Прор. Иеремия. Миниатюра из Книги Пророков. 1489 г. (РГБ. Ф. 304. I. 90. Л. 291 об) Изображения И. с атрибутом - каменной скрижалью завета - редки (иконы «Похвала Богоматери, с Акафистом» - ок. 1502, ГРМ; 2-я пол. XVI в., ГММК). Как правило, в руках у пророка свиток, который в отдельных случаях свернут (напр., в Книге пророков) или по форме напоминает свиток ап. Петра (напр., в мон-ре Паммакаристос (Фетхие-джами) в К-поле), иногда пророк обеими руками держит развернутый поперек свиток (ц. Сан-Витале в Равенне). На развернутом свитке чаще всего присутствует текст Вар 3. 35 (напр., София К-польская, ок. 878; ц. вмч. Георгия в мон-ре Старо-Нагоричино, 1317-1318) или Вар 3. 36 - вероятно, самый ранний из известных текстов в монументальном искусстве (ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана), Палермо, Сицилия, 1143-1148; ц. Панагии Паригоритиссы в Арте, ок. 1290; мон-рь Хора (Кахрие-джами) в К-поле, ок. 1316-1321). Эти тексты на свитке И. наиболее часто встречаются в визант. и древнерус. искусстве XI-XII вв. Средневек. богословской мыслью И. рассматривался как ревностный служитель Бога, провозвестник нового завета, т. к. предсказал воплощение Сына Божия и Его страдания. Текст Книги прор. Иеремии на свитках встречается реже: Иер 11. 18 (Введенская ц. мон-ря Нова-Павлица, Сербия, до 1389), Иез 11. 19 (Токалы-килисе в Гёреме, Каппадокия, кон. X в.), Иер 38. 31 (ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, ок. 1320; ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) мон-ря Студеница, Сербия, 1314), Иер 11. 18-19 - часть литургического чтения в Страстной четверг, связанная со Страстями Христа, а Иер 38. 31 - часть службы в субботу Страстной седмицы, связанная с НЗ. На иконах текст свитка чаще из Книги прор. Иеремии - Иер 31. 21 («Обрати сердце твое на дорогу, на путь, по которому ты шла; возвращайся, дева Израилева, возвращайся в сии города твои») или Иер 31. 31 («Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет»). В декорации храмов И., как и др.

http://pravenc.ru/text/293630.html

богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 2-го гласа Το Προφτου σου Ησαου τν μνμην Κριε (          ); кондак 2-го гласа: Τς προφητεας τ χρισμα (    ) с икосом; канон (общий И. и мч. Христофору) авторства Феофана без акростиха 4-го гласа, ирмос: Αισομα σοι Κριε (      ), нач.: Θτισν με Κριε (      ); цикл стихир-подобнов; седален (разные в греч. и слав. Минеях). По рукописям сохранились песнопения И., не вошедшие в совр. богослужебные книги: 2 стихиры-подобна (РНБ. Соф. 202. Л. 41 об.- 42 об., XI в.- см.: Новгородская служебная Минея на май, XI в.: (Путятина Минея): Текст, исслед., указатели/Отв. ред.: В. М. Марков. Ижевск, 2003. С. 342), дополнительный икос ( Амфилохий. Кондакарий. С. 183). Е. Е. Макаров Иконография Прор. Исаия. Мозаика ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана) в Палермо, Сицилия. 1146–1151 гг. Прор. Исаия. Мозаика ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана) в Палермо, Сицилия. 1146–1151 гг. Одно из самых ранних изображений И.- на мозаике ц. Сан-Витале в Равенне (546-547), где он представлен старцем в белых одеждах, с густыми седыми волосами, длинными прядями, падающими на плечи, со свитком в руках, с золотым нимбом. На мозаике кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае (550-565) И. изображен в медальоне как молодой пророк с шапкой коротких черных курчавых волос и окладистой бородкой. Изображения пророков И. и Давида фланкируют сцену «Исцеление двух слепых в Иерихоне» в Синопском Евангелии (Paris. Suppl. gr. 1286. Fol. 29, VI в.); текст на свитке (Ис 35. 5), к-рый держит И., комментирует сцену из НЗ. Он показан юным, безбородым, в белом хитоне с клавом на рукаве и в желтовато-охристом гиматии. На миниатюрах из Россанского кодекса (Архиепископский музей в Россано, VI в.), построенных по сходной схеме (т. е. на них, как и на миниатюрах из Синопского Евангелия, тексты на свитках в руках у пророков являются аллюзией на представленную на том же листе новозаветную сцену), он дважды изображен юным, с коричневыми волосами и совсем короткой бородой (Fol.

http://pravenc.ru/text/674804.html

Мозаика апсиды собора Санта-Мария-Нуова в Монреале. 80-е гг. XII в. Мозаика апсиды собора Санта-Мария-Нуова в Монреале. 80-е гг. XII в. Несмотря на многочисленные разновременные поновления и реставрационные вмешательства, все 4 сицилийских ансамбля в целом хорошо сохранились. Эти памятники, представляющие образец взаимодействия визант. и зап. иконографических традиций и принципов монументальной декорации храма, принадлежат к числу произведений высокого художественного уровня. В этих мозаиках в разных вариантах нашли выражение доминирующие художественные концепции эпохи и отголоски предшествующих стилевых направлений, новые тенденции, дальнейшее развитие к-рых отразилось в мозаиках эпохи Вильгельма I и Вильгельма II. В мозаиках 40-х гг. XII в. господствует классическая тенденция, наиболее ярко проявившаяся в искусстве комниновского периода в мозаиках мон-ря Дафни (кон. XI - нач. XII в.) и продолжавшая существовать вплоть до конца столетия. Особенно четко приверженность классическим идеалам прослеживается в гармоничных, уравновешенных образах ц. Санта-Мария-дель-Аммиральо: спокойные позы, правильные пропорции, благородные лица с тонким рисунком черт, невозмутимым выражением и задумчивым взглядом, мягкая пластическая моделировка драпировок, светлые нежные краски. В мозаиках пресбитерия Палатинской капеллы и апсиды кафедрального собора в Чефалу к классической основе добавлена большая сухость, плоскостность, графическая стилизация. Эти тенденции наметились в к-польском искусстве еще в 1-й четв. XII в., а во 2-й четв. столетия получили широкое распространение (мозаика с изображением семейства Комнинов на южной галерее Св. Софии К-польской, 1118-1122; мозаика Гелатского мон-ря, Грузия, ок. 1130; фрески Преображенского собора Мирожского мон-ря в Пскове, ок. 1140, и др.). Активизация движений и мимики персонажей, увеличение яркости и контрастности цвета, замена пластической моделировки лиц и фигур условным световым рисунком - все это привело в 3-й четв. XII в. к сложению т. н.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Богоматерь с Младенцем. Роспись юж. апсиды ц. Сант-Анджело-ин-Формис близ Капуи. Кон. XI в. Богоматерь с Младенцем. Роспись юж. апсиды ц. Сант-Анджело-ин-Формис близ Капуи. Кон. XI в. В регионах, ранее принадлежавших Византии, сохранилось немного памятников монументальной живописи XII в. Среди них нет произведений, к-рые можно было бы отнести к середине столетия, когда на Сицилии для норманнских королей создавались грандиозные мозаические ансамбли; отголоски этого искусства появились на территории всего Апеннинского п-ова только во 2-й пол. XII в. Об искусстве этого периода можно составить лишь общее представление, обратившись к данным письменных источников. Сохранилось свидетельство об утраченной мозаике в норманнском соборе в Джераче (Калабрия) 30-40-х гг. XII в. с изображениями кор. Рожера II и еп. Леонтия. В первом точно датированном памятнике, крипте Сан-Бьяджо в Сан-Вито-деи-Норманни (1196), имеются евангельский цикл, редкий для пещерных храмов, и сцены из Жития св. Власия. С одной стороны, по стилю эти фрески близки к росписи крипты Санта-Мария-дельи-Анджели в Поджардо; кроме того, их сравнивали с произведениями искусства, созданными на территориях Вост. Средиземноморья, занятых крестоносцами, в частности в Сирии. Роспись центрального нефа ц. Сант-Анджело-ин-Формис близ Капуи. Кон. XI в. Роспись центрального нефа ц. Сант-Анджело-ин-Формис близ Капуи. Кон. XI в. С др. стороны, давно высказывалось мнение о существовании некоторого сходства между искусством Кипра, Св. земли и - благодаря крестоносным связям - Юж. Италии ( Weitzmann. 1966. P. 1-24; Idem. 1982). По мнению исследователей ( Pace. 1985. P. 427-494), именно с Кипра происходят иконы Богородицы из Андрии, Гроттаферраты и Монополи. Главным источником влияний в это время оставались произведения мозаичистов, работавших на Сицилии: в Палатинской капелле, в ц. Санта-Мария-дель-Аммиральо (Марторана) в Палермо, в кафедральном соборе в Чефалу и в кафедральном соборе Санта-Мария-Нуова в Монреале. Из них заимствовали композиционные схемы и формальные приемы, на их примере могли учиться местные мастера.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

В 1979 г. К. вышел на пенсию, но продолжал работать в Оксфорде, Принстоне и Сиэтле, занимался подготовкой книги о мозаиках ц. Санта-Мария-дель-Аммиральо (Марторана) в Палермо и 6 томов иллюстраций с комментариями для корпуса норманнских мозаик Сицилии (последний том опубл. в 2001). Несмотря на то что К. столкнулся с немецкой академической традицией лишь в первые годы своей профессиональной карьеры, он был одним из последних представителей Kunstwissenschaft - науки об искусстве. К. верил в главенство визуального впечатления, в то, что формальные стилистические особенности отражают содержание искусства; в то же время он был рационально мыслящим человеком, воспитанным в традициях исторического исследования и анализа, наделенным способностью точно определять художественную ценность и историческое значение того или иного произведения. К. добился широкого признания в мире. В Великобритании он получил звание профессора изящных искусств в Кембридже и профессорскую стипендию им. Ф. Слейда (Slade Professorship) в 1974/75 г. на чтение курса лекций, опубликованных впосл. в кн. «Становление византийского искусства» (Byzantine Art in Making, 1977). К. стал почетным профессором ряда ун-тов по обе стороны Атлантического океана, в т. ч. рим. ун-та Сапиенца. В ФРГ в 1982 г. был удостоен ордена Pour le Mérite für Wissenschaften und Künste - самой высокой награды за академическую и культурную деятельность. Соч.: Römische Malerei vom Beginn des VII. bis zur Mitte des VIII. Jh.: Diss. Münch, Early Medieval Art in the British Museum. L., 1940; Portraits of Christ. Harmondsworth, 1940 (соавт. E. Senior); The Mosaics of Monreale. Palermo, 1960; Israeli Mosaics of the Byzantine Period. N. Y., 1965; The Art of Byzantium and the Medieval West: Selected Studies/Ed. W. E. Kleinbauer. Bloomington, 1976; Byzantine Art in the Making: Main Lines of Stylistic Development in Mediterranean Art, 3rd-7th Century. L.; Camb. (Mass.), 1977; The Mosaics of St. Mary " s of the Admiral in Palermo. Wash., 1991. (DOS; 27); I mosaici del periodo normanno in Sicilia. Palermo, 1992. Fasc. 1: La Cappella Palatina di Palermo: I mosaici del presbiterio; 1993. Fasc. 2: Idem: I mosaici delle navate; 1994. Fasc. 3: Il Duomo di Monreale: I mosaici dell " abside, della solea e delle cappelle laterali; 1995. Fasc. 4: Idem: I mosaici del transetto; 1996. Fasc. 5: Idem: I mosaici delle navate; 2000. Fasc. 6: La cattedrale di Cefalù: La cattedtale di Palermo e il Museo Diocesano Mosaici Profani; Studies in Late Antique, Byzantine and Medieval Western Art. L., 2002. Vol. 1: Studies in Late Antique and Byzantine Art; 2004. Vol. 2: Studies in Medieval Western Art and the Art of Norman Sicily.

http://pravenc.ru/text/1841161.html

д. можно видеть в М. мон-ря Успения Пресв. Богородицы в Дафни близ Афин (ок. 1100). Гармоничное построение образов, их плавные движения, спокойное, ясное выражение ликов напоминают произведения античного искусства. На такое искусство, видимо, ориентировались создатели М. Михайловского Златоверхого мон-ря в Киеве. Но в них в сравнении с М. Дафни появляются и новые черты: удлиненные пропорции фигур, более абстрактные, стилизованные линии складок, дробящие живописную поверхность на много мелких граней, усложненные, почти «закрученные» позы (некоторые апостолы показаны шагающими вперед, притом что их головы повернуты назад). Еще один вариант небольшого отступления от классического стиля дает М. юж. галереи собора Св. Софии К-польской: имп. Иоанн II Комнин, имп. Ирина и их сын Алексей предстоят перед Богородицей (1118-1122) в строго фронтальных позах; богато орнаментированные одежды, четко очерченные контуры, графичная моделировка лиц делают эту композицию уплощенной, а фигуры - застывшими в молитвенном предстоянии. Богородица «Параклесис». Мозаика собора Санта-Мария-дель-Аммиральо (Марторана) в Палермо, Сицилия. 1146–1151 гг. Богородица «Параклесис». Мозаика собора Санта-Мария-дель-Аммиральо (Марторана) в Палермо, Сицилия. 1146–1151 гг. От сер.- 2-й пол. XII в. сохранились М. храмов на о-ве Сицилия, выполненные к-польскими мастерами в правление королей Рожера II (1130-1154), Вильгельма I (1154-1166) и Вильгельма II (1166-1189): Палатинской капеллы в Палермо (60-е гг. XII в.), собора Сантиссимо-Сальваторе в Чефалу (с 1148), ц. Санта-Мария-дель-Аммиральо (Марторана) (1146-1151) и собора Санта-Мария-Нуова в Монреале (80-е гг. XII в.). Заказчиком М. Мартораны был Георгий Антиохийский, сицилийский адмирал и знатный вельможа, изображенный на одной из М. этой церкви коленопреклоненным перед Пресв. Богородицей; М. остальных храмов были созданы по заказам сицилийских королей. Приехавшие из Византии художники столкнулись с необходимостью адаптировать привычную схему украшения крестово-купольного храма к иным архитектурным конструкциям: базилике (соборы в Чефалу и Монреале); купольной базилике (Палатинская капелла).

http://pravenc.ru/text/2563936.html

Мозаика сев. стены пресбитерия собора Сантиссимо-Сальваторе в Чефалу. 1154-1166 гг. В отличие от королевских храмов ц. Санта-Мария-дель-Аммиральо в Палермо строилась и украшалась по частной инициативе Георгия Антиохийского, грека по происхождению. Как и в соборе в Чефалу, здесь преобладают отдельно стоящие фигуры, а не сюжетные композиции: ангелы - в вост. своде рукава креста, апостолы - в сев. и юж. сводах, святые - в верхних частях стен и в софитах подпружных арок. В связи с посвящением храма Богородице из праздничного цикла выбраны неск. богородичных сюжетов: «Благовещение» - в пазухах восточной подпружной арки, напротив - «Сретение»; «Рождество Христово» и «Успение» - в зап. рукаве креста. Несомненно, апсиду (перестроена в XVII в.) украшал образ Богородицы. В конхах диаконника и жертвенника помещены образы св. праотцев Иоакима и Анны. В куполе представлена новая и актуальная для визант. искусства того времени композиция «Небесная литургия» (Христос Пантократор в окружении поклоняющихся Ему ангелов), в верхних частях барабана - пророки, в тромпах - евангелисты. Один из примеров неудачного соединения визант. структуры храмовой декорации с сицилийской архитектурой - фигуры поклоняющихся ангелов и евангелистов: их пропорции сильно искажены, видимо, из-за непривычных для мозаичистов форм купола и тромпов. На стенах по сторонам входа в наос помещаются панно, изображающие Рожера II, коронуемого Иисусом Христом, и коленопреклоненного ктитора перед Богородицей, Которая представлена в распространенной в XII в. иконографии «Параклесис». Георгий Антиохийский перед Богоматерью. Мозаика купола ц. Санта-Мария-дель-Аммиральо (Марторана) в Палермо. 1146–1151 гг. Георгий Антиохийский перед Богоматерью. Мозаика купола ц. Санта-Мария-дель-Аммиральо (Марторана) в Палермо. 1146–1151 гг. В соборе Санта-Мария-Нуова в Монреале имеется один из наиболее крупных ансамблей мозаик в средневековом искусстве, сопоставимый только с декорацией собора Сан-Марко в Венеции. В основе мозаичной декорации всего комплекса лежит единый замысел, в короткий срок реализованный неск. артелями мастеров. Собор представляет собой 3-нефную базилику общей протяженностью ок. 95 м. В вост. части расположен 3-частный трансепт, его центральная часть ведет к главной апсиде, по сторонам расположены 2 капеллы с апсидами. Компартименты, предшествующие 3 апсидам, перекрыты сводами на высоте ок. 30 м, все остальные части собора имеют плоское перекрытие. Кор. Вильгельм II строил собор как новую усыпальницу династии Отвилей и ориентировался на постройки отца и деда, но стремился их превзойти. Поэтому иконографическая программа собора в Монреале во многом повторяет программы кафедрального собора в Чефалу и Палатинской капеллы.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

и западноевроп. искусства кон. XII-XIII в. Появление визант. мозаичистов во 2-й пол. XI в. и затем снова в кон. XII в. в Сев. Адриатике дало импульс развитию мощной местной традиции, которая в кон. XIII в. привела к возникновению одного из вариантов искусства Проторенессанса. Христос Пантократор в окружении ангельских чинов. Мозаика купола Палатинской капеллы в Палермо. 1143–1146 гг. Христос Пантократор в окружении ангельских чинов. Мозаика купола Палатинской капеллы в Палермо. 1143–1146 гг. В силу исторических обстоятельств на Сицилии пересеклись и плодотворно воздействовали друг на друга разные художественные традиции: арабская, греческая и западноевропейская. Палермо, столица быстро возвысившегося Сицилийского королевства, в XII в.- центр рафинированной придворной культуры. В течение сравнительно краткого периода сюда были приглашены неск. греч. артелей мозаичистов, создавших 4 больших ансамбля, декорации Палатинской капеллы в Палермо, собора Сантиссимо-Сальваторе в Чефалу, ц. Санта-Мария-дель-Аммиральо (Марторана) в Палермо и собора Санта-Мария-Нуова в Монреале. Два первых ансамбля были начаты в правление кор. Рожера II (1130-1154) и окончены, когда у власти был его сын, кор. Вильгельм I (1154-1166). К строительству дворцовой церкви в Палермо приступили в 1130 г., собор в Чефалу был заложен в 1131 г. Вероятно, визант. мозаичистов впервые пригласил на Сицилию Рожер II для украшения Палатинской капеллы: в основании ее купола имеется посвятительная надпись 1143 г. Как полагают исследователи, в соборе в Чефалу работала другая артель. Здесь также имеется посвятительная надпись в нижней зоне апсиды, относящаяся к 1148 г. В эти же годы еще одна группа мозаичистов украшала ц. Санта-Мария-дель-Аммиральо, построенную адмиралом Георгием Антиохийским, министром кор. Рожера II (мозаики окончены до смерти ктитора в 1151). Собор в Монреале был построен и украшен в правление кор. Вильгельма II (1166-1189), мозаики выполнены в 80-х гг. XII в. Статус заказчика и качество мозаик 4 ансамблей свидетельствуют о к-польском происхождении мастеров.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Още веднъж по въпроса за старобълг. преводи на Протоевангелието на Яков//Лингвистични студии. Вел. Търново, 1994. С. 71-80; она же. Германов сборник от 1358-1359 г.: Изслед., изд. на текста. София, 2006. С. 80-84; Творогов О. В. Евангелие Иакова//СККДР. Вып. 1. С. 119-120; он же. Древнерус. четьи сборники XII-XIV вв.//ТОДРЛ. 1993. Т. 47. С. 3-33; Станчев К., Попов Г. Климент Охридски: Живот и творчество. София, 1988. С. 82-85, 110; СтБл. 1992. С. 377-378; Ivanova K. Bibliotheca Hagiografica Balcano-Slavica. Sofia, 2008. S. 192-194 (3а-д), 309 (3), 383 (4а-б), 498 (6а-б). А. А. Турилов Иконография Богоматерь. Фрагмент композиции «Благовещение». Мозаика ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана) в Палермо. 1143-1148 гг. Богоматерь. Фрагмент композиции «Благовещение». Мозаика ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана) в Палермо. 1143-1148 гг. Влияние текста И. П. на иконографию можно отметить с V в., прежде всего в наличии апокрифических деталей в композициях «Благовещение» и «Рождество Христово». Рассказ И. П. об избрании Девы Марии в числе др. дев для изготовления завесы для Иерусалимского храма после Ее обручения с Иосифом и о том, что по жребию Ей выпало прясть коккин и пурпур, нашел отражение в композиции «Благовещение», где Богоматерь держит в руках веретено и пурпурную пряжу (ранние примеры - рельеф саркофага из ц. Сан-Франческо, Равенна, после 400; мозаика триумфальной арки базилики Санта-Мария Маджоре в Риме, 432-445). Сцена «Благовещение у колодца», также основанная на И. П. (напр., на пластине слоновой кости на окладе Евангелия из сокровищницы Миланского собора, V в.), вошла в житийные циклы Богоматери, а в поздневизант. период - в иллюстрации акафиста . История исцеления высохшей руки повитухи, усомнившейся в приснодевстве Богородицы, запечатлена в композиции «Рождество Христово» на пластине слоновой кости трона архиеп. Максимиана (сер. VI в., Архиепископский музей, Равенна), а изображение этого персонажа и сцена омовения Младенца Христа с VI в. становятся традиц.

http://pravenc.ru/text/200365.html

Мозаика купола ц. Санта-Мария-дель-Аммиральо (Марторана) в Палермо. 1146–1151 гг. Как и в соборе в Чефалу, ввиду отсутствия купола смысловым центром является гигантский образ Христа Пантократора в конхе апсиды, под к-рым размещаются в неск. ярусов изображения Богоматери и архангелов, апостолов, святителей. Декорация пресбитерия также близка к мозаикам собора в Чефалу: в своде изображены Небесные силы, ниже - пророки и святые. У входа в пресбитерий на стенах над королевским и архиепископским местами помещены 2 большие ктиторские композиции, повторяющие аналогичные сцены в ц. Санта-Мария-дель-Аммиральо. С сев. стороны изображен коронуемый Иисусом Христом Вильгельм II, с южной - он же, коленопреклоненный, подносит модель собора Богоматери. В целом мозаичная декорация собора в Монреале близка к ансамблю Палатинской капеллы. Здесь, также в главном нефе, помещен ветхозаветный цикл, новозаветный - в трансепте и вост. части собора. Сцены из кн. Бытие в клеристории главного нефа очень близки в деталях к аналогичным композициям из Палатинской капеллы. Очевидно, для их копирования использовались прориси, что не мешало мозаичистам при необходимости вводить дополнительные детали, а также второстепенных персонажей. В соборе в Монреале на огромной площади стен трансепта и боковых нефов потребовалось создать более развернутый новозаветный цикл, в который вошли отсутствующие в Палатинской капелле сцены чудес и притч, размещенные в боковых нефах. Сцены из Житий апостолов Петра и Павла также очень близки к аналогичным композициям в Палатинской капелле, только размещены иначе, не в боковых нефах, а в вост. части - в капеллах, посвященных первоверховным апостолам. В мозаиках собора в Монреале встречаются и некоторые иконографические темы, ставшие популярными в визант. искусстве XII в. Напр., тема Боговоплощения развивается здесь в представленных по центральной оси образах Богоматери с Младенцем и Христа Пантократора в конхе, Еммануила - во лбу алтарной арки, Престола уготованного - в своде вимы, Нерукотворного образа - напротив Еммануила на зап. арке вимы. То же значение имеет сопоставление образов Еммануила и Христа Ветхого денми в сводах боковых капелл. В программе собора в Монреале отражены и новейшие события из жизни Зап. Церкви (так, в ряду святителей в алтаре изображен Фома Бекет, канонизированный за неск. лет до создания мозаик), и некоторые аспекты церковно-политической деятельности кор. Вильгельма II (нижнюю часть зап. стены занимают сцены из Житий кампанских святых Каста, Кассия и Кастренсия; мощи последнего, вероятно, были перенесены в Монреале и вложены в собор королем). Как и в Палатинской капелле, множество изображений святых в рост и погрудно в медальонах занимает свободные простенки, софиты арок, откосы проемов окон в алтарной части.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

  001     002    003    004