Второе явление епископа Игнатия, приведенное в " Записках Чихачева " , связано с именем Софьи Ивановны Снесаревой, большого духовного друга Святителя. В видении этом, которое произошло в августе 1867 года, Святитель готовил ее к переходу в вечную жизнь и изрекал слова о необходимости покаяния. С.И. Снесарева видела Владыку сначала в обычном виде, затем по мере его удаления от нее, восходя кверху, он светлел. " Как Владыка по мере восхождения становился неземным, так и все, присоединившиеся к нему в разных видах, принимали невыразимо прекрасный солнцеобразный свет " ,- свидетельствует С.И. Снесарева. " Эти сонмы были различных видов и света,- продолжает дальше свое повествование С.И. Снесарева,- и чем выше ступени, тем светлее. Преосвященный Игнатий поднимался все выше и выше. Но вот окружает его сонм лучезарных святителей. Он сам потерял свой земной вид и сделался таким же лучезарным. Выше этой ступени мое зрение не достигало " . С.И. Снесарева начала молиться: " Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего, Преосвященного Игнатия, и святыми его молитвами спаси и помилуй меня, меня грешную! " - и проснулась. С.И. Снесарева свидетельствует, что, находясь на погребении святителя Игнатия, она испытывала невыразимую словом " грустную радость " [ 11 ]. Избранничество Божие, святость святых видны и во всем объеме трудов святителя Игнатия. Сам он, думая совершенно о другом, говорит о своем призвании в предисловии к " Приношению современному монашеству " . Первое, на чем святитель Игнатий сосредотачивает свое внимание во всех своих статьях,- это принятие евангельских заповедей и последование им. Заповеди эти должны стать жизнью христианина, и первое, с чего должен начинаться его подвиг, есть усвоение нищеты духовной - первой евангельской добродетели. " Нищета духа,- пишет он,- блаженство, первое в евангельском порядке, первое в порядке духовного преуспеяния... " . " Нищета духа,- пишет Святитель ниже,- соль для всех духовных жертв и всесожжений. Если они не осолены этой солию,- Бог отвергает их " [ 12 ]. Таково учение святителя Игнатия о подлинной духовной жизни, о непадательном шествии по ее пути - в противоположность ложным учениям века сего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1219...

Между тем, другие мужи апостольские, как то Климент Римский, Игнатий Богоносец и Поликарппрямо выражают свою несомненную веру в эти самые, тотчас по смерти следующие, воздаяния, чем, понятно, свидетельствуют свою веру и существование за гробом частного суда Божия, хотя буквально и не говорят о нем. Так св. Климент об апостолах Петре и Павле учил, что они в награду за свое терпение и мученичество, по переселению из мира, отошли в святое и подобающее место славы 207 , а об, усовершившихся в любви – что они, по отшествии отсюда, по благодати Божией, находятся в месте благочестивых 208 . Игнатий же Богоносец, о себе самом, ввиду близкой своей мученической смерти, к своим пасомым вот что писал: «Не делайте для меня ничего более, как, чтобы я был заклан Богу теперь, когда жертвенник уже готов... Прекрасно мне заклатися от мира к Богу, чтобы в нем мне воссиять 209 ; пустите меня к чистому свету: явившись туда, буду человеком Божиим 210 ; вода живая, говорящая во мне, взывает мне извнутри: иди к Отцу» 211 . А св. Поликарп, как относительно самого Игнатия, так и, прежде, после него мученически за веру пострадавших, прямо и твердо ту выражал веру, что все они «пребывают в подобающем месте, у Господа с Которым страдали», присовокупляя к сему, «что все они не вотще подвизались» 212 . То же самое нужно сказать и, относительно св. Иустина, а также Иринея, которые, хотя тоже прямо не упоминали о частном, для каждого человека, после смерти суде, но существование его необходимо предполагали, когда ясно и несомненно учили о том, что, тотчас, после смерти, смотря по заслугам в настоящей жизни, души одних поступают, согласно определению Божию, впредь до всеобщего окончательного суда в лучшие и светлые места, а других, напротив, в места худшие и мрачные 213 . Тертуллиан же, совершенно прямо и положительно высказывает свое и общехристианское убеждение в существовании за гробом частного суда Божия, как суда над одной, разлученной от тела, душой, писав, между прочим, по поводу загробной участи грешной души следующее: «Душа (грешника после его смерти) первой должна испытать суд (Божий), равно, как и первая была виновницей во всем содеянном; но, при этом, она должна дожидаться своей плоти, дабы получить воздаяние и за то, что было ею содеяно при посредстве, повиновавшейся ее велениям, плоти 214 . А, что души и ныне или страждут, или имеют прохладу во аде, хотя еще остаются обнаженными и отрешенными от плоти, это доказывает пример Лазаря 215 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

А. Б. Образ святителя Игнатия Брянчанинова привлекает к себе многих исследователей его жизни и творений. Уже в ближайшие годы после блаженной кончины Святителя появляется жизнеописание, в котором его ученики и последователи дают краткую, но отчетливую характеристику отдельных этапов его жизни и творчества. Жизнеописание это включено в первый том трудов Святителя, изданных в 1905 году 2 . “В поисках Живаго Бога” — так назван труд иеромонаха Игнатия о жизни преосвященного епископа-подвижника, опубликованный в 1913 году 3 . Еще раньше, в 1905 году, иеромонах Илиодор (Труфанов) посвящает свое кандидатское сочинение религиозно-нравственным воззрениям святителя Игнатия 4 , а в 1915 году Леонид Соколов издает большой двухтомный труд, который он именует “Епископ Игнатий Брянчанинов. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения” 5 . Образ святителя Игнатия, его особая, отличная от пути мно­гих подвижников жизнь, привлекают к себе и русских писателей, и в своем произведении “Инженеры-бессребренники” Н. С. Лесков дает трактовку этой особой судьбы русского епископа-аскета 6 . Кроме того, русские журналы и газеты, начиная с 1867 года (год кончины преосвященного Игнатия) изобилуют статьями и очерками, посвященными личности и трудам Святителя. Наконец, в 1968 году появляется большое магистерское исследование доцента МДА иеромонаха Марка (Лозинского), охватывающее два тома с приложениями в 6 томах, в котором дается анализ творчества епископа Игнатия под углом трактовки Преосвященным духовной жизни мирянина и монаха 7 . Отдельные труды епископа Игнатия опубликованы и за рубежом. Знаменательно, что в кратко поименованных трудах, посвященных личности епископа Игнатия, удается отметить самые различные направления в оценке жизни и трудов Святителя. Но в них преобладают не просто житийные характеристики: все бытие Святителя вместе с его творчеством, которое было его жизнью, дается главным образом под углом изложения духовного подвига. Так, у Лескова епископ Игнатий — инженер, но инженер-бессребренник, праведник. У Леонида Соколова основное — мо­­рально-аскетические воззрения Святителя, а у иеромонаха Игнатия весь путь жизни преосвященного Игнатия Брянчанинова обозначен крылатым выражением в поисках Живаго Бога . Наконец, и в большом труде иеромонаха Марка существенным является исследование творчества святителя Игнатия, дающего основное для понимания законов духовной жизни мирянина и монаха.

http://pravmir.ru/svyatitel-ignatiy-bogo...

Такие же указания на высокую значимость иерархического поставления делает и св. Игнатий Богоносец , с особеннейшей ясностью и раздельностью упоминающий о всех трех иерархических степенях и их относительном значении. Так, в своем приветствии Филадельфийцам, упомянув о том, как необходимо верующим быть в общении с епископом и его пресвитерами и диаконами, он к сему присовокупляет, что они «были указаны по мысли Иисуса Христа (αποδεδειγμνος εν γνμη ησο Χρστο) и, что Он по Собственной воле утвердил их незыблемо Духом Своим Святым» 783 . Здесь, очевидно, изображаются две черты, прямо относящиеся к поставлению иерархических лиц в степени епископа, пресвитеров и диаконов. А, если при этом принять во внимание, что сказано было Климентом Римским о поставлении достоуважаемыми мужами иерархических лиц с согласия всей Церкви, то должно полагать, что и св. Игнатий здесь первой чертой хотел обозначить согласие на избрание известных иерархических лиц целого общества верующих, в чем предполагался и, как бы, слышался самый голос Божий, а чертой последней намерен был определить и охарактеризовать самое иерархическое поставление. Сопоставляя же между собою тот и другой акт, как их представляет сам Игнатий, мы не можем не видеть, что первому из них он приписывает только предуказательное значение, значение же совершительное или то, что было самого важного, существенного в поставлении, усвоял за актом последним, определяя его, как мы сейчас видели, так, что здесь Иисус Христос по Собственной воле утверждает незыблемо иерархические лица Духом Своим Святым. Лица, поэтому, иерархические, по ясному учению св. Игнатия, не суть обыкновенные, какие бывают в обществах людских, должностные лица, а лица, поставленные Самим Богом и снабженные особенными Божественными полномочиями и благодатными дарами 784 , лица, предназначенные не для того только, чтобы самим получать освящение, но и других освящать, служа в сем случае посредниками и органами освящающей благодати. Так, он, требуя от верующих повиновения епископу и пресвитерам, поясняет, что это нужно для того, чтобы они «были освящены во всем» 785 , или же, как в других местах говорит о сем, «без диаконов, пресвитеров и епископа нет Церкви» 786 , ничего, поэтому, не нужно делать без епископа и пресвитеров 787 , так как тот, кто делает что-либо без ведома епископа, служит диаволу, тогда как, наоборот, кто почитает епископа, тот почтен Богом 788 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

монахиня Игнатия (Пузик) Содержание Предисловие Жизнеописание святителя Игнатия Брянчанинова (1807-1867) было написано монахиней Игнатией в преддверии прославления Святителя на Юбилейном соборе 1988 года; тогда же ею была написана служба Святителю, ныне вошедшая в богослужебный обиход Русской Церкви и неоднократно издававшаяся. Это жизнеописание, однако, не стало официальным житием новопрославленного святого. Сегодня переизданы многие труды и жизнеописания святителя Игнатия, составлены новые жития. И все же нам кажется, что написанное монахиней Игнатией не устарело. Она сама указывает на отличие своего труда от других " биографий " : она пишет о том, " как святость, осияние Святаго Духа Божия печатлелись " в жизни Святителя. Человек и Бог, судьба и Промысл - вот герои ее книги. Что может быть таинственнее и интимнее? Для того чтобы писать об этом, нужно иметь мужество и опыт собственной жизни под водительством Промысла. Святитель Игнатий монахини Игнатии необычен. В последние годы привычен стал такой его образ: педантичный наставник, строго следящий, чтобы духовная жизнь пасомых пребывала в жестко очерченных рамках. Его духовная трезвость, неприятие экзальтированной духовности стали восприниматься как заслон для всякого вдохновенного порыва. Другим предстает он в труде монахини Игнатии. Здесь он мистик, созерцатель Божественных таин, идущий к Богу своим, глубоко личным путем, и... поэт, обновивший русскую духовную словесность. Из наших писателей он первый, по мнению монахини Игнатии, сделал впечатления от созерцания природы " одним из слагаемых подлинного поиска Живаго Бога " , а пейзажные зарисовки - непременными составляющими своих произведений. Эта особенность его писаний оказала влияние на творчество самой монахини Игнатии. Размышляя о чертах его святости, она - летописец и ревнитель старческого окормления - не боится говорить об особом положении Святителя в русле паисиевой традиции старчества. Писатель, крайне целомудренно говорящий о глубинах духовной жизни,- она подробно останавливается на исключительных Божиих посещениях, которых удостоился Святитель. Исключительность дарований наложила неповторимый отпечаток на его облик, но она же поставила его в один ряд с великими древними и новыми подвижниками. Можно было бы бесконечно приводить параллельные места из их и его творений, но таким комментариям место в авторитетном издании его трудов. Думается, нам еще предстоит открыть святителя Игнатия, и публикация данной работы - первый шаг на этом пути.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1219...

Родители, узнав о намерении сына принять монашество, прекратили с ним переписку и лишили его денежной помощи. Оборвалось большинство родственных связей, возвращение в свет было невозможно. Аристократ оказался за чертой общества. Нахлынули новые и гораздо более тяжелые скорби. Дмитрий стал келейником старца Леонида . Впоследствии этот старец принял в Оптиной пустыни схиму с именем Лев, а святитель Игнатий навсегда сохранил к Оптиной самое теплое чувство. Старец держал послушника в строгости и порой обращался с ним даже жестоко. Но вместе с тем именно он приобщил Дмитрия к сокровищам духовной мудрости, обучил его молитвам и долгое время был единственной родной душой для него. Вот лишь два эпизода из послушнической жизни будущего святителя. А можно предположить, что подобных было много. Сам святитель рассказывает о происшедшем в одном из писем и соотносит этот случай с пробуждением в нем умно-сердечной молитвы. Одним из послушаний Дмитрия было носить муку. Когда он в очередной раз пришел с пустым мешком к келарю, тот, против обыкновения, наполнил его почти до краев. Поднять этот мешок было невозможно. Однако келарь продолжал насыпать муку в мешок. И тогда Дмитрий схватился зубами за край мешка. Взмолившись Господу, он еще шире раскрыл стянутое тесьмой отверстие. Его будто осенил изнутри свет. Он почувствовал необыкновенный прилив сил, тишину и спокойствие в сердце. Келарь насыпал муки по самый край, но Дмитрий смог отнести мешок и не просыпать муку. После этого случая он стал различать голос сердца и приобрел непрестанную молитву. Второй случай произошел, когда Дмитрий был келейником у старца Леонида. Зимой старец приехал к одному человеку в гости. Тот, ожидая приезда старца, захлопотал, ставя самовар и готовя угощение, соображая, что старец приедет не один. Когда гость вошел, хозяин попросил его пригласить к чаю и его спутника, возницу. Старец согласился и позволил вознице войти. Возница оказался высоким, прекрасной наружности, молодым человеком, с манерами дворянина. Вошедший смиренно остановился у порога. «А что, перезяб, дворянчик?» — обратился к нему старец. Затем спросил хозяина: «Знаешь ли, кто это? Это Брянчанинов» . Хозяин был простым человеком, привыкшим уважать дворянское звание. Он низко поклонился вознице. Однако это был и пророческий поклон: вряд ли смиренный хозяин думал, что молодой возница из дворян станет владыкой. Дмитрий принял постриг с именем Игнатий, напоминавшем о древнем мученике Игнатии-Богоносце, носившем Христа в своем сердце до самой мученической кончины.

http://azbyka.ru/fiction/sokrovishha-svy...

Когда опытно изведавший радость духовной жизни, познавший горестность греха, непосредственно созерцавший бытие духовное, предлагает нам слово о спасении из любви к нам, предлагает духовное руководство нам в мире живущим и плоть носящим, в то время, когда сам он готов освободиться от тленной телесной оболочки, оканчивая земное странствование и признавая себя обязанным представить христианскому обществу отчет по согляданию им земли обетованной, точащей духовные дары и блага, 654 нужно быть слишком нечувствительным и духовно мертвым, чтобы отказаться от зовущего голоса, чтобы равнодушно прослушать уроки спасения, без всякого следа для исправления жизни нашей, как та толпа, которая, в поэтическом изображении, снисходительно предлагает озаренному духовно человеку давать ей смелые уроки, рассчитывая на одно лишь пассивное внимание: «Ты можешь, ближнего любя, давать нам смелые уроки, а мы послушаем тебя». Но если в душах наших сохранилась искра желания духовной жизни и подлинной веры, мы не можем остаться равнодушными к слову спасения, и нашу душу посетит, быть может, желание вкусить духовных восторгов и видения подвижника. И голос последнего тем более ценен для нас, что он не является лишь результатом книжного изучения или вообще умственного познания, но плодом лично пережитого духовного опыта. И когда Преосвященный Игнатий Брянчанинов говорит нам о Боге, о духовном мире Ангелов и демонов, о тайне смерти телесной и загробного бытия человеческого, о рае и аде, о спасении души, мы слышим не ученого богослова, не начитанного благочестивого человека, хотя все это и принадлежит ему, по нашему мнению, в высокой мере: ибо он с детства изучил Святое Писание, могущее умудрить во спасение, он прошел длительную и многолетнюю школу вдумчивого изучения отеческих преданий, он проследил жития богоносных подвижников прошедшего и современного ему века, он тайноводственно познал высокую эстетику и глубокое учение христианского богослужения, и выносил свое мировоззрение в течение полувекового духовного подвига.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

– «Оно у меня в сердце, потому и повторяют его уста», – отвечал Игнатий Богоносец . Прибыв в цирк, полный нетерпеливо ожидавших своей потехи – «зрелища казни старца – ожесточённых и развращённых преступников, Игнатий не смутился, услышав рыкание голодных львов. С величественным спокойствием обратясь к народу, он громко сказал: – «Знайте, Римские граждане, что не за злодеяние и преступление осуждён я на смерть, но только за веру в единого Бога моего, Которого люблю, и к Которому желаю идти. Я – пшеница Его и зубами звериными измалываюсь, чтобы соделаться для Него чистым хлебом» ... Едва успел мученик произнести эти слова, как на него накинулись два выпущенные льва и мгновенно растерзали его; – остались только немногие твёрдые части, которые были собраны потом христианами и перенесены впоследствии в Антиохию. Мученический подвиг св. Игнатия Богоносца совершился 20-го декабря 107 г. Подлинные акты о нём, написанные и очевидцами – Филоном и Агафоподом 262 для Антиохийцев, заключаются следующими словами: «Мы, видевшие это собственными глазами, всю ночь потом провели в слезах и, с коленопреклонением и молитвой, просили Бога утешить нас о случившемся. Когда потом мы немного заснули, то некоторые из нас увидели блаженного Игнатия, стоявшего близ нас и нас обнимающего; другие видели его с нами молящегося; иные – орошённого потом, как будто после большего труда пришедшего к предстоящего Господу. С радостью увидев это и сравнив сонные видения, мы воспели хвалу Богу, Подателю благ, ублажали святого мужа и записали день и год его кончины, чтобы, собираясь в день его мученичества, иметь нам общение с подвижником и доблестным мучеником Христовым». После св. Игнатия Богоносца остались замечательные послания его, о которых св. Поликарп, епископ Смирнский, говорит, что «в них можно найти большую пользу, ибо они содержат в себе веру, терпение и всякое назидание в Господе нашем». Главная же цель этих посланий – способствовать к сохранению единения церковного в духе веры – в ограждение от еретических учений, которые начали уже сильно распространяться в то время.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Есть изыскание боговдохновенных мужей о священномученике Игнатии Богоносце : почему он называется Богоносцем? Говорят, вот почему: когда Господь, ходя по земле и уча людей, говорит: «Не препятствуйте детям приходить ко Мне» ( Мк. 10:14 ), – тогда в народе случайно были родители Игнатия вместе с отроком Игнатием, который уже начинал ходить. Господь, призвав к Себе от них отрока Игнатия, поставил его посередине и, взяв на руки и обняв его, сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» ( Мф. 18:3 ). Потому-то и был святой Игнатий назван потом Богоносцем, что был носим руками Бога воплощенного, а еще не меньше и потому был назван Богоносцем, что носил Бога в сердце своем. Когда он мучителями был брошен на съедение зверям за Христа, то был спрошен ими, почему он всегда на устах имеет Христово имя? Святой на это ответил: «Я имею Его имя написанным в сердце, ибо устами исповедую Того, Кого всегда ношу в сердце». После, когда святой был съеден зверями, то по Божию изволению среди костей его сердце сохранилось целым, не съеденным зверями. Неверные, найдя его и вспомнив слова святого, разрезали это сердце посередине надвое, желая узнать, правду ли он говорил, и нашли, что внутри на обеих сторонах разрезанного сердца золотыми буквами было написано: «Иисус Христос». Таким образом, святой Игнатий и по имени, и самим делом оказался Богоносцем, поскольку Христа Бога носил в сердце своем. Мы же, возвращаясь к беседе, скажем про себя: вот где любит насаждаться мысленная Лоза, Христос, – в сердцах Своих верных рабов, истинно любящих Его. Посмотрим же в свое сердце каждый, найдем ли в нем Христа? О сердце христианское, сердце строптивое, развращенное, ожесточенное и окаменелое! Есть ли в тебе Бог, носишь ли в себе Бога? Насаждается ли в тебе истинная виноградная лоза – Христос? Не больше ли ты рождаешь непотребное, смрадное и вредное зелье злых помышлений, о которых говорит Сам Господь: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи» ( Мф. 15:19 )? Был бы безумцем тот, кто в своем малом саду, из которого он имеет все свое пропитание, вместо каких-либо необходимых для пропитания плодов насаждал бы крапиву или терние, и такими бесполезными растениями портил бы полезную землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Таким образом, отобранные произведения служат творческой, биографической и духовной иллюстрацией к жизнеописанию святителя Игнатия, дополняют его. Жизнеописание Святителя было опубликовано в журнале " Альфа и Омега " 3 (25) и 4 (26) за 2000 год). Произведения святителя Игнатия печатаются по собранию сочинений 1905 года, которым пользовалась монахиня Игнатия (неоднократно переиздавалось в последнее время). Исключение составляет незавершенный труд Святителя " Слово о человеке " , впервые напечатанный в " Богословских трудах " в 1989 году (Сб. 29. С. 285-320). В творениях святителя Игнатия написания, за исключением некоторых авторских случаев, приближены к современным нормам. Алексей Беглов Пролог Образ святителя Игнатия Брянчанинова привлекает к себе многих исследователей его жизни и творений. Уже в ближайшие годы после блаженной кончины Святителя появляется жизнеописание, в котором его ученики и последователи дают отчетливую характеристику отдельных этапов его жизни и творчества. Жизнеописание это включено в первый том трудов Святителя, изданных в 1905 году [ 1 ]. " В поисках Живаго Бога " - так назван труд иеромонаха Игнатия о жизни преосвященного епископа-подвижника, опубликованный в 1913 году [ 2 ]. Еще раньше, в 1905 году, иеромонах Илиодор (Труфанов) посвящает свое кандидатское сочинение религиозно-нравственным воззрениям святителя Игнатия [ 3 ], а в 1915 году Леонид Соколов издает большой двухтомный труд, который он именует " Епископ Игнатий Брянчанинов. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения " [ 4 ]. Образ святителя Игнатия, его особая, отличная от пути многих подвижников жизнь, привлекают к себе и русских писателей, и в своем произведении " Инженеры-бессребреники " Н. С. Лесков дает трактовку этой особой судьбы русского епископа-аскета [ 5 ]. Кроме того, русские журналы и газеты, начиная с 1867 года (год кончины преосвященного Игнатия) изобилуют статьями и очерками, посвященными личности и трудам Святителя. Наконец, в 1968 году появляется большое магистерское исследование доцента МДА игумена Марка (Лозинского), охватывающее два тома с приложениями в 6 томах, в котором дается анализ творчества епископа Игнатия под углом трактовки Преосвященным духовной жизни мирянина и монаха [ 6 ].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1219...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010