Пещера Харитона на протяжении многих лет отождествлялась с самой большой в Святой земле естественной карстовой пещерой, называемой по-арабски Маджарат Ма’аса или Маджарат Харитун, в нескольких сотнях метров к югу от ядра Суккийской лавры. Однако исследованиями Й. Хиршфельда 1981 г. было убедительно показано, что данная пещера никогда не использовалась людьми для жилья, а «Висячая пещера Харитона» помещается в нескольких десятках метров дальше к югу от Маджарат Харитун и именуется по-арабски Маджарат Мишмаш.     Все три лавры Харитона характеризуются общими чертами: во-первых, они располагались в крутых скальных отрогах, во-вторых, вблизи непересыхающих источников воды (Фаран – источник Эйн-Прат, Дука – источники Иерихона, Сукка – внушительная водяная цистерна римских времен и чудесным образом явленный по знаку Харитона источник в его «висячей пещере) и, в-третьих, в небольшой удаленности от населенных пунктов (Фаран – в 1 км на север от урочища Телль эль-Кабус, в двух километрах к западу от селения Фаран – Телль эл-Фара (или к востоку от того же селения по другой его идентификации – Хирбет Абу Мушшарах) и в 4 км на восток от деревни Аната; во всех урочищах, кроме Телль эль-Фара, археологически доказано существование сельских поселений в византийский период, Аната же еще и стоит на месте библейского Анатота (в синодальном переводе Анафофа) – родного города пророка Иеремии; Дука – в 2,5 км к западу от Иерихона, Сукка – в 4 км к востоку от Текоа (синод. – Фекуя)). Первая общая черта всех трех лавр, а именно расположение их в скалистых утесах, видимо, явилась следствием личных предпочтений Харитона. (Долгое время считалось, что такое топографическое расположение характерно для всех лавр Иудейской пустыни византийского периода, однако осуществленными на сегодня исследованиями показано, что из 18-ти обнаруженных лавр лишь десять располагаются в скалистых отрогах гор или скальных береговых утесах ущелий (три упомянутые лавры Харитона, четыре из пяти лавр, основание которых связано с именем Саввы Освященного – Великая лавра (Саввы Освященного) , Новая лавра, лавры аввы Фирмина и аввы Иеремии, а также Кельи Хозевита (Дир эль-Банат) к востоку от монастыря Георгия Хозевита , лавра Пиги (Источника) в урочище Эйн-Мабуа (Эйн эль-Фур, Эйн эль-Фавар) в потоке Прат (примерно посредине между Фаранской лаврой и монастырем Георгия Хозевита) и лавра, остатки которой обнаруживаются в урочище Халет эд-Данабийе в потоке Вади эль-Макух в северной части Иудейской пустыни), а остальные восемь – на относительно равнинной местности (лавра прп.

http://sobory.ru/article/?object=18570

Какой могла быть служба в Лавре времен ее расцвета? Мы помним о том, что центром жизни христианской общины и центром богослужения является Евхаристия. Отшельники, живущие в окрестностях Лавры Саввы Освященного и относящиеся к ней, уходя в свои пещеры для непрестанной молитвы (о которой нам, может быть, очень мало известно), берут с собой запасные Святые Дары. У себя в кельях они поют псалмы, вычитывают тексты, примерно соответствующие содержанию нынешнего Часослова, поют песни Священного Писания, читают Священное Писание и — совершают особое последование, называемое в нашем Часослове изобразительны или обедница, после которого они ежедневно приобщаются Святыми Дарами. Это частное, «индивидуальное» приобщение Святых Таин — не противопоставление, а часть общей богослужебной жизни. А общая богослужебная жизнь осуществлялась тогда, когда отшельники — по горным узким тропам с большим трудом, очевидно сопряженным с опасностями от людей и зверей, — собирались на центральную территорию: в храм Лавры Саввы Освященного. По-видимому, это происходило в субботу: монахи-отшельники сразу приходили на субботнюю литургию, причащались Святых Христовых Таин. Затем наступал день. Чем он был полон? Рукоделием, какими-то монашескими послушаниями, уходом за больными — об этом можно только гадать (по крайней мере, в патериках пишут, что монашествующие плели корзины и циновки, которые затем ходили продавать в город, — это было такое маленькое, скромнейшее рукоделие ради пропитания и минимального товарообмена с населением). И наконец, наступала ночь с субботы на воскресенье. Лавра была не маленькой, но все-таки ограниченной по размерам, а отшельников собиралось очень много, сотни — расположить всех на ночлег было невозможно. И поэтому сама собой — не только из бытовых условий, но и, несомненно, из усердия, из любви — рождается идея целонощной службы: всенощного бдения. Рождается то, что потом станет известным нам богослужением, частым, привычным, нормативным. Всенощное бдение начиналось великой вечерней, которая служилась с наступлением темноты. Она заполнялась гимнами, псалмами, песнопениями и продолжалась очень долго, несколько часов; в середине вечерни совершалось шествие. В современном нам богослужении это шествие осталось в виде литии — выхода священства из основного пространства храма поближе к выходу, — а раньше, в Лавре Саввы Освященного времен ее расцвета, целая богослужебная процессия обходила монастырь — храмовые постройки, гробницу самого преподобного Саввы Освященного — и возвращалась в храм, после чего монахи садились и ели какую-то горячую пищу, приготовленную в это же время — очевидно, кашу из злаков, — для подкрепления сил. Можно спросить: а как же евхаристический пост? Конечно же никакого отсчета, наступила уже полночь или нет, не было — само по себе участие в такой длинной, такой трудной службе являлось достаточным проявлением усердия на пути к Евхаристии.

http://azbyka.ru/fiction/kak-ustroeno-bo...

Феоктист, сподвижник прп. Евфимия. С кон. 60-х гг. V в. прп. Савва жил в отшельнической келлии; в 70-х гг. поселился на склоне Кедронского ущелья, юго-восточнее Вифлеема. В нач. 80-х гг. рядом с ним сложилась новая община - лавра прп. Саввы Освященного (Дайр-Мар-Саба), впосл. наиболее известная обитель И. п. (см. Саввы Освященного лавра ). Согласно Житию, прп. Савва основал или возобновил в И. п. также мон-ри: Кастеллион (492), Новая лавра (507), Спилеон (508), Иоанна Схолария (509), Гептастом (510), Занна (511), Иеремии (531). 12 дек. 490 г. Иерусалимский патриарх Саллюстий освятил соборный храм мон-ря, а прп. Савву поставил игуменом ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. S. 103-104). План мон-ря Хирбат ат-Дайр План мон-ря Хирбат ат-Дайр Прп. Феодосий был родом также из Каппадокии; в 457 г. отправился в паломничество по Сирии и Палестине; неск. лет провел в мон-ре у башни Давида в Иерусалиме и др. обителях. Ок. 479 г. он основал киновийный мон-рь восточнее Вифлеема, на месте, где, по преданию, в пещере ночевали волхвы ( Бейт-Сахур ). Ок. 493 г. патриарх Саллюстий поставил прп. Феодосия архимандритом всех киновийных мон-рей И. п., а прп. Савву - архимандритом лавр и отшельнических келлий (Ibid. S. 115; I dem. Vita Theod. S. 239). К сер. VI в. монастырь прп. Феодосия был крупнейшим в И. п.; в нем подвизались до 400 монахов ( I dem. Vita Theod. S. 235-241). Назначение святых Саввы и Феодосия архимандритами лавр и киновий в И. п. является свидетельством сформировавшейся политики Иерусалимской патриархии по управлению многочисленным монашеством. Учитывая уроки восстания 451-453 гг. и большую роль монашества в жизни Палестины того времени, с кон. V в. Патриархия ИПЦ старалась поддерживать киновийные мон-ри в И. п. и контролировать деятельность монахов. Так, в 80-х гг. V в. лавра прп. Евфимия была преобразована в киновию игум. Фидой при участии патриарха Мартирия ( Idem. Vita Euthym. S. 62-64). В кон. V в. был преобразован в киновию мон-рь Хозива, который находился на пути паломников из Иерусалима к Иордану и посещался множеством людей.

http://pravenc.ru/text/1237767.html

Ibid. р. 321; стр. 93–94. Местоположение Великой лавры и Кастеллийской киновии указано выше. Новая лавра Св. Саввы, названная так в отличие от Ветхой лавры Харитона Исповедника, первым игуменом которой был Иоанн Грек, лежала к югу от этой последней к Фекойскому потоку (Cotelerii t. Ill, р. 272; Пал. пат. в. 1, стр. 50). Шик, на основании приведенного у Тоблера известия из 12-го в. о монастыре Дионисия, отождествляет этот последний с «новою» лаврою помещением ее в вади ел- " Аррубъ (см. карту Иуд. Пуст., к ст. Die alten Lauren s. 39). Фюррер u проф. Помяловский помещают эту лавру в хирбет-ел-Кусеир при соединении вади Макта ед-Джусс и вади ел-Му аллак (Пал. пат. в. 1, стр. 50, прим. 2, см. карту Палестины изд. Прав. Пал. Общ.; Nachtrag. S. 235). Лавра семиустная, основанная мон. Иаковом, была разрушена по приказанию патр. Илии, и в пяти стадиях от неё, к северу, Св. Савва воздвиг новую, на месте, приобретенном у некоего Зенагона, жителя селения Витавудис (Абу Дис) и назвал ее тоже семиустной. Расстояние её от лавры Саввы определяется (Cotelerii. t III, р. 238–280; Пал. пат. в. 1, стр. 58–60) в 15 стадий, а по Метафрасту в 50 стадий. Рисс, принимая расстояние озера семинустного от пещеры Св. Саввы, какое указывается у Метафраста, считает водоем царицы Евдокии близь хирбет ел-Му-рассас (Абу Себа Абваб, т. е. отец семи устьев) и семиустное озеро за одно и то же и лавру семиустную полагает в нынешней палестинской местности хирбет и бир Зеннаки (земля Зенагона) вблиэи Абу Дйса (Das Enthymins kloster... and die Laura Heptostomos in der wüste Juda. S, 228–231). Пещерная киновия (τ το σπηλαου κοινβιον), первым настоятелем которой был Павел, подвижник великой лавры, находился в 15 стадиях к западу от Кастеллия (Mert) (Cotelerii. р. 276–277; Пал. пат. в. 1, стр. 54–55; De S. Joanne, р. 233: Пал. пат. в. 3, стр. 9, 14), в северном утесе; ей вполне соответствует нынешняя местность Кеттар, в которой Шик несправедливо полагает монастырь Мартирия (Schick-Marti. Die alten Lauren. S. 24; Furrer. Nachtrag... S. 235). Киновия блаж. Занна, устроенная братьями и подвижниками Занном и Вешамином, при помощи Св. Саввы, находилась в 15 стадиях к эападу от великой лавры (Cotelerii. t. Ill, р. 886; Пал. пат. в. 1, стр. 63). Палестинская местность дёр ес-Сенне, в которой указывают киновию Занна Фюррер (Nachtrag... S. 19) и проф. Помяловсвдй (Пал. пат. в. 1, стр. 63 прим.), отстоит слишком далеко от лавры Саввы, чтобы можно отождествить ее с киновеей Занна. Киновия Схолярия (названа так по имени первого её настоятеля – ученика Саввы Освященного Иоанна Византийца из воинского отряда схоляриев основана Св. Саввою на той горе, где некогда устроена была имп. Евдокиею башня, то есть на джебель ел-Мунтар (Cotelerii. t. III р. 279–280, Пал. пат. в. 1, стр. 57–58, cp. Furrer. Nachtrag... S. 235).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Четырехсторонняя башня венчает темя главной скалы; другая такая же башня стоит ниже. Обитель ограждена высокими стенами с единственным входом, который всегда находится под крепким запором. В скалах, по обеим сторонам потока, находится бесчисленное множество пещер, служивших местом обитания и подвигов древних насельников лавры. Окрестности обители – самые дикие и пустынные 319 . Прославленная именем великого своего основателя, лавра преподобного Саввы скоро стала во главе иноческих обителей Святой Земли, и игумен ее первенствовал в собраниях настоятелей палестинских обителей. Верная завещанию преподобного Саввы, Великая лавра мужественно боролась с еретиками и служила твердым оплотом Православия для Святой Земли. Из нее распространился во все православные церкви устав богослужения, введенный в ней Саввою Освященным и сохраненный ею в целости и нерушимости при всех бедствиях, которым она многократно подвергалась. Иноки ее выходили в другие страны, где устрояли святые обители; так, при императоре Юстиниане Великом основана была в Карфагене лавра преподобного Саввы, а на Афонской горе в VII веке – скит праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы 320 . Она, наконец, содействовала поддержанию и сохранению просвещения в Церкви христианской: между ее иноками было весьма много лиц, имевших высокое христианское образование. Довольно вспомнить имена Леонтия Иерусалимского , Антиоха, Иоанна Дамаскина , Феодора Начертанного и Феофана, брата его, творца песней церковных, которые все подвизались в Великой лавре. Из Великой же лавры папа Лев III (VIII век) вызывал ученых иноков на Запад для поддержания просвещения, начинавшего там совсем угасать. Проследим хотя кратко историю Великой лавры от кончины св. Саввы и до наших дней. Еще при жизни самого Саввы Освященного в одной из основанных им обителей, именно в Новой лавре, обнаружилась зараза духовная: нашлись четыре инока, державшиеся некоторых мнений Оригена , признанных неправославными; во главе этих иноков стоял некто Нонн. Доколе жив был великий старец, они молчали, скрывая яд нечестия в сердце, но, когда это церковное светило Палестины закатилось, оригенисты стали открыто распространять свои заблуждения в своей лавре, в окрестных обителях Фирмина и Мартирия и в других обителях; последователи их разошлись с пагубным лжеучением по разным пределам Палестины.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На следующий день, в праздник Тихвинской иконы Божией Матери, служил я обедню с о. архимандритом Антонином впятером. При этом вспомнился мне приходский мой праздник на Выборгской стороне, в Спасобочаринском храме, и добрые тамошние мои прихожане. В тот же день, около четырех часов, весь двор построек наполнился сотнями женщин в белых покрывалах. Они пришли к о. архимандриту за помощью, которая им подается каждый месяц в третье воскресенье из процентов с капитала, пожертвованного на этот предмет известною русскою благотворительницею, M. В. Киселевою, недавно скончавшеюся. XII Поездка в Лавру св. Саввы Освященного – По берегу Кедронского потока – Прибытие в ЛавруЛаврские храмы – Странноприимница и отдых – Пещера св. Иоанна – Пещера св. Саввы – Иноческая жизнь в Лавре – Библиотека – Обед у игумена – Обратный путь – Лавра преп. Феодосия Июня 27, рано утром мы, компанией в 12 человек, с кавасом, выехали в славнейшую из Палестинских обителей, Лавру св. Саввы Освященного. Вся компания была исключительно мужская, так как в обитель св. Саввы, по завету ее основателя, пускают только одних мужчин. Пригреваемые только что взошедшим солнцем, мы спустились вдоль западной стены Иерусалима по Вифлеемской дороге в долину Иосафатову, мимо плотин Гинномских, оставшихся с правой стороны. Затем, обогнув южную стену Иерусалима и имея влево Сионскую Гору, подъехали к Кедронскому потоку, по берегу которого и должны были ехать до самой Лавры св. Саввы Освященного. Путь этот в высшей степени разнообразен. Горы и долины сменяются одна другою. Время от времени по дороге попадаются древние цистерны, но увы! – совершенно безводные. Между тем, при быстром течении потока Кедронского, их легко можно было бы наполнять водою и из него, и с гор. А ныне из всех цистерн лишь в одной сохраняется вода, и то благодаря источнику, струящемуся из близ лежащей скалы. Таково нерадение нынешних обитателей некогда плодоносной Палестины. И вообще, здешний турецкий магометанский люд живет так беспечно, не заботясь о будущем, как будто бы он здесь на короткое время, а хозяевами будут другие люди. Поэтому-то как в самом Иерусалиме, так и в его окрестностях магометанин не рассаживает на своих землях ни деревьев, ни кустарников, столь полезных и своею тенью, и плодами, и материалом для топлива.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Преподобный Савва, несмотря на просьбы учеников, отказывался принять сан священника. Некоторые монахи, недовольные слишком строгим уставом святого Саввы, решили воспользоваться скромностью своего руководителя. Они пошли к Иерусалимскому Патриарху и попросили поставить им другого настоятеля вместо святого Саввы, который не был иереем. Патриарх послал за преподобным Саввой и против желания святого рукоположил его во священника: «Вот вам отец ваш и игумен вашей лавры, избранный Богом, а не людьми. Я, Патриарх Иерусалимский, только утвердил Божественную волю». С тех пор преподобный Савва стал именоваться Освященным, поскольку принял священный сан. Вскоре к святому Савве пришла его престарелая мать. Она сообщила о смерти отца и отдала своему сыну-игумену огромное наследство умершего родителя. Эти деньги преподобный Савва употребил на постройку монастырских зданий, а для матери устроил келью неподалеку от своей лавры, где она в монашестве провела остаток жизни. Всего святой основал 7 монастырей, главный из них – лавра преподобного Саввы Освященного. В этих монастырях еще при жизни основателя подвизались свыше 5000 монахов. И для всех без исключения святой Савва был добрым и заботливым отцом. Преподобный Савва немало потрудился для блага всей христианской Церкви. В 517 году трон занял император Анастасий, разделявший ересь монофизитов. Это лжеучение было осуждено на Четвертом Вселенском Соборе. Однако император Анастасий вновь принялся насаждать ересь. Тогда престарелый игумен Савва пришел в Иерусалим, встал посреди храма и громогласно объявил: «Знайте, христиане, чему учит наша святая Церковь . У Господа нашего Иисуса Христа – две природы: Божественная и человеческая. Поэтому Он именуется Богочеловеком. Прошу вас, не слушайте еретиков, даже если с ними – сам царь!» Авторитет Саввы Освященного был так велик, что с учением монофизитов в Иерусалиме было покончено. Савва Освященный остался в истории христианской Церкви и как автор первого богослужебного устава, называемого Типикон. В Русской Православной Церкви устав преподобного Саввы Освященного, называемый Иерусалимским, принят с XIV века.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Эту легенду находим у русских паломников XIX в., средневековая традиция ее не знает. 1216 …храм внизу на ровном поле, версты за две, во имя Святаго великомученика Георгия, на том самом месте, где пастухи овец пасли, когда Господь родися... – Вероятно, речь идет о храме Георгия Беджальского в селении Бейт-Джала, где. по преданию, хранились оковы Георгия Победоносца, которыми он был скован во время мучений. 1217 ...приидоша ко Христу во Вифлеем, родшемуся вертепе, где узреста и поклонитися Господу. – Поклонение пастухов новорожденному Иисусу описано в Евангелии от Луки ( Лк.2:8–20 ). Этот евангельский рассказ распадается на две части: Благовестие пастухам явившимся ангелом и их поклонение Младенцу. 1218 Кулган (кумган) – металлический сосуд в виде узкогорлого кувшина с крышкой, длинным носком и ручкой (тюрк, qumgan). 1220 ...монастырь Священнаго Саввы...Лавра Саввы Освященного, православный греческий мужской монастырь. Основан около 484 г. прп. Саввой Освященным в Иудейской пустыне, в долине Кедрон. Одним из первых эту палестинскую обитель подробно описал игумен Даниил (см. наст. изд. Т. 4.). 1221 ...около Мертваго моря. – Мертвое море (оно же Содомское море. Асфальтовое море) – бессточное соленое озеро в Восточном Средиземноморье. Название объясняется отсутствием в нем органической жизни. В него впадает р Иордан. 1223 Водили в часовню, в коей над тем самым местом зделан беломраморных камней гроб во оной над мощами святаго Саввы, сокрытых под спудом, бывшее здесь. – Гробница св. Саввы находилась в небольшой усыпальнице, расположенной на центральной площади монастыря. Игумен Даниил был первым и последним русским паломником, кто видел моши св. Саввы и описал их на этом месте (см. наст. изд. Т. 4.): в 1256 г. мощи святого были вывезены крестоносцами в Венецию и помещены в церковь Сан-Антонио. В лавру мощи вернули в 1965 г.; в настоящее время хранятся в Благовещенском соборе лавры Саввы Освященного. 1224 В горе церковь во имя Святителя Николая, где есть окно в боку левой руке: камора болшая, где и поныне избиенных праотцов мужей главы сохраняются до 14 000 тысяч, в целости кости оные.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лавра прп. Саввы Освященного Лавра прп. Саввы Освященного Прп. Савва Освященный оказал большое влияние на распространение лавриотской формы монашества в Палестине. Он и его ученики основали 13 мон-рей, 7 Л. и 6 общежительных. Мн. известные монастыри, устроенные прежними поколениями монахов, такие как Л. прп. Евфимия, преобразованная в киновию, мон-рь прп. Феоктиста, Старая Л., оказались под духовным руководством прп. Саввы ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. 10, 36, 90). Численность монахов увеличилась с неск. сот в 1-й пол. V в. почти до 3 тыс. в VI в. В 478 г. прп. Саввой была основана Л. в Кедронской долине, к-рая после масштабных строительных работ 482-486 гг. превратилась в крупный монастырский комплекс, получивший название Великой Л. (Μεγστη Λαρα, Μεγλη Λαρα; араб. Дейр-Мар-Саба) и ставший главным центром савваитской конфедерации мон-рей. При жизни прп. Саввы в Великой Л. были построены 2 церкви: большая в честь Пресв. Богородицы и т. н. пещерная церковь Феоктиста («богозданная»), освященная в честь свт. Николая Мирликийского. В наст. время кроме этих храмов в Л. имеется ряд часовен, нек-рые из них расположены на месте древних келий. В 493 г. к северу от Великой Л. была построена т. н. Малая киновия, предназначенная для новоначальных иноков, желавших подготовить себя к отшельнической жизни ( Idem. Vita Ioan. Hesych. 6). Совр. монастырь Дейр-Мар-Саба, занимающий сравнительно небольшую территорию (ок. 60×100 м), представляет собой лишь центральную часть древней Великой Л., кельи к-рой были разбросаны на скалах по берегам потока Кедрон, к югу и северу от нынешнего мон-ря, на протяжении ок. 2 км. В наст. время настоятелем мон-ря является Иерусалимский патриарх, фактически Л. управляют назначаемый патриархом «духовник» (наместник) в сане архимандрита и 2 его помощника. В 510 г. была основана Семиустная Л., к-рая находилась примерно в 4 км к северо-западу от Великой Л. (ныне Хирбат-Джинджас, к северу от Кедронской долины), возле т. н. Семиустной цистерны (Επτστομος λκκος), устроенной имп. Евдокией в 20 стадиях от Л. прп. Евфимия ( Idem. Vita Sabae. 39). Семиустная Л. была сравнительно небольшой, в ней могли разместиться не более 20 монахов. Характеристики, типичные для равнинных Л., в основном относятся к этой Л.: симметричная структура с четким разделением между 2 группами келий, каменная ограда правильной формы, центральные здания, по форме напоминающие киновию ( Hirschfeld. 2003).

http://pravenc.ru/text/2462411.html

—29— Таким образом, иверские монастыри в Палестине, благодаря главным образом собранным в Иверии деньгам, окончательно и навсегда перешли в руки греков святогробцев, которые сделались их единственными хозяевами и распорядителями. Сербы, как мы видели, владели лаврой Саввы Освященного и в самом Иерусалиме Архангельским монастырём. Но при патриархе Феофане они настолько задолжали, вследствие нерасчётливого ведения хозяйства, что продали всё, что можно продать, а всего накопившегося на них долга всё-таки не уплатили. Тогда сербы будто бы оставили окончательно свои монастыри и разбежались, так что в монастырях их не осталось ни одного человека. В виду итого латиняне задумали было овладеть Архангельским монастырём, который был от них в недальнем расстоянии, а армяне хотели завладеть лаврой св. Саввы. Но патриарх Феофан отдал заимодавцам 54,000 гросий долгу, бывшего на тех монастырях, и получил их в своё полное владение. Деньги на это Феофан добыл таким образом: он отправился в Молдавию к воеводе Василию и в первый же день по приезде утром явился во дворец господаря. „Василий, рассказывает Досифей, вышел босыми ногами встретить владыку, а сей подаёт ему верёвку и говорит: Сын мой! удави меня, чтоб не удавили меня турецкие заимодавцы. И государь тотчас написал в Константинополь к чиновникам своим, и они отдали заимодавцам долг св. Гроба – 6000 венецианских флоринов. Не много спустя приехал в Яссы ага с царским повелением взять патриарха за другие 6,000 флоринов, кои он был должен. Господарь заплатил и эти деньги“ 1486 . Таким образом, лавра св. Саввы и монастырь Архангельский в Иерусалиме, которыми ранее владели сербы, благодаря денежному пособию молдавского воеводы, уже при п. Феофане окончательно перешли в руки греков. Впрочем, лавра св. Саввы и после приобретения её Феофаном долгое ещё время оставалась в запустении. Во время Досифея „в ней оставалась одна только церковь , а стен —30— уже не было и потому бродили там овцы и козы арабов; да и в самой церкви держали арабы овощи и быков своих, а жёны их входили в монастырь и попирали его“. Лавра св. Саввы была вполне восстановлена только Досифеем 1487 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010