подверг критике и осуждению либерализм и религ. индифферентизм Ф. Р. де Ламенне (энциклики «Mirari vos» от 15 авг. 1832, «Singulari nos» от 25 июня 1834), рационализм Г. Гермеса (бреве «Dum acerbissimas» от 26 сент. 1835) и фидеизм Л. Ботена. В изданной Г. энциклике «Inter praecipuas» (8 мая 1844) порицалась деятельность библейских об-в, особенно Лондонского Библейского об-ва и Нью-Йоркского христ. союза, занимавшихся в Италии антикатолич. пропагандой, а также предписывалось использовать в богослужебных целях только те переводы Свящ. Писания на национальные языки, к-рые получили одобрение католич. Церкви. Большое внимание Г. уделял миссионерской деятельности католич. Церкви: за время его понтификата было назначено 95 епископов-миссионеров, учреждено 15 новых миссионерских еп-ств и 36 апостольских викариатов на Ближ. Востоке, в Африке, в Индии, в Австралии и в Океании, а также в Великобритании и Сев. Америке, создано неск. ин-тов по подготовке миссионеров и учреждены об-ва по сбору средств для миссий. 29 апр. 1836 г. Г. утвердил устав основанного в 1816 г. Общества Марии, одной из главных целей к-рого являлась миссионерская деятельность. В 1837 г. Г. возвел в ранг аббатства общину бенедиктинских монахов в Солеме (впосл. стала одним из главных центров литургического движения ) и назначил аббатом этой общины видного ученого-литургиста П. Л. П. Геранже . При Г. аббат Ж. Б. А. Лакордер (в прошлом соратник де Ламенне) восстановил орден доминиканцев во Франции (1841). Г. интересовался искусством и различными отраслями знания. Он расширил Ватиканскую б-ку, основал Египетский и Этрусский музеи в Ватикане и положил основание Христианскому музею в Латеране, содействовал восстановлению рим. базилики Сан-Паоло фуори ле Мура и базилики Санта-Мария дельи Анджели близ Ассизи, поощрял проведение раскопок на Римском форуме и в рим. катакомбах, оказывал покровительство скульптору Б. Торвальдсену и худож. И. Ф. Овербеку. Г. возвел в сан кардинала Анджело Маи (филолог и палеограф, 1837) и Джузеппе Меццофанти (лингвист, 1838); оба кардинала были членами Российской имп.

http://pravenc.ru/text/166779.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАВАЛЛИНИ [итал. Cavallini] Пьетро (между 1240 и 1250, Рим - после 1325, там же), ведущий художник рим. школы рубежа XIII и XIV вв. Даты жизни К. определяются на основании сохранившегося акта купли-продажи от 2 окт. 1273 г. (Roma. Archivio Liberiano di S. Maria Maggiore. Orig. Perg. D. II. 48; опубл.: Ferri. 1904, 1907), в к-ром в качестве свидетеля упомянут «Petrus dictus Cavallinus de Cerronibus». Исследователи (за исключением Л. Колетти; см.: Coletti L. Nota sugli esordi di Giotto//La Critica d " arte. 1937. Vol. 9. N 3. Р. 124-130) предполагают, что речь идет о К., принадлежавшем к семье Черрони, проживавшей в рим. квартале Монти близ ц. Сан-Пьетро-ин-Винколи. Документ показывает, что в 1273 г. К. еще не был прославленным мастером, но уже мог выступать в качестве свидетеля. Очевидно, прозвище Cavallinus было широко известно и перешло в качестве фамилии к сыну К. Джованни Каваллини, папскому секретарю. Дж. Каваллини в заметке на полях кодекса Валерия Максима (Vat. lat. 1927; см.: Fedele P. Per la biografia di Pietro Cavallini//Arch. d. Soc. Romana di storia patria. 1920. T. 43. P. 157-159) упоминал некоего Петра Церрониба (вероятно, своего отца), к-рый «прожил 100 лет», что, возможно, следует трактовать в переносном смысле как долгую жизнь. Дж. Вазари в 1-м изд. «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550) сообщил, что живописец умер в возрасте 75 лет, а во 2-м (1568) удлинил его жизнь на 10 лет. Дата смерти художника основана на цитировании Вазари эпитафии на надгробии К., находившемся в базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура и погибшем при пожаре. Исследование творческой индивидуальности К. и эволюции его стиля затруднено малочисленностью документов, утратой мн. произведений, которые известны лишь по лит. источникам, и редкостью сохранившихся датировок, а также тем, что как глава мастерской он проектировал обширные декоративные циклы, но лично исполнял лишь отдельные их части. Л. Гиберти в «Комментариях» (ок. 1450) охарактеризовал К. как высокообразованного (dottissimo) художника. Вазари в «Жизнеописаниях…» назвал К. учеником Джотто , видимо, из патриотического стремления доказать превосходство тосканской живописи над римской. Это привело к искажению хронологии, умалению значения творческой индивидуальности К. и его роли в становлении живописной традиции итал. Возрождения. Архивные документы показывают, что К. принадлежал к поколению, предшествующему Джотто.

http://pravenc.ru/text/1319748.html

Реймсскому скрипторию исследователи в последнее время приписывают создание Библии из рим. ц. Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (866-875). Она содержит один из самых полных библейских иллюстративных циклов (из 25 полностраничных иллюстраций сохр. 24). По типологии, иконографии миниатюр и составу иллюстративного цикла она похожа на т. н. турские Библии и, по-видимому, является копией одной из них, ныне утраченной. Анализ палеографии и стиля миниатюр, а также нек-рые особенности их иконографии дали исследователям ( Gaehde. 1971; Dodwell. 1971. P. 67) основания полагать, что послужившая образцом турская Библия была скопирована в мастерских Реймса. Исследователи выделяют 3 группы миниатюр, принадлежащие соответственно 3 мастерам: «мастеру св. Павла», «мастеру евангелистов» и «мастеру тронных изображений» (стиль последнего обнаруживает наибольшее сходство со стилем произведений реймсской школы). Стиль реймсской школы оказал влияние не только на работы мастеров из ближайших скрипториев, но и на произведения художников из Сев. Франции и Англии и стал основным источником стиля англосакс. ренессанса. Ок. 1000 г. Утрехтская Псалтирь попала в Англию и сыграла важную роль в сложении особой стилистики, связанной с использованием выразительных возможностей рисунка пером. Там с нее было сделано неск. копий; среди них - Псалтирь Харли (Lond. Brit. Lib. Harl. 603; 10-30-е гг. XII в.), Псалтирь Эадвина (Cantabr. S. Trin. R. 17.1; NY Morgan. M. 724; Lond. V&A Mus., 661; 50-70-е гг. XII в.) и Парижская Псалтирь (Paris. lat. 8846; 70-90 гг. XII в.). Скрипторий епископа Дрогона в Меце Из произведений, созданных в этом скриптории, сохранились 3 рукописи: 2 Евангелия (Paris. lat. 9383; 845-855 гг.; 9388; 840-855 гг.) и Сакраментарий еп. Дрогона (Paris. lat. 9428; 844-855 гг.). В Сакраментарии в качестве основной декорации использованы историзованные инициалы, некоторые из них - со сложной символической программой. Историзованные инициалы получат широкое распространение в эпоху готики, но для раннего средневековья такое их количество (38) необычно. В 29 инициалах фигурируют библейские сюжеты, в 6 - литургические сцены, в 3 - сюжеты из житий святых. Канон мессы (см.: Suntrup. 1980) предваряет инициал «Te igitur» с уникальной и со сложной иконографией. Рукопись не закончена, по мнению исследователей, из-за смерти еп. Дрогона в 855 г. (Ibidem). Сохранился оклад Сакраментария из слоновой кости с 18 сценами литургического характера, по 9 на каждой створке. Турский скрипторий

http://pravenc.ru/text/1681119.html

Конечно, темные дни настанут, это неизбежно, и нет смысла закрывать на это глаза (Еккл 11:8), надо помнить о грядущем конце, но нельзя допускать, чтобы эта память отравляла ту радость, которую Бог может дать, пусть и ненадолго; важно лишь не совершить, радуясь, какого-нибудь зла (Еккл 11:9–10). Как видно, Екклесиаст все же нашел в мире нечто такое, в чем можно увидеть смысл и чем можно жить, хотя оно оказалось довольно далеко от того, что он в то время считал мудростью. Смысл, как оказалось, заключался в самой жизни, или, вернее, в глубоком, насыщенном переживании жизни, переживании ее во всей возможной на тот момент для Екклесиаста полноте. Казалось бы, ничего нового в этой находке нет: мы ведь помним, как пытался Екклесиаст в самом начале своих исканий забыться в разгульном веселье и как вынужден был признать, что это не выход, а лишь его иллюзия. На первый взгляд может показаться, что, охваченный отчаянием безысходности, он снова обращается к тому, что отверг вначале, чтобы найти если не выход, то хотя бы подобие выхода из тупика, в котором оказался. И все же есть существенная разница между тем, что было в начале поисков Екклесиаста, и тем, к чему он пришел теперь. Царь Соломон. Миниатюра. Библия из Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, ок. 870 Прежде всего, теперь Екклесиаст вовсе не ставит себе целью напиться и забыться; наоборот, сознание его предельно обострено, и ту радость, о которой пишет, он переживает именно так, предельно обостренно. К тому же тогда, в начале своих исканий, Екклесиаст, вероятно, еще не думал, что все обстоит так безнадежно, что он оказался в тупике, из которого не видно выхода: тогда ведь он, в сущности, даже и не начинал еще его искать по-настоящему. Теперь же он проверил все, исследовал все пути и нигде не увидел выхода. Впереди повсюду маячили лишь смерть, шеол, мир теней, уход и забвение. Напиться до потери сознания перед лицом смерти, конечно, можно, но это «выход» лишь для труса, для того, кто готов бежать от реальности любой ценой, хотя бы даже это было «бегство» страуса, прячущего голову в песок.

http://blog.predanie.ru/article/kniga-ek...

Оба пытались проводить самостоятельную политику при поддержке папства. В 1253 г. патриархом был назначен венецианец Панталеоне Джустиниани. В условиях опасности для существования Латинской империи папа Римский был вынужден т. о. усилить консолидацию с Венецианской республикой. После восстановления Византийской империи Джустиниани бежал в Кандию (ныне Ираклио, о-в Крит), а затем его резиденция располагалась на Эвбее и в Венеции. Последующие патриархи жили в Венеции и Риме. В результате Ферраро-Флорентийской унии произошло объединение правосл. и лат. Патриархатов К-поля. Первое время после смерти патриарха Григория III Маммы лат. патриархами К-поля были принявшие унию правосл. иерархи - бывш. Киевский митр. Исидор , затем бывш. митр. Виссарион Никейский. После основания в 1742 г. апостольского викариата К-поля (с 1990 апостольский викариат Стамбула) лат. Патриархат К-поля стал титулярным; с 1948 г. он оставался вакантным до упразднения папой Павлом VI в янв. 1964 г. Латинский Патриархат Александрии (Лат. Patriarchatus Alexandrinus Latinorum) был титулярным с момента основания в 1-й четв. XIII в. Вероятно, его учреждение было связано с желанием дополнить уже существовавшие лат. аналоги вост. Патриархатов. Самое раннее упоминание о лат. патриархе Афанасии относится к 1219 г., но постоянным титул стал с 1310 г., когда он был дарован папой Римским Климентом V доминиканцу Эгидию из Феррары, ранее занимавшему Патриарший престол Градо. Кафедрой лат. патриарха Александрии в Риме являлась базилика Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. С 1954 г. титул был вакантным, в янв. 1964 г. папа Павел VI упразднил его. Патриархат Западных Индий (Лат. Patriarchatus Indiarum Occidentalium; испан. Patriarcado de las Indias Occidentales). 26 июля 1513 г. арагонский кор. Фердинанд II отправил папе Римскому Льву X прошение о присвоении королевскому капеллану еп. Хуану Родригесу де Фонсеке, возглавлявшему Совет Индий, титула патриарха открытых и завоеванных земель, однако о дальнейшей судьбе этого прошения ничего не известно.

http://pravenc.ru/text/2463175.html

Согласно Каталогу Либерия (сер. IV в.), М. занимал кафедру 8 лет 3 месяца и 25 дней в годы правления императоров Диоклетиана и Максимиана. Понтификат его предшественника Гая (см. ст. см. ст. Гаий ) завершился 22 апр. 296 г.; М. был возведен на кафедру 30 июня 296 г. и скончался в 304 г., «в консульство Диоклетиана 9-е и Максимиана 8-е, когда произошло гонение и преемственность епископов прервалась (cessauit episcopatum) на 7 лет, 6 месяцев, 25 дней». О дне кончины или погребения М. в Каталоге не говорится. В рим. календаре «Depositio episcoporum» память М. указана под 15 янв., однако в более поздних источниках (Иеронимов мартиролог, Liber Pontificalis, рим. литургические книги) 16 янв.- день памяти Маркелла I, преемника М. По мнению Л. Дюшена , в «Depositio episcoporum» содержится ошибка, в действительности речь идет о поминовении Маркелла I (LP. T. 1. P. LXXIII; Duchesne. 1898. P. 389-390; Kirsch. 1924. S. 100-101, 121; MartHieron. Comment. P. 42-43). Это объяснение было принято большинством исследователей, в т. ч. Й. П. Киршем, И. Делеэ , Р. Дейвисом и А. Ди Берардино. Только А. Аморе считал, что 15 янв. в Риме совершалось поминовение М. ( Amore. 1957; Idem. 2013. P. 65-66), но его аргументы были признаны неубедительными (напр.: Episcopo. 2003. P. 16-17). В источниках содержатся противоречивые датировки понтификата М. Так, в «Хронике» Евсевия-Иеронима о «Марцеллиане» говорится как о 28-м епископе Рима, занявшем кафедру в 297 г. (Die Chronik des Hieronymus/Hrsg. R. Helm. B., 1956. S. 226. (Eusebius Werke; 7)). Эти сведения повторяются в «Хронике» Проспера Аквитанского. Перечисляя Римских епископов, Оптат Милевский упоминал М., но не Маркелла I ( Optatus. Contra Parmenianum Donatistam. II 3// Optat de Mil è ve. Traité contre les donatistes/Éd. M. Labrousse. P., 1995. T. 1. P. 246, 309. (SC; 412)), а в списке блж. Августина, напротив, назван только Маркелл I ( Aug. Ep. 53. 2), хотя в др. сочинениях Августина есть упоминания о М. В Индекс-каталоге и большинстве других перечней Римских понтификов преемником Гая назван Маркелл I, имя М. отсутствует (см.: LP. T. 1. P. 13-41). Тем не менее изображение М. было среди фресковых папских портретов (V в.?) в римской базилике св. Павла (Сан-Паоло-фуори-ле-Мура) (см.: Ladner G. B. I ritratti dei Papi nell " Antichità e nel Medioevo. Vat., 1941. P. 34). Согласно Liber Pontificalis, М. занимал епископскую кафедру 8 лет 4 (или 2) месяца и 16 дней в годы правления императоров Диоклетиана и Максимиана. Его понтификат начался 1 июля 296 г. и завершился в 304 г.; затем Римская кафедра вдовствовала 7,5 года (LP. T. 1. P. 72-73, 162).

http://pravenc.ru/text/2562328.html

в целом была успешной: ему удалось сохранить независимость Папской области, достигнутую при Стефане II благодаря союзу с франками. Однако его пропагандистские декларации, по-видимому, не вызывали доверия при франк. дворе, где жалобы понтифика на лангобардов и византийцев встречали скептическое отношение. Во внутренней политике П. потерпел неудачу: он не смог установить равновесие между противоборствующими группировками, что привело к междоусобным конфликтам в Риме. Во время понтификата П. власть находилась в руках «клерикальной» партии, к-рая представляла интересы папской дворцовой бюрократии и боролась со светской знатью. Вероятно, сдержанная оценка политики П. отразилась в его жизнеописании в Liber Pontificalis, к-рое отличается предельной лаконичностью (сведения о политической деятельности понтифика сохр. гл. обр. в его посланиях). Борьба «клерикальной» и аристократической партий вспыхнула сразу после того, как в июне 767 г. стало известно о болезни П., жившего при загородной базилике св. Павла (Сан-Паоло-фуори-ле-Мура). Его противники объединились вокруг Тотона, дукса Непи, и якобы задумали убить понтифика, но его помощник, влиятельный примицерий нотариев Христофор, отговорил их от этого намерения. Когда П. скончался, приверженцы Тотона установили контроль над городом и не позволили похоронить понтифика в базилике св. Петра. Погребение П. состоялось лишь через 3 месяца; на гробнице поместили лаконичную надпись: «Здесь почивает папа Павел» (Codice topografico della città di Roma/Ed. R. Valentini, G. Zucchetti. R., 1946. Vol. 3. P. 394) (гробница была утрачена во время строительства новой базилики св. Петра в XVI в.). Тем временем знать с согласия римского духовенства возвела на Папский престол антипапу Константина (767-768). Однако примицерий Христофор при помощи лангобардов захватил Рим и организовал избрание Стефана III (IV) (768-772), т. о. вернув власть «клерикальной» партии. Лит.: ActaSS. Iun. T. 5. P. 378-383; Kehr P. Über die Chronologie der Briefe Papst Pauls I.

http://pravenc.ru/text/2578523.html

В европ. искусстве XVI-XIX вв. изображения мученичества Маккавеев достигают демонстративного пафоса, акцентируется противопоставление Соломонии с младшим из сыновей и жестокого тирана; остальные сыновья повержены, изуродованы, мертвы или умирают (картины художников Дж. Б. Ленарди, А. Чизери, В. Статтлера). Изображения воинов Маккавеев - детей Маттафии - входят в циклы миниатюр, иллюстрирующих М. к. Так, к 866-875 гг. относится фронтиспис к 1-2 Макк в Библии из римской ц. Сан-Паоло-фуори-ле-Мура - памятник Каролингского возрождения. На листовой миниатюре (Fol. 243) в неск. рядов изображены сюжеты истории из 1 Макк, включающие события до смерти Иуды Маккавея (сверху вниз): 1-й ряд - нападение Антиоха на Птолемея; 2-й ряд - ограбление Антиохом Иерусалимского храма и избиение евреев Иерусалима; 3-й ряд - предложение к Маттафии, окруженному сыновьями, принести жертвы идолам и убийство еврея-отступника, попытавшегося принести жертву идолу (отступник одновременно приносит жертву и тут же лежит зарубленный Маттафией); 4-й ряд - завещание Маттафии сыновьям перед смертью и гибель Иуды в толпе врагов. По мнению исследователей, в декоре Каролингской Библии и в ее композиции, в художественной манере, в отсутствии анахронизмов в костюмах и антураже проявляется следование античному образцу иллюминированной Библии V в. ( Gaehde. 1975. P. 359-389). Среди иллюминированных рукописей выделяется 1 Макк, к-рая включена не в Библию, а в сборник сочинений по военному делу и военной истории (ркп. IX-X вв. из коллекции Я. Перизония - Leiden. Univ. F. 17). В иллюстрациях, где 5 братьев Маккавеев представлены как библейский образец воителей за веру, преобладают сцены сражений, взятия городов, форсирования рек и т. п. Рисунок частично раскрашен, некоторые листы остались черно-белыми. Иконография этой рукописи не имеет аналогов ни по формату, ни по сюжетам среди М. к.: есть симультанные сцены, напр. в сцене убийства иудея, склонившегося к идолопоклонству, Маттафия убивает иудея, приносящего в жертву свинью,- Fol. 9v, в др. случаях на одном листе разворачиваются разновременные события; иудеи и их противники изображены одинаково ( Wittekind. 2003).

http://pravenc.ru/text/2561524.html

Add. 10546; Рим, Сан-Паоло фуори ле Мура - Karol. 3. V, 870 г.). В XI-XII вв. преобладало орнаментальное украшение книг, хотя создавались отдельные рукописи с иллюстрациями в лист (Эрланген, б-ка ун-та. 121, XII в.). Наибольшую популярность лицевые Б. получают в искусстве готики. Изящные фигурки и целые сцены вписываются в инициалы, украшенные искусно выполненными орнаментальными мотивами, схожими с витражами готических храмов (напр., РНБ. Лат. Q. v. I. 227, XIII в.; РНБ. Лат. O. v. I. 174, XIII в.; МГУ НБ. Инв. и: 288703, 1240-1250 гг.). В XIII в. была создана т. н. Нравоучительная Б., состоявшая из циклов миниатюр с краткими пояснительными текстами, содержащая более 5 тыс. рисунков (напр., Толедо, сокровищница собора, ок. 1230). В XIV в. получает распространение иллюстрированная Б. бедных. В XV-XVI вв. с началом книгопечатания появляются Б. с гравированными иллюстрациями, напр., изданные Г. Цайнером (Аугсбург, 1475), Сензеншмидтом и Фриснером (Нюрнберг, 1475), Пфланцманном (Аугсбург, 1475), они сопровождались 57 иллюстрациями. Издания Г. Квентеля (Кёльн, 1478-1479) и А. Кобергера (Нюрнберг, 1483) имели более 100 иллюстраций. Последующие издания, использовавшие резные доски Кёльнской Библии, выходили в Аугсбурге, Страсбурге и Гуттенберге. Жена, облеченная в солнце. Гравюра из Библии Василия Кореня. 1692–1696 гг. (РНБ) Жена, облеченная в солнце. Гравюра из Библии Василия Кореня. 1692–1696 гг. (РНБ) Распространенным типом библейской книги, украшенной иллюстрациями, был Октатевх (Восьмикнижие), включающий кроме Пятикнижия Моисея, книги Иисуса Навина, Судей Израилевых и Руфь. Прототип данного вида рукописей, по мнению К. Вейцмана, был создан в раннехрист. период в Антиохии. Фрагментом рукописи такого типа, по-видимому, является свиток Иисуса Навина X в. из б-ки Ватикана. Сохранившиеся рукописи Октатевхов относятся к XI-XIII вв. Число миниатюр в них, несмотря на существенное сокращение по сравнению с ранними памятниками, тем не менее оставалось значительным - до 150 (Vat.

http://pravenc.ru/text/209475.html

столкнулся с тяжелым финансовым положением Папского государства, в связи с чем был вынужден ввести новые налоги, а также ликвидировать нек-рые налоговые привилегии (напр., в Болонье), однако это не привело к стабилизации бюджета. Папа придерживался протекционистской политики, в рамках к-рой поощрялся экспорт товаров из Папского гос-ва. В сент. 1760 г. К. установил налоговые льготы для товаров, привозимых греч., тур. и еврейскими торговцами в Анкону, что способствовало развитию торговой конкуренции с Венецией и др. итал. гос-вами. В февр. 1765 г. папа утвердил новые упрощенные уставы для некоторых ремесленных и торговых корпораций Папского государства. Несмотря на финансовые сложности, папа уделял внимание украшению Рима. В 1762 г. под рук. архитекторов П. Браччи и Дж. П. Панини был перестроен фонтан Треви, из папской казны финансировались работы по созданию отдельных элементов фасадов базилики св. Петра и базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, а также по перестройке Квиринальского дворца и папской летней резиденции Кастель-Гандольфо . В 1763 г. закончено строительство виллы Альбани, где был размещен музей памятников античности. В 1767 г. музей античных ваз и монет был организован в Ватикане. Внимание к памятникам древности во многом было заслугой одного из основоположников археологии И. И. Винкельмана , к-рого в 1763 г. К. назначил папским комиссаром по античному наследию. В то же время папа распорядился прикрыть наготу античных скульптур на вилле Альбани и в Ватикане, а также поручил худож. С. Поцци закрасить обнаженные тела на фресках Сикстинской капеллы. По распоряжению К. в фонды Ватиканской библиотеки была включена большая коллекция вост. манускриптов, принадлежавшая бывш. хранителю б-ки, знатоку араб. и сир. языков И. С. Ассемани . Также был ужесточен режим пользования б-кой, значительно усложнивший работу в ней, особенно для иностранных исследователей (действовал до кон. XIX в.). Первым из европ. государств, начавшим кампанию против иезуитов, стала Португалия: премьер-министр С.

http://pravenc.ru/text/1841405.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010