Родственник Саула спрашивает его, куда он ходил. Он отвечал, что искал ослиц. Соби­рается народ в Массифе; Оаул поставляется царем. Царь аммонитский восстает против жителей Галаада; они посылают послов к Саулу; он пришел, сразился вместе с ними и жестоко поразил неприятелей. Устраивается празднество в Галгалах. Самуил говорит речь народу; Он спрашивает: у кого взял я вола, у кого взял осла (1Цар.12:3)? Предложив им уве­щание повиноваться Богу, он молится, — и ниспадает дождь в день жатвы. Народ убоялся и сознался, что он согрешил, потребовав царя. Самуил опять увещевает, чтобы они следо­вали повелениям Божиим. Саул поражает иноплеменников. Они, раздраженные, нападают с большою силою. Израильтяне обращаются в бегство; остается один Саул. Он приносит жертву всесожжения Богу, не дождавшись Самуила, который ве­лел ждать его. Приходит Самуил, огорчается случившимся, угрожает Саулу тем, что царство будет отнято у него и пере­дастся другому, т.е. Давиду. Когда Саул сидел на холме и с ним было шестьсот человек, то сын его Ионафан с своим отроком, тайно напав на неприятелей, убивает не­скольких из них. Саул, увидев это и напав на смущен­ных неприятелей, жестоко разбивает их, причем дает клятву, что никто не будет вкушать ничего до вечера. Иона­фан, не слышавши этого, вкусил меду. Саул приходит и спрашивает Бога, должно ли преследовать врагов; Бог не отвечает ему. Он понял, что совершен грех в народе. Когда был указан Ионафан, то Саул готов был предать его смерти, но народ спас Ионафана из рук его. Самуил возвещает Саулу, чтобы он поразил амаликитян, проклял у них все, и никого не щадил. Он не послушался, пощадил царя их Агага и стада мелкого и крупного скота. Самуил, пришедши и увидев это, разгневался и сказал: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов (1Цар.15:22). И при этом угрожал ему отнятием царства. Саул принуждал Самуила идти вместе с ним; но тот не хотел; потом, будучи принужден, пошел.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Саул видел, что этот открытый разрыв между ним и великим и высокочтимым пророком уменьшит его авторитет и принесет ему непоправимый вред; поэтому он просил Самуила не оставлять его в этот опасный момент. По-видимому, более опасаясь служителя Иеговы, чем самого Иеговы, он обратился к Самуилу с просьбой: «теперь же сними с меня грех мой, и воротись со мною, чтобы я поклонился Господу, Богу твоему». Но Самуил был глух к его просьбе и отвечал ему: «не ворочусь я с тобою, ибо ты отверг слово Господа, и Господь отверг тебя, чтобы ты не был царем над Израилем». Сказав это, Самуил повернулся от царя, чтобы удалиться от него. Но Саул, желая добиться у него прощения, так крепко держал его, что оторвал даже край его одежды, на что Самуил прибавил: («как ты оторвал у меня край одежды), так ныне Господь отторг царство Израилево от тебя и отдаст его ближнему твоему, лучшему тебя». Саул уже раньше был лишен права передать престол своему потомству, теперь же он потерял и свое собственное право. Самуил еще не знал, кто именно то лицо, которое должно будет наследовать Саулу, и, поэтому, употребил общее название «ближний»; но этот «ближний» будет более послушным, чем Саул, и, подтверждая эти слова, добавил: «и не скажет неправды, и не раскается верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему». Намерение Божие остается неизменным. Избрание Саула и продолжительность его царствования было условным, его отвержение было безусловным и окончательным. Не смотря, однако же, на бесповоротность этого приговора, Самуил наконец уступил настойчивой просьбе Саула, и согласился скрыть от глаз народа происшедший между ними разрыв, оставшись присутствовать при торжественном жертвоприношении. Пророк не имел в виду создавать анархии и совершенно отвращать свое лицо от царя, прежде чем не назначен был преемник. Он видел, что отклонить совершенно просьбу Саула и унизить таким образом монарха в глазах своего народа, значило бы придать новую силу существующему отчасти недовольству и оказать поддержку тому антагонизму, который уже замечался в отношении к Саулу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Саул поражает иноплеменников. Они, раздраженные, нападают с большою силою. Израильтяне обращаются в бегство; остается один Саул. Он приносит жертву всесожжения Богу, не дождавшись Самуила, который велел ждать его. Приходит Самуил, огорчается случившимся, угрожает Саулу тем, что царство будет отнято у него и передастся другому, т.е. Давиду. Когда Саул сидел на холме и с ним было шестьсот человек, то сын его Ионафан с своим отроком, тайно напав на неприятелей, убивает нескольких из них. Саул, увидев это и напав на смущенных неприятелей, жестоко разбивает их, причем дает клятву, что никто не будет вкушать ничего до вечера. Ионафан, не слышавши этого, вкусил меду. Саул приходит и спрашивает Бога, должно ли преследовать врагов; Бог не отвечает ему. Он понял, что совершен грех в народе. Когда был указан Ионафан, то Саул готов был предать его смерти, но народ спас Ионафана из рук его. Самуил возвещает Саулу, чтобы он поразил амаликитян, проклял у них все, и никого не щадил. Он не послушался, пощадил царя их Агага и стада мелкого и крупного скота. Самуил, пришедши и увидев это, разгневался и сказал: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов (1Цар.15:22). И при этом угрожал ему отнятием царства. Саул принуждал Самуила идти вместе с ним; но тот не хотел; потом, будучи принужден, пошел. После того Самуил, приказав привести к нему Агага, умертвил его собственными руками. С того времени он не видал Саула до дня смерти его, но плакал о нем. Потом Самуил посылается Богом помазать Давида; он пошел и помазал. Тогда овладел Саулом дух лукавый, и приводят к нему Давида, чтобы он пел и укрощал лукавого духа. Когда пришел воевать Голиаф, и все были в страхе, Давида посылают навестить братьев. Пришедши в лагерь, он спрашивает, какая будет награда тому, кто убьет этого иноплеменника. Ему сказали: дочь царя отдана будет за него. Он пришел к Саулу, и обещался убить иноплеменника. Тот не верил; но, наконец, послал его без оружия, потому что он не мог носить оружия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Собрав объединенное войско израильтян, Саул выступил в поход. После победы над аммонитянами авторитет Саула становится непререкаемым, и народ требует умертвить тех людей, которые были против его воцарения, но Саул прощает их. Самуил слагает с себя звание судьи, напоминая народу о том, что его собственное служение было беспорочно и что если они отступят от Бога и будут служить другим богам, то понесут наказание, но если они останутся верны, то Господь не оставит народа Своего ( 1Цар. 12:20–25 ). Народ приносит покаяние в том, что отступил от Бога, потребовав себе царя, на что Самуил возвещает им прощение, а также обещает неотступно молиться за них. Дальше Саул начинает войну с филистимлянами, которые представляют собой наибольшую опасность для израильтян. Разбив охранный отряд филистимлян, Саул с войском находился в Галгале. Филистимляне готовились к нападению, а Самуила, который должен был прийти, принести жертву и совершить молитвы перед началом битвы, всё не было. После недели ожидания Саул решает исправить положение и самостоятельно приносит жертву ( 1Цар. 13:8, 9 ). Войско у него уже есть, филистимляне близко, поэтому нужно поскорее закончить с этим делом и идти воевать. Едва кончил он возношение всесожжения, «приходит Самуил, и вышел Саул к нему навстречу, чтобы приветствовать его, но Самуил сказал: “Что ты сделал?”, Саул отвечал: «Я видел, что народ разбегается от меня, а ты не приходил к назначенному времени... Тогда подумал я: “теперь придут на меня филистимляне в Галгал, а я еще не вопросил Господа”, и потому решился принести всесожжение» ( 1Цар. 13:11–12 ). И сказал Самуил Саулу: «Худо поступил ты, что не исполнил повеление Господа Бога твоего, которое дано было тебе, ибо ныне упрочил бы Господь царствование твое над Израилем навсегда» ( 1Цар. 13:13 ). Очень важный момент. Это ожидание, это замедление Самуила было неким искушением для Саула, проверкой, насколько он тверд в своей вере, насколько он готов довериться Промыслу Божию, насколько он полагается на Бога и насколько он полагается на себя. «Ибо ныне упрочил бы Господь царствование твое над Израилем навсегда, но теперь не устоять царствованию твоему. Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему и повелит ему Господь быть вождем народа Своего, так как ты не исполнил того, что было повелено тебе Господом» ( 1Цар. 13:13–14 ). Хотя здесь еще не происходит полного отвержения Саула, оно ему уже предрекается.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Ст. 17–18. …Не жатва ли пшеницы ныне? Но я воззову к Господу, и пошлет Он гром и дождь,... и Господь послал..., и пришел весь народ в большой страх... Почему гром и дождь, который произвел Самуил своей молитвой – были ужасны для Израильтян? Потому, что это случилось во время жатвы пшеницы, т. е. в конце июня и в начале июля, когда в Палестине не бывает дождя. Об этом свидетельствует, между прочим, и Иероним, долго живший в тех странах. Ст. 23. …И я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас, и буду наставлять вас на путь добрый и прямой… Эти слова замечательны тем, что обнаруживают высоту духа Самуилова и вкратце излагают существенные обязанности пастырей и царей. Самуил, сложивши свое достоинство судии, отринутый и не оцененный народом, говорит, что он не допустит себе греха перед Господом, чтобы перестать молиться за народ – высокий образец истинного пастыря и правителя!... Глава 16. Помазание Давида на царство а) Самуил получает повеление от Господа идти в Вифлеем для жертвоприношения, и там помазать нового царя из сынов Иессеевых (ст. 1–5). б) Из восьми сынов Иессеевых избранником оказывается младший, Давид, находившийся при стаде, который и приемлет помазание (ст. 6–13). в) Дух злой овладевает Саулом, который, для рассеяния своего уныния, ищет искусного музыканта, и нашедши его в Давиде, – делает его своим оруженосцем (ст. 14–23). Ст. 2. …И сказал Самуил (Господу, посылавшему его помазать Давида): как я пойду? Саул услышит и убьет меня... Страх Самуила перед суровым и подозрительным Саулом не должен смущать нас; ибо Самуил, по словам блаж. Феодорита, «был не только пророк, но и человек. Если владыка пророка, Господь наш Иисус Христос , готовясь принять спасительное страдание, человеческое естество доказал боязнью; кто будет столько свободен от немощей, чтобы упрекать убоявшегося пророка?» 328 . Господь сказал: возьми в руку твою телицу из стада, и скажи: я пришел для жертвоприношения Господу… Слова Господа показывают, что страх и опасение Самуиловы были основательны; ибо Ом сам повелевает Самуилу скрыть истинную цель своего путешествия в Вифлеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Ст. 18. …И объявил ему Самуил... Тогда сказал (Илий): Он – Господь, что Ему угодно, то да сотворит… Достохвальное, или, м. б., достойное порицания, чувство высказывается в этом ответе Илия? По мнению св. отцов церкви, ответ Илия был поистине ответом первосвященника – кающегося, смиренного, скорбящего о своих винах и привыкшего во всем покоряться божественному правосудию. Так, вообще, думают и все те толковники, по мнению которых Илий не погубил свою душу, хотя и понес наказание от Бога, как в своем лице, так и в лице своих потомков 291 . Ст. 19. …И возрос Самуил, и Господь был с ним... В каком возрасте был Самуил, когда Господь призвал его к пророческому служению? По мнению Иосифа Флавия, Самуил имел тогда лишь 12-ть лет. Напротив, некоторые полагают, что он призван был перед самой смертью Илия, и, в подкрепление своего мнения, ссылаются на 3-й стих сей главы, где под светильником Божиим разумеется, будто бы, первосвященник Божий. Истины должно искать, по словам преосв. Филарета, в середине; ибо прошел, конечно, значительный промежуток времени от предыдущего пророчества неизвестного мужа 292 , до призвания Самуила, в который промежуток иссякли откровения 293 ; а с другой стороны – таковой же промежуток времени надобно полагать от призвания Самуила до того времени, когда возросла и распространилась его последующая слава 294 . Ст. 20. …И узнал весь Израиль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен быть пророком Господним… Т. е., решительно весь народ израильский. Город Дан был на северной границе Еврейской земли, а Вирсавия – на южной 295 . Ст. 21. …И продолжал Господь являться в Силоме после того, как открыл Себя Самуилу в Силоме через слово Господне... Какая сила выражения: «Господь открыл Себя... через слово Господне»! Здесь содержится указание на 1-е и 2-е лицо Св. Троицы, Бог говорил Самуилу через свое Слово, через Того обетованного Пророка 296 , о Котором говорили все другие пророки, т. е. через Сына Своего, через вторую Ипостась Свою... Глава 7, ст. 1–17. Поставление ковчега в Кириафиариме и избавление Евреев от иноплеменников жертвоприношением Самуила

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Теперь Саулу повелено было окончательно истребить этот хищный народ, как бы притом в отмщение за то нападение, которое они первые сделали на израильтян по переходе ими Чермного моря. Саул действительно поразил амаликитян, но при этом опять нарушил волю Божию, так как истребил только худшую часть добычи, а лучшую захватил себе и притом оставил в живых царя амаликитян (Агага). В то же время он уже настолько возгордился своими подвигами, что самовольно воздвиг себе памятник на Кармиле. Тогда Самуил опять явился к нему со строгим укором за непослушание, и на оправдание Саула тем, что он захватил стада амаликитян для совершения жертвоприношения Богу, отвечал высокой истиной, которую, впоследствии, полнее разъяснили пророки и которая окончательно утверждена Христом: «Неужели, сказал он, всесожжения и жертвы столь же приятны Господу, как послушание гласу Господа? послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов». «За то, что ты отверг слово Господне, торжественно добавил Самуил, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем над Израилем». Сказав это, разгневанный пророк хотел удалиться; но Саул, желая добиться у него прощения, так крепко держал его, что оторвал даже край его одежды, на что Самуил прибавил: (как ты оторвал у меня край одежды, так) «ныне Господь отторг царство Израилево от тебя». Однако же он остался с Саулом и в поучение ему собственными руками заклал Агага. Сила амаликитян была сокрушена окончательно, и израильтяне почти совсем избавились от этого опасного врага. Но вместе с тем решена была и судьба Саула. Все его действия показывали, что он неспособен был обуздывать своего своенравия и не хотел быть таким послушным орудием воли Божией, возвещаемой чрез Его пророков, каким должен быть царь избранного народа. Видя все это, Самуил с печалью оставил Саула и уже не виделся с ним до дня смерти своей, но заочно оплакивал так неудачно помазанного им царя. В своей скорби Самуил скоро был утешен повелением Божиим идти в Вифлеем в колено Иудино, и там помазать на царство нового избранника Божия, именно одного из сыновей Иессея 151 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Эти кочевые разбойничьи племена, жившие на Синайском полуострове, с давних времен были постоянными врагами Израиля. И вот наконец, приблизился час расплаты и для амаликитян. Самуил по повелению Божию пришел в Гиву к Саулу и сказал ему: «Теперь иди и порази Амалика… и истреби все, что у него; [не бери себе ничего у них, но уничтожь и предай заклятию все, что у него]…» (1 Цар. 15:3). Саул быстро собрал армию и пошел на амаликитян. Поход был успешным. Амаликитяне были жестоко наказаны. Воины Саула умерщвляли всех, не щадя даже женщин и детей. Однако Саул и на этот раз проявил своеволие и не до конца выполнил повеление Господа. Ему стало жаль уничтожать богатейшие военные трофеи — овец, волов и другое ценное имущество амаликитян. К тому же он сохранил жизнь царю амаликитян Агагу, взяв его в плен. Узнав о таком самовольном поступке царя, Самуил внезапно явился в лагерь Саула, когда тот праздновал свою победу, и объявил ему волю Божию: «За то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем [над Израилем]» (1 Цар. 15:23). Саул не мог не считаться с огромным авторитетом пророка и покорно стал просить у него прощения. Боясь, что известие об их конфликте вызовет брожение в народе, Саул упрашивал Самуила остаться в лагере для жертвоприношения. Но разгневанный пророк повернулся, чтобы уйти. Видя это, Саул хотел силой задержать Самуила и нечаянно оторвал ему край одежды. Тогда Самуил сказал: «Ныне отторг Господь царство Израильское от тебя и отдал его ближнему твоему, лучшему тебя…» (1 Цар. 15:28). Самуил все-таки остался на время в лагере, но только для того, чтобы до конца осуществить суд Божий над амаликитянами. Он повелел привести царя Агага к жертвеннику и собственноручно разрубил его на глазах у народа. Вскоре после этого Самуил ушел к себе в Раму и больше до самой смерти не встречался с Саулом. Хотя первый израильский царь и был избран Богом, он не во всем был послушен воле Божией, за что Господь и лишил его особой благодати. Помазание Давида на царство 1 Цар.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

1 Января. Поучение о Самуиле О сем дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошение мое, чего я просила у Него; и отдаю его Господу на все дни жизни его, служить Господу ( 1Цар.1:27–28 ) У Бога испрошенным и Богу посвященным был Самуил, пророк и вождь народа израильского. Блаженная Анна, бездетная мать его, слезами и жертвами испросила его у Бога. И его, единственного сына, наибольшее благо свое, отдала с самого детства на служение Господу. Мудрая мать считает своих детей не своими, а Божиими. Божии они и когда их Бог дает, и когда их Бог забирает, но более всего они Божии, когда их мать сама Богу посвящает. Божий дар возвращается Богу как ответный дар. Ибо мы ничего своего не имеем, чтобы дать Богу, а только то, что от Него получаем. И жил отрок Самуил при храме среди испорченных сыновей священника Илия, однако не испортился. И Господь не пожелал являться грешным старикам, а явился этому чистому ребенку... Ибо Самуил исполнял волю Божию и не позволил, чтобы осталось хоть одно из слов Его неисполнившимся ( 1Цар.3:19 ). И был Самуил судиею народу израильскому от юности до старости, и не сделал ничего плохого ни Богу, ни людям. И Бог дал ему силу, и он пророчествовал и творил чудеса; всех врагов Бога и врагов народа он победил, и двух царей помазал – Саула и Давида. А когда состарился, то созвал народ и спросил, учинил ли когда-либо над кем-то насилие или взял ли от кого что. А народ единогласно ответил: ты не обижал нас, и насилия над нами не чинил, и не притеснял нас, и не взял ничего из чьей-то руки ( 1Цар.12:4 ). Вот такой человек был тот, кто Богом дарован и Богу в ответный дар принесен и кто возрастал с благословением Божиим и благословением материнским. Пусть же матери используют пример Анны блаженной; пусть судьи и вожди народные используют пример Самуила праведного. О Господи Святый и Пресвятый, Благий и Преблагий, отвори души наши, чтобы мы видели святость и благость Твою, да чтобы раскаялись в злых делах своих. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

1Цар 8 – 12 . Реформа правления. В повествовании о реформе правления можно различить две серии рассказов, в которых изложены две версии учреждения царской власти в Израиле: антимонархическая (l Цар. 8:10, 17–24; 12) и промонархическая ( 1Цар. 9, 1 – 10, 16; 11 ). 8; 10, 17–24; 12. Антимонархическая версия изложена в трех отрывках. Начинается она рассказом гл. 8 о том, как старейшины Израилевы собрались к Самуилу в Раму, и, указывая на его старость и корыстолюбие его сыновей, сказали: «ныне поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов» (8, 5). Такая просьба старейшин показалась «лукавой» и оскорбительной Самуилу. Он обратился с молитвой к Богу, и Господь признал недовольство пророка на народ справедливым. «Не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтобы Я не царствовал над ними...» и повелел ему возвестить старейшинам «права царя». Самуил от имени Бога раскрыл перед израильтянами, что «права царя», какого они просят, по подобию языческих народов, будут основаны на насилии, тяжелых трудовых повинностях и больших налогах, которые приведут к социальному неравенству, обнищанию народа и порабощению его царем и его слугами, так что царское управление в конце концов ляжет тяжелым бременем на народ (8, 11–18). Израильтяне однако не приняли вразумлений пророка и продолжали настаивать на реформе правления. Тогда Самуил вторично обратился к Богу с молитвой и получил указание уступить ввиду упорного желания народа, возлагавшего упование на царя больше, чем на Бога, который должен будет на себе испытать всю тяжесть царской формы правления. 10, 17–25. Продолжение версии. Собрание в Массифе. Самуил собирает народ в Массифу, и здесь избирается царем вениамитянин Саул – сын Киса. 12, 1–25. Окончание версии. Прощальная речь Самуила, в которой он говорит о сложении с себя звания судьи и дает наставление израильтянам о необходимости почитания Господа и послушания Его пророку со стороны царя и народа. Самуил напомнил израильтянам, что требуя себе царя, они совершили великий грех пред Господом (стт. 17–19), но если царь и народ будут послушны Господу и удалятся от идолослужения, то Бог будет продолжать охранять свой народ (ср. Втор. 17 ) так же, как он охранял его со времени Моисея, когда он был верен Ему. Если же царь и народ будут нечестивыми, то «рука Господня будет против» них, «как была против отцов» их, когда они не были верны Господу (ст. 15). «Если же вы будете делать злое, то погибнете вы и царь ваш» (ст. 25). В этой антимонархической речи очень ясно выражено требование первенства почитания Иеговы, которое позднее будет неоднократно напоминаться пророками северного царства, Амосом и Осией ( Ам. 7, 10–13 ; Ос. 3, 4; 7, 7; 8, 4; 13, 11 ). Последующие священные писатели покажут, как исполняются пророческие предостережения Самуила в истории падения израильского и иудейского царств вместе с их царями.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010