– Ты, сняв с нас одежды и пояса, лишил нас чина воинского, но есть Бог на небесах, Которого мы почитаем: Он облечет нас в одежды и пояса нетления и сподобит вечной своей славы, которой ты совершенно не достоин видеть, так как в тебе говорит и действует отец твой сатана. Тогда царь, разгневавшись еще более, сказал святым: – Проклятые и недостойные даров богов наших, вы сами снискали себе бесчестие: мы удостоили вас великой чести, вы же обесчестили великих богов, презрели нашу милость, примите же теперь по заслугам вашим. Святые отвечали на это: – Царь, быть воином у тебя – дело суетное и преходящее, честь же твоя – бесчестие, ибо ты забыл Бога, давшего тебе власть царскую, и в своем безумии почитаешь богами суетных и бездушных идолов, хотя они не приносят тебе никакой пользы и не разумеют, почитает ли их кто или бесчестит. Тогда царь сказал: – Желая, по моей царской милости, сохранить вашу жизнь, я еще даю вам время. После этого он приказал заключить их в темницу на три дня, чтобы они, обдумав, могли бы избрать себе то, что пожелают. Святые же, заключенные в темницу и закованные в узы, так говорили: – Возлюбленные братия, устремим души наши на молитву и станем прилежно молить благого и милостивого Бога нашего, чтобы Он ниспослал нам чрез Духа Своего Святого премудрость и разум: будем просить Его, чтобы Он вложил в уста наши то, что нам отвечать царю, так чтобы мучитель удивился истине нашей веры. После сего они стали молиться, единодушно взывая: – Господи, Иисусе Христе, Боже всесильный, Которого власть вечна и царство бесконечно, ниспошли нам Святого Твоего Духа, – пусть Он наставит нас и исполнит радости и веселия; пусть Он подаст нам победу над злобным заблуждением, и мы укрепимся в вере Святым Твоим Духом, Который да вещает в нас согласно Твоему истинному и неложному обетованию ( Мф.10:19–20 ). За отнятие от нас мирской чести даруй нам быть воинами в Твоем небесном граде и пребывать в числе горних граждан со всеми святыми Твоими, от века Тебе благоугодившими. Ты Един Бог, и Тебе подобает слава и сила во веки, аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

41 . Итак, когда дивная Фотида уже вознеслась ко Господу и подъемом деревьем была как бы поднята к вожделенному Жениху ее, тогда гнусноубийственная и безжалостная душа [Нерона] насытилась казнью, и он вынес приговор остальным святым, приказав обезглавить их за стенами города, у так называемых Номентанских ворот. Затем он, переломив трость, встал со своего судилища, а святые радостно пошли на смерть или, вернее, на стезю, ведущую к бессмертной жизни. Посему они пели на пути: “Блаженни непорочнии в пути” и продолжение псалма 71 . Они еще не достигли места казни, как за ними появился бегом прибежавший царский гонец, кричавший, чтобы не уводили на смерть вместе с прочими великомученицу Фотину, но приберегли для более жестоких мучений, ибо так решил царь по советам Агриппы. Не могу выразить, какую печаль причинило святым это [распоряжение], сколько оно вызвало слез и стенаний. Они скорбели о разлуке с матерью, которая должна была бы представить их Отцу небесному и сказать: “Вот я и дети мои, которых дал мне Бог”. Получая сами венцы и победные награды, они плакали, видя, что награда для первой между ними и предводительницы еще не определяется и отсрочивается, и печалились о препятствии, которое из зависти к блаженной устроил сатана. Однако, простившись с нею святым целованием они пошли на казнь и скончались во Христе на назначенном для; подвига месте; получив богосплетенные венцы от подвигоположника Бога. 42 . Воистину светоносная и светоименная Фотина, пообещав вскоре прийти к ним, возвратилась под стражу и, войдя в темницу, предсказала о скончании дней своих. Почувствовав тотчас божественное просветление, она увидела Господа нашего Иисуса Христа, который, как и прежде, укрепил ее и возвратил на нее плоть как на малого ребенка. Так она немало дней провела в темнице, хваля и славя Бога. Одни говорят, что в этой самой темнице она скончалась естественной смертью и перешла в вечную жизнь; другие, – что она много времени спустя была изгнана оттуда за творение чудес. Этому я более доверяю, так как она посредством чудес привлекала многих к благочестивой вере и склоняла воздерживаться от идольских мерзостей. Отсюда она прибыла в Византию и, пробыв в ней довольно много времени и уловив для Христа многие души, так в глубочайшей старости преставилась ко Господу месяца Марта в двадцатый день, а честное тело ее из страха перед еллинским безумием было положено благоговейными людьми в подземном тайнике. Много лет спустя оно объявилось на общую нашу пользу и спасение и на просвещение душ и телес наших благодатию Христа, истинного Бога нашего, Ему же подобает всякая слава. честь и поклонение нынеи присно и во веки веков. Аминь. Страдание святой Иулиании и Павла, в Птолемаиде пострадавших.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

9 . Слова из стихотворения знаменитого греческого поэта Дионисия Соломоса (1798–1857) «К Франческе Фрайзер». – Прим, перев. 10 Глубочайший смысл этих слов Господа замечательно показывает святой Исидор Пелусиотск ий в своем 165-м послании (PG 78, со1. 1273): «Сказанное о девстве «Не вси вмещают словесе сего, но им же дано есть» сказано не потому, что сие дано кому-то по некоему жребию (ибо тогда не предлагалось бы им Царствие Небесное в качестве награды), но дабы показать, во-первых, что подвизавшиеся в этом вышеестественном подвиге нуждаются в божественном приклонении; затем, что совет этот сходит с Небес, не устанавливая закон, но увещевая; в-третьих, что дано сие стоящим выше невоздержанности, призывающим вышнее поборничество, и хранящим сокровище посредством поста и бдения, и не отдающим самих себя зверю своей леностью и изнеженностью. Ведь если дано по жребию, то награда была бы излишней. Не по благодати сие дано, но дано желающим принять. Ибо нежелающим никто не даст». 11 Мы просим читателя не отождествлять это понятие с названием еретического движения на Руси, продолжавшего хлыстовщину и призывавшего как раз к физическому оскоплению. – Прим, перев. 12 Евангельская самарянка, согласно преданию, носила имя Фотина. После своего обращения ко Христу она проповедовала Евангелие и сподобилась мученической кончины. Память ее празднуется Церковью 20 марта. – Прим, перев. 13 Приведенный выше абзац отсутствовал в первоначальном тексте статьи, напечатанном в «Ортодоксос типос» – Е.Ф. 14 . Данная статья была написана во время обсуждения вопроса о признании Греческим Государством гражданского брака. Закон о гражданском браке был принят в Греции в 1982 г. – Прим, перев. 15 Центральная площадь Афин. – Прим, перев. 16Гора на северо-западе Фессалии. – Прим, перев. 17Гора на западе Лаконики (области Спарты), отделяющая ее от Мессении; юг Пелопоннеса. И Фессалия, и Лаконика издревле были бедными пастушьими областями. – Прим, перев. 18 ПАСОК (Πανελληνικ Σοσιαλιστικ Κνημα)– партия «Всегреческое социалистическое движение». А. Папандреу – лидер этой партии. – Прим, перев.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Мы видели, с какими догматическими воззрениями приехал Иларий на Восток. Мы знаем из его биографии, что по приезде в ссылку он вращался в среде консервативно настроенных епископов Востока, которые, с одной стороны, решительно отрицали арианскую доктрину, с другой, – видели в Никейском исповедании новшество, опасное по своим монархианским тенденциям, и никак не соглашались принять μοοσιος, который казался им выражением отождествления Отца и Сына. Вращаясь в этой среде, он познакомился ближе как с арианским учением, так и с воззрениями православных противников Никейского символа. Письменным источником, по которому Иларий познакомился с учением ариан, служило письмо Ария к еп. Александру Александрийскому , посланное из Никомидии еще раньше Никомидийского Собора. Иларий дважды приводит этот документ (De Tr. IV, 12–13 и VI, 5–6). Литературными представителями этого направления были Григорий Чудотворец и Мефодий Патарский . Но их литературная деятельность относилась ко времени, предшествующему возникновению арианства и арианским спорам, а потому и сочинения их не могли быть сильно распространены и иметь большое значение даже в среде восточных богословов, их духовных потомков и последователей, потому что и для них они были значительно устаревшими. Поэтому записанным выражением их догматических воззрений было только символическое изложение веры, провозглашенное ими на многочисленных соборах этой эпохи, созывавшихся по различным поводам. Мы не имеем данных для утверждения, что все они были известны Иларию. Но, несомненно, ему были известны и произвели на него вполне благоприятное впечатление своим по существу православным духом три формулы: (вторая) Антиохийского Собора 341 г., Филиппопольского Собора 347 г. и Сирмийского Собора против Фотина 351 г. Эти три формулы он цитирует и подвергает анализу в своем сочинении «De Synodis» (29–62) для доказательства того, что омиусиане, в пользу соединения с которыми он написал это сочинение, не случайно и не по поводу только сирмийского исповедания 357 года держались в своем вероизложения давней восточной традиции, которую можно проследить по вероопределениям восточных соборов, начиная с Антиохийского 341 г. Конечно, его знание учения о Сыне Божием православных противников Востока не исчерпывалось одними этими письменными доку ментами, но восполнялось изустными беседами с представителями этого направления.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/il...

Самарянка была еще более удивлена таким учением незнакомца, но тут же решила отложить решение этого вопроса до пришествия ожидаемого Мессии. В ответ на свои мысли она услышала от Христа глубоко поразившие ее слова: «Нет надобности вам ждать Мессию, Он пришел, и это Я, Который говорю с . Этой простой неграмотной женщине Спаситель говорит о глубочайшей сущности религии духа и впервые открывает ей тайну Своего пришествия. Какое разительное отличие от Сократа, для которого женщина только служанка, и Будды, который считал женщин низшими существами и запрещал своим ученикам разговаривать с ними. До Христа история не знала полного уважения к женщине. Между тем пораженная и изумленная самарянка, оставив водонос, побежала в город рассказать людям о своей чудесной встрече. Вместо вещественной воды она несет в Сихем «воду живую», которая утолила жажду людских сердец. Самаряне толпами пошли к колодцу Иакова, чтобы убедиться своими глазами в пришествии Мессии. А в это время у колодца ученики предлагали Иисусу пищу. Господь же ответил им, что Его пища заключается в том, чтобы творить волю Отца Его Небесного. Затем, указывая им на приближающиеся толпы самарян, Господь сказал: «Вы говорите, что еще четыре месяца до жатвы. Взгляните на эти поля, как они пожелтели для духовной жатвы. Вы будете радостно пожинать жатву, которую Я посеял трудом и Многие самаряне уверовали во Христа, а Господь, пробыв у них два дня, пошел из Сихема в Галилею. Церковное предание говорит, что самарянка впоследствии стала мученицей с именем Фотина. Проповедь Иисуса Христа в Галилее. Покинув пределы Самарии, Господь с учениками вскоре пришел в Галилею. В этой области Палестины было больше благоприятных условий для проповеди Христа. Мы уже отмечали, что Галилея, как в природном отношении, так и по характеру людей, ее населявших, мало чем была похожа на Иудею. Тогда она была густо заселена. По свидетельству Иосифа Флавия, там было около двухсот городов и селений, которые вмещали в себя до четырех миллионов человек. В этой области, помимо евреев, жило много иностранцев-язычников, между которыми были финикийцы, греки, арабы, египтяне и др. Вследствие такого смешения галилейских евреев с язычниками евреи из Иудеи смотрели на них с презрением. Но как раз это-то смешение и предохраняло галилейских евреев от фарисейства, которым до глубины души были заражены евреи, жившие в Иудее. Поэтому галилеяне были более восприимчивы к учению Христа. Жизнерадостные и трудолюбивые крестьяне и рыбаки приветливо встречали Господа. Они собирались на открытом месте или в своих синагогах и с большим вниманием слушали речи Учителя. Иногда толпа была так велика, что Иисус Христос садился в лодку и оттуда обращался к народу, расположившемуся на берегу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Законом Моисея эта казнь была определена для самых нечестивых грешников. Только представьте, что вы со связанными руками и ногами брошены в некоем месте, и в вас метают камни, пока вы не умрете. Какая эта страшная и жуткая смерть! Святой Стефан, как сообщает нам Священное Писание, молился в тот момент, однако не о себе, а, подобно поднятому на Крест Христу, молился за людей. Святой Стефан испустил свой последний вздох, молясь за тех, кто побивал его камнями: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян. 7, 60, ср. Лк. 23, 34). Таким образом, ум и сердце святого Стефана были заняты не гневом в отношении иудеев и не теми камнями, что в него летели, но думал он лишь о том, чтобы Господь не вменил им этого греха. Если мы хотим проследить, в какой момент Стефан стал подобен Христу, то мы легко заметим, что святой Стефан стал подобен Господу не только в момент своей мученической смерти, но более всего, когда его сердце, ум и любовь были обращены к тем, кто бросал в него камни. Сегодня вы вспоминали еще одного мученикасвятого Маврикия, который был подвергнут ужаснейшим пыткам. В Синаксаре говорится, что он жил в III в., во времена гонений на христиан. Святой Маврикий был схвачен вместе с другими христианами. Когда он отказался предать свою веру в Иисуса Христа, его обвинили и подвергли жестоким пыткам. Тогда император взял отрока, родного сына Маврикия по имени Фотин, и убил его на глазах отца. Пред тем святому Маврикию было сказано: «Если ты не отречешься от Христа, я убью твоего ребенка». Вы только представьте себе ужас этого выбора! Но святой Маврикий остался верен Христу, и его сына казнили. Тогда злой император придумал другую пытку. Он взял Маврикия и его товарищей и приказал отвести их на болото. Там их привязали к столбам, обмазали их тела медом и оставили на съедение мошкаре, слепням, комарам и прочим насекомым, что обитали в тех местах. Но Максимиан не остановился на этой жестокости, а взял тело отрока Фотина и положил перед связанным Маврикием. На протяжении десяти дней мученики претерпевали жестокие страдания, пока не испустили дух.

http://pravoslavie.ru/118460.html

Более подробные сведения об И. содержатся в т. н. тексте из Фарфы (1-я пол. VI в.) ( Straeten. 1961; Idem. 1962). Текст сохранился в единственной рукописи IX в. из монастыря Фарфа, где он озаглавлен «Мученичество святых Иринея епископа, Андохия пресвитера, Бенигна пресвитера, Фирса диакона, Феликса торговца». По мнению исследователей, автором текста был клирик, служивший при гробнице св. Бенигна в Дивионе (ныне Дижон), вскоре после установления почитания святого еп. Григорием Лингонским (Лангрским) (506/7-539/40) ( Idem. 1961. P. 127-131). Опираясь на ряд более ранних агиографических сочинений («Мученичество св. Симфориана» (BHL, N 7967-7968), «Мученичество святых Спевсиппа, Елевсиппа и Мелевсиппа» (BHL, N 7828-7829) и др.), составитель т. н. текста из Фарфы представил подвиги мучеников в контексте распространения христианства в городах Вост. Галлии. Текст открывается риторическим прологом и похвалой св. Поликарпу, названному епископом Эфесским. Получив сведения о том, что Лугдунского еп. Пофина (Потина, Фотина) и др. мучеников казнили по приказанию «жесточайшего человекоубийцы Антонина» (подразумевается имп. Марк Аврелий (161-180)), св. Поликарп направил в Галлию своего ученика И. для укрепления христиан и проповеди среди язычников. Ведомый ангелом, И. прибыл в Лугдун в сопровождении диак. Захарии и 2 клириков. Благодаря их проповеди и чудесам все жители города уверовали во Христа; в др. города И. направил проповедников. Далее составитель Мученичества сообщает о гонениях на христиан имп. Севера (т. е. Септимия Севера (193-211)): император повелел мучить и казнить каждого, кто откажется приносить жертвы идолам. Тем временем И. был рукоположен Римским папой во епископа и жители Лугдуна начали воздвигать церкви. Находясь на границе Галлии, император узнал о том, что «блаженный град благодаря св. Иринею отвергает его [языческие] празднества», и направил в Лугдун «свирепейших гладиаторов» с повелением окружить город и предать непокорных смерти. Ночью И. явился ангел и предупредил об опасности, а также описал грядущую славу и небесное блаженство мучеников, отдавших жизнь за Христа: «Ожидают вас триклинии, увенчанные златом и драгоценными камнями, где в атриумах, исполненных сладостных цветов и ароматов, помазанных благоуханною миррой, пребывают соработники предшественника твоего Фотина и радуются о тебе, ибо ты родителей их своей проповедью в Царство Небесное приводишь, и, без сомнения, ожидает их вечная слава мученического венца» и т.

http://pravenc.ru/text/Ириней ...

Считаем своим долгом не умолчать о сем небесном боговидении, но Твоему богопрославленному благочестию его донести. По сей причине и поспешил я исполнить это настоящим письмом». О братья мои, Богу всё возможно: и сотворенное показать людям, и несотворенное создать. Но важнее всего для нас то, что и может Он, и хочет избавить душу нашу от греха и смерти и даровать нам вечную жизнь. Об этом молимся мы Ему день и ночь. Господи Всемогущий, Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 20 марта 1. Преподобномученики Иоанн и другие из обители преподобного Саввы Освященного близ Иерусалима. Сей славный монастырь, который посещал и святой Савва Сербский , и несколько сербских правителей [богато] одарили, существует и поныне. Неоднократно терпел он нашествия диких арабских племен, разграбления и опустошения, но – Промыслом Божиим – всегда восстанавливался и [даже] сохранился до наших дней. В царствование Константина и Ирины опять подвергся он нападению сарацин и был разграблен. Монахи не захотели уходить, но, советуясь со своим игуменом Фомой, сказали: «Мы удалились из в эту пустыню ради любви Христовой. Стыд и срам теперь бежать нам из пустыни из страха перед людьми. Если убьют нас здесь, то претерпим мы смерть за нашу любовь ко Христу, ради Которого и пришли мы сюда жить». Приняв такое решение, они, безоружные, встретили вооруженных кочевников, как агнцы волков. Одних из них сарацины умертвили стрелами, а других согнали в пещеру святого Саввы, разожгли у входа в нее огонь и уморили дымом. Так многие из них скончались как мученики за Христа и переселились в Царство Того, Кого возлюбили и за Чью любовь погибли. Благочестно пострадали они перед Пасхой 796 года, в правление царя Константина и Ирины, при патриархе Иерусалимском Илии. Впрочем, диких варваров, опустошивших обитель, постигло быстрое и справедливое возмездие. Возвращаясь к своим шатрам, они [между собой] поссорились и в междоусобной схватке друг друга перебили. Произошло это [в том же] 796 году. 2. Св. мученица Фотина . Это та женщина-самарянка, удостоившаяся редкой удачи побеседовать с Самим Владыкой Христом у колодца Иаковлева близ Сихема (Ин. гл. 4). Уверовав в Господа, она впоследствии отправилась на проповедь Его Евангелия, вместе со своими двумя сыновьями: Виктором и Иосией, и с пятью сестрами, которых звали: Анатолия, Фото, Фотида, Параскева и Кириакия. Все они прибыли в Карфаген в Африке. Но в гонение императора Нерона были осуждены, приведены в Рим и брошены в темницу. Божиим Промыслом Домнина, дочь Нерона, услышав проповедь святой Фотины, была обращена ею в веру Христову. После заточения в темницу все они пострадали за Христа. Фотина, впервые осиянная светом истины при колодце, была брошена в колодец, где и скончалась, и отошла в бессмертное Христово Царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

У колодца встретила Христа самарянка-жена – Светом Самого Христа стала она просвещена; При Нероне жизнь скончала в колодце другом, Дух соединив свой со Владыкой Христом. Сыны у ней были славные, Виктор и Иосия – Обоих благая мать святостью просветила, Пять сестер, замученных за Христово имя, Взошли с ней на небеса – воздаяние принять. О Фотина, дивная мученица, грешница поначалу, Словно вечная заря лице твое просияло! Некогда ты Спаса водою не напоила, Но потом всю кровь свою ради Него пролила. Душа твоя во мраке обитала, пока была ты самарянкой, Паче солнца она воссияла, как стала ты христианкой. В Сихаре возвестила ты Бога Самого – Смертью посреди Рима исповедала Его. Любовь сжигает всякий страх, в подвижнике пылая, Тебя, Фотина, на небесах вовек она прославляет. Нерон способен сжечь и два, и три державных Рима, Но прикоснуться не волен к душе христианина. Нерон способен сокрушить сосуд из хрупкой глины, Но не имеет власти он над духом сей Фотины, О праведница бессмертная, помоги нам ныне, Перед престолом Спасителя – молитвами твоими. Рассуждение Бог наказывает грешника не потому, что Ему [будто бы] доставляет удовольствие уничтожение человека. Ведь если б это доставляло ему удовольствие, Он бы не [со]творил человека из ничего. Но наказует Он грешника, руководствуясь целесообразностью его спасения, причем самыми очевидными для нас являются здесь две причины. Во-первых, наказанием исправляет Он [самого] грешника и выводит его на прямой путь спасения; во-вторых, вселяет Он [тем самым] страх и в других [людей], чтобы они не грешили. То же самое подразумевает и преподобный Исаак, говоря: «Праведный мудрец подобен Богу, ибо карает он человека не из мести за грех, а чтобы либо исправить [этого] человека, либо других устрашить». Один распущенный юноша, хуливший Бога и своих родителей, вдруг сошел с ума. Весь город, в котором жил тот юноша, увидел в этом Божию кару и возымел страх Божий. В течение трех лет юношу держали связанным в закрытом помещении. А его мать горько плакала и молилась Богу о сыне. Как-то раз в праздник Пятидесятницы привела мать своего обезумевшего сына в обитель святого Василия в Остроге. После прочитанных молитв сумасшедший юноша выздоровел и пришел в себя. Затем он покаялся в грехах и стал образцовым человеком и настоящим христианином.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

1. Св. мученик Маврикий и 70 воинов . В правление царя Максимиана было великое гонение на христиан. В сирийском городе Апамия Маврикий был начальником местного гарнизона. Язычники обвинили его перед царем как христианина и сеятеля христианской веры среди воинов. Царь прибыл самолично и начал расследование. Вместе с Маврикием перед царем предстали и 70 воинов-христиан, среди которых был и сын Маврикия – Фотин. Ни царские ласки, ни угрозы не смогли поколебать этих отважных ратников. На царские угрозы они ответили: «О царь, нет страха в благоразумной и могучей душе любящих Господа!» Когда по повелению царя с них сняли воинские пояса и одеяния, они сказали: «Бог облечет нас одеждами и поясами нетленными и вечной славой!» Когда царь упрекал их, что презрели они воинскую честь, данную им от него, они ответили: «Честь твоя – это бесчестье, потому что забыл ты Бога, давшего тебе царскую власть!» Тогда царь приказал обезглавить перед глазами Маврикия его сына Фотина, чтобы устрашить этим отца и всех прочих. Но Маврикий сказал: «Исполнил ты наше желание, о мучитель, и послал перед нами Фотина, воина Христова». Тогда царь приговорил их к самой бесчеловечной смерти: их отвели в некое болото, обнажили, привязали к деревьям, намазали медом и оставили на съедение комарам, осам и шершням. В страшных мучениях предали они свои души Богу лишь на десятый день и преставились, чтобы вечно радоваться со святыми Ангелами на небесах. Христиане тайно взяли их тела и честно погребли. Эти храбрые Христовы воины пострадали около 305 года. От корня благого – лоза благородная, Фотин молодой – жертва Богу угодная! Ему при отце отрубили главу, И крови струя обагрила траву. Маврикий, полн мужества, боль подавил, Не дрогнул, единой слезы не пролил: – Ты Сам мне, о Боже, его даровал, И чем бы я лучшим за дар твой воздал? Пошли мне такую же смерть, как Фотину, Ты, в жертву обрекший Единого Сына! Маврикий, ратник славный небесного Царя, Жизнь положил ты на земле свою не зря: Из рук тиранов подношений не приял,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010