#ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Тайна русского слова Слово просвещает и возвышает, слова приземляют человека в этот мир, жаргон опускает ниже человеческого горизонта, в мир преисподней Владимир Шкляев   14:45 01.06.2021 1307 Время на чтение 10 минут Так назвал свою книгу профессор Фазиль Давыдович Ирзабеков. Она возвращает нас к словесным истокам нашей жизни. Святое Евангелие так повествует о происхождении всего видимого и невидимого мира: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога. Все через Него начало быть… В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла Его… Был Свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир через Него начал быть, и мир Его не познал. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, не от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин. 1:1-13). Мы видим, что Слово Божие - это второе Лицо Святой Троицы, Бог Сын Иисус Христос. Святитель Григорий Богослов подчеркивает подобное же сыновство человека: «Внешний человек – это не я, а мое, я – это словесное начало моей души». Бог в Евангелии заповедал нам именовать его Отцом, а себя – Его чадами.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/01/ta...

     Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! С праздником Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа! «Преобразился еси на горе…» – поем мы в тропаре. Преобразился – значит, изменился, принял другой облик при сохранении Своей Божественной природы, открыв ученикам Свой свет, Свою силу и Свою жизнь вечную и славу, которой обладает по праву сыновства в Царстве Святой Троицы. Жизнь человека состоит из его поступков, мыслей, стремлений, и каждое из этих его деяний, как бы ни были они противоречивы, имеют свое значение в его судьбе, неразрывны с ней, определяют и объясняют его жизнь – и прошлую, и будущую. Так и Святое Евангелие – это цельная и неразрывная книга земной жизни Христа Спасителя, из которой невозможно, не искажая этого единства, вырвать по своему желанию и прихоти только то, что нам нравится. Сегодняшнее повествование о событии Преображения тому подтверждение. «Во время оно», – так начинается сказание сегодняшнего дня. «В оно» значит «в это». В какое «это»? «[Когда по] прошествии дней шести, – пишет апостол Матфей, – взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних» (Мф. 17: 1). Уже эти первые слова, которые читались и вчера, на утрени, и сейчас, на Литургии, возводят наше внимание к тому, а что же произошло перед этим, что связывает прошедшее и грядущее. А было вот что. Господь впервые предсказал Свои крестные страдания и крестные страдания всех любящих Господа: «[Он] сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16: 24–25). Вот к какой горе – к горе Голгофе – призывает следовать Господь и Своих учеников-апостолов, и нас через фаворский свет от горы Своего Преображения. Мы видим образ преображенного Христа и в словах Евангелия, и на иконе. «Очи Его – как пламень огненный… и лице Его – как солнце, сияющее в силе своей» (Откр. 1: 14, 16), – писал уже позже в Откровении святой очевидец Преображения Иоанн Богослов о грядущем Судии мира.

http://pravoslavie.ru/73034.html

  Черный октябрь - 93 Ложь невыносима Протоиерей Александр Шаргунов октябрь 1993 г.   Произошла страшная национальная трагедия. " Русский бунт " , стихийное народное возмущение доведенных до отчаяния людей, спровоцирован с диавольской режиссурой. Когда одна западная журналистка, ведущая программу CNN, после первых сообщений о сотнях и сотнях трупов воскликнула: " Боже мой, Боже мой " , - у многих верующих, слушающих эту передачу, наверное, отозвалось: " Зачем Ты меня оставил " . Принесена в жертву, расстреляна на глазах у всего мира Россия, и никто не заступился, и весь мир делал из этого зрелище, самое безнравственное, какое только когда-либо было, при глумлении, и одобрении, и изумлении всех демократических сообществ: что за страна - вот у них убили царя, вот расстреливают парламент, - и это как петушиный бой, как компьютерные игры. Как верно сказал митрополит Виталий в 1988 году: " Они не пожалеют и уже не пожалели никаких миллиардов, чтобы не допустить возрождения России " . Не прозвучало ни плача, ни ужаса, ни покаяния, не объявлен всенародный траур. Слушать средства массовой информации - как слушать мат - невыносимо. Они гнусны, как сказал преподобный Серафим Саровский о бесах. Ложь невыносима как сквернословие. Да, в каждом катаклизме есть репетиция конца света, и действительно уже позднее, чем кажется. И каждый человек, как бы он себя ни называл, сейчас по самой сути своей себя обнаруживает. Я уже говорил в одном интервью по телефону о первой реакции на эти события, что для нас - христиан - это не политика, а духовное явление. Так же как революция 1917 года была грандиозным духовным явлением. И наша " брань не против крови и плоти " , то есть не против этого или того человека, но " против начальств, против властей века сего, против мироправителей духов злобы поднебесной " . Но самое страшное, как учит Священное Писание, антихрист тоже будет не бес, а человек. Мы, христиане, не обязательно должны разбираться в политике. Но мы непременно, и в этом наше служение и наш долг, призваны к различению истины и лжи, добра и зла, которое имеют земные события по отношению к вечным законам, которые нам известны и согласно которым мы должны определять значение духовных ценностей нашей истории. После отпадения от Бога в каждом человеке есть остаточный свет, благодаря которому он может различать свет от тьмы и понимать с помощью Божией Евангелие о Высшем Свете, и избирать этот Свет и достигать его. Там, где сознательно отвергаются честность и правдивость и справедливость, уважение к слову и свободе другого человека, невозможно понять свое отпадение от Бога.

http://moral.ru/Oct93_ASharg.htm

Бог Господь и явися нам, по Писаниям ( Пс.117:27 ), и множество заблуждающихся уловлено Им к благодати чрез веру, ибо Он был чаянием народов и чрез Него Бог Отец призвал сущих во тьме и сени к свету истины. Это он уяснил нам в вышеприведенных словах, кратко говоря: Аз Господь Бог призвах тя в правде, и удержу за руку твою, и укреплю тя, и дах тя в завет рода Израилева, во свет языков, отверсти очи слепых, извести от уз связанныя, и из дому темницы и седящия во тме глубокой ( Ис.42:6,7 ). Господь наш Иисус Христос Богом Отцом положен в завет с родом Его по плоти, говорю, с потомками Израиля, которым уже древле Бог чрез одного пророка возвестил, говоря: се дние грядут, глаголет Господь, и завещаю дому Израилеву и дому Иудину завет нов, не по завету, егоже завещах отцем их ( Иер.31:31 ). Ибо божественный Моисей, находясь в положении умоляющего, был служителем тени и образ Христос же как Сын и Господь соделался устроителем завета нового; говорю: новаго, потому что он преобразует человека в обновление святой жизни и чрез евангельское житие являет его благоугодным Богу и истинным поклонником; ибо, говорит, дух есть Бог и иже кланятися ему, духом и истиною достоит кланятися ( Ин.4:24 ). Итак он положен в завет рода и во свет языков, отверсти очи слепых и извести от уз связанныя. Начальник зла – сатана помрачил сердца народов и осуетишася помышлении своими, и омрачися неразумное их сердце: глаголющеся быти мудри, объюродеша и измениша славу нетленнаго Бога в подобие образа тленна человека и птиц и четвероног и гад ( Рим.1:21–23 ). Но свет истинный, то есть Христос, воссиял для нас, как духовная денница и как солнце правды; распространив лучи истинного боговедения, Он рассеял тьму, из за обмана диавольского покрывавшую живших на земле, от уз освободил Он тех, которые содержимы были в несокрушимых цепях собственных своих согрешений. Итак что те, которые издревле служат твари вместо Творца, имеют в уме своем тьму, увлечены поклоняться делам рук своих и далеки от Бога, будут призваны чрез веру во Христа и познают Царя всяческих и Господа, – это прекрасно разъясняет слово пророчества. Ибо тем, которые помилованы Богом, повелевает славословить Его и говорит так:

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Великая Среда Толкование Евангелия на каждый день года Утреня Народ, бывший с Иисусом прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо. Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним. Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой. Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю. Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему. Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа. Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий? Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них. Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня? Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.

http://pravoslavie.ru/4163.html

Имя Симона Ушакова известно каждому, кто хотя сколько-нибудь интересуется православной русской иконографией. Г. Ф. Филимонов посвятил особое исследование этому иконописцу: «Симон Ушаков и современная ему эпоха русской иконописи». – Произведения Ушакова известны все наперечет и более или менее обследованы. – Тем приятней было нам недавно найти еще неизвестных доселе пять икон, принадлежащих Симону Ушакову. Иконы эти находятся в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. – Вот их краткое описание. 1. Господь Вседержитель (надписи Хс. – Гдь Вседержитель; в крещатом нимбе: «ωон»), восседает на троне, ноги покоятся на подножии. Десница Господа благословляющая, шуйца поддерживает лежащее на левом колене евангелие, раскрытое на словах «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не осуждать дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» ( Ин. 3:16 ). Сверху слетают два ангела с орудиями страданий Христовых. К ногам Господа припали – «Святой Иоанн Предтеча» и «Апостол Петр», т. е. ангелы царей Петра и Иоанна Алексеевич ей. – Внизу иконы подпись: «з р ч» (следующую затем букву нет возможности разобрать. Очень может быть, что здесь разумеется 7191-й год, т. е. 1682–3 г., когда были написаны следующие две иконы.) «и (?) писал Симон Федоров сын по прозванию Симон Ушаков и товарищи». – Размер иконы 2 арш. 6 вершков >< 1 арш. 7 верш. Икона помещается по правую сторону царских дверей. Северные и южные двери иконостаса: 2. а) «Святой Архидиакон Никанор» , в стихаре, украшение которого напоминает русское шитье, в руках держит орарь. Размер иконы 2 арш. 14 в. >< 1 арш. 1 1 / 2 в.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

«Нести свет во тьму, но самим не становиться тьмой…» Беседа с протоиереем Николаем Погребняком «Горе мне, если не благовествую!» (1 Кор. 9: 16) Эти слова апостола относятся к любому православному христианину, который призван свидетельствовать о Господе нашем Иисусе Христе словами, делами и всей жизнью своей. Миссионеры – особые люди. Быть миссионером – значит последовать апостолам – ученикам Христовым, которым Сам Господь дал право учить других вере. «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28: 19–20). В то же время в Евангелие сказано: «Не многие делайтесь учителями» (Иак. 3: 1). Вот почему быть миссионером – огромная ответственность перед Богом и людьми. О назначении миссии и ее приемлемых формах наша беседа с уважаемым священником и опытным духовником, благочинным церквей Балашихинского округа Московской епархии протоиереем Николаем Погребняком . – Сейчас в нашей Церкви период расцвета миссионерства. Формы миссии самые разнообразные: от оригинальных до откровенно смущающих. Руководствуются же миссионеры и катехизаторы словами апостола Павла: «Для иудеев я был как иудей… для немощных был как немощный… Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9: 20, 22). Батюшка, поясните: как же все-таки следует понимать слова апостола и насколько миссионер должен погружаться в ту среду, в которой проповедует? – Насколько глубоко можно погружаться в ту среду, в которой проповедуем, нам отвечает православный образ воскресшего Христа. Этот иконографический тип называется «Сошествие во ад». На нем Господь – воскресший Христос – спускается в преисподнюю, для того чтобы возвестить пребывающим там людям весть о спасении, о том, что Его Воскресением побеждена смерть. Подумайте: Спаситель, Сын Божий – в аду! Но это Воскресение Христа. Он в сияющих одеждах, Он несет туда, в преисподнюю, свет Воскресения. Никогда не ошибемся мы, глядя на эту икону, кто здесь Главное Действующее Лицо.

http://pravoslavie.ru/4808.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Свет Христов просвещает всех 15.03.2014 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 2-я Великого Поста В течение Поста Господь зовет нас молиться более истинной молитвой. То, что произошло с евангельским расслабленным, может произойти и с нами. Надо чтобы это событие помогло нам понять, что такое подлинная молитва, и начать жить этой молитвой — молитвой сердца. Она заключается в том, чтобы мы искали Господа с такой же настойчивостью, как эти четыре человека — с решимостью преодолеть все препятствия и предстать пред Ним такими, какие мы есть, — в нашей очевидной немощи. Очевидной, потому что она вынуждает нас принести к ногам Господа все наши нужды, все наши болезни. Но чудо в том, что Господь идет дальше и глубже — до той болезни, которая сокрыта в наших сердцах. И об этом должна быть прежде всего наша молитва. Господь не забывает наши телесные немощи, но исцеляет прежде всего наш грех, наше греховное состояние. Можно понять соблазн книжников: «Только Бог может отпускать грехи». Это действительно так, и мы тоже это знаем, обращаясь к Отцу нашему Небесному, чтобы Он простил нам наши грехи. Дар прощения исходит от Отца, и потому Христос открывает Своим совопросникам новую тайну, говоря, что «Сын Человеческий принял власть отпускать грехи». Сын Человеческий — это значит Сын Отца Небесного, ставший истинным Человеком, чтобы взять на Себя грех мира, грех каждого из нас. Также Сын Сей Возлюбленный принимает от Отца в Своем человечестве власть давать жизнь, власть воскресения, и может отпустить грех. Но это может быть понято только тогда, когда Христос совершит спасение, отдав Свою жизнь любовью на Кресте. В этом и заключается Благая Весть, которую Он возвещает Своим апостолам в первый день Воскресения. «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся». В этом — свет, полнота откровения о спасении. Дух Святой, принятие нами Его и есть исцеление нашего состояния греховности. Постараемся понять что Христос исцеляет наше состояние греховности, то есть расположенности ко греху нашего сердца, из чего и проистекают все наши недолжные помышления, слова и поступки, наша духовная инертность, все, что ранит других и прежде всего Господа, живым образом Которого они являются, даже если этот образ не имеет ни вида, ни доброты.

http://moral.ru/svet/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Тайна нашего спасения открывается нам в полноте в дни святой Пасхи. Сын Бога Живого, Его Свет, стал истинным человеком, чтобы мы в Нем и Им стали чадами Божиими. Таково исповедание нашей веры, и таково наше восхождение ко Господу — в слушании Его, в созерцании Его, в соединении с Ним. «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки», — говорит Филипп Нафанаилу. И для нас найти Господа — значит прежде всего слушать Его, Превечное Слово Отчее. И лучше Моисея — сами апостолы свидетельствуют нам — в Евангелии и в своих Посланиях о Нем. Евангелие сегодняшнего дня напоминает нам о тайне нашего призвания. Призвание первых учеников Христовых не было просто внешним. Оно определяется их внутренней потребностью в истине. Поистине, Сам Бог призывает их, ибо «никто не может придти ко Мне, если не приведет его Отец, Пославший Меня», — говорит Христос (Ин. 6, 44). Имя «Нафанаил» — «дар Божий» — не встречается в других Евангелиях, но по своему смыслу присутствует во всех них, хотя везде по-разному. Всякое подлинное обращение к вере — всегда действие Самого Бога, чудо, единственное и неповторимое. Так что, оглядываясь назад, мы можем только изумляться перед путями Промысла Божия. Здесь же мы видим, как Сам Господь непосредственно призывает Филиппа, — так же, как призывает Он первых учеников в других Евангелиях, как призовет Он по Своем Воскресении новым призванием Петра (Ин. 21, 22). Филипп повинуется — и сразу же становится свидетелем. И оттого что его свидетельство, хотя еще и несовершенное, — свидетельство о Христе, оно приносит плод. Нафанаил исполнен сомнения. Умное сомнение не осуждается Господом, ибо благодаря ему подлинная вера не смешивается с неразумным легковерием. Оно может быть началом «хождения во свете». Но оно не должно быть последним словом, иначе нельзя научиться ничему истинно новому. Ответ Филиппа на сомнения Нафанаила — отзвук прежних слов Господа: «Пойдите и увидите». Сомневающийся должен умерить свое сомнение, если ему дается возможность научиться. То, что Нафанаил поступает так, доказывает, что он «подлинно израильтянин, в котором нет лукавства». Он хочет придти к свету. Его сомнение не идет до тех пределов, где свет, который в нем есть, ставится под сосудом, — так что свет становится тьмой. И по Воскресении Христовом одиннадцать учеников, «увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились» (Мф. 28, 17). Они усомнились, чтобы потом уверовать лучшей верой.

http://moral.ru/увидишь-больше-сего/

Ответы на вопросы радиослушателей и о фильме «Ной». У микрофона протоиерей Олег Стеняев. 22.04.2014 13:06:22 Кульков Сергей Андреевич Радио «Радонеж» в прямом эфире. Как обычно по воскресеньям у микрофона протоиерей Олег Стеняев. Сегодняшняя передача будет состоять из ответов на ваши вопросы. И вы можете звонить нам по телефону прямого эфира. Или послать ваши вопросы по смс. У нас уже есть вопрос в письменном виде.  -После того, как человек становится святым, может ли он ошибаться, грешить, и так далее?  -Состояние святости в православном понимании - это обычное состояние, которое переживает каждый православный христианин после исповеди и святого причастия. Собственно говоря, причастие предлагается как «святая святым». Поэтому если кТото учит, что святые - это какие-то особые люди, и мы никогда не переживали в своей жизни ничего подобного, то это не православное учение. Это может быть чТото заимствованное от католиков, но не имеющее никакого отношения к православному пониманию святости. Отличие святости обычных людей от подлинно святых заключается в том, что мы не можем долго сохранять это состояние. То есть, когда мы оказываемся в состоянии святости: «святая святым», мы причащаемся Тела и Крови Иисуса Христа. Но через какое-то время мы теряем это состояние как раз потому, что мы ошибаемся в своих поступках, нравственных решениях. Даже какие-то грехи могут иметь место в нашей жизни. Поэтому утверждать, что человек, став святым, уже как-то безусловно не грешит, безусловно не ошибается, мы не можем. Это противоречит и священному Писанию, и священному Преданию. Например, 1-е соборное послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 1 глава 8-9-10 стих гласит: «Если говорим, что не имеем греха- обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас». Собственно говоря, святость в православном понимании – это как свет луны. Луна сама не является источником света. Она отражает свет солнца и только в той мере, в какой свет солнца падает на нее.

http://radonezh.ru/text/otvety-na-vopros...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010