Еженедельно, с 1901 года – 2 раза в месяц, с 1916 года – ежемесячно Ранее: «Рижский епархиальный листок», 1880–1887 Рижский епархиальный листок, издаваемый при Рижской Духовной консистории. Рига, 1880–1887 2 раза в месяц Далее: «Рижские епархиальные ведомости», 1888–1916 Рязанские епархиальные ведомости, издаваемые при Братстве святителя Василия Рязанского. Рязань, 1865–1917. 2 раза в месяц Самарские епархиальные ведомости, издаваемые при епархиальном Братстве святителя Алексия. Самара, 1867–1918 2 раза в месяц Санкт-Петербургский духовный вестник. Еженедельный журнал с «Известиями по Санкт-Петербургской епархии». СПб., 1895–1901 Изд.: Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. Саратовские епархиальные ведомости (официальный и неофициальный отделы). Саратов, 1865–1905; 1913–1917. Еженедельно, с 1867 года – 2 раза в месяц, с 1876 – 4 раза в месяц, с 1884 – 2 раза в месяц, в 1901–1905 годах – 2 раза в месяц, с 1913 года – 3 раза в месяц. В 1855–1905 годах официальный и неофициальный разделы выходили отдельно С сентября 1905 по март 1913 года заглавие: «Саратовский духовный вестник» Саратовский духовный вестник. Еженедельный журнал. Саратов, 1905–1913. Ранее и далее: «Саратовские епархиальные ведомости», 1901–1905; 1913–1917 Симбирские епархиальные ведомости. Симбирск, 1876–1917 2 раза в месяц Смоленские епархиальные ведомости. Смоленск, 1865–1918 2 раза в месяц Ставропольские епархиальные ведомости. Ставрополь, 1886–1918. 2 раза в месяц, с 1908 года – еженедельно Ранее «Кавказские епархиальные ведомости», 2 1886 Таврические епархиальные ведомости. Симферополь, 1869–1917. 2 раза в месяц; с 1894 года еженедельно; с 1901 года – 2 раза в месяц; с 1906 года – 3 раза в месяц. Изд.: Таврическая Духовная консистория. 1906–1907 Неофициальную часть см. «Таврический церковно-общественный вестник» Таврический церковно-общественный вестник (неофициальная часть «Таврических епархиальных ведомостей»). Симферополь, 1906–1917. 3 раза в месяц под общей обложкой с официальной частью «Таврических епархиальных ведомостей»

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Опубликован первый список печатных СМИ, одобренных Синодальным информационным отделом 7 декабря, 2010. Редакция " Правмира " Согласно постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 декабря 2009 года, книги и периодические издания, распространяемые через церковную систему, должны иметь гриф Издательского совета РПЦ и Синодального информационного отдела. С сегодняшнего дня сайт «Патриархия.Ру» начинает публикацию обновляемого списка печатных СМИ, получивших синодальное одобрение. Согласно постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 декабря 2009 года, книги и периодические издания, распространяемые через церковную систему, должны иметь гриф Издательского совета РПЦ и Синодального информационного отдела. Сам регламент присвоения и отзыва грифа был утверждён Святейшим Патриархом Кириллом 1 сентября 2010 года. Как ранее пояснил порталу « Правмир » председатель отдела Владимир Легойда, у подавляющего большинства нынешних церковных СМИ не должно возникнуть проблем с получением такого одобрения. По его словам, решение об отказе в выдаче грифа может быть принято в случае искажения православного вероучения, распространение недостоверных и этически недопустимых сведений. Согласно документу, уже 1 сентября 2011 года в церковной системе распространения должна присутствовать лишь та продукция СМИ (печатная, кино-, видео-, аудио- и др.), которой присвоен гриф Синодального информационного отдела. С сегодняшнего дня сайт « Патриархия.Ру » начинает публикацию обновляемого списка печатных СМИ, получивших синодальное одобрение. На данный момент в него входят Саратовские журналы «Православие и современность», «Саратовские епархиальные ведомости», Санкт-Петербургская «Соборная весть», «Брянские епархиальные ведомости» и другие издания. Читайте также: В ожидании грифа Владимир Легойда о грифе «Одобрено СИНФО»: Драконовских мер не будет! Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/opublikovan-pervyj-spi...

Саратовские епарх. ведомости. Саратов, 1917. 12. Часть неофиц. С. 413414. 409. Телеграмма обер-прокурору Св. синода собрания духовенства г. Саратова 5 марта 1917 г. Саратовское духовенство считает долгом доложить вам о своем признании Временного правительства, учрежденного Государственной Думой, и, зная вас за искреннего защитника достоинства и интересов церкви, горячо приветствовать ваше вступление в должность обер-прокурора. Духовенство молит Господа о ниспослании правительству божественной помощи в одолении внешнего врага, и в устроении на христианских началах дорогого нашего отечества. Саратовские епарх. ведомости. Саратов, 1917. 8. Офиц. отдел. С. 268. 410. Телеграмма М.В. Родзянко духовенства Павлограда Екатеринославской губернии 6 марта 1917 г. Петроград. Таврический дворец. Председателю Исполнительного комитета при Государственной Думе Михаилу Владимировичу Родзянко. Православное духовенство города Павлограда призывает Божие благословение на подвиг и труды Ваши и всего комитета, на счастье свободной России и на благо Православной церкви. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 9. Подлинник. 411. Телеграмма председателю Государственной думы духовенства г. Новониколаевска 704 Томской губернии 6 марта 1917 г. Духовенство города Новониколаевска Томской губернии приветствует в лице вашем Временный Исполнительный Комитет Государственной Думы. Возносим горячие молитвы о скорейшем выполнении тех задач, которые поведут обновленную Россию к благоденствию и процветанию. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 13. Подлинник. 412. Телеграмма М.В. Родзянко духовенства Броннического уезда Московской губернии 6 марта 1917 г. Петроград Государственная Дума. Председателю Родзянко. Признавая, что свержение старой безответственной власти выводит страну на путь братства, равенства и свободы, духовенство Броннического уезда Московской губернии приветствует новое правительство и просит Бога ниспослать ему силы на трудном поприще возрождения нашей Родины. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 18. Подлинник.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обер-прокурору Св. синода В.Н. Львову: Саратовская духовная семинария, твердо веря в то, что под вашим просвещенным проникнутым любовью к церкви и родине руководительством духовная школа получит возможность наилучшим образом осуществить свое назначение, приветствует вступление вашего высокопревосходительства в управление духовным ведомством и приносит вам искренние пожелания неизменного здравия на долгие годы. Саратовские епарх. ведомости. Саратов, 1917. 8. Офиц. отдел. С. 268269; Саратовский листок. Саратов, 1917. 53. С. 4. 512. Телеграммы руководящего и педагогического персонала Саратовского духовного училища 6 марта 1917 г. Председателю Совета министров князю Г.Е. Львову: Саратовское духовное училище в лице вашего сиятельства приветствует новое правительство и желает ему полного успеха в трудах для блага, процветания и славы нашей дорогой обновленной родины. Обер-прокурору Св. синода В.Н. Львову: Саратовское духовное училище, приветствуя ваше высокопревосходительство, желает вам здоровья и сил для плодотворной работы на благо православной церкви. Саратовские епарх. ведомости. Саратов, 1917. 8. Офиц. отдел. С. 269; Саратовский листок. Саратов, 1917. 56. С. 3. 513. Телеграмма обер-прокурору Св. синода преподавательской корпорации Благовещенских духовных школ 7 марта 1917 г. Благовещенская Духовная семинария и соединенное с ней Духовное училище горячо приветствуют общее обновление русской жизни и питают светлые надежды и на грядущее возрождение духовной школы под мудрым руководством нового правительства. 780 Благовещенские епарх. ведомости. Благовещенск, 1917. 56. Отдел офиц. С. 57. 514. Телеграммы членов Екатеринбургской духовной консистории 7 марта 1917 г. Обер-прокурору Св. синода В.Н. Львову: Екатеринбургская Духовная Консистория в полном своем составе приветствует вступление Ваше на высокую и почетную должность обер-прокурора Св. Синода, с полной уверенностью, что под Вашим мудрым руководством [Духовное] Ведомство наше будет процветать и единодушно со всеми другими ведомствами работать на благо дорогой нашей Родины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава десятая Вступление на престол Императора Павла Петровича, Его отношение к распоряжениям и учреждениям Екатерины II. Губернская реформа и передел губерний по указу от 12 дек. 1796 г. Территориальное переустройство русских епархий, соответственно новому делению губерний. Решение Св. Синода 16 сент. 1797 г. о приведении епархиальных территорий в соответствие с губернскими. Задержка практического выполнения этого решения, вследствие неприсылки из Сената росписи городов по губерниям по новому делению. Территориальное переустройство малороссийских епархий соответственно новому переделу губерний. Прикрытие Новгород-Северской епархии (1 сент. 1797 г.), в связи с прикрытием губернии. Введение Киевской епархии в границы губернии. Преобразование Переяславского и Бориспольского коадъюторства Киевской митрополии в полусамостоятельную епархию с своими консисторией и собором в области Малороссийской губернии, разделенной между Переяславским коадъюторством и Черниговской епархией. Переименование Екатеринославской и Таврической епархии в Новороссийскую и Днепровскую, Могилевской и Полоцкой в Белорусскую и Могилевскую; введение их в границы соответствующих губерний, а Брацлавской и Подольской епархии – в границы Подольской губернии. Расширение прав старорусского и дмитровского викариев учреждением у них своих консисторий и соборов и определением им особых территорий (18 дек. 1797 г. и 5 – 13 окт. 1798 г.). Территориальное несоответствие между многими епархиями и губерниями и затруднения, происходящие от этого несоответствия при малочисленности епархий после решения Св. Синода 16 сент. 1797 г. Общий доклад св. Синода от 27 сент. 1799 г., утвержденный 16 окт. того же года, о согласовании епархиальных границ с губернскими, об изменении названий некоторых епархий соответственно губерниям и об открытии пяти новых епархий в границах губерний и викариатств. Ведомость о составе всех русских епархий, составленная в св. Синоде. Отделение С.-Петербургской епархии от Новгородской; прикрытие викариатства: Феодосийского и Моздокского. Перенесение Коломенской кафедры в Тулу и образование Тульской и Белевской епархии, вместо Коломенской в пределах Тульской губернии. Открытие вновь самостоятельных епархий: XXXII – Калужской и Боровской в границах Калужской губ. с кафедрой в Калуге, XXXIII – Пермской и Екатеринбургской – в границах Пермской губернии с кафедрой в Перми; XXXIV – Оренбургской и Уфимской, в пределах Оренбургской губернии с кафедрой в уезд. гор. Уфе; XXXV – Саратовской и Пензенской в границах Саратовской губернии с кафедрой в уезд. гор. Пензе; XXXVI – Слободско-Украинской и Харьковской в границах Слободско-Украинской губернии с кафедрой в Харькове. Их территориальное устройство и изменение территорий соседних епархий при образовании новых епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В. Никонова, новгород-северское иером. Никодима и саратовское Г. И. Чернышевского). Сорок описаний являются коллективными трудами, и в 23 из них указаны составители (архангельское 1894-1896 гг., владикавказское, владимирские 1886 и 1893-1898 гг., волынское, вятское 1912 г., донское, костромское, литовское, минское 1864 г., могилёвское, омское, подольское 1893 г., полтавское, рязанские, симбирское, смоленские, тамбовское 1861 г., тверское, уфимское и ярославское). Однако структура и содержание этих изданий, а также данные по истории создания нек-рых из них свидетельствуют о том, что они были подготовлены не одним лицом, но явились результатом коллективных усилий. Задача их составителей заключалась прежде всего в сборе, обработке и систематизации описаний отдельных приходов, присланных местными причтами. Из числа авторов, составителей и редакторов епархиальных описаний 28 относится к духовенству (8 - к черному и 20 - к белому (варшавское описание было составлено архим. Амвросием (Лотоцким) в бытность его ключарем варшавского кафедрального собора, а издано уже после принятия им монашества)) и 23 - к мирянам. Среди них значатся 4 архиерея, 3 архимандрита (являвшихся одновременно ректорами духовных семинарий), соборный иеромонах, 20 протоиереев и священников (7 из них занимали также различные должности в духовных и светских учебных заведениях, и 2 были редакторами епархиальных ведомостей), 16 преподавателей (инспекторов, смотрителей) духовных семинарий и уч-щ, 4 секретаря и архивариус духовных консисторий, студент Московского ун-та. 11 описаний было издано епархиальными историко-статистическими и церковно-археологическими комитетами и об-вами, 8 - редакциями епархиальных ведомостей и известий, 3 - церковными и епархиальными братствами, по 1 - губ. статистическим комитетом, губ. ученой архивной комиссией, канцелярией духовной консистории, КДА, Одесским об-вом истории и древностей. Издающие орг-ции в др. описаниях не названы. Основу большинства епархиальных описаний составляет список церквей, приходов и причтов с разнообразными историко-статистическими и справочными сведениями о них.

http://pravenc.ru/text/2581435.html

На основании изложенного мы считаем необходимым для пользы Церкви, кроме членов епископов, внести на известных условиях в состав Синода представителей клира и мирян, избираемых на периодических соборах. Вопрос же о более подробной организации Синода, как-то: образование в нем тех или других отделов, порядка производства дел и т.п., едва ли может входить теперь в число предметов, подлежащих обсуждению первого отдела Присутствия, которому прежде всего необходимо установить лишь более общие и основные вопросы устройства церковного управления. Кроме того, для участия в обсуждении подробно­стей организации нужно было бы привлечь и людей более знакомых с этой стороной дела, Петербург 5 май 1906 года. Подписали профессора Н. Заозерский , В. Завитневич, А. Бриллиантов , священник А. Рожде­ственский, М. Машанов , А. Киреев, Н. Аксаков и Н. Кузнецов . (Церковные Ведомости 1906 г. 126). Мысли же выраженные в этом Особом Мнении, начинают встречать сочувствие и среди епархиальных преосвященных. К нему присое­динился недавно епископ Саратовский Гермоген, о чем он и признал нужным заявить открыто по поводу странного н грубого протеста како­го-то протоирея Махровского против допущения епископов участия представителей мирян на Саратовский епархиальный съезд духовенства. (Га­зета: Голос Правды, 20 июня 1906 г. 126). 19 Поводом к представлению этого особого мнения послужили следующие обстоятельства: В журнале заседания общего собрания Присутствия 3 июня 1906 г. записано: «В начале заседания с разрешения председателя Н.Д. Кузнецова сделал следующее заявление: На прошлом заседании 1 июня был поставлен вопрос о допущение клира и мирян в высшие церковное управление на одинаковых условиях с епископами. Я отрицал справедливость такой постановки вопроса, как не соответствующей всему ма­териалу подвергавшемуся обсуждению 1 отдела. В настоящее же время я заявляю, что подобная постановка не могла правильно разрешить во­проса. Многие из членов предсоборного присутствия вынуждены были подавать голос против допущения клириков и мирян, ничего не имея и даже считая полезным участие их на известных условиях. Поэтому в интересах более правильного освещения вопроса я считал бы нуж­ным поставить теперь дополнительный вопрос: не встречается ли необ­ходимости допустить клир и мирян в высшее церковное управление на свойственных им условиях, а вовсе не наравне с епископами. Если же это не будет сделано, то прошу предоставить мне письменно изложить свое особое мнение».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

Наиболее сильно за весь отчетный период церковно-школьное дело развилось в епархиях: Литовской (число школ увеличилось на 408, а учащихся – на 8.621), Смоленской (школ – на 306, учащихся – на 11.657), Подольской (школ – на 287, учащихся – на 15.700), Ставропольской (школ – на 263, учащихся – на 8939), Воронежской школ – на 239, учащихся – на 12.624), Донской (школ – на 235, учащихся – на 12.159), Минской (школ – на 234, учащихся – на 9.865), Тульской (школ – на 233, учащихся – на 11.908), Черниговской (школ – на 220, учащихся – на 10.791). Обращаясь к рассмотрению увеличения числа учащихся в церковных школах, нельзя не видеть, что особенно сильно и заметно за этот период возросло число учащихся девочек, именно оно увеличилось на 106.772 или на 62% числа их в 1894–95 учебном году (общий же прирост числа учащихся равнялся 357.522). Наиболее значительное увеличение числа учащихся девочек наблюдалось в епархиях: Подольской (7.652), Донской (5.130), Полтавской (5.106), Тульской (4.165) и Тамбовской (4.161). Из общего числа церковных школ к 1 января 1898 года насчитывалось: 14 церковно-учительских школ, 225 второклассных, 236 двухклассных, 16.279 одноклассных, 107 образцовых при духовных семинариях и женских епархиальных и духовного ведомства училищах. Школы эти большею частью одноклассные, за исключением школ при духовных семинариях: Иркутской, Курской, Новгородской, Одесской, Рязанской, Таврической и Тобольской, имеющих по два класса. Всего церковно-приходских школ к 1 января 1898 года состояло 16.861 (44%); школ грамоты было 21.614 (56%). В церковно-приходских школах обучалось 613.508 мальчиков, 172.608 девочек, итого 786.116; в школах грамоты к тому же времени состояло 445.243 мальчика, 107.239 девочек, итого 552.482. Как распределяются по епархиям школы и учащиеся в них в 1895–1986 учебном году, а также к 1 января 1898 года, можно видеть из прилагаемых ведомостей. Средним числом в каждой церковно-приходской школе обучалось 40 человек, в школе грамоты – 25. Наиболее многолюдны церковно-приходские школы в епархиях: Саратовской (66 учащихся на 1 школу), Орловской (65), Владикавказской (64), Киевской и Оренбургской (58), Херсонской (57). В школах грамоты наибольшее среднее количество учащихся наблюдается по епархиям: Владикавказской и Туркестанской (по 41), Саратовской и Кишиневской (35), Орловской, Самарской и Холмско-Варшавской (33). Помещения церков. школ

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

«Преподается Архипастырское благословение с выдачею грамот: … членам строительной комиссии по постройке деревянного храма в с. Логиновке, Новоузенского уезда, Алексею Бахтурину, Николаю Алпатову, Григорию Андрееву, Александру Карякину, Василию Чикунову, Ефиму Никитину, Павлу Клемешову, Трофиму Ефимову, Марку Юдину и Степану Непряхину, председателю церковно-приходского попечительства Титу Андрееву, членам того же попечительства: Якову Агапову, Григорию Лямкину и Петру Гониенко, церковному старосте Василию Слугину и его кандидату Симеону Гониенко и всем прихожанам с. Логиновки за выдающиеся труды, понесенные ими за время построения приходского храма; бывшему сельскому старосте с. Логиновки, Новоузенского уезда, Ивану Лямкину за полезное содействие при решении вопроса о сооружении нового иконостаса во вновь выстроенном приходском храме» («Самарские епархиальные ведомости» (1897-1916 г.г.), 8-9 от 15 апреля и 1 мая 1914 г.). Это знаменательное событие - освящение вновь устроенного Логиновского храма произошло в декабре 1913 г., а в августе 1914 г. - всего через 7,5 месяцев началась Первая мировая война. И меньше, чем через 4 года произошла Октябрьская революция, после которой начались массовые закрытия храмов и гонения на священников. О последнем священнике с. Логиновка известно мало. Возможно, это был Бондаренко Михаил Кузьмич. На сайте «Мемориал» о нем написано следующее: Родился в 1884 г., АССР Немцев Поволжья, с. Красный Кут; священник. Проживал: Краснокутский кантон, с. Салтово. Арестован 15 декабря 1930 г. Приговорен: тройка при ПП ОГПУ по НВК 4 апреля 1931 г. Обвинение: за а/с агитацию и участие в к/р организации. Приговор: ВМН Расстрелян 27 апреля 1931 г. Место захоронения - г. Энгельс. Реабилитирован 30 июня 1989 г. Саратовской областной прокуратурой. Источник: Книга памяти Саратовской области - подготовительные материалы, http://lists.memo.ru/d5/f78.htm Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=19145

Московские епархиальные ведомости. 2007. 11-12 Московские епархиальные ведомости. 2007. 11-12 Бюджет Е. в. включал оплату работы цензора, обычно назначаемого из городских клириков, и выплаты гонораров авторам статей. Злободневные полемические заметки, др. статьи, выходившие за пределы программы издания, как правило, не оплачивались. Для мн. епархий Е. в. оставались единственным местным церковным журналом. Подписка на издание была обязательной для всех приходов епархии, в зависимости от их числа тираж Е. в. составлял от неск. сот до 1-1,5 тыс. экз. Если в епархии еще не было своих Е. в., в ней временно могло распространяться издание одной из соседних епархий. Напр., в 1863-1879 гг. единственные в Сибири «Иркутские ЕВ» распространялись в неск. епархиях и помещали офиц. документы и др. материалы, касающиеся этих епархий. Если в издающей Е. в. епархии не было своей ДС, в них регулярно помещались сведения о семинарии, в к-рой обучались дети клириков и причетников этой епархии. С революционными потрясениями 1905-1907 гг. были связаны попытки некоторых редакторов или новообразованных редакционных комитетов преобразовать Е. в. в «церковно-общественные» издания, что иногда приводило к их переименованиям. Так появились «Саратовский духовный вестник» (сент. 1905 - март 1913), «Православная Подолия: Орган духовенства Подольской епархии» (1906-1917), «Таврический церковно-общественный вестник» (в 1906-1917 выходил вместо неофиц. части «Таврических ЕВ»), «Нижегородский церковно-общественный вестник» (1906-1918), «Енисейский церковный вестник: Еженедельный церковно-общественный журнал» (янв. 1907 - июль 1908), «Калужский церковно-общественный вестник» (февр. 1907 - 1918), «Вестник Виленского православного Свято-Духовского братства» (в 1907-1916 выходил вместо неофиц. части «Литовских ЕВ», в 1907-1908 - также вместо неофиц. части «Гродненских епархиальных ведомостей» ), «Вера и жизнь: Журнал Черниговской епархии» (1912-1917), газ. «Черниговский церковно-общественный вестник» (1914-1917). В 1915 г. в связи с эвакуацией учреждений из оккупированных зап. областей перестали издавать «Гродненские ЕВ»; «Рижские ЕВ» выходили в Ярославле (1915) и Н. Новгороде (1915-1917), «Варшавский епархиальный листок» и «Холмская церковная жизнь» (1915-1917), а также «Литовские ЕВ» (1916) - в Москве, «Минские епархиальные ведомости» - в Рязани (1915-1917).

http://pravenc.ru/text/190001.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010