В 1905 году, после завершения строительства кафедрального собора в Нью-Йорке, туда, по инициативе святителя Тихона, была перенесена архиерейская кафедра. В том же году Святейший Синод по достоинству оценил миссионерские труды святителя – епископ Тихон был возведен в сан архиепископа, имея при этом двух викарных архиереев – Иннокентия (Пустынского), епископа Аляски (1903–1909), и Рафаила (Фававини), епископа Бруклинского (1903–1915). Последний окормлял приходы православных арабов, эмигрантов из Оттоманской Турции, и приходы на восточном побережье Америки. Но святитель Тихон трудился не ради почестей и славы – ему было важно духовное благосостояние епархии. Поэтому куда более значимой наградой для него было благословение Святейшего Синода на открытие православных духовных учебных заведений в Америке. Сразу же после получения благословения в Минеаполисе была открыта первая духовная семинария для подготовки православных священнослужителей в Америке, а также подготовительное духовное училище в Кливленде. Сам святитель Тихон объяснял насущную необходимость создания православных учебных заведений в Америке следующим образом: «Епархиальное начальство лично может приглядеться и испытать кандидатов в священство. Как местные уроженцы, таковые навсегда останутся здесь, в Америке, служить, а не будут вынуждены высчитывать «времена и лета» для своего отшествия на родину отсюда; как родившиеся и воспитавшиеся здесь, они будут знать свой народ и его нужды глубже, чем приезжающие из России и начинающие с азов свое знакомство с условиями здешнего быта, с языком и положением церковного дела здесь… Таких местных кандидатов желает сам здешний народ. Как бы ни были хороши священники из России, все же не все считают их родными… С этим приходится считаться для обеспечения успешного хода миссионерского дела» 29 . Необходимость религиозного образования была обусловлена также и острым противостоянием экспансионистским методам различных протестантских и католических миссий на Аляске. Обозревая состояние и нужды североамериканской православной миссии за 1899–1900 годы, святитель Тихон с горечью писал в одном из отчетов: «Особого внимания и забот требуют Уналашка и Кадьяк (Алеутский округ), так как в первой есть методистский приют для девочек, а близ второго, в Лесном, баптистский приют для мальчиков и девочек. В приюты эти забирают православных детей-сирот, особенно от смешанных браков, а иногда и незаконнорожденных от американцев. Когда берут детей, то говорят родителям или родным, что не будут препятствовать детям содержать православную веру; но само собой разумеется, что это простой обман… Они не позволяют посторонним, например, нашим священникам, учить приютских воспитанников православной вере, считая это вмешательством во внутреннюю жизнь приюта. Такой взгляд высказывал мне заведующий баптистским приютом, когда я летом 1899 года посетил приют его» 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Я убежден, что православная Россия встретит эти усилия и стремления АРА с самой полной мерой благодарности и дружественности и с готовностью и сердечностью будет помогать АРА в развитии и распространении ее границ и областей ее деятельности, особенно в местах, наиболее сильно пострадавших от голода и эпидемий, оказывая помощь не только детям, но и взрослым. Я воздерживаюсь от любых советов, поскольку в процессе своей деятельности АРА будет находить разнообразные пути для совершенствования методов осуществления собственных целей. Что касается Вашего предложения о желательности моего назначения представителем Церкви в комитете АРА, действующем в России, я уверен, что такой шаг, совершенно естественный и полезный, едва ли осуществим при существующем положении Православной Церкви в России. Я благодарю Вас и тех, кто любезно Вас уполномочил обратиться ко мне в этом вопросе, и молитвенно желаю всяческих успехов в полезной деятельности в России, которую АРА взяла на себя. Тихон, Патриарх Московский и всея России. Правильность перевода заверена, на тексте штамп: «копия послана в лондонский офис» 31 . В этом ответе Патриарх Тихон дал понять, что он не может быть представителем в комитете АРА по причинам, от него не зависящим. В действительности причина заключалась в том, что он был лишен свободы передвижений, все его контакты контролировались, он не мог покидать Троицкое подворье без специального разрешения. В результате с российской стороны представителями при миссии АРА стали не те, по чьему призыву было открыто ее русское отделение. М. Горький был в Берлине, Патриарх Тихон находился под домашним арестом. Контроль над ее деятельностью сосредоточили в своих руках подручные Л. Каменева, которые, впрочем, на первых порах держались лояльно в рамках подписанных соглашений. Поначалу Патриарха извещали о поступающих на его имя посылках и ему позволялось передавать американцам указания по их распределению. В фонде АРА сохранился целый ряд записок Патриарха Тихона (в автографах и в переводе на английский язык) с указанием о распределении посылок, а также извещений на его имя из АРА об их поступлении. В соответствии с этими указаниями американцы переправляли посылки через сеть пунктов АРА. Патриарх Тихон чаще всего делал общие указания прямо на полученных извещениях. Записки единообразны по своему содержанию: в ответ на извещение о прибытии очередной партии помощи Патриарх писал, кому эту помощь следует переслать для раздачи голодающему населению. Для нас эти записки имеют ценность не только как автографы Патриарха и следы его деятельности во время голода, но и как память о тех, кто в тот момент пришел на помощь Русской Православной Церкви. По этим запискам можно судить и о том, с кем из архиереев Святитель поддерживал в тот момент отношения.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Гр. Тихон-Беллавин особенно возмущается отнятием у капиталистов фабрик, заводов, капиталов; отнятием у помещиков земли, скота, усадеб; изъятием у буржуазии излишней мебели; вселением в буржуазные квартиры живущих в мрачных и сырых подвалах и на провалившихся чердаках пролетариев; установлением классового пайка, гарантирующего минимальное и, к несчастью, скудное пропитание голодающим рабочим за счёт излишней сытости состоятельных классов населения. Л. Д. 43, об., т. 1. «Но какими бы названиями ни прикрывались злодеяния – убийство, насилие и грабёж всегда останутся тяжкими и вопиющими к небу об отмщении грехами и преступлениями». За эти «преступления» Советской власти Тихон-Беллавин и призывает гнев своего Бога на голову Рабочего правительства. Л. Д. 45, об., т. 1: «Взыщется всякая кровь праведная, вами проливаемая» ( Лк.11:5 ) и «от меча погибнете сами вы, взявшие меч» ( Мф.26:52 ). Это воззвание было распространено тихоновцами не только в пределах РСФСР, но было перепечатано и распространено в стане Деникина, причём так называемое «Русское бюро печати» сопроводило его следующим примечанием: Л. Д. 46, т. 1: «Это послание великого страдальца за православную веру и русскую землю – Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, издано ещё 13(26) октября, в день празднования Лениным и Бронштейном годовщины своего владычества. Л. Д. 47, об., т. 1. Послание это, являвшееся причиной заточения Патриарха, конфисковано большевиками и только теперь по экземпляру, проникшему через Одессу, напечатано в «Вел. России», откуда мы его заимствуем... Таким образом бывший Патриарх Тихон вдохновлял не только контрреволюционные круги, которые ещё гнездились в пределах Советской России, но и далеко за её пределами. Примечание «Русского бюро печати» о том случайном пути, которым обращение бывшего Патриарха будто бы дошло до эмигрантских кругов, впрочем, ни в малой степени не соответствует действительности. Подробное обследование в этом направлении привело к совершенно иным выводам. На самом деле между Тихоном-Беллавиным и вождями зарубежной контрреволюции установилась с первых дней Октябрьской революции тесная и непрерывная связь, не прекращавшаяся, в сущности говоря, ни в один из периодов борьбы белых против Красной Республики.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

85 Православное Богородичное Здолбуновское Братство, о котором говорится в справке 133, было организовано иеромонахом Тихоном [Шараповым] с целью ограждения начал Православия от покушения на них со стороны польско-католических притеснителей, а также для укрепления среди местного населения верности Московскому Патриаршему Престолу. Здолбуново – крупный железнодорожный узел на Волыни, несколько южнее г. Ровно. Оказавшись здесь после окончания войны 1914–1918 гг., иеромонах Тихон [Шарапов] развил широкую благотворительную деятельность по оказанию помощи раненым солдатам и огромному количеству беженцев из различных местностей России, попавших сюда так же случайно, как и он сам, и испытывавших множество всевозможных лишений и нужд в своём кочевом положении. Так зародилось Здолбуновское Братство при местном храме Почаевского подворья. После ликвидации тяжёлых последствий войны деятельность Братства, как выше было сказано – в связи с притеснением поляками любого проявления русского Православия, – была направлена на самооборону против польско-католического нападения. Далее, после возникновения инспирированной иезуитскими кругами, пресловутой «автокефалии Русской Церкви» в Польше, Братство, стоя на страже интересов Московской Патриархии, всячески сопротивлялось антиканоничным начинаниям «автокефалистов». В связи с тем, что прокатолические возглавители русского Православия в Польше, митрополиты: Георгий [Ярошевский], Дионисий [Валединский] и иже с ними, начали жесточайшее преследование и утеснение Братства, как только усмотрели в нем непримиримого противника своим бесчинствам, Святейший Патриарх Тихон и Священный Синод, осведомлённые о многополезной деятельности Братства и угрозе его существованию со стороны митрополичьих кругов в Варшаве, присвоили ему, по ходатайству председателя оного, иеромонаха Тихона [Шарапова], права патриаршей ставропигии и, таким образом, изъяли его из юрисдикции русской иерархии в Польше, продавшейся католичеству. После ряда лет героического сопротивления патриархистов в Польше своему автокефальствующему священноначалию Здолбуновское Братство, разумеется, было наконец разгромлено полицейскими силами, а несколько виднейших руководителей этого сопротивления заточены в монастыри и тюрьмы или высланы за пределы Речи Посполитой. В частности, иеромонах Тихон [Шарапов] был выслан из Польши в Германию, где проживал до 1925 г. в Берлине, при бывшей посольской, Князь-Владимирской церкви на Находштрассе.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

При таких условиях вступил на Патриарший Престол Святейший Тихон, при таких условиях в течение семи с половиной лет правил патриархатом. Ясно, сколь труден был его подвиг. Тем с большим духовным удовлетворением ныне мы свидетельствуем, что Святейший Тихон при окончании земного поприща имел полное право вместе со святым Павлом сказать: «Подвигом добрым подвизался, течение скончах, веру соблюдох» ( 2Тим.4:7 ). Он не допустил к чистой святой вере никаких примесей. Среди всеобщего разрушения и разложения он сумел сохранить и канонический организм церковный в строжайшем соответствии с требованиями святых законов и правил. Среди бурь он сумел сплотить верующих в такой прочный союз, разрушение которого оказалось не под силу всесветным разрушителям. Подобно святителю Николаю, Патриарх Тихон для своих пасомых и сопастырей был тем «правилом (образцом) веры», держась которого верующие пребывали в вере, невзирая ни на что. Это значение Патриарха понимали противники веры, поэтому борьба их с верою в значительной степени обратилась в борьбу с «Тихоном». Хотя вкратце проследим те приёмы борьбы, которые были применены к нему и против коих он с честью устоял. Первый приём – обольщение: ценою признания власти разрушителей и поработителей, ценою публичного призыва народа к таковому признанию Патриарху давалась возможность купить себе все те внешние блага, какие способна дать своим сторонникам наличная власть. На эти искушения Патриарх ответил своими всему миру известными посланиями к народу, в коих он объявляет наличную власть безбожною и беззаконною и предаёт её анафеме. Нельзя отрицать того, что эти послания по содержанию своему являются не столько религиозно-церковными, сколько национально-политическими посланиями. Представители и наёмники Третьего Интернационала усмотрели в этих посланиях вмешательство Церкви в политику и всячески поносили и поносят за них Патриарха и его сторонников. Но родной Патриарху народ, история и живое христианское сознание не могут не видеть в этих посланиях высочайшего проявления христианского и гражданского мужества и верности национальному и патриаршему долгу. Подобно св. Филиппу и св. Гермогену, в тяжёлую для родины годину Патриарх должен был осветить народу текущие события с церковной точки зрения, и он этот свой долг исполнил. Значение этих посланий громадно: ими раз навсегда установлено в среде православных народных масс определенное мнение о наличной власти как власти безбожной, достойной анафемы, и этого мнения не рассеять ни прямым представителям Третьего Интернационала, ни их жалким наёмникам. Мы твёрдо уверены, что за эти послания и всю совокупность его национально-политических деяний не только мудрый град Ярослава Мудрого, но и вся Россия признает его своим «почётным гражданином”.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Л. Д. 318, т. 4. Следствием было установлено, что в этот же период времени (конец 1918г. – начало 1919г.) бывший Патриарх Тихон вёл переговоры с представителями крупнейших контрреволюционных организаций, известных под именем Тактического Центр 105 и Национального Центра 106 , стремившихся, как это было с точностью выяснено судебными властями, к свержению Советской власти и установлению в России генеральской диктатуры, знаменующей реставрацию капиталистического строя и дореволюционных порядков. Л. Д 117. т. 1. Видные деятели Тактического Центра, в своё время осужденные за свою контрреволюционную деятельность, С. М. Леонтьеву Д. М. Щепкин и С. Д. Урусов информировали гр. Беллавина – Тихона о своей преступной работе, получали от него советы и «благословение» вместе с пожеланием этой работе успеха. Л. Д. 121, т. 1. От лица «Национального Центра» в этот же период времени гр. Беллавина-Тихона посещали деятели этой организации С. А. Котляревский и А. В. Карташев, причём эти последние, по признанию С. А. Котляревского, имели с обвиняемым Тихоном беседу о наличии в Москве антисоветской организации, ставившей себе целью борьбу с Советской властью, в целях замены её буржуазно-демократической властью. Л. Д. 194, т. 4. В тот же период времени Тихон находился в сношениях с представителями английского и французского правительств. Первый из них, английский консул Оливер, по словам самого Беллавина, посетил его дважды, передавая будто бы приветствия от архиепископа Кентерберийского. По показаниям же Рене-Маршана устанавливается, что в мае – августе 1918 г. он, Рене-Маршан, и тогда заведующий отделом пропаганды при французском генеральном консульстве граф де Шевильи несколько раз посетили Тихона по поручению французского генерального консула Гренар, как официальные представители французского правительства, что было Тихону известно. Во время этих бесед был затронут вопрос о низвержении Советской власти, восстановлении при помощи чехословаков Восточного фронта и о высадке с севера союзных войск. Патриарх Тихон, по заявлению Рене-Маршана, отнесся вполне сочувственно к плану союзников, заявляя, что он не признает Брестского мира, и на прямой запрос графа де Шевильи, сообщившего о начале военной интервенции против России, ответил, что он «благословляет» последнюю, лишь бы она не закончилась так неудачно, как «бесплодный опыт Ярославского дела». О полученном от Беллавина-Тихона благословении было тогда же сообщено Гренару и протелеграфировано в Париж.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Со смирением приняв тяжесть предстоящего служения и в дальнейшем, по-прежнему полагаясь во всём на волю Божью, Патриарх Тихон старался не предпринимать действий, не посоветовавшись с собратьями епископами и всегда сохранял близость с клириками и рядовыми верующими. Его выступления воспринимались всеми как голос самой Церкви. В то же время русское церковное общество неизменно видело в нем своего общепризнанного и любимого вождя. В обстановке политической смуты, шатаний, гражданского разделения православные люди остро нуждались в духовно сильной личности, способной сплотить нацию, и ждали от Патриарха больше, чем он мог дать. Первый год Патриаршества Святейшего Тихона почти совпал с продолжением работ Поместного Собора. Здесь следует остановиться лишь на одном их аспекте – взаимоотношениях Патриарха и Собора. В связи с этим интересно отметить, что в первое время после интронизации, когда Собору предстояло принять ряд важных определений о высшем церковном управлении, Патриарх почти не появлялся на его заседаниях. Они проходили под председательством митрополита Новгородского Арсения. 185 Таким образом, давая Собору свободно сформулировать свое мнение по этим вопросам, Патриарх Тихон рассеял прежние опасения авторитаризма, который, якобы, может внести Патриаршество в деятельность Собора и во всё церковное управление. В то же время – те действия и выступления, которые Святейший Тихон должен был предпринимать как Предстоятель Церкви, неизменно находили единодушную поддержку Собора. В них видели самоотверженные усилия Патриарха, направленные к благу всей Церкви, они служили выражением церковной совести. В служении Святейшего Тихона в первый год его Патриаршества следует отметить ещё один момент. Он использовал любую возможность, чтобы совершать Богослужения в московских храмах. Особенно часто в 1918 году ему пришлось служить в приходах Пресни – рабочего района Москвы, куда он выезжал по просьбам прихожан. 186 В этом же году ему довелось совершить посещение других городов: Петрограда, Ярославля, Ростова Великого и Иваново-Вознесенска, где местное население и духовенство неизменно оказывали ему самый горячий приём. 187

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Заседание Президиума Общества русской словесности 21 мая 2019 года 21 мая 2019 года в Сергиевском зале кафедрального соборного  Храма Христа Спасителя  в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Президиума Общества русской словесности. В мероприятии приняли участие: председатель  Патриаршего совета по культуре , ответственный секретарь Общества русской словесности  митрополит Псковский и Порховский Тихон ; ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, президент Российского Союза ректоров В.А. Садовничий; член Комитета Совета Федерации ФС РФ по регламенту и организации парламентской деятельности О.П. Ткач; советник Президента РФ по вопросам культуры, президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы В.И. Толстой; руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцов; заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ И.А. Яровая; президент Российского книжного союза, председатель Императорского православного палестинского общества С.В. Степашин; статс-секретарь — заместитель министра просвещения РФ П.С. Зенькович; председатель  Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ   В.Р. Легойда ; президент Фонда изучения исторической перспективы Н.А. Нарочницкая и другие. Заседание открылось  вступительным словом  председателя Общества русской словесности Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в котором Предстоятель Русской Православной Церкви, в частности, поблагодарил ректора МГУ Виктора Антоновича Садовничего за согласие занять пост заместителя председателя Общества.  В завершение своего выступления Святейший Патриарх Кирилл огласил повестку дня заседания. Затем выступил ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова В.А. Садовничий. Основным направлениям деятельности Министерства просвещения России по сохранению, защите и развитию русского языка посвятил свой доклад статс-секретарь — заместитель министра просвещения П.С. Зенькович. Об основных результатах и развитии процедур оценки качества подготовки обучающихся по русскому языку и литературе рассказал руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцов. Новые возможности педагогического образования стали темой выступления ректора Московского педагогического государственного университета А.В. Лубкова. Президиум утвердил Положение о премии «Лучший учитель русской словесности». Затем состоялось обсуждение вопросов подготовки Съезда Общества русской словесности. Президиум Общества русской словесности, заслушав прозвучавшие выступления и комментарии, постановил: По окончании заседания состоялась презентация новой книги Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Диалог с историей». Патриархия.ru Наверх

http://foto.patriarchia.ru/news/zasedani...

Первая телеграмма-вызов Святейшего Патриарха архиепископу Пензенскому и Саранскому Владимиру [Путяте] в связи с преданием его суду совещания епископов 59. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода в соединённом присутствии с Высшим Церковным Советом о разделе средств между членами причта 71. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода в соединённом присутствии с Высшим Церковным Советом о снятии церковного благословения с богослужебных книг, издаваемых насильственно отобранной из ведения церковной власти Синодальной типографией 24.03(06.04).1918. 3. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Высшего Церковного Совета об утверждении, назначении и увольнении преподавательского персонала в духовных училищах 230. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Святейшего Синода об увольнении архиепископа Нижегородского и Арзамасского Иоакима [Левицкого] от управления означенной епархией и о назначении его управляющим Воскресенским ставропигиальным Новоиерусалимским монастырём 232. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о переводе архимандрита Иннокентия из Полтавской в Тульскую епархию 29.03(11.04).1918. Вторая телеграмма-вызов Святейшего Патриарха Тихона архиепископу Пензенскому и Саранскому Владимиру [Путяте] в связи с преданием его суду совещания епископов 215. Грамота-свидетельство члену Священного Собора Православной Российской Церкви (от Тульской епархии) А. И. Краснопевцеву 60. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода в соединённом присутствии с Высшим Церковным Советом об изменениях в «Положении о епархиальном управлении» 67. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода в соединённом присутствии с Высшим Церковным Советом о предоставлении священно-церковнослужительских мест священникам бывшего ведомства Военно-морского духовенства и о временном устроении канцелярии протопресвитера военно-морского духовенства Г. И. Шавельского Определение Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о бытии бывшему ректору Смоленской духовной семинарии архимандриту Дамиану [Воскресенскому] викарием Владимирской епархии, епископом Переславль-Залесским и о переименовании епископа Переславль-Залесского Иннокентия [Фигуровского] в епископа Пекинского (Китай) 03(04).1918.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

3. Левитин А., Щавров В. Очерки по истории русской церковной смуты- Т. 1. С. 82 Письмо Святейшего Патриарха Тихона Председателю Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета М. И. Калинину 1 вариант: Ввиду крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить временно, до созыва Собора, по главе церковного управления или Ярославского митрополита Агафангела [Преображенского], или Петроградского Вениамина [Казанского] 2 вариант: Ввиду крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей по привлечении меня к гражданскому суду, считаю полезным для блага Церкви поставить временно, до созыва Собора, во главе церковного управления Ярославского митрополита Агафангела [Преображенского] или Петроградского митрополита Вениамина [Казанского]. 29 апреля (12 мая) 1922 г. 3 вариант: Ввиду затруднительности в церковном управлении, возникшей по привлечении меня к гражданскому суду, считаю полезным, для блага Церкви, поставить временно, до созыва Собора, во главе Церковного Управления митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] или Петроградского митрополита Вениамина [Казанского]. 4 вариант: Ввиду крайней затруднительности церковного управления, приведшей меня к гражданскому суду [? – Сост.], считаю полезным для блага Церкви поставить временно впредь до собрания Собора во главе Церковного Управления одного из митрополитов. 1. Догматико-каноническая оценка тихоновщины: Рукопись 2. Архив составителя 3. Елевферий [Богоявленский], митрополит. Неделя в Патриархии. Париж, 1933 4. Рождественский А. , протоиерей. Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея России: Воспоминания. София: Российско-болгарское книгоиздательство Послание Святейшего Патриарха Тихона митрополиту Ярославскому Агафангелу [Преображенскому] о временной передаче ему высшей церковной власти 92 93 1 вариант: Вследствие крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить Ваше Высокопреосвященство во главе церковного управления до созыва Собора. На это имеется и согласие гражданской власти, а потому благоволите прибыть в Москву без промедления.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010