоанн стяжал, подобно предшественнику своему, любовь всей паствы. Он основал первую в России семинарию. Но в 1712 г. он был назначен на Сибирскую кафедру в Тобольск, с возведением в сан митрополита. В Сибири ждал его тяжелый крест. Он оказался единственным епископом в огромном крае, который был к тому же глубоко запущен в духовно-нравственном отношении и требовал усиленных трудов.

http://sedmitza.ru/lib/text/437312/

От юности иго Христово усердно восприим,/бденными подвиги поста и молитвы прославился еси./Отонудуже призывающу тя Богу на служение Церкви/в новопросвещеннем царстве Казанстем,/вкупе со святителем Гурием воззван был еси,/идеже яко первоначальник/созданной тобою в граде Свияжске обители/ и достойный первосвятителю преемник явился еси./Духом предстоя Престолу Владычню,/молися, святителю Германе, со святителем Гурием/православней пастве во благочестии преспевати/ и тьме иноверия светом веры разгнатися. Кондак, глас 4: Доблестями преподобия и правды/врученное тебе словесное стадо озаряя/ и на злачных Слова Христова пажитях питая,/на правый путь заповедей Господних/силою духа твоего наставлял еси е./Темже и ныне, осеняемое цельбоносными чудотворении твоими,/в святую память твою, зовем тебе:/не престай, святителю, предстательствовати/пред Пастыреначальником о стаде твоем,/яко паствы твоея утверждение/ и сущим по тебе святителем удобрение. Второе перенесение мощей святителя Германа, архиепископа Казанского Святые мощи святителя Германа, архиепископа Казанского, после перенесения из Москвы в Свияжский Успенский монастырь (первое перенесение, 25 сентября 1592 года) были положены в алтаре монастырского Успенского храма, где и покоились до начала XVIII века. При казанском митрополите Лаврентии, управлявшем Казанской епархией с 1657 по 1672 год, была составлена служба святителю Герману и написано его житие. Автором жития был инок Свияжского монастыря Иоанн, составивший жизнеописание святителя по благословению митрополита Лаврентия. В конце XVII века было установлено всероссийское чествование памяти святителя Германа. 6 октября 1695 года казанский митрополит Маркелл (1690–1699) переложил мощи в новую гробницу, тогда же часть их была передана в г. Симбирск по просьбе жителей города. В 1714 году, при преемнике митрополита Маркелла Тихоне (1699–1724), останки святителя Германа были перенесены из алтаря Успенского храма и поставлены за левым клиросом между колонной и западной стеной. В память этого события 23 июня было установлено празднование. Митрополитом Тихоном была составлена особая служба, употреблявшаяся за богослужением в Свияжской обители до средины XIX века. В 1857 году архиепископ Евлампий, бывший Тобольский, живший в Свияжском монастыре на покое, составил го храма и поставлены за левым клиросом между колонной и западной стеной. В память этого события 23 июня было установлено празднование. Митрополитом Тихоном была составлена особая служба, употреблявшаяся за богослужением в Свияжской обители до средины XIX века. В 1857 году архиепископ Евлампий, бывший Тобольский, живший в Свияжском монастыре на покое, составил акафист святителю Герману, а в 1860 – новую службу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Преподобный Кирилл любил духовное просвещение, сам трудился в списывании книг и привил эту любовь своим ученикам. В XVI веке ни одна из обителей русских не была так богата рукописями, как Кириллова. По описи 1635 года в ней хранилось до 2092 рукописей. Обитель преподобного Кирилла во многих актах называется лаврою. Наружный вид ее подобен укрепленному городу: высокая трехъярусная ограда с большими башнями, не считая малых, окружает монастырь, разделенный на несколько частей; одна их них, заключающая в себе тот холм, в котором была землянка преподобного, называется Ивановским монастырем. Общерусское почитание преподобного началось не позднее 1447–1448 годов. Житие святого Кирилла было написано по поручению митрополита Феодосия и великого князя Василия Васильевича иеромонахом Пахомием Логофетом, который прибыл в Кириллов монастырь в 1462 году и застал многих очевидцев преподобного Кирилла, в том числе и преподобного Мартиниана († 1483; память 12/25 января), управлявшего тогда Ферапонтовым монастырем. Июнь 10 Иоанн, митрополит Тобольский Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири, чудотворец, в миру Иоанн Максимович, родился в городе Нежине в 1651 году. У его отца Максима Васильевича и матери Евфросинии было семеро сыновей, из которых Иоанн был старший. По окончании Киево-Могилянской Коллегии (позже преобразованную в Киевскую духовную академию) будущий святитель был оставлен при ней учителем латинского языка. Тогда же, в 1580 г., он принял в Киево-Печерской обители монашество и углубился в подвиг внутреннего делания. С общего согласия братства молодому иноку поручили ответственное послушание проповедника. С того времени и начал раскрываться его исключительный талант красноречия и благодатные дарования. Святой Иоанн придавал особое значение внутреннему религиозному самопознанию. Сразу же определилась и главная тема его жизни: «Как человек должен свою волю согласовывать с волей Божией?» Ее он развивал и в проповедях, и в своем последующем миссионерском служении. Ответом на нее явился труд, изданный в конце его долгой подвижнической жизни под названием «Илиотропион (Подсолнечник), или сообразование человеческой воли с Божественною волею». Из многочисленных творений святых отцов Православной Церкви оно наиболее полно отвечает на этот большой вопрос христианской сотериологии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

2. Флорищева пустынь, Украина (Чернигов). 3. Житие преподобного Илариона Суздальского; «Ди–ариуш» преподобного Афанасия Брестского, житие и описание его кончины; житие преподобного Макария Овручского. 3–е поколение 1. Святитель Димитрий Ростовский, святитель Феодосий Черниговский, святитель Иоанн Тобольский, До–сифей Иерусалимский, блаженный Иларион Суздальский. 2. Украина (Киев, Чернигов). 3. Житие и творения святителя Димитрия Ростовского и других указанных святых и писателей.   XVIII век 1–е поколение 1. Старец Иоанн Саровский, святитель Иоанн, митрополит Тобольский, старец Иов Соловецкий (Анзер–ский), преподобный Акакий Афонский, святитель Димитрий Ростовский. 2. Средняя Россия, Афон, Сибирь. 3. Автобиография Иоанна Саровского, его «Устав Саровской пустыни» и другие творения; творения святителя Иоанна Тобольского, святителя Димитрия Ростовского (поздние), жизнеописания Иова Соловецкого и преподобного Акакия Афонского (Афонский Патерик и у Григоровича–Барского). 2–е поколение 1. Молдавские старцы — Михаил, Василий Мерлопо–лянский, старец Паисий Величковский; святитель Иоасаф Белгородский, старец Ефрем Саровский, старец Досифей Киевский. 2. Молдавия, Афон, Саров, Украина. 3. Жизнеописание Паисия Величковского с приложениями (творения Василия Мерлополянского); житие и другие сведения о святителе Иоасафе Белгородском (собранные кн. Жеваховым); Описание Саровской Пустыни (о старце Ефреме и других Саровских старцах); Жизнь Досифея Киевского (в рукописи Синодальной библиотеки). 3–е поколение 1. Саровские старцы — Пахомий, Назарий Валаамский, Феодор Санаксарский; святитель Тихон Воронежский, митрополит Гавриил Новгородский, старец Паисий Величковский, подвижники Брянских лесов — старцы Адриан, Василиск, Никодим Святогорец. 2. Саров, Воронеж, северная Россия, Афон, Молдавия. 3. Описание Саровской Пустыни и житие преподобного Серафима; жизнеописание Феодора Санаксарского и воспоминания архимандрита Феофана Новоезерского; воспоминания келейника святителя Тихона Воронежского, его житие и творения; жизнеописание и письма митрополита Гавриила; жизнеописание и творения Паисия Величковского; жизнеописание Зосимы Верховского и написанное им житие старца Василиска.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Существует предание, что это назначение произошло не без участия известного князя Меньшикова, задетого независимым поведением святителя при освящении церкви в одном из княжеских имений в Черниговской епархии. Меньшиков собирался сам назначить день освящения, о чем и сообщил владыке через посланного с этой целью управляющего. Архиепископ на это заметил, что назначить дело его, а не князя, и сам установил время освящения церкви. Кроме того, по всегдашнему своему обычаю он отказался от угощения, предложенного после церковного торжества. Все это оскорбило князя. Позднее, когда владыке стало известно о новом назначении, ему была открыта судьба его «доброжелателя». «Да, далеко мне ехать, — сказал он, — но князь будет еще далее меня». И действительно, Меньшиков окончил жизнь в дальней ссылке в Березове. 11 августа 1711 года преосвященный Иоанн прибыл к новому месту служения, в столицу Сибирского края город Тобольск. Само вступление владыки в город было обставлено с подобающей торжественностью. Митрополит Иоанн прибыл в Тобольск на двух плотах и остановился против Знаменского монастыря. На следующий день под звон колоколов он вступил на набережную города, встреченный городским духовенством, светскими властями и горожанами. Вскоре по приезде владыки стали говорить о нем как о великом постнике, о том, что в личной жизни он тих, скромен, сострадателен. Обладая большой работоспособностью, святитель никогда не был праздным, всегда или читал, или учил, или размышлял. Более всего любил он молитву. Запершись у себя в келье, он долго-долго коленопреклоненно молился, часто до утра. Добро он любил делать тайно и через доверенных лиц посылал деньги и разные вещи сиротам, в богадельни (при нем их в городе было более двадцати), в дома бедных. Потихоньку, переодетый, подходил он к окнам домов нуждающихся, стучал, произносил: «Примите во имя Иисуса Христа», — и поспешно отходил. Особенно болело его сердце за бедных духовного звания. Там, где были горе и нужда, появлялся владыка, туда его тянуло всей душой. Он любил ходить в тюрьмы, которых много было в Тобольске, и утешал, учил, радовал гостинцами заключенных.

http://pravicon.com/info-2501

В числе лиц, которым посвящены статьи XXIII тома, — святитель Иоаким Корсунянин (+1030), первый епископ Новогородский; преподобные Иоаким Опочский (XV-XVI вв.), Иоаким Сийский (XVI в.), Иоаким Шартомский (XVII в.). Обширная статья посвящена выдающемуся русскому церковному деятелю — Предстоятелю Русской Церкви Патриарху Московскому и всея Руси Иоакиму (Савелову, +1690 г.). Также в томе присутствуют статьи о Патриархах Константинопольских Иоакиме I (+1504 г.), Иоакиме II (+1878 г.), Иоакиме III (+1912 г.), Иоакиме IV (+1887 г.), Патриархах Александрийских Иоакиме I (1565/67) и Иоакиме II (1668 г.), Патриархе Иерусалимском Иоакиме (+1463/64) и Грузинском Католикосе Иоакиме (XV в.). Отдельные статьи посвящены шести Патриархам Антиохийским XIV-XVI вв., носившихся имя Иоаким. Обращает на себя внимание статья об архиепископе Нижегородском Иоакиме (Левитском, +1921 г.). Практически все последующие статьи (свыше ¾ от всех материалов нового тома) посвящены святым и деятелям Церкви по имени Иоанн. Открывает этот огромный корпус статей публикация, повествующая о св. Иоанне-Илии, архиепископе Новгородском XII в., при котором было совершено обретение чудотворной иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы. Отдельные статьи посвящены св. Иоанну, архиепископу Ростовскому (XIII в.) и св. Иоанну, епископу Суздальскому (XIII в.). Среди русских святых по имени Иоанн большим почитанием издревле также пользовался преп. Иоанн Многострадальный, инок Киево-Печерской лавры, которому в новом томе также посвящена отдельная статья. Также том содержит материалы, повествующие о юродивых XV-XVI в. — Иоанне Устюжском, Иоанне Власатом Ростовском и Иоанне («Большой Колпак») Московском. Большой материал в новом томе энциклопедии сообщает о жизни и просветительской деятельности выдающегося миссионера св. Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского и всея Сибири (+1715). За этим материалом следует статья о родственнике св. Иоанна Тобольского, жившем уже в ХХ в., — св. Иоанне (Максимовиче), архиепископе Сан-Францисском, Шанхайском (РПЦЗ), замечательном подвижнике русского зарубежья.

http://patriarchia.ru/db/text/1175372.ht...

Архив Пн Слово архимандрита Филарета (Гусева) при наречении во епископа Канского и Богучанского 23 марта 2012 г. 18:10 23 марта 2012 года в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Филарета (Гусева) во епископа Канского и Богучанского. При наречении архимандрит Филарет обратился к Святейшему Владыке и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыко и милостивый отец! Богомудрые архипастыри Церкви Христовой! Ныне искусом и Вашим избранием Промыслитель и Создатель человеческого рода Всещедрый Господь призывает меня воспринять благодать архиерейского служения. Ступая на путь архипастырского послушания, я с трепетом внимаю словам Спасителя, обращенным к ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все то, что Я повелел Вам…» (Мф. 28:19-20). Сегодня Господь определяет мне служение на святой земле Сибири, которая прославлена целым сонмом подвижников благочестия, миссионеров-просветителей. Святитель Нектарий, архиепископ Тобольский, святитель Иоанн, митрополит Тобольский, святой мученик Василий Мангазейский, преподобный Даниил Ачинский и множество других угодников Божиих освятили своей молитвой благодатный Сибирский край. Они явили истинную любовь к Богу подвигом своей жизни, их молитвенный покров по сей день ощущает каждый вопрошающий о помощи. Моя родина — древняя Тверская земля, а малая родина — Удомельский край. Этот дивный край имеет прекрасную историю. Я благодарен тем поистине исповедникам веры, которые, несмотря на сложности советской эпохи, делились со мной плодами своей духовной жизни. Благодаря им я с юных лет осознал, что без Бога жизнь теряет смысл и Церковь является тем спасительным институтом, который открывает дверь в вечность. Именно тогда я принял решение стремиться стать в будущем служителем Алтаря Господня, откликнувшись на слова Спасителя: «Жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9:37-38). Это способствовало моему поступлению в Московскую духовную семинарию, под благодатный покров преподобного Сергия Радонежского.

http://patriarchia.ru/db/text/2099505.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010