3245 . – 5 июля. По поводу некоторого изменения текста настольной грамоты протопресвитера города Кашина По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод имел рассуждение, что произведённому в протопресвитера Тверской епархии города Кашина к соборной Воскресенской церкви священнику Иоанну Стефанову против прежних формуляров в настольной грамоте написано: в недоумеваемых всяких духовных вещах принимать ему, протопресвитеру, наставление от Святейшего Правительствующего Синода, и каково повеление восприимет, тое да соблюдёт. Приказали : достодолжного во оной настольной грамоте наставления требовать ему от Святейшего Синода по то время, пока в Тверской епархии не будет архиерея, а с прибытия в ту епархию архиерейского представлять ему о том своему епархиальному архиерею, не утруждая тем Святейшего Синода, понеже оное речение в помянутой грамоте хотя и написано, и то учинено между архиерейства. И во исполнении вышеповеленного оному протопопу Иоанну в Святейшем Синоде велеть подписаться, а для надлежащего о том ведома из Святейшего Правительствующего Синода Тверского архиерейского дома к управителям послать указ. (Дело 1738 г. 131–316) 3246 . – 7 июля. О присылке в Св. Синод ведомостей о сборах на содержание школ по епархиям; здесь же и об отсылке в Кабинет червонных, оставшихся после епископа Вятского Лаврентия По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод слушал состоявшийся в Кабинете Её Императорского Величества минувшего июня 21 дня на подаванном Святейшего Синода об употреблении на учреждение и содержание по синодальной области школ штрафных за пострижение и приём за указами монахов собранных с монастырских настоятелей и оставшихся по смерти духовных персон денег и пожитков сообщении за подписанием господ кабинетных министров резолюции, которою определено следующее: надлежит-де напредь о всех школах штат учинить и собираемую на них сумму, что по Духовному Регламенту определено, исчислить не на один токмо год, что по окладу быть имеет, но и в прошедших годах сколько в котором приходе было и куда такие деньги и хлеб употреблены, и ежели той суммы на содержание школ будет не довольно, тогда Святейшему Правительствующему Синоду сыскать особую сумму, пристойную к тому, откуда тот недостаток имеет быть дополнен, а вышеупомянутых денег по прежним указам в расход оных не употреблять, токмо из них иностранных червонцев пятьсот девяносто три и медаль прислать в Кабинет, а вместо оных отдать из Кабинета по два рубля за червонный, – итого тысяча сто восемьдесят шесть рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А в Коллегиях, и в губерниях, и в провинциях, и в городах ничего того не ведать, и в помянутые вотчины ни для каких дел без послушных указов из Святейшего Правительствующего Синода не посылать; а ежели такие дела прилучатся, при оных делах быть общее посланным из Монастырского Приказу управителем. А по присланным из других Коллегий и канцелярий и из городов от управителей указам без послушных же из Правительствующего Духовного Синода указов вышепомянутых вотчин правителям как по оных послушания, так и отправления за многими от гражданских управителей тягостьми не чинить; а оных гражданских управителей духовных особ и их служителей на дворах постойства иметь, и других им нападок и вотчинным крестьянам разорения чинить не допускать. А сего ж Июля в 14 день в указе ж Великого Государя из Святейшего Правительствующего Синода в Монастырский приказ написано: Июня-де в 21 день по Его Великого Государя указу и по приговору Святейшего Синода велено отосланные из Монастырского Приказу вершёные и не вершёные дела и с подьячими, которые были при тех делах, в Земскую Канцелярию, також и те, которые сверх оных отосланных по челобитью разных чинов людей на прежде бывших патриарших, и архиерейских, и монастырских, и церковных служителей и вотчинных крестьян в той Земской Канцелярии имеются, собрав, купно с помянутыми присланными делами, и по тем делам собранными пошлинами, штрафными деньгами, и по которым есть колодники, учиня реестр, с подлинным объявлением из Земской Канцелярии отослать в Монастырский Приказ по-прежнему, того ради: по именному Его Царского Величества указу, писанному Его Царского Величества высокомонаршею рукою, повелено бывшим патриаршим, и архиерейским, и монастырским служителям и вотчинным крестьянам сборами и всяким правлением ведомым быть в Святейшем Правительствующем Синоде. И об отсылке-де из Земской Канцелярии в Монастырский Приказ оных дел с подьячими, и с деньгами, и с колодниками в Юстиц-Коллегию Его Великого Государя указ послан, и по тому Великого Государя указу о присылке оных дел, и колодников, и пошлинных и штрафных денег из Монастырского Приказу в Канцелярию Земских Дел Великого Государя указ послан Монастырского Приказу с подьячим Никитою Викульским, и оный подьячий Викульский, пришед в Монастырский Приказ, сказал, что он, Викульский, в Земской Канцелярии о вышеписанном Его Великого Государя указ обер-ландрихтеру Ивану Петровичу Топильскому подал, и он, обер-ландрихтер господин Топильский, приняв вышеписанный Великого Государя указ и прочет, сказал: к нам-де из Юстиц-Коллегии в Земскую Канцелярию Великого Государя указу об отсылке дел и подьячих с колодники против вышеписанного указу не прислано; а как-де Великого Государя указ из Юстиц-Коллегии в Земскую Канцелярию о вышеписанном прислан будет, и он против вышеписанного Великого Государя указу учинит непременно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А в нынешнем 721 году в Святейший Правительствующий Синод в присланной из Камер-Коллегии выписки объявлено: в прошлом-де 720 году в посланных указах из Камер-Коллегии в Нижегородскую губернию писано, чтоб по посланным указам из Камер-Коллегии на канальное дело и на поставку генерального провианта высылали по состоявшимся Его Царского Величества вышеписанным указам на указные сроки, куды надлежат, в том числе с патриарших, со архиерейских, и с монастырских, и с церковников сбирать велено. Да Февраля-де 12 дня сего 721 году в указе Великого Государя из Правительствующего Сената в Камер-Коллегию написано: на нынешний 721 год на дело канала собрать со всех против наряду прошлого 720 году по две гривны с двора, а с купечества с десятой деньги по тому ж с рубля, и о том сборе, также и о доимке, и о пустоте и сверх положенного о излишней денежной присылке на 719 и на 720 годы счёт с губерниями и рассмотрения учинить в Камер-Коллегии. А в нынешнем 721 году Февраля в 14 день по именному Его Царского Величества указу за подписанием собственной Его Величества на поданных от Святейшего Правительствующего Синода пунктах высокомонаршей руки велено патриарш и архиерейские дома, и монастыри, и вотчинных их крестьян сборами и всяким правлением ведать в Святейшем Правительствующем Синоде. И по тому Его Царского Величества именному указу из Святейшего Правительствующего Синода в бывший патриарш дом и во все епархии указы о том посланы. А сего Ноября в 2 день в Святейший Правительствующий Синод в посланном Питирима, епископа Нижегородского, доношении написано: в прошлом 718 году по именному Царского Величества указу велено с дворцовых, с патриарших, со архиерейских, и монастырских, и с церковных, и с помещиковых, и вотчинниковых крестьян и бобылей и с других чинов людей на канальное дело собрать по двадцати по три алтына по две деньги с двора; и тот-де сбор сбиран с домовых и епархии его с церковников, а именно с певчих, и с прочих служителей, и с дьячков, с пономарей, и с просфирниц, а потом-де и другие всякие подати, которые в присланных Его Царского Величества указах упоминаются, собрать против канального расположения, все сбираются же и поныне, а именно: на прошлый 719 и 720 годы на покупку провианта по рублю с двора, да на покупку же в нынешнему году и на поставку генерального провианта же в Санкт-Питербурх, в Ригу и в прочие завоёванные города по рублю ж, да на покупку ж и на подряд к военной морского флота компании к нынешнему ж году морского провианта ж и припасов по тринадцати алтын с деньгою с двора с помянутых церковников определённые от государственной Камер-Коллегии камериры и комиссары за великим правежом доправили, и ныне правятся ж и другие подати, которые упоминаются против канального расположения, с них церковников правят все в равенстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И о том из Святейшего Правительствующего Синода к Казанскому архиерею послать указ, а в Правительствующий Сенат о учинении такой отправы сообщить для известия обычайное ведение без замедления, и в Монастырский Приказ к судии господину Ершову для ведома послать указ. 220 (199). – 20 Сентября. Об определении в С.-Петербург проповедником учителя иеромонаха Кохановского и о назначении ему содержания из наличных сумм Святейшего Синода по 300 рублей в год. Святейший Правительствующий Синод приговорили согласно: быть в Санкт-Питербурхе проповедником слова Божия учителю иеромонаху Симону Кохановскому и учинить ему трактамент против обретающихся в Москве подобных ему учителей вдвое одной персоны, а именно давать ему того трактамента из обретающихся в Святейшем Правительствующем Синоде наличной казны по триста рублёв на год, и на нынешнюю Сентябрьскую сего года треть с вышеписанного числа по расчёту тот трактамент выдать. И о вышеозначенной проповедником бытности сей Его Царского Величества указ, из Святейшего Правительствующего Синода определение записав во учреждённую на то книгу, ему, учителю Кохановскому, обычайно в Синоде сказать. 221 (200). – 20 Сентября. Об истребовании в Святейший Синод из канцелярии генерального ревизора бригадира Зотова копий с окладных ведомостей и табелей и сказок о душах мужского пола. Святейший Правительствующий Синод приговорили: требовать из канцелярии ведения бригадира и генерального ревизора господина Зотова со учинённых к окладу ведомостей и табелей, которые по состоявшимся в прошлом 1719-м и 720-м и в нынешнем 721-м годах именным Его Царского Величества указам, и сказок о душах мужеска полу и из книг по губерниям и провинциям и по городам к намеренному расположению перечнями приуготовлены, обычайных копий с ясным потребного к ведению показанием, дабы Святейший Правительствующий Синод о счисляемых по тем ведомостям и табелям подчинённых своих и подобным им был сведом. И о присылке тех в Синод копий послать во оную канцелярию Его Царского Величества указ немедленно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святейший Правительствующий Синод, слушав доношения полковника и лейб-гвардии капитана-поручика Ивана Плещеева, согласно приговорили: объявленным во оном его доношении старцам и старицам, которые от раскольнической прелести по жестокости своей и несклонному упорству ко святой Церкви не обращаются, и прелестным их раскольническим лже-учителям, которые погибели прельщённым от них виновны суть, и прочим противникам, которые, обратившися от раскольнической прелести и не соблюдши клятвенного обещания, паки к той раскольнической противности обратились, чинить указ по прежним и по новосостоятельным о таких противниках Его Царского Величества указам, и правам, и по гражданским законам, рассматривая каждого вины важность. И о том из Святейшего Правительствующего Синода к нему, Плещееву, послать Его Великого Государя указ. 136 (115). – 3 Июля. О назначении при Святейшем Синоде четырёх сторожей и о производстве им жалованья. Святейший Правительствующий Синод приговорили согласно: при Святейшем Правительствующем Синоде сторожам быть четырём человекам, и денежным, и хлебным жалованьем определить их против дачи сенатских сторожей, а именно: денег по двенадцати рублёв да хлеба муки по шти четвертей человеку на год. 137 (116). – 5 Июля. О именовании бывших патриарших вотчин синодальными вотчинами и о непринимании в монастыри отставных драгун и солдат без разрешения Святейшего Синода 101 . По Его Царского Величества именному указу, который состоялся на поданных Правительствующего Духовного Синода пунктах, за собственною Его Величества высокомонаршескою рукою велено: патриарши, и архиерейские, и монастырские, и церковные вотчины сборами и всяким правлением, которые ведомы были в Монастырском Приказе, ведать в одном Правительствующем Духовном Синоде; а прошедшего Апреля 25 дня в присланном в Правительствующий Духовный Синод из Монастырского Приказа доношении написано: по табелю 710-го года с вотчин ведомства того Монастырского Приказа в разные платежи, окладные и запросные сборы в Монастырском впредь сбирались, и о правеже наряди чинили, также в положенные расходы: в гошпиталь, и в школы учителям и ученикам, и на дачу богадельным нищим, и на другие нужнейшие расходы деньги в расход держать ли и из каких доходов, понеже-де в Монастырском Приказе приходу деньгам стало быть малое число, только с Московской провинции, и то-де кто сами принесут, а другие-де провинции Московской же губернии всякие подати, и которые напредь сего сбирались в Монастырском Приказе, сбирают в тех провинциях определённые судьи, а из Монастырского-де Приказу по посланным указам никаких податей править и ни в чём слушать не велят, и посланных из того Приказу для правежу денег выбивают вон, а иных держали в тюрьмах многие числа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И протоирей В. Асмус писал именно о церковнославянском (в его сравнении с русским), а не о " церковнославянском никоновской справы " в сравнении с его другими вариантами-изводами (в том числе - возможными в будущем). И проект не предлагает замены церковнославянского русским, проект предлагает замену одного варианта церковнославянского другим вариантом его же (и то лишь в некоторых отдельных местах). Ради Бога, заканчивайте уже пользоваться аргументами и цитатами в лучших традициях " благогона " . Разве Вы не видите, что Вы создаете противникам справы такой имидж, при котором никакие серьезные разговоры с ними просто не будут вестись? Вы разве хотите, чтобы к противникам справы относились так же, как относятся к " больным " людям, т.е. по принципу " лишь бы не буянил " ? А ведь только так и можно относиться к людям, которые вместо аргументов начинают угрожать расколом, в упор не слышат слов оппонентов и истово спорят с мифами о " реформе " , которые сами же успешно создают в своей голове! священник Валерий Сосковец 06 июля 2011г. 00:50 Из документа остался непонятным статус нового издания. Это будет обязательный или только возможный вариант для богослужения? Или, как указано в проекте, действительно «научный», предназначенный для изучения и понимания богослужения? Хотя в проекте имеется раздел «Значение Триодей в редакции Комиссии по исправлению богослужебных книг при Святейшем Правительствующем Синоде и статус этого издания», однако сам предполагаемый статус издания ясно так и не обозначен. Требуется исправить это недоразумение.          В проекте указано, что «п роведенная комиссией работа не решила всех проблем редактирования богослужебных текстов. В частности, не удалось сохранить ритмическую структуру некоторых текстов, что особенно заметно при их певческом исполнении. Исправленная редакция Триодей имела как сторонников, так и критиков».          В таком случае, может быть предлагаемую редакцию текстов Триодей следует использовать только как основу для будущей серьезной работы, которая и устранила бы недостатки перевода. А затем уже выпустить исправленные богослужебные тексты Триодей для широкого и обязательного использования.

http://bogoslov.ru/article/1762769

Это не соответствует действительности, ибо причины были совсем иные. Когда Московская Патриархия получила в 1970-х гг. возможность переиздавать богослужебные книги, новые издания стали воспроизводить старую редакцию XVII века, а не версию начала ХХ-го. Вот как объясняет эти причины многолетний Председатель Издательского отдела Московской Патриархии   митрополит Питирим (Нечаев; †2003): «Когда мы начали издавать богослужебные книги, то стали их печатать со старых изданий, а не с тех, что были подготовлены Синодальной комиссией митрополита Сергия. Это было связано с тем, что церковная практика всё же отвергла эту справу. Я и сам не могу читать, к примеру, покаянный канон по сергиевскому изданию – там слишком сильно нарушена мелодика» . Также в «Проекте научного переиздания Триодей в редакции Комиссии по исправлению богослужебных книг при Святейшем Правительствующем Синоде», составленном комиссией Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства, в частности, говорится: «Следует признать, что до сих пор не проделана в полном объеме филологическая и текстологическая работа, без которой редакция богослужебных книг невозможна. Отсутствие должной научной базы сильно затрудняет совершенствование текста богослужебных книг». Несмотря на это, «Проект переиздания исправленной версии Триоди предполагает репринт Постной и Цветной Триоди в двух томах, предваряемый небольшим предисловием, в котором будут кратко описаны особенности этой редакции», — говорится в Проекте Межсоборного присутствия. Тогда возникает закономерный вопрос: зачем же переиздавать крайне неудачную версию Триодей Постной и Цветной, с ее корявым и крайне неудачным переводом, отвергнутым самим церковным народом? И для чего же тогда трудится нынешняя богослужебная Комиссия Межсоборного присутствия, если хотят административно-волюнтаристским путем узаконить крайне неудачную русификацию Триодей Комиссии архиепископа Сергия начала ХХ века? Иными словами, нам предлагается для духовного потребления явно недоброкачественный «геномодифицированный продукт», по всем критериям уступающий прежнему. То есть в ближайшее время в практику нашего богослужения войдут новые тексты Триоди Постной и Цветной, отличающиеся не в лучшую сторону от ныне используемых при богослужении.  

http://bogoslov.ru/article/1787549

По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод, имея рассуждение о церквах и священно и церковнослужителях, что из оных в городах синодальной области и по епархиям при многих церквах (как Святейшему Синоду небезызвестно есть) никого не имеется, точию о том, також и о детях священно и церковнослужительских в Святейшем Синоде достодолжного известия нет, а таковому известию, сколько где церквей, и что при них священноцерковнослужителей быть надлежало, и ныне налицо, и к тому в дополнение потребно, и которые церкви за неимением священнослужителей и причетников праздны суть, и о числе священноцерковнослужительских и мужеска полу детях (кроме определённых в причт) в Святейшем Синоде всегда весьма быть потребно. Того ради приказали : учинённые в Святейшем Синоде примерные формы разослать куда надлежит при указах и велеть, по тем формам учиня, прислать в Святейший Синод ведомости с получения тех указов в самой крайней скорости неотменно. 1) Сколько где в синодальной области и в ведомстве Санкт-Петербургского Духовного Правления и во всех епархиях ныне налицо церквей, и что при тех церквах священноцерковнослужителей по чинам против прежнего действительных быть надлежало, и ныне налицо имеется, и колико к тому в дополнение потребно или сверх того излишних есть, и которые церкви без таких служителей находятся праздны. 2) По отправлении оных по первой к дополнению тех ведомостей по вторичной форме ведомости ж коликое число помянутых церквей у священнослужителей и прочих церковников мужеска пола детей (кроме находящихся в действительном церковном причте), расписав по городам и уездам, и что в числе тех детей их таких, коим от рождения до седми, от седми до двенадцати, от двенадцати до пятнадцати, от пятнадцати до двадцати лет и выше, и сколько в том числе больных и увечных имеется без расписания лет, и чему кто обучены или обучаются, ибо хотя о тех священно и церковнослужительских детях по прежде посланным в епархии указам ведомости и присылаются, но со многим необстоятельством, и затем в сочинении из них генерального экстракта обстоит крайнее неудовольство, чего ради и впредь таковые по тем примерным формам ведомости в Святейший Синод присылать из всех епархий повсегодно и отправлять оные по прошествии года всегда в январе, а по крайней мере в феврале месяце без всякого упущения неотложно. (Дело 1738 г. 275/519).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Того ради приказали: означенный в казённой Мироносицкой палате имеющийся с латинскою азбукою, и пуансоны, формами же и матрицы чулан оной типографии директору с справщики, распечатав и по описи всё оное осмотря, для обучения вышереченных священного чина и прочего церковного причта детей в той типографии на латинском и славянском диалектах элементарей теми же литеры и образом, каковыми и прежде на тех дву диалектах оные были напечатаны (исправя, яще кое в литерах есть погрешение) напечатать пять заводов немедленно и переплесть оные, оболокше в бумагу, а по какой цене те элементари с переплётом быть имеют, о том учиня верную смету, Святейшему Синоду рапортовать, и о том в Московскую синодального правления Канцелярию послать указ, а между тем в Святейшем Синоде колико в синодальной области и в епаршеских школах, кроме малороссийских, до обучения оных элементарей учеников находится, справясь с присланными о том ведомостями и выписав, предложить к докладу. По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод по доношению Духовной Дикастерии на посланный из Святейшего Правительствующего Синода указ о добропорядочном состоянии в Московских шести сороках и о явившихся дву человеках юродствующих, о которых-де каковое следствие и решение последует, о том Святейшему Правительствующему Синоду впредь предложено будет. А понеже по вышеозначенному посланному из Святейшего Правительствующего Синода во оную Дикастерию указу потребно Правительствующему Синоду ведать как о добропорядочном, что всё ль добре или где какие суеверия находятся, не об одних Московских шести сороках, но о всех по синодальной области в городах и уездах обретающихся при городах, как то и в помянутом дикастерском доношении из того указу именно прописано, точию о том о всей синодальной области с 737-го года не токмо по дважды, но и по единожды в год не рапортовано. Того ради приказали : оной Дикастерии по силе прежде посланных из Святейшего Правительствующего Синода во оную Дикастерию и в помянутом доношении объявленного указа, надлежащие рапорты учиня с 737-го по нынешний и за нынешний 739 годы о всей синодальной области со всякою очисткою, с показанием всех состоящих в городах синодальной области духовных дел, десятилничьих заказов, прислать в Святейший Правительствующий Синод как скоро возможно неотменно, а чего ради таковых рапортов по силе прежних указов толь долговременно не прислано или же и поныне откуда ещё не собрано, то чего ж ради такое, пренебрегая Духовного Регламента уставы и Её Императорского Величества подтвердительные о том указы, упущение учинено, прислать, приобщив при оных рапортах с ясным показанием ответствие, и впредь таковые рапорты присылать не частные, но генерально о всей синодальной области на показанные во оных указах термины повсегодно без упущения под опасением за пренебрежение конечного штрафа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6) Хотя во оной крепости для обучения новокрещёных калмыков школы в смотрении бывшего статского советника Ивана Кириллова были и заведены, но в каком оные содержании имелись, також и школьники откуда пропитанием были довольствованы, о том Святейший Синод неизвестен, того ради оному архимандриту Святейший Синод уведомить обстоятельно, – во означенной крепости каковые именно школы заведены были, и сколько именно в каком учении калмыцких детей находилось и ныне находится, и чему обучались и ныне обучаются, и на каком оные школы содержании и школьники питомстве пребывали и ныне имеются, и скольким человекам быть в тех школах определено, а ежели такового определения не имеется, то по мнению его, архимандрита Ленкевича, сколько тех школьников содержать и чему и как обучать надлежит, и сколько к содержанию школ учителей и учеников на что порознь по званию потребно в год денежной суммы. 7) О выдаче отправленным из Астрахани к княгине Тайшиной с утварью церковною школьникам Ивану Ляхову, Якову Бестужеву окладного на 737 год за сентябрьскую треть и подъёмных денег, и о произведении на нынешний 738 год архимандриту Ленкевичу и оным школьникам и прочим при нём, архимандрите, обретающимся жалования из Казанской губернии, и о посылке о том из Штатс-Конторы ассигнации требовать от Правительствующего Сената, и посему о надлежащем Правительствующему Сенату сообщить ведение и куда и к кому о чём следовательно есть из Святейшего Правительствующего Синода послать указы. 3311 . – 3 ноября. О присылке из Псковской епархии ведомости о женских монастырях для представления в Кабинет Её Величества По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод по записке из Кабинета Её Императорского Величества (которою требуется из Святейшего Синода ведомости – во Псковских девичьих монастырях колико в котором монахинь налицо ныне, и за теми монастырями сколько за которым земли и прочих угодий и по переписи крестьян, и что с них каждый год собирается доходов) приказали : о всех обретающихся во Псковской епархии девичьих монастырях и о числе обретающихся в них монахинь ведомость из имеющихся в Святейшем Синоде учиня, сообщить в Кабинет Её Императорского Величества немедленно, а о немедленной же о тех монастырях присылке в Святейший Синод к сообщению в Кабинет же Её Императорского Величества о доходах и о прочем вышепоказанной обстоятельной ведомости из Святейшего Правительствующего Синода Псковского архиерейского дома к управителям послать указ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010