Святейший Патриарх Алексий направил приветствие участникам IV общецерковной конференции «Православное паломничество: традиции и современность» Москва, 28 ноября 2007 г. 28 ноября 2007 года в Паломническом центре Московского Патриархата открылась IV общецерковная конференция «Православное паломничество: традиции и современность». Святейший Патриарх Московскии всея Руси Алексий II направил приветствие участникам конференции, сообщает Седмица.Ru.   Участникам IV общецерковной конференции «Православное паломничество: традиции и современность»   (Москва. 28-29 ноября 2007 г.)   Преосвященные архипастыри, дорогие отцы, братья и сестры!   Сердечно приветствую участников Четвёртой общецерковной конференции «Православное паломничество: традиции и современность», а вашем лице всех сотрудников церковных паломнических служб и организаций. Вот уже четвёртый год подряд собираются организаторы паломничества из многих епархий и монастырей нашей Церкви, чтобы обсудить насущные проблемы возрождения и развития тысячелетней традиции русского богомолья. Отрадно видеть, что за прошедший год вдвое увеличилось количество паломнических служб в епархиях, монастырях и приходах, а вопросы развития православного богомолья активно обсуждаются не только на общецерковном уровне, но и на местах. Необычайный размах получили по всей Руси Великой многодневные крестные ходы тысяч людей к святым местам, что по своей сути является одной из традиционных форм паломничества.   В этом году мы отмечаем 900-летие хождения в Святую Землю игумена Даниила, который в начале XII века заложил основы русского паломничества в святые места, совершив путешествие в Палестину и оставив мудрые советы всем, кто последует его примеру. Вспоминая об игумене Данииле и всех наших древних паломников, мы должны помнить, что смысл паломничества заключен не в суетном стремлении увидеть, во что бы то ни стало многоликий мир культур и цивилизаций во всей его пестроте, а тем более не в тайной гордыне, что именно тебе удалось нечто, недоступное другим. Смысл паломничества – в смиренном и глубоко искреннем желании прикоснуться к святыням Христианства, вознося пред ними молитвы ко Спасителю, «ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа: а мы — рабы ваши для Иисуса потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца дабы просветить [нас] познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» Кор. 4, 5-6).

http://pravoslavie.ru/25050.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Братское послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви членам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей (6 октября 2001 г.) Всечестные архипастыри и пастыри – участники Собора, благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (Еф. 1, 2)! В преддверии Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей Священный Синод, епископат, клир и вся Полнота Русской Православной Церкви с особым усердием возносят молитвы ко Господу и Спасителю нашему об упразднении горестного разделения чад Матери-Церкви, в рассеянии сущих, со своими единоверными братьями в России. Минул трагический двадцатый век, в котором Россию и ее Святую Церковь постигла година тяжких искушений. Великим грехом богоотступничества соблазнилось народное сердце. В духовном помрачении разрушались храмы, осквернялись святыни, грубо попиралась дарованная человеку Богом свобода, хитон церковный раздирали враги внутренние и внешние. Русская Церковь взошла на свою Голгофу и исполнилось евангельское пророчество Спасителя, когда в богоборческом соблазне предал... брат брата на смерть, и отец – сына; и восстали дети на родителей, и умертвили их (Мф. 10, 21). Однако верен Бог в Своих обетованиях, и, восходя на крест, православная Россия верила в свое воскресение. Ведь, по слову Апостола, ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8, 38–39). Кровью сотен тысяч мучеников и исповедников был омыт лик Земли Русской, и наша страна выстрадала свое исцеление от тяжкой болезни. По святым молитвам новоявленных угодников Божиих пало, наконец, иго воинствующего безбожия.

http://sedmitza.ru/lib/text/429496/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава 3. Писания царя Соломона: Книги Притчей, Екклесиаст и Песнь Песней Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета «И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей, мудрее и Ефана Езрахитянина, и Емана, и Халкола, и Дарды, сыновей Махола, и имя его было в славе у всех окрестных народов. И изрек он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять; и говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах. И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его» (3 Цар. 4:30-34). Древность традиционно усваивала авторство всех этих трех книг – Притчей, Екклесиаста и Песнь Песней – Соломону, хотя современность предлагает разные другие учения, весьма разнообразные. Но, тем не менее, не дает стопроцентного опровержения того, что они написаны Соломоном. Поэтому мы будем следовать мудрой старине. В расположении этих книг есть большой смысл, который мы раскроем позже, когда будем приступать к изучению книги Песнь Песней. 3.1. О Соломоне Формально к лику святых Соломон не причислен, и в святцах мы его не найдем, хотя он и изображается иногда на иконах, а чаще в росписях с нимбом. Однако достоинство его книг от этого ничуть не страдает. Святитель Григорий Нисский говорит о том, что здесь следует подразумевать под автором не только Соломона, сына Давидова: «Не думаешь ли ты, что сим именем [т.е. «мирный». – авт.] называют Соломона, рожденного Вирсавией, принесшего в жертву на горе тысячу волов, воспользовавшегося на грех сидонской советницею? Другой означается им Соломон, Который и Сам от семени Давидова происходит по плоти, Которому имя мир, истинный Царь Израилев, создатель Божия Храма, объявший в Себе ведение всего, премудрость Которого беспредельна, лучше же сказать: бытие Которого есть премудрость, истина, и всякое боголепие, и высокое именование понятий. Он-то, сего Соломона употребив в орудие, через него беседует с нами: сперва в Притчах, потом в Екклесиасте, а после сего в предлагаемом любомудрии Песни Песней, постепенно и в порядке указуя словом восхождение к совершенству» c. 17 – 18]. Святитель Григорий автором книг считает Самого Христа, говоря о том, что Он есть и Учитель, и Проповедник, и Сын Давида, и Царь Израилев, но только уже в совершенном смысле. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/431348/

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при вручении архиерейского жезла епископу Магнитогорскому Феофилакту (Курьянову) 24 вересня 2006 р. 19:10 24 сентября в храме Христа Спасителя состоялась хиротония архимандрита Феофилакта (Курьянова) во епископа Магнитогорского, викария Челябинской и Златоустовской епархии . Предстоятель Русской Церкви обратился к новому епископу Феофилакту с напутственным словом. Преосвященный епископ Феофилакт! Благоволением Божиим, Определением Нашим и Священного Синода призван ты к великому апостольскому служению. Благодатью Святого Духа, как некогда Варнава и Савл, отделен ты от среды пресвитеров и через молитвы и возложение на тебя рук (Деян.13, 2-3) Собора епископов возведен на высшую иерархическую степень Православной Церкви. По долгу Предстоятеля Церкви побуждаюсь ныне напутствовать тебя словом назидания. Ты сам сегодня торжественно исповедал перед Богом и нами веру святую, православную, обещал хранить ее до конца своей жизни, обещал соблюдать каноны церковные, правила апостолов и Святых Отцов, сохранять послушание Святой Церкви и ее священноначалию. Епископское служение высокое, почетное, ответственное, но исполненное многих скорбей и трудностей. Оно, по словам святителя Григория Богослова, «завидная и опасная высота». И чтобы удержаться на этой высоте, не достаточно только исповедывать учение Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви и уметь преподать его народу. Господь сказал ученикам Своим, апостольское служение которых продолжает епископ: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16). Добрые дела! Вот тот свет, который должен исходить от епископа, дабы чада церковные, вверенные его попечению, шли за ним по пути духовного совершенствования в жизнь вечную. Вместе с апостолом Павлом хочу сказать тебе: «Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам» (Тит. 3, 8).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203659...

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на открытии Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2004 года 7 июня 2008 г. 07:53 Ваше Блаженство, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие возлюбленные о Господе собратья Архипастыри отцы настоящего Архиерейского Собора. Благословением и благодатию Пастыреначальника Христа Спасителя мы собрались воедино, дабы рассмотреть пройденный нашей Церковью со времени Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года путь. Прожитые четыре года между Соборами наполнили нашу жизнь разнообразными, как радостными, так и печальными, событиями церковной и общественной жизни. В то же время начавшийся век и новое тысячелетие поставили перед нами очень серьезные вопросы как во внутрицерковной жизни, так и в межцерковных взаимоотношениях, глобальные вопросы, диктуемые подчас негативными тенденциями развития современного мира. На эти вопросы мы нашим соборным разумом должны дать ответ, должны наметить, а по возможности и конкретно определить пути разрешения многих непростых проблем. Только что, совершая Божественную литургию в нашем Соборном храме и молясь Господу об успешном проведении сего Освященного Собора Русской Православной Церкви, мы слышали удивительные слова апостола Павла: «Законом я умер для закона, чтобы жить мне для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2, 19-20). Как актуальны эти слова! Только с позиции веры в Пролившего Свою Пречистую Кровь, за возлюбленное Свое творение мы должны оценивать происходящее; пытаться правильно ответить на поставленные вопросы, основываясь исключительно на заповедях Христовых. Следует признать, что сегодня мы стоим перед новыми, неизвестными и непривычными для нас мировыми процессами. Если XX век был ознаменован гибельным распространением атеизма и материализма, приведшим к разрушительным последствиям в нашем Отечестве, то век нынешний, XXI, заставляет нас выносить на повестку дня обсуждение таких явлений, как необратимое искажение духовного сознания во всем мире, влекущее за собой всеобщее падение нравственности, распространение неоязычества, терроризма и других губительных явлений современности.

http://patriarchia.ru/db/text/418885.htm...

Церковь Все рубрики Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Ридигер) Рождественское Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Ныне мы вслед за древними мудрецами приходим, ведомые Вифлеемской звездой, к яслям Божественного Младенца Господа нашего Иисуса Христа. Мы вспоминаем, как волхвы «возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2, 10-11). Вступая в праздник Рождества Христова, и мы должны спросить себя: а что мы принесем к яслям, принявшим ныне Невместимого Бога? Рождественское Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Ныне мы вслед за древними мудрецами приходим, ведомые Вифлеемской звездой, к яслям Божественного Младенца Господа нашего Иисуса Христа. Мы вспоминаем, как волхвы «возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2, 10-11). Вступая в праздник Рождества Христова, и мы должны спросить себя: а что мы принесем к яслям, принявшим ныне Невместимого Бога? Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Ридигер) Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. 12

http://pravmir.ru/category/cerkov/doroga...

Патриарх Кирилл: Идеал подлинной свободы бесконечно далек от политических лозунгов 6 мая, 2018. Святейший Патриарх Кирилл Свобода новомучеников в том, что они оказались сильнее власти и машины угнетения 5 мая 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  совершил Божественную литургию под открытым небом на Бутовском полигоне. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Есть два ключевых текста к пониманию смысла сегодняшнего дня. Первый: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:31-32). Этот текст мы слышали сегодня за Божественной литургией, потому что в соответствии с церковным уставом в этот день полагается чтение данного фрагмента Евангелия от Иоанна. А второй принадлежит святому Иоанну Златоусту: «Свойство истины таково, что она возвращается даже тогда, когда против нее восстают многие». Мы совершили Божественную литургию на могилах людей, замученных и убитых за веру, — почему мы и называем христиан, погибших и захороненных здесь, новомучениками и исповедниками Церкви Русской. И вот первый текст, который я привел, — «истина сделает вас свободными». У кого-то может возникнуть мысль: да какая же тут свобода? Ведь эти верующие люди, которые, несомненно, исповедовали Господа Иисуса Христа, несомненно были Его учениками, потеряли всякую свободу! Они ни в чем не были виновны, однако были арестованы, нередко подвергались пыткам и, в конце концов, были умерщвлены здесь! О какой же свободе идет речь? Но вот что удивительно. Их жертва, принесенная за Господа, была абсолютно свободной. Большинство из них могли отказаться от веры, похулить Господа, встать в ряды тех, кто был тогда так необходим власти, — пропагандистов, боровшихся с религией. Тогда и Бутова бы не было! Но они этого не сделали — ни архиереи, ни священники, ни монахи, ни множество мирян. Все они погребены здесь потому, что оказались верными Господу даже до смерти.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-ideal-...

Архив Пн Поздравление членов Священного Синода Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Кириллу по случаю дня рождения 20 ноября 2023 г. 09:05 Члены Священного Синода Русской Православной Церкви направили Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу поздравительный адрес по случаю дня рождения. Его Святейшеству, Святейшему Кириллу, Патриарху Московскому и всея Руси  Ваше Святейшество, Святейший Владыка, Великий Господин и Милостивый Отец! Примите искренние сыновние поздравления в связи с семьдесят седьмой годовщиной со дня Вашего рождения. Вся Ваша жизнь от юности и доныне — яркий образец нелицемерной преданности Господу и Спасителю мира Иисусу Христу, твердости веры, действующей любовью (Гал. 5:6), и готовности трудиться, не щадя живота своего, личным подвигом служения являя справедливость слов, неоднократно звучавших из Ваших Первосвятительских уст: «Подавший труды, подаст и силы». Вдохновляясь примером своего блаженнопочившего деда — священника Василия, в эпоху атеистических гонений явившего стойкость в испытаниях вкупе с твердостью духа, и благочестивым житием Ваших покойных родителей — протоиерея Михаила и Раисы, Вы стремитесь во всяком слове и деле являть себя усердным работником в Винограднике Господнем, дабы многовековая лоза Церкви Христовой приносила обильный плод Господеви во время благопотребное (Пс. 1:3). В этом делании Вы укрепляетесь молитвами святителей Московских: Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона и прочих прославленных в веках угодников Христовых, продолжателем апостольского служения которых судил Вам быть Владыка Святый и Истинный (Откр. 6:10). Минувший год Вашей жизни попущением Божием и злокозненным коварством врага рода человеческого был омрачен многими драматическими событиями. Однако вопреки всем противоборствующим ветрам, воздвизаемым в сии непростые времена, когда сбываются слова Евангелия: «восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения» (Мк. 13:8), Господь хранит Вас Своею благодатью и споспешествует Вам в управлении кораблем церковным. В этих трагических обстоятельствах Вы, облекшись во всеоружие Божие, стоите против козней диавольских, (Еф. 6:11), имея попечение об иерархах, клириках и множестве пасомых, подражаете Первоверховному апостолу Павлу, свидетельствовавшему о себе: «Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал?» (2 Кор. 11:28-29).

http://patriarchia.ru/db/text/6077479.ht...

Архив Пн Совместное заявление Святейшего Патриарха Кирилла и Архиепископа Кентерберийского Джастина Уэлби 21 ноября 2017 г. 15:39 21 ноября 2017 года в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Архиепископа Кентерберийского Джастина Уэлби. «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим. 8:35-37) 1. Мы, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Архиепископ Кентерберийский Джастин, Примас всей Англии и Митрополит, благодарим Бога за возможность нашей встречи в Москве, дабы единым голосом перед всем миром свидетельствовать о гонимых за веру Христову братьях и сестрах. Мы не можем оставаться равнодушными к скорбям наших собратьев, ибо «страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12:26). 2. Во многих странах Ближнего Востока и Африки христиане подвергаются гонениям, выражающимся в массовых убийствах, варварском разрушении храмов, осквернении святынь и изгнании миллионов людей из их домов. Болью в наших сердцах отзывается массовый исход христианского населения из тех мест, откуда Благая Весть начала распространяться по всему миру. Кроме того, христиане страдают от дискриминации в более скрытых формах, и их жизнь становится столь тяжелой, что им проще покинуть свою древнюю родину, чем остаться. 3. К настоящему времени война унесла десятки тысяч жизней, оставив без крова и средств к существованию миллионы людей. 4. Необходимость сохранения христианского присутствия на Ближнем Востоке и возвращения беженцев требует обеспечения безопасности, восстановления социальной инфраструктуры и жилья, создания условий для служения духовенства и восстановления разрушенных храмов. 5. Мы обращаемся к международному сообществу с просьбой предпринять незамедлительные действия для поддержки христиан и других групп населения Ближнего Востока. Широкомасштабная гуманитарная помощь необходима страдающим людям и многочисленным беженцам, в том числе тем, кто оказался в странах Европы и Америки. Священное Писание говорит, что «милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою» (Притчи 11:17).

http://patriarchia.ru/db/text/5067104.ht...

Журнал Московской Патриархии. 1960. 8 Слово Святейшего Патриарха Тихона, сказанное в храме Христа Спасителя (в Москве) перед началом новогоднего молебна Новогоднее слово. Минувший год был годом строительства Российской державы. Но увы! Не напоминает ли он нам печальный опыт вавилонского строительства? На всей земле был один язык и одно наречие. И сказали люди: построим себе город и башню высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошёл Господь посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие. И сказал Господь: сойдём и смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле ( Быт.11:1, 4–5, 7–8 ). Не угодно было Господу строительство Вавилонское, противно планам Божественного домостроительства. «Сотворим себе имя» – не напоминает ли это желание наших прародителей быть яко боги ( Быт.3:5 ), и единый дотоле язык смешался в разные наречия, и единый народ разделился на разные племена, враждебные друг другу и истреблявшие одно другое. Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие его, напрасно рано встают и поздно просиживают ( Пс.126:1–2 ). Это исполнилось в древности на вавилонских строителях. Сбывается днесь и воочию нашею. И наши строители желают сотворить себе имя, своими реформами и декретами облагодетельствовать не только несчастный русский народ, но и весь мир, и даже народы гораздо более нас культурные. И эту высокомерную затею их постигает та же участь, что и замыслы Вавилонян: вместо блага приносится горькое разочарование. Желая сделать нас богатыми и ни в чем не имеющими нужды, они на самом деле превращают нас в несчастных, жалких, нищих и нагих ( Апок.3:17 ). Вместо так ещё недавно великой, могучей, страшной врагам и сильной России они сделали из неё одно жалкое имя, пустое место, разбив ее на части, пожирающие в междоусобной войне одна другую. Когда читаешь «Плач Иеремии», невольно оплакиваешь словами пророка и нашу дорогую Родину. Как Господь поверг на землю красу нашу, как разрушил укрепления, как отверг царей и князей наших. Страна, некогда многолюдная, стала одинока, как вдова, великий между народами князь над областями делается данником. Горько плачет он, и слезы на ланитах его, и нет у него утешителя. Враги его стали во главе, неприятели благоденствуют, и враг простёр руку на самое драгоценное у него. Воззри, Господи, и посмотри, как мы унижены, и есть ли болезнь, как наша, какая постигла нас. Весь народ вздыхает, ища хлеба, отдаёт драгоценности свои за пищу, дрова достаёт за большие деньги, и наследие наше переходит к чужим. Дети просят хлеба, и никто не подаёт им. Евшие сладкое истаевают на улицах, и воспитанные на багрянице жмутся к навозу ( Плач.2:1–2; 1, 1–2, 5, 10–12; 4, 4–5; 5, 2–4 ). И это в стране, бывшей житницею целой Европы и славившейся своими богатствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010