7 сентября 1944 г. перед приходом в Югославию Красной армии руководство РПЦЗ покинуло Белград, передав власть над русскими приходами в стране епископскому совету во главе с протоиереем Иоанном Сокалем. Однако этот совет действовал недолго. 27 ноября 1944 г. Священный Синод Сербской Церкви прекратил его полномочия и отменил свое покровительство Русской Зарубежной Церкви. Сам митрополит Анастасий переехал в Карлсбад (Карловы Вары), оттуда в Фюссен, затем в Мюнхен. С собой иерарх увез и чудотворную Курскую -Коренную икону Божией Матери. К концу войны Русская Зарубежная Церковь находилась в тяжелом положении. Советская пропаганда трубила о прекращении гонений, избрании патриарха, открытии храмов и монастырей. На фоне победы возрастали патриотические чувства старых эмигрантов, в том числе и священнослужителей, желавших видеть в Советском Союзе возрожденную Российскую империю. Было неизвестно, где находится митрополит Анастасий, некоторые считали, что РПЦЗ прекратила свое существование. В связи с этим часть архиереев и священников Зарубежной Церкви перешла в подчинение Московского Патриархата. В Болгарии это был святитель Серафим (Соболев) , в Китае – митрополит Мелетий (Заборовский), архиепископы Нестор (Анисимов) , Виктор (Святин), Димитрий (Вознесенский), епископ Ювеналий (Килин). Был готов перейти в юрисдикцию Московской Патриархии и епископ Иоанн (Максимович) , однако, узнав, что Зарубежный Синод продолжает свою деятельность, от подчинения патриарху Алексию I он отказался. На протяжении четырех последующих лет шло противостояние между архиепископом Виктором и епископом Иоанном, которого поддерживало национальное китайское правительство. Только в 1949 г. после захвата власти в стране коммунистами чаша весов склонилась на сторону архиепископа Виктора. Русские эмигранты стали покидать Китай. Уехал из страны и святитель Иоанн, к тому времени возведенный Зарубежным Синодом в сан архиепископа. Вся собственность Русской Церкви в Китае оказалась в руках Московской Патриархии, однако это не помогло распространению православия. Православных китайцев было мало, а старые миссионерские кадры покинули страну. Православие в стране фактически угасло.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

епархий и приходов рус. диаспоры с Русской Церковью. Забота о восстановлении церковного единства в рус. диаспоре была одной из основных задач Патриарха на всем протяжении его Первосвятительского служения. 10 авг. 1945 г. Святейший Патриарх обратился с посланием к архипастырям и клиру Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), призывая их вернуться в спасительное лоно Матери-Церкви. По благословению А. 24 авг.- 5 сент. 1945 г. в Париже состоялись встречи митр. Крутицкого Николая с находившимся с 1931 г. в юрисдикции К-польского Патриарха митр. Евлогием (Георгиевским). Митр. Евлогий, возглавлявший церковный округ с 75 приходами во Франции и др. странах Зап. Европы и Сев. Африки, возвратился в лоно Матери-Церкви. Одновременно такое же решение принял пребывавший в Париже митр. Серафим (Лукьянов), возглавлявший в то время Западноевропейскую епархию РПЦЗ, в состав к-рой входили 30 приходов. Синод РПЦ на заседании 7 сент. 1945 г. по докладу митр. Николая утвердил эти воссоединения. В июле 1945 г. иерархи РПЦЗ митр. Харбинский Мелетий (Зборовский), архиеп. Хайларский Димитрий (Вознесенский) и еп. Цицикарский Ювеналий (Килин) направили А. телеграмму с просьбой о принятии их в его Первосвятительское окормление. 26 окт.- 14 нояб. в Харбине находился еп. Ростовский и Таганрогский Елевферий (Воронцов), к-рый воссоединил иерархов с РПЦ. Воссоединен был также и архиеп. Камчатский Нестор (Анисимов), не входивший в состав епископата РПЦЗ, но и не находившийся в общении с Патриаршей Церковью. В тот же период возвратился из РПЦЗ в ограду Церкви-Матери архиеп. Китайский и Пекинский Виктор (Святин), начальник 20-й Русской духовной миссии в Китае , и с ним состав этой миссии. В 1-й пол. окт. 1945 г. по благословению А. в Германию прибыла церковная делегация в составе протопр. Николая Колчицкого, настоятеля Богоявленского собора и управляющего делами Свящ. Синода, и благочинного Москвы прот. Феодора Казанского. Ими были воссоединены с РПЦ приходы Берлина, Потсдама, Дрездена и Лейпцига, ранее входившие в РПЦЗ.

http://pravenc.ru/text/64694.html

03(16).04.1930–12.1930: Евсевий Рождественский Шадринская (обн.) 26 .06(09.07).1925–17(30).12.1925: Феодор Баженов Шанхайская (заруб.) 1919–07(?).1931: Симон Виноградов 08(21).10.1932–1937: Виктор Святин 1938–1949: Иоанн Максимович 1946–1947: Иувеналий Килин, в. у.(?) Шахтинская (обн.) 11(24).08.1926–1926: Модест Никитин –1927: Симеон Канарский, в. у. 1928–1932: Илия Фокин 1932–1934: 08(21).09.1934–07(20).10.1937: Сергий Болгаров, в. у. Шацкая 1923–1927: Павел Поспелов 1927–1927: Алексий Буй 30 .06(13.07).1927–14(27).02.1929: Иоанн Братолюбов Шепетовская (обн.) 1926–1928: Иаков Немоловский, в. у. Шлиссельбургская 19 .11(02.12).1923–28.02(12.03).1928: Григорий Лебедев 03(16).08.1928–13(26).11.1929: Сергий Зенкевич Шлиссельбургская (нос.) 1928–1929: Григорий Лебедев Шуйская 1928–25.09(08.10).1929: Питирим Крылов Щегловская (обн.) 01(14).12.1922–04.1923: Василий Виноградов 27 .04(10.05).1923–22.06(05.07).1923: Иоанн Завадовский 30 .06(13.07).1923–11(24).08.1924: Николай Наганов Эдмонтонская см. Канадская Экзархат Восточной Пруссии (заруб.) 1942–: Венедикт Бобковский Эриванская 03 .1916–03(16).07.1917: Дамиан Говоров 1917–1924: 17(30).11.1924–27.02(12.03).1927: Антоний Романовский 10(23).11.1928–21.03(03.04).1930: Серафим Протопопов. в. у. Эстонская Церковь в Швеции (заруб.) 1944–1953: Александр Паулюс Южно-Американская (укр.) Иоанн Теодорович Юрьевская 14(27).06.1912–1919: Евгений Мерцалов 26 .12(08.01).1919–1921: Иерофей Померанцев 1921–1930: 31 .12(13.01).1930–01(14).04.1932: Хрисогон Ивановский 01(14).04.1932–10(23).06.1932: Павел Чистяков 10(23).06.1932–1935: Хрисогон Ивановский, паки 13(26).08.1935–08.1935: Александр Торопов 1935–17(30).03.1937: Хрисогон Ивановский, в третий раз Юрьевская (обн.) 17(30).09.1924–08.1925: Алексий Покровский 29 .08(11.09).1925–07(20).11.1925: Адриан Компанийцев Юхновская (обн.) 22 .11(05.12).1926–17(30).03.1927: Виктор Путята 1927–1928: Владимир Дубчук Якутская 26 .01(08.02).1916–1920: Евфимий Лапин 1920–1922: Софроний Арефьев 1923–1925: Иринарх Синеоков-Андреевский

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Памяти алапаевских мучеников, в земле китайской под спудом находящихся В серый промозглый декабрьский вечер затрепетала ярким живым огоньком в Пекине поминальная свеча, зажженная на территории посольства РФ в КНР – бывшей территории Российской Духовной Миссии в Китае – в честь и память Великого князя Сергея Михайловича; Великой княгини Елисаветы Феодоровны; князей – братьев Иоанна, Константина и Игоря – сыновей Великого князя Константина Константиновича; князя Владимира Палея – сына Великого князя Павла Александровича от морганатического брака; Федора Ремеза – секретаря Великого князя Сергея Михайловича; Варвары Яковлевой – инокини Марфо-Мариинской обители милосердия. Зажег свечу и установил ее на камень, некогда служивший частью памятника 222 китайским мученикам за Веру Христову, внук Бориса фон Кепинга Борис Александров, приехавший на несколько дней в Пекин для того, чтобы увидеть воочию места, которые знал с детства из рассказов своего дяди митрополита Виктора (Святина), бабушки и мамы – почившей два года назад Ксении Кепинг, их друзей и знакомых – всех тех, кто жил на территории «Бэйгуаня». «Бэйгуань» или, по-русски, «Северное подворье» – так называлась между своими территория Миссии. Трепетный огонек этой свечи, зажженной в столице Китая в час начала поминальной службы в Краснодаре – месте последнего земного служения митрополита Виктора (Святина), слился со светом множества поминальных свечей в Свято – Екатерининском, «Красном», как его называют в народе за красоту, храме Краснодара. И в живом язычке пекинской свечи привиделся недалеко от половинки мемориального камня, накрывавшего в свое время колодец, в который сбрасывали ихэтуани тела умученных ими китайских православных, – привиделся красавец храм Всех Святых Мучеников, представлявший гордость Миссии и ее несомненное украшение. Из склепа этого храма, по свидетельству родной сестры владыки Виктора (Святина), записанному с ее слов ее родной дочерью – Ксенией Кепинг, в 1947 году архиепископ Виктор (Святин) вынужден был вывезти гробы с останками Алапаевских мучеников на территорию миссийского кладбища и поместить их в склепе церкви в честь Серафима Саровского. Интересно, что в свое время новую бронзовую арматуру для гробов Алапаевских мучеников, оставшихся в Пекине, изготовил на свои средства Борис фон Кепинг, внук которого читал теперь молитву перед поминальной свечей в Пекине.

http://pravoslavie.ru/1838.html

Потерпев полное фиаско, «доброжелатели» Владыки не оставили своих намерений. На этот раз они попытались столкнуть его с Зарубежным Синодом. В 1939 г. в берлинской газете «Слово» была напечатана корреспонденция из Харбина о том, что архиепископ Нестор, возвратившись с синодальной конференции, проходившей в Сремских Карловцах, вручил благодарственную грамоту Синода некоему Кауфману. Причём текст корреспонденции был составлен таким образом, что главный редактор одной из харбинских газет Е.С. Кауфман был нарочито смешан с доктором А.И. Кауфманом, возглавлявшим еврейскую общину Харбина. В Харбин из Зарубежного Синода был немедленно послан запрос за подписью митрополита Анастасия (Грибановского) . «Нестор, – говорится в донесении, – написал Анастасию ответ, в котором указал, что грамота была вручена не еврею Кауфману, а Е.С. Кауфману, родившемуся от православных родителей, хорошему христианину, и его газете, в редакционном составе которой нет ни одного еврея. В письме указано, что смешение в корреспонденции двух Кауфманов произошло безсомненно нарочито» 221 . 16 октября 1941 г. исполнилась четверть века архиерейства владыки Нестора. Предстоял также 35-летний юбилей служения его в священном сане. За свои труды Заграничным Архиерейским Собором и Синодом в 1941 г. архиепископ Нестор был награжден бриллиантовым крестом на клобук. Об этом он был извещён архиепископом Гермогеном (Максимовым, 1945), являвшимся членом-представителем Русской Церкви Дальнего Востока в Архиерейском Синоде. С началом Великой Отечественной войны Православная Церковь в Китае и Маньчжурии оказалась в изоляции от всего Православного мира. «...Японской администрацией края парализована вся хозяйственная жизнь эмиграции, исковерканы и больше чем наполовину уничтожены русские школы, некоторые из священников подверглись тяжёлым репрессиям, избиениям и даже смерти. Наличные иерархи, а именно Высокопреосвященнейший митрополит Мелетий [Заборовский], Высокопреосвященнейший архиепископ Нестор [Анисимов], Высокопреосвященнейший архиепископ Виктор [Святин], Высокопреосвященнейший архиепископ Димитрий [Вознесенский], Преосвященнейший епископ Иоанн [Максимович] и Преосвященнейший епископ Ювеналий [Килин], не находятся между собой в дружеском согласии» 222 , – писал в рапорте Патриарху Московскому и всея Руси Алексию (Симанскому) священник Богородско-Казанской Табынской женской обители в Какагаши близ Дайрена (Дальний) протоиерей Иоанн Петелин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Карагайский. Церковь Вознесения Господня. Церковь. Не действует.   Престолы: Вознесения Господня Год постройки:1779. Адрес: Россия, Челябинская область, Верхнеуральский район, пос. Карагайский, ул. Гагарина Координаты: 54.122219, 59.509448 Проезд:Проезд по а/д Верхнеуральск - Уйское до поворота в пос. Карагайский, далее ехать по главной улице до мемориала ВОВ. Храм находится за мемориалом. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Посёлок Карагайский был основан в 1738 году как казачья крепость в составе Верхнеяицкой укрепленной линии. Тогда же был построен деревянный храм Вознесения Господня, но в 1774 году его сожгли войска Емельяна Пугачева. Восстановили церковь вскоре: в октябре 1779 года состоялось освящение. Новый храм был уже каменным. В XIX веке в станице Карагайской жили 1800 человек – больше, чем в станице Магнитной. В храме Вознесения крестились и венчались казаки, среди которых много героев, служивших долгие годы верой и правдой Российскому государству. В станице Карагайской родился и вырос будущий митрополит Виктор (Святин) – последний руководитель Русской духовной миссии в Китае. После Октябрьской революции церковь в Карагайском была закрыта, однако 5 января 1937 года органы власти разрешают вновь открыть храм. Церковный приход во главе со священником Григорием Тимошевским принимает здание, имущество и богослужебную утварь. Возобновляется духовная жизнь поселка. Но уже в 1938 году священник и члены прихода подвергаются репрессиям, а храм закрывается. Снесли купола и колокольню, здание храма приспособили под зернохранилище. После войны в церкви располагался колхозный молокозавод, а со времен перестройки здание пустовало. В 2011 году в поселке Карагайский появилась православная община – был зарегистрирован приход храма Вознесения Господня. Началось восстановление многострадального храма, возрождение духовной жизни поселка. На протяжении четырех лет усилиями местных жителей, благотвотворителей (в частности, руководства санатория «Карагайский бор») восстанавливается в этом уральском селе старинный храм. Источник: mitropolia74.ru Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=40606

В 1949 году Национальная Освободительная Армия Китая победила гоминьдановские войска. 1 октября 1949 года родилась Китайская Народная Республика. Началась новая волна эмиграции. Первый пароход с группой в 600 русских уплыл из Шанхая еще в январе 1949 года. Владыка Иоанн (Максимович) , отслужив напутственный молебен, благословил каждого. Сам архиепископ Иоанн со своей паствой и клиром покинул Шанхай в мае 1949 года. Большая часть имущества Миссии была вывезена, а документы частично уничтожены. С сентября 1949-го по декабрь 1950 года Шанхай покинуло около 10 000 иностранных эмигрантов. Подобная участь постигла и другие города Китая. Вернувшиеся в Россию Митрополит Нестор, арестованный в 1948 году китайцами как военный преступник, был депортирован в СССР и осужден на восемь лет за то, что написал книгу «Расстрел Московского Кремля». Также его обвинили в совершении заупокойных служб в 1920 году над телами Великих князей Романовых. Много мирян было сослано в лагеря или расстреляно. В заблуждение был введен и владыка Виктор, писавший в Москву патриарху о том, что пора бы заявить китайским властям, что Православная Церковь — не маленькая община. Он был уверен, что в СССР все, как и раньше, свободно ходят в храмы. Но всей правды владыка, как и многие другие, не знал… Владыка Иоанн и шанхайские иерархи не приняли советского гражданства. Православие в Китайской Народной Республике Архиепископ Пекинский Виктор (Святин), начальник 20й Русской духовной миссии в Китае, считал, что Миссия призвана быть связующим звеном между Россией и Китаем. Он выделил пять основных направлений деятельности Миссии: миссионерскую, монастырскую, культурную, хозяйственную и благотворительную. В рапорте патриарху архиепископ Виктор просил о помощи и о замене священнослужителей, прося в Китай новую, 21ю Русскую духовную миссию. Однако святейший патриарх Алексий I ответил на рапорт владыки так: «Проповедь Православия в Китае — главная цель Русской духовной миссии». Патриарх укорял владыку за коммерческую сторону деятельности Миссии. Он требовал с Божией помощью создать по-настоящему Китайскую Православную Церковь с многочисленной китайской паствой. И выдвинул для этой цели минимум: часть священнослужителей и завершение перевода на китайский язык богослужебной литературы.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/sijajush...

Шанхай. Собор иконы Божией Матери " Споручница грешных " . /// Объект не принадлежит Православной Церкви Собор. Действует.   Престолы: " Споручница грешных " иконы Божией Матери Год постройки:1935. Архитектор:Я.Л. Лихонос Адрес: Китай, г. Шанхай, перекресток улиц Синьлэ-лу и Сянъянбэй-лу Координаты: 31.219431, 121.450945 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Бывший Кафедральный собор иконы Божией Матери «Споручница Грешных», г. Шанхай. Расположен на улице Синьлэ, район Сюйхуй (раньше Rue Paul Henry, французская концессия). Сама идея строить кафедральный собор здесь появилась раньше 1929 года. К концу 1934 г., во время прибытия из Сербии только что рукоположенного епископа Иоанна (Максимовича) Шанхайского, он же наблюдал и за окончанием стройки, кафедральний собор был посвящен иконе Божией Матери «Споручница грешных». В церкви до недавнего времени был размещен ресторан " The Dome " (Купол). Но в октябре 2005 г. было установлено, что там его уже нет.   http://www.orthodox.cn Кафедральный собор во имя иконы Божией Матери «Споручница грешных» в Шанхае, построенный по проекту архитектора Я.Л. Лихоноса, является самым величественным сооружением из всех русских православных церквей в Китае, его вместимость составляет две с половиной тысячи человек. Поверхности стен с немногочисленными деталями придают храму суровый облик. Информационно-аналитический портал «Православие на Дальнем Востоке» Храм в честь иконы Божией Матери " Споручница грешных " был кафедральным собором Шанхайской епархии. Возведён по проекту архитектора Я.Л. Лихоноса в 1935 г. Является самым крупным православным храмом страны, его стены вмещали более 2500 человек, на хорах могли разместиться около 300 певчих. Высота собора составляет 35 метров, украшен пятью куполами и стенами кремлевского стиля. Архиепископ Шанхайский Симон (Виноградов) в 1928 году впервые обратился к русским православным верующим с призывом собрать деньги для постройки большого православного храма в Шанхае. Несмотря на широкий энтузиазм прихожан, денег удалось собрать крайне мало: благосостояние русских эмигрантов оставляло желать лучшего. Тем не менее, сооружение Собора было постоянной мечтой владыки Симона. Вторично с призывом о сборе средств на православный храм он обратился в 1930 г. уже глубоко больным человеком. На этот раз был объявлен церковный заем – за каждые 10 долларов взноса было обещано 100 долларов возврата с годовым процентом 6%. Общая сумма займа составила 30.000 долларов. В феврале 1933 г. архиепископ Симон скончался. Претворением его мечты в жизнь занялся епископ Виктор (Святин). Благодаря его энергии и воле, сооружение храма было начато, несмотря на весьма скудные средства.

http://sobory.ru/article/?object=17980

По-другому складывалась послевоенная история Зарубежной Русской Церкви, иначе именуемой карловацкой. Сразу после своего избрания на Первосвятительский Престол 10 апреля 1945 года Патриарх Алексий I обратился к зарубежным иерархам со словами братского увещания: «Молим Господа, да вразумит Он поставивших свой разум выше разума Церкви и в гордыне своей пребывающих в упорном коснении, да призовет заблудших в ограду Церкви своей». 10 августа 1945 года Патриарх Алексий I вновь обратился с увещевательным посланием к карловацкому епископату, духовенству и мирянам, в котором призывал их к воссоединению с Матерью-Церковью. Призыв этот возымел известный успех. В октября 1945 года в Харбин была направлена церковная делегация во главе с архиепископом Ростовским Елевферием (Воронцовым) для переговоров с архиереями карловацкой юрисдикции, находившимися в Китае. В результате переговоров архиепископ Елевферий и митрополит Мелетий (Заборовский), возглавлявшие Харбинское епископское совещание, подписали акт о воссоединении. В этом документе выражено горячее стремление духовенства и мирян Дальневосточной Православной Церкви «встать под высокую руку Святейшего Отца нашего Алексия, Патриарха Московского и всея Руси, законного преемника Святейшего Патриарха Тихона». С Матерью-Церковью воссоединилась и Российская духовная Миссия в Китае во главе с епископом Виктором (Святиным). На территории Китая в 1946 году был образован Восточноевропейский Экзархат, просуществовавший до 60-х годов, когда в ходе изуверской «культурной революции» церковная жизнь в Китае была разгромлена. Во главе Экзархата стояли последовательно: митрополит Нестор (Анисимов), архиепископ Виктор (Святин) и епископ Василий (Шуан), китаец по происхождению. С Матерью-Церковью воссоединились и русские православные приходы на Балканах: в Югославии и Болгарии, а также некоторые приходы в Германии и Австрии, главным образом в советской оккупационной зоне (позже ГДР). В 1948 году Русская духовная Миссия в Иерусалиме, находившаяся прежде в ведении карловацкого Синода, перешла в юрисдикцию Московской Патриархии.

http://sedmitza.ru/lib/text/440019/

Приветствуя по окончании богослужения Святейшего Владыку от имени православной общины Шанхая и всех соотечественников, проживающих на востоке Китая, протоиерей Алексий Киселевич особо подчеркнул, что совершенная Предстоятелем Русской Православной Церкви Литургия — первая в этом храме за последние полвека. На память о посещении Шанхая и совместной молитве отец Алексий преподнес Святейшему Патриарху картину с изображением кафедрального собора иконы Божией Матери «Споручница грешных» — работу молодого художника Алексея Веревкина, проживающего в Шанхае. Предстоятель Русской Церкви в своем слове подчеркнул: «Сегодня, действительно, великая радость. Замечательно, что первое богослужение в храме в честь образа Пресвятой Богородицы " Споручница грешных " после почти пятидесятилетнего перерыва совершалась в Пасхальные дни… Мы знаем на примере России и Китая, как периоды скорби сменились периодами возрождения. И сегодняшняя Божественная литургия в храме " Споручница грешных " — это тоже некий символ возрождения Китая». Выражая отдельную благодарность клирикам Китайской Автономной Православной Церкви священнику Михаилу Вану, протодиакону Евангелу Лу и иподиакону Папию Фу, Его Святейшество отметил, что, несмотря на возраст, в них чувствуется большая внутренняя сила. Вместе со всем китайским народом они переживали различные перипетии истории и ныне являются свидетелями возрождения Китая и возрождения этого святого храма. Отец Михаил Ван был рукоположен в 50-е годы ХХ столетия епископом Шанхайским Симеоном (Ду). Протодиакона Евангела Лу в 1950 году рукоположил архиепископ Китайский и Пекинский Виктор (Святин), начальник последней XX Российской духовной миссии в Китае. Святейший Патриарх приветствовал всех православных верующих, собравшихся в храме: русских, китайцев, украинцев, белорусов, молдаван, греков, грузин, сербов, болгар. Он напомнил, что когда православный человек приезжает в какое-то место, он становится членом местной православной общины, подчеркнув: «Сегодня мы все, люди разных национальностей, собравшиеся в этом храме, — Китайская Церковь».

http://patriarchia.ru/db/text/2973635.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010