Не желая сам начальствовать, блаженный старец в обители своей поставил Игумена по имени Кассиана, и устроил общежительство, не дозволяя никому из братии считать что - либо своим, хотя бы кто и пожертвовал из имения своего при вступлении в монастырь. В келии у самого Саввы ничего не было, кроме иконы Спасителя и Божией Матери, убогой мантии да ветхой рогожки, на которой он ложился для короткого отдыха. Крыпецкий отшельник, как описывает его житие, был велик ростом, с бородой седою, как снег, густою и не очень длинною. Преставился преподобный Савва 28 августа 1495 года. Ученики с великим плачем погребли Савву на правой стороне построенной им деревянной церкви Св. Иоанна Богослова. Спустя 50 лет по смерти Саввы его житие писал монах Василий из Крипецкого монастыря. В музее Паганкины палаты сегодня находится Сербское Евангелие, принадлежавшее Савве и икона к. 16 века с изображением Саввы Крипецкого, с клеймами вокруг, где изображены сцены его жизни. Связь Крыпецкого монастыря с Москвой при Борисе Годунове приняла обратный характер: на погибель Москве. Демократический Псков в смутное время стоял за самозванцев, даже выдвинул своего. Существует легенда, что Григорий Отрепьев бежал в Литву через Крыпецкий монастырь; что в монастыре он переночевал. Здесь у Григория были знакомые и он передал своё имя монаху Леониду, с которым поспешил дальше. Быть может эту историю слышал в Пскове Пушкин: ведь " Борис Годунов " написан им на Псковщине. В 17 веке при царе Алексее Михайловиче в этом монастыре пребывал " во иночестве " Афанасий Лаврентьевич Ордин - Нащокин - крупный сановник, начальник Посольского приказа, любимец царя. Он был образован, великолепно владел ин. языками, знал математику. Он становится министром иностранных дел, организовал на Чёрном море и на Каспии флот. В 1672 году удаляется от гос. дел и становится монахом Антонием. При нём уничтожили звонницу и над трапезной церковью надстроили столп колокольни по московскому образцу. В нач. 18 века монастырь восстанавливали после длительного запустения, в 1782 году он сильно горел " от варения монашествующей братией к празднику Иоанна Богослова квасу " .

http://sobory.ru/article/?object=00281

Блаженный Савва Крыпецкий 281 сперва подвизался на Снетной горе в Богородичной обители, близь Пскова. Потом жил несколько времени на Толве у преподобного Евфросина. Наконец удалился он на совершенное безмолвие, за 15 верст от Толвы, в пустынь Крыпецкую, бывшую тогда почти непроходимою, Здесь поселился он один на холме, при небольшом озере, – ныне уже заплывшем грязью; вокруг были лес и мхи, – где жили только медведи и другие дикие звери; пищею отшельника были хлеб и вода, и то в меру, – а в среду и пяток не вкушал од ничего; вместе с тем сам возделывал землю и питался своими трудами. – В жизни отшельнической много терпел он нападений от духов нечистых: но побеждал их молитвою. Спустя несколько лет отшельничества его стали собираться к нему ревнители пустынной жизни; они упросили его учредить обитель, и храм построен был в честь Иоанна Богослова: но игуменства над обителию не принял на себя отшельник, а поручил управлять ею Кассиану. По высокой жизни основателя обитель скоро получила известность. Управляющий Псковом князь Ярослав Васильевич Оболенский особенно часто посещал обитель Саввы и благотворил ей. Раз близился он к обители вместе с больною супругою. Савва послал сказать ему: «старец, грешный Савва, говорит тебе, князь, не вступай в обитель с княгинею; у нас здесь такое правило – жены не должны входить в обитель; если преступишь отеческую заповедь, княгиня твоя не получит от Бога исцеления в своей болезни». Добрый князь просил прощения у старца, что по незнанию хотел нарушить устав Савва вышел за ворота обители, там совершен был молебен братиею, после молебна княгиня у ног преподобного просила молитв его; осеняя ее крестным знамением он сказал: «во имя Отца и Сына и св. Духа, молитвами св. Иоанна Богослова будь здрава и к тому не согрешай». И княгиня исцелела. Благодарный князь приказал построить чрез мхи и болота моет к обители Саввы на 1400 саженях длины и этот мост поныне называется Ярославовым. По убеждению доброго князя Псков выдал (1487 г.) грамоту на землю для обители 282 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

На Анисию начиналась подготовка к Васильеву вечеру: резали поросенка, выскабливали, мыли его внутренности и шкуру на реке. Готовили праздничную пищу. В русской печи топили нутряное сало, жарили печенку и селезенку, готовили поросячьи ножки. Считалось, что человек, родившийся в день Анисьи Желудочницы, станет хорошим плотником и удачливым охотником. По обряду, когда все приготовления к празднику были закончены, мужчины выходили во двор, вытаскивали колоду, в которой вскармливали поросенка, и вместе с соломой, в которой его разделывали, поджигали, совершая хоровод вокруг костра с песней-колядой. Анна Зимняя (Анна Темная) Народное название дня св. прор. Анны Ветхозаветной (1100 до Р. Х.), празднуется 9/22 дек. День этот считается самым темным и коротким в году. Солнце почти совсем угасает, особенно на севере. Идет страшная битва между темными силами и светом Божиим. Тогда и является Анна, предвещая свет Божий, подавая надежду, что силы тьмы рассыплются в прах. В этот день следует удерживаться от грехов и неверных поступков, не впадать в отчаяние и верить в светлый день. Поскольку в результате борьбы тьмы и света появляется новорожденный луч (дитя), появляется новая жизнь на земле. Анна считается заступницей, покровительницей беременных женщин, которые не должны выходить на улицу, где господствует тьма, и тщательно оберегать дитя в утробе. Беременные женщины в этот день постились. Роженицы шили детское приданое и одежду для себя. Считалось, что Анна помогает им управляться с иголкой и ниткой. Усердная и кроткая роженица станет доброй и заботливой матерью. Прор. Анна также считалась покровительницей пчеловодов, которые шли на свои пасеки, проверяли ульи, молили у святой хорошего приплода. Анна Скирдница Народное название дня св. прав. Анны Пророчицы, празднуемой 28 авг./10 сент. В разных местах России этот день назывался: Анна, Анна Пророчица, Анна Скирдница, Скирдницы, Моисей, Моисей Мурин, День Саввы, Савва, Савва Псковский, Савва Скирдник. Последние семь названий этого дня, связанные с именем Саввы, объясняли, что в этот день праздновалась память св. прп. Саввы Крыпецкого, Псковского (1495), а также св. прп. Моисея Мурина.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

выше). «Ежели между оными не окажется ничего противоречащего, то, заключал св. Синод свое постановление, дозволить напечатать означенную службу вместе с житием и описанием чудотворений сего преподобного в тамошней синодальной типографии.., в противном же случае, ежели между оными окажется какое-либо противоречие, то напечатать одну только службу». Получив это постановление (указ) в декабре 1820 г., Московская контора, за подписью, между прочими, архиепископа Филарета (Дроздова) , основываясь на записи отца цензора Дмитриева 770 , репортовала св. Синоду 30 января 1822 года: так как «1) летосчисление сделано в рукописи различное, нежели какое есть в церковном прологе и в сказании о житии и чудесах» преподобного Саввы, напечатанных при Повести о Печерском монастыре, что усматривается в летах кончины преподобного, показанных в рукописи, а при чудесах выставлены лета, в какое лето, какое чудо было, коих лет в печати не находится; 2) в повествоваших рукописных такое сделано различие против печатных, при Повести о Печерском монастыре читаемых, что инде все переиначено и совсем в другом представлено виде, нежели как есть что в печати, и много против печати находится лишнего; 3) слог речи в тех местах, коих нет в печати, неисправен и показывает сочинение поврежденное; 4) целых трех чудес, в рукописи описанных под числами 771 7, 19 и 21 в печатных оных повестях нет, и как сии три чуда, так и прочее, что ни есть в рукописи лишнего против печати, откуда все взято – неизвестно; то по всем причинам сим приложенное в рукописи к службе преподобного Саввы Крыпецкого сказание под оглавлением таковым: Месяца августа в 28 день сказание о приходе в пресловутый град Псков преподобного отца Саввы Пустынножителя, составльшего обитель пречестну во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова на месте, глаголемем Крыпец, о житии его и чудесам – не печатать; а напечатать одну только «службу» или же, с дозволены св. Синода припечатать (к ней житие с напечатанного при Повесте о Печерском монастыре».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

От монастыря остался до настоящего времени древний соборный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Крыпецкий Иоанно-Богословский монастырь в Псковском уезде. В 25 верстах от города Пскова, среди обширных болот расположилась Крыпецкая обитель св. Иоанна Богослова. Основана она в 1455 году прп. Саввой, учеником Св. Ефросина, основателя Спасо-Елеазарова монастыря. Прп. Савва, родом из Сербии, был афонский монах. После падения Константинополя (1453 г.), притесняемый турками, Савва покинул Афон, пришел в единоверную русскую землю и поселился в Псковских пределах в обители прп. Евфросина. Но затем, любя уединение, он удалился отсюда за 15 верст и там основал обитель, Псковичи покровительствовали ей, и в особенности псковский князь Ярослав. До настоящего времени сохранилась бревенчатая плотина длиною около 3 верст, которую на свои средства устроил князь Ярослав. При везде в монастырь стоит ветхая часовня, которую построил тоже князь Ярослав в благодарность за исцеление своей жены прп. Саввой. Во время войн с поляками и в Смутное время Крыпецкая обитель, по молитвам св. Саввы, тогда уже умершего, не пострадала от врагов. В 1581 г., во время нашествия Стефана Батория, поляки трижды пытались взять и зажечь монастырь, но не могли: хотя монастырь был пуст (иноки его на это время покинули), но полякам казалось на стенах его множество вооруженных воинов. Храм один, двухэтажный, древней постройки в стиле XVI века: во имя Иоанна Богослова вверху и во имя Саввы Крыпецкого внизу; под колокольней помещается небольшая церковь в честь Успения Богоматери. В монастыре почивают под спудом мощи прп. Саввы в церкви его имени. Крестные ходы совершаются 29 августа в Псков и 12 июня в Палицы. Как интересный исторический факт, должно отметить, что в конце XVII века в Крыпецком монастыре подвизался в иночестве с именем Антония знаменитый дипломат царя Алексея Михайловича Ордын-Нащокин. В 10 верстах от обители ст. «Торошино» Петерб.-Варшавск. ж. д. Крыпецкий монастырь имеет во Пскове свое подворье с древним храмом во имя св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В один день с преподобным Кукшею и Никоном скончался и пр. Пимен постник, прозванный так потому, что вел весьма суровую постническую жизнь. Он был сподоблен от Бога благодатного дара исцелений и чудной прозорливости: он многих исцелял, многим пророчествовал. Даже свою собственную кончину он предузнал за два года, а также прозрел и мученическую кончину блаженного Кукши на далеком расстоянии от обители Печерской. Став однажды среди церкви, Пимен громко сказал: «брат наш Кукша убит ныне на рассвете от неверных». Сказав это, он и сам скончался; это было в один и тот же день и час с смертью пр. Кукши. Мощи препп. Кукши и Пимена почивают в Антониевой пещере (Печер. Патерик). Время жизни пр. Саввы неизвестно, неизвестно также и место жизни его– Венефалы. Муч. Анфиса за исповедание Христа была брошена в колодезь; время и место кончины ее неизвестны; в отличие от других она называется новою. (Месяц. Вост. А. Сергия, т. 2. стр. 225). Икона мучен. Фанурия. славного в Крите и Родосе, обретена около 1500 года (Месяц. Вост. А. Сергия т. 2, стр. 225). 28-е число Пр. Моисея Мурина. Св. Анны, дщери Фануиловы. Пр. Саввы Псковского или Крыпецкого. (Мучч. Диомида и Лаврентия. Праведного царя Езекии. Тридцати трех мучч. из Ираклии. Память свв. печерских угодников, почивающих в дальней пещере (преп. Феодосия): Моисея чудотворца, Лаврентия затворника, Илариона схимника, Пафнутия затворника, Мартирия диакона, Феодора князя Острожского, Афанасия затворника, Дионисия затворника, Феофила, еп. новгородского, Зинона постника, Григория чудотворца , Ипатия врача и целебника, Лукиана священномученика, Иосифа многоболезненного, Павла послушливого, Сисоя схимника, Нестора некнижного, Памвы затворника, Феодора молчаливого, Софрония затворника, Панкратия иеромонаха затворника, Анатолия затворника, Аммона затворника, Мардария затворника, Пиора затворника, Мартирия затворника, Руфа затворника; в церкви Благовещения в тех же пещерах: пр. Вениамина, пр. Евфросинии игумении полоцкие, пр. Кассиана затворника, Арсения трудолюбивого, Евфимия схимника, Тита воина, Ахилы диакона, Паисия, Меркурия постника; в церкви пр. Феодосия: Макария диакона, Пимена постника, Леонтия канонарха печерского, Геронтия канонарха печерского, Захарии постника, Силуана схимника, Агафона чудотворца, Игнатия архимандрита печерского; в церкви Рождества Христова: пр. Лонгина, вратаря печерского. Всех же преподобных, в пещере пр. Феодосия почивающих, 45, из них видимо почивающих 32 и в затворе 13. Кроме того в рукописных святцах и памятниках упоминаются памяти почивших или невидимо почивающих в Феодосиевой пещере: Илариона, митрополита киевского, Амфилохия, еп. Владимира волынского, Симеона, еп. переславского, Тимофея, игумена лавры, Досифея (в схиме Феодосия) игумена, Акиндина, преемника его, старцев – Евлогия и Даниила. Муч. Шушаники). Пр. Моисея Мурина

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как это ни покажется странным, но далеко не во всех случаях зафиксировано наличие над ракой святого его иконы. Такая ситуация существовала у гробниц преп. Саввы Крыпецкого в 1584–1587 гг. 1550 , преп. Ферапонта в можайском Лужецком монастыре в 1596–1598 гг. 1551 , свт. Иоанна Новгородского и князя Владимира Ярославича в новгородском Софийском соборе в 1617 г. 1552 . Но все-таки над значительным числом рак подобные иконы существовали 1553 , иногда их было две или несколько, как, например, над раками Зосимы и Савватия Соловецких 1554 , Антония Сийского 1555 . Известны случаи, когда над ракой или вблизи нее помещали житийную икону святого 1556 , но это, видимо, делали тогда нечасто. Роль иконы святого над ракой исполняло порой его фресковое изображение 1557 . Характерно, что в ряде случаев святой на иконе, установленной у раки, изображался в молении перед Иисусом Христом, Богоматерью или перед ними обоими. Такие иконы существовали вблизи гробниц Петра и Ионы митрополитов Московских 1558 , Зосимы и Савватия Соловецких 1559 , Германа Соловецкого 1560 , Антония Сийского 1561 и преп. князя Игнатия Угличского в Спасо-Прилуцком монастыре 1562 . По-видимому, подобная икона существовала над гробницей св. Леонтия Ростовского еще в XV в. 1563 Это предельно наглядно демонстрировало заступничество святого за людей перед Богоматерью и Богом.  Обычным, видимо, было и наличие над гробницей икон Иисуса Христа, Богоматери и некоторых других святых 1564 . Бывало, когда над ракой или вблизи нее размещали деисусный чин 1565 или целый двух-трехъярусный иконостас, состоявший из небольших икон 1566 . Важным и часто упоминающимся в документах элементом надгробного комплекса являлась свеча или лампада, или несколько свечей и лампад 1567 . Значение свечи подчеркивалось иногда не только ее размерами («пудовая» свеча у раки митрополита Петра Московского 1568 ), но и особой функцией – «свеча неугасимая» 1569 . Известны два упоминания конца XVI – начала XVII вв. о «кружках» для денежных подаяний у рак св. Антония Сийского 1570 и Саввы Вишерского 1571 . Но, очевидно, данный элемент надгробного комплекса встречался в рассматриваемую эпоху чаще. Об этом косвенно свидетельствует факт поступления денег от раки Алексея митрополита Московского 1572 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кондак, гл. 4. Мурины заушив, и лица демонов поплевав, мысленно просиял еси якоже солнце светло, светом жития твоего, и учением наставляя души наша. Пр. Саввы Крыпецкого, Псковского чудотворца. Родом серб, он, пришедши в Россию, принял иночество в Псковском Святогорском монастыре. Отсюда он удалился в Крипетскую пустыню и, после долгих уединенных подвигов, устроил там обитель в честь св. ап. Иоанна Богослова (см. Псков. еп.). По высокой жизни основателя обитель скоро получила громкую известность и привлекла к себе множество посетителей. Пр. Савва всех с любовью принимал и никого не отпускал без назидания. Скончался он глубоким старцем в 1495 г. В 1554 г. при копании рвов для новой каменной церкви в обители мощи пр. Саввы были найдены нетленными и прославились многими чудесами. Св. праведной Анны, дщери Фануилевой, стретившей Господа в Иерусалимском храме. См. 3 февраля. В Киевской пещере пр. eoдociя, именуемой Дальняя, лежат нетленные мощи святых. – пр. Моисея чудотворца. Он умерщвлял тело свое разными способами, например, носил на голом теле железный пояс и железный крест, который устроил себе сам. За свои подвиги и труды он удостоился дара чудотворений. – Пр. подвизавшегося в затворе. – Пр. Uлapioha схимника. – Пр . Naфhymiя, почивающего в затворе (XIII в.). Постоянно плача, вспоминая о смертном часе, он провел так всю жизнь, а умирая видел лики ангелов, которые, пришедши, взяли его душу и отнесли на небо. – Пр. Mapmupiя диакона (XIV в.). За высокую чистоту и постнические подвиги он удостоен был диаконства и дара чудес. Все, за кого он молился пред Богом, стоя на амвоне, подучали просимое. Он прогонял бесов молитвою. – Пр. Феодора, князя Острожского (скончавшегося в 1383 г.). Он усердно строил и украшал православные храмы на Волыни и был мужественным защитником православных против насилий папизма. Вместе с принятием иноческого чина в Киево-Печерской обители он принял и новое имя Феодосия (сн. 6 июля); ему есть (составленная Преосвящ. Антонием, Архиеп. Волынским) особая служба (напечатанная для общецерковного употребления в 1908 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Трудно сказать, накопилось ли к нашему времени у русских книжных людей способности писать жития святых; но, во всяком случае, они уже приобрели теперь достаточное дерзновение на это. Достаточно, так сказать, освоились с этим делом: и, не заставляя более прибегать к помощи иностранцев, они восстали целым немалочисленным сонмом, чтобы поспешить удовлетворением одушевлявшего общество желания. В 20-летнее правление митрополита Макария было написано житий святых почти на одну треть более, чем во всё предшествующее время от нашествия Монголов, а если считать новые редакции прежних (и отчасти при нём самом написанных) житий, то почти в два раза более. Вновь написанные жития разделяются на два класса: на жития святых, которые были канонизованы на соборах 1547 и 1549 годов, и на жития святых, которые не были канонизованы на этих соборах. Первого класса житий было написано 14, именно: митрополита Ионы, Александра Свирского , Макария Калязинского, Максима юродивого Московского, Прокопия и Иоанна Устюжских, Константина Муромского с чады, Петра и Февроньи Муромских, канонизованных на соборе 1547г., и: Саввы Сторожевского, Никиты Новгородского, Нифонта Новгородского, Всеволода Псковского, Ефрема Перекомского, Евфросина Псковского (другое житие) 351 , Евфимия Суздальского, канонизованных на соборе 1549г. 352 . Житий святых, не канонизованных на соборах, было написано 20, именно (в топографическом или областном порядке святых): Иосифа Волоколамского (два жития), Кассиана Босого Волоколамского, Фотия Волоколамского, Стефана Махрищского, Серапиона Новгородского, Ферапонта и Мартиниана Белозерских, Филиппа Ирапского, Саввы Крыпецкого, Игпатия Прилуцкого, Иоасафа Каменского, Григория и Кассиана Авнежских, Исидора Ростовского, Феодора и Павла Борисоглебских, Аврамия Чухломского, Иоанна Суздальского 353 , Евфросинии Суздальской, Космы Яхромского, Даниила Переяславского и Исидора Юрьевского (Дерптского) 354 . Вместе с этими житиями святых было ещё написано несколько надгробных слов им (Иосифу Волоколамскому, Никите Новгородскому, Иоанну Новгородскому, Ионе Новгородскому, Николе Качанову Новгородскому) и составлен был даже целый небольшой Патерик (Волоколамского монастыря) 355 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

46 . Патерик Досифея Топоркова. Ключевский, стр. 294 (любопытно). 47 . Житие Кассиана Босого Волоколамского. Ключевский, стр. 295–296 (без риторики). 48 . Житие Фотия Волоколамского, ученика Кассиана Босого, Ключевский, стр. 295 (Вассиана. Без риторики). 49 . Записка о Феодосии Новгородском Евфимия Туркова, Ключевский, стр. 297 начало. Волоколамская рукопись лист 213. в) Жития, написанные при Макарии, в алфавитном порядке святых. Жития канонизованных на соборах 1547 и 1549 годов. По поручению м. Макария. Аврамия Чухломского. Всеволода Псковского. 1549г. Григория и Кассиана Авнежских. Даниила Переяславского. Евфимия Суздальского. 1549г. Евфросина Псковского. 1549г. Евфросиньи Суздальской. Ефрема Перекомского. 1549г. Исидора Ростовского. Исидора Юрьевского. Иоанна Суздальского. Иоасафа Каменского. Ионы митрополита. 1547г. Иосифа Волоколамского. Два жития. Кассиана Босого Волоколамского. Константина Муромского с чады. 1547г. Местно. Космы Яхромского. Макария Калязинского. 1547г. Максима юродивого Московского. 1547г. Местно. Никиты Новгородского. 1549г. два. Нифонта Новгородского. 1549г. Петра и Февроньи Муромских. 1547г. Местно. Прокопия и Иоанна Устюжских. 1547г. Местно. Саввы Крыпецкого. Саввы Сторожевского. 1549г. Серапиона Новгородского. Стефана Махрищского. Филиппа Ирапского. Фотия Волоколамского. Фёдора и Павла Борисоглебских. Ферапонта и Мартиниана Белозерских. Всех житий 33, потому что Иосифа Волоколамского два жития. Нет жития Иакова Ростовского, канонизованного на соборе 1549г. Новые редакции житий при митрополите Макарии: Михаила Клопского (при Иоасафе), Александра Невского две редакции, митрополита Ионы две редакции, митрополита Алексея три, Никона Радонежского, Никиты две кроме Васильевой, Димитрия Прилуцкого. Летописи. История наших летописей за рассматриваемое нами время остаётся пока недостаточно известной. Перед нашествием Монголов ведены были в северной Руси две летописи: летопись общерусская или точнее – великого княжения, писавшаяся во Владимире и называемая по области Суздальской, и летопись частно-Новгородская, писавшаяся в Новгороде. Вторая летопись была непрерывно продолжаема до половины XV века (после чего её сменили частные летописные записи, сведённые в одно место, чтобы составить новую Новгородскую летопись, в конце XVI века: в печатном – вторая Новгородская летопись). Что же касается до продолжения первой или Суздальской летописи, то было оно или нет, как таковое нарочитое продолжение, сказать этого мы не в состоянии. Не имея его в подлинном виде, мы имеем его в летописном своде, сделанном в XVI веке, в правление митрополита Макария, и может быть предполагаемо одно из двух: или что такого нарочитого продолжения не было ведено, а ведены были только частные летописи (в монастырях) 358

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010