На форум также прибыли  Папа Римский Франциск и делегация Римско-Католической Церкви. Съезд открылся пленарным заседанием на тему «Роль лидеров мировых и традиционных религий в духовном и социальном развитии человечества в постпандемический период». Модератором выступил председатель Сената Парламента Республики Казахстан М.С. Ашимбаев. С приветственным словом к участникам Съезда обратился Президент Республики Казахстан К.К. Токаев, который заявил об «общей заинтересованности в сохранении мира и укреплении межцивилизационного диалога» и отметил, что «в эпоху перемен и неопределенности сегодняшняя встреча приобретает особое значение». Глава государства подчеркнул: «В современных сложных реалиях крайне важно, что религиозные лидеры, сидя за одним столом, демонстрируют всему миру пример доброй воли, преодолевающей любые разногласия. В этом, на мой взгляд, состоит главная миссия и особенность нашего Съезда». Также он указал на то, что «силой, угрозами или санкциями устранить возникающие противоречия невозможно. В такие моменты особенно важно помнить о гуманистических идеалах. Их главными хранителями, безусловно, являются традиционные религии». Далее прозвучали выступления Папы Римского Франциска и Верховного имама Университета «Аль-Азхар» Шейха Ахмада Ат-Тайеба. Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Антоний, возглавляющий делегацию Русской Православной Церкви на форуме, огласил послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в котором, в частности, отмечается: «Избранный некоторыми властителями мира сего путь диктатуры, соперничества и конфронтации ведет человечество к гибели. И в этих условиях именно вера способна отрезвить людей, вернуть их на путь диалога и сотрудничества, ибо в традиционных религиях остаются незыблемыми основополагающие нравственные принципы человеческого бытия». В своем выступлении митрополит Антоний указал на особую ответственность религиозных лидеров за судьбы людей в нынешний сложный период мировой истории. Он подчеркнул, что парадигма современной массовой культуры, предлагаемая сторонниками секулярного безбожного мировоззрения, ведет к «возвышению человеческих пороков и девиаций над ценностями здорового человеческого общества, которые были вдохновлены Создателем и сохранялись тысячелетиями», а «сегодняшние события на мировой арене, включающие угрозу голода и мировой войны, — это не что иное, как следствие потакания человеческому пороку». Лучшим ответом на вызовы современности является «диалог религий, широкое развитие религиозного образования, сплоченность верующих на основе общности моральных основ», уверен председатель ОВЦС.

http://patriarchia.ru/db/text/5959346.ht...

«История знает много гражданский начинаний, но большинство из них бессильны перед разрушительной стихией времени, — сказал в своем выступлении митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий . — Посеянное равноапостольными братьями семя уже второе тысячелетие приносит благодатные плоды. Как апостолы последовали за Спасителем, полностью изменив свою жизнь, так святые Кирилл и Мефодий, подражая им, отдали себя проповеди народам, ранее не знавшим его». Благодаря миссии Кирилла и Мефодия славяне обрели «новые духовные силы для общественного и культурного развития, стали действенной силой не только европейской, но и мировой истории», отметил владыка. «Празднование Дней памяти Кирилла и Мефодия объединяет славянские народы при всем их многообразии», — подчеркнул митрополит Ювеналий. Участников форума приветствовал также ректор МГУ В.А. Садовничий, назвавший миссию братьев Кирилла и Мефодия «масштабным духовно-просветительским проектом, основанным на христианском фундаменте». Он напомнил о том, что Кириллу и Мефодию пришлось преодолеть непонимание церковных кругов того времени, и получить разрешение у Папы Римского на ведение богослужения на славянском языке. Участников приветствовали представители Института славяноведения РАН, а также представители посольств славянских государств. После церемонии открытия состоялось пленарное заседание, с докладами на котором выступили член-корреспондент РАН Б.Н. Флоря (Институт славяноведения РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова), Л.Н. Будагова (Институт славяноведения РАН), Л.П. Лаптева (МГУ им. М.В. Ломоносова), В.М. Кириллин ( Московская духовная академия ) и другие. 26 мая форум продолжает работу в секциях: «Славянский мир в прошлом и настоящем», «Славистика: истоки и история», «Русский язык в кругу славянских языков», «Славянские литературы: история и современность», «Традционная духовная культура славян и ее представление в словаре " Славянские древности " », «Церковнославянский язык XI-XVII веков: грамматика исключений. Грамматика ошибок, субграмматика», «Кирилло-Мефодиевские традиции в истории духовного просвещения России».

http://patriarchia.ru/db/text/1166668.ht...

Мы ни в коем случае и никогда не должны об этом забывать. У многих наших народов, слава Богу, сохраняется традиция крепкой, многопоколенной семьи, где воспитываются четверо, пятеро и больше детей. Вспомним, что и в русских семьях, у многих наших бабушек, прабабушек детей было и по семь, и по восемь человек, и того больше. Давайте эти замечательные традиции сберегать и возрождать. Многодетность, большая семья должны стать нормой, образом жизни для всех народов России. А семья — это не просто основа государства и общества, это духовное явление, источник нравственности. Поддержка семьи, материнства, детства должна охватывать работу всех без исключения сфер государственного управления, нашу экономическую, социальную, инфраструктурную политику, просвещение и образование, здравоохранение, конечно. Деятельность всех общественных объединений, наших традиционных религий тоже необходима именно для укрепления семьи. Сбережение и приумножение народа России — наша задача на предстоящие десятилетия, и сразу скажу больше: на поколения вперед. Это будущее Русского мира, тысячелетней, вечной России» ( Выступление Президента России В.В. Путина на пленарном заседании Всемирного русского народного собора ) . В свою очередь, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл на Всемирном Русском Народном Соборе в поддержку сказанного Президентом РФ отметил первоочередную важность выхода из демографического кризиса борьбу с абортами: «Моя особая сердечная боль — нерешенная проблема с абортами, которую нередко поднимаю в разговоре с государственными властями разного уровня. Это, без преувеличения, настоящее национальное бедствие, уничтожающее будущее нашего общества, разрушающее представление о ценности жизни человека. Однако решение проблемы абортов лежит не только в плоскости законодательных запретов. Очень важно проводить просветительскую работу, в том числе и в школе, воспитывая в детях уважение к человеческой жизни, любовь к родителям, к родной стране, к нашим нравственным ценностям и идеалам.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/18/ru...

Святейший Патриарх Кирилл: Русский народ — оплот мира на Кавказе Ставрополь, 13 декабря2012 г. Святейший Патриарх Кирилл назвал русский народ одним из оплотов мира на Кавказе. «Будучи одним из исконных народов Кавказа, – отметил Патриарх в своем выступлении на пленарном заседании Ставропольского форума Всемирного русского народного собора 12 декабря 2012 г., – он обогатил его мультикультурную среду своими лучшими качествами: мирностью, дружелюбием, умением сострадать, понимать и одновременно быть твердым в принятом решении, хранить верность данному слову. Эти качества приобретены нашим народом благодаря тысячелетней православной традиции. Стремление русского народа укрепить межнациональный мир и геополитическую стабильность оформилось в виде одного из символичных центров Кавказа — Ставрополя, города Креста. Этот город и прилегающие к нему административные образования стали форпостами борьбы с беззаконием, с разного рода преступными элементами, включая работорговцев. Но основная задача Ставрополя и многих других городов края — сохранить благотворное присутствие разнообразных культур народов, населяющих этот регион, и, в первую очередь, русского народа, который является и скрепой всего государства Российского, и ферментом, создающим прочные межнациональные отношения в этом регионе». «К сожалению, – констатировал Святейший Патриарх, – отток славянского населения из северокавказских республик и даже из некоторых районов Ставрополья сегодня увеличивается. Одновременно происходит постепенная утрата вековой культуры и просвещения, что, несомненно, может негативно сказаться на духовных и нравственных устоях. Под угрозой разрушения может оказаться сам образ жизни и Ставрополья, и республик Северного Кавказа. Если из-под здания, которое во многом опирается на центральную колонну, убрать фундамент, то все здание рушится, несмотря на то, что у него есть стены, своды и другие элементы конструкции». «Я не случайно делаю акцент на русском народе, — не потому, что русский народ лучше или хуже других, но потому что он действительно является скрепой многонациональной общности, сформировавшейся здесь, на Северном Кавказе, как и на всем пространстве исторической Руси», – отметил Предстоятель.

http://pravoslavie.ru/58110.html

Патриарх Кирилл: Теология в вузах — это культурный императив для общества Надо понять главное: нельзя смешивать идеологию секуляризма и светскость как идеологическую и мировоззренческую нейтральность. Нельзя рассматривать атеизм как общий знаменатель всех мировоззрений, в том числе религиозных. 29 ноября, 2012 Надо понять главное: нельзя смешивать идеологию секуляризма и светскость как идеологическую и мировоззренческую нейтральность. Нельзя рассматривать атеизм как общий знаменатель всех мировоззрений, в том числе религиозных. 28 ноября 2012 года в конференц-зале гостиницы «Даниловская» в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось первое пленарное заседание совещания «Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества», сообщает Патриархия.ru . В начале заседания выступил Святейший Патриарх Кирилл: Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемые ректоры светских и духовных учебных заведений! Дорогие отцы, братья и сестры! Мы собрались сегодня здесь, чтобы обсудить важную тему — «Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества». Религия в пост-секулярном обществе Золотым веком христианской теологии или, по-русски, богословия (нужно договориться о том, что это синонимы) считается эпоха святых отцов и учителей первого тысячелетия христианской истории — то время, когда евангельская вера нашла богатое, сложное, развернутое выражение во многих богословских трудах, ставших классическими, когда Откровение, запечатленное в Ветхом и Новом Заветах, стало восприниматься сквозь призму светского знания и, в первую очередь, сквозь призму классической философии. Это время, когда произошел некий синтез классической философии, имевшей, как мы знаем, языческое происхождение, и христианского Откровения. Позднее фундаментальное богословие и различные богословские дисциплины продолжали развиваться в постоянно меняющихся культурно-исторических условиях — на Востоке и на Западе. Начинаясь в форме проповеди, катехизических поучений, полемических сочинений, богословие позднее стало сводом религиозных знаний и системой учебных и научных дисциплин. Теология стала наукой, со своими источниками, методами и исследовательскими традициями. Она легла в основу христианского европейского университета, была первым и главным факультетом в этих университетах, и в течение долгого времени статус теологии как царицы наук сохранялся и никем не оспаривался.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-teolog...

Показательно, что все это происходит на фоне с одной стороны постоянного умножения технических возможностей человека, с другой — возрастания старых и возникновения новых опасностей. Перечислю лишь некоторые из них. Это истощение природных ресурсов и загрязнение среды обитания, возникновение новых инфекций, погружение значительной части наших современников в виртуальный мир и связанный с этим отрыв от реальности, оттачивание изощренных способов манипуляции как личным, так и массовым сознанием, создание систем, могущих обеспечить тотальный контроль над человеком и наиболее остро ощущаемое нами сегодня умножение вооруженных столкновений и конфликтов на Земле. Особенно хотел бы обратить ваше внимание на вызовы, которые не следует рассматривать как побочные следствия технологического развития, подобные перечисленным выше. Эти новые вызовы сами по себе являются плодами целенаправленного воздействия на человеческую природу и человеческую личность. Я имею в виду проблематику, обозначаемую общим термином «трансгуманизм». По сути, это радикально новое учение, предлагающее и, я бы даже сказал, агрессивно продавливающее принципиально иной взгляд на человека и отрицающее те антропологические представления, которые существовали на протяжении тысячелетий. Уже с позиций технологического прогресса это учение с новой силой задает нам старый вопрос: чтó есть человек? Этот вопрос древний, как и сам предмет вопрошания. Мы встречаем этот вопрос в библейском тексте. И там он имеет продолжение, гармонично включающее его в общую религиозную концепцию бытия мира и Бога как его начала. Именно поэтому в тексте Библии внутри самого вопроса заложен и ответ. Даже сам вопрос обращен к Источнику бытия: «Господи! чтó есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание» ? (Пс. 144:3). Непосредственно из самой формулировки следует, что человек настолько важен для Создателя, что Тот непрестанно помнит о нем и заботится. Более того, библейское Откровение указывает нам, что по замыслу Творца человек возвышается над всем творением, поскольку создан «по образу» и «по подобию» Божию (Быт. 1:26).

http://patriarchia.ru/db/text/5971182.ht...

За тысячелетие Православная Русь увеличивала свое население примерно втрое быстрее, чем древние цивилизации Китая, Индии и арабского Ближнего Востока. Совпадение этого могучего демографического роста с принятием православного христианства неслучайно — бурный рост народонаселения России имел глубокие духовные, мировоззренческие основания. В народной культуре, в бытовой традиции, сформированных в православной Руси, очень важное место заняли семейные ценности. Здесь ценилось создание семьи, поддержка детей, в том числе экономическая поддержка. Нужно обратить внимание на традицию русского крестьянства — даже не очень богатые крестьянские хозяйства выделяли наделы для своих детей, чтобы те могли прокормиться. И это были не благотворительные акции, — передача земли порождала в русском крестьянстве стремление к трудолюбию, а никак не иждивенческие настроения. Ведь передавалась не просто материальная ценность, которую можно использовать как угодно, а земля, которая становилась ценностью только в том случае, когда на ней работали. Земельный передел был дополнительным стимулом к производительному труду и, одновременно, вознаграждением родительских усилий за рождение и воспитание ребенка. Это и обеспечивало русскому народу мощный численный рост и позволило за несколько веков, от Ивана Грозного до Александра III, опередить и оставить далеко позади крупнейшие народы Европы: итальянцев, французов и немцев. Не думаю, что я должен дальше продолжать, хотя у меня тут кое-что еще написано. Может быть, потом все это опубликуем, но не хотел бы слишком разбавлять тему. Еще раз, подводя результаты сказанного, хотел бы подчеркнуть, что рост народонаселения тесным образом связан с духовным состоянием народа. Конечно, всякие факторы влияют — экономика, политика, массовая культура; но ведь и массовая культура формируется духовным состоянием людей. Так вот, для того чтобы справляться со всеми этими вызовами, мы должны в первую очередь отказаться от идей, которые на протяжении столетий отрывали людей от Бога, от Божественных законов. Последствия этого отрыва мы видим во многих проблемах, возникших в жизни нашего народа, но проблема демографии — это самый яркий пример такого отрыва. И дай Бог нам сегодня всем вместе — и Церкви, и общественности, и государству, как в советское время говорили, «верующим и неверующим» (сейчас это надо взять в кавычки, но все-таки, кто-то, может, действительно в Бога не верит, кто-то на пути), — дай Бог, чтобы все мы вместе трудились таким образом, чтобы духовность укреплялась в жизни нашего народа, а вместе с ней укреплялась и возрастала наша национальная демография. Благодарю за внимание.

http://patriarchia.ru/db/text/5515451.ht...

Мы призываем всех работников средств массовой информации нести людям добро и правду, быть проповедниками слова Божия, помнить о том воздействии, которое они способны оказать на умы и души людей. В век вражды и разобщенности именно православные СМИ могли бы дать пример доброго сотрудничества, подлинного журналистского братства, объединенного единой верой и общим призванием. Убежден, что России нужны общенациональные православные СМИ, которые не только освещали бы жизнь Церкви, но и выражали отношение православных христиан к национальным и мировым проблемам. В этом вопросе Российское Государство могло бы выступить партнером Церкви " . Надо сказать, что последняя мысль, высказанная Святейшим, – о необходимости и плодотворности сотрудничества Церкви и Государства в выработке единой информационной политики – находит все более глубокое понимание и отзыв со стороны государственного руководства и наиболее ответственных кругов общественности. Показательно в этом смысле, что на пленарном заседании в Храме Христа Спасителя выступили, вслед за Патриархом, Полномочный представитель Президента РФ в Центральном Федеральном округе Г.С.Полтавченко, Министр культуры и массовых коммуникаций А.С.Соколов, Министр регионального развития В.А.Яковлев, руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М.В.Сеславинский. Во всех выступлениях звучала острая озабоченность состоянием духовной и нравственной атмосферы в обществе, развитием (и пропагандой в СМИ) пороков, социальных и цивилизационных болезней, ростом насилия, преступности и коррупции, – словом, всего того, что тысячелетняя церковная традиция именует греховностью, растлением и одержимостью. Святейший Патриарх впрямую связал пропаганду в органах печати и телевидения насилия, разврата и вседозволенности с трагическим состоянием национальной демографии. Каждый год население нашей страны сокращается более чем на миллион человек – и ответственность за это лежит не только на органах власти, но и на каждом из нас – журналистов, служителей слова.

http://religare.ru/2_12184.html

II. БОГОСЛОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ К величайшему сожалению следует признать, что возможности нашего церковного богословия не соответствуют сегодня значению и сложности проблем, стоящих перед Русской Православной Церковью. Поэтому самой актуальной задачей оказывается совершенствование богословской науки в Русской Православной Церкви. В связи с этим Священным Синодом было принято решение о проведении Богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия» с целью дать анализ состоянию и перспективам развития современного православного богословия. Это решение обосновывается еще и тем, что соборная природа Церкви и кафолический характер утверждаемых Церковью истин требуют общецерковного богословского осмысления и дискуссий. С этой целью Священным Синодом было принято решение и о регулярном проведении богословских конференций Русской Православной Церкви. Перед данной конференцией стояла двоякая задача: во-первых, проанализировать состояние самого православного богословия, и, исходя из него, наметить рекомендации по его развитию и совершенствованию, и, во-вторых, обозначить актуальные проблемы, требующие богословского ответа. С учетом задач, поставленных перед конференцией, было решено, что она должна иметь рабочий характер, значительное время ее трудов должно быть уделено открытой дискуссии и обмену мнениями. Конференция состоялась 7-9 февраля 2000 г. в конференц-зале г/к «Даниловский». Конференцию открыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, обратившийся к участникам конференции с приветственным словом. В форуме приняли участие около 140 человек – архиереи Русской Православной Церкви, руководители и сотрудники синодальных учреждений Русской Православной Церкви, ректоры, профессоры и преподаватели Духовных школ, ведущие богословы Русской Православной Церкви. Вниманию участников конференции были представлены одиннадцать пленарных докладов: митрополита Минского Филарета «Оценка состояния и перспектив развития современного православного богословия», архимандрита Ианнуария (Ивлиева) «Библеистика в Русской Православной Церкви в XX в.», профессора А.А.Алексеева (СПбДА) «Вопросы текстологии и перевода Священного Писания», протоиерея Валентина Асмуса (МДА) «Святоотеческое наследие и современная церковная жизнь», игумена Илариона (Алфеева) (ОВЦС) «Святоотеческое наследие и современность», протоиерея Владислава Цыпина (МДА) «Каноны и церковная жизнь», протоиерея Василия Стойкова (СПбДА) «Литургическое богословие», протоиерея Бориса Пивоварова (Новосибирск) «Божественная Евхаристия как основа духовной жизни и залог спасения», профессора А.И. Осипова, (МДА) «Основы духовной жизни в Православии», Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя ОВЦС МП «Норма веры как норма жизни», Архиепископа Верейского Евгения «Актуальные проблемы богословского образования».

http://sedmitza.ru/lib/text/429358/

Завершила работу XIII пленарная сессия Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной и Римско-Католической Церквами 23 сентября 2014 г. 12:26 22 сентября 2014 года в столице Иордании городе Аммане завершила свою работу XIII пленарная сессия Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной и Римско-Католической Церквами. В заседаниях Комиссии участвовали 23 делегата с католической стороны, а также представители Константинопольской , Александрийской , Антиохийской , Иерусалимской , Русской, Грузинской , Сербской , Румынской , Кипрской , Элладской , Польской , Албанской Православных Церквей и Православной Церкви Чешских земель и Словакии . Делегацию Московского Патриархата возглавлял председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион . В ее состав также входили секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов) и сотрудник ОВЦС священник Алексий Дикарев. В ходе заседаний Смешанной комиссии был рассмотрен проект документа на тему «Соборность и примат», подготовленный Координационным комитетом Комиссии в 2012 году в Париже. Текст вызвал ряд принципиальных возражений, поэтому Смешанная комиссия приняла решение составить новый проект, который был бы предложен на обсуждение текущей пленарной сессии. Сформированная из членов Комиссии редакционная группа подготовила проект нового документа под названием «На пути к общему пониманию соборности и примата в Церкви в первом тысячелетии». После продолжительных дискуссий, выявивших серьезные разногласия по теме первенства в Церкви, данный текст был рекомендован к дальнейшей доработке Координационным комитетом Смешанной комиссии, заседание которого будет созвано в 2015 году. В ходе обсуждения темы соборности и примата в Церкви были высказаны критические замечания к принятому Смешанной Комиссией 13 октября 2007 года в Равенне документу «Экклезиологические и канонические последствия сакраментальной природы Церкви». Митрополит Волоколамский Иларион, в частности, подчеркнул, что по данному документу среди Православных Церквей нет консенсуса, поскольку он принимался в отсутствии представителей Русской Церкви, чьи критические замечания к тексту, выраженные на этапах его подготовки, были проигнорированы. Со своей стороны представитель Грузинской Православной Церкви митрополит Ахалцихский Феодор заявил, что Грузинская Церковь отвергает Равеннский документ.

http://patriarchia.ru/db/text/3757494.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010