О МОЛЧАНИИ Молчание, по словами Преподобного Арсения, есть корень безгрешия, а потому новоначальным весьма нужно оное иметь. Молчание же да будет до вопроса; мало говори, да и то тихо, а без нужды не говори. Иже хранит своя уста, соблюдает свою душу; дерзлив же устнама, опорочит себя. Молчание собирает, многословие же расточает. Премудрый учит, глаголя: буди скор услышати, а косен глаголати, и косен во гнев; молчаливый есть мног в разуме. О ВОЛЕ Своея воли не исполняй, из своего разума ничтоже не составляй, и тем избавишися роптания, совлецыся своея воли, яко срамной одежды понеже своя воля всех худых дел вреднее есть. Послушники все спаслись, а своевольники повредились, а иные и погибли; падение безмолвнику оставление молитвы; а послушнику, составление своего разума. И аз ино падение иноку не вем, глаголет Авва Дорофей , от еже составляти свой разум, и Петр Дамаскин : паки делание наше иноческо да вемы, яко всюду можем спастися, аще хотения наша оставим. О ПРОЩЕНИИ Когда же в чем яко человек согрешишь, в том пред Богом кайся; аще ли же укорен от кого будеши, тогда без всяких отговорок, скорее с поклонением проси прощения, глаголя: прощения прошу, согрешил, виноват. Добро бо есть противу всякому словеси, учит Авва Дорофей , глаголати: прости. Аще ли кто тебе укорит, досадит, или инако чем обидит, на того брата не гневайся; но отшедши прочь, сотвори о нем молитву к Богу тако: Господи, прости его, и ту обиду бесу причитай, понеже бес нас научает друг друга обижать; и никому ни в чем никогда не лги, и зла на сердце ни какого не держи; понеже ненавидяй огорчевающих, ненавидит кротость, бегаяй же огорчевающих, бегает еже о Христе покоя; иже отметает наказание, ненавидит себе; соблюдай же обличения любит свою душу, – Сираховы слова. О ТЕРПЕНИИ Старайся, как можно, с помощью Божиею приобрести терпение в перенесении лишений и скорбей; проси, толцы, ищи день и нощь, и обрящешь от Христа Спасителя помощь и крепость терпения, если от души и сердца твоего желаешь. Подобает обучатися великодушному терпению, вся приключающаяся нам безропотно терпети.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ваше Преподобие, Пречестнейший и благоумный монах 0.... С..... Благолюбезный во Христе Иисусе мне брат, Спаситеся о Господе. Всеусерднейшую приношу вам, сострадальцу моему, благодарность мою за душевно-радостное писание ваше ко мне, которое получил я исправно, и с прилучившеюся приятнейшею для меня оказиею восписую вам следующее. – Писанием вашим вы весьма полезно советуете мне не унывати, а паче великодушно радоватися, помня многия о том Апостольския слова. Сей самый, брате, путь мой и есть. Понеже я ни постник, ни молитвенник и не подвижник, а напротив и ем и пью, и со всеми обращаюсь и говорю; но все во славу Божию творю; во всех же прискорбиях часто воспоминаю и с воздыханием сердечным восклицаю Златоустовы любимые слова: «Слава Богу о всем!» Я ныне довольно вижу и рассуждаю, что меня Сам сладчайший Иисус, проходимым путем моея жизни, приготовлял к великодушному несению возложенного на меня креста и помалу приготовил так, что, с Его же божественною помощью, он мне не весьма тягостен, паче же велиею мне пользою на век мой будет. – Я же ведь много лет просил Господа о перемене многомольного пути. Вот остановил Господь. И паки слава Богу о всем. Отец Архимандрит Н... на Троицу здесь был с неделю и оказывал довольные для меня ласки, полезные слова и снисхождение, удостоил с собою служить. Взял мой указ и обещал облегчить мою участь. Бывало, я многим говаривал следующие слова, а ныне делом, с помощью благодати Божественный, должно, да и весьма нужно самому исполняти их: «великодушныя доблественныя души свойство есть, в напасти не отчаяватися; – благодарного же дело есть, не токмо в счастии благодарити Господа: но и в несчастии туюжде благодарность являти» – Никтоже может озлобити душу добродетельну, но вся яже страждет, прибыток себе вменяет быти. И что может быти лучше сего, как сносить жребий свой великодушно и без роптания. Нет ничего великодушнее, как забывать нанесенные нам обиды. Сия и сим подобная размышляя, и сам себя подкрепляя, сам себе глаголю: «Претерпевай; грешниче, скорби, в печалех похваляй Бога. Ниже без труда покой, ниже без брани победа получается. – А побеждающему, глаголет Христос, дам ясти от древа животного, еже есть посреде Рая Божия. И побеждаяй наследит вся: и буду ему в Бога и той будет Мне в сына (Апок. гл. 21. ст. 7)». Итак любезный брате, даруй Боже вам побеждати, а меня побежденного простяка прошу в молитвах поминати. Остаюсь в надежде любви и усердия вашего недостойный Саровский иеромонах Иларион, из праха сотворенный, усерднонижайшее творю вам поклонение. Печальным всегда последуют радостная. А повинность влечет за собою наказание. Иго мя по Пророку научит. 1828 года, мая 21-го дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При собственной бдительности, он строго взыскивал и с подчиненных за опущение службы церковной и правила келейного; наказывал иногда за то или выговорами, или поклонами в трапезе, но с любовью и отеческим милованием: посему и братия имели к нему любовь и страх сыновний, не рабский. Воздержание его простиралось до того, что он с начала и до конца жизни своей в кельи не имел не только чего-либо из пищи, но ни питья, да и на общей трапезе, вкушал весьма мало. Таковая благочестивая жизнь старца и начальника, показуемая делом, служила для братии самым назидательным поучением; они уважали его благоговение, постнический вид, скромную, добродетельную жизнь. Он поучал и словесно, и любил повторять оныя Евангельские слова: нудится царствие Божие, и нуждницы восхищают е; и Апостольские: сеяй скудостию, скудостию и пожнет. При нем умножалось в обители братство. Ибо многие боголюбивые, желая душевного спасения, отвсюду приходили в сию пустыню на жительство. В его настоятельство были в Саровском братстве и такие достойнейшие мужи, которым обязаны своим устройством и другие обители. Из них некоторые были требованы высшим начальством в другие обители в настоятели для введения монашеского общежительного устава. Дремучий Саровский бор сделался рассадником иноков для разных обителей: отселе вышли трудолюбивые и благоискусные старцы: в Валаамскую-Спасопреображенскую, в Коренную-Знаменскую, в Югскую-Дорофееву пустыни и в другие монастыри. Старец Назарий, один из великих светильников Сарова, вызван был Митрополитом Санкт-Пербургским Гавриилом для восстановления древнего Валаама – сей пришедшей тогда в упадок обители. Настоятель и сам местный Епископ Феофил старались удержать у себя знаменитого отшельника, и представили о нем Преосвященному Митрополиту, как о человеке малоумном и неопытном в духовной жизни. Гавриил проник тайну смирения Назариева, «у меня много своих умников, отвечал Митрополит, пришлите мне вашего глупца». И невольно привелось отпустить смиренного подвижника, которого, устами Архипастыря, Промысл избрал в орудие к восстановлению Валаамской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда в таком устроении бывает человек, то получает Божественные откровения. Чтоб избавиться осуждения, должно внимать себе, ни от кого не принимать посторонних мыслей и быть ко всему мертвым. К сохранению душевного мира надобно чаще входить в себя и спрашивать: где я? При сем должно наблюдать, чтобы телесные чувства, особенно зрение, служили для внутреннего чело-века, и не развлекали душу чувственными предметами: ибо благодатные дарования получают токмо те, кои имеют внутреннее делание и бдят о душах своих. О МОЛИТВЕ Истинно решившиеся служить Господу Богу должны упражняться в памятовании о Боге и непрестанной молитве ко Иисусу Христу, говоря умом: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго; таковым упражнением, при охранении себя от рассеяния и при соблюдении мира совести, можно приблизиться к Богу и соединиться с Ним. Ибо, по словам Св. Исаака Сирина , кроме непрестанной молитвы мы приблизиться к Богу не можем (сл. 69. лис. 142). Посему всегда должно стараться, чтоб не предавать себя рассеянию мыслей; ибо чрез сие уклоняется душа от памяти Божией и любви Его, по действию диавола, как говорит Св. Макарий: все супостата нашего тщание есть, да мысль нашу от памятования о Боге и страха и любви отвратить (сл. 2. гл. 15). Когда же ум и сердце соединены будут в молитве и помыслы души нерассеяны, тогда сердце согревается теплотою духовною, в которой воссиявает свет Христов, исполняя мира и радости всего внутреннего человека. О всем мы должны благодарить Господа и предавать себя Его воле; должны также представлять Ему все свои мысли, слова и деяния, и стараться, чтобы все служило только к Его благоугождению. О МНОГОСЛОВИИ Одного многословия с теми, которые противных с нами нравов, довольно расстроить внутренность внимательного человека. Но всего жалостнее то, что от сего может погаснуть тот огонь, который Господь наш Иисус Христос пришел воврещи на землю сердец человеческих: ибо ничтоже тако устужает огнь, от Св. Духа вдыхаемый в сердце инока к освящению души, якоже сообращение и многословие и собеседование (Исаак Сир.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ему поклонились Святии и все Преподобнии с великим благоговением, радосгью и благодарностью соединившись причащением телу и крови Христовой, просветились, яко солнце, и живут с ними во веки. С таковым и ты желанием и великим усердием, как можно, потщися прибегнут к сладчайшему источнику благостыни. ВОЗДЕРЖАНИЕ Окаянный, убойся, да не погибнеши в части злых, поревнуй добрым. И праведно поживши многие страж-дут от чревоугодия и впадают в ров сластолюбия, так что ведут жизнь мирскую, а не монашескую, забыв обещания свои монашеские. Кто, вступив в монашество, после станет скорбеть о мирской жизни, что не наслаждается мирскою роскошною жизнью, тот близок к гибельным страстям. Знай, что чревообъядение, сластолюбие в пище и лакомство многим порокам мать. Помни убо и сия всегда, что всякая злая диавольская страсть в человеке рождается скрытно и вселяется в него неприметно, внимай и познавай, что она начало свое берет более от невоздержания и пресыщения чрева. Сею то сетью прежде всего и скорее человек уловляется. Сия начальнейшая страсть по виду кажется добра, приятна и благословна; но она имеет в себе скрытый яд всех смертоносных страстей. Оною человек если заразится, то много нужно трудов удалить ее от себя. Кто же сей страсти будет покоряться и не будет ее отвергать, сколько сил у него есть; тот в опасности пасть глубоко; а кто воздержится от нее, тот от многих страстей в безопасности и без язв пребудет. И так рассмотри, что сие душевредное зло человека влечет в пропасть; ты, возлюбленный брат, постарайся сохранить себя от оного, не пресыщайся, не упивайся и не угождай чреву твоему, дабы не умрети. Ибо если попустишь себе привыкнуть к чревоугодию, то много должен будешь употребить трудов и терпения, дабы от оной избавиться и в воздержании укрепиться. О МОЛИТВЕ КЕЛЕЙНОЙ В келлии не упускай из мыслей твоих Иисусову молитву и старайся стяжати душевное умиление сердца в тишине и глубоком молчании ума твоего. Собери разум и все помышления твои; стань на молитву; впери к Богу твой ум и сердце: молись о пастырях духовных, о сродниках, о друзьях, о благодетелях, о Государе и о всем мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Настоятельница обители расчитывала готовить в ней и особых сестер для духовного утешения тяжелых больных, стоящих на краю могилы. «Не страшно ли, – говорила она, – что мы из ложной гуманности стараемся усыплять таких страдальцев надеждою на их мнимое выздоровление. Мы оказали бы им лучшую услугу, если бы заранее приготовили их к христианскому переходу в вечность». Елисавета Федоровна любила ездить в отдаленные монастыри, где могла всецело отдаться молитве, а также церковной благотворительности. Особенно большую помощь получали от нее бедные приходы и обители. Благоговейно почитая преподобного Серафима Саровского , великая княгиня Елисавета неоднократно ездила в Саров помолиться у мощей угодника Божия. Ездила она также в Псков, Киев, Оптину пустынь, бывала и в самых маленьких монастырях в отдаленных местах России, где общалась со многими русскими иноками-подвижниками. Унаследовав от своего покойного супруга председательство в Палестинском обществе, Елисавета Федоровна проявляла особую заботу о русских паломниках, направлявшихся в Святую Землю. По инициативе Елисаветы Федоровны в Италии, в Бари, был приобретен большой участок земли, где было начато строительство храма и подворья. Весть о начале первой мировой войны застала настоятельницу Марфо-Мариинской обители в отдаленном Серафимо-Алексеевском скиту Пермской епархии. Когда она вернулась в Москву, некоторые сестры просили ее отпустить их на фронт. Посоветовавшись с духовником обители, она дала свое согласие. Бывая в госпиталях, настоятельница Марфо-Мариинской обители навещала раненых. Как христианка, она оказывала милосердие и неприятельским солдатам. Это породило, однако, клеветнические вымыслы и даже открытое проявление ненависти по отношению к ней, что было для нее очень тяжело и вынудило ее прекратить посещение раненых пленных. Чтобы обрести душевный покой, Елисавета Федоровна на несколько дней ездила к оптинским старцам. По Москве стали распространяться дикие вымыслы о Марфо-Мариинской обители как о центре немецкого шпионажа. Понимая, что военные неудачи не могли не отразиться на обывательских настроениях, Елисавета Федоровна старалась найти оправдание людям. «Они все очень устали. Народ – дитя, – говорила она кротко, – он неповинен в настоящем. Он введен в заблуждение врагами России».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

II Все православное религиозное воспитание русского народа было неблагоприятно для творчества культуры, оно не дисциплинировало личность для земного строительства, не закаляло характера для исторической 371 жизни. В своеобразном религиозном складе русского народа, в преломлении византизма в русской народной стихии, быть может, следует искать разгадки основного противоречия русской культуры. Аскетизм русского религиозного типа не был самодисциплиной, самоограничением и самоочищением личности, не был жертвой низшими благами во имя высших благ. Нам недоставало самоограничения, самодисциплины и самоочищения. Русский быт слишком легко погружался в низины животной жизни. Аскетизм наш прежде всего подвергал сомнению ценность исторического пути и религиозный смысл культуры. На вершинах религиозной жизни русская религиозность всегда принимала апокалиптическую окраску. Апокалиптичны были и раскольники наши, и такие русские святые, как Серафим Саровский, и русские народные секты мистического толка, и многие великие русские писатели и мыслители XIX века. Ожидание скорого наступления катастрофического конца мира и пришествия антихриста не могло способствовать созданию и укреплению культуры. У самых замечательных русских людей, наиболее выражавших русский национальный характер, было трансцендентное, а не имманентное отношение к культуре. Культура чувствовалась как что-то чуждое, пришедшее со стороны, навязанное извне, а не творимое из духовной глубины. Русское странничество было очень глубоким и характерным явлением русского национального духа, оно перешло и в русскую мысль, и в русское художественное творчество. Но оно враждебно культуре, бежит от 372 культуры как от неправды. Самые большие духовные подъемы русского творчества XIX века заключали в себе опасность самосожжения и самоистребления. Гоголь, быть может, величайший русский художник, принадлежал к секте самосожигателей, он признал греховным свое творчество и сжег свое творение. Другой великий русский писатель Толстой, если не физически, то духовно сжег все свои творения и объявил небывалый по радикализму бунт против культуры. К. Леонтьев, один из самых замечательных и острых выразителей русской культуры, тоже был самосожигателем и бежал от уродства современной культуры на Афон и в Оптину Пустынь.

http://predanie.ru/book/220869-duhovnye-...

Было, впрочем, чего опасаться и взрослым: ведь о симпатиях А. К. Толстого к полякам толпа, конечно, и не подозревала. Остановимся далее на строках, касающихся легализации супружеских отношений Толстых. Зимой 1862/63 года А. К. Толстой, С. А. Бахметева–Миллер, то есть «Софа», ее малолетние родственники, сестра второй жены П. А. Бахметева и Николай Михайлович Жемчужников проживали в Дрездене. В течение этой же зимы прибыл в Дрезден гр. Алексей Павлович Бобринский с семьей, проездом в Париж. Отметивши эти обстоятельства, С. П. Хитрово продолжает затем так: «Толстой, Софа, Бобринский и Ник. Жемчужников ездили в Лейпциг и, как я потом узнала, Толстой и Софа тогда и повенчались; развод кончился незадолго до этого. У меня есть письмо Толстого к Государю, в котором он пишет ему о своем браке и говорит про свои семейные и частные дела. — Но нам тогда ничего не сказали, и я узнала об этом только год спустя». Таким образом, несколько спорный вопрос о месте бракосочетания Толстых разрешается, надо думать, окончательно в пользу Лейпцига . Любопытны также сведения о детстве «Софы» и ее положения в семье. «Бабушка Варвара Петровна Бахметева, чрезвычайно умная и энергичная, — говорится в записках С. П. Хитрово, — несмотря на всякие семейные невзгоды, дала блестящее воспитание своим пятерым детям. — Софа, младшая дочь, в тринадцать лет поступила в Екатерининский институт в Петербурге в старший класс и удивляла всех своим знанием и образованием. В институте ее лучшим другом была ее тезка Софья Андреевна Дашкова [потом княг. Гагарина]. — По всем рассказам видно, что с ранних лет Софа была не по годам умна и развита и всегда выделялась от других умом и обаятельностью. — Когда ей было пять лет, бабушка возила всех своих детей в Саровскую пустынь на благословение к о. Серафиму, и когда он их всех перекрестил и благословил, то перед младенцем Софьей он опустился на колени и поцеловал ее ножки, предсказывая ей удивительную будущность. — Мы, дети, видели и понимали, что все в доме обожают Софу и что она всегда, везде и для всех первый человек, и мы слепо верили, что лучше ее на свете нет, и так, всю жизнь, она стояла для нас лучезарнее и выше всех. Наша любовь к ней была совсем особенная, и что бы она ни сказала, все было хорошо и непоколебимо. — Мой отец, как и другие, относился к ней с некоторым благоговением, почти что восторженно, и во имя своих чувств к ней назвал и меня, и сестру Софиями, и говорил, что если у него будет двенадцать дочерей, все будут Софиями» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

Прежде, чем она успела поведать отцу Серафиму свое горе, он заговорил с ней обо всем ею пережитом, как о чем-то ему близко известном, и стал ее успокаивать насчет ее терзаний, что муж отошел не напуствованным; объяснил, что часто добрым людям Господь пред смертью посылает со святыми Дарами невидимого ангела. Старец преподал ей разные советы, “как молиться о муже, совершенно успокоил ее и приказал весной приехать к себе опять. А как объяснить такие события? Один генерал пришел к тому же старцу Серафиму и благодарил его за его молитвы. — Вашими молитвами, — рассказывал он, — я спасся во время Турецкой кампании. Окруженный многими полками неприятелей, я оставался сам с одним только полком и видел, что мне нельзя ни укрепиться, ни двинуться как-нибудь, ни взад, ни вперед. Не было никакой надежды на спасение. Я только твердил постоянно: «Господи, помилуй молитвами старца Серафима», ел сухари, данные мне вами в благословение, пил воду, и Бог охранил меня от врагов невредимым. В эти минуты крайней опасности, смятенная страхом смертным душа человека из этого ада кипучей битвы рвалась за помощью к дальнему старцу, и, как удары электрической искры, прозорливый дух великого Серафима почувствовал эту безглагольную из дальней враждебной страны мольбу погибавшего человека, возопил к Богу, и Бог по молитвам угодника Своего послал в охрану ему легионы ангелов Своих. Советами, охраной, мыслями, предупреждениями своими святые при жизни широко служат людям. И как нежно и заботливо служение их!.. Укоряли и смеялись над одной крестьянкой, которая при народе, ожидавшем благословения Оптинского старца Амвросия, стала кричать ему: — Батюшка, у меня индюшки все мрут. Помоги, чтобы не умерли. И старец дал ей свой совет. Он понимал, что для нее вопрос о жизни индюшат так же важен, как для крупного мирового купца важен приход в безопасности идущих из другой части света кораблей. Прибежал однажды в Саровскую пустынь крестьянин с признаками сильнейшего волнения и спрашивал у всякого, попадавшего ему навстречу инока:

http://azbyka.ru/fiction/idealy-hristian...

Слава Богу за то, что напечатаны «Аскетические опыты». В них – великая помощь для желающих истинно молиться и истинно подвизаться. 554 . Сведения, получаемые мной о том, как принимаются «Опыты» личностями, истинно ищущими спасения, очень утешают меня. «Аскетическая проповедь» и «Советы» пополняют назидательное чтение, дающее читателям решительно православное направление. Делается ясным, что эти книги распространяются и водворятся между упомянутыми личностями. Из Бежецка пишут: ««Опыты» приняты с великою любовью, эта книга заменяет «Добротолюбие» для нас, будучи гораздо понятнее, чем «Добротолюбие», и содержа все, о чем говорится в «Добротолюбии»». Такой взгляд очень верен, и на нем я основываю свое мнение, что книга водворится. Ее будут читать и перечитывать для питания, поверки и поддержки своего подвижничества. Теперь оказывается очень важным напечатание 3-го и 4-го томов, которыми подвижничество объясняется еще удовлетворительнее, точнее. 558 . К Сухареву написал по этой почте. Вышли ему экземпляр «Опытов» из Москвы. Книга на новую почву, которую пошевелили скорби, может наложить решительную печать. 560 . Саровская пустынь приняла «Опыты» с особенной любовью. 564 . Из письма М.Д. увидишь, как приняты «Аскетические опыты» в Саровской пустыни и какое там дается значение им. Это показывает всю важность, которую должны иметь 3-й и 4-й тома. Четвертый том изображает монашескую жизнь с определенностью, а первые три тома служат как бы оттушевкой рисунка. Тут действует перст Божий, благодетельствующий всем участвующим и в издании, и в чтении «Опытов». Потрудись передать С.И.С., что лучшая статья о монашестве, о пользе, принесенной монашеством христианству и человечеству, помещена в «Dictionnairede theologie», том 5, articlë Moine, Monasteres etat Monastique. Автор показывает, какой вред государствам причинили европейские государи, уничтожив монастыри в предположении этой мерой обогатить государство. При пособии «Разговора монаха с мирянином» в «Аскетических опытах», где отчетливее разобрана духовная сторона монашества, упомянутая статья Бержье может подействовать наилучшим образом на современное общество, на общество легкомысленное, малосведущее. Бержье писал накануне переворота во Франции. Надо взглянуть и на статьи того же лексикона: Anachorete, celibat и проч. На них указывается в главной статье. Извлечениями из этой статьи удачно воспользовались у нас после 1825 года. Противники монашества уступили. 565 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010