Ввиду этого прошу разрешения на печатание предполагаемого издания. В случае получения просимого разрешения мною будет составлена редакционная коллегия для детальной разработки вопроса о выпуске сборника. Образцом для этого издания будет служить прилагаемая при сем книга, выпущенная Московской Патриархией. Алексий Митрополит Ленинградский Помета вверху листа слева карандашом: «Макаров! Как быть? 09/VI-43 " Резолюция красным карандашом слева ниже пометы: «Пусть обращается в свой центр за разрешением в Москву. А. Макаров». [Приложение] Ленинградская епархия в дни Отечественной войны 1. Предисловие с раскрытием цели издания настоящей книги и общей характеристикой положения Ленинградской церкви в лице ее церковных общин в переживаемое военное время. 2. Послания и обращения Митрополита Ленинградского, также обращения к пастве тех или иных пастырей. 3. Статьи и очерки пастырей церквей Епархии, рисующие положение в их приходах и участие как приходов в целом, так и отдельных лиц из прихожан в общем деле войны. 4 Сообщения о пожертвованиях на нужды обороны, на Красный Крест и т. д. от приходов, от отдельных прихожан как деньгами, так и вещами. 5. Сообщения о вражеских действиях, и разрушениях, и зверствах врагов на территории области (вроде прилагаемого). Есть местности, освобожденные от немцев – желательно иметь сведения от местных жителей. 6. Статьи и сообщения с мест от мирян. М[итрополит] Алексий ЦГАСПб. Ф. 7384. Оп. 33. Д. 76. Л. 150–152 и об. Автограф. 11. Письмо председателя церковного совета Хомутовской церкви Щелковского района Московской области А. Чайникова и священника К. Гриневича И. В. Сталину о внесении пожертвований в Фонд обороны 28 декабря 1942 г. Окрыленные Вашими нужными заботами и трудами о нашей родине дорогой, сегодня мы внесли в Щелковский госбанк 80 от верующих нашей православной церкви добровольное пожертвование в сумме 10 000 рублей на оборону Отечества в твердой надежде, что по усердным молитвам господь бог дарует победу нашим бодрым братьям, славным воинам Красной Армии, и дарует нам возможность и впредь всегда молиться о продлении Вашей Дорогой жизни и сил на общее благо.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но тут возникает немалая трудность. Одинаково со св. Синодом в вопросе об Имени Божием учили также греческие Патриархи: Иоаким III, Герман V, а также богословы греческой Халкинской школы. Их имяборческое учение напечатано в имяборческом «Сборнике документов, относящихся к Афонской имябожнической смуте», изданном у нас в России. Следовательно, вопросом об Имени Божием затронута и впала в имяборческую ересь также и греческая Константинопольская Церковь . Как же тут быть? Правомерно ли будет решение вопроса об имяславии и имяборчестве на уровне Высшего Священноначалия только Русской Православной Церкви или Поместного Собора? Или, всё-таки, этот вопрос подлежит рассмотрению Великим Всеправославным Собором? Как бы то ни было, а вопрос этот должен разбираться безотлагательно. Может быть, от него зависит благополучие и мир на нашей планете и с ним будет связано сохранение священного дара жизни на Земле. «В годы афонских споров об Имени Божием вокруг священника Павла Флоренского сплотился круг богословов (ректор МДА епископ Феодор Поздеевский , М.Д. Муретов , С.Н. Булгаков, В.Ф. Эрн, М.А. Новосёлов. В.А. Кожевников ), которые мужественно защищали имяславие, как церковное учение» 700 . В письмах об имяславии в 1916 г. Эрн писал: «Вопрос об Имени Божием потрясающе современен...», являясь «скрытым и пока что невидимым фокусом» различных «волнений и алканий современного духа»... 701 Глава 5. К богословию имени 702 Протоиерей Иоанн Свиридов 1993 г. Человек, для которого нет имени, для которого имя только пустой звук, а не сами предметы в их смысловой явленности, этот человек глух и нем, и живёт он в глухо-немой действительности. Если слово не действенно и имя не реально, не есть фактор самой действительности, наконец, не есть сама социальная (в широком смысле этого понятия) действительность, тогда существует только тьма и безумие, и копошатся в этой тьме только такие же тёмные и безумные, глухо-немые чудовища. А.Ф. Лосев . «Философия имени» Нет ничего более очевидного и всесторонне изученного и, вместе с тем, столь необъяснимого и непонятного, чем природа человека. Даже в самой антропологичной из религий – христианстве не даны «окончательные» выводы .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Все они были осуждены по статье 58 УК РСФСР за контрреволюционную деятельность. Священники и монахини Иулиания (Свиридова) и Мария (Астахова) были расстреляны, остальные отправлены в лагеря НКВД на 10 лет. Известно, что Наталия (Чернощекова) умерла в Карагандинском лагере 21 ноября 1942 года, а Варвара (Кулакова) вынесла весь ужас лагерей и вернулась из УСВИРЛАГА в 1947 году. О судьбе остальных репрессированных монахинь в настоящее время сведений нет. Никольский храм в селе Товаркове был закрыт и разрушен, Рождественский на Угре оставался как бы действующим, но в нем некому было служить. О том, как жили остальные сестры, где находились в годы войны, мне неизвестно. Некий иеромонах Никон (Воскресенский Николай Николаевич) до принятия монашества служил в селе Вязичня Мосальского района в храме святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. Был арестован и судим по статье 58 УК РСФСР. Срок отбывал в лагерях НКВД в Брянской области. После освобождения в 1947 году искал, где можно устроиться священником. Нигде власти его не принимали. И вот однажды он со своей внучкой приехал на святой источник в Тихоновой пустыни, поселился у трех сестер в селе Льва Толстого. Услышал от них, что здесь живет духоносный старец, иеромонах Свято-Тихонова монастыря Палладий (Суханов Петр Иванович). Отец Тихон, не став ужинать, сразу отправился к нему. Тот, накормив путешествующих, сказал, что в храме села Рождества нет священника и посоветовал идти к епископу за благословением служить там. Иеромонах Никон так и поступил. И все получилось, как сказал отец Палладий. Господь послал сестрам нового духовника, который прослужил в селе Рождестве до 1958 года. 29 июня 1958 года, в праздник преподобного Тихона Калужского, чудотворца, отец Никон с монахинями отслужил на источнике водосвятный молебен. Властям это не понравилось. Долго пришлось батюшке мытарствовать, но в итоге Господь судил ему служение в Псково-Печерской Лавре, где он достиг высокого духовного состояния и почил о Господе в 1969 году. Жизнь Николаевского монастыря тем временем еще теплилась. Схимонахиня Тихона, монахиня Нила, блаженная монахиня Дорофея, монахиня Александра (Кузнецова), монахиня Ангелина (Фролова), монахиня Агния, монахиня Анфиса, слепая монахиня Иулиания, монахиня Клавдия другие ютились возле храма Рождества Христова на Угре, но в 1961 году и он был закрыт. И все же монастырь не прекратил своего существования. А всего лишь по воле Божией его центр переместился из села Рождество в село Барятино Дзержинского района в храм Рождества Пресвятой Богородицы, где несколькими годами ранее усилиями священника Андрея Павликова, бывшего офицера, участника Великой Отечественной войны, здесь были собраны сестры Николаевского монастыря и других разоренных обителей.

http://sobory.ru/article/?object=40132

Дурово-Бобрик. Церковь Воскресения Христова. Воскресенский храм Карта и ближайшие объекты Воскресенский храм с. Дурово-Бобрик Льговского района Курской области был построен в 1825 году вместо сгоревшей деревянной церкви. Освящен как приходской Архиепископом Феоктистом в честь свт. Василия Великого 14 января 1825 г.Храм закрывался в 1936 г., однако открылся во время оккупации немцами в 1942 г. Был вторично освящен Архиепископом Питиримом (Свиридовым) в 1944 г. С этого времени в храме совершались богослужения. Проводились восстановительные работы здания и территории храма.  http://durovo-bobrik.cerkov.ru/ Комментарии и обсуждение Сохранились метрические книги церкви с 1826 года по 1842 год и с 1866 года до 1915 года включительно. Не сохранились метрические книги за 1831 год, 1843-1865 годы, 1887 год,1895-1898 годы. В Госархиве Курской области есть и ревизские сказки начиная с третьей, т.е.с 1762 года. 19 ноября 2011. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=17584

Фома неверующий (сомневающийся человек). Апостол Фома не сразу поверил в воскресение Христа: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). Последующим апостольским служением и смертью ради веры Христовой апостол Фома искупил своё минутное сомнение. Хлеб насущный (необходимое пропитание). «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» (Мф. 6, 11; Лк. 11, 3) – из молитвы Господней. Хляби небесные (ныне шуточное выражение о проливном дожде). Из библейского повествования о всемирном потопе: «Разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей» (Быт. 7, 11). По-церковнославянски «окна» – «хляби». Хранить как зеницу ока (хранить, как самое драгоценное). «Храни меня, как зеницу ока» (Пс. 16, 8). «Хранил его, как зеницу ока Своего» (Втор. 32, 10). Печатается по оригинальному изданию (г. Новосибирск ) Рейтинг: 5.5 Голосов: 685 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Никита 6 сентября 2019, 17:34 Очень интересная статья, спасибо! Но не могли бы вы подсказать, откуда пошло выражение " За спасение души " ? давно ищу, и нигде нет... Татьяна 5 января 2019, 22:39 Спасибо за публикацию, очень познавательно! Александр 19 апреля 2016, 23:45 " Кто не с нами, тот против нас " ??-откуда это, ссылка? В Мф. 12, 30 этого нет. Ульяна 10 февраля 2016, 07:39 Статья, в целом, понравилась! Однако не могу не согласиться с Владимиром! К сожалению, в наше время, очень многие интеллигенты добавляют в свои произведения разную антисоветчину. Дошло до того, что уже пытаются опровергнуть слова композитора Свиридова, что его отца белогвардейцы зарубили шашками, мол, отца Свиридова могли убить только красноармейцы. Ульяна 7 февраля 2016, 07:55 Согласна с Владимиром! Кстати, в США, в 60-е годы тоже была травля традиционной семьи, почти как в России сразу после революции! А сейчас в США почти такое же давление на религию как в СССР в 70-е годы!

http://pravoslavie.ru/46483.html

1) Всемерно добиваться пред Правительством немедленного открытия тех многочисленных сельских церквей, которые сохранились неповрежденными, в которых есть и утварь церковная, и облачения, и книги; возле которых часто живут без дела священники, потому, что заперты двери храма. До сих пор такие церкви числятся подлежащими открытию только в общем порядке. Их должны открывать вне очереди. 2) Не следует добиваться восстановления и открытия более или менее сильно поврежденных церквей или церквей, занятых мастерскими, складами или учреждениями, которые трудно освободить. Вместо этого, гораздо разумнее, проще и дешевле строить новые, деревянные церкви – обыденки (а не молитвенные дома, о которых часто ходатайствуют). В каждом селе найдется несколько нежилых изб, которые можно разобрать и построить из них большую избу с небольшим алтарем, одной главой с крестом. Вот и церковь – обыденка. Надо возбудить пред Правительством ходатайство о разрешении постройки таких церквей во всем Союзе; надо поручить московским архитекторам выработать стандартные планы таких церквей и иконостасов, по возможности простых и дешевых. В Москве и во всех епархиях надо поскорее организовать мастерские по изготовлению церковной утвари и свечные заводы, иконописные мастерские и переписку необходимейших церковных книг, не ожидая, пока станет возможным печатание их. Нам следует взять пример с мусульман, у которых в каждом кишлаке и ауле непременно есть не одна, а несколько маленьких мечетей. Предвижу возражение: где же взять столько священников, сколько их понадобится, если построить много церквей – обыденок? Невозможное людям, возможно Богу. Возвещая горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Его, Господь говорит: «Соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их во дворы их, и будут плодиться и размножаться. И поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их, и они уже не будут бояться и пугаться, и не будут теряться, говорит Господь» ( Иер.23:1–4 ). А словами пророка Иезекииля (гл.34) Господь говорит еще решительнее: «Вот, Я сам отыщу овец Моих и осмотрю их. Я буду пасти овец Моих и покоить их, говорит Господь».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И молитва Церкви не была тщетной. И благословение ея давало «победительную силу» русскому оружию. И несмотря на то, что настойчивы были попытки врага сокрушить эту мощь русского воинства, сила нашего воинства все возрастала, умножалось и число славнейших побед, каких до сих пор не знала история мировых войн. Острые стрелы вражьи не смогли пробить нашего щита, ибо щитом нашим была твердость в правоте нашего дела. Церковь наша, кроме молитв и благословения, собирала средства на многоразличные нужды обороны; по приглашению и по благословению Святейшего Патриарха она соорудила танковую колонну имени Димитрия Донского в память известного благословения, данного преподобным Сергием двум инокам его обители, стать в ряды бойцов воинства князя Димитрия, благословения, которое даровавло победу русскому воинству на поле Куликовом. Так исполняла и, неуклонно, будет исполнять наша Церковь патриотический завет почившего Патриарха. Будем же тверды до конца, отцы и братие, и никакое уныние или неверие в торжество правды да не омрачает и не умаляет нашего подвига! И как бы ни были тяжелы жертвы, которые приходится нести, какие бы потери ни пришлось нам претерпеть ради конечной победы, как бы продолжительна ни была разлука с близкими и дорогими, как бы тяжела ни была неизвестность о них, – будем хранить бодрость духа и веру в правду Божественного Промысла, всегда венчающего верных милостию и щедротами. Послушаем пророка, глаголющего: «Так говорит Господь – удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой... и возвратятся сыны твои из земли неприятельской в пределы свои» ( Иер.31:17 ). И опять будет слышен голос радости и голос веселия, голос жениха и голос невесты, голос говорящих: «Славьте Господа, ибо благ Господь и вовек милость Его» ( Иер.33:11 ). Мы же по-прежнему будем молиться, да падет перед силой нашего воинства «тысяща и тьма» сопротивных, и да сокрушится неправда, дерзнувшая посягнуть на свободу и честь нашей Родины. Пусть наших доблестных и победоносных вождей и воинов, освобождающих нашу родную землю, осеняет в их победном шествии на Запад, на полное разрушение лукавых козней врага, на разгром фашизма, – эта молитва и это благословение Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные— жизнь и мир. Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 8, 5-8). Постмодернизм вообще стремится реабилитировать разного рода извращения— телесные, душевные, духовные (оккультистские соблазны, например). Кому это нужно, кому выгодно? Врагу — и тем, кто служит его целям, сознательно или не сознавая того. Эти силы, которые И.Ильин именовал мировой закулисой , стремятся расчеловечить человека, используя и возможности искусства.   Очень тонко почувствовал это Г.В.Свиридов: в эстетическом соприкосновении с некоторыми характерными веяниями в художественной культуре. Он писал о тех, кто паразитирует на греховной повреждённости мира: «…Они стали тоньше, мудрее, образованнее, добрее, как это ни странно. Их задача в том, чтобы те, кто на них трудится, были сыты, обуты, одеты, имели бы соответствующие их уровню жизни развлечения и пр. Беда только в том, что эксплуатируемые при этом потеряют облик человеческий (по образу и подобию!), не будут иметь понятия о добром и злом, о правде и неправде, о свободе и рабстве. Искусство для париев и должно (по мысли хозяев жизни) нести им этот одуряющий обман; выдавать правду за неправду, рабство за свободу, зло за добро. Такое “искусство”, “балдёж” для роботов в обилии производится      теперь во всём мире» 131 . Можно сказать иначе: программа Великого Инквизитора осуществляется успешно, и весьма.   То, что к этому хочет привести нас враг,— не диво. Удивительно иное: почему человек не хочет уяснить того? «От нас требуется осознать, что в земном мире есть именно неискоренимое зло, не способное изменить свою сущность, которое требует от нас сопротивления ему» 132 , — справедливо сформулировал один из духовных законов нашей жизни М.Назаров. Однако для этого осознания и сопротивления требуется усилие, от которого хочет отвратить человека навязываемая ему ныне культура. Культура постмодернизма .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Александр (Милеант) , епископ. У порога геенны огненной. Свято-Троицкая Православная Миссия, 2000. Рассказы о бесоодержимости в прошлом Вселение беса в Нововасильевске В 1870 году в Нововасильевске Вердянского уезда Таврической губернии, жила Екатерина Лаврентьевна Мазаева, — моя бабушка, родная мать моей матери, сообщает некто Г. Мамонтов. Мне очень часто случалось бывать у ней, а иногда гостить по неделе и больше. Бабушка имела у себя служанку Дуню. Эта Дуня и есть героиня моего рассказа. Дуня была одержима злым духом. Я называю его злым духом, как все очевидцы называли кого-то постороннего, пребывающего в Дуне, так как голос был слышен помимо ее воли; она не открывала рта, незаметно было ни движения лица, ни гортани, голос выходил как бы из внутренних частей ее организма, и выговор был мордовский, между тем как Дуня говорила чисто русским языком. Злой дух именовал себя «Свирид Степанович» и любил разговаривать со всеми. Свирид Степанович требовал от Дуни, чтобы она его кормила тем, что ему нравится, но Дуня отличалась честностью и никогда, не спросившись моей бабушки, ничего не брала и постоянно отказывала Свириду Степановичу. Тогда он начинал волноваться, Дуня падала, корчась в сильных судорогах, кричала, охала. Присутствующие при этом спрашивают: «Что ты, Дуня? Что с тобой?» «Я не Дуня, я Свирид Степанович». Я сам спрашивал его: «Кто ты такой, Свирид Степанович?» он отвечал: «Я из мордвин 213 , шел я в Киев молиться и поссорился с моим товарищем по путешествию. При этом, не имея воды для питья, я рассердился на свою жизнь и покончил с собою — повесился на сосне. После смерти мне много лет пришлось скитаться; меня ни в какое общество «духов» не приняли, и вот один благодетель посадил меня в Дуню, а она меня обижает, не дает мне того, что мне хочется; ей бабушка не запрещает кормить меня тем, что мне нравится, а она стыдится брать. Так вот я ей задам!» (Передаю, как он говорил). Затем начинались корчи, крик, стоны. Иногда бывали и прорицания. Устами Дуни говорилось, что делается на больших расстояниях. Я помню, как однажды, когда Свирид Степанович разбунтовался и раскричался, бабушка подошла и спрашивает: «Ты что кричишь, Свирид Степанович? Замолчи!» Он отвечает: «А как мне молчать, когда сегодня умер твой родной брат, который живет в Новоголке, что недалеко от Александрополя за Кавказом, он болел три недели. Во время поездки в Тифлис, простудился и о его смерти сегодня написали вам письмо, которое получите через две недели». И действительно, через две недели бабушка получила письмо, которым сообщили ей о смерти ее родного брата и о том, что, в Тифлисе он получил простуду, заболел и умер.

http://azbyka.ru/nevidimyj-mir-demonov

Присяжные в Мосгорсуде не смогли прийти к единогласному мнению о виновности подсудимых по делу об убийстве болельщика «Спартака» Егора Свиридова 21 октября. ПРАВМИР. Присяжные в Мосгорсуде не смогли прийти к единогласному мнению о виновности подсудимых по делу об убийстве болельщика «Спартака» Егора Свиридова, сообщает Советский спорт. Так как заседание продлилось больше 3 часов, то из этого можно заключить, что мнения присяжных разделились и они приступили к голосованию . Вердикт будет оглашен мнением большинства, то есть как минимум семи человек. Сейчас присяжные продолжают работать, и когда закончится их заседание, пока неизвестно. По данным следствия, ночью 6 декабря 2010 года обвиняемые в нетрезвом состоянии подошли к группе москвичей, ожидавших такси возле остановки общественного транспорта на Кронштадтском бульваре. «Используя незначительный повод, сообщники напали на молодых людей и избили их», — сообщили ранее в Генпрокуратуре. Один из них два раза выстрелил в двух человек из травматического пистолета «Стример- 2014» , «причинив их здоровью легкий вред», а потом дважды выстрелил в Свиридова. Тот скончался от ранений. Затем было произведено еще шесть выстрелов в другого потерпевшего и, похитив сумку, соучастники скрылись с места преступления. Убийство Егора Свиридова вызвало большой общественный резонанс и  повлекло массовые беспорядки, которые прошли на Манежной площади и в других районах Москвы. Выступая в ходе прений сторон, прокуроры убеждали присяжных, что вина подсудимых доказана, а сами они не заслуживают снисхождения. Вдова Егора Свиридова Яна Фалалеева также считает вину подсудимых доказанной, она просила присяжных вынести справедливое решение. Накануне с последним словом в суде выступили обвиняемые. Черкесов заявил, что раскаивается в произошедшем, но продолжал настаивать, что был вынужден использовать оружие в целях самообороны и не планировал никого убивать. Он попросил присяжных о снисходительности и объективности. Адвокаты подсудимых также просили заседателей принять объективное решение, однако фразы «прошу оправдать моего подзащитного» так и не прозвучало.

http://pravmir.ru/prisyazhnye-ne-prishli...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010