Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Встреча с главным раввином России Берлом Лазаром Премьера фильма «Синод – радость идти вместе». Москва Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости 600-летие преставления преп. Саввы Звенигородского будет широко отмечаться в нынешнем году 15.03.2007 11:23 Версия для печати Москва, 15 марта, Благовест-инфо. «Торжества, посвященные 600-летию преставления преп. Саввы Звенигородского, должны стать не только церковным, но общероссийским праздником, который послужит укреплению общества в вере, благочестии, любви к ближнему и отечеству», – заявил Патриарх Алексий II 14 марта на заседании Попечительского совета по подготовке к празднику. Кульминацией юбилейных торжеств станет богослужение в Саввино-Сторожевском монастыре 17 декабря 2007 г., в день преставления преп. Саввы. Однако юбилейная программа, которую обсуждали на заседании Попечительского совета, включает целый ряд мероприятий, таких как освящение возрожденного Вознесенского собора в Звенигороде, установка памятника святому, организация выставки древнерусского искусства, посвященной преп. Савве Сторожевскому, проведение международной научно-богословской конференции о духовном и культурном наследии эпохи учеников преподобного Сергия Радонежского, духовно-патриотических акций, а также всероссийского конкурса детского и юношеского творчества «Святые заступники России».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

18 мая 1914 г. хиротонисан во епископа Можайского. Хиротонию в Успенском соборе Московского Кремля возглавил Московский митр. Макарий (Невский) . Назначен викарием Московской епархии. Настоятель звенигородского Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря , зав. Высшими жен. богословско-педагогическими курсами в московском Скорбященском жен. мон-ре. Руководил изданием научного иллюстрированного описания Патриаршей ризницы. С 15 янв. 1918 г. епископ Дмитровский, викарий Московской епархии. 1 июня 1918 г. представил доклад делегации Высшего Церковного Управления для защиты перед правительством имущественных и иных прав РПЦ, включив в него сведения об арестах монахов Саввина Сторожевского мон-ря, а также сотрудников Звенигородского ДУ. 6 июня обратился к губ. комиссару юстиции с просьбой об освобождении до суда под личное поручительство иером. Феофана (Андреева), задержанного по делу о выступлениях крестьян в защиту имущества Саввина монастыря. После вскрытия в Саввином мон-ре в марте 1919 г. мощей св. Саввы Сторожевского направил Патриарху св. Тихону доклад о кощунственном поведении членов проводившей вскрытие комиссии ( Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воду слез». М., 1998. С. 194-195). В 1921 г. назначен епископом Ставропольским (по др. данным, временно управлял также Бакинской епархией). Под натиском обновленцев, к-рых поддерживали представители властей, был вынужден покинуть Ставропольскую епархию и переехал в Москву. Епархиальный совет г. Козлова (ныне Мичуринск) направил делегацию к Патриарху Тихону с просьбой о назначении к ним в город правосл. архиерея. 26 сент. 1923 г. Д. был назначен епископом Козловским, викарием Тамбовской епархии. Поскольку Тамбовский архиеп. сщмч. Зиновий (Дроздов) в это время находился в заключении, на Д. было возложено временное управление епархией до освобождения архиеп. Зиновия весной 1924 г. Если к моменту прибытия Д. у православных оставалось в Козлове только 2 храма, то вскоре удалось вернуть 13 из 14 церквей, ранее захваченных обновленцами. Д. служил во всех городских храмах, был прекрасным проповедником.

http://pravenc.ru/text/178031.html

О месте Дубенской пустыни в чтен. Моск. общ. ист. 1860 г., кн. 1. 30 Маркеллово житие св. Саввы; пространное житие пр. Никона. Там и здесь сказано, что Никон «абие остави паству». 31 Симон Азарьин в опис. чудес, гл. 12. Предисл. к чудесам изд. во времен. общ. ист., кн. X, смесь, стр. 8. По описи Сергиевой Лавры 1642 г. за Конюшенными воротами, что ныне Каличьи, у конюшенного двора пруд «да посторонь его колодезь чудотворца Саввы». Колодезь и поныне называется Саввиным; он близ Воскресенской церкви, что в Какуеве. 32 Маркелл «яко же небесный рай благовонными насажден цветы, сие место обрет и зело возлюби е». По этим словам, Савва пришёл на Сторожу летом. 33 По Маркеллу пр. Савва был игуменом Сергиевой обители около шести лет; след. с 1392 г. до половины 1398 г. сл. пр. 12. 35 Маркеллово житие св. Саввы; о построении каменного храма говорится и в службе св. Савве. Путешествие п. Макария 1656 г.: «соборная ц. в честь рожд. Пресв. Богородицы современна пр. Савве; первоначальная была деревянная малых размеров». В ист. иер. 2. 550 сказано, что каменный храм Сторожевской обители построен по образцу Троицкого Сергиевой обители. Но последний строился с 1422 г., а пр. Савва скончался в 1406 г., след. Сторожевский храм мог служить образцом для Троицкого, а не наоборот. 38 Смирнова опис. Савв. мон., стр. 59, 60, прим. 108. В описи 1684 г. показывали полное облачение пр. Саввы кроме ризы, подризник, епитрахиль, поручи и пояс. В описи 1662 г. показан «канонник чудотворца Саввы». Но, к сожалению, и его ныне нет в обители Саввы. 39 Ркп. житие у Толстого 2. 190. Ркп. святцы: «преп. Савва игумен Сторожевский Звенигородский, чудотворец, бысть ученик пр. Сергия, преставися в л. 6915 мес. декабря в 3 день». 40 Грамотой от 30 января 1490 г., данной Сторожевскому игумену Дионисию, Звенигородский князь Андрей Васильевич определил, какие когда брать пошлины с монастырских сёл (Ист. ак. 1. 100). Князь Андрей Васильевич, владевший Звенигородом, Угличем с 1491 г. лишился всех прав владетельного князя; в 1491 г. для Саввина монастыря он дал несколько грамот и одну в 1470 г. (Смирнова опис. Саввина монаст., стр. 14. Я 15, прим. 31–33. 139. 144). В грамоте 1490 г., между прочим, писал он «а что была пошлина келарю да подкеларнику, и ты тое пошлины имать не вели». Не это ли ограничение доходов келара и подкеларника подняло бурю ропота против игум. Дионисия? Г. Смирнов допускает странность – выставляет двух игуменов Дионисиев, одного около 1430 г., показывая его иконописцем, написавшим образ Саввы; другого относит к 1490 г. и ставит его на суд перед в. князем. Но у Маркелла не только нет никакого основания для мысли о двух Дионисиях, напротив в описании первого явления Саввы говорит он: «многим летом прешедшим по преставлении пр. Саввы», и след. по его словам игум. Дионисий иконописец жил много лет спустя после св. Саввы, а не какие-нибудь 25 лет; иначе он был тот же Дионисий, который в 1490 г. был на суде пред в. князем.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Обитель Саввы Сторожевского ФОТОГАЛЕРЕЯ Основанный в 1398 году преподобным Саввой Сторожевским, этот подмосковный монастырь, чья история неразрывно связана с историей государства Российского, вот уже более шести веков остается главным вкладом одного из первых учеников преподобного Сергия Радонежского в духовную сокровищницу Святой Руси. Сегодня в обители, возрожденной в 1995-м, восстанавливаются храмы, реставрируют звонницы, крепостные стены и дворец царя Алексея Михайловича. При монастыре устроен детский приют, а кроме того, действуют двухгодичные богословские курсы для взрослых и библиотека с читальным залом, фонды которой составляют 6,5 тысяч томов. Красота и жизнь обители отражена в фотографиях Анатолия Горяинова. скрыть способы оплаты Комментарии Виктория 16 декабря 2022, 16:35 Преподобный отец наш Савво, игумен Сторожевский, звенигородский чудотворец, моли Бога о нас грешных. Моли Бога о победе России. Галина 1 февраля 2022, 11:33 Святой Савва Сторожевский! Умоли Бога об исцелении меня грешной р.б. Галины! Слава Богу за все! Роман 31 января 2021, 19:20 Преподобный отче Савва моли бога о нас. Аминь. Наталья 16 декабря 2020, 00:59 Поздравляю всех читателей Православие. Ру с днем памяти и почитания преподобного Саввы Сторожевского, игумена Звенигородского, чудотворца! Преподобный Савва, моли Бога о даровании здравия рабе Божией Надежде и младенцу Максиму со всеми сродниками по плоти! Пустыни явился еси доброе прозябение, преподобне:/от юности бо изволил еси чистое житие,/духовному твоему учителю последуя,/и того учением ум к Небесным вперив,/и стаду твоему премудр наставник показался еси,/тем и Христос, яко пресветла тя светильника, чудесы обогати,//Савво, отче наш, моли спастися душам нашим. Олегъ 16 декабря 2020, 00:22 Очень красиво, просто удивительно, сколько чудной красоты Господь создаёт для человека! М 17 декабря 2019, 23:03 Красота! Храни вас Господь!!!!! Лидия 31 января 2018, 23:05 Преподобне, отче Савво, моли Бога о мне грешной. Обители процветать нам на ралость во Славу Божию. В ней очень хорошо находиться всем и старым и малым, и монахам и мирянам.Слава Богу за все.

http://pravoslavie.ru/50429.html

«Собственное государево богомолье» в Звенигороде Интервью с иеродиаконом Иоанном (Горячевым), возглавляющим отдел по работе с паломниками Саввино-Сторожевского монастыря Алексей Власов Иеродиакон Иоанн (Горячев) Год назад, 16 декабря 2006 года, состоялось торжественное открытие юбилейного года, посвященного памяти преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского и всей России чудотворца († 1407). Главная цель этого масштабного мероприятия, заканчивающегося 19 декабря 2007 года в стенах храма Христа Спасителя, заключалась в том, чтобы напомнить православной России об одном из самых замечательных ее святых – преподобном Савве и его обители. Саввино-Сторожевский монастырь расположен в г. Звенигороде (50 км от Москвы) на высоком берегу Москва-реки. Начиная со времени основания, обитель служила примером церковно-государственных отношений, образцом симфонии (согласия) между духовной и светской властью. Царь Алексей Михайлович, чья жизнь была спасена чудесным заступничеством преподобного Саввы, возвысил монастырь до статуса лавры. «Собственное государево богомолье» в Звенигороде впоследствии глубоко почиталось всеми Романовыми. В 1812 году из обители вывозили для всенародного моления о защите Русской земли Владимирскую и Иверскую иконы Божией Матери. Во время нашествия французских войск монастырь пострадал, но не был разрушен. По преданию, святой Савва явился наполеоновскому маршалу принцу Евгению Богарне с предостережениями о недопущении варварства, после чего захватчики не рискнули начать разорение обители. В 1919 году монастырь был закрыт и лишь в 1995 году возвращен Церкви. С того времени святая обитель прошла значительный путь, и многое в ней уже изменилось. Жизнь в монастыре не останавливается ни на минуту, и множество паломников ежедневно стремятся посетить обитель и помолиться у мощей преподобного Саввы. Какова жизнь в монастыре сегодня? Как и чем он живет? На эти и другие вопросы нам ответил насельник Саввино-Сторожевского монастыря – иеродиакон Иоанн, возглавляющий отдел по работе с паломниками.

http://pravoslavie.ru/4776.html

Дютьково. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1879 г. стараниями купца Трофима Мурашова и при содействии прихожан в Дютькове была построена каменная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы с колокольней. В храме было два придела: во имя св. пророка Илии и прп. Саввы Сторожевского. В 1940 г. службы в храме прекратились. После войны здание использовали как зернохранилище, в 1960-х гг. хотели взорвать. В настоящее время храм передан верующим. С 2003 г. совершаются регулярные богослужения и ведутся восстановительные работы. Справочник-путеводитель " Подмосковье " , М.: УКИНО «Духовное преображение», 2008. Существовавшая ранее церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Дютькове. Село Дютьково с деревянною церковью во имя Рождества Пресвятой Богородицы в 1583 г. находилось Звенигородского уезда Тростенского стана в вотчине Саввы-Сторожевского монастыря. В писцовых книгах 1624-25 гг. значится: «церковь древяна, стоит пуста от литовских людей; у церкви двор вдового попа Остафья… в селе двор крестьянский и двор бобыльский, людей в них 6 человек». В приходной книге Патриаршего Казенного Приказа «жилых данных церквей» за 1628 г. под Звенигородскою десятиною написано: «церковь Рождества Пресвятой Богородицы в вотчине Саввы-Сторожевского монастыря в селе Дютькове; дани 4 алтына 2 деньги, в корм и в Московской проезд гривна, и 30 января нынешнего года взято». В той же форме эта церковь писалась в приходных книгах того же Казенного Приказа по 1748 г. с обозначением дани: в 1678 г. – 29 алтын 4 деньги, заезда гривна, в 1739 г. – рубль 9 алтын 4 деньги. В 1678 г. в селе Дютькове числилось 5 дворов крестьянских и 7 дворов бобыльских, в них всего 46 человек. По переписным книгам 1705 г. значится: «село Дютьково, на речке Песочне, а в селе церковь Рождества Пресвятой Богородицы; у церкви во дворе поп Микита Елизаров, у него сын пономарь Потап, во дворе дьячок Аника Никитин и 14 дворов крестьянских». В 1715 г. при церкви был священник Андрей Никитин. Село это состояло в вотчине за Савво-Сторожевским монастырем по 1765 г.

http://sobory.ru/article/?object=07365

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 16 декабря 2023 года 3. Суббота. Прор. Софонии. Прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского. Мч. Ангели. Прп. Феодула Цареградского. Служба прор. Софонии не имеет праздничного знака, совершается вместе с субботней службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения славословной службы прп. Саввы Сторожевского (Б) и образец соединения славословной службы прп. Саввы Сторожевского со службой прор. Софонии (без праздничного знака) (В) . Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный…» и обычного начала). А. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры пророка, глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Иже земныя сласти…», 3-й: «Святым мучеником…», 4-й: «Лицы мученичестии…», припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Спаси от бед…» (см. в стихирах на стиховне). По Трисвятом – тропарь пророка, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь пророка, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Вся паче смысла…». Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: В храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды, тропари на 4: два воскресных тропаря, один Крестовоскресный и один Богородичен), пророка на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. Примечание. В храме Воскресения Христова при службе святого без знака в субботу воскресный канон рядового гласа является составным и включает в себя тропари из воскресного, Крестовоскресного и Богородичного канонов воскресной утрени отдаваемого гласа. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 1, с. 699.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Маркелл составил житие прп. Саввы, собрав устные свидетельства о жизни и посмертных чудесах первого игумена звенигородской обители. )Чудесное заступничество прп. Саввы охраняло монастырь со дня его основания, особенно в Смутные времена, обрушившиеся на Русь в начале XVII века. Многие постройки и запасы обители были уничтожены тогда пожарами и грабежами. Но Саввино-Сторожевская обитель смогла выстоять. Молитва святого основателя сохранила монастырь во время всех испытаний. Звенигородского чудотворца особо почитал Государь Алексей Михайлович Романов. При нём монастырь приобрёл статус Лавры, был обустроен новыми зданиями, стал загородной царской резиденцией и одной из богатейших обителей на Руси. В древнем монастырском Рождественском соборе на правой стороне иконостаса под сенью бережно хранится святыня обители —св. мощи прп. Саввы Сторожевского. Они были обретены 19 января 1652 года. С этим событием связана удивительная история: «Ближайшим поводом к обретению мощей преподобного Саввы, по существующему в Сторожевском монастыре древнему преданию, послужило явление угодника Божия самому Царю. Царь Алексей Михайлович в декабре 1651 года ходил на охоту в окружающие обитель леса звенигородские. Когда свита его рассеялась по лесу для отыскания логовища медведя и он остался один, из лесной чащи внезапно выбежал медведь и бросился на него. У Государя не оказалось оружия и он, видя невозможность защищаться, обрёк себя на верную смерть. Вдруг около него явился старец, и, с его появлением, зверь бежал от Царя. Спрошенный об имени старец отвечал, что его зовут Саввой и что он инок Сторожевской обители. В это время собрались к Царю некоторые из его свиты, а старец пошел к монастырю. Скоро пришел в обитель и сам Царь Алексей Михайлович, и спрашивал архимандрита о монахе Савве, думая, что это какой-нибудь еще неизвестный ему подвижник, поселившийся в монастыре. Архимандрит ответствовал, что в монастыре нет ни одного монаха именем Саввы. Тогда Царь, взглянув на образ преподобного, уразумел, что это был сам он», — писал историк И. В. Брандт.

http://pravoslavie.ru/36941.html

Саввино-Сторожевский монастырь является одним из самых посещаемых духовных и туристических центров Подмосковья. Алексий II сообщил, что ежегодно его посещает более 500 тыс. паломников. Он особо остановился на «огромном объеме реставрационных работ» в монастыре и его окрестностях. «В первую очередь, это касается скита преп. Саввы, который столетиями почитался как место молитвенного подвига святого», – отметил он, добавив, что «скит находится в критическом состоянии, в храме запрещено богослужение. Его реставрация должна стать нашей общей заботой». Как уже сообщал «Благовест-инфо» , аварийное состояние строений скита усугубилось в связи с аномально теплой зимой. На заседании рассматривались вопросы финансирования реставрации монастырского скита и самой обители, развития дорожно-транспортной инфраструктуры монастырского комплекса, завершения поэтапного вывода с монастырской территории экспозиций и фондов Звенигородского историко-архитектурного музея, для которого строится специальное здание. Юбилейный год, посвященный 600-летию преставления преподобного Саввы Сторожевского, проходит под девизом «Забрало Москве, утверждение Царствию, всем грешным прибежище...». Юбилейные мероприятия состоятся не только в Звенигороде и в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. На заседании подчеркивалось, что преп. Савва считается одним из святых покровителей военно-воздушных сил России, а гарнизонный храм в главном штабе авиации и противовоздушной обороны под Москвой освящен по имя преп. Саввы. Представители этого военного ведомства также примут участие в торжествах. Как было заявлено ранее, организаторы торжеств стремятся не только почтить память основателя Саввино-Сторожевской обители и осветить высокое значение пастырского подвига преподобного Саввы в развитии русского православия, но и вновь обратить внимание широкой общественности на важную роль, которую играл Звенигород – вотчина наследников московского великокняжеского престола – в истории государства Российского. Наряду с Троице-Сергиевой лаврой, обитель преп. Саввы многие столетия являлась сакральным фундаментом Руси, одним из мест, с которыми связаны важнейшие страницы становления отечественных традиций и духовного развития. По словам предстоятеля Русской Православной Церкви, намеченные торжества призваны послужить «укреплению единства российского общества и обретению исторической памяти нашего народа».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Саввинский скит сильно пострадал в советское время, многие здания были разрушены. После войны здесь жили семьи служащих военного санатория. К 600-летию преставления Звенигородского чудотворца восстановлена пещера Преподобного, отреставрированы сохранившиеся постройки, возрождена скитская жизнь, возобновлен источник преподобного Саввы, сооружена купальня. На территории Скита монастырь, который является общежительным, осуществляет хозяйственную деятельность: здесь находится монастырский огород, скотный двор и другие службы. Сайт «Саввинско-Сторожевской монастырь» http://www.savvastor.ru/pages/3.html Скит и святой источник преподобного Саввы Звенигородского находятся в километре к северо-западу от Саввино-Сторожевского монастыря. Здесь основатель обители выкопал пещеру, где уединялся для молитвы. Скит и храм над местом лесного уединения преподобного Саввы был построен во второй половине XIX века на средства известного в Звенигородском уезде и за его пределами благотворителя Павла Григорьевича Цурикова – владельца Ивановской суконной фабрики на реке Истре. Педагог и автор путевых заметок княжна Елена Сергеевна Горчакова описала свои впечатления от Саввинского скита в очерке 1886 года: «Место, выбранное строителем, до того красиво и уединенно, что этих причин было бы достаточно для устройства отшельнических келий в этом диком ущелье, но им руководило еще другое нравственное побуждение. Здесь в овраге, с давних времен существует пещерка, в которой, по преданию, преподобный Савва часто проводил целые дни в молитве и безмолвии». Внутри пещеры, по словам путешественницы, лежали два больших диких камня, и был помещен образ преподобного Саввы, перед которым служились молебны. В частности, 17 июля по старому стилю в память о перенесении мощей в 1847 году в соборный храм под новую сень совершался крестный ход из Сторожевской обители в скит, где у пещеры Саввы служили молебен и читали акафист. В те годы каждый паломник, приехавший в Саввино-Сторожевский монастырь, считал долгом спуститься к пещере основателя монастыря. Живописная дорога от монастыря к скиту была излюбленным маршрутом для богомольцев и жителей звенигородской округи.

http://sobory.ru/article/?object=16954

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010