Наконец, авторству Василия Великого в православной традиции приписывается текст литургии, совершаемой десять раз в году – в день его памяти, в канун праздников Рождества Христова и Богоявления, во все воскресные дни Великого поста, в Великий Четверг и Великую Субботу. Святитель Григорий Богослов был другом Василия Великого : они вместе учились в Афинской академии. Как и Василий, Григорий принял крещение в возрасте около 30 лет. Стремясь к уединению и желая посвятить жизнь литературному творчеству, Григорий уклонялся от принятия священства, однако уступил настояниям своего отца, престарелого епископа Назианза, и стал его помощником в управлении Церковью. Василий Великий посвятил Григория в епископа города Сасимы, однако он туда не поехал, а остался в Назианзе и продолжил литературные труды. В 379 году Григорий был приглашен в Константинополь, где возглавил группу сторонников Никейской веры. Император Феодосий, изгнавший ариан из Константинополя в 380 году, утвердил Григория в звании архиепископа Константинопольского, однако II Вселенский Собор сместил его с этого поста. Григорий закончил дни в уединении. Литературное наследие Григория включает 45 слов, представляющих собой литературно обработанные проповеди. Из них наиболее известными являются «Пять слов о богословии», содержащие классическое изложение православного учения о Святой Троице: за них Григорий получил свое прозвище Богослов, укоренившееся в православной традиции. Два слова против Юлиана Отступника, имеющие обличительный характер, написаны после смерти нечестивого императора. «Надгробное слово Василию Великому » принадлежит к лучшим произведениям этого жанра: в нем Григорий отдает дань уважения и любви своему лучшему другу, учителю и старшему собрату. Несколько слов Григория посвящены церковным праздникам, памяти мучеников и святых. Григорию принадлежит большое количество стихотворений, имеющих преимущественно автобиографический или морально-дидактический характер. Григорий – первый византийский автор, который собственноручно собрал и отредактировал корпус своих писем: эти письма разнообразны по содержанию и имеют разных адресатов, в том числе епископов, государственных чиновников и друзей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

По просьбе афонских монахов святой Григорий обратился к Варлааму сначала с устными увещеваниями, но когда последние не возымели действия, письменно изложил свои богословские доводы. Обладая обширными знаниями Священного Писания и Священного Предания, он доказал всем, что учение о нетварной природе Фаворского Света, видения которого, по милости Божией, сподоблялись афонские монахи, совершенно согласно с духом Евангелия и творениями святых отцов. Еще святители Григорий Богослов, Григорий Нисский , Василий Великий и Иоанн Златоуст учили о непознаваемости Божественной Сущности и познаваемых, ощущаемых, по дару Божию, человеком Божественных энергий, к которым святитель Григорий Палама относит и Свет Преображения. Те же, кто отрицают или сомневаются в существовании этого Света и озарения им избранников Божиих еще на земле, достойны порицания, так как обнаруживают прилюдно недостаток чистоты сердечной, маловерие и несовершенство духовных познаний. Этот богословский спор был продолжен на Пятом Константинопольском Соборе 1341 года где было принято учение о нетварной природе Фаворского Света, учение святого Григория Паламы. Однако в будущем великого поборника благочестия ожидало не только признание, но и гонение. Ученик Варлаама болгарский монах Акиндин и Патриарх Иоанн XIV Калека при поддержке императора Андроника III Палеолога объявили святителя Григория и афонских монахов виновниками церковных смут. Григорий Палама написал опровержение, за что был отлучен от Церкви и подвергся темничному заключению. Только когда сменился Патриарх, святитель Григорий был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. Возлюбленные о Господе братья и сестры! Величие вспоминаемого нами сегодня угодника Божия в том, что он всей своей жизнью, многочисленными подвигами и богословскими трудами показал христианам истинное отношение к внутренней молитве, важности поста и духовного делания. Вот почему сегодня мы с таким благоговением и любовью воспеваем святителя Григория Паламу. Перед нами не просто выдающийся церковный деятель, перед нами яркий пример подвижника, убеленного от греховной скверны, чистого сердцем, душою, делами и помыслами.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

    Антоний Сийский (1556) — преподобный, основатель и первый игумен Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря (Архангельская губ) — 274. Арий (256—336) — ересиарх; в 325 г. был осужден I Вселенским Собором — 370.     Варлаам преосв. Вероятнее всего, Варлаам Успенский (l876) — архиепископ. Возглавлял Архангельскую и Холмогорскую кафедры в 1845—1854 гг. — 323. Василий Великий (ок. 330—379) — святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской; Учитель Церкви, проповедник. Автор многих духовных сочинений, в том числе молитв, канонических правил. Составил чин Божественной литургии — 236, 287. Василий, малютка — 344.     Василий, иерей. Вероятнее всего, Василий Михеевич Чернявский (1874) — священник Троицкой кладбищенской церкви в Кронштадте — 45.     Геннадий (1506) — святитель, архиепископ Новгородский — 126. Григорий Богослов (329—389) — святитель, архиепископ Константинопольский, Учитель Церкви. Автор многих духовных сочинений — проповедей, слов, писем — 55, 236, 341, 391. Давид — св. пророк, псалмопевец, второй царь израильский, царствовавший с 1055 по 1015 г. до Рождества Христова. Автор псалмов — 175, 186, 204, 321, 334, 377, 405, 433. Даниил (600 г. до Рождества Христова) — св. пророк — 431. Дорофей, см. Авва Дорофей.     Ева — праматерь, жена Адама — 337. Ефрем Сирин (373—379) — преподобный; автор многих духовных сочинений, в том числе покаянной молитвы: «Господи и Владыко живота моего...» — 236. Елена Павловна (1806—1873) — великая княгиня, дочь Вюр-тембергского принца Павла, жена великого князя Михаила Павловича — 119.     Захария (I в) — праведный, пророк; отец св. Иоанна Предтечи — 439. Зосима Соловецкий (1478) — преподобный, чудотворец — 274. Иаков (ок. 63) — св. апостол от 70-ти; брат Господень по плоти. Первый епископ Иерусалимской церкви. Составил чин Божественной литургии. Автор послания — 409. Иаков (он же Израиль) — второй сын ветхозаветного патриарха Исаака; брат Исава — 208. Игнатий Богоносец (107) — священномученик; архиепископ Антиохийский. Ученик св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова — 139.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Прокл Константинопольский, свт. Описания иконы Прокл Константинопольский, свт. - житие Святитель Прокл, архиепископ Константинопольский, с юных лет все свое время отдавал молитве и изучению Священного Писания. Господь удостоил его великого счастья быть учеником святителя Иоанна Златоуста († 407, память 13 ноября), который рукоположил его сначала в сан диакона, а затем в сан пресвитера. Святой Прокл был свидетелем явления апостола Павла святителю Иоанну Златоусту. От своего учителя святой Прокл получил глубокие знания Священного Писания, научился в совершенной форме излагать мысли.После изгнания и смерти святителя Иоанна Златоуста святой Прокл был рукоположен святым Патриархом Константинопольским Сисинием (426–427) в сан епископа города Кизика, но под влиянием еретиков-несториан паства изгнала своего святителя. Тогда святой Прокл вернулся в столицу и проповедовал Слово Божие в храмах Константинополя, укрепляя слушателей в Православной вере, обличая злочестивых еретиков. По смерти святителя Патриарха Сисиния, святитель Прокл был возведен во архиепископа. Став Патриархом Ко[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVII.] Минея - Ноябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 9537.jpg:   Размер: 345x1557, 0.54 MPix, 70 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (120) , (3) . Описание: [Афон. XV.] Свт. Прокл. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 9540.jpg:   Размер: 410x1200, 0.49 MPix, 88 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (107) , (0) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 20 ноября (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 9541.jpg:   Размер: 354x1200, 0.42 MPix, 73 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (109) , (0) .

http://pravicon.com/icon-2758

Ни один, можно сказать, поборник веры и благочестия Греческой православной церкви не испытал столько клевет и несправедливых обвинений в отступлении от православия и правил подвижничества, как святитель Григорий Палама. Не только современные ему западные, но и восточные богословы и историки усиливались затмить высоту подвигов этого святого мужа, старались находить в его творениях много ересей, как следствие отделения Восточной церкви от единства с Западною. Кроме пресловутого калабрийского монаха Варлаама, который был главным виновником церковного соблазна, и его преемника-наперсника Акиндина, сильнейшими противниками святителя Григория Паламы были: Никифор Григора, знаменитый историк и богослов времен Андроника Палеолога, патриарх Константинопольский Иоанн Калека (ум. 1347) и другие. Были также и защитники святителя Григория Паламы, которых, впрочем, сравнительно с его противниками наберется очень мало; эти благомыслящие греческие писатели немало писали в защиту святителя Паламы против неблагоприятных о нем отзывов защитников папства; так, Филофей, Константинопольский патриарх, написал двенадцать защитительных речей против Григоры, приводимое здесь житие святителя Григория и службу ему же; Марк, монах, написал три книги против противника святителя Паламы – Варлаама; Николай Кавасила , архиепископ Фессалоникийский, в защиту святителя Паламы написал шесть книг «О жизни во Христе»; Афанасий Парийский, патриархи Нил Константинопольский и Досифей Иерусалимский; преподобный Григорий Синаит , Каллист и Игнатий Ксанфопулы, Каллист Катафигиот (см. «Добротолюбие», изд. 1822 г., части I, II и IV). В защиту святителя Григория Паламы были даже целые соборы: четыре при жизни святителя Григория (1-й в июне 1341 г, 2-й в августе 1341 г., 3-й в феврале 1347 г, 4-й в мае и июне 1351 г.), а 5-й – после его смерти, в апреле 1368 г. На первых четырех соборах святитель Григорий Палама защищался самолично. Смиренно и просто, но так сильно и убедительно он каждый раз опровергал все умствования своих обвинителей, что последние были преданы анафеме; 5-й же собор, бывший в 1368 году, шесть лет спустя по честном преставлении святителя Григория, торжественно причислил его к лику святых и определил ежегодно во вторую неделю Великого поста совершать память его, как «великого подвижника, защитника веры и благочестия, непоколебимого столпа Православной Церкви и соревнователя святых апостолов и святых отцев вселенских».

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Василий Великий, святитель (329 или 330-379) — епископ Кесарии Каппадокийской, Отец и Учитель Церкви. Дни памяти — 14 января и 12 февраля — в Соборе трех вселенских учителей и святителей. Григорий Богослов (Назианзин), святитель (между 325 и 330-390) — архиепископ Константинопольский, Отец и Учитель Церкви. Дни памяти — 7 и 12 февраля, в Соборе трех вселенских учителей и святителей. Державин Гавриил (Гаврила) Романович (1743-1816) — русский поэт и драматург, государственный деятель. Диадох Фотикийский, блаженный (ок. 400-474) — епископ Фотикийский. Автор богословских и аскетических трактатов. Несмотря на скудость сведений о жизни и малочисленность его сочинений, он как духовный писатель и богослов пользовался немалым авторитетом и влиянием. Духанин Валерий Николаевич (род. 1976) — кандидат богословия, проректор по учебной работе и преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии, автор многих книг, посвященных смыслу и значению православной веры. Ефрем Сирин, преподобный (ок. 306-373) — богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви. День памяти — 10 февраля. Зелинский Владимир Корнелиевич, священник (род. 1942). Автор книг о православии, переводов богословской литературы и многих религиозно-философских статей на разных языках. Проживает в Брешии. Иероним Стридонский, или Евсевий Иероним, блаженный, преподобный (ок. 347 — 419/20) — пресвитер, библеист, экзегет, переводчик Священного Писания, один из четырех великих учителей Западной Церкви. День памяти — 28 июня. Иоанн Златоуст, святитель (347-407) — архиепископ Константинопольский, богослов, один из трех Вселенских святителей и учителей (вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом). Составил чин литургии византийского обряда, которая, согласно Уставу, совершается в большую часть дней богослужебного года в Православной Церкви. Дни памяти — 12 февраля и 26 ноября. Иоанн Лествичник, преподобный (ок. 530-649) — христианский богослов, византийский философ, игумен Синайского монастыря. 40 лет нес подвиг безмолвия, прозвание получил за свое сочинение «Лествица» («Лестница»), где в 30 главах представлены степени духовного восхождения к совершенству. Дни памяти — в 4-ю неделю (воскресенье) Великого поста и 12 апреля.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Храм четырехпрестольный: Главный престол в честь Собора Архистратига Михаила и всех небесных Сил, не освящен. Правый придел во имя Владимирской иконы Божией Матери, освящен иерейским чином в 1992 году. Левый придел в честь Собора Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, освящен иерейским чином в 1994 году. Криптовый храм-усыпальница во имя св. великомученика Пантелеимона, освящен архиерейским чинов в 1998 году. При храме действует Общество сестер милосердия блаженной Ксении Петербургской на основании Положения, благословленного Правящим Архиереем. Чтимые образы храма – список Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, икона Божией Матери «Панагия Сумела», образ преподобных отцев Симеона юродивого и Иоанна, спостника его. В мощевиках сохраняются частицы святых мощей угодников Божиих: святого апостола Андрея Первозванного, святых мучеников Пия и Плакиды, святого великомученика Феодора Тирона, святого великомученика Димитрия Солунского, святого мученика Вифлиемского младенца, святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского, святителя Тарасия, патриарха Константинопольского, святителя Иоасафа, епископа Белгородского, священномученика Григория епископа, просветителя Великой Армении, священномученика Петра, архиепископа Воронежского, священномученика Фаддея, архиепископа Тверского, священномученика Макария Каневского, архимандрита Овручского, преподобного Максима Грека, преподобного благоверного князя Олега Брянского, преподобного Никиты Столпника, преподобного Саввы Сторожевского, преподобного Саввы Вишерского, Новгородского, преподобного Ипатия Печерского, целебника, святителя Игнатия Мариупольского, преподобных отцев Киево-Печерских, святителя Димитрия, митрополита Ростовского, святого великомученика Пантелеимона, святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского, святого первомученика архидиакона Стефана, святой праведной княгини Анны Новгородской, святого благоверного князя Владимира Новгородского, преподобного Илии Муромца, священномученика Владимира, митрополита Киевского, священномученика Климента, папы Римского, преподобного Антония Римлянина, святителя Нектария Эгинского, святого Василия Блаженного. Сохраняются святыни: часть камня со Святой Голгофы, часть гроба Пресвятой Богородицы, часть гроба святого Тихона, патриарха Московского.

http://sobory.ru/article/?object=13159

Я рад возможности вновь по благословению Святейшего Патриарха совершить здесь Божественную литургию в день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Его память совершается во вторую неделю Великого поста не случайно, потому что святитель Григорий, как мы слышали в каноне на утрени, является «вторым Богословом» — вторым после первого, то есть после святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского, который жил в IV веке. Святитель Григорий Палама жил десять веков спустя, но Церковь прославляет его как «второго Богослова», потому что на его долю выпало защитить Церковь от опасной ереси и сформулировать очень важное учение о Божественном свете, о сущности и о действиях Божиих. Немногие в наше время понимают смысл этих учений и значение развернувшихся в Константинополе в середине XIV века споров, как и то, почему мы должны сегодня вспоминать и прославлять этого великого святителя. А между тем споры шли о самой сердцевине духовной и религиозной жизни, был оспорен многовековой опыт афонских монахов, которые в своей молитве, произнося непрестанно имя Божие, поднимались на такие высокие ступени богосозерцания, что могли своим внутренними очами видеть Божественный свет. Некоторые богословы решили оспорить этот опыт, решили сказать, что те на молитве видят обычный материальный свет. И святитель Григорий Палама, который был богословом не академическим, но богословом духовного опыта, в своих творениях рассказал об этом опыте и придал ему богословский смысл. Он сказал, что подвижники на высоких ступенях молитвенного созерцания видят особое действие Божие, в котором присутствует Сам Господь. И развивая это свое учение, он говорил о том, что в Боге есть та сущность, которая ни для кого не доступна, непознаваема и непостижима, и есть те действия, через которые Бог открывает Себя человеку. Сегодня некоторые спрашивают: а зачем такое учение? Не вносится ли тем самым некое разделение в Боге? Но можно привести подобие из нашей человеческой жизни. Каким образом мы с вами узнаем друг друга? Через наши действия, через то, как каждый из нас проявляет себя по отношению к другим людям. Никто не может сказать, что в глубине человека, какова его сущность, потому что нашу внутреннюю сущность мы даже сами не знаем — ее знает только Сам Господь, Который создал нас по Своему образу и подобию. И этот Свой образ и Свое подобие, как бы они ни были затемнены грехами, Бог распознает в глубинах нашей человеческой сущности. Нам же друг друга знать на такой глубине не дано — мы знаем один другого по тому, как себя проявляем. И каждый человек нам открывается через свои действия.

http://patriarchia.ru/db/text/4833913.ht...

Святитель ничего не ответил отступнику, но когда Юлиан уехал, он закрылся в своей тесной келии и стал со слезами молиться перед иконой Божией Матери. На этой иконе был еще нарисован мученик Меркурий с длинным копьем в руке. «Царица Небесная, – плакал святитель Василий Великий пред образом Владычицы, – помилуй Ты нас, неужели этот отступник еще вернется живым, чтобы терзать Церковь Сына Твоего?» Вдруг святитель с ужасом заметил, что мученик Меркурий исчез с иконы, а потом снова явился, и копье в его правой руке было окровавлено... Спустя несколько дней стало известно, что император Юлиан убит в бою с персами, неизвестный воин поразил его смертельно копьем. Так и не возвратился больше «отступник» в Кападокию, чтобы предать ее огню вместе со святым Василием Великим . Мученик Меркурий поразил его копьем в самое нечестивое сердце. Умер святой Василий Великий на 54-м году жизни, канонизирован Церковью и является великим молитвенником за людей. Святой Григорий Богослов был после святого Василия Великого . Он был также грек по национальности. Занимал престол Константинопольский. Отличался великой скромностью и силой веры. Любил Православную веру и много за нее пострадал. Когда святой Григорий Богослов приехал в Константинополь, чтобы занять престол архиепископский, то во всем большом городе-столице не было ни одной Православной церкви, а все были еретические. Тогда святой Григорий остановился в одном большом доме и там стал служить и проповедовать Правую веру. Его бранили, над ним смеялись, его хотели убить, но Господь хранил Своего угодника. И вот, скоро Православная вера стала расти – росла и распространилась на весь город, окрестности, а ересь арианская была изгнана прочь. Однако у святого Григория было много врагов, даже из духовенства: архиереи, пресвитеры, монахи. Эти враги не спали, а все ждали момента, чтобы низвергнуть святителя и выгнать из столицы. Собрался большой архиерейский собор, на котором святой Григорий был председателем. Собор разбирал церковные вопросы. Здесь-то некоторые епископы и выступили с требованием, чтобы председательствующим на соборе был не святой Григорий, а кто-либо другой. Возникла распря, ссоры. Большинство епископов было за святого Григория, ибо знали, что это сам сатана восстает на святителя и хочет изгнать его из кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Св. Василий Великий , архиепископ Кесарии Каппадокийской (ок. 330–379). Вселенский великий учитель и святитель церкви. Св. Григорий богослов , епископ Назианский, архиепископ Константинопольский (ок. 330–394). Вселенский великий учитель и святитель церкви. Практически все труды св. Григория посвящены тринитарному богословию. Друг св. Василия Великого . Св. Григорий, епископ Нисский (ок. 335–394). Один из трех великих Каппадокийцев. Богослов, философ, экзегет Священного Писания. Часто прибе­гал к аллегорическому толкованию текста Писания. Младший брат св. Васи­лия Великого. Авва Евгарий Понтийский († 399). Ученик св. Григория Богослова , под­визался в Нитрийской пустыни при обоих Макариях, подвижник, слушал Дидима Слепца , муж ученый, один из первых учителей монашеского бого­словия. Был осуждаем за приверженность оригену . Св. Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский (ок. 347–407). Вселенский великий учитель и святитель церкви. Непревзойденный проповедник. Экзегет Антиохийской школы, толковал Св. Писание, преимущественно в духовно-нравственном значении, применяя и дру­гие герменевтические подходы. Истолковал значительную часть Св. Пи­сания. Прп. Марк Подвижник (IV век). Ученик св. Иоанна Златоуста . Подви­зался в Египте. Писал духовно-аскетические сочинения. Прп. Исидор Пелусиот († 436). Ученик св. Иоанна Златоуста . Родился в Александрии и подвизался в Египте. В его письмах содержится много тол­кований на различные места Писаний. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин († 435). Западный подвижник и богослов, по духу и образованию принадлежал Востоку. Слушал проповеди Иоанна Златоуста . Писал наставления для подвизающихся в монашестве. Св. Григорий Двоеслов (Великий), папа Римский (ок. 540–604). Вели­кий римский святитель, во многом определивший богословскую жизнь и ус­троение церковной жизни европейского средневековья. Авва Дорофей († 620), монах монастыря Сериды в Сирии, потом насто­ятель монастыря близ Газы. Автор аскетических «Наставлений», а также тридцати «Слов» о подвижничестве. Авва Дорофей был учеником преподоб­ного Варсонофия и Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010