51 «Некоторым это кажется сказанным относительно враждебных сил, потому что и Христос говорит: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию ( Лк.10:18 ). Не отвергнем этого толкования: возможен и иной смысл этого выражения, тем не менее, примем это толкование, так как оно теперь полезно». (Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского. Т. 6. Кн. 1. – СПб.: Издание Санкт-Петербургской духовной академии, 1900. – С. 141.) 53 «Ибо Люцифер говорил в сердце своем: Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». (Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I- VIII веков. Ветхий Завет . Том X: Книга пророка Исайи 1–39 /Пер. с англ., греч., лат., копт, и сир. Под редакцией Стивэна А. Маккиниэна/Русское издание под редакцией Г.И. Беневича. – Тверь: Герменевтика, 2011. – С. 127). 54 «А что касается написанного у Исайи: Как упал с неба денница, сын зари, – и прочих слов, которые под образом вавилонского царя сказаны об этом лице или к этому лицу, то они, несомненно, должны пониматься как относящиеся к дьяволу на основании самого контекста этой речи…». (Там же. С. 127). 55 «И дьявол посчитал себя великим, когда изрек: Поставлю престол свой на севере и буду подобен Всевышнему. Гордые и сегодня считают себя значительнее других. Но никто не может быть назван действительно великим, кроме одного Бога». (Там же. С. 129). 56 «Царь Вавилонский возрыдал заутра, в тот день, который воссиял по совершении семидесяти лет, и в который Евреи получили избавление, а царство Вавилонское рушилось». (Святой Ефрем Сирин . Творения. Т. 5. – М.: Отчий дом, 1995. – С. 350). 57 «Пророк, со своей стороны, подтверждает удивительный для всех факт погибели царя вавилонского». (Лопухин А.П. Толковая Библия , или комментарии на все книги Св. Писания Ветхаго и Новаго Завета. Т. 6. – 1909. – С. 312). 63 Добросельский П. В. О происхождении человека, первородном грехе и искусственном зарождении. – М.: Благовест, 2008. – С. 45.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

7-ой стих 24-ой главы книги Чисел прот. Рождественский предлагает рассматривать по масоретскому тексту поскольку именно он даёт подлинное чтение. Основанием для такого выбора послужил тот факт, что чтение МТ более соответствует как контексту, так и общему характеру речи Валаама, чем чтение LXX 172 . В русском синодальном переводе это место читается так: «Польется вода из ведр его, и семя его будет как великие воды, превзойдет Агага царь его и возвысится царство его». Первая часть стиха означает, что потомство Израиля будет многочисленным, как обильные воды. Во второй части стиха обращает на себя внимание имя Агаг. Прот. А. Рождественский объясняет, что это обычное имя амаликитских царей, такое же, как фараон – для египетских царей или авимелех – для филистимских. Видимо, амаликитяне были в то время могущественным народом, и сравнение с их царём будущего израильского царя ставило последнего выше всех существовавших тогда царей 173 . Далее, прот. А.П. Рождественский с интересом замечает, что первыми врагами израильтян после перехода через Чермное море были как раз амаликитяне. Они, по его мнению, олицетворяли враждебный Божию Царству мир, и победа над ними указывала на будущую победу добра над злом 174 . Сравнив чтения 17–19-го стихов по LXX и МТ, прот. Рождественский и здесь делает выбор в пользу чтения МТ: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу свою. Происшедший от Иакова овладеет и погубит оставшееся от города». В этих трёх стихах в первую очередь требуют толкования поэтические образы «звезды» и «жезла». По объяснению прот. А.П. Рождественского, звезда здесь служит образом «славного, блестящего царя, или ряда царей, которые произойдут от Иакова и будут царствовать над ним» 175 . Звезда была естественным символом славы и великолепия, и в этом смысле образ звезды употреблялся у всех народов. Прот. Рождественский так же приводит древнее поверье о том, что рождение и вступление на престол великих царей возвещалось появлением необычайных звёзд 176 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

«Ибо воля Божия есть освящение ваше» ( 1Фес. 4, 3 ). Этой стадии созвучна следующая евангельская добродетель – надежда. Человек трудится над собой, созидает чистоту своего сердца и теперь это уже не раб, а наемный работник, достигший некоторого совершенства. Приобретенный уже опыт молитвы, поста, добрых дел становится опорой и фундаментом. Третья ступень на пути к богоуподоблению – это любовь. Термин обожение не известен иным христианским конфессиям, кроме Православия, не говоря уже о языческих религиях. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» ( 1Ин. 4, 16 ), и именно к совершенству и богоуподоблению призван человек. Это уже не «социальное положение», а семейное: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» ( 1Ин. 3, 2 ), «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» ( Откр. 21, 7 ). Итак, спасение заключается в возрастании благодати по ступеням: раб, наемник и сын, через добродетели веры, надежды и любви. Что касается вопроса о подлинности «Велесовой книги», существует научный труд «Что думают ученые о Велесовой книге», в котором собраны статьи ученых, доказывающие, что «Велесова книга» – фальшивка, написанная в XX в. Так, например, профессор О. В. Творогов утверждает, что «историческая картина, изображенная в “Велесовой книге”, самым решительным образом противоречит всей сумме знаний, добытых совместными усилиями археологов, лингвистов, этнографов, историков и положенных в основу современных представлений об этногенезе индоевропейских народов, и славян в частности» 98 . А. А. Алексеев , профессор Санкт-Петербургской духовной академии, подчеркивает, что «в языке “Велесовой книги” нет никаких лингвистических архаизмов, которые бы оправдали ее датировку IX веком. Но датировать ее по языку можно: писавшие ее “жрецы” знали только современную русскую грамматику и некоторые украинские диалектные явления» 99 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

Ст. 22. Как будут стоять пред Господом созидаемые Им новое небо и новая земля (ср. Ис.65:15 . Откр.21:1 ), так будет стоять потомство творимого Господом народа Божия. кг. и бдетъ мцъ мца, и сббта сббты, прїидетъ вска плоть поклонитис предо мною во іерлимъ, реч гдь: 23. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Моё на поклонение, говорит Господь. Ст. 23 ср. Зах.14:6 ; Ин.4:21 . Подобно тому, как в ветхом, завете благочестивые евреи в известные сроки приходили в Иерусалим для поклонения Богу, так и в новом завете обратившиеся из всех народов ко Господу будут являться в известные сроки в месту истинного Богопочитания. Слав. сл. во Іерсалимъ=ν ερουσαλμ не им. соотв. в евр.-м. т. кд. и изыдтъ и узртъ трпы человквъ престпившихъ мн: червь бо ихъ не скончаетс, и гнь ихъ не угаснетъ, и бдтъ въ позоръ всцй плоти. 24. И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрёт, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти. Ст. 24. Отступившие от Господа не будут иметь в себе жизни ( Ин.6:53 ), и будут подобны человеческим трупам, будут испытывать вечные мучения и служить предметом презрения для всякой плоти. Бл. Иероним говорит, что последнее пророчество можно понимать или относительно иудеев, о которых сказано: сыны родихъ и возвысихъ, тіи же вергошас мен ( Ис.1:2 ), или же о всех тех, которые, имея познание Бога в сердцах своих ( Рим.2:15 ), уклонились в суету, чтобы почитать тварь паче Творца. Конец. Слава ц, и Сн, и Стом Дх, и нын и присн и во вки вквъ. Аминь. 2 Наиболее обстоятельное опровержение этих мнений дано Генгстенбергом в его Christologie des Alten Testaments, в 3, а в русской литературе г. Орфанитским (см. ор. с ) и митрополитом Макарием, во Введении в православное богословие, стр. 279. 3 См. Wünsche, Die Leiden des Messias in ihrer Überem tunmung (?) mit der Lehne des Alten Testaments und den Auspiachen der Rabbinen in den Talmuden, Midraschim und andern alten rabbinischen Schriften 1870. Прекрасная монография Вюнше с убедительностью доказывает как то, что данное пророчество Исаии древнееврейской синагогой относилось к Мессии, так и то, что вера в искупление людей чрез страдания Мессии была общей верой древнееврейской синагоги. 4 У евреев было предание, что Даниил, Анания, Авария и Мисаил, по повелению Навуходоносора, были сделаны евнухами. Это предание, очевидно, разделял и блаж. Феодорит. 8 Епископ Виссарион разумеет здесь под точилом Иерусалим, и исполнение пророчества относит ко времени осады его Титом. Ор. с. 324. Читать далее Источник: Толкование на книгу святого пророка Исаии : [Ч. 1-4]./Сост. проф. И.Г. Троицкий. - Санкт-Петербург : т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1895./[Ч. 4]: Главы XLIX–LXVI. - 769-937 с. (Толкование на Ветхий Завет, издаваемые при С.-Петербургской Духовной академии. Вып. 10). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

В Санкт-Петербургской духовной академии состоялась встреча со светскими историками 2 марта 2009 г. 15:07 27 февраля, после торжественного акта, посвященного 200-летию Санкт-Петербургской духовной академии, состоялась встреча представителей духовной школы во главе с ректором епископом Гатчинским Амвросием со светскими историками Санкт-Петербурга. Речь шла о необходимости более тесного сотрудничества ввиду планируемого открытия в следующем 2009-2010 учебном году церковно-исторического отделения СПбДА. Из числе преподавателей Академии во встрече приняли участие проректор по научной работе священник Димитрий Юревич, секретарь Ученого совета СПбДА доцент протоиерей Кирилл Копейкин, профессор протоиерей Георгий Митрофанов, а также гость академии проректор Хабаровской духовной семинарии игумен Петр (Еремеев). Со стороны светских историков во встрече приняли участие профессор философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, доктор исторических наук Сергей Львович Фирсов, заведующая кафедрой истории средних веков исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, доктор исторических наук, профессор Галина Евгеньевна Лебедева, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского Института истории РАН, доктор исторических наук Елена Константиновна Пиотровская, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского Института истории РАН, доктор исторических наук Лора Александровна Герд, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского Института истории РАН, кандидат исторических наук Татьяна Александровна Богданова. На встрече обсуждался вопрос о давно назревшей необходимости открытия в Санкт-Петербургской духовной академии церковно-исторического отделения. Епископ Гатчинский Амвросий пригласил всех светских участников встречи к более тесному сотрудничеству в этом направлении уже на стадии подготовки. В дальнейшем предполагается, что все светские историки, принявшие участие в этом собеседовании, а также ведущий сотрудник Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, доктор исторических наук Михаил Витальевич Шкаровский будут читать курсы лекций на церковно-историческом отделении, чтобы существенно повысить качество образования и профессионализм выпускников академии, специализирующихся в области церковной истории. Представители светской исторической науки с радостью откликнулись на просьбу владыки ректора и согласись всячески помогать и содействовать в деле открытия и работы новой кафедры.  В ходе активных переговоров был высказан целый ряд конструктивных предложений. Весной 2009 года предполагается провести еще одну встречу представителей академии и светских историков, где уже более детально будет рассмотрен план открытия церковно-исторического отделения, учебные программы и т. д. Сайт СПбДА /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/571657.htm...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Два новых научных журнала учреждены в Санкт-Петербургской духовной академии 28.06.2017 28 июня 2017 года архиепископ Петергофский Амвросий (Ермаков) благословил учредить на кафедрах богословия и истории СПбДА два новых научных журнала: «Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии » и «Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской духовной академии». «На кафедре богословия впервые в новейшей истории издается научный журнал. Это уникальный опыт. Выпуск подобного ежегодника является хорошим индикатором работы кафедры. Ежемесячно у нас проводятся богословские семинары, на которых сотрудники кафедры делятся своими последними научными изысканиями, выступают с докладами. Как раз эти доклады и будут входить в журнал. Таким образом, в нем будут представлены самые свежие научные наработки наших коллег. Также авторами журнала может стать сотрудник любой другой кафедры Академии так, что это еще и эффективный способ межкафедрального взаимодействия», отмечает священник Димитрий Лушников, заведующий кафедрой богословия Санкт-Петербургской духовной академии и главный редактор журнала «Труды кафедры богословия СПбДА». По словам доцента кафедры церковной истории Д.А. Карпука, главного редактора научного журнала Исторического общества, «в первую очередь, журнал предназначен для преподавателей и студентов Санкт-Петербургской духовной академии. Но публиковаться могут также и выпускники, что мы очень приветствуем, а также все заинтересованные в исторической тематике. Речь, в первую очередь, идет об истории церковной, в которой мы делаем акцент на истории Санкт-Петербургской духовной академии. Важно отметить, что без инициативы самих студентов этот проект был бы невозможен. Именно наши студенты составляют костяк общества, труды которого будут наполнять журнал на первом этапе». Оба академических журнала рекомендованы к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви и также включены в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования). В Редакционный совет журналов вошли архиепископ Петергофский Амвросий, преподаватели Санкт-Петербургской духовной академии, а также сотрудники ведущих светских вузов Северной столицы. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 28.06.2017 20:20:52

http://drevo-info.ru/news/22498.html

10 декабря 2007 г. 09:00 — 14 декабря 2007 г. 19:00 10-14 декабря в Санкт-Петербурге пройдут X Знаменские межрегиональные чтения. Чтения организованы по совместной инициативе Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, Санкт-Петербургской духовной академии, Межвузовской ассоциации духовно-нравственного просвещения «Покров», Отдела по религиозному образованию и духовному просвещению Санкт-Петербургской епархии . Тема чтений этого года: «Преемственность духовно-нравственной культуры как основа стабильности и развития общества». Задача чтений заключается в осмыслении содержания преемственности отечественной культуры, обсуждении методологии формирования духовно-нравственной культуры в сфере образования, в обмене педагогическим, просветительским и организационным опытом в целях определения путей и способов влияния традиционных ценностей на нравственные ориентиры воспитания новых поколений современной России. Чтения будут проходить на базе Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и Санкт-Петербургской духовной академии. В программе чтений — пленарное заседание, работа секций, мастер-классов, круглого стола, методологического семинара и конференции. Программа чтений: 10 декабря Санкт-Петербургская Православная духовная академия Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования 11 декабря Санкт-Петербургская духовная академия 12 декабря Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования 13 декабря Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования 13-14 декабря НМПЦ «Петершуле» Подтвердить участие, сделать заявку на выступление, решить организационные вопросы можно на кафедре истории педагогики СПбАППО: (812)764-84-01 по понедельникам с 10.00 до 13.00, по вторникам с 10.00 до 20.00 и четвергам с 16.00 до 20.00. E-mail: mvz17@rambler.ru ; kip-516@mail.ru . Сайт Межвузовской ассоциации «Покров» /Патриархия.ru Календарь ← 7 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/330621.htm...

В Санкт-Петербурге состоялось вручение премии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского в области духовной культуры и искусства 27 февраля 2023 г. 13:23 24 февраля 2023 года в Бирюзовом зале отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии состоялось вручение премии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского в области духовной культуры и искусства. Председатель отдела иерей Илия Макаров вручил награду заслуженному работнику культуры РФ, заведующей кафедрой академического хора факультета искусств Санкт-Петербургского государственного института культуры Ларисе Яруцкой. С 2008 года она является художественным руководителем и дирижером многократного лауреата Гран-при всероссийских и международных конкурсов детского хора «Перезвоны». «Детский концертный хор " Перезвоны " под управлением Ларисы Николаевны Яруцкой — это образцовый коллектив детского хорового творчества. Кроме того, что они являются победителями множества конкурсов и участниками многих светских фестивалей, они также являются неким эталоном того, как детский хор может исполнять и традиционную, и современную духовную музыку. Коллектив принимает участие не только в концертах, но и в торжественных богослужениях, исполняя церковные песнопения. Педагогический творческий опыт Ларисы Яруцкой очень полезен для всех хоровых дирижеров и наставников детских хоров. Мы гордимся тем, что Лариса Николаевна осуществляет свое творчество именно в Петербурге», — отметил иерей Илия Макаров. Л.Н. Яруцкая окончила Санкт-Петербургскую государственную академию культуры (СПбГИК) по специальности дирижирование. Является членом правления Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга, сопредседателем секции хоровых дирижеров учебно-методического центра Комитета по культуре Санкт-Петербурга, художественным руководителем Международных фестивалей хорового искусства.  В 2015 г. награждена премией и нагрудным знаком правительства Санкт-Петербурга «За гуманизацию школы», премией Министерства культуры РФ «Лучший преподаватель детской школы искусств 2015». В 2018 г. стала победителем конкурса «Женщина года» в номинации «Культура и искусство». Детский хор «Перезвоны» СПб ДШИ имени М.И. Глинки под управлением Л.Н. Яруцкой неоднократно удостаивался высших наград на всероссийских и международных конкурсах. Коллектив сотрудничает со всеми ведущими оркестрами Санкт-Петербурга, а также выступает с оркестром Карельской государственной филармонии. Пресс-служба Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии / Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Санкт-Петербургской духовной академии возвращена часть исторического здания академической библиотеки 23 марта 2018 г. 15:28 20 марта 2018 года состоялось подписание акта о передаче части здания, занимаемой фондохранилищем Российской национальной библиотеки, в собственность Санкт-Петербургской духовной академии . До революции 1917 года здесь располагалась библиотека академии. Акт о передаче был подписан во исполнение Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной и муниципальной собственности». Документ подписали ректор СПбДА архиепископ Петергофский Амвросий , заместитель руководителя Межрегионального территориального управления (МТУ) Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области С.И. Шульженко и исполняющая обязанности генерального директора Федерального государственного бюджетного учреждения «Российская национальная библиотека» Е.В. Тихонова. Акт передачи объектов недвижимости утвердил руководитель МТУ Росимущества Санкт-Петербурга С.В. Рудовский. Владыка Амвросий выразил надежду, что после капитального ремонта библиотека станет доступна не только для студентов академии и жителей города, но и для всех, кто занимается богословской наукой. Владыка ректор также поблагодарил сотрудников Российской национальной библиотеки и МТУ Росимущества Санкт-Петербурга. Трехэтажный дом, половина которого была передана академии, построен в 1882 году архитектором Д.В. Люшиным для академической библиотеки. После революции 1917 года здание неоднократно меняло свое назначение. С 1965 года половина здания была отдана под нужды фондохранилища Российской национальной библиотеки. Постройка расположена рядом с историческим зданием Санкт-Петербургской духовной академии на набережной Обводного канала. Это уже второй объект, возвращенный академии в соответствии с ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения». В 2013 году был возвращен комплекс исторических зданий с домовым храмом Двенадцати апостолов по адресу набережная Обводного канала, д. 7. Ранее по инициативе В.И. Матвиенко, бывшей губернатором города в 2003-11 гг., духовной академии было передано принадлежавшее ей до 1917 года историческое здание из комплекса духовной семинарии по адресу набережная Обводного канала, д. 15. В настоящее время это здание полностью восстановлено. По материалам сайта Санкт-Петербургской духовной академии Патриархия.ru Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5165852.ht...

В Санкт-Петербургской духовной академии прошел круглый стол «Точки соприкосновения церковного права, истории Церкви и религиоведения» 16 марта 2021 г. 14:32 13 марта 2021 года в Книжной гостиной Санкт-Петербургской духовной академии в рамках деятельности Общества по изучению церковного права («Барсовское общество») прошел круглый стол «Точки соприкосновения церковного права, истории Церкви и религиоведения». Встреча прошла в очно-дистанционном формате. Модераторами круглого стола, который по традиции прошел в неформальной обстановке за чаепитием, выступили проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии, доцент кафедры церковной истории протоиерей Константин Костромин и директор издательства академии, секретарь «Барсовского общества» Д.В. Волужков. В работе круглого стола также приняли участие доктор юридических наук, профессор Ю.В. Оспенников, удаленно в заседании участвовали доцент Санкт-Петербургской духовной академии С.Ю. Крицкая, соучредитель «Барсовского общества» доктор исторических наук А.Ю. Митрофанов, преподаватель Самарской духовной семинарии А.В. Ведяев, проректор по воспитательной работе Якутской духовной семинарии иеромонах Тихон (Воробьев), студенты и аспиранты Санкт-Петербургской духовной академии и других учебных заведений. Перед началом мероприятия к его участникам обратился протоиерей Константин Костромин. Он приветствовал собравшихся, огласил рабочий регламент и предложил темы для дискуссий. На обсуждение были вынесены следующие вопросы: Первым выступил доцент кафедры антропологии и этнографии Института международных отношений Казанского федерального университета кандидат исторических наук А.А. Хохлов с докладом «Церковное право в правовой системе современного российского общества». В своем сообщении он рассказал о практическом аспекте применения церковно-правовых норм в жизни современного общества, особое внимание он уделил Семейному кодексу. Далее состоялось обсуждение первого вопроса повестки дня — насколько перспективным является появление церковно-правовой науки, независимой от истории Церкви. В ходе дискуссии участники пришли к выводу, что совершенно отделить церковно-правовую науку от истории Церкви невозможно, так как история Церкви предоставляет контекст того или иного канонического правила, даже если само оно уже давно не применяется на практике. То, что существует конкретное правило, и то, что в определенных исторических обстоятельствах оно было принято, выражает реакцию Церкви на проблемы различных эпох. Однако, по мнению участников обсуждения, здесь важно избежать другой крайности — апелляции только к древним канонам: современной церковно-правовой науке необходимо обратиться к опыту светского права, которое сильно эволюционировало по отношению к лежащему в его основе римскому праву. Это помогло бы грамотно формировать реакцию на современные события, не имеющие аналогов в древности, и не искать решения современных проблем в древних канонах.

http://patriarchia.ru/db/text/5788639.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010