По мнению ряда ученых сербско-македонская школа отразилась в монументальной живописи новгородских храмов XIV века. Относительно этого можно привести ряд свидетельств: Сычев в «Истории всех времен и народов» отмечает, что «в XIV веке, в искусстве Москвы, Пскова и декоративных росписей некоторых храмов Новгорода (Ковалеве), черты стилей сербско-македонской школы сказались с значительной ясностью»... Вопрос о балканских влияниях на русскую живопись XIV века наиболее широко и четко поставили французские ученые Диль и Милле. Последний пишет: «С македонской школой было связано значительное художественное движение на Руси, центром которого был Новгород. Наши иконографические изучения подтверждают эти выводы». Положения Милле были всецело поддержаны Дилем. В. Георгиевский в своем труде «Фрески Ферапонтова монастыря» сближает новгородские фрески Болотова, Феодора Стратилата с сербскими Раваницы, Каленича, Манассии, Жичи, Студеницы, Любостыни – по цвету их нежных, воздушных, зеленовато-лазурных фонов, по особой обработке полированного левкаса. В русской миниатюре и иконе XIV века Лихачев отмечает южно-славянские влияния, в частности, сходство с миниатюрами сербской Псалтыри. Но влияние сербского искусства выразилось, конечно, не только в манере изготовлять левкас и внешних приемах, но прежде всего в самих сюжетах и их трактовке. В своем искусстве Сербия запечатлела свой духовный облик. Каков же он был? Это подробно изъясняет профессор Белградского университета М. Васич в своем обстоятельном исследовании: «Исихазм в Церкви и искусстве средневековой Сербии». В 1219 году создана св. Саввою независимая Сербская Церковь , и этот год имеет тройственное значение в жизни Сербии: в истории ее Церкви, цивилизации и искусстве. Св. Савва был исихастом в точном смысле слова: весь проникнутый учением древних отцов пустыни и учением св. Симеона Нового Богослова , он проложил то русло, по которому неизменно с той поры потекла духовная жизнь Сербии вплоть до наших дней. Преемники св. Саввы на Сербской архиепископии свято блюли и хранили его дух. Архиеп. Иаков был учеником преп. Григория Синаита и укрепил в Сербской Церкви дух исихазма. О нем упоминает патриарх Константинопольский Каллист I, биограф Григория Синаита .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

1) Чудотворная икона Божией Матери, так называемая Закланная; 2) икона Божией Матери названная Провозвестительницею; 3) на горнем месте находится икона Пресвятыя Богородицы, называемая Ктиторскою; 4) икона Божией Матери, названной Отрады, или Утешения; 5) в дохиарной монастыря находится иная чудотворная икона Божией Матери, называемая Елеоточивою и 6) над вратами монастыря находится чудотворная икона Божией Матери. Здесь есть много св. мощей в отдельных частях: глава св. Григория Богослова, глава св. Андрея Критскаго; нога св. Апостола Варфоломея; части св. мощей св. великомуч. Феодора Стратилата, стопа ножная до великой кости св. Параскевы Римляныни; часть св. мученика Кирика, части от глав св. мучеников Сергея и Вакха, часть главы священномуч. Харалампия, часть от правой руки священномуч. Ермолая, часть правой ноги св. великомуч. Пантелеимона; часть руки св. муч. Трифона; часть руки св. Иоанна Милостиваго; кость от плеча св. Архидиакона Стефана; часть руки св. муч. Марины; головной череп новаго чуд. Евдокима; св. Модеста часть главы и честное миро св. великомуч. Димитрия Солунскаго. Кроме соборнаго Благовещенскаго храма, в Ватопеде есть и другие, а именно: 1) Успения Пресвятой Богородицы; 2) Рождества Богородицы; 3) Преображения Христова; 4) св. Иоанна Предтечи; 5) св. Димитрия Солунскаго; 6) святителя Николая; 7) преподоб. Онуфрия Великаго; 8) св. Апостолов; 9) св. Архангелов; 10) св. Иоанна Златоустаго; 11) св. Трех Святителей; 12) св. бессребреников Космы и Дамиана; 13) св. великомуч. Феодора Тирона и Феодора Стратилата; 14) св. равноапостольных Константина и Елены; 15) св. великомуч. Георгия Победоносца; 16) в честь пояса Пресвятыя Богородицы. Ватопед, по преданию, основан св. равноапост. царем Константином в первой половине IV века, но в том же столетии разорен богоотступником Иулианом, а в конце того же столетия восстановлен греческим императором Феодосием, в признательность Богу за спасение от потопления его сына Аркадия. В последствии, по вторичном разорении арабами в 862 г., он был возобновлен по совету св. Афанасия Афонскаго, в X веке, тремя братьями из Адрианополя: Афанасием, Николаем и Антонием. В XIII в. много благодетельствовали Ватопеду св. Савва Сербский с родителем своим св. Симеоном (бывшим царем Сербским). От Ватопеда до скита св. великомученика Димитрия полчаса ходу, до Пантократора два часа, а до Кареи три часа.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1450

царь Константин и царица Елена; вверху серафим (на откосах окна), Воздвижение Честного Креста Господня (над окном, под сводом); св. мученик Василиск, св. Иоанн Белгородский (см. таб. XX), свв. князья Ярославские – Федор, Давид и Константин; Изведение из темницы св. апостола Петра; Двенадцатилетний Иисус в синагоге между учителями (все эти изображения на правом столбе); Чудо архистратига Михаила в Колоссах, Изгнание торгующих из храма; преп. Савва Освященный, преп. Евдокия и Евпраксия – (все на левом столбе), Богоявление Господне, Сретение, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим (в среднем своде); пророки Софония, Наум, Елисей, Иеремия (под аркой, к иконостасу); мученицы Екатерина, Варвара, Анна, Фекла (в своде левой стороны); мученики Феодор, Тирон, Вонифатий, Трифон, Андрей Стратилат (в своде правой стороны); восемь серафимов (по четыре на правой и левой сторонах); свв. царицы Александра и Ирина; свв. Леонтий и Фокий (под аркой, к иконостасу); свв. Христина и Улияния; мученики Кир и Иоанн (под второй аркой); Богоматерь Печерская; притча о богаче (над аркою к своду); Закхей; два апостола, отвязывающие ослицу, «Христос посылает учеников уготовати пасху» (под аркой, над хорами); мученицы Параскева и Пелагея; мученики – Стратоник и Диомид (над аркой, к своду). Многие, говорит Иван Егорович Забелин, находят, что вся стенопись отличается своей близостью к итальянским образцам первого времени (?!). В особенности это обнаруживается не только в раскраске, т.-е. в самом письме, сколько в первоначальном его очерке или прописях, исполненных в значительной степени художественною работою. – Если мы припомним, – продолжает он, – что в том же Благовещенском соборе находится четверочастная икона (у южной стены, на правом клиросе), в коей одно изображение – «Единородный Сыне» – указывает на рисунок Чимабуэ, а другое – «Во гробе плотски» писано без изменений с рисунка Перуджино; если при этом за достоверное известно, что эта икона писана в 1554 году псковскими мастерами, призванными в Москву вместе с мастерами новгородскими, именно для восстановления Иконописания и стенописания в Благовещенском соборе после пожара 1547 года, то нам весьма будет понятно появление и в первоначальной стенописи собора приемов итальянского же мастерства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Фульдская летопись (Фульдские анналы) – Annales Fuldenses sive annales regni Francorum orientalis/Ed. F. Kurze. Hannover, 1895. Шафенбургская хроника (анналы Ламперта Херсфельдского) – Lampertus, monachus Hersfeldensis. Opera/Ed. 0. Holder-Egger. Hannover, 1894. Эйнхард – Einhardus. Vita Karoli Magni/Ed. 0. Holder-Egger. Hannover, 1911. Экумений – Oecumenius. Opera omnia/Patrologiae cursus completus: Series graeca/Accurante J.-P. Migne. Parisiis, 1864. Т. 118–119. Glagolita Clozianus (Клоцев сборник) – Dostdl A. Clozianus. Praha, 1959. Notitiae episcopatuum – Darrouzes J. Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae. Paris, 1981. Вселенские святые, подвизавшиеся или скончавшиеся на территории будущей российской империи (в Крыму и на Кавказе) до крещения Руси 628 I век Св. апостол Андрей Первозванный († 62, память 30 ноября) – проповедник Евангелия в Крыму, Закавказье и по Днепру («на горах Киевских»), в будущих пределах Новгородских, на о. Валааме. Св. апостол Симон Кананит (память 10 мая) – проповедник Евангелия в Абхазии, где и скончался. Св. апостол Матфий († 63, память 9 августа) – проповедник Евангелия в Колхиде. Св. апостол Варфоломей († 68, память 11 июня) – проповедник Евангелия в Великой Армении в 64–68 гг., где и скончался мученически. Св. апостол от 70-ти Фаддей († 44–50, память 21 августа) – проповедник Евангелия в Великой Армении. Св. апостол Иуда Фаддей Левий, брат Господень († ок. 80, память 19 июня) – проповедник Евангелия в Великой Армении в 66–69 гг., где был распят на кресте. II век Священномученик Климент, папа Римский, и его ученики свв. Корнилий и Фив († ок. 101, память 25 ноября) – в 98 г. сосланы в Херсонес Таврический, где и скончались. Свв. мученики Инна, Пинна и Римма, Готские (нач. в., память 20 января). III век Свв. мученики Калогер и Парфений, из Армении († 249, память 19 мая). Свв. мученик Савва Стратилат и с ним 70 воинов мучеников Готских († 272 в Риме, память 24 апреля). IV век Св. мученик. Василиск († ок. 308, память 22 мая) – был сослан и принял мученичество в местечке Команы (Абхазия).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Георгия (1313-1319) в Старо-Нагоричино П. показан в ряду преподобных (всего 10 святых) вместе с Иларионом Великим и Алексием, человеком Божиим. К этому памятнику близки по времени создания фрески собора Рождества Пресв. Богородицы Снетогорского монастыря (1313), в программе росписи которого чин преподобных расположен вблизи алтаря - в нижнем регистре на вост. стене наоса. Среди атрибуируемых святых: Онуфрий Великий, Никон Метаноит, Феодор Студит, Савва Освященный, Феоктист (Палестинский?) и П. П., чей образ опознается благодаря хорошо сохранившейся надписи (см.: Сарабьянов. 2008. Ил. 18 на с. 78). Фигура П. П. (первоначально погрудная, после растесывания арки - оплечная) в этом ряду преподобных, отображающем, по мнению В. Д. Сарабьянова, различные ступени монашеского подвига, знаменует смирение (Там же. 2008. С. 79). У святого высокий, в т. ч. благодаря проплешине, лоб, чуть всклокоченные на висках седые волосы, густая, недлинная клиновидная борода, разделенная на конце на 5 прядей. Более аскетичным выглядит образ святого в росписи новгородской ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью (70-е гг. XIV в.). Он включен в ряд монахов-аскетов в росписи хор - полуфигура в медальоне размещается на вост. стене помещения, над лестницей на хоры (см.: Лифшиц. 1987. Табл. 296; Царевская. 2003. Ил. 5 на с. 90). В лити кафоликона Хиландарского монастыря на Афоне (фрески, 1321, переписаны в 1804) - в иллюстрациях «Лавсаика» представлены 2 сцены с П. П.: он оставляет неверную супругу и приходит к прп. Антонию Великому; прп. Антоний Великий принимает П. П. К памятникам минейного типа, включающим изображение этого преподобного, относятся: миниатюра в имп. Минологии (ГИМ. Греч. 376 (Син. греч. 183), 2-я четв. XI в.); роспись в нартексе ц. Успения Пресв. Богородицы монастыря Грачаница (ок. 1320) - под 4 окт., в рост, надпись: «ст. Павлъ Аплоусъ»; миниатюра в греко-груз. рукописи кон. XV в. (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O.I.58. Л. 80 об.) - ростовой образ святого помещен под 5 окт., у него средней длины клиновидная борода, голова не покрыта (куколь лежит на плечах), в правой руке держит крест, ладонь левой - перед грудью, раскрыта наружу.

http://pravenc.ru/text/2578567.html

Под сводом южной стороны изображены Преображение и ниже Исцеление Лазаря и Вход Господень в Иерусалим. В следующем поясе - фигуры Святого Георгия, Федора из Тир, Прокопия, Евстафия, Иакова Персенянина. Под сводом в южной нише - Рождество Христово, Избиение младенцев, Сретение, Крещение Господне, Тайная вечеря. Перед сводом - фигуры пророков. В юго-западном углу изображены Рождество Пресвятой Богородицы, Двенадцатилетний Иисус в храме, Святые Козьма и Дамиан. На куполе - Искушение Христа. На южной стене Святые Антоний, Евфимий, Савва и Стефан Молодой. Под сводом западной угловой ниши - Рождество Христово, Сотворение Чуда, Святой Пантелеймон и Ермолай. Под куполом - Воздвижение Святого Креста. На северной стене - Святые Эфраим, Великий Арсений, Иоанн Климак, Феодосий. На переднем плане - Святые Самсон и Диомидис. Под сводом северного помещения изображено Воскресение. Ниже Приветствие, Явление Христа апостолам. Далее пояс с фигурами свидетелей и фигуры святых Меркурия, Артемия, Нестора, Федора Стратилата и Димитрия. Под северным сводом - Захоронение кустодия, Плач, Явление Христа на озере Тивериада. В центре изображения пророков. Торжественную иконопись дополняют фрески нефа. На куполе изображена композиция, окружающая Всевышнего, что описывает псалмы 148, 149 и 150. В заостренных углах и восточной стене большая сцена Страшного Суда. В юго-восточной части нефа три отрока в пещи огненной, рядом - Даниил в яме со львами. Остальные площади нефа покрыты сценами по порядку мученичеств Святых Георгия, Димитрия, Нестора, Феодора, Дионисия, Игнатия, Андрея, Иакова Евгения, Мардария, Антипа и др., а также фигуры аскетов и отшельников. Ряд стеновых фресок, иконопись, эскизы, цвет и техника объединяют отделку Собора монастыря Русану с большими настенными фресками «Критской школы» на Святом Афоне и на Метеоре, а также с соседним монастырем Дусика. Под впечатлением от работы художника Франко Кателано в монастыре Варлаама, художник монастыря Русану вводит в иконопись живой красный цвет - цвет огня, который, собственно, отличает его стиль.

http://sobory.ru/article/?object=10323

была восстановлена в романских формах. Экзонартекс Ж. стал 1-м подобным сооружением в Сербии; вслед за ним те же мастера пристроили экзонартексы к соборам мон-рей Студеница (ок. 1235) и Милешева (ок. 1236). Архитектура собора оказала большое влияние на развитие сербского церковного строительства XIII в. В 1290 г. собор почти полностью был разрушен, но был восстановлен в кон. XIII - нач. XIV в. В нач. XIX в., во время тур. завоевания, здание лишилось кровель, притвор и части парекклисионов обрушились. Основная часть здания была восстановлена между 50-ми и 80-ми гг. XIX в., капитальная реставрация была произведена в 1925-1932 гг. усилиями архитекторов А. Дероко и М. Коруновича. Во время бомбардировки и пожара 1941 г. были разрушены купола; восстановление закончилось к 1953 г., стены храма по афонской традиции получили темно-красную раскраску. Новая реконструкция, приблизившая внешний вид храма к первоначальному, была осуществлена после землетрясения 1987 г. Внутренний двор мон-ря Жича Внутренний двор мон-ря Жича Другие постройки Ж. Церковь святых Феодора Тирона и Феодора Стратилата находится к востоку от собора. Это перекрытое полуцилиндрическим сводом небольшое здание (сер. XIV в.) с широкой полукруглой апсидой (2-я пол. XVIII - нач. XIX в.), построенное из кирпича и больших каменных блоков. Сохранились остатки фресок на фасаде и в люнете над входом (лики св. Феодоров). Др. храм находится к югу от главного. Это небольшое здание с широким куполом, зап. фасад к-рого соединен переходом с корпусом келий. Согласно археологическим данным, Ж. была обнесена стенами с башнями. Частично сохранились зап. ворота мон-ря с поствизант. фресками. При реставрации 1925-1932 гг. мон-рь был вновь обнесен невысокой каменной оградой. Тогда же были возведены трапезная, келейные корпуса, надстройка над зап. воротами и др. здания, являющиеся ярким примером поисков серб. архитекторов эпохи модерна и ар-деко. Фрески Первоначальная роспись собора Вознесения 1220-1221 гг. сохранилась частично из-за разрушений в посл. четв. XIII в. В юж. рукаве трансепта сохранилось «Распятие», в северном - «Снятие с креста». Расположение этих сцен в нижней зоне трансепта может быть связано с тем, что перед ними находились проскинитарии со святынями Страстей Господних, по сторонам композиций - фигуры апостолов. К древнейшему слою относится изображение ангелов в люнетах над проходами в парекклисионы. Сохранившиеся фрески свидетельствуют о том, что св. Савва пригласил лучших мастеров для украшения архиепископского храма. В росписи еще заметно влияние позднекомниновского искусства, хотя уже преобладает новый монументальный стиль, характерный для визант. живописи первых десятилетий XIII в., когда столица империи была оккупирована латинянами. Композиции ясные и хорошо обозримые, рисунок крупных, гармонично сложенных фигур чист.

http://pravenc.ru/text/182327.html

На Росткине храм камен Царь Константин, приделы два: Дмитрий Великомученик да Илья Пророк. На Яневе храм камен Царь Константин, 2 придела: Дмитрий Великомученик и Илья Пророк. На Яневе храм камен, 40 Мученик, а у него два придела: Покров Богородицы да три Отроки, Спевсипп, Елевсипп, Мелевсипп. На Щеркове храм камен ФЕОДОР СТРАТИЛАТ, у него два придела: Феодор Тирон да Игнатий Священномученик. На Розваже храм камен Преображенье Христово да придел Василий Кесарийский. На Розваже ж монастырь мужской, а в нем храм камен Никола Чудотворец; трапеза древяна, а в ней храм Благовестие Богородицы, да придел Антип Священномученик; на воротах храм древян Варлаам Преподобный. На Козмодемьяне храм камен КОЗМА и ДАМЬЯН, да два придела: Покров Богородицы да Екатерина Мученица. Другой храм камен Савва Освященный да придел Собор Иоанна Крестителя. На Холопье храм камен, Козма и Дамьян, да 3 придела: Преображенье Христово, Никола Чудотворец, Екатерина Мученица. На Боркове храм камен Георгий Мученик, да трапеза древяна, а в ней храм Рождество Христово. На Яковле улице три храмы каменны: ЯКОВ АПОСТОЛ, а придел Покров Богородица; храм НИКОЛА Чудотворец, храм ПАНТЕЛЕЙМОН Мученик, а в нем Чудотворец Никола Кочанов лежит. На Дославе храм камен МИНА Великомученик, да храм древян, Преподобная Мария Магдалина. В городе Земляном, на Лукинской, Лука Апостол, камен. На Здвиженской Воздвиженье Честного Креста, камен. На Рядетине Троица, камен. На Новинке: Василий Парийский древян Василий Кесарийский камен, Образ Нерукотворен камен, Введенье Богородицы камен, Иоанна Усекновение, да Никола Чудотворец, каменны – Архистратиг Γαвриил, камен. Монастырь девич Варварин, а в нем храмы: Варвара, да все Святые, каменны. На Волосове храм ВЛАСИЙ, камен. На Добрыне храм Иаков Апостол, камен. Монастырь девич на ДЕСЯТИНЕ – храм Успение Богородицы, камен. В Козмодемьянском Заполье храм древян Пречистой Богородицы Успенье. В Чудинцовском Заполье монастырь мужской, а в нём храм камен, Никола Чудотворец; трапеза каменная, а в ней храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Мы поставили самовар, и, напившись чаю, я пошел в монастырь. И тайны этой никто не знал. + + + В главном Свято-Троицком Соборе монастыря изображено над южным выходом дивное видение: явление Божией Матери о. Ионе 1 марта 1861 г. Посередине Богоматерь в обычном хитоне, покрывающем главу и плечи. В правой руке у Пречистой жезл – символ игуменства. Божия Матерь окружена огненным сиянием в виде огненной купины. По обеим сторонам предстоят лики святых, направо: прп. Афанасий Афонский , Антоний и Феодосии Печерские , святитель Михаил, митрополит Киевский, прп. Петр Афонский, Феодор Студит , Антоний Великий , Феодосии Великий, Пахомий Великий , Паисий Великий, Евфимий Великий, Арсений Великий , Сысой Великий, Савва Освященный, Авва Дорофей , Ефрем Сирин , Харитон Исповедник, Варсанофий, Пимен Великий , Макарий Великий , Андрей Критский , Кассиан Римлянин , Исаак Сирин , Марк Фрачевский, Макарий Египетский , Пафнутий, Павел Препростый, Иоасаф Царевич Индийский, Иоанн Колов, Виталий, Варлаам, Иоанн Лествичник , Иосиф Песнописец; налево: Свв. Апостолы Петр, Марк. Евангелисты: Иоанн Богослов, Матфей и Лука; Симеон, Павел, Иаков, Андрей, Филипп, Фома, Варфоломей. Равноапостольные цари Константин и Елена, равноапостольные князи Владимир и Ольга, благоверный князь Александр Невский, князья-мученики Борис и Глеб, царевич Димитрий, царица Александра мученица, Георгий Победоносец и Димитрий Солунский, великомученик Пантелеймон Исцелитель, Меркурий, царица Феодора, мученик Феодор Тирон, Иоанн Воин и Феодор Стратилат. Явление Божией Матери 9 марта 1862 года После этого происшествия я опять занялся своим делом в Выдубецком монастыре по назначению отца архимандрита Вениамина. Старался позабыть о происшедшем и быть спокоен. 9 марта мне нужно было зачем-то сходить в сад, что-то сказать отцу Иоанну и брату Гавриилу. Я встал, умылся и пошел на гору через форточку (калитку), которая всегда была открыта. Поднявшись вверх, я увидел сильный пожар. Я хотел подойти поближе, но страх так овладел мною, что я остался на месте и не мог двинуться, думая, что они там сгорят.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как показали недавние реставрационные работы, запись 1847 г. (кроме Богородицы с Младенцем Христом в руках возле иконостаса) в целом повторяет фрески XIV в., т. о., можно восстановить первоначальную программу стенной живописи. В конхе апсиды - Богородица на престоле с Младенцем Христом, по сторонам - ангелы, Служба св. отцов, на стенах апсиды - Причащение апостолов, Рождество Христово и Сошествие во ад. В наосе представлены остальные двунадесятые праздники, сцены жизни Христа (Христос беседует с самарянкой, Исцеление слепого, Христос благословляет отрока), Его страдания (Предательство Иуды, Шествие на Голгофу, Распятие, Снятие с креста, Оплакивание Христа), Его явления по Воскресении (Христос в Эммаусе, «Мир вам», Уверение Фомы, Христос на море Тивериадском), 2 сцены из цикла жизни Богородицы (Рождество, Введение во храм) и 2 композиции прообразовательного характера, также посвященные Богородице («Три отрока в пещи огненной», «Свыше пророцы Тя предвозвестиша»). Отдельные святые расположены в 1-м ярусе на стенах и на столпах (Косма, Дамиан, Пантелеимон, Ермолай, Сампсон, Кир, Иоанн, Фотий, Аникита, Фалалей), мученики, преимущественно в медальонах, св. воины в рост (Нестор, Прокопий, Артемий, Меркурий, Феодор Тирон и Феодор Стратилат, Димитрий и Георгий), преподобные (Мария Египетская, Савва и Евфимий). На вост. стене притвора - изображения ктитора с серб. святыми, пророков, композиция «Благовещение Пресв. Богородицы», святые Димитрий и Георгий, а также обширный житийный цикл врачей-бессребреников Космы и Дамиана. Иконография росписи в целом относится к позднепалеологовскому искусству. Привлекают внимание редкие композиции («Свыше пророцы Тя предвозвестиша») и изображения (один из ранних образов свт. Григория Паламы с надписью: «Преосвященный архиепископ Фессалоникийский Григорий и новый Златоустый, чудотворец»). Судя только по расчищенным образам (архангелы Михаил и Гавриил около Богородицы в апсиде, св. Григорий Палама в диаконнике, Симеон Богоприимец и св. воины в наосе), здесь работали талантливые живописцы.

http://pravenc.ru/text/149927.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010