Потому митрополит с собором духовенства, (вероятно на основании 84 апостольского правила: «аще кто досадит царю или князю, не по правде. И аще таковый будет из клира, да будет извержен из священнаго чина»...) приговорил Евфимия к лишению сана. Но ограничились низведением Евфимия со святительской кафедры и, по распоряжению митрополита, бывший Тверской епископ заключён был в Чудовом монастыре, где в 1392 г. скончался. В чём именно был обвиняем Евфимий, умалчивают современные летописи. В Никоновской (IV, стр. 195) и Русском Временнике (ч. 1, стр. 262) дело Тверского епископа Евфимия излагается несколько иначе. Там обвинения на него называются клеветой: «быша клеветы мнози на Евфимия: вси возсташа нань клевещуще»; отмечается то, что Киприан не вдруг решился обвинить Евфимия, и только по настоянию князя устранил его от управления епархией, а равно и то, что избранный на место Евфимия митрополичий протодиакон Арсений не остался даже в Твери, а возвратился в Москву. Говорится в указанных источниках, что митрополит «много смиряше и в любовь приводяше Великого князя со владыкой Евфимием и не бысть мира и любви, но наипаче вражда и брань велия воздвизашеся и не возможе вражды утолити и мира и любви сотворити». Во всяком случае, суд над Евфимием был строгий и едва ли справедливый, он был обвинён более в угоду Великому князю, чем за возведённые на него преступления, в каковых его обвиняли, особенно с течением времени. Так, в житии св. Арсения 1-го, епископа Тверского, составленным архимандритом Макарием (Петровичем) в 1764 г. на основании слов инока (Желтикова монастыря) Феодосия, говорится, что Евфимий рассеивал разные мудрования о Христе, яко Арий, о Богородице, яко Несторий, и иные Оригеновы и Севировы заблуждения; что он не согласился признать над собой власти никакого собора, кроме собора вселенского, почему прямо назван в житии еретиком. Но это житие не заслуживает внимания по допущенным грубым историческим ошибкам, как то, что митрополит Киприан, до возведения на митрополию, был игуменом Киево-Печерской Лавры, что Тверской святитель Арсений был родом из Твери, что суд над епископом Евфимием был ещё при Московском Великом князе Димитрие Иоанновиче Донском, а не при его сыне Василии и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Сведав об этих дарах, великий князь провёл всю ночь в молитве и решил принять иноческий чин. Когда наступило утро, пришли бояре для обычного совета с князем о делах правления, но князь их не принял, а послал за свят. Арсением, которому и сообщил о своём решении отказаться от княжения, от мира и принять пострижение. Между тем, икону и другие дары патриарха с торжеством внесли в город; князь, несмотря на свою болезненную слабость, встречал св. икону и мощи у ближайшей ко дворцу церкви. Затем князь устроил пир, на который, кроме Святителя и духовенства городского, пригласил нищих, убогих, хромых, слепых. Сам князь подавал всем гостям чашу вина и прощался со всеми. Затем он простился с детьми, боярами и слугами, заповедуя всем любовь и мир, пошел после того в собор, указал место для своей могилы, с паперти соборной простился со всем народом и, не возвращаясь уже во дворец, прошёл в ближайший монастырь св. Афанасия. Св. Епископ Арсений облёк его здесь в иноческий образ; через несколько дней великий князь принял пострижение в схиму и скончался. Такой поворот в жизни и характере Тверского князя можно объяснить вернее всего благодатным влиянием свят. Арсения. Старался Святитель воздействовать и на приемников Михаила Александровича Тверского. В это время происходили постоянные усобицы между князьями; имели они, к несчастью, место и в Тверской области: великий князь Тверской вёл войну со своим удельным Кашинским князем. Кровь граждан лилась рекой; пользуясь внутренними неурядицами, в дела Тверские вмешивались соседи: Литва, Великий Новгород и Москва; княжество Тверское терпело от этих вмешательств великий ущерб. Свят. Арсений, по долгу пастырскому и по личному сочувствию своему к миру общему, вмешивался неоднократно в эти усобицы и страхом суда Божьего прекращал братскую вражду. В этих деяниях нельзя не признать великой услуги его княжеству Тверскому, Церкви и всему народу. Митрополит Киприан, видя великую ревность к пастырскому служению своего прежнего любимца, ещё больше начинал любить и уважать его.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

529 См.: Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. СПб., 1877. Стлб. 441; Колосов В.И. Родина святителя Арсения, епископа Тверского//Твер. епарх. ведомости. 1904. 3. С. 77–85; 7–8. С. 246–262; Виноградов И.А, Святой Арсений, епископ Тверской. Тверь 1909; Клибанов А.И. Реформационные движения в России в XIV – первой половине XVI в. М., 1960. С. 151–155; Вздорнов Г.И. Искусство книги в Древней Руси: Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII – начала XV веков. М., 1980. С. 58–60; Конявская ЕЛ., Прохоров Г.М. Арсений//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 68–70. 530 Ср.: Копреева Т.Н. Образ инока Поликарпа по письмам Симона и Поликарпа (опыт реконструкции)//ТОДРЛ. Л., 1969. Т. 24. С. 116. Е.Л. Конявская объясняет утрату эпистолярной части Патерика причинами художественного порядка, стремлением редактора придать «логическое равновесие» сборнику. Субъективное начало в Послании Поликарпа исследователь считает чисто условным: Поликарп следует форме, заданной Симоном, не в Послании, а в рассказах выступая как реформатор и критик монастырской жизни (см.: Конявская ЕЛ. Арсеньевская редакция... С. 7). 531 А.А. Шахматов, чью точку зрения разделяет и Е.Л. Конявская, объясняет пропук Жития Алимпия Печерского недосмотром переписчика, который, заметив это, вписал в конце Патерика «слово» о просфорнике Спиридоне, сопутствующее рассказу об иконописце Алимпии. См.: Шахматов А.А. Киево-Печерский патерик... С. 43; Конявская Е.Л. Арсеньевская редакция... С. 11. В таком случае, почему не было дописано и пропущенное «слово» об Алимпии? Очевидно, что отсутствие этого текста в большей части списков Патерика редакции А объясняется не издержками работы писца, а факторами идейно-художественного порядка. 533 См.: Bubner F. Das Kiever Paterikon. Eine Untersuchung zu seiner Struktur und den literarischen Quellen. Inaug. Diss. Augsburg, 1969. S. 33. 535 Иной взгляд на первоначальный порядок сочинений Симона в Патерике у А.А. Шахматова. См.: Шахматов А.А. Киево-Печерский патерик... С. 42–43.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , Патриарший наместник Московской епархии; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий ; митрополит Тверской и Кашинский Савва , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Феодосийский и Керченский Платон ; митрополит Новгородский и Старорусский Лев ; митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф ; архиепископ Брюссельский и Бельгийский Симон ; епископ Выборгский и Приозерский Игнатий ; епископ Кронштадтский Назарий , наместник Александро-Невской лавры; епископ Боровичский и Пестовский Ефрем ; епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав ; епископ Гатчинский и Лужский Митрофан ; епископ Павлово-Посадский Фома , руководитель  Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Юрьевский Арсений ; епископ Петергофский Силуан , ректор Санкт-Петербургской духовной академии ; протоиерей Сергий Куксевич, секретарь Санкт-Петербургского епархиального управления; протоиерей Василий Стойков, настоятель храма св. Иоанна Милостивого в г. Отрадное Ленинградской области; протоиерей Владимир Сорокин, настоятель Князь-Владимирского собора г. Санкт-Петербурга, профессор Санкт-Петербургской духовной академии; протоиерей Александр Кудряшов, почетный настоятель собора святых апостолов Петра и Павла в Петергофе; протоиерей Виктор Голубев, настоятель храма Святой Троицы «Кулич и Пасха» г. Санкт-Петербурга; архимандрит Иринарх (Соловьев), настоятель храма святителя Петра, митрополита Московского, г. Санкт-Петербурга; протоиерей Геннадий Зверев, настоятель Вознесенского (Софийского) собора в Царском Селе; протоиерей Виктор Московский, настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище г. Санкт-Петербурга; протоиерей Леонид Степанов, настоятель храма праведного Иова Многострадального на Волковском кладбище г. Санкт-Петербурга; протоиерей Александр Будников, благочинный Выборгского округа, настоятель храма святого пророка Илии на Пороховых г. Санкт-Петербурга; протоиерей Александр Румянцев, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургском государственном политехническом университете; духовенство Санкт-Петербургской митрополии ; насельники Александро-Невской лавры в священном сане; священнослужители, прибывшие в Санкт-Петербург для участия в памятных мероприятиях.

http://patriarchia.ru/db/text/5513325.ht...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 6 (145) , (3) . в этом году (за прошлые годы с 2009-12-14) Происхождение изображения: Загружено 2009-12-14, анонимно. Описание: [Тверь. 1902.] Собор Тверских святых. Икона. Тверь. 1902 год. «Устроена Иоасафом Яковлевичем Кункиным». Вот подписи к этой иконе. Потомственный Почетный гражданин, член Тверской ученой Архивной Комиссии, Иоасаф Яковлевич Кункин, при письме к Архиепископу Димитрию, прислал в Казанское Церковно-Археологическое Общество фотографический снимок с иконы «Собора Тверских Святых” и местно (в Тверской Епархии) чтимых угодников Божиих, находящейся в Троицкой г. Кашина церкви, при коей г. Кункин долгое время проходил должность старосты (письмо от 27 янв. 1907 г.). На упомянутой иконе Тверские святые расположены (на подобие Киево-Печерских преподобных) в шести рядах. Все они изображены врост и в таком порядке: На первом (нижнем) ряде: в средине-св. благоверный великий князь Михаила Ярославич Тверский и св. Арсений 1-й, епископ Тверский; по сторонам их (на правой стороне): супруга св. великого князя Михаила Анна (Димитриевна) Кашинская и св. благоверная княгиня Новоторжская Иулания; на левой стороне: святитель Варсонофий, епископ Тверский (Казанский Чудотворец) и преп. Ефрема, архимандрит Новоторжский. В средине 2-го ряда: св благоверный великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович (князь Владимирский, основатель Нижнего Новгорода). По правую сторону его: благоверная великая княгиня Тверская Ксения, мать св. благоверного великого князя Михаила Ярославича и праведный князь Вежецкий и Галичский Димитрий Юрьевич красный; по левую сторону святитель Акакий, епископ Тверский и Феодора 2-й, епископ Тверский. В средине третьего ряда: первый Епископ Тверской епархии, — святитель Симеон. По правую сторону его: св. благоверный Ростовский князь Василько (Василий) Константинович, благоверный князь Ржевский Владимир и его супруга, княгиня Ржевская Агриппина и праведная Параскева, игуменья Ржевская; по левую сторону св. Тиры, первый архиепископ Казанский, св. Герман, второй архиепископ Казанский (Свияжский Чудотворец), Аркадий Новоторжский. ученик пр. Ефрема, и Феоктист, Архиепископ Тверский.

http://pravicon.com/image-10426

Архив Пн В день памяти святителей Московских Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Никандра (Пилишина) во епископа Наро-Фоминского 18 октября 2023 г. 14:15 18 октября 2023 года, в день памяти святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. За Литургией состоялась хиротония архимандрита Никандра (Пилишина) , председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, во епископа Наро-Фоминского, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. По прибытии в Храм Христа Спасителя Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам святителя Филарета, митрополита Московского. Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Григорий , первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Волоколамский Антоний , председатель Отдела внешних церковных связей ; митрополит Новгородский и Старорусский Лев ; митрополит Тверской и Кашинский Амвросий , председатель Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения ; митрополит Саратовский и Вольский Игнатий ; епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский Николай ; епископ Зарайский Константин , и.о. Патриаршего экзарха Африки; епископ Павлово-Посадский Силуан , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Псковский и Порховский Арсений ; епископ Зеленоградский Савва , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; архимандрит Вассиан (Змеев) , начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме ; протоиерей Дионисий Казанцев, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по Московской области; священник Василий Лосев, руководитель Юридической службы Московской митрополии ; духовенство г. Москвы и Московской митрополии.

http://patriarchia.ru/db/text/6068625.ht...

Скачать epub pdf Июнь 29 Собор всех святых, в земле Тверской просиявших С 1897 года по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия (Самбикина ; † 17 марта 1908 г.) началось собирание сведений о Тверских святых. Приснопамятным преосвященным Димитрием была составлена служба всем Тверским святым, подготовлен к печати Тверской Патерик, изданный в Казани в 1908 году, а также по его просьбе написана в 1902 году икона Собора Тверских святых. В 1904 году архиепископ Димитрий освятил престол в честь Собора Тверских святых во втором ярусе колокольни кафедрального собора. С этого времени началось местное почитание Собора Тверских святых. Начатое архиепископом Димитрием дело получило свое завершение через 70 лет благодаря трудам архиепископа Калининского и Кашинского Алексия. Им была составлена служба всем Тверским святым и возбуждено ходатайство перед Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом совершать память всех святых, в земле Тверской просиявших, в первый воскресный день после праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Святейший Патриарх Пимен удовлетворил ходатайство и благословил внести память Собора Тверских святых в календарь Русской Православной Церкви, начиная с 1979 года. В сонме святых, подвизавшихся в пределах Тверской епархии, более 40 угодников Божиих. Среди них некоторые не были наставниками и учителями тверской паствы, но, как отмечает Святейший Патриарх Пимен в поздравительном Послании к архиепископу Калининскому и Кашинскому Алексию, они «были причастны к ней либо по происхождению, либо по кончине». Особо чтимыми святыми Тверской епархии являются показавший пример патриотического служения и подвига исповедничества святой благоверный князь тверской Михаил Ярославич († 1318; память 22 ноября/5 декабря) и его супруга святая благоверная княгиня Анна Кашинская († 1338; память 12/25 июня и 2/15 октября). Известны святые архипастыри Тверской епархии: первоначальник Тверских святителей епископ Симеон († 1289; память 3/16 февраля), епископ Феодор, прозванный Добрым († 1367; память 20 марта/2 апреля) и епископ Арсений († 1409; память 2/15 марта), которым пришлось управлять епархией в тяжелые времена междоусобиц и монголо-татарского ига.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

24 . Пренесение честных мощей, иже во святых отца нашего Петра митрополита Киевского, и всея России чудотворца. Идеже лежат мощи его, совершается полиелей. [Знак тот же, что выше]. 30 .    Преставление преподобного Александра Свирского . Совершается собор его во обители его. [Знак тот же, что выше]. В уставе 1695-го года восемь лишних памятей против устава 1682-го года, именно: 30 Сентября Григорий Пельшемский, 4 Февраля вел. кн. Георгий Всеволодович, и Кирилл Новоезерский, 2 Марта Арсений Тверской, 16 Мая Ефрем Перекомский, 19 Мая Корнилий Комельский, 3 Июля Принесение мощей митр.. Филиппа, 8 Июля Прокопий Устюжский. В уставе 1695-го года недостает двух памятей против устава 1682-го года, именно: 5 Октября трех святителей Московских, 27 Июля Николы Кочанова, Новгородского. В нынешнем уставе семь лишних памятей против устава 1682-го года, именно: 21 Сентября Димитрий, митрополит Ростовский, 30 Сентября митр. Михаил, 23 Ноября Митрофан, епископ Воронежский, 7 Декабря Преставление Нила Столбенского, 28 Января Феодосий Тотемский, 27 Мая Обретение мощей Нила Столбенского, 5 Июня князь Феодор Ярославич. В устав 1682-го года в качестве общепочитаемых или обще-повсюдно-празднуемых русских святых внесены 63 святые. Это число составляется: из 22-х святых, канонизованных к общему празднованию до собора 1547-го года (см. выше стр. 90), из 14-ти святых, канонизованных к общему, и 7-ми святых, канонизованных к местному празднованию, а всего-из 20-ти с одним святых, канонизованных на соборе 1547-го года (см. выше стр. 100), из 9-ти святых, канонизованных на соборе 1549-го года (выше стран. 103) и из 11 -ти святых, канонизованных после собора 1549-го года. На соборе 1547-го года было всего канонизовано к местному празднованию 9-ть святых. Из этого числа не были внесены в устав 1682-го года двое, именно: Арсений, епископ Тверской (2-го Марта) и Прокопий Устюжский (8-го Июля). На соборе 1549-го года было канонизовано всех святых 16-ть. Из этого числа не были внесены в устав 1682-го года 7 святых, именно: Нифонт, епископ Новгородский (8 Апреля), Антоний, Иоанн и Евстафий, мученики Литовские (14 Апреля), Григорий Пельшемский (30 Сентября), Евфросин Псковский (15 Мая) и Ефрем Перекомский (16 Мая). Из святых канонизованных после собора 1549-го года внесены были в устав 1682-ги года в качестве общих русских святых следующие 11-ть, располагаемые по месяцам и дням их памятей:

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Никто не слышал от него никогда праздного слова. Молча и со смирением исполнял он приказания игумена и братии. В то время в лавре было много подвижников, и он внимательно присматривался к их жизни, стараясь им подражать. Нравственные качества молодого инока в соединении с его блестящим умом обратили на него внимание митрополита Киевского Киприана (память его 16 сент.). Он приблизил его к себе и сделал своим архидиаконом и письмоводителем. Молодому ревнителю иноческого уединения оставалось покориться, и он просил только не возводить его на более высокие должности. Когда же настала пора митрополиту Киприану ехать в Москву на вдовствующую после смерти митрополита Алексия (память его 12 февр.) кафедру Владимирскую, он взял Арсения с собой, и в Твери, по просьбе князя и граждан, знавших его родителей и его самого, возвел его в сан епископа Тверского (15 авг. 1391). Став епископом, святитель Арсений усилил свои иноческие подвиги. В окрестностях Твери он основал Желтиков монастырь — в память Печерского, о котором он не переставал сокрушаться, — любил в нем уединяться и устроил себе там своими руками каменный гроб. Строгий к себе, он был милосерд к бедным, защищал притесняемых, раздавал милостыню, помогал советами и наставлениями, выкупал пленных, обращал на путь покаяния грешников, примирял враждующих между собой тверских князей, которым он пригрозил гневом Божиим. При жизни уже он был чудотворцем, и к нему стекались жаждущие исцеления. В то время был обычай всему духовенству собираться у епископа в первое воскресенье Великого поста, называвшееся соборным. Так было и в 1409 г. Во вторник святитель распустил собор, а в четверг тяжело заболел: у него отнялся язык. Его соборовали; вокруг него собрались князь, бояре и духовенство. На следующую же ночь он скончался и был погребен в Желтиковом монастыре в приготовленном им самим гробу. На погребении его совершилось много исцелений. Святые мощи его были обретены нетленными в 1483 г., а в 1547 г. он был причислен к лику святых. В 1566 г. у раки его был воскрешен умерший.

http://sedmitza.ru/lib/text/436973/

В 1547 и 1549 гг., став уже Первоиерархом Русской Церкви, святитель Макарий созывает в Москве Соборы, известные под именем Макарьевских, на которых решался только один вопрос: о прославлении русских святых. Во-первых, был решен вопрос о принципе канонизации на будущее время: установление памяти общечтимым святым отныне подлежало соборному суждению всей Церкви ( 11 , 103). Но основным деянием Соборов стало торжественное прославление 30 (или 31) 18 новых общецерковных и 9 местночтимых святых ( 21 , 50). На Соборе 1547 г.19 были канонизированы: 1) святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси (+ 1461); 2) святитель Иоанн, архиепископ Новгородский (+ 1186); 3) преподобный Макарий Калязинский (+ 1483); 4) преподобный Пафнутий Боровский (+ 1477); 5) благоверный великий князь Александр Невский (+ 1263); 6) преподобный Никон Радонежский (+ 1426); 7) преподобный Павел Комельский, Обнорский (+ 1429); 8) преподобный Михаил Клопский (+ 1456); 9) преподобный Савва Сторожевский (+ 1406); 10-11) преподобные Зосима (+ 1478) и Савватий (+ 1435) Соловецкие; 12) преподобный Дионисий Глушицкий (+ 1437); 13) преподобный Александр Свирский (+ 1533). Для местного почитания 20 на Соборе были прославлены : 1) блаженный Максим, Христа ради юродивый, Московский (+ 1434); 2-4) благоверный князь Константин и чада его Михаил и Феодор, Муромские (+ 1129); 5-6) благоверные князья Петр и Феврония, Муромские (+ 1228); 7) святитель Арсений Тверской (+ 1409); 8-9) блаженные Прокопий (+ 1303) и Иоанн (+ 1494), Христа ради юродивые, Устюжские. Собором же 1549 г., сведений о котором сохранилось гораздо меньше 21 , были, предположительно 22 , прославлены следующие святые: 1) святитель Нифонт, архиепископ Новгородский (+ 1156); 2-3) святители Новгородские Иона (+ 1470) и Евфимий (+ 1458); 4) святитель Иаков, епископ Ростовский (+ 1392); 5) святитель Стефан Пермский (+ 1396); 6) благоверный князь Всеволод Псковский (+ 1138); 7) благоверный князь Михаил Тверской (+ 1318); 8) преподобный Авраамий Смоленский (+ начало XIII в.);

http://pravoslavie.ru/2367.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010